СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой внутренний и внешний мир"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного курса: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой внутренний и внешний мир"»

Пояснительная записка

Современное начальное образование ставит своей главной целью развитие гармоничной личности ребенка.

Формирование психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. в концепции Федеральных государственных стандартов второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксирует портрет выпускника начальной школы: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…».

Цель курса психологических занятий: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.

Задачи:

  • Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.

  • Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.

  • Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления.

  • Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

  • Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.

  • Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

  • Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.









Содержание программы

Предлагаемая программа психологических занятий «Тропинка к своему Я» в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать, описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования курс психологических занятий «Тропинка к своему Я» изучается с 1 по 4 класс. 1 класс – 32 часа; 2 – 4 классы – по 34 часа.

Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:

  • Введение в тему

  • Развёртывание темы

  • Индивидуализация темы

  • Завершение темы

Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:

  • Осознание себя с позиции школьника

  • Умение адекватно вести себя в различных ситуациях

  • Умение различать и описывать различные эмоциональные состояния

  • Способность справляться со страхами, обидами, гневом

  • Умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам

  • Умение справляться с негативными эмоциями

  • Стремление к изучению своих возможностей и способностей

  • Успешная адаптация в социуме

Учёт формирования данных умений и способностей у учащихся осуществляется два раза в год методом тестирования.



Планируемые результаты

К концу обучения в начальной школе учащиеся должны уметь:

  • осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением

  • извлекать необходимую информацию из текста

  • определять и формулировать цель в совместной работе

  • учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях

  • осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит

  • реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми

  • планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого

  • соотносить результат с целью и оценивать его

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

  • наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять

  • обогатить представление о собственных возможностях и способностях

  • учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения

  • оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости

  • учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта

  • находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию

  • адекватно воспринимать оценку учителя

  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии

  • учиться контролировать свою речь и поступки

  • учиться толерантному отношению к другому мнению

  • учиться самостоятельно решать проблемы в общении

  • осознавать необходимость признания и уважения прав других людей

  • формулировать своё собственное мнение и позицию

  • учиться задавать вопросы грамотно и участвовать в диалоге

Тематическое планирование на учебный год

1 класс

занятия

Тема занятия

Кол-во часов

1-14

Мои чувства

14

15-20

Чем люди отличаются друг от друга

6

21-28

Какой Я – какой Ты?

8

29-31

Трудности первоклассника

4

32

Итоговое занятие

1



2 класс

занятия

Тема занятия

Кол-во часов

1-10

Я – фантазёр

10

11-19

Я и моя школа

9

20-25

Я и мои родители

6

26-33

Я и мои друзья

8

34

Итоговое занятие

1



3 класс

занятия

Тема занятия

Кол-во часов

1-8

Умение владеть собой

8

9-16

Фантазия характеров. Оценка человеческих поступков и отношений

8

17-23

Культура общения

7

24-33

Что такое сотрудничество

10

34

Итоговое занятие

1



4 класс

занятия

Тема занятия

Кол-во часов

1-11

Мои силы, мои возможности

11

12-16

Я расту, я изменяюсь

5

17-21

Моё будущее

5

22-24

Хочу вырасти интеллигентным человеком и что для этого нужно?

3

25-33

Хочу вырасти свободным человеком: Что для этого нужно?

9

34

Итоговое занятие

1