Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Дроздовская средняя общеобразовательная школа
Ольховатского района Воронежской области
«Рассмотрено» на ШМО учителей начального цикла Протокол №1 от «29»августа 2017г Руководитель ШМО____Чучупал Н.А. | «Согласовано» Зам. директора по УВР __________/Смирнова Т.Я « 30 » августа 2017 г | «Утверждаю» Директор школы ___________/Савченко А.Н. Приказ № 111 -0 от «01»сентября 2017 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочного занятия
«В стране сказок»
1 класс
1ч. в неделю, 25ч. в год
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
от 30 августа 2017г.
учитель начальных классов: Ступак В.И.
2017-2018уч.г.
1.Пояснительная записка
Курс «В стране сказок» проводится в рамках внеурочной деятельности.
Рабочая программа курса «В стране сказок» для 1 класса разработана на основе следующих документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 12, 28);
- Приказы Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373, от 17.12.2010 г. №1897, от 17.05.2012 №413, об утверждении ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- Примерные основные образовательные программы НОО и ООО (разработаны в соответствии с требованиями части 9 ст.12 Федерального закона №273-ФЗ).
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОО (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189, в редакции Изменений №1, от 29.06.2011 №85, в редакции Изменений №2, от 25.12.2013 №72 (СанПиН 2.4.2.2821-10);
- Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 14.12.2015 г. №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
- Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ОО»;
-Устав МКОУ Дроздовская СОШ;
-ООП ООО МКОУ Дроздовская СОШ на 2015-2020гг. (Приказ от 28.08.2015 г. №94-0);
-Учебный план МКОУ Дроздовская СОШ на 2017-2018 уч.г. (Приказ от 31.08.2016 г.№ 116-0);
-Годовой календарный учебный график МКОУ Дроздовская СОШ (Приказ от 30.08.2017г.№ 113-0);
-Положение о рабочей программе МКОУ Дроздовская СОШ (ФГОС). Приказ № 103 от 11.07.2016 г.
Цель: раскрытие и развитие творческого потенциала каждого ребенка, овладение учащимися навыками коллективного взаимодействия и общения с помощью чтения книг .
Задачи:
- учить слушать, видеть, понимать литературные произведения ;
- прививать любовь к чтению
- воспитывать бережное отношение к людям, которые нас окружают, к природе, уважение к собственному труду и труду окружающих;
- расширять кругозор обучающихся посредством рассматривания и чтения книг различных жанров, просмотра мультфильмов;
- развивать эстетический вкус, фантазию, изобретательность, художественную память;
- обогащать опыт детей посредством посещения библиотеки;
Программа внеурочного занятия предназначена для учащихся первого класса начальной школы. Число обучающихся в группе не менее 10 человек. Она рассчитана на 1час в неделю. Приблизительная длительность каждого занятия 35-40 минут. За год на реализацию программы отводится 25 часов. Программа внеурочного занятия реализует межпредметные связи с риторикой, литературным чтением, музыкой, технологией, физкультурой.
2.Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами являются следующие умения:
– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных и прослушанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним; и их обсуждение.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на занятии;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении);
– находить ответы на вопросы по иллюстрациям;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, инсценировка небольших текстов.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты книг, посещение библиотеки.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Образовательные результаты данного внеурочного занятия предполагают три уровня .
Первый уровень:
- приобретение школьником знаний об общественных нормах;
- приобретение школьником знаний о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе;
- обогащение внутреннего мира ребенка;
- проявление интереса к книге, расширение читательского интереса;
- умение работать с текстом.
Второй уровень:
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);
- приобретение умения сопереживать товарищу по команде;
- приобретение умения работать в группе.
Третий уровень:
- умение поделиться приобретенными знаниями в социуме;
Система отслеживания и оценивания результатов работы учащихся.
Достигнутые результаты будут представлены на школьных выставках детских работ, при выполнении проекта, в игровых программах, на общеобразовательных уроках: повыситься техника чтения, умения рассуждать, взаимодействовать при работе в группе или парах. Качество и эстетичность творческих работ можно будет проследить в ученических портфолио.
3.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание программы: 25 часов
Вводное занятие. (1 ч.)
Особенности организации работы курса «В стране сказок». Правила поведения на занятиях. Формирование партнерских отношений в группе, самодисциплины, умения организовывать себя. Техника безопасности.
«Русские народные сказки» (10 часов)
«Колобок», «Теремок», «Репка», «Гуси-лебеди», «Петушок – золотой гребешок», «Лиса и заяц», «Лиса и волк», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «По щучьему велению»,«Зимовье зверей», «Царевна-лягушка»,
3.Авторские сказки. (3 часа).
К.И.Чуковский «Тараканище», «Доктор Айболит,
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
4.Сказки зарубежных писателей.(7 часов)
«Кот в сапогах», «Золушка»; Братья Гримм «Бременские музыканты», «Белоснежка и семь гномов», «Спящая красавица»,Х.К.Андерсен «Дюймовочка», «Гадкий утенок».
5.Сказки русских и советских писателей. (6 часов) А.Н.Толстой «Золотой ключик»(отдельные главы), Э.Успенский «Чебурашка»,(отдельные главы); Б.Заходер «38 попугаев»; Е.Шварц «Два клена»; С.Маршак «Двенадцать месяцев» Л.Н.Толстой «Три медведя»
6.Закрепление изученного. (1 час)
Формы организации деятельности: групповые, коллективные, индивидуальные.
Виды деятельности: беседа, чтение, слушание, рисование, лепка, игры, инсценировка, просмотр презентаций, просмотр мультфильмов по сказкам, прослушивание музыки с учетом возрастных особенностей школьников.
Формы проведения занятия
Беседа, рассказ учителя.
Слушание.
Различные виды чтения.
Озвучивание героев, пантомима, инсценировка.
Устный журнал, театрализация.
Лепка из пластилина.
Иллюстрирование с помощью рисования, аппликаций.
Конкурсы, викторины.
Творческая работа: составление сказок, загадок, ребусов, создание книжек-малышек:
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, сказок.
анализ и просмотр текста сказок;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) при выполнении различных заданий;
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
3.Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Дата | Виды упражнений | Деятельность учащихся |
| ТЕМА: Русские народные сказки(8 часов) |
1 | Вводное занятие Беседа.потешки. песенки. Р.Н.С. «Колобок» Р.н.с. «Теремок» Сказка от начала начинается, до конца читается, в середине не перебивается. Доброе дело доходит до сердца. «Просто так». | 07.11 | Беседа, чтение сказки учителем. Игры с загадками. Слушание (аудиозапись). Просмотр мультфильма | - тренировать память, внимание - слушают чтение; - отвечают по содержанию; - отгадывание загадок; -проигрывают отрывки из сказки -лепят героев сказки выполнение рисунка «Букет» |
2. | Р.Н.С. «Гуси- лебеди». (1 час) | 14.11 | Чтение сказки, рисование иллюстрации. Просмотр мультфильма | - слушают сказку -отвечают на вопросы |
3. | Р.Н.С. «Петушок –золотой гребешок». (1 час) | 21.11 | Чтение сказки, рисование иллюстраций. Просмотр мультфильма | - слушают сказку - рисуют иллюстрации |
4. | Р.Н.С «Лиса и заяц» (1 час) | 28.11 | Чтение учителем произведений. Игры в загадки. Упражнение «Изобрази настроение» . | - слушание сказки - отгадывают загадки -выполнение упражнения -инсценировка сказки, используя маски |
5. | Р.Н.С. «Лиса и волк». (1 час) | 05.12 | Чтение сказки, лепка героев. | - слушают сказку. -отвечают на вопросы Лепят героев |
6. | Р.Н.С. «Зимовье зверей». | 12.12 | Просмотр мультфильма. | - смотрят мультфильм - обсуждение сказки |
7. | Р.Н.С. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | 19.12 | Чтение сказки учителем. Игра «Угадай героя сказки» | -слушают сказку - лепят героев |
8. | Р.Н.С. «По щучьему велению» Итоговое занятие по теме: «Русские народные сказки | 26.12 | Чтение сказки учителем. Игра «Угадай сказку» Просмотр мультфильма | -слушают сказку -рисуют иллюстрацию |
Тема: Сказки в стихах.(3 часа) |
9. | К.И.Чуковский «Тараканище» (1 час) | 9.01 | Игры с буквами, слогами, словами. Чтение учителем | - слушают сказку -обсуждают содержание сказки -лепят героев сказки |
10. | К.И.Чуковский «Доктор Айболит» (1 час) | 16.01 | Слушание аудиорассказов. Игры «Придумай рифму», «Угадай героя». Упражнение «Изобрази настроение». | - слушают сказку - проигрывают эпизоды сказки |
11. | Итоговое занятие по теме «Сказки в стихах» А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | 23.01 | -Чтение сказки ,беседа по содержанию, обсуждение сюжета, творческая работа по сказке. | -слушают сказку - обсуждают сказку - Т.Р.по желанию. |
Тема: Сказки зарубежных писателей. (7 часов) |
12. | Ш.Перро «Кот в сапогах». (1 час) | 30.01 | Чтение сказки. | - слушают сказку -отвечают на вопросы по содержанию -делятся впечатлением -лепят героев сказки |
13. | Ш.Перро «Золушка» (1 час) | 06.02 | Чтение сказки | -слушают сказку -обсуждают характер героев -делают наряды для Золушки. |
14. | Братья Гримм «Бременские музыканты» (1 час) | 13.02 | Чтение сказки | - слушают сказку -отвечают на вопросы по содержанию -творческие работы по содержанию |
15 | Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов» (1 час) | 27.02 | Чтение сказки. | -слушают сказку -обсуждают содержание -творческие работы |
16 | Братья Гримм «Спящая красавица» (1 час) | 06.03 | Чтение сказки | -слушают сказку -делятся впечатлением от услышанного -творческие работы по содержанию сказки |
17 | Х.К.Андерсен «Дюймовочка» (1 час) | 13.03 | Просмотр мультфильма. | -смотрят мультфильм -Т.Р. по желанию |
18 | Х.К.Андерсен «Гадкий утенок» Итоговое занятие по теме «Сказки зарубежных писателей» | 20.03 | Чтение сказки, беседа по содержанию | - слушают сказку |
| Тема: Сказки русских и советских писателей (6 часов) |
19 | А.Н.Толстой «Золотой ключик» (1 час) | 03.04 | Чтение сказки Просмотр фильма | -слушают сказку - обсуждают прочитанное -делятся впечатления -творческие работы |
20 | Э. Успенский «Чебурашка» | 10.04 | Просматривание сказки. | -смотрят сказку -делятся впечатлениями -творческие работы |
21 | Б.Заходер «38 попугаев | 17.04 | Просматривание сказки | -смотрят сказку -делятся впечатлениями -творческие работы |
22 | С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев» | 24.04 | Просмотр мультфильма Беседуют по содержанию сказки. Творческая работа по желанию. | -смотрят мультфильм- участвуют в обсуждении - Т.Р. по желанию |
23 | Е.Шварц «Два клена» | 8.05 | Чтение сказки, беседа по содержанию. | - слушают сказку -отвечают на вопросы -Т.Р. по желанию |
24 | Л.Н.Толстой «Три медведя» (1 час) | 15.05 | Просматривание сказки. | -смотрят сказку -делятся впечатлениями -творческие работы |
| Тема: Закрепление изученного (1час) |
25 | Обобщающее занятие по окончанию года. Викторина «Как мы знаем сказки». | 22.05. | | |