РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Волшебный мир книг»
для обучающихся 2 класса
в соответствии с ФГОС II поколения
Общекультурное направление
(на 2020-2021 учебный год)
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебный мир книг» (общекультурное направление) разработана для внеурочных занятий с учащимися 2 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования.
Новизна программы внеклассных мероприятий по литературному чтению «Волшебный мир книг» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.
Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Занятия с детьми целесообразно проводить один раз в неделю. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др.
Цели и задачи:
- расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;
- обогащение нравственно–эстетического опыта ребенка;
- формирование активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;
- формирование познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к творчеству писателей.
Прогнозируемый результат реализации программы
1. Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.
2. Умение работать с книгой.
3. Умение работать с текстом.
4. Заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных способностей у своих детей.
Режим занятий
Основной формой работы являются учебные занятия. Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Всего 68 занятий в год.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности,
включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
устанавливать аналогии.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приѐмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Итоги реализации программы могут быть представлены
через презентации проектов;
через выставки детских работ;
через участие в конкурсах чтецов.
Календарно-тематическое планирование курса по внеурочной деятельности
«Шаг к успеху» (68 часов в год)
№ урока | Тема и основное содержание занятия | Кол-во часов | дата |
всего | теория | практика | зачетное мероприятие | план | факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| | 68 | 31 | 34 | 3 | | |
1-2 | Проект. Самые интересные книги, прочитанные летом. Конкурс рисунков по прочитанным книгам | | | 1 | 1 | | |
3-4 | Малые фольклорные жанры. «На ярмарке» | | 1 | 1 | | | |
5-6 | Русские народные сказки | | 1 | 1 | | | |
7-8 | Сказки А.С.Пушкина | | 1 | 1 | | | |
9-10 | Сказки русских писателей | | 1 | 1 | | | |
11-12 | Рассказы, сказки, басни Л.Н.Толстого и Д.К.Ушинского | | 1 | 1 | | | |
13-14 | Стихи русских поэтов об осени | | 1 | 1 | | | |
15-16 | Рассказы о животных В.Бианки, Н.Сладкова, Е.Чарушина | | 1 | 1 | | | |
17-18 | «Всѐ наоборот». Весѐлые стихи Ю.Мориц, Д.Хармса, Ю.Владимирова, Г.Сапгира, В.Берестова | | 1 | 1 | | | |
19-20 | Стихи о детях и для детей С.Маршака, А.Барто, С.Михалкова | | 1 | 1 | | | |
21-22 | Сказки и стихи К.И.Чуковского | | 1 | 1 | | | |
23-24 | Рассказы и сказки Н.Носова | | 1 | 1 | | | |
25-26 | Современные детские журналы | | 1 | 1 | | | |
27-28 | «Что? Где? Когда?: энциклопедии и справочники | | 1 | 1 | | | |
29-30 | Комиксы | | 1 | 1 | | | |
31-32 | Стихи русских поэтов о зиме | | 1 | 1 | | | |
33-34 | Все-все-все Алана Милна | | 1 | 1 | | | |
35-36 | Творчество Эдуарда Успенского | | 1 | 1 | | | |
37-38 | Творчество Г.Остера | | 1 | 1 | | | |
39-40 | «Тайное всегда становится явным». Рассказы В.Драгунского о детях | | 1 | 1 | | | |
41-42 | Твои защитники | | 1 | 1 | | | |
43-44 | Былины и богатырские сказки | | 1 | 1 | | | |
45-46 | Мама-главное слово | | 1 | 1 | | | |
47-48 | Сказки разных народов | | 1 | 1 | | | |
49-50 | Зарубежный фольклор | | 1 | 1 | | | |
51-52 | Литературные сказки зарубежных писателей. Сказки Шарля Перро | | 1 | 1 | | | |
53-54 | Сказки Ганса Христиана Андерсена | | 1 | 1 | | | |
55-56 | Сказки братьев Гримм | | 1 | 1 | | | |
57-58 | Сказка Р.Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно» | | 1 | 1 | | | |
59-60 | Сказка Д.Родари «Приключения Чипполино» | | 1 | 1 | | | |
61-62 | Астрид Линдгрен «Малыш и Карлосон». Обобщение по литературным сказкам. Игра «Умники и умницы» | | 1 | | 1 | | |
63-64 | Стихи о весне | | 1 | 1 | | | |
65-66 | Сочинение «Моя любимая книга» | | | 1 | 1 | | |
67-68 | Читательская конференция «Книги: для чего они?». Итоговое занятие. | | | 2 | | | |