Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой внутренний и внешний мир"»
Пояснительная записка
Современное начальное образование ставит своей главной целью развитие гармоничной личности ребенка.
Формирование психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. в концепции Федеральных государственных стандартов второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксирует портрет выпускника начальной школы: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…».
Цель курса психологических занятий: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.
Задачи:
Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления.
Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
Содержание программы
Предлагаемая программа психологических занятий «Тропинка к своему Я» в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать, описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования курс психологических занятий «Тропинка к своему Я» изучается с 1 по 4 класс. 1 класс – 32 часа; 2 – 4 классы – по 34 часа.
Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:
Введение в тему
Развёртывание темы
Индивидуализация темы
Завершение темы
Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:
Осознание себя с позиции школьника
Умение адекватно вести себя в различных ситуациях
Умение различать и описывать различные эмоциональные состояния
Способность справляться со страхами, обидами, гневом
Умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам
Умение справляться с негативными эмоциями
Стремление к изучению своих возможностей и способностей
Успешная адаптация в социуме
Учёт формирования данных умений и способностей у учащихся осуществляется два раза в год методом тестирования.
Планируемые результаты
К концу обучения в начальной школе учащиеся должны уметь:
осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением
извлекать необходимую информацию из текста
определять и формулировать цель в совместной работе
учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях
осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит
реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми
планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого
соотносить результат с целью и оценивать его
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять
обогатить представление о собственных возможностях и способностях
учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения
оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости
учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта
находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию
адекватно воспринимать оценку учителя
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
учиться контролировать свою речь и поступки
учиться толерантному отношению к другому мнению
учиться самостоятельно решать проблемы в общении
осознавать необходимость признания и уважения прав других людей
формулировать своё собственное мнение и позицию
учиться задавать вопросы грамотно и участвовать в диалоге
Тематическое планирование на учебный год
1 класс
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов |
1-14 | Мои чувства | 14 |
15-20 | Чем люди отличаются друг от друга | 6 |
21-28 | Какой Я – какой Ты? | 8 |
29-31 | Трудности первоклассника | 4 |
32 | Итоговое занятие | 1 |
2 класс
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов |
1-10 | Я – фантазёр | 10 |
11-19 | Я и моя школа | 9 |
20-25 | Я и мои родители | 6 |
26-33 | Я и мои друзья | 8 |
34 | Итоговое занятие | 1 |
3 класс
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов |
1-8 | Умение владеть собой | 8 |
9-16 | Фантазия характеров. Оценка человеческих поступков и отношений | 8 |
17-23 | Культура общения | 7 |
24-33 | Что такое сотрудничество | 10 |
34 | Итоговое занятие | 1 |
4 класс
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов |
1-11 | Мои силы, мои возможности | 11 |
12-16 | Я расту, я изменяюсь | 5 |
17-21 | Моё будущее | 5 |
22-24 | Хочу вырасти интеллигентным человеком и что для этого нужно? | 3 |
25-33 | Хочу вырасти свободным человеком: Что для этого нужно? | 9 |
34 | Итоговое занятие | 1 |