1.Пояснительная записка к программе по внеурочной деятельности
«Спортивные игры».
Закон Российской Федерации “Об образовании”,
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; СанПиН, 2.4.2.1178-02 “Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса” (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9;
Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”,
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 “О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования” в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
О недопустимости перегрузок учащихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);, Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.) ,
- Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 г. №329-ФЗ (ред. От 21.04.2011 г.); - «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М: Просвещение, 2009);
Актуальность и перспективность курса данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе, через специально организованную двигательную активность ребенка. Ориентирована на увеличение пространства, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.
Цель данного кружка – развивать физические качества учащихся 1 класса и совершенствовать двигательные, удовлетворить индивидуальные двигательные потребности. Формирование элементарных знаний о личной гигиене, о режиме дня, о влиянии занятий физическими упражнениями на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей; В соответствии с этим, Рабочая программа своим предметным содержанием ориентируется на достижение следующих практических задач:
Основными задачами для курса являются:
Формировать у детей интерес к спорту.
Уметь играть по правилам.
Учить бережно относиться к своему здоровью и здоровью других.
Развивать скоростно-силовых качеств, ловкость, уважение к товарищам.
Обучение основам техники базовых видов двигательных действий;
Укрепление здоровья, улучшение осанки, выработку устойчивости организма к воздействиям неблагоприятных условий внешней среды.
организация соревнований по бегу, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);
– беседы, направленные на профилактику вредных привычек;
2. Структура курса:
Разделы программы | Количество часов |
Спортивные и подвижные игры | 16 |
Зимние виды игр | 9 |
Спортивные эстафеты | 8 |
итого | 33 |
Универсальные учебные действия 1 класс.
Универсальными компетенциями учащихся по курсу «Спортивные игры» являются:
Умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели.
Умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей.
Умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения:
Активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.
Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях.
Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
Оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу
«Спортивные игры» являются следующие умения:
Характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта.
Находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления.
Общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности.
Обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой.
Организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий.
Планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения.
Анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.
Видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека.
Оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами.
Управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.
Технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу «Спортивные игры» являются следующие умения:
Представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека.
Оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения.
Организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
Бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения.
Организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью
Взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований.
В доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять.
Находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы.
Выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности.
Применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
3.Календарно-тематическое планирование- является приложением к рабочей программе.
4.Ожидаемые результаты проекта:
1. Изменение у всех субъектов образовательного процесса отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательного воздействия окружающей среды, желание и умение вести здоровый образ жизни.
2. Включение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.
3. Снижение заболеваемости школьников.
4. Снижение психоэмоциональных расстройств.
5. Повышение уровня физической подготовки школьников.
6. Повышение уровня качества знаний по вопросам здоровья и его сохранения.
7. Снижение последствий умственной нагрузки.
8. Повышение социально-психологической комфортности в детском коллективе.
5.Используемая литература.
«Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья 1-5 классы», Н.И.Дереклеева;
Москва: «ВАКО»,2007.
«Подвижные игры 1-4 классы», А.Ю.Патрикеев; Москва: «ВАКО»,2007.
«Зимние подвижные игры 1-4 классы», А.Ю.Патрикеев; Москва: «ВАКО»,2009.
«Дружить со спортом и игрой», Г.П.Попова; Волгоград: «Учитель»,2008.
1