МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« РОСКОШНЕНСКАЯ ШКОЛА»
ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ПРИНЯТО: на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол №____ от .08.2016 г. Руководитель МО _________А.В.Чорний | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР ________ Г.Р.Сайфуллина .08.2016 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ «Роскошненская школа» _________А.П. Щодрык Приказ № ______ от 01.09. 2016 г. |
Рабочая программа по внеурочной деятельности « Барвинок»
для 3 -4 классов
Учитель: Чадюк Татьяна Адамовна
с.Роскошное 2016г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа занятий внеурочной деятельностью общеинтеллектуального направления «Барвинок » для 3-4 классов в МОУ «Роскошненская школа» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми и учебно-методическими документами:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; Рабочего плана школы.
СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями и дополнениями от: 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г.)
Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.12.2014 №01-14/2014 «Об организации внеурочной деятельности».
Цель программы - эстетическое и духовно- нравственное воспитание детей средствами культурного наследия украинского народа.
В ходе достижения этой цели решаются следующие задачи:
Обучающие:
• дать детям представления об украинском языке, его фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;
• учить детей понимать, слушать, говорить на украинском языке, общаться со сверстниками на элементарном (разговорном ) уровне;
• ознакомить с украинской национальной культурой, с традиционным народным календарем, обычаями, приметами;
• формировать исполнительские навыки в области пения, движения;
• усвоить украинские слова, понятия(одежды, обереги, еда, игры и т.д.) ;
• познакомить с устным народным творчеством: сказки, легенды, скороговорки, загадки, считалки, поговорки, пословицы и др.;
• изучить многообразие народных музыкально-шумовых инструментов;
• изучение семейных традиций.
Развивающие:
• развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные
способности у детей;
• развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
• развивать кругозор детей, представление об украинском языке как родственном русскому ,
• развитие творческих способностей;
• развивать познавательный интерес к народному творчеству;
• развивать любознательность, чувство удовлетворения при успехах и неудовлетворения при неудачах;
• развивать внимание, память, восприятие, мышление, воображение.
Воспитательные:
• воспитывать творческую, активную личность;
• воспитывать у детей чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре;
• воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми;
• формировать интерес детей и их родителей к миру традиционной украинской культуры;
• воспитывать доброжелательность, дружелюбие, доброту, общительность, стремление помочь друг другу;
• формировать аккуратность, трудолюбие, самостоятельность.
Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.
Возраст обучающихся – 9-10 лет (обучающиеся 3-4 классов).
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «БАРВИНОК»
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к языку, культуре;
интерес к изучению языка;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей.
Метапредметные результаты : Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
пользоваться словарями;
находить ответы на вопросы в тексте;
делать выв оды в результате совместной с учителем работы;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «БАРВИНОК»
Содержание занятий внеурочной деятельностью общеинтеллектуального направления « Барвинок» построено на основе таких дидактических и лингво-дидактических принципов:
• мотивация учебного процесса и взаимосвязь обучения, воспитания и развития школьников;
• доступность учебного материала;
• коммуникативная направленность учебного процесса;
• межпредметные связи, в частности учета общего в украинском и русском языках и различий;
• сохранение здоровья (соблюдения норм обучения и отдыха, применения игровых методов обучения, что предотвращает утомляемости детей);
• связь с жизнью.
Каждое занятие состоит из трех частей:
1. Активация умственной деятельности учащихся, подготовка к выполнению задач основной части; «Не торопись отвечать, торопись думать». В этой части занятия используются стихи, рассказы, сказки после прочтения, которых дети выполняют какое-то задание по тексту (выделить главную мысль, почему произведение так называется, ответы на вопросы по содержанию и т.д.)
2. Основная часть. Выполнение задач проблемно-поискового и творческого характера (объяснения различных значений слов; знакомство и объяснения пословиц, их заучивание; объяснения ситуаций разными выражениями благодарности и извинения и т.д.
3. Интересные задания (игры-загадки, игры-задания и т.д.
«Умел дело сделать, умей и поиграть».
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Количество часов |
| Устное народное творчество. | 7 |
2. | Этикет речи. | 1 |
| Слово.Значение слов. | 9 |
4. | Текст. | 16 |
| Повторение изученного. | 1 |
Календарно-тематическое планирование
3- 4 класс
№ п/п | Тема | К-во часов | Содержание занятия | Дата |
План. | Факт. |
1-4 | Устное народное творчество. Колыбельные. Детские игры, потешки, считалки. Скороговорки.Пословицы. Загадки. | 4 | Стихи, загадки, рассказы, сказки. Темп и четкость речи. Скороговорки. Навыки употребления в речи образных выражений. | | |
5-7 | Сказки | 3 | Литературный жанр. Сюжеты известных сказок. Сказочные элементы. | | |
8 | Этикет речи | 1 | Слова приветствия, прощания, благодарности, обращения; особенности общения со знакомыми и незнакомыми, с родными и друзьями, ровесниками и взрослыми, маленькими детьми. | | |
9 | «Тише, громче…» | 1 | Работа надвыразительностью речи, чёткостью и правильным интонированием, разучувание скороговорок. Упражнения для релаксации мышц. Стихи. | | |
10 | Слово. Значения слов | 1 | Значения слов, толковый словарь, алфавитный порядок, словарная статья | | |
11 | Многозначные слова | 1 | Понятие многозначность слова.Сходство предметов в действии. Стихи. Загадки. анаграммы | | |
12 | Развитие речи. | | Внутренняя речь. Стихи, загадки, Рассказы, сказки. Темп и выразительность речи. Скороговорки. | | |
13 | Слова играют в прятки | 1 | Загадки по их концовке. Стихи. | | |
14 | Омонимы | 1 | Первичное представление об омонимах и их значение в речи. Точное значение слова. Стихи. Загадки. Игри. | | |
15 | Синонимы | 1 | Первичное ознакомление с синонимами и их значение в речи. Замена одного согласного звука так, чтобы получилось слово, которое отвечает на вопрос что?. Стих - найти и подчеркнуть многозначные слова. | | |
16 | Антоимы | 1 | Первичное ознакомление с антонимами и их значение в речи. Нахождение антонимов в стихотворении.Игры. Анаграммы. Шарады. | | |
17 | Фразеологизмы. | 1 | Фразеологизмы и их значение | | |
18 | Сравнение.. | 1 | Первичное ознакомление со сравнениями. Ознакомление с типом текста, в котором раскрываются признаки сравнения предметов. | | |
19 | Текст. Тема текста. Заглавие | 1 | Оригинальный текст, речевая ситуация, синонимы, факты. Использование плана при пересказе текста. Основные мысли, их последовательность, особенности стиля | | |
20 | Текст. Опорные слова. | 1 | Составление текста по опорным словам. Тема текста; заглавие, опорные слова; основная мысль текста; види текстов | | |
21 | Культура речи. Вежливые слова. | 1 | Слова приветствия, прощания, благодарности, обращения; особенности общения со знакомыми и незнакомыми, с родными и друзьями, ровесниками и взрослыми, з маленькими детьми. Соответствие словаря речового этикета ситуации и собеседника. | | |
22 | План текста. | 1 | Понятие «план», его необходимость | | |
23 | Развитие речи. | 1 | Тема текста; заглавие, опорные слова; основная мисль текста; види текстов, виды плана. Составление картинного цитатного планов . | | |
24 | Связь предложений в тексте. | 1 | Работа с деформованным текстом | | |
25 | Связь между частями текста. | 1 | Тема текста, тип текста, основная мысль, деловой и разговорный стиль, описание, объявление. | | |
26 | Повторение изученного | 1 | Подбор синонимов к словам. Подбор заглавия к рассказу. | | |
27 | Работа с деформованным текстом. | 1 | Связь между предложениями. | | |
28 | Редактирование текста | 1 | Тема текста; заглавие, Опорные слова; основная мысль текста; виды текстов | | |
29 | Типы текстов. Описание. | 1 | Работа над текстом описанием. | | |
30 | Типы текстов. Повествование. | 1 | Последовательность действий связанных между собой. | | |
31 | Типы текстов. Рассуждение. | 1 | Палиндромы,доказательства, суждения | | |
32 | Сочинение на тему «Мой виходной день» | 1 | Самостоятельная работа | | |
33 | Редактирование текста | 1 | Работа над ошибками . | | |
34 | Повторение изученного. | 1 | Повторение основных понятий | | |
| Всего | 34 | | | |