Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную роль в образовании и развитии личности ребенка.
Для решения данной проблемы была создана программа по внеурочной деятельности для учащихся 4 классов «Чтение – вот лучшее учение».
Занятия предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного интереса. Это — обсуждение книг, устные журналы, конкурсы, КВН. Они будут носить в себе большой эмоциональный заряд, способствовать умению размышлять над книгой, усвоив правило «вдумчивого чтения». Заранее дается список книг, которые рекомендуется прочитать (по четвертям). Работа по формированию читательского интереса будет осуществляется через сотрудничество с библиотекой. Практической работой при реализации программы будет являться читательский дневник, где ученики покажут понимание содержания книги делая записи (выделять главные мысли, записывать цитаты, планы), выполняя рисунок по выбранному эпизоду прочитанного.
Во 4-ом классе дети читают предназначенную их возрасту художественную литературу – книги лучших русских писателей и зарубежную классику. Учащиеся обязательно узнают новых писателей, неизвестные ранее книги. Задача учителя - помочь каждому ребёнку освоить этот круг, вырабатывая к нему своё собственное отношение.
Программа рассчитана на 34 часа. Занятия проходят 1 раз в неделю, продолжительностью 40 минут.
К концу изучения курса «Чтение – вот лучшее учение» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.
- ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;
- самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
- пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
- ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
- определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
Полные издания произведений для дополнительного чтения.
4) детская периодика, энциклопедии.
№ п/п | Тема | Планируемые результаты | Дата проведения |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
план | факт |
Устное народное творчество (6 часов) |
1 | Считалки, загадки. | Совершенствовать все стороны навыка чтения, прежде всего осмысленность и выразительность. Определять эмоциональную окраску произведения. Выбирать эмоциональный тон голоса. Учить наизусть стихотворный текст. Ориентироваться в книге по названию, оглавлению. Читать по ролям. | Р. Выдвигать цель при выразительном чтении. П. Понимать прочитанное. К. Вступать в общение. Выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения, аргументировать своё мнение. | Формировать положительную мотивацию к обучению и к чтению. Развивать эмпатию. Приобщаться к национальной культуре. | 04.09 | |
2 | Пословицы, поговорки. | Совершенствовать качество понимания читаемого, правильность и выразительность чтения; умение читать выборочно. Расширять словарный запас. Формировать воссоздающее воображение. | Р. Принимать и выполнять поставленную учебную задачу. П. Анализировать произведения с целью выявления причинно-следственных связей, для определения его эмоционального характера. К. Вступать в общение. Выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | Формировать положительную мотивацию к обучению. | 11.09 | |
3 | Мифологические сюжеты Древней Греции. Подвиги Геракла. | Определять эмоциональный характер произведения. Выбирать книги на заданную тему. Расширять читательский кругозор. Учить наизусть стихотворный текст. | Р. Планировать свою учебную деятельность. Развивать навык контроля и самоконтроля при чтении. П. Ориентироваться в тексте. Анализировать текст с целью определения его жанра. К. Вступать в общение. Аргументировать своё мнение. | Формировать положительную мотивацию к обучению. | 18.09 | |
4 | Былины. «Святогор и Илья Муромец», «Садко». | Совершенствовать качество понимания читаемого, правильность и выразительность чтения. Формировать воссоздающее воображение. Ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. Иллюстрировать прочитанное. Учить наизусть стихотворный текст. | Р. Формировать способность к оценке и самооценке. Развивать умение самоконтроля при чтении. П. Понимать прочитанное. Анализировать текст с целью определения его жанра. К. Вырабатывать положительное отношение к сотрудничеству. | Формировать интерес к чтению. Развивать рефлексию. | 25.09 | |
5 | «Марья Моревна», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». | Самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике. Составлять монологическое высказывание по заданной главной мысли, выраженной в пословице, читать по ролям. Ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. | Р. Развивать способность к контролю и самоконтролю при чтении. Способность к самооценке. П. Анализировать произведение с целью характеристики персонажей, с целью выявления идеи, с целью выявления авторского отношения к персонажам. Обобщать прочитанное. К. Сотрудничать при проведении игры «Радиотеатр» | Формировать нравственную позицию. Развивать рефлексию. | 02.10 | |
6 | «Семь Симеонов», «Петухан Куриханыч». | Совершенствовать качество понимания читаемого, а также правильность, беглость и выразительность чтения. Применять поисковый тип чтения. Выявлять главную мысль текста. Ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. | Р. Развивать способность к контролю и самоконтролю при чтении. П. Анализировать произведения с целью выявления причинно-следственных связей, для определения его эмоционального характера. К. Вступать в общение. Аргументировать своё мнение. | Вырабатывать способность к нравственной оценке. | 09.10 | |
Сказка ложь да в ней намек… (3 часа) |
7 | Г.Х. Андерсен «Елка», «Русалочка». | Ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги. Совершенствовать качество понимания читаемого, а также правильность, выразительность чтения. Расширять словарный запас. Ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. Читать по ролям. | Р. Способность к самооценке. Планировать свою учебную деятельность. П. Ориентироваться в тексте произведения. Анализировать произведение с целью выявления образа рассказчика, с целью определения отношения рассказчика к персонажу, с целью определения жанра. К. Сотрудничать при проведении игры «Радиотеатр» | Формировать положительное отношение к животным. | 16.10 | |
8 | В. Гауф «Карлик Нос». | Формировать контекстный способ чтения. Выявлять главную мысль текста. Применять поисковый тип чтения. Читать по ролям. Сравнивать произведения для выявления их сходства. Составлять картинный план, пересказ по нему. Ориентироваться в книге по обложке. Инсценирование. | Р. Принимать и выполнять поставленную учебную задачу. П. Понимать прочитанное. К. Сотрудничать при проведении игры «Радиотеатр» . | Формировать нравственную позицию. Вырабатывать способность к нравственной оценке. | 23.10 | |
9 | С. Прокофьева «Лоскутик и Облако». | Определять идею произведения. Выявлять отношение автора к персонажу. Определять своё отношение к персонажу, жанр прочитанного произведения. Ориентироваться в книге по обложке и содержанию. Выбирать книги по заданной теме. Составлять сообщение на заданную тему. Ориентироваться в книге по названию, оглавлению. | Р. Развивать способность к контролю и самоконтролю при чтении. Способность к самооценке. П. Ориентироваться в тексте, в книгах. Анализировать произведение с целью характеристики персонажей, с целью выявления идеи, с целью выявления авторского отношения к персонажам. К. Составлять монологическое высказывание на заданную тему. | Развивать рефлексию. | 30.10 | |
Мудрые страницы (3часа) |
10 | Басни Эзопа: «Львица и Лиса», «Лисица и лев», «Лев и мышь». | Самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике. Совершенствовать все стороны навыка чтения, прежде всего осмысленность и выразительность. Ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. | Р. Формировать способность к оценке и самооценке. Развивать умение самоконтроля при чтении. П. Понимать прочитанное. К. Вступать в общение. Выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | Формировать нравственно-этические ориентиры. | 13.11 | |
11 | Басни И. Крылова: «Мартышка и очки», «Свинья под дубом». | Прогнозировать содержание текста по заголовку, в процессе чтения. Определять жанр. Создавать монологическое высказывание. Учить наизусть стихотворный текст. | Р. Выдвигать цель при выразительном чтении. П. Ориентироваться в тексте, в книгах. Анализировать произведение с целью характеристики персонажей, с целью выявления идеи, с целью выявления авторского отношения к персонажам. Обобщать прочитанное. К. Составлять монологическое высказывание на заданную тему. | Приобщаться к национальной культуре. | 20.11 | |
12 | Л.Н.Толстой «Павлин», «Гуси и павлин». С. Михалков «Зеркало». | Осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации. Рассуждать, проецируя прочитанное на жизнь. | Р. Формировать способность к оценке и самооценке. П. Анализировать произведение с целью характеристики персонажей, с целью выявления идеи. Сравнивать персонажей двух произведений. К. Вступать в общение. Выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | Формировать мировоззрение. Развивать эмпатию. | 27.11 | |
Жизнь дана на добрые дела (9 часов) |
13 | А.П. Чехов «Каштанка» | Совершенствовать качество понимания читаемого, правильность и выразительность чтения; умение читать выборочно. Расширять словарный запас. Ориентироваться в книге по названию, оглавлению. Ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. Чтение по ролям. | Р. Развивать способность к контролю и самоконтролю при чтении. Способность к самооценке. П. Понимать прочитанное. Анализировать произведение с целью характеристики персонажей, с целью выявления идеи. Сравнивать персонажей двух произведений. К. Сотрудничать при проведении игры «Радиотеатр» | Формировать нравственно-этические ориентиры. Формировать экологическое сознание. | 04.12 | |
14 | О. Пройслер «маленькое привидение». | Совершенствовать качество понимания читаемого, а также правильность, беглость и выразительность чтения. Осваивать поисковый тип чтения. Ориентироваться в книге по названию, оглавлению. Чтение по ролям. | Р. Принимать и выполнять поставленную учебную задачу. П. Ориентироваться в тексте произведения. Анализировать произведение с целью выявления образа рассказчика, с целью определения отношения рассказчика к персонажу, с целью определения жанра. К. Сотрудничать при проведении игры «Радиотеатр» | Формировать нравственно-этические ориентиры. Формировать положительную мотивацию к обучению в школе. Формировать интерес к чтению. | 11.12 | |
15 | Т. Янссон «Ель». | Совершенствовать качество понимания читаемого. Определять причинно-следственные связи. Рассуждать, проецируя прочитанное на жизнь. | Р. Развивать способность к контролю и самоконтролю при чтении. П. Ориентироваться в тексте, в книгах. Анализировать произведение с целью характеристики персонажей, с целью выявления идеи, с целью выявления авторского отношения к персонажам. Обобщать прочитанное. К. Составлять монологическое высказывание на заданную тему. | Формировать нравственно-этические ориентиры. | 18.12 | |
16 | А. Куприн «Слон». | Прогнозировать содержание читаемого. Определять своё отношение к персонажам и аргументировать его. Выявлять идею произведения. Выделять эпизод. Читать по ролям. Ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. | Р. Формировать способность к оценке и самооценке. Развивать умение самоконтроля при чтении. П. Ориентироваться в тексте произведения. Анализировать произведение с целью характеристики персонажей, с целью выявления идеи. Сравнивать персонажей двух произведений. К. Сотрудничать при проведении игры «Радиотеатр» | Формировать нравственно-этические ориентиры. Формировать положительную мотивацию к обучению в школе. Формировать интерес к чтению. | 25.12 | |
17 | Н. Носов «Огурцы». | Прогнозировать содержание читаемого. Определять своё отношение к персонажам и аргументировать его. Выявлять идею произведения. Выделять эпизод. Читать по ролям. | Р. Выдвигать цель при чтении. П. Ориентироваться в тексте произведения. Анализировать произведение с целью с целью выявления идеи. К. Вступать в общение. Выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения, аргументировать своё мнение. | Формировать нравственно-этические ориентиры. | 15.01 | |
18 | А.С. Экзюпери «Маленький принц». | Использовать виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения и выбирать в соответствии с ней нужный вид чтения. Ориентироваться в книге по названию, оглавлению. Составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу. | Р. Принимать и выполнять поставленную учебную задачу. П. Анализировать произведения с целью выявления причинно-следственных связей, для определения выявления идеи. К. Составлять монологическое высказывание на заданную тему. | Формировать положительное отношение к животным. Формировать экологическое сознание. | 22.01 | |
18 | С. Аксаков «Аленький цветочек» | Формировать навык чтения, прежде всего выразительность. Прогнозировать характер книги по её обложке. Ориентироваться в книгах по обложкам, форме текста и иллюстрациям. Совершенствовать поисковый и контекстный способ чтения. Расширять литературный кругозор. Учить наизусть и декламировать стихотворный текст. | Р. Выдвигать цель при выразительном чтении. П. Ориентироваться в тексте произведения. Анализировать произведение с точки зрения его языковой выразительности. К. Вырабатывать положительное отношение к сотрудничеству. | Формировать нравственно-этические ориентиры. Приобщаться к национальной культуре. | 29.01 | |
20 | К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», «Барсучий нос», «Резиновая Лодка». | Прогнозировать характер книги по её обложке. Совершенствовать поисковый способ чтения. Наблюдать за использованием средств языковой выразительности. Учить наизусть и декламировать стихотворный текст. | Р. Развивать способность к контролю и самоконтролю при чтении. П. Ориентироваться в тексте произведения. Анализировать произведение с точки зрения его языковой выразительности. К. Вступать в общение. Выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения, аргументировать своё мнение. | Формировать нравственно-этические ориентиры. Формировать положительную мотивацию к обучению в школе. Формировать интерес к чтению. | 05.02 | |
21 | А. Толстой «Детство Никиты». | Прогнозировать характер книги по её обложке. Выбирать книги по заданным параметрам. Совершенствовать технику чтения, прежде всего понимание читаемого, правильность и выразительность. Формировать воссоздающее воображение. Наблюдать за использованием средств языковой выразительности. | Р. Формировать способность к оценке и самооценке. Развивать умение самоконтроля при чтении. П. Ориентироваться в тексте произведения. Анализировать произведение с точки зрения его языковой выразительности. К. Вырабатывать положительное отношение к сотрудничеству. | Формировать нравственно-этические ориентиры. Формировать экологическое сознание. | 12.02 | |
Что такое? Кто такой? (3часа) |
22 | «Что? Где? Когда?»: энциклопедии и справочники. Экскурсия в библиотеку.
| Ориентироваться в соответствующих возрасту энциклопедической и справочной литературе. Определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей. Делать сообщения на заданную тему. | Р. Принимать и выполнять поставленную учебную задачу. П. Анализировать текст с целью определения его жанра. К. Вырабатывать положительное отношение к сотрудничеству. Сотрудничать со старшими. | Формировать положительную мотивацию к обучению в школе. Формировать интерес к чтению. | 19.02 | |
23 | Тайны природы в энциклопедиях и справочниках. | Ориентироваться в соответствующих возрасту энциклопедической и справочной литературе. Определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей. Делать сообщения на заданную тему. | Р. Формировать способность к оценке и самооценке. Развивать умение самоконтроля при чтении. П. Понимать прочитанное. К. Вступать в общение. Выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения, аргументировать своё мнение. | Формировать положительное отношение к природе. Формировать экологическое сознание. | 26.02 | |
24 | Мир вещей и машин в энциклопедиях и справочниках. | Ориентироваться в соответствующих возрасту энциклопедической и справочной литературе. Определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей. Делать сообщения на заданную тему. | Р. Развивать способность к контролю и самоконтролю при чтении. Способность к самооценке. П. Ориентироваться в тексте. Анализировать текст с целью нахождения в нём главного содержания. К. Составлять монологическое высказывание на заданную тему. | Формировать мировоззрение. Формировать положительную мотивацию к обучению. | 04.03 | |
Знакомые незнакомцы (3часа) |
25 | Современные детские журналы. Экскурсия в библиотеку. | Работать с детской периодикой. Определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей. | Р. Выдвигать цель при чтении. Планировать свою учебную деятельность. П. Анализировать текст с целью определения его жанра. К. Вырабатывать положительное отношение к сотрудничеству. Сотрудничать со старшими. | Формировать положительную мотивацию к обучению в школе. Формировать интерес к чтению. Приобщаться к национальной культуре. | 11.03 | |
26 | По страницам детских журналов. | Работать с детской периодикой. Делать сообщения на заданную тему. | Р. Принимать и выполнять поставленную учебную задачу. Планировать свою учебную деятельность. Развивать навык контроля и самоконтроля при чтении. П. Ориентироваться в тексте. Анализировать текст с целью, нахождения в нём главного содержания. К. Вступать в общение. Выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения, аргументировать своё мнение. | Формировать интерес к чтению. Приобщаться к национальной культуре. | 18.03 | |
27 | Учусь быть автором. | Составлять краткую аннотацию (автор, название, тема произведения, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу. | Р. Принимать и выполнять поставленную учебную задачу. П. Понимать прочитанное. Ориентироваться в тексте. Анализировать текст с целью нахождения в нём главного содержания. К. Составлять монологическое высказывание на заданную тему. | Формировать положительную мотивацию к обучению в школе. Формировать интерес к чтению. | 01.04 | |
Из любимых книг (6 часов) |
28 | М. Пришвин «Земля показалась», «Старый гриб». | Совершенствовать качество понимания читаемого, а также правильность, беглость и выразительность чтения. Ориентироваться в книге по названию, оглавлению. Анализировать заголовок. Чтение по ролям. | Р. Развивать способность к контролю и самоконтролю при чтении. Способность к самооценке. П. Анализировать произведения с целью выявления причинно-следственных связей, для определения его эмоционального характера. К. Сотрудничать при проведении игры «Радиотеатр» | Формировать нравственную позицию. Развивать эмпатию. | 08.04 | |
29 | Д. Дефо «Робинзон Крузо». | Совершенствовать поисковый способ чтения. Расширять словарный запас. Прогнозировать читаемое. Выявлять отношение автора к персонажам. Выявлять подтекст, находить книги на заданную тему. | Р. Формировать способность к оценке и самооценке. Развивать умение самоконтроля при чтении. П. Ориентироваться в тексте, в книгах. Анализировать произведение с целью характеристики персонажей, с целью выявления идеи, с целью выявления авторского отношения к персонажам. Обобщать прочитанное. К. Вырабатывать положительное отношение к сотрудничеству. | Вырабатывать способность к нравственной оценке. Развивать рефлексию. | 15.04 | |
30 | Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Д. Дефо «Робинзон Крузо». | Прогнозировать характер текста перед чтением. Развивать воссоздающее воображение. Определять эмоциональный характер текста. Выявлять подтекст, причинно-следственные связи. Характеризовать персонажей. | Р. Выдвигать цель при чтении.. Развивать навык контроля и самоконтроля при чтении. П. Анализировать произведения с целью для определения его эмоционального характера. К. Вступать в общение. Выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения, аргументировать своё мнение. | Формировать положительную мотивацию к обучению. Вырабатывать способность к нравственной оценке. | 22.04 | |
31 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». | Читать выборочно, применяя поисковый способ чтения. Ориентироваться в книге по названию, оглавлению. Чтение по ролям. | Р. Формировать способность к оценке и самооценке. Развивать умение самоконтроля при чтении. П. Ориентироваться в тексте. Анализировать текст с целью, нахождения в нём главного содержания. К. Сотрудничать при проведении игры «Радиотеатр» | Формировать нравственную позицию. | 29.04 | |
32 | Э. Сетон-Томпсон «Уличный певец» | Прогнозировать читаемое. Совершенствовать качество понимания читаемого, а также правильность, выразительность чтения. Выявлять подтекст, причинно-следственные связи. Определять характер отношений персонажей друг к другу. | Р. Развивать способность к контролю и самоконтролю при чтении. Способность к самооценке. П. Анализировать произведения с целью выявления причинно-следственных связей. К. Составлять монологическое высказывание на заданную тему. | Формировать интерес к чтению. Развивать рефлексию. | 06.05 | |
33 | А. Волков «Волшебник Изумрудного города» | Развивать воссоздающее и творческое воображение. Чтение по ролям. Исполнять роль персонажа. Находить и читать книги по заданной теме, сравнивать произведения. Расширять литературный кругозор. | Р. Принимать и выполнять поставленную учебную задачу. П. Ориентироваться в тексте. Анализировать текст с целью характеристики персонажей, определения его эмоционального характера, нахождения в нём главного содержания. К. Сотрудничать при проведении игры «Радиотеатр» | Формировать положительную мотивацию к обучению. | 13.05 | |
Подводим итоги (1час) |
34 | Праздник «В гостях у Книги» | Систематизировать литературные впечатления. Расширять читательский кругозор. | Р. Действовать по инструкции. Принимать и удерживать учебную задачу. П. Ориентироваться в книгах. Анализировать учебный материал по заданным параметрам. К. Формировать навыки учебного сотрудничества при организации соревнований и конкурсов. | Формировать интерес к чтению. Развивать рефлексию. | 20.05 | |