Комитет по образованию и делам молодежи
Администрации Солонешенского района Алтайского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Красноануйская основная общеобразовательная школа»
Программа утверждена в соответствии С Положением о рабочей программе педагога | «Согласовано» Руководитель МО _____ /___________ _/ ФИО Протокол №____ от «___» _________20__г. | | «Утверждаю»: Директор школы: _____ /__________ / ФИО Приказ № ______ от «___» _________20__г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
художественно - эстетическому
направлению «Театр»
для учащихся 6 класса.
на 2016 -2017 учебный год
Разработчик:
Учитель математики Колупаева Т.А.
с. Солонешное
2016 год
Пояснительная записка
Коренные изменения, происходящие в наше время в обществе, диктуют потребность в воспитании творческой, образованной, активной и дееспособной личности, и внеурочная работа является одним из важнейших способов достижения этой цели.
Данная рабочая программа представляет собой программу организации внеурочной деятельности. Предусмотренные ею занятия проводятся в группах, состоящих из учащихся 6 класса.
Программа создана на основе
- программы, методических рекомендаций, сборника упражнений А.П.Ершовой «Уроки театра на уроках в школ»;
- программы, советов, разъяснений по четырёхлетнему курсу обучения в театральных школах, классах, студиях «Актёрская грамота – подросткам» А.П. Ершовой, Б.М.Букатова;
- разработок социо - игровой методики обучения в трудах Букатова и Ершовой: «Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя», «Педагогические таинства дидактических игр» и других статьях этих авторов;
- обобщения опыта выдающихся педагогов, театральных деятелей, личного опыта.
В соответствии с учебным планом МБОУ «Красноануйская оош» на 2016-2017учебный год, утверждённым приказом директора школы №34 от 24. 03. 2016 года.
Направленность модифицированной программы по содержанию является художественно-эстетической, общекультурной, часы проводятися нелинейно , 34 часа за учебный год.
Планируемые результаты освоения программы:
Учащиеся должны знать
правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
наизусть стихотворения русских авторов.
Учащиеся должны уметь
владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
строить диалог с партнером на заданную тему;
Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.
Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
выразительному чтению;
различать произведения по жанру;
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
сочинять этюды по сказкам;
умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Содержание программы (34 часа)
Занятия в кружке ведутся по программе, включающей несколько разделов.
1 раздел. ( 2 час) Вводное занятие.
На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Руководитель знакомит ребят с программой, правилами поведения на занятии, с инструкциями по охране труда. В конце занятия - игра «Театр – экспромт»: «Колобок».
-Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств.
2 раздел. (16 часов) Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
3 раздел. (2 часа) Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи учителя. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
4 раздел. (9 часа) Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма».
Задачи учителя. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
5 раздел. (7 часов) Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи учителя . Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов |
Всего | Дата |
| Вводное занятие. | 2 | |
1 2 | Вводное занятие. | 1 1 | 20.09 |
Здравствуй, театр! |
3 4-5 | Театральная игра | 16 | |
Сценка – диалог «Пьеска из школьной жизни» к Дню учителя. | 1 2 | 27.09 |
Репетиция пьесы. |
6-9 | Посещение концерта Школы искусств, посвящённый Международному Дню Музыки. | 4 | 30.09 |
10 | Показ сценки - диалог «Пьеска из школьной жизни» | 1 2 | 05.10 18.10 |
11-12 | Посещение планитария. |
13 | Театральная игра | 1 2 | 01.11 |
14-15 | Репетиция сценария музыкально- театрализованного представления к проведению праздника «День Матери» « Мамина улыбка» |
16-17 18 | Репетиция сценария музыкально- театрализованного представления к проведению праздника «День Матери» « Мамина улыбка» Проведения сценария музыкально- театрализованного представления к проведению праздника «День Матери» | 2 1 | 15.11 25.11 |
| Основы театральной культуры. | 2 | |
19 20 | Виды театрального искусства. Основы театральной культуры. Правила поведения в театре | 1 1 | 13.12 |
| Ритмопластика | 9 | |
21 | Ритмопластика. | 1 2 | 24.01 |
22-23 | Мимика и жесты |
24-25 | Понятие мизансцены. | 2 | 14.02 |
26-27 | Понятие пантомимы. | 2 | 28.02 |
| Культура и техника речи. | 7 | |
28-30 | Культура и техника речи Чтение в лицах стихов А. Барто, И.Токмаковой, Э.Успенского | 3 | 21.03 |
31-32 | Диалог и монолог | 2 | 17.04 |
33-34 | Голос – главный инструмент актёра. Сила голоса, динамика, диапазон звучания, темп речи, тембр голоса. | 2 | 16.05 |
| Итого | 34 | |
Лист внесения изменений
№ п/п урока | Тема урока, | Контрольные, лабораторные работы, урок развития речи |
|
| | |
| | |
| | |
| | |