СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика" для 1-4 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе авторских программ для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления «Этика: азбука добра» И.С.Хомяковой, В.И.Петровой // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011 и  «Нравственное воспитание в начальной школе» авторы Л.И.Лаврентьева, Н.И.Куликова,  Ставрополь, 2004 год  в соответствии с требованиями ФГОС.

Новизна данной программы состоит в сочетании разнообразных видов деятельности теоретической и практической направленности: развивающие игры, практикумы, беседы, моделирование и анализ жизненных ситуаций, проектная деятельность, работа с фольклорной и художественной литературой. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика" для 1-4 классов»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Невонская средняя общеобразовательная школа 1» имени Родькина Николая Дмитриевича


Утверждаю: Рассмотрена

Директор школы на заседании ШМО

_____________________ _______________________

Билиенков А.П. Рук. ШМО Цыдыпова Н.Г. ____

________ 2014 г Протокол №1 от _____________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса

«Этика»


Срок реализации: 1- 4 классы


Составила: учитель начальных классов

Цыдыпова Надежда Галсановна






п Невон

2014г

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе авторских программ для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления «Этика: азбука добра» И.С.Хомяковой, В.И.Петровой // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011 и «Нравственное воспитание в начальной школе» авторы Л.И.Лаврентьева, Н.И.Куликова, Ставрополь, 2004 год в соответствии с требованиями ФГОС.

Новизна данной программы состоит в сочетании разнообразных видов деятельности теоретической и практической направленности: развивающие игры, практикумы, беседы, моделирование и анализ жизненных ситуаций, проектная деятельность, работа с фольклорной и художественной литературой.

Актуальность нравственно-этического воспитания школьников не вызывает сомнений, так как воспитанность – это качество, определяющее личности в повседневном поведении человека, его отношение к самому себе и другим людям.

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки.

Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.

Цель программы – воспитание нравственной культуры личности через формирование важнейших нравственных и этических представлений, усвоение общечеловеческих моральных ценностей, которое определяется степенью восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества и преломлением его в поведении.

Задачи: Формировать умение у обучающихся контролировать свое поведение в различных жизненных ситуациях.

Формировать отношение к здоровью человека, как к ценности, вести здоровый образ жизни.

Развивать у детей коммуникативные, речевые, игровые умения.

Развивать способности воспринимать красоту окружающего мира в процессе общения с природой.

Воспитывать лучшие нравственные качества: любовь к Родине, к родному краю, своему народу.

Привить обучающимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус.

Возраст детей, участвующих в реализации программы.

Программа «Этика» адресована детям младшего школьного возраста (7-10 лет).

Режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю. В расписание они включаются в наиболее удобное для учащихся время. Хорошо, если они ставятся после уроков, требующих большого интеллектуального напряжения. Длительность занятий от 30 до 45 минут.

Место проведения – учебный класс, библиотеки, музей, игровая площадка школы, СДК.

Сроки реализации программы (продолжительность образовательного процесса, этапы).

«Этика» является компонентом плана внеурочной деятельности, рассчитан на 1 час занятий в неделю на четыре года обучения:

Первый год (1 класс) -33 часа

Второй год (2 класс) - 34 часа.

Третий год (3 класс) - 34часа.

Четвертый год (4 класс) – 34 часа

Итого – 135 часов

Формы занятий

Личностно - направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребѐнка;

Стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;

Развивающие нравственное сознание;

Активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.

Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения:

- беседа;

- игровой практикум;

- ситуативная беседа-рассуждение;

- ситуативная беседа-игра;

- беседа-размышление;

- ситуативная игровая программа;

-проекты;

-дискуссии, драматизация;

- просмотр видеофильмов.

Программа строится по принципу концентрического обучения, то есть с учётом сложности усвоения правил этики и возрастной готовности к усвоению.

Содержание курса ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование

художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

Для успешного обучения используются создание ситуации занимательности, элементы дискуссии, драматизации, анализа различных ситуаций, методы наблюдения, «Мозговой штурм». На занятиях можно применять различные виды заданий по группам: закончить незаконченный рассказ, придумать диалоги к картинке, составить портрет ученика из своего класса, разыграть ситуацию общения и т.д.

Поощрять стремление детей помогать друг другу, играть в коллективные игры с различными правилами. Деятельность педагога и сам урок станут результативнее, если содержание будет реализовано через игру, учитывая, что игровая мотивация очень эффективна: игра приносит радость, и при этом дети учатся. Цель игры – формирование способности самостоятельно ориентироваться в учебных и жизненных ситуациях.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Содержание программы факультатива раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности).

Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:

1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.

2 класс: Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.

3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.

4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.

Программа курса содержит четыре раздела в соответствии с содержанием и этической направленностью материала.

1 раздел. Этикет. Этическая сущность этикета.

Задачи раздела:

1 класс. Познакомить детей с понятием «этикет», включить его в работу по усвоению простых правил этикета. Понятия, которые должны усвоить дети: этика, этикет, вежливость, внимательность, воспитанность.

2 класс. Продолжить знакомство детей с понятием «этикет», выработать практические навыки поведения за столом и в общественных местах, организовать игры и упражнения, помогающие детям овладеть правилами этикета. Понятия, которые должны усвоить дети: этикет, воспитанность, внимательность, предупредительность, благодарность, радость.

3 класс. Продолжить знакомство с правилами этикета в школе, показать, что внешний вид зависит от отношения человека к себе и его характера. Понятия, которые должны усвоить дети: плохо и хорошо, совесть, закон, устав, права и обязанности.

4 класс. Углубить и разнообразить сферу применения правил этикета в повседневной жизни, практические формы работы с учащимися по усвоению этикета, его норм. Понятия, которые должны усвоить дети: этикетные нормы поведения, речевой этикет, повседневный этикет, хорошие и дурные манеры, человечность.

2 раздел. Этика общения. Этические нормы отношений с окружающими.

Задачи раздела:

1 класс. Включить учащихся в осмысление принципов отношений к окружающим, основанных на доброжелательности и уважении другого человека. Понятия, которые должны усвоить дети: поступок, настроение, привычка, поведение, уважение.

2 класс. Включить детей в осмысление простых этических понятий, потренировать в применении полученных знаний в типичных ситуациях повседневной жизни. Понятия, которые должны усвоить дети: вежливость, уважение, добро (доброе дело, добрый поступок), зло (дело, поступок, отношения), доброжелательность, понимание, доверие, чуткость, настроение, эмоции.

3 класс. Продолжить и углубить этические понятия, закрепить умение вести себя в обществе. Понятия, которые должны усвоить дети: личность, индивидуальность, душевный человек, верность, обещание, нечестность.

4 класс. Расширить этический кругозор в логике этики отношений учащихся, совершенствовать практику этического поведения детей в отношениях к людям, природе, окружающей действительности. Понятия, которые должны усвоить дети: душевность, духовность, доверие, доверительность, симпатия, антипатия.

3 раздел. Этика отношений в коллективе, познание себя и другого через общение.

Задачи раздела:

1 класс. Приобщить учащихся к нравственным нормам взаимоотношений в коллективе, включить детей в осознание гуманистических принципов отношений друг к другу. Понятия, которые должны усвоить дети: доброжелательность, тактичность, отзывчивость.

2 класс. Формировать опыт нравственных взаимоотношений детей в коллективе; включать детей в овладение гуманистических принципов отношений друг к другу с помощью игр и тренировочных заданий творческого характера. Понятия, которые должны усвоить дети: дружба, друг, товарищ, коллектив, уважение, трудолюбие, тактичность.

3 класс. Углубить и расширить значение коллектива в жизни человека. Понятия, которые должны усвоить дети: патриотизм, сильный характер, слабый характер, деликатность, нравственный и безнравственный поступок.

4 класс. Расширить и углубить понятия коллективизма, совершенствовать знание учащихся в области коллективных отношений, создать условия для их применения. Понятия, которые должны усвоить дети: коллективизм, рыцарство, естественность, великодушие, зависть.

4 раздел. Гигиена и культура поведения. Культура внешнего вида.

Задачи раздела:

1 класс. Приучить детей к уходу за телом, выполнению правил личной гигиены, заботе о своём здоровье. Понятия, которые должны усвоить дети: гигиена, опрятность, аккуратность, неряшливость; осанка, распорядок дня, режим.

2 класс. Формировать у детей гигиенические навыки, культуру внешнего вида, культуру общения с вещами и предметами. Понятия, которые должны усвоить дети: осанка, походка, жестикуляция, рабочая, домашняя и праздничная одежда.

3 класс. Добиваться выполнения правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств. Понятия, которые должны усвоить дети: мода, одежда, форма, опрятность, удобность.

4 класс. Формировать отношение к здоровью человека как к ценности, ориентировать учащихся на постоянное соблюдение гигиены и культуры внешнего вида. Понятия, которые должны усвоить дети: красота, грациозность, сдержанность, собранность, эстетика.

В каждом классе акцент делается на те умения и сведения, пользование которыми актуально для данного периода жизни младших школьников.

Данные разделы могут быть либо сокращены, либо расширены. Модификация программы проводится в соответствии с возможностями, условиями и материальной базой школы.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса.

В процессе освоения материалов ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всѐ это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки обучающихся. Позволяет формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как еѐ изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учѐбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.

Формы подведения итогов реализации программы

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля: текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий. Для контроля и самоконтроля можно использовать мини-тесты, викторины, решение игровых ситуаций, мини-сочинения.

Отбор практических заданий должен производиться строго индивидуально, с учётом характера педагога и особенности детей.

Для младшего школьника этикет – это правила поведения, и он упражняется в их выполнении.


Основными формами контроля, применяемыми для данной возрастной категории, являются экскурсии, праздничные мероприятия как итоги реализации каждого из указанных разделов.

Занесение результатов внеурочной деятельности в портфолио учащихся (по итогам года)

Планируемые результаты

Обучающиеся научатся:

- соблюдать правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой, улице, в общественных местах, правильную организацию работы на уроке, уметь оценивать своё поведение,

- выполнять основные требования к внешнему виду человека и уметь выполнять основные правила опрятности;

- знать правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках.

- употреблять слова вежливости,

- знать основные правила общения, правила работы в группе.


Обучающиеся получат возможность научиться:

- применять правила вежливого общения, использовать в речи слова вежливости,

- применять правила поведения и общения в школе, на уроке, на перемене, на улице, в общественных местах;

- высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников,

- проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к вещам, созданным трудом других людей,

- работать в паре и в группе,

- проявлять доброе, терпимое отношение к людям; уважение к родителям, близким,

- культурно выражать свои эмоции в совместной работе

- ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике.



Содержание учебного курса

1. Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).

Универсальные учебные действия

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.

Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

2. Этика общения (взаимоотношения с другими людьми).

- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.

Универсальные учебные действия

Использовать в речи слова вежливости.

Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений).

Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию).

Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

О трудолюбии.

- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).

Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.

Универсальные учебные действия

Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его.

Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.

3. Гигиена. Культура внешнего вида.

- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Универсальные учебные действия

Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в

практических и жизненных ситуациях.

Оценивать внешний вид человека.

4. Этика отношений в коллективе. Внешкольный этикет.

- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.

Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться

первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.

- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия

Использовать доброжелательный тон в общении.

Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

Содержание тем учебного курса

п/п

Название разделов

Количество часов

Форма организаций учебных занятий, основных видов учебной деятельности

Характеристика деятельности обучающихся



Всего часов

аудиторных

внеаудиторных

-беседа;

- игровой практикум;

- ситуативная беседа-рассуждение;

- ситуативная беседа-игра;

- беседа-размышление;

- ситуативная игровая программа;

- просмотр видеофильмов;

- ролевая игра, развивающая игра;

- индивидуальные беседы,

-дискуссия

Правила поведения во время урока. Функция школьного звонка. Понятие « готовность к уроку». Понятие « перемена». Функция перемен. Возможные игры во время школьных перемен.

Проект « Режим дня школьника». Чем должен заниматься ученик в школе и дома. Знакомство с правилами поведения в школьной столовой, за столом. Ролевая игра. Понятия «старательность», «прилежность». Положительная оценка данных качеств на примерах из литературных произведений. Понятие « учебный труд». Труд ученика на уроке и дома.


1

Школьный этикет

34

14

20


1 класс

9

4

5


2 класс

9

3

6


3 класс

9

4

5


4 класс

7

3

4

2

Этика общения

27

15

12

-игры,

-тестирование,

- групповая работа,

- индивидуальная беседа,

- ситуативные, ролевые игры.

- просмотр мультфильмов.

- различные виды заданий по группам: закончить незаконченный рассказ, придумать диалоги к картинке, составить портрет ученика из своего класса, разыграть ситуацию общения и т.д.

- Коллективное чтение фольклорной и художественной литературы, и обсуждение поступков героев, драматизация. Экскурсии, встречи.


Понятия «доброжелательность», «вежливость». Отношение человека к окружающим его людям. Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение». Содержание понятий «дружба» и «одноклассники». Законы дружбы. Тестирование « мой друг». Знакомство с правилами общения, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Проигрывание ситуаций общения с учителем. Проект «История моего имени». Знакомство с историей имён, появлением фамилий. Обращение к одноклассникам.

Изучение поступков сказочных героев. Умение вести диалог, спор. Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций. Формулы извинения, употребление их в зависимости от речевой ситуации.



1 класс

7

6

1


2 класс

7

3

4


3 класс

7

3

4


4 класс

6

3

3

3

Этика отношений в коллективе

35

24

11

- коллективные игры с различными правилами;

- ролевые и ситуативные игры;

- развлечения с соблюдением правил.

- групповые и индивидуальные формы работы,

- праздники;

- сюжетно-ролевые и дидактические игры;

- экскурсии;

-уроки - заочные путешествия;

- проблемные уроки.

Общение с незнакомыми людьми. Правила поведения в городе.

Моделирование ситуаций. Соблюдение правил дорожного движения. Сигналы светофора.

Понятие « Общественный транспорт». Проигрывание ситуаций поведения в транспорте.

Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций. Усвоение стандартных приёмов эстетических форм общения.

Распределение ролей, стихотворений, разучивание песен для праздников.


1 класс

6

4

2


2 класс

9

6

3


3 класс

12

8

4


4 класс

8

6

2

4

Гигиена. Этикет и внешний вид человека

32

16

16

- групповые и индивидуальные формы работы по привитию правил личной гигиены;

- сюжетно-ролевые игры;

- проекты;

-просмотр видеофильмов.

Культура внешнего вида человека: чистота, опрятность, аккуратность. Как должен выглядеть ученик.

Правила закаливания, профилактика простудных заболеваний.

Понятие « Гигиена». Проект «Правила личной гигиены».


1 класс

11

5

6


2 класс

9

6

3


3 класс

6

2

4


4 класс

6

3

3

5

Систематизация знаний в 4 классе

7

3

4

- мини-тесты,

- викторины,

- проекты,

-решение игровых ситуаций,

- мини-сочинения.

Развитие памяти, мышления, обогащение речи учащихся;

Развитие творческих способностей учащихся; Проект «Мой друг»

Воспитание чувства сопереживания товарищу.


Всего часов

135

72

63



Для реализации программы необходимо

Материально – техническое обеспечение программы

Методическое обеспечение программы

  • компьютер, магнитофон, мультимедийное оборудование;

  • ватман, альбомы, краски.

  • рассказ, беседа;

  • игра;

  • экскурсии, заочные путешествия, встречи;

  • презентации;

  • праздники, викторины, просмотр видеофильмов


Список рекомендованной учебно – методической литературы

1. Богданова О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.

2. Васильева – Гангнус Л. Азбука вежливости. /Текст/: Л. Васильева – Гангнус. – М.: «Педагогика», 1888, - 145 с., ил.

3. Волина В. В. Учимся играя. /Текст/ В. В. Волина. М.: «Просвещение», 1994, 120 с.

4.. Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.  

7. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.

8. Детские подвижные игры народов СССР. Сост. А. В. Кенеман. М.: «Просвещение», 1988, - 240 с.

9. Журнал «Завуч начальной школы»/ Текст/ -Педагогический поиск, 2011-2015 г

9. Корчинова О. В. Детский этикет. / Текст/: О. В. Корчинова. – Ростов на Дону «Феникс», 2002, - 186 с.

10. Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.

11. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей. /Текст/: С. В. Петерина. – М.: «Просвещение», 1986, - 135 с.

12. Хомякова И.С., Петрова В.И. Программа факультатива «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников (1 - 4 классы).

Литература для обучающихся

1. Ладыженская Т. А., Сорокина Г. И., Сафонова И. В., Никольская Р. И. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках. /Текст/: Т. А. Ладыженская. и др. - М.: «Просвещение», 2012, - 255 с., ил.

2. Пикулева Н.В. Слово на ладошке: О вежливости – с вами вместе.- М.: Новая школа, 1994. 3. Энциклопедия для детей: Искусство. М.: Аванта, 2009 г.

4. Энциклопедия для детей: Здоровье. М.: Росмэн, 2008г

5. Щабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права: Кн. Для учащихся нач. классов – М.; Изд-во “Вита-Пресс”, 1996