СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Ключи от будущего"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по внеурочной деятельности "Ключи от будущего " разработана для учащихся 8, 9 классов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Ключи от будущего"»





Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Ключи от будущего»

для учащихся 8 – 9 классов

на 2017 - 2018 г






Разработчик: педагог-психолог

Кузеева Е.В.















2017г.

Раздел документа

Страницы

  1. Пояснительная записка

3

  1. Место предмета в учебном плане образовательной организации.

5

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности


6

  1. Содержание курса внеурочной деятельности

7

  1. Тематическое планирование

8

  1. Календарно-тематическое планирование.

14

  1. Приложение

19







































1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ. от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ) // http://vvvvvv.consullant.ru/: http://vvvvvv.garant.ru/

  • Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (с изм. от 25.12.2014 г.) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550) // http://vvwvv.consultant.ru/; http://wvvvv.garant.ru/

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993), (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85, Изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 г. № 72, Изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. № 81) // http://vvww.consultant.ru/; http://www.garant.ru/

  • Закон Челябинской области от 29.08.2013 № 515-30 (ред. от 28.08.2014) «Об образовании в Челябинской области (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013 г.) / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1644, от 31.12.2015 г. № 1577) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011г. №19644) // http://vvvvvv.consultant.ru/; http://wvvvv.garant.ru/

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» // http://www.consultant.ru/

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. №03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» // http://www.consultant.ru/

  • Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. №103/3404. «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области»

  • Школьный учебный план на 2016-2017 учебный год

  • Школьное положение «О разработке рабочих программ курсов внеурочной деятельности» (протокол педагогического совета №2 от 04.04.2016г).

  • Приложение к письму МОиН Челябинской области от 17.06.2016г. № 03-02/ 5361 «Об организации образовательной деятельности в начальном общем образовании в 2016-2017 учебном году»

Важнейшая задача школы - формирование полноценных граждан своей страны, а решение этой задачи во многом зависит от того ,чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию изберут и где будут работать.

Концепция модернизации российского образования так определяет социальные требования к системе российского образования: «Развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Исходя из концепции модернизации российского образования, определены приоритетные цели – обеспечение высокого качества образования и формирование самостоятельной ответственной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Одним из важнейших составляющих компонентов модернизации содержания школьного образования является создание «системы специализированной подготовки (профильность обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и обеспечения сознательного выбора учащимися будущей профессии с учетом потребностей рынка труда». Профильная ориентация способствует « созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом».

Масштабность задачи перехода на профильное обучение требует применения комплексной модели психолого-педагогического сопровождения.

По содержанию такая модель должна будет не просто поддержать подростков в его профессиональном выборе, но и обеспечить формирование способности личности самостоятельно и осознано планировать, корректировать и реализовывать перспективы профессионального, жизненного и личностного развития. Предметом психолого-педагогического воздействия является целостное становление личности.

В условиях модернизации образования необходимо уделять особое внимание ситуации выбора школьниками профиля обучения. Здесь необходима определенная система предпрофильной подготовки. Старшим подросткам (учащимся 8, 9-х классов) необходимо совершить первичное профессиональное самоопределение , т.е. быть готовым к выбору профиля обучения в 10 классе ,а также вида и уровня продолжения образования после окончания основной школы. Учащихся необходимо заранее готовить к осознанному выбору профиля обучения, сообразуясь с их возрастными особенностями. Особую актуальность такая подготовка приобретает в 8, 9-х классах. Выбор профиля предопределяет профессиональный выбор учащихся. Важную роль в этом играет организация системы психолого-педагогической поддержки.

Психологическое сопровождение выбора дальнейшего образовательного и профессионального пути должно строиться на нормах и законах психического развития человека. Одной из фундаментальных для психологии развития является категория возраста. Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастами. Характерные для этого периода становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиций в жизни активизируют процессы личностного самоопределения и самопознания, проектирования себя в профессии. Таким образом, необходимость профессионального выбора в этом возрасте обусловлена внутренними причинами – личной потребностью каждого молодого человека, найти себя в социуме, получить образование, интересную профессию, обеспечивающую достойное существование, прожить счастливую жизнь.

Но подросток этого возраста, как правило, еще не обладает достаточной личностной зрелостью для совершения выбора, имеющего решающее значение для всей его дальнейшей судьбы: не сформированы важнейшие личностные качества, плохо осознаются мотивы выбора, нет гражданской и нравственной платформы для профессионального самоопределения.

Для эффективного личностного становления учащимся 8-х, 9-х классов необходима психолого-педагогическая помощь. Предпрофильная подготовка и помощь старшим подросткам в профессиональном выборе дает возможность молодым людям преодолеть многие кризисы возрастного развития и эффективно формирует личность.

Таким образом, главные задачи предпрофильной и последующей профильной подготовки связаны с профориентацией, с тем, чтобы способствовать профессиональному самоопределению, дальнейшему раскрытию и реализации личности каждого подростка.



Актуальность проблемы определила разработку программы курса «Ключи от будущего» и обозначила цель дальнейшей работы в рамках профилизации обучения.

Цель: Анализ и оценка профессиональной направленности подростков исходя из устойчивых личностных и психофизиологических характеристик с целью формирования самостоятельной социально-адаптированной личности. Оказание психолого-педагогической помощи в выборе профиля дальнейшего обучения.

Для реализации цели были поставлены задачи.

Задачи:

1. Повышение уровня профессиональной компетентности учащихся, через усвоение всесторонних знаний по проблемам выбора профессии: о мире профессий, о потребностях рынка труда в кадрах в своем регионе, основных перспективах его развития.

2. Изучение индивидуальных и психологических особенностей личности учащихся, выявление познавательных интересов, определение уровня развития общих способностей и индивидуального стиля познавательной деятельности исходя из структуры интеллекта. Предоставление учащимся возможностей для глубокого самопознания своего темперамента, интересов, способностей, склонностей, типа мышления, потребностей, ценностных ориентаций, с целью личностного развития и профессионального самоопределения.

3. Формирование у старшеклассников способности соотнесения своих индивидуально-психологических особенностей с требованиями выбираемой профессии через разработку индивидуальной траектории профессионализации:

-определение уровня сформированности представлений о профессии;

-выявление уровня развития профессиональной мотивации;

-выявление ближайших и перспективных жизненных планов и профессиональных намерений;

-соотнесение своих возможностей (Я-реальное) с предполагаемой профессией;

4. Формирование первичного профессионального плана и оптимистического отношения к своему профессиональному будущему. Превращение учащихся в субъектов, заинтересованных в саморазвитии и способных к нему, активизация поисков собственного пути к освоению профессии.





2. Место предмета в учебном плане образовательной организации.

В соответствии с Учебным планом и Планом внеурочной деятельности основной образовательной программы, Годовым календарным учебным графиком и Расписанием занятий внеурочной деятельности детей на учебный год в МОУ «Сугоякская СОШ» с. Сугояк курс внеурочной деятельности «Ключи от будущего» развертывается на базе 8 – 9 классов с начала учебного года. Данный курс внеурочной деятельности рассчитан на 34 часа и изучается старшими школьниками на протяжении всего учебного года 1 час в неделю.




  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности


В результате изучения курса «Ключи от будущего» учащиеся должны:

1. Иметь представление:

- об уровне развития собственных способностей, личностных свойств, интересов, склонностей; о функциях, средствах и видах общения; о различных профессиях, профессионально важных качествах, состояния современного рынка труда, о принципах психологической подготовки к экзаменам.

2. Знать:

- понятия личности, свойств личности, стресса, общения, конфликта, стратегий решения конфликтных ситуаций, способностей и задатков человека, мотивации;

- профессиональные типы личности; уровни профессиональной пригодности.

-приемы запоминания, самрорегуляции, способы снижения тревожности.

3. Уметь:

- различать основные психологические понятия курса;

- преодолевать стрессовые состояния, тревогу;

- применять различные средства, виды и техники общения;

-устанавливать контакты с окружающими людьми, успешно решать конфликтные ситуации, владеть навыками самопрезентации.

После прохождения данной программы учащийся должен уметь самостоятельно понимать сущность предмета, основные формы, техники взаимодействия психологических феноменов. Различать психологические особенности людей. Это дает возможность ребёнку продолжить обучение по выбранной специальности: психолог, социолог, педагог, социальный работник, социальный педагог.

Также ожидаемым результатом работы по программе является развитие личностных свойств: коммуникабельности, самостоятельности, самокритичности, снижение тревожности, а также укрепление веры в себя, повышение уровня самооценки, что является следствием не только активного применения психологических развивающих упражнений, но следствием сплочения детского коллектива и создания благоприятного психологического климата в ходе проведения занятий, тренингов, воспитательных мероприятий.

Мониторинг образовательного процесса:

Текущий контроль: устные опросы, тесты. Контроль за посещением теоретических и практических занятий, активной работой учащихся на занятиях.

Промежуточный контроль: тестовая проверка знаний, теоретического материала, контрольные срезы, самостоятельные письменные работы.

Итоговый контроль: зачет в творческой форме.

Диагностика учащихся. В течение обучения по программе постоянно проводится диагностика качеств личности, профессиональных способностей, склонностей учащихся. В конце каждого раздела на обобщающих занятиях учащиеся заполняют таблицы, пользуясь записями в тетрадях и результатами тестов: «Мой психологический портрет» (особенности личности учащегося: самооценка, темперамент, уровень агрессии, тревожности и т.д.), «Моя будущая профессия» (предмет труда, цели, средства труда, определение типа будущей профессии, профиль и т.д.), «Мои способности» (виды способностей, степень сформированности способностей учащихся).




  1. Содержание курса внеурочной деятельности


Структура курса :

Данный курс состоит из 3-х частей и нацеливает на изучение трех сторон профориентационного выбора : «хочу», «могу», «надо».

Первая часть «Мир профессий» содержит профессиональное просвещение, получение знаний о мире профессий и о требованиях, предъявляемых данной профессией к человеку.

Цель: Актуализация проблемы профессионального самоопределения. Активизация процесса осмысления выбора профессии учащимися .

Задачи:

-Повысить информированность учащихся о мире профессий;

-Нацелить учащихся на осознанный мотивированный выбор профессии через полученные теоретические и практические знания;

-Обозначить важность и значимость проблемы профессионального выбора;



Вторая часть « Потенциал моего Я» включает самопознание своих индивидуально-психологических особенностей, интересов, сильных и слабых сторон личности. Изучается уровень притязания личности – «хочу» и «могу».

Цель: Активизация процесса самопознания и осознания профессиональных предпочтений, необходимых для самостоятельного и мотивированного принятия решения выбора профессии. Актуализировать значимость знаний собственных личностных особенностей в профессиональном и жизненном становлении.

Задачи:

-Исследование индивидуальных и психологических особенностей личности учащихся ;

-Исследование познавательной и профессиональной направленности личности учащихся;

-Нацелить учащихся на применение результатов самопознания при прогнозировании своего профессионального будущего;

Третья часть «Моя профессия» содержит сопоставление знаний о себе и предпочитаемой профессии. В этой части происходит соотношение тезиса «надо» с сопоставлением «Я» –идеального и «Я»-реального.

Цель: Формирование личностной готовности к первичному профессиональному самоопределению ,а именно к выбору профиля обучения в старшей школе ,выбору вида и уровня образования после окончания основной школы.

Задачи:

-Формирование способности у учащихся анализировать и соотносить свои индивидуальные качества в соответствии с профессиональным выбором.

- Повысить готовность учащихся выделять приоритеты при планировании профессиональных перспектив и соотносить свои профессиональные цели и возможности

По завершении изучения курса учащиеся должны:

-знать свои способности и возможности;

-знать основные правила выбора профессии;

-владеть основными понятиями в вопросах профориентации;

-иметь представление об основных индивидуально психологических особенностях личности;

Учащиеся должны уметь:

-адекватно оценивать свои возможности и соотносить их с выбором профессии

-ориентироваться в мире профессий и соотносить требования профессии со своими интересами, склонностями и способностями;

-составлять личный профессиональный план;




5. Тематическое планирование


Содержание программы. 8 класс

Тема I .1 Выбирая профессию выбираем образ жизни.

Цели и задачи курса «Я и моя профессия». Значимость проблемы профессионального выбора для личностного и жизненного становления человека.

Понятие и история профориентации. Роль психологии в профориентации.

Анкета по профильной ориентации. Упражнение «Игра в Лотерею»

Тема I .2 Профессиональное самоопределение молодежи.

Понятие профессиональное самоопределение. Особенности профессионального самоопределения молодежи на современном этапе. Первичное информирование об этапах профориентационной работы.

Анкета «Уровень социальной зрелости».

Тема I .3 Мотивы и условия выбора профессии.

Мотивы выбора профессии. Виды мотивов и жизненные ценности. Внешние и внутренние социальные факторы выбора профессии.

Главные составляющие условия выбора профессии :

«хочу» - склонности желания, интересы личности;

«могу»- человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности)

«надо»- потребности рынка труда в кадрах, знание профессиональной сферы, путей и средств достижения цели;

Упражнение « Состязание мотивов».

Упражнение « Лучший мотив»

Тема I .4 Ошибки выбора профессии.

Типичные ошибки в выборе профессии. Незнание мира профессий . Незнание самого себя. Незнание правил выбор профессии. Последствия неправильно выбранной профессии. Значимость осознанного профессионального выбора в жизни человека.

Упражнение «Рейтинг ошибок».

Тема I .5 Что такое профессия.

Понятие «профессия». Разнообразие профессий. Характеристики профессий (технологические, экономические, педагогические, медицинские, психологические).

Базовые понятия профориентации (специальность, должность, вакансия,призвание).

Упражнение « Угадай профессию».

Упражнение «Профессия-специальность».

Упражнение «Профессия на букву»

Тема I .6 Классификация и типология профессий.

Типология и классификация профессий. Способы классификации профессий по предмету труда и характеру труда. Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности.

Базовые понятия профориентации (предмет труда, квалификация).

Упражнение « Самая –самая».

Тема I .7 Профессиональная пригодность.

Понятия: профессиональная пригодность, профессиональная карьера. Требования, предъявляемые профессией к человеку. Профессионально важные качества (ПВК). Специфические и неспецифические ПВК. Проблемы формирования профессиональной пригодности специалистов.

Тест « Профессиональная пригодность и здоровье».

Тема I .8 Специфические профессионально-важные качества для разных типов профессий.

Потребности рынка труда в разных профессиях.

Особенности профессий типа «человек-техника».Техническое понимание. Техническая исполнительская деятельность. Конструктивно-техническая деятельность.

Особенности профессий типа « человек- знаковая система». Оперирование вербальными знаковыми системами, абстрактно –формализованные знаками, наглядно-схематическими знаковыми системами.

Особенности профессий типа «человек- художественный образ». Творческие и исполнительские. Мануальные способности.

Особенности профессий типа «человек- природа». Личностные качества.

Особенности профессий типа «человек- человек». Профессиональное общение. Личностные качества. Классификация на подтипы.

Опросник КОС ( коммуникативные и организаторские склонности.)

Упражнение «Звездный час».

Упражнение « Робинзонада».

Тема I .9 Профессиограмма.

Наука профессиография и понятие «профессиограмма». Виды профессиограмм.

Основные принципы и требования составления профессиограммы. Описания профессиограмм некоторых профессий.

Практическая работа : составление профессиограммы выбранной профессии.

Проверочная работа по изученному материалу.

Тема II.1 Свойства нервной системы и темперамент в профессиональной деятельности.

Общее представление о нервной системе и ее свойствах (сила, подвижность, уравновешенность) . Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленные свойствами нервной системы.

Представление о темпераменте . Психологическая характеристика основных типов темперамента, их проявления в учебной и профессиональной леятельности.

Подростковый тест определения темперамента Г. Айзенка.

Тема II.2 Эмоционально-волевые качества человека.

Эмоции и чувства. Богатство эмоциональных проявлений человека и ответственность за них. Приемы саморегуляции.

Влияние эмоций и чувств на профессиональную деятельность человека.

Роль воли в процессе принятия профессиональных решений и в жизни человека.

Упражнение « Эмоции».

Тест «Волевые качества».

Тема II.3 Представление о себе .

Уникальность личности каждого человека.

Образ «Я» как система представлений о себе. Структура образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой)

Тест «Самооценка и уровень притязания».

Методика «Кто Я?»

Упражнение « Я в лучах солнца»

Тема II.4 Характер.

Понятие «характер».Черты характера. Влияние индивидуальных особенностей на становление характера. Способы формирования характера. Поведение человека и характер. Самоизучение.

Упражнение « Сильные и слабые стороны моего характера».

Тема II.5 Общие и профессиональные интересы и склонности.

Понятия «интерес» и «склонность». Влияние интересов и склонностей на формирование профессионального выбора. Индивидуальные интересы и склонности.

Профессиональные интересы и склонности.

Методика « Карта интересов»;

Методика « Карта склонностей»;

ДДО (дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова)

Тест-опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши;

Тема II.6 Возможности человека в профессиональной деятельности.

Понятие « способности». Общие и специальные способности. Профессиональные способности. Формирование и развитие способностей.

ОПП (опросник профессиональных предпочтений Л.Н. Кабанова)

Тема II.7 Интеллектуальные способности и успешность в профессиональной деятельности.

Понятие «интеллект». Индивидуальные различия в способах восприятия и понимания происходящего. Память. Внимание. Мышление. Типы интеллекта. Формирование и развитие интеллекта. Интеллектуальный потенциал и профессиональная деятельность.

ШТУР (школьный тест умственного развития);

Опросник типа мышления.

Упражнение «Левый мозг- Правый мозг (теория мозговой доминанты Неда Херрманна)»

Тема III.1 Стратегия выбора профессии.

Осознание своих профессиональных желаний. Установление связи своих профессиональных желаний , знаний о себе с выбранной профессией. Выбор профессии.

Практическая работа по определению профессии ,отвечающей целям, возможностям потребностям школьника.

Упражнение “Контрольные списки” .

Тест «Мои ценности».

Тема III.2 Жизненные и профессиональные планы

(личный профессиональный план)

ЛПП -составляющая часть профессиональных и жизненных планов и целей.

Составление ЛПП. Практические шаги к достижению цели .

Упражнение « Семь шагов»

Тема III.3 Современный рынок труда и его требования к профессионалу.

Понятия: «самопрезентация» , «резюме». Необходимость самопредьявления в условиях конкуренции современного трудового рынка. Основы самопрезентации. Правила поведения на собеседовании. Интервью. Правила составления резюме.

Упражнение « Резюме».

Упражнение « Интервью».


Содержание программы. 9 класс Тема 1. Формула успеха. Кто такие успешные люди.

Разработка правил работы в группе. Упражнение-активатор «Имена-качества». Рекомендации «Как развить уверенность в себе». Упражнения «3 качества», «Ладошки», «Аллея славы». Определение самооценки по шкале Дембо-Рубинштейна. Тренинг уверенности в себе «Как вести себя уверенно».

Тема 2. Профессиональный выбор: секреты выбора профессии.

Четырехуровневая классификация профессий Е.А. Климова: «техника», «природа», «знак», «художественный образ». Пирамида Климова.

Тема 3. Профессиограмма и анализ профессий.

Понятие профессии. Признаки профессии. Задание «Найди профессию». Задание «Формула профессии».

Тема 4. Роль мотивов и жизненных ценностей в профессиональном выборе.

Определение интересов, склонностей. Виды интересов. Методика «Профиль (модификация методики «Карта интересов» А. Голомштока)».

Тема 5. Человек на рынке труда.

Задание «Я - руководитель». Анализ рассказа (Грановская Р.М. Конфликты и творчество в зеркале психологии). Тест «Акулы» и «дельфины».

Тема 6. Среди людей.

Стратегии: сотрудничество, соперничество, уход, уступка, компромисс. Тест К.Томаса «Стратегии поведения в конфликте». Упражнения «Рисунок по инструкции», «Кто лидер?».

Тема 7.Хочу, могу, надо – «три кита» профессионального выбора


Определение интересов, склонностей. Виды интересов. Методика «Профиль (модификация методики «Карта интересов» А. Голомштока)».

Тема 8. Что я хочу. Карта интересов и склонностей

Методика «Профиль (модификация методики «Карта интересов» А. Голомштока)».

Тема 9. Что я могу. Карта интересов и склонностей

Беседа о профессиях. Методика Дж. Голланда «Определение профессионального типа личности». Характеристика типов.

Тема 10. Современный рынок труда и его требования к профессионалу

Качества, необходимые для овладения различными профессиями. Игра «Молчание – знак согласия»

Тема 11. Что такое профпригодность?

Определение технических способностей. Профессии, требующие развития способностей к практическим видам деятельности.

Тема 12. Исследование личностных особенностей для выбора профессии

Особенности интеллектуального развития подросткового возраста. Тест умственного развития (модификация Школьного теста умственного развития).

Тема 13. Проект профвыбора в соответствии с формулой «Хочу, могу, надо»

Связь типов темперамента, личностных особенностей человека с общением. Конфликтология. Поведение в конфликте. Тест «Томаса». Ролевая игра «Конфликт».

Деловая игра «Мир профессий»

Тема 14. Профессии, требующие начального и среднего профессионального образования

4 уровня профпригодности. Призвание как высший уровень профпригодности.

Тема 15. Кого учат в ВУЗах?

Задание «Мои способности», Психологический кроссворд.


Тема 16. Кадровый вопрос

Игра «Атрибуты». Тест «Интеллектуальная лабильность». Игра «Клавиатура».


Тема 17.Как достичь успеха в профессии

Качества, необходимые для овладения различными профессиями. Игра «Молчание – знак согласия»

Тема 18. Определение профессиональной группы учащихся

Особенности интеллектуального развития подросткового возраста. Тест умственного развития (модификация Школьного теста умственного развития).

Тема 19. Что нужно знать, поступая в учебное заведение

Психологический тренинг «Приемы релаксации и снятия напряжения»,

Психологический тренинг «Мой успешный экзамен»


Тема 20. Учреждения высшего, среднего и начального образования

Особенности памяти в стрессовой обстановке. Эффективные приемы запоминания. Тренировочные упражнения.

Тема 21.Общеобразовательные учебные заведения, подготовительные курсы, учебные центры, негосударственные общественные образовательные учреждения

Психологический тренинг. Игра «Молчание – знак согласия»

Тема 22.Поиск информации, составление информационного листка

Упражнение «Телеграмма».

Внешние признаки умения слушать. Тест «Умеете ли вы слушать?»

Тема 23. Темперамент и выбор профессии

Пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.

Влияние типа темперамента на способы поведения и общения, продуктивность работы. Семейные, дружеские взаимоотношения людей с разными типами темперамента. Упражнения «Нарисуй темперамент», «Ваша реакция», разыгрывание ситуаций общения.

Тема 24.Трудоустройство

Психологический тренинг – практикум «Путь к успеху».

Тема 25.Первые дни на работе

Процесс восприятия людьми друг друга. Значение первого впечатления. Эффекты межличностного восприятия. Влияние стереотипов, установок и предубеждений. Понятие коммуникативных барьеров, их классификация.

Тема 26.Профессиональная адаптация

Примитивное, деловое, формальное, духовное, манипулятивное, игровое общение.

Тема 27. Работа и закон

Зоны дистанции в человеческом контакте.

Тема 28. «Что? Где? Когда?»

Коллективное упражнение на взаимодействие «Вавилонская башня».

Тема 29. Итоговое занятие

Деловая игра «Мир профессий»



6. Календарно-тематическое планирование.

« Ключи от будущего 8 класс»

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

I.

Мир профессий

13ч

I .1.

Выбирая профессию, выбираем образ жизни.


1ч.

I .2.

Профессиональное самоопределение молодежи.


I .3.

Мотивы и условия выбора профессии.


I .4.

Ошибки выбора профессии


1ч.

I .5.

Что такое профессия.


I .6.

Классификация и типология профессий


I .7.

Профессиональная пригодность


I .8

Специфические профессионально-важные качества для разных типов профессий

I .9

Профессиограмма


II.

Потенциал моего «Я»

15ч

II.1

Свойства нервной системы и темперамент в профессиональной деятельности

II.2

Эмоционально-волевые качества человека


II.3

Самооценка и уровень притязания


II.4

Характер


1ч.

II.5

Общие и профессиональные интересы и склонности


II.6

Возможности человека в профессиональной деятельности


II.7

Интеллектуальные способности и успешность в профессиональной деятельности.

III.

Моя профессия

III.1

Стратегия выбора профессии


III.2

Жизненные и профессиональные планы (личный профессинальный план)

III.3

Современный рынок труда и его требования к профессионалу.

2ч.


Всего : 34 часа




























«Ключи от будущего 9 класс»


п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата проведения

Форма

проведения

Контроль




1.



2.




3.



4.



5.



6.



7.



8.



9.


ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК



Тема 1. Формула успеха. Кто такие успешные люди.


Тема 2. Профессиональный выбор: секреты выбора профессии.




Тема 3. Профессиограмма и анализ профессий.



Тема 4. Роль мотивов и жизненных ценностей в профессиональном выборе.



Тема 5. Человек на рынке труда.

Тема 6. Среди людей.




1

1



2





2

2


2




Лекция


Беседа, практическая работа


Беседа, работа в группах


Тренинг


Беседа, психодиагностика



Беседа,

тестирование


Беседа,

тестирование


Лекция



Защита проектов профессиограмм



























Зачёт





10.




11.



12.



13.

14.




«Три кита» профессионального выбора

(5)


Хочу, могу, надо – «три кита» профессионального выбора



Что я хочу. Карта интересов и склонностей


Что я могу. Карта интересов и склонностей


Современный рынок труда и его требования к профессионалу





1




1



1



2






Беседа с проблемными вопросами


Тестирование



Тестирование



Экскурсия в ЦЗН








15.



16.



17.


Профессиональная пригодность (3)


Что такое профпригодность?



Исследование личностных особенностей для выбора профессии


Проект профвыбора в соответствии с формулой «Хочу, могу, надо»




1



1



1




Беседа с элементами дискуссии


Психодиагностика



Творческая работа











Зачёт




18.




19.


20.


21.


22.

23.



Куда пойти учиться?(6)


Профессии, требующие начального и среднего профессионального образования


Кого учат в ВУЗах?


Кадровый вопрос


Как достичь успеха в профессии


Определение профессиональной группы учащихся





1




1


1


1


2





Лекция




Деловая игра


Деловая игра


Тренинг


Профдиагностика







24.



25.



26.






27.




Образование в Челябинске(4)


Что нужно знать, поступая в учебное заведение


Учреждения высшего, среднего и начального образования


Общеобразовательные учебные заведения, подготовительные курсы, учебные центры, негосударственные общественные образовательные учреждения


Поиск информации, составление информационного листка





1



1



1






1





Консультация



Теоретический экскурс


Теоретический экскурс





Творческая работа

Защита проектов
















зачёт






28.



29.


30.




31.


32.



33.


34.




Работа как она есть (7)


Темперамент и выбор профессии



Трудоустройство


Первые дни на работе




Профессиональная адаптация


Работа и закон



«Что? Где? Когда?»


Итоговое занятие




1



1


1




1


1



1


1





Беседа, психодиагностика


Деловая игра


Беседа с проблемными вопросами


Тренинг


Работа с документами


Деловая игра


Творческая работа




















Зачёт
















7. Приложение

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Махаева О.А. Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. - М.:УЦ «Перспектива» 2004

  2. Профориентационная работа в старших классах (сборник методических материалов ).,СПб 2004 г.

  3. Пряжников Н.С Профориентация : игры, упражнения, опросники (8-11 классы). М.: Вако , 2005

  4. Психологическое сопровождение выбора профессии: научно-методическое пособие.; под ред.. Митиной Л.М — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта,2003

  5. Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки. ( методические рекомендации ИМЦ г Вилючинска, 2006г.

  6. Савченко М.Ю Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. -М.: Вако,2006

  7. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии .- СПб.: КАРО, 2003 .

  8. Твоя профессиональная карьера. Под ред. С.Н. Чистяковой ., М. : Просвещение, 2000

  9. Тюшев Ю. Выбор профессии : тренинг для подростков.- СПб, 2006

  10. Фадеева Е.И.,. Ясюкевич М.В Выбирая профессию, выбираем образ жизни. — М.: ЦГЛ 2004

  11. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. — М: изд-во Владос-Пресс,2003