СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир Шашек и Шахмат"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир шашек и шахмат". Расчитана на 34 часа. По данной программе  могут заниматься дети из разных возрастных категорий. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир Шашек и Шахмат"»



Пояснительная записка

Одним из направлений внеурочной деятельности обучающихся является интеллектуально - развивающее направление, которое представлено детским кружком «Мир шашек и шахмат»

Программа кружка «Мир шашек и шахмат» разработана Николаевой М.С. на основе примерной программы спортивно-оздоровительного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования и авторской программы Тимофеевой А.А. «Шахматная школа». Программа соответствует требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Программа выполняет следующие функции:

Познавательная:

- расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы);

- развивает изобретательность и логическое мышление.

- формирует устойчивый интерес дошкольников к игре в шахматы и шашки;

- способствует освоению детьми основных шахматных понятий: шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция, шахматная нотация, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур, рокировка, пат, мат, ничья, шахматные часы.

- развивает умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи;

- знакомит с правилами поведения партнёров во время игры, учит детей во время партии действовать в соответствии с этими правилами;

- учит детей взаимодействовать между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а так же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры.

- обеспечивает успешное овладение дошкольниками основополагающих принципов ведения шахматной и шашечной партии.

- содействует активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской.

Воспитательная:

- вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость, а также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

Эстетическая:

- обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.

Физическая:

- побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.

Коррекционная:

- Помогает гиперактивному ребенку стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

Главная цель создания программы и методического пособия:

Обучение школьников принципам шахматной и шашечной игры, воспитание у них интереса и любви к игре в шахматы и шашки и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития; создание условий для личностного и интеллектуального развития старших школьников, формирования общей культуры посредством обучения игре в шахматы.

Задачи программы:

1.Популяризация шахматной и шашечной игры среди детей образовательного учреждения.

2.Организация здорового досуга.

3.Подготовка детей, владеющих элементарными основами шахматной и шашечной игры.

4.Развитие логического мышления и способности к самостоятельному принятию решений.

5.Развитие природных задатков, творческих и специальных способностей детей.

В данной программе производится:

- обучение школьников принципам шахматной и шашечной игры;

- воспитание у детей школьного возраста интереса и любви к этим играм, а также подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития;

- создание условий для личностного и интеллектуального развития старших школьников;

- формирование общей культуры посредством обучения игре в шахматы и шашки.

Реализация программы.

Реализация данной программы осуществляется на подгрупповых занятиях в форме игр, эстафет, упражнений, бесед, конкурсов с использованием методического пособия в виде «карточек - заданий» для каждого ребёнка.

Количество детей в подгруппе 8-12 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий - 35-40 минут.

Этапы реализации программы – 1 год.

Занятия по данной программе носят интегрированный, занимательный и побудительный характер, они построены в форме игры, что делает их интересными для детей.

Занятия должны проводиться в помещении с хорошим освещением и вентиляцией. Для занятий необходимы: столы, стулья, демонстрационная шахматная доска с магнитными фигурами, шахматные часы, маркеры, демонстрационный материал к занятиям, индивидуальные «карточки-задания» на каждого ребенка, наборы цветных карандашей, простые карандаши, рабочие тетради, комплекты настольных шахмат и шашек.

Предполагаемый результат

Ожидаемые результаты:

1.Обучить шахматной и шашечной игре как можно больше школьников.

2.Довести обучение игре в шахматы и шашки детей школьного возраста до более высокого уровня.

К концу учебного года дети должны знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры.

Итогом реализации дополнительной образовательной программы является организация тренировочных турниров, эстафет, викторин, соревнований.



Содержание разделов программы

  1. Шахматная доска и фигуры

Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста. Понятие о здоровом образе жизни.

Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шашек.

  1. Ходы и взятие фигур Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

  2. Цель и результат шашечной партии Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.

  3. Общие принципы разыгрывание партии

Понятие о шашечном турнире. правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика.

  1. Особенности хода «дамки» Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Учебно-тематический план


п/п

Название

темы

Количество

часов

Дата проведения.

Практ.

Факт.

1.

История шашек и шахмат. Название фигур.

1



2.

Шахматная и шашечная доска. Начальное положение фигур. Название и сила фигур.

1



3.

Правила шашечной игры. Начало партий: «Городская партия», «Обратная городская партия».

1



4.

Начало партий: «Кол», «Обратный кол»

1



5.

Ловушки в начале партии. Первая и вторая ловушка.

1



6.

Ловушки в начале партии. Третья и четвертая ловушка.

1



7.

Ловушки в начале партии. Пятая и шестая ловушка.

1



8.

Шашечные окончания. Четыре дамки против одной.

1



9.

Шашечные окончания. Три дамки против одной.

1



10.

Учебные игры в шашки и участие в районных соревнованиях по русским шашкам.

1



11.

Правила шахматной игры. Ходы фигур. Взятие фигур.

1



12.

Шах и мат. Ничья.

1



13.

Начало партии «Детский мат»

1



14.

Начало партии «Скандинавская партия»

1



15.

Начало партии «Сицилианская защита»

1



16.

Мат одинокому королю. Ладейные окончания.

1



17.

Мат одинокому королю. Ферзь, ладья и король против короля.

1



18- 19.

Учебные игры и участие в районных соревнованиях по шахматам.

2



20.

Рокировка. Бой и защита. Размен. Сравнительная сила фигур.

1



21- 22.

Пешечные окончания.

2



23.

Слоновые окончания.

1



24.

Коневые окончания.

1



25.

Ферзь против пешки.

1



26.

Ладья против пешки.

1



27.

Ферзь против ладьи.

1



28.

Учебные игры в шахматы.

1



30- 31.

Учебные игры по шахматам и по русским шашкам и участие в районных соревнованиях.

3



32- 33.

Ловушки в начале партии в игре шашки.

2



34

Шашечные окончания.

1







Список используемой литературы

1. Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский – М.,1996

2. Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч – 1996 - №3

3. Тимофеев А.А Общие подходы к концепсии «Шашки как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование. – 2006. - №4

4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2011Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский – М.,1996

5. Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч – 1996 г.