Пояснительная записка
Одним из направлений внеурочной деятельности обучающихся является интеллектуально - развивающее направление, которое представлено детским кружком «Мир шашек и шахмат»
Программа кружка «Мир шашек и шахмат» разработана Николаевой М.С. на основе примерной программы спортивно-оздоровительного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования и авторской программы Тимофеевой А.А. «Шахматная школа». Программа соответствует требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Программа выполняет следующие функции:
Познавательная:
- расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы);
- развивает изобретательность и логическое мышление.
- формирует устойчивый интерес дошкольников к игре в шахматы и шашки;
- способствует освоению детьми основных шахматных понятий: шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция, шахматная нотация, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур, рокировка, пат, мат, ничья, шахматные часы.
- развивает умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи;
- знакомит с правилами поведения партнёров во время игры, учит детей во время партии действовать в соответствии с этими правилами;
- учит детей взаимодействовать между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а так же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры.
- обеспечивает успешное овладение дошкольниками основополагающих принципов ведения шахматной и шашечной партии.
- содействует активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской.
Воспитательная:
- вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость, а также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
Эстетическая:
- обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.
Физическая:
- побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.
Коррекционная:
- Помогает гиперактивному ребенку стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.
Главная цель создания программы и методического пособия:
Обучение школьников принципам шахматной и шашечной игры, воспитание у них интереса и любви к игре в шахматы и шашки и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития; создание условий для личностного и интеллектуального развития старших школьников, формирования общей культуры посредством обучения игре в шахматы.
Задачи программы:
1.Популяризация шахматной и шашечной игры среди детей образовательного учреждения.
2.Организация здорового досуга.
3.Подготовка детей, владеющих элементарными основами шахматной и шашечной игры.
4.Развитие логического мышления и способности к самостоятельному принятию решений.
5.Развитие природных задатков, творческих и специальных способностей детей.
В данной программе производится:
- обучение школьников принципам шахматной и шашечной игры;
- воспитание у детей школьного возраста интереса и любви к этим играм, а также подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития;
- создание условий для личностного и интеллектуального развития старших школьников;
- формирование общей культуры посредством обучения игре в шахматы и шашки.
Реализация программы.
Реализация данной программы осуществляется на подгрупповых занятиях в форме игр, эстафет, упражнений, бесед, конкурсов с использованием методического пособия в виде «карточек - заданий» для каждого ребёнка.
Количество детей в подгруппе 8-12 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий - 35-40 минут.
Этапы реализации программы – 1 год.
Занятия по данной программе носят интегрированный, занимательный и побудительный характер, они построены в форме игры, что делает их интересными для детей.
Занятия должны проводиться в помещении с хорошим освещением и вентиляцией. Для занятий необходимы: столы, стулья, демонстрационная шахматная доска с магнитными фигурами, шахматные часы, маркеры, демонстрационный материал к занятиям, индивидуальные «карточки-задания» на каждого ребенка, наборы цветных карандашей, простые карандаши, рабочие тетради, комплекты настольных шахмат и шашек.
Предполагаемый результат
Ожидаемые результаты:
1.Обучить шахматной и шашечной игре как можно больше школьников.
2.Довести обучение игре в шахматы и шашки детей школьного возраста до более высокого уровня.
К концу учебного года дети должны знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры.
Итогом реализации дополнительной образовательной программы является организация тренировочных турниров, эстафет, викторин, соревнований.
Содержание разделов программы
Шахматная доска и фигуры
Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста. Понятие о здоровом образе жизни.
Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шашек.
Ходы и взятие фигур Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
Цель и результат шашечной партии Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.
Общие принципы разыгрывание партии
Понятие о шашечном турнире. правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика.
Особенности хода «дамки» Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название темы | Количество часов | Дата проведения. |
Практ. | Факт. |
1. | История шашек и шахмат. Название фигур. | 1 | | |
2. | Шахматная и шашечная доска. Начальное положение фигур. Название и сила фигур. | 1 | | |
3. | Правила шашечной игры. Начало партий: «Городская партия», «Обратная городская партия». | 1 | | |
4. | Начало партий: «Кол», «Обратный кол» | 1 | | |
5. | Ловушки в начале партии. Первая и вторая ловушка. | 1 | | |
6. | Ловушки в начале партии. Третья и четвертая ловушка. | 1 | | |
7. | Ловушки в начале партии. Пятая и шестая ловушка. | 1 | | |
8. | Шашечные окончания. Четыре дамки против одной. | 1 | | |
9. | Шашечные окончания. Три дамки против одной. | 1 | | |
10. | Учебные игры в шашки и участие в районных соревнованиях по русским шашкам. | 1 | | |
11. | Правила шахматной игры. Ходы фигур. Взятие фигур. | 1 | | |
12. | Шах и мат. Ничья. | 1 | | |
13. | Начало партии «Детский мат» | 1 | | |
14. | Начало партии «Скандинавская партия» | 1 | | |
15. | Начало партии «Сицилианская защита» | 1 | | |
16. | Мат одинокому королю. Ладейные окончания. | 1 | | |
17. | Мат одинокому королю. Ферзь, ладья и король против короля. | 1 | | |
18- 19. | Учебные игры и участие в районных соревнованиях по шахматам. | 2 | | |
20. | Рокировка. Бой и защита. Размен. Сравнительная сила фигур. | 1 | | |
21- 22. | Пешечные окончания. | 2 | | |
23. | Слоновые окончания. | 1 | | |
24. | Коневые окончания. | 1 | | |
25. | Ферзь против пешки. | 1 | | |
26. | Ладья против пешки. | 1 | | |
27. | Ферзь против ладьи. | 1 | | |
28. | Учебные игры в шахматы. | 1 | | |
30- 31. | Учебные игры по шахматам и по русским шашкам и участие в районных соревнованиях. | 3 | | |
32- 33. | Ловушки в начале партии в игре шашки. | 2 | | |
34 | Шашечные окончания. | 1 | | |
Список используемой литературы
1. Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский – М.,1996
2. Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч – 1996 - №3
3. Тимофеев А.А Общие подходы к концепсии «Шашки как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование. – 2006. - №4
4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2011Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский – М.,1996
5. Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч – 1996 г.