СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу "Правознайка". Формирование правового воспитания младьших школьников.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым
«Евпаторийская санаторная школа-интернат»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов _________ В.А.Богдановская протокол №___ от ___ 201_г
| СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _________ С.В. Жиляева
| УТВЕРЖДЕНО Директор школы-интерната _______ А.Ю. Абдувелиева приказ №___ от_______201_ г. |
Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу
«Правознайка»
1-4 классы
Учитель: Белякова М.А.
2016/2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Правовое образование - неотъемлемая часть общей культуры гражданина, условие формирования его правосознания. В настоящее время, когда многие традиционные нравственные ценности утратили свой смысл, в среде молодежи все больше распространяется правовой нигилизм, уход в себя, враждебность в отношениях между людьми. Поэтому огромную важность приобретают вопросы формирования правовой культуры и гражданской нравственности.
Программа разработана на основе МАТЕРИАЛОВ II ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ ДЕТЕЙ с учетом методических рекомендаций Министерства образования Российской Федерации и Министерства юстиций Российской Федерации о правовом воспитании подрастающего поколения.
Коваленко, А. И. Правоведение / А. И. Коваленко. - М. : Олимп, 1998.; Шкатулло, В. И. Основы права / В. И. Шкатулло. - М., 2002.; Атаян, С. В. Основы государства и права в вопросах и ответах / С. В. Атаян [и др.]. - Ростов н/Д, 1998.; Ахметова, И. Мой выбор : учеб.-метод. пособие для учителей средней школы / И. Ахметова [и др.]. - М., 2001.; Мушинский, В. О. Азбука гражданина / В. О. Мушинский. - М., 1996.
А так же в соответствии с:
1-4 классы
Требованиями Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года);
Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10;
Письмом Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от 09.06.2016 № 01-14/2040 «Об учебных планах общеобразовательных организаций Республики Крым на 2016/2017 учебный год»;
Федеральным государственным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 (с изменениями).
Актуальность курса определяется проблемами, которые ставятся для размышления и позволяющие в процессе освоения курса приобщить обучающихся к социальному конструированию собственной жизни, научить их приемам самостоятельного ориентирования в социальном мире. Кроме того, каждый из участников учебного процесса должен понять, что ответственность за собственную жизнь несет, прежде всего, сам человек и сделать ее полноценной и счастливой может только он сам, приобретя необходимые для этого знания, в области права, политики, социологии, культуры и другие. Немаловажным является и то, что курс выстроен как межпредметная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения, через опыт и сотрудничество педагог-обучающийся, а также учитывая индивидуальные особенности и потребности обучающегося. При этом главная функция педагога — лидерство, основанное на совместной деятельности, направленная на достижение общей образовательной цели. Из единственного источника знаний в традиционном обучении педагог — лидер превращается в «проводника» в мир знаний: эксперта и консультанта — при изучении теоретического материала и выполнении самостоятельных заданий, ведущего — в деловой игре, координатора и консультанта — при выполнении учебного плана.
Целью курса является формирование гражданской позиции, повышение уровня правовых знаний среди подрастающего поколение. Привитие навыков законопослушания и повышения уровня моральных и нравственных представлений о современном обществе.
Задачи курса:
расширить знания о правовой культуре современного общества;
повышать уровень законопослушания воспитанников;
- профилактика правонарушений в детской среде.
Формы и методы контроля:
организация тестирования и контрольных опросов;
проведение викторин, смотров знаний;
организация игр-тренингов;
анализ результатов деятельности.
Программа направлена на реализацию умения, относящегося к профилактике правонарушений среди учащихся, повышению знаний в области прав и обязанностей.
Программа является авторской. Включена во внеурочную деятельность школы-интерната. Разработана на основе МАТЕРИАЛОВ II ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ ДЕТЕЙ с учетом методических рекомендаций Министерства образования Российской Федерации и Министерства юстиций Российской Федерации о правовом воспитании подрастающего поколения.
Статистика показывает, что с каждым годом возрастает количество обучающихся, которые не знают и не соблюдают нормы поведения (моральные, правовые), а также степень ответственности за совершенные противоправные поступки.
Одна из причин отклонения в поведении обучающихся - правовая безграмотность, слабое представление ученика об ответственности за совершенные им противоправные поступки.
Необходимо отметить, что в цикле обществознания рассматриваются вопросы правового просвещения обучающихся, однако в последние годы количество часов на изучение данного курса уменьшается, кроме того, изучение данного предмета начинается только с 6 класса, в результате работа по правовому просвещению обучающихся 1-5 классов осуществляется не в полном объеме.
Родители также не могут передать подрастающему поколению свой правовой опыт, им самим сложно разобраться в огромной массе законов - не хватает базовой подготовки, включающей, главным образом, основы знаний по праву, навыки работы со специфической правовой информацией и ее практическим применением в жизни, в социуме. К тому же данный курс является первой ступенькой к последующему изучению Права.
Учитывая то обстоятельство, что воспитание подрастающего поколения все чаще и в большей степени передается образовательным учреждениям, реализацией данного направления должна заниматься школа-интернат в тесном сотрудничестве с различными субъектами профилактики (ОПДН г. Евпатории, Управление по защите прав детей администрации города Евпатории Республики Крым, ЦССМД администрации города Евпатории Республики Крым).
В тандеме с вышеперечисленными организациями, школа-интернат может сделать так, чтобы общечеловеческие ценности стали не только суммой знаний, но и определяли поведение человека: формировали у ученика чувство собственного достоинства, способность сопротивляться жестокости и проявлять толерантность и готовность молодого человека к социальному диалогу и сотрудничеству на основе соблюдения человеческих прав и законов нашей страны.
Методы и средства обучения:
Словесные – рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.
Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание, решение задач, кроссвордов, тестирование.
Игровые – применение навыков в игре, моделирование ситуаций.
Курс составлен для обучения по общеобразовательной программе. Содержит единый раздел, в котором отображается права и обязанности подрастающего поколения, будущего гражданина Российской Федерации, исторические аспекты издания законов о правах детей Всемирных и на уровне государства. Отображаются принципы законопослушания. В курсе с четом возрастных особенностей имеются практическое занятия: изучение тематической литературы, рисование, лепка, аппликации, прочее, что будет способствовать закреплению материала. Составляет 1 час в неделю (33 часа в год – 1 класс; 34 часа в год – 1-5 классы).
Формой организации учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока проходит обобщение услышанного материала. Выводятся часы для закрепления полученных знаний в форме практических занятий (рисунков, разгадок ребусов, кроссвордов, просмотра видеоматериалов, чтения и анализа тематической литературы, прочее).
Для обеспечения эффективности образовательного процесса по внеурочной деятельности используются:
все виды организации учебных занятий (в том числе с использованием компьютерных технологий);
все виды учебной деятельности учащихся (включая игровую, практическую, проектную, исследовательскую, поисковую);
информационные стенды по всем разделам факультатива;
информационные образовательные ресурсы, презентации;
интернет ресурсы · энциклопедии · словари · кроссворды, ребусы, загадки. · видеомагнитофон, телевизор, компьютер.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты:
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости, Законов и свободы;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый и законопослушный образ жизни.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
формирование первоначальных представлений о значении законопослушания для улучшения уровня жизни (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), как фактор успешной учебы и социализации;
формирование навыка систематического наблюдения за своим поведением;
взаимодействие со сверстниками по правилам проведения;
выработка потребности в соблюдении этических и правовых норм;
определение своих внутренних притязания, склонности и ведущие типы деятельности для выбора соответствующей профессии;
понимание необходимости законопослушания;
полученные знания, в области имеющихся законом, на уровне мирового сообщества, государства.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения курса обучающийся должен
знать:
основные права ребенка;
особенности законопослушания гражданина РФ;
соотношение прав и обязанностей;
основные документы и законы;
нормы поведения в обществе;
уметь:
ориентироваться в нормах прав ребенка;
различать поступки влекущие за собой правовую ответственность;
оперировать полученными знаниями;
использовать приобретенные знания и умения на практике для:
формирования правового сознания;
успешного существования в обществе.
Типология ключевых компетенций | Формирование ключевых компетенций |
Учебно-познавательные | Организовывать её достижение, планировать деятельность, анализировать, подводить итоги и оценивать результат своей деятельности. |
Информационные | Владение способами работы с информацией и т.п.; |
Коммуникативные | Работа в группе, коллективе. Выступление перед аудиторией с результатами своей работы (реферат, доклад и т.п.), выражать свою позицию, точку зрения |
Ценностно-смысловые | Умение формулировать собственные учебные цели (цели изучения данного предмета вообще, при изучении темы и т.п.). |
Общекультурные | Владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, |
Социально-трудовые | Осознание наличия определенных требований к продукту своей деятельности; анализ достоинств и недостатков аналогов собственного продукта (при проектной деятельности разного типа). |
Личностное самосовершенствование | Умение организовать свое рабочее время, распределить силы, расти интеллектуально, морально и т.д. |
Мероприятия по основным направлениям деятельности школы-интерната и организации учебного плана:
учебная работа
внеклассная и внешкольная работа
работа по совершенствованию учебно-материальной базы
организация дней профилактики
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
1 класс
I. ВВЕДЕНИЕ (5 ч.)
1. Введение. Что такое права ребенка . (1 ч.).
Создание законов в нашей стране. Отличия законов от правил.
2. История образования прав детей. (1 ч.).
Основные исторические моменты издания законов и прав детей. Историческая справка возникновения прав детей. Различность законотворчества в отношении прав детей в разных государствах.
3. Права и обязанности. (1 ч.).
Знать то, что права влекут за собой обязанности. Отличия прав и обязанностей.
II.МОЯ СЕМЬЯ(9 ч.)
4. Право на дом и семью. (1 ч.).
Право на семью, предусмотрено законом. У каждого должна быть семья. Статья Конвенции ООН.
Принципы создания семьи и защиты ее законом. Что такое семья
5.Сюжетно-ролевая игра «Семья». (1 ч.).
Представление о системе семейных связей. Модели семейных отношений и семейных уз.
6. Дидактическая игра «На кого я похож?». (1 ч.).
Семейные узы. Понятие "член семьи". Практическое закрепление понятия семьи и права на семью.
7.Обязанность соблюдать неприкосновенность жилья и семьи. (1 ч.).
У каждого есть права. Недопустимо нарушение чужого права на жилье и семью.
8.Настольная игра «Знаешь ли ты сказки?» («Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Зимовье зверей»). Практическое закрепление материала о праве на неприкосновенность жилья. (1 ч.).
III.ОТДЫХ И ТРУД(4 ч.)
9.Право на труд и отдых. (1 ч.).
Понятие должностные обязанности. Блага человечества, как продукт трудовой деятельности. Чередование прав и должностных обязанностей. Право на отдых и труд.
10.Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?». (1 ч.).
Рабочие процессы. Типы трудовой деятельности.
11.Словесная игра «Отдыхаем вместе с мамой и папой». (1 ч.).
Типах отдыха. Чередование труда и отдыха. Практическое закрепление материала о праве на труд и отдых с переносом на семейную форму воспитания.
12.Семейный праздник «День семьи». (1 ч.).
Различные семейные праздники. Социально-правильный отдых.
IV.ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА(8 ч.)
13.Право на имя и гражданство. (1 ч.).
Понятие гражданство. Что такое имя, принципы его появления.
14.Чтение и анализ литературных. (1 ч.).
Закрепление материала о праве на гражданство. «Сестрица
Аленушка и братец Иванушка».Г. Струве. «Моя Россия».
15.Словесная игра «Давайте познакомимся». (1 ч.).
Практическое закрепление материала о индивидуальности имени.
16.Рисование «Страна, где я живу». (1 ч.).
Закрепление знаний о своей стране, символике. Отношение понятий гражданство-государство
17.Чтение и анализ литературных. (1 ч.).
Закрепление материала о праве на имя. Е. Чарушин,
«Почему Тюпу прозвали Тюпой», А. Барто. «Я расту».
18. Право на неприкосновенность личности. (1 ч.).
Подвижная игра «Я знаю пять ласковых имен девочек (мальчиков)».
Практическое закрепление материала о неприкосновенности личности. Вырабатывание практических навыков доброжелательного общения.
19. Лепка: «Дадим шар земной детям». (1 ч.).
Разно-народность планеты Земля и ее общественности Различные типы гражданства.
20. Дидактическая игра «Узнай свою маму». (1 ч.).
Формирование понятия об образовании ФИО и получении гражданства по праву рождения.
21.Практическое занятие «Найди свою семью». (1 ч.).
Практическое занятие о закреплению материла по типу семей.
22.Обязанности по дому. Помощь маме. (1 ч.).
Виды домашней трудовой деятельности. Необходимость помощи родителями по дому.
23.Право на игру. (1 ч.).
Право на игру, как подвид права на отдых и образование (развитие).
24.Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на теплоходе». (1 ч.).
Различиях игры от отдыха. Модели поведения в игровых сюжетах.
V.ОБРАЗОВАНИЕ-ЛЕЧЕНИЕ(8 ч.)
25.Право на образование. (1 ч.).
Необходимость и право получение образования.
26. Сюжетно-ролевая игра «Школа». (1 ч.).
Методы и формы получения образования. Принципы получения образования. Практическое занятие направленное на мотивацию к учебной деятельности.
27. Настольная игра «Экскурсия по городу». (1 ч.).
Правила поведения в организациях предоставляющих образовательные услуги. Перечень организаций предоставляющие услуги образования. Приобщение к образовательным организациям.
28. Делу время, а потехе час. (1 ч.).
Необходимость применения волевых усилий, с целью получения образования. Внутренний мотив.
29. Право на жизнь. (1 ч.).
О методах обеспечения права на жизнь государством.
30. Чтение литературных произведений. (1 ч.).
Практическое занятие о закреплению материла по теме права на жизнь. Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок», Игра «Прикоснись ко мне нежно».
31.Право на лечение. (1 ч.).
Право на "здоровье". Лечебные и оздоровительных мероприятия.
32. Рисование: «Доктор Айболит спешит на помощь». (1 ч.).
Ручной труд: изготовление медицинских карт для игры в больницу.
Практическое занятие о закреплению материла по теме право на лечение.
33. Итоговое занятие. (1 ч.).
Подведение итогов года.
Требования к уровню усвоения знаний:
Знать:— основные право ребенка: право на имя, лечение, образование, семью, гражданство, труд и отдых.
О том, что права неотъемлемая часть обязанностей.
Уметь:— определять ситуации влекущие за собой нарушения прав ребенка.
2 класс
I. ПОВТОРЕНИЕ(6 ч.)
1. Повторение материала. (1 ч.).
Право на имя. Право на гражданство.
2. Повторение материала. (1 ч.).
Право на проживание со своими родителями. Право на отдых.
3. Практическое занятие. (1 ч.).
Рисование на свободную тему "Что я вспомнил". Иллюстрированная передача усвоенного материала.
4. Повторение материала. (1 ч.).
Право отдых. Право на игру.
5. Повторение материала. (1 ч.).
Право на личную жизнь. Право на жизнь.
6. Практическое занятие. (1 ч.).
Рисование на свободную тему "Что я вспомнил".Иллюстрированная передача усвоенного материала.
Требования к уровню усвоения знаний:
Знать:— основные право ребенка: право на имя, гражданство, семью, труд и отдых.
О том, что права неотъемлемая часть обязанностей.
Уметь:— определять ситуации влекущие за собой нарушения прав ребенка.
II. ПРАВА РЕБЕНКА(17 ч.)
7. Что такое права ребенка? (1 ч.).
Разносторонность реализации прав ребенка в РФ. Законодательные акты регламентирующие соблюдение прав ребенка в РФ, мире.
8. История образования прав детей. (1 ч.).
Историческое развитие законов о правах ребенка в РФ. Конечный результат образования законов о правах ребенка в каждом государстве мира.
9. Право на имя. Сказка "Гадкий утенок".(1 ч.).
Практическое определение нарушений права на имя на примере сказок.
10. Игра «Кому дают имена, у кого есть имена». (1 ч.).
Необходимость и право на имя каждого человека и отдельных существ. Навыки практического имени-образования.
11. Право на гражданство. (1 ч.).
Практическое занятие. Рисование "Страна, где я живу". Структура реализовывающая права ребенка в РФ. Символику РФ. Практическое применение навыков иллюстрированной передачи усвоенного материала.
12. Право на жизнь и жилье. Сказка "Красная шапочка".(1 ч.).
Практическое применение навыков определения нарушения права на жизнь и жилье на примере сказок.
13. Право на питание и достойное обеспечение. (1 ч.).
Сказка "Журавль и лисица". Практическое применение навыков определения нарушения права на питание и достойное обеспечение на примере сказок.
14. Право на любовь, заботу и семью. (1 ч.).
Сказка "Золушка". Практическое применение навыков определения нарушения права на любовь, защиту и семью на примере сказок.
15. Право на проживание со своей семьей. Сказка "Сказка о царе Салтане".(1 ч.).
Практическое применение навыков определения нарушения права на проживание со свой семьей на примере сказок.
16. Просмотр видео материала. Закрепление знаний. (1 ч.).
Устное передача полученный знаний. Определение и вычленение нарушения прав из предлагаемого видеоматериала.
17. Право на отдых. Сказка "Три медведя".(1 ч.).
Практическое применение навыков определения нарушения права на отдых на примере сказок.
18. Музыкально - дидактическая игра «Дедушка Мазай, из избушки вылезай». (1 ч.).
Развитие навыков
19. Сюжетно-ролевая игра «Вкусные булочки». (1 ч.).
Право на отдых через игровые моменты. Определение "чередования" учебной деятельности с отдыхом.
20. Право на отношение как к равным. Сказка "Дюймовочка".(1 ч.).
Практическое применение навыков определения нарушения права на отношение как к равным на примере сказок.
21. Право на лечение. (1 ч.).
Чтение тематической литературы. А. Барто. «Девочка чумазая». Последствие несоблюдения гигиенических требований. Принципы соблюдения гигиены в целях профилактики заболеваний.
22. Практическое занятие. (1 ч.). Рисование «Чистота - залог здоровья».
Система здравоохранения. Право на получение лечения. Иллюстрированная передача усвоенного материала.
23. Игра-шутка «На что жалуетесь». (1 ч.).
Проигрывание деятельности системы здравоохранения. Принципы оказания медицинской помощи.
24. Просмотр видео материала. Закрепление знаний. (1 ч.).
Практическое применение навыков устно передать полученный знания, определение и вычленение нарушения прав из предлагаемого видеоматериала.
Требования к уровню усвоения знаний:
Знать:— основные право ребенка: право на имя, лечение, образование, семью, гражданство, труд, отдых, жизнь, жилье, отношение как к равным, на получение образования.
О том, что права неотъемлемая часть обязанностей.
Уметь:— определять ситуации влекущие за собой нарушения прав ребенка.
III. НАРУШЕНИЕ ПРАВ(5 ч.)
25. Мини диспут «Обижают - значит, нарушают твои права»,обсуждение проблемы «Что ты будешь делать, если тебя обижают». (1 ч.).
Методы наказания за нарушение прав ребенка. Пути решения ситуаций, в которых нарушены своих права.
26. Словесная игра «Волшебные очки». (1 ч.).
Право на хорошее, доброжелательное отношение через игровые моменты. Практическое распознавание хорошего отношения от плохого.
27. Чтение тематической литературы. В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо». (1 ч.).
Система наказания при нарушении прав другого человека. Хорошие и плохие поступки.
28. Чтение тематической литературы. Ш. Перро. «Красная Шапочка», «Бараны». (1 ч.).
Меры ответственности за нарушения прав. Недопустимость нарушения прав другого человека.
29. Просмотр видео материала. Закрепление знаний. (1 ч.).
Практическое применение навыков устно передать полученный знания, определение и вычленение нарушения прав из предлагаемого видеоматериала.
Требования к уровню усвоения знаний:
Знать:— основные право ребенка: право на имя, лечение, образование, семью, гражданство, труд, отдых, жизнь, жилье, отношение как к равным, на получение образования.
- границы нарушения прав ребенка и последствия к которым они приводят.
О том, что права неотъемлемая часть обязанностей.
Уметь:— определять ситуации влекущие за собой нарушения прав ребенка.
IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА(5 ч.)
30. Уполномоченный по правам ребенка. (1 ч.).
Принципы защиты прав ребенка. Обязанности уполномоченного по правам ребенка.
31. Что такое Конвенция ООН. (1 ч.).
Цели и задачи создания Конвенции ООН. Основной документ конвенции ООН.
32. Основные статьи Конвенции ООН. (1 ч.).
Что такое статья. Что такое Конвенция ООН.
33. Обеспечение прав ребенка в РФ. (1 ч.).
Методы и формы защиты прав ребенка. Структуры защищающие права ребенка.
34. Итоговое занятие. (1 ч.).
Подведение итогов года.
Требования к уровню усвоения знаний:
Знать:
— основные право ребенка в Конвенции ООН;
— способы и методы государства по обеспечению прав ребенка;
О том, сто права неотъемлемая часть обязанностей.
Уметь:
— определять ситуации влекущие за собой нарушения прав ребенка, воспроизводить полученные знания.
3 класс
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. ПОВТОРЕНИЕ(8 ч.)
1. Повторение материала. (1 ч.). Право отдых. Право на игру. Право на имя. Право на гражданство.
2. Повторение материала. (1 ч.). Право на личную жизнь. Право на жизнь.
3. Практическое занятие. Аппликация. (1 ч.).
Иллюстрированная передача усвоенного материала.
4. Повторение материала. (1 ч.).
Право на питание и достойное обеспечение.
5. Повторение материала. (1 ч.).
Право на проживание со своими родителями. Право на отдых.
6. Практическое занятие. Рисование. (1 ч.).
Иллюстрированная передача усвоенного материала.
7. Что такое права ребенка? (1 ч.).
Разносторонность реализации прав ребенка в РФ. Законодательные акты регламентирующие соблюдение прав ребенка в РФ, мире.
8. История образования прав детей. (1 ч.).
Историческое развитие законов о правах ребенка в РФ. Конечный результат образования законов о правах ребенка в каждом государстве мира.
Требования к уровню усвоения знаний:
Знать:— основные право ребенка: право на имя, гражданство, семью, труд и отдых.
О том, что права неотъемлемая часть обязанностей.
Уметь:— определять ситуации влекущие за собой нарушения прав ребенка.
II.ПРАВА РЕБЕНКА(21 ч.)
9. Чтение тематической литературы. Э. Успенский. «Ты и твое имя». (1 ч.).
Право на имя через игровые моменты. Практическое распознавание нарушения прав.
10. Неотъемлемое право на жизнь. Сказка Братьев Гримм "Белоснежка".(1 ч.).
Право на жизнь через игровые моменты. Практическое распознавание нарушения прав.
11. Практическое занятие. Рисование: «Я - человек». (1 ч.).
Иллюстрированная передача усвоенного материала.
12. Толерантность. (1 ч.).
Понятие "толерантность". Принцип единства наций.
13. Строительная игра «Моя улица». (1 ч.).
Практическое применение навыков иллюстрированной передачи усвоенного материала. Право на жилье. Воспроизведение навыков конструирования я по памяти.
14. Каждый имеет право на защиту. (1 ч.).
Понятие "право на защиту". Учреждения защиты людей, детей.
15. Просмотр видео материала. Закрепление знаний. (1 ч.).
Практическое применение навыков устно передать полученный знания, определение и вычленение нарушения прав из предлагаемого видеоматериала.
16. Все дети имеют право на достойную жизнь. (1 ч.).
Понятие "достойная жизнь". Включающие характеристики достойной жизни.
17. Практическое занятие. Аппликация «Дружат дети всей планеты». (1 ч.).
Практическое применение навыков иллюстрированной передачи усвоенного материала. Общность нашей планеты Земля.
18. Сюжетно-ролевая игра «Телефонный разговор». (1 ч.).
Практическое применение навыков иллюстрированной передачи усвоенного материала. Расширение знаний о этике общения и соблюдения права другого человека в процессе коммуникаций. модели общения.
19. Просмотр видео материала. Закрепление знаний. (1 ч.).
Практическое применение навыков устно передать полученный знания, определение и вычленение нарушения прав из предлагаемого видеоматериала.
20. Дидактическая игра «Какой я по счету?». (1 ч.).
Практическое применение навыков иллюстрированной передачи усвоенного материала. Понятие "Человек", о уникальности каждой личности.
21. Просмотр видео материала. Закрепление знаний. (1 ч.).
Практическое применение навыков устно передать полученный знания, определение и вычленение нарушения прав из предлагаемого видеоматериала.
22. Чтение тематической литературы. Д. Шостакович. «Колыбельная». (1 ч.).
Практическое применение навыков определения нарушения права на жизнь и жилье на примере сказок.
23. Дидактические игры: «Пойми меня». (1 ч.).
Практическое применение навыков иллюстрированной передачи усвоенного материала. Применение различных видов общения.
24. Чтение тематической литературы. Л. Толстой. «Два товарища». (1 ч.).
Практическое применение навыков определения нарушения прав на примере сказок.
25.Практическое занятие "Рыцарский герб".(1 ч.).
Практическое применение навыков иллюстрированной передачи усвоенного материала. Закрепление символики РФ.
26. Просмотр видео материала. Закрепление знаний. (1 ч.).
Практическое применение навыков устно передать полученный знания, определение и вычленение нарушения прав из предлагаемого видеоматериала.
27. Чтение тематической литературы. C. Михалков. «Три поросенка». (1 ч.).
Практическое применение навыков определения нарушения прав на примере сказок.
28. Чтение тематической литературы. А. Кузнецов. «Подружки». (1 ч.).
Практическое применение навыков определения нарушения прав на примере сказок.
29.Чтение тематической литературы. П. Чайковский. «Болезнь куклы», «Кукла выздоровела» (1 ч.).
Практическое применение навыков определения нарушения прав на примере сказок.
Требования к уровню усвоения знаний:
Знать:— основные право ребенка: право на имя, гражданство, семью, труд и отдых.
О том, что права неотъемлемая часть обязанностей.
Уметь:— определять ситуации влекущие за собой нарушения прав ребенка.
III.ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА В РФ(5 ч.)
30. Занятие "Я уважаю твое право".(1 ч.).
Формировать представление о неприкосновенности чужих прав. Последствия несоблюдения данного права.
31. Уполномоченный по правам ребенка. (1 ч.).
Принципы защиты прав ребенка. Обязанности уполномоченного по правам ребенка.
32. Обеспечение прав ребенка в РФ. (1 ч.).
Методы и формы защиты прав ребенка. Структуры защищающие права ребенка.
33. Конституция РФ. (1 ч.).
Методы и формы защиты прав ребенка в Конституции РФ.
34. Итоговое занятие. (1 ч.).
Подведение итогов года.
Требования к уровню усвоения знаний:
Знать:
— основные право ребенка в Конвенции ООН;
— способы и методы государства по обеспечению прав ребенка;
О том, сто права неотъемлемая часть обязанностей.
Уметь:
— определять ситуации влекущие за собой нарушения прав ребенка, воспроизводить полученные знания.
4 класс
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ(8 ч.)
1. Повторение материала. Право отдых. Право на игру. Право на имя. Право на гражданство. (1 ч.).
2. Повторение материала. Право на личную жизнь. Право на жизнь. (1 ч.).
3. Практическое занятие. Рисование "То что я вспомнил". (1 ч.).
Практическое применение навыков иллюстрированной передачи усвоенного материала.
4. Повторение материала. (1 ч.).
Право на питание и достойное обеспечение.
5. Повторение материала. (1 ч.).
Право на проживание со своими родителями. Право на отдых.
6. Практическое занятие. Коллаж из знакомых прав. (1 ч.).
Практическое применение навыков иллюстрированной передачи усвоенного материала. Разграничение понятий прав и обязанностей.
7. Что такое права ребенка? (1 ч.).
Разносторонность реализации прав ребенка в РФ. Законодательные акты регламентирующие соблюдение прав ребенка в РФ, мире.
8. История образования прав детей. (1 ч.).
Историческое развитие законов о правах ребенка в РФ. Конечный результат образования законов о правах ребенка в каждом государстве мира.
9. Просмотр видео материала. Закрепление знаний. (1 ч.).
Практическое применение навыков устно передать полученный знания, определение и вычленение нарушения прав из предлагаемого видеоматериала.
Требования к уровню усвоения знаний:
Знать:— основные право ребенка: право на имя, гражданство, семью, труд и отдых.
О том, что права неотъемлемая часть обязанностей.
Уметь:— определять ситуации влекущие за собой нарушения прав ребенка.
II. ПРАВА РЕБЕНКА(21 ч.)
10. Право ребенка на получение информации. (1 ч.).
Доступность информации. Право на получение информации.
11. Сюжетно-ролевая игра «Дом книги». (1 ч.).
Практическое применение навыков иллюстрированной передачи усвоенного материала. Безопасность получения информации. Места получения информации.
12. Интеллектуальная игра «Что? где? когда?». (1 ч.).
Практическое применение навыков иллюстрированной передачи усвоенного материала.
13. Просмотр видео материала. Закрепление знаний. (1 ч.).
Практическое применение навыков устно передать полученный знания, определение и вычленение нарушения прав из предлагаемого видеоматериала.
14. Право свободно выражать свои взгляды и мнение. (1 ч.).
Цели и задачи права на свободу слова. Право на свободу слова.
15. Сюжетно-ролевая игра «Что я делал, не скажу, я вам лучше покажу». (1 ч.).
Практическое применение навыков иллюстрированной передачи усвоенного материала.
16. Чтение тематической литературы. В. Моцарт «Колыбельная». (1 ч.).
Практическое применение навыков определения нарушения прав на примере сказок.
17. Просмотр видео материала. Закрепление знаний. (1 ч.).
Практическое применение навыков устно передать полученный знания, определение и вычленение нарушения прав из предлагаемого видеоматериала.
18. Дети имеют право на личную жизнь. (1 ч.).
Понятие "личная жизнь". Неприкосновенность личного пространства.
19. Чтение тематической литературы. С. Михалков. «А что у вас?». (1 ч.).
Практическое применение навыков определения нарушения прав на примере сказок.
20. Чтение тематической литературы. С. Маршак «12 месяцев». (1 ч.).
Практическое применение навыков определения нарушения прав на примере сказок.
21. Просмотр видео материала. Закрепление знаний. (1 ч.).
Практическое применение навыков устно передать полученный знания, определение и вычленение нарушения прав из предлагаемого видеоматериала.
22. Практическое занятие. Конструирование: «Медицинский городок». (1 ч.).
Практическое применение навыков иллюстрированной передачи усвоенного материала.
23. Просмотр мультипликационного фильма «Вовка в Тридевятом царстве». (1 ч.).
Практическое применение навыков устно передать полученный знания, определение и вычленение нарушения прав из предлагаемого видеоматериала.
24. Каждый ребенок имеет право на предотвращения похищения детей. (1 ч.).
Понятие "похищение" и возможные последствия. Методы защиты от похищения.
25. Все дети имеют право на защиту от эксплуатации. (1 ч.).
Понятие "трудовая эксплуатация". Неприкосновенность личности.
26. Просмотр видео материала. Закрепление знаний. (1 ч.).
Практическое применение навыков устно передать полученный знания, определение и вычленение нарушения прав из предлагаемого видеоматериала.
27. Все дети имеют право на свою культуру. (1 ч.).
Понятии различности этнических групп. Неприкосновенность национальной, религиозной культуры.
28. Все дети имеют право на защиту и гуманное отношение в случае совершения преступления. (1 ч.).
Понятие "юридическая защита". Право на защиту.
29. Каждый ребенок с особыми потребностями имеет право на особое отношение. (1 ч.).
Понятие "особые потребности". Права детей с особыми потребностями.
Требования к уровню усвоения знаний:
Знать:
— основные право ребенка: право на имя, лечение, образование, семью, гражданство, труд и отдых;
— основные меры наказания за нарушение закона;
— о том, что права неотъемлемая часть обязанностей.
Уметь:
— определять ситуации влекущие за собой нарушения прав ребенка.
III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ РЕБЕНКА(5 ч.)
30. Уполномоченный по правам ребенка. (1 ч.).
Принципы защиты прав ребенка. Обязанности уполномоченного по правам ребенка.
31. Уполномоченный по правам ребенка в школе-интернате. (1 ч.).
Представление о работе Уполномоченного в школе-интернате. Функции и обязанности Уполномоченного.
32. Обеспечение прав ребенка в РФ. (1 ч.).
Методы и формы защиты прав ребенка. Структуры защищающие права ребенка.
33. Обязанность государства за обеспечение прав ребенка. (1 ч.).
Обеспечение прав ребенка. Меры ответственности нарушения должностными лицами прав ребенка.
34. Итоговое занятие. (1 ч.).
Подведение итогов года.
Требования к уровню усвоения знаний:
Знать:
— основные право ребенка в Конвенции ООН;
— способы и методы государства по обеспечению прав ребенка;
О том, сто права неотъемлемая часть обязанностей.
Уметь:
— определять ситуации влекущие за собой нарушения прав ребенка, воспроизводить полученные знания.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 класс
№ раздела и тем | Наименование разделов и тем | Учебные часы | Контрольные работы | Практическая часть |
I. ВВЕДЕНИЕ | ||||
| Введение. Что такое права ребенка | 1 | | |
| История образования прав детей | 1 | | |
| Права и обязанности | 1 | | |
| Право на жизнь | 1 | | |
| Чтение литературных произведений Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок», Игра «Прикоснись ко мне нежно» | 1 | | |
II.МОЯ СЕМЬЯ | ||||
| Право на дом и семью | 1 | | |
| Сюжетно-ролевая игра «Семья» | 1 | | |
| Дидактическая игра «На кого я похож?» | 1 | | |
| Обязанность соблюдать неприкосновенность жилья и семьи | 1 | | |
| Настольная игра «Знаешь ли ты сказки?» («Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Зимовье зверей») | 1 | | |
| Семейный праздник «День семьи» | 1 | | |
| Дидактическая игра «Узнай свою маму» | 1 | | |
| Практическое занятие «Найди свою семью» | | | 1 |
| Обязанности по дому. Помощь маме | | | 1 |
III.ОТДЫХ И ТРУД | ||||
| Право на труд и отдых | 1 | | |
| Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?» | | | 1 |
| Словесная игра «Отдыхаем вместе с мамой и папой» | | | 1 |
| Право на игру | 1 | | |
IV.ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА | ||||
| Право на имя и гражданство | 1 | | |
| Чтение и анализ литературных произведений «Сестрица | 1 | | |
| Словесная игра «Давайте познакомимся» | | | 1 |
| Рисование «Страна, где я живу» | | | 1 |
| Чтение и анализ литературных произведений Е. Чарушин, А. Барто. «Я расту» | 1 | | |
| Право на неприкосновенность личности. Подвижная игра «Я знаю пять ласковых имен девочек (мальчиков)» | | | 1 |
| Лепка: «Дадим шар земной детям» | | | 1 |
| Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на теплоходе» | 1 | | |
V.ОБРАЗОВАНИЕ-ЛЕЧЕНИЕ | ||||
| Право на образование | 1 | | |
| Сюжетно-ролевая игра «Школа» | | | 1 |
| Настольная игра «Экскурсия по городу» | | | 1 |
| Делу время, а потехе час | 1 | | |
| Право на лечение | 1 | | |
| Рисование: «Доктор Айболит спешит на помощь». Ручной труд: изготовление медицинских карт для игры в больницу | | | 1 |
| Итоговое занятие | | 1 | |
| Итого | 33 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 класс
№ раздела и тем | Наименование разделов и тем | Учебные часы | Контрольные работы | Практическая часть |
I. ПОВТОРЕНИЕ | ||||
| Повторение материала | 1 |
|
|
| Повторение материала | 1 |
|
|
| Практическое занятие. Рисование на свободную тему "Что я вспомнил" | 1 |
|
|
| Повторение материала | 1 |
|
|
| Повторение материала | 1 |
|
|
| Практическое занятие. Рисование на свободную тему "Что я вспомнил" |
|
| 1 |
II. ПРАВА РЕБЕНКА | ||||
| Что такое права ребенка? | 1 |
|
|
| История образования прав детей | 1 |
|
|
| Право на имя. Сказка "Гадкий утенок" | 1 |
|
|
| Игра «Кому дают имена, у кого есть имена» | 1 |
|
|
| Право на гражданство. Практическое занятие. Рисование "Страна, где я живу" |
|
| 1 |
| Право на жизнь и жилье. Сказка "Красная шапочка" |
|
| 1 |
| Право на питание и достойное обеспечение. Сказка "Журавль и лисица" | 1 |
|
|
| Право на любовь, заботу и семью. Сказка "Золушка" | 1 |
|
|
| Право на проживание со своей семьей. Сказка "Сказка о царе Салтане" | 1 |
|
|
| Просмотр видеоматериала. Закрепление знаний. |
|
| 1 |
| Право на отдых. Сказка "Три медведя" |
|
| 1 |
| Музыкально - дидактическая игра «Дедушка Мазай, из избушки вылезай». | 1 |
|
|
| Сюжетно-ролевая игра «Вкусные булочки» | 1 |
|
|
| Право на отношение как к равным. Сказка "Дюймовочка" | 1 |
|
|
| Право на лечение. Чтение тематической литературы. А. Барто. «Девочка чумазая» | 1 |
|
|
| Практическое занятие. Рисование «Чистота - залог здоровья» |
|
| 1 |
| Игра-шутка «На что жалуетесь» | 1 |
|
|
| Просмотр видео материала. Закрепление знаний. |
|
| 1
|
III. НАРУШЕНИЕ ПРАВ | ||||
| Мини диспут «Обижают - значит, нарушают твои права», обсуждение проблемы «Что ты будешь делать, если тебя обижают» | 1 |
|
|
| Словесная игра «Волшебные очки»
| 1 |
|
|
| Чтение тематической литературы. В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо» |
|
| 1 |
| Чтение тематической литературы. Ш. Перро. «Красная Шапочка», «Бараны» |
|
| 1 |
| Просмотр видео материала. Закрепление знаний. |
|
| 1 |
IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА | ||||
| Уполномоченный по правам ребенка | 1 |
|
|
| Что такое Конвенция ООН | 1 |
|
|
| Основные статьи Конвенции ООН | 1 |
|
|
| Обеспечение прав ребенка в РФ | 1 |
|
|
| Итоговое занятие |
| 1 |
|
| Итого | 34 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 класс
№ раздела и тем | Наименование разделов и тем | Учебные часы | Контрольные работы | Практическая часть |
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. ПОВТОРЕНИЕ | ||||
| Повторение материала | 1 |
|
|
| Повторение материала | 1 |
|
|
| Практическое занятие. Аппликация. | 1 |
|
|
| Повторение материала | 1 |
|
|
| Повторение материала | 1 |
|
|
| Практическое занятие. Рисование. |
|
| 1 |
| Что такое права ребенка | 1 |
|
|
| История образования прав детей | 1 |
|
|
II.ПРАВА РЕБЕНКА | ||||
| Чтение тематической литературы. Э. Успенский. «Ты и твое имя» | 1 |
|
|
| Неотъемлемое право на жизнь. Сказка Братьев Гримм "Белоснежка" | 1 |
|
|
| Практическое занятие. Рисование: «Я - человек» |
|
| 1 |
| Толерантность | 1 |
|
|
| Строительная игра «Моя улица» |
| 1 |
|
| Каждый имеет право на защиту | 1 |
|
|
| Просмотр видео материала. Закрепление знаний. | 1 |
|
|
| Все дети имеют право на достойную жизнь | 1 |
|
|
| Практическое занятие. Аппликация «Дружат дети всей планеты». |
|
| 1 |
| Сюжетно-ролевая игра «Телефонный разговор» |
|
| 1 |
| Просмотр видео материала. Закрепление знаний. | 1 |
|
|
| Дидактическая игра «Какой я по счету?» |
|
| 1 |
| Просмотр видео материала. Закрепление знаний. | 1 |
|
|
| Чтение тематической литературы. Д. Шостакович. «Колыбельная» | 1 |
|
|
| Дидактические игры: «Пойми меня» | 1 |
|
|
| Чтение тематической литературы. Л. Толстой. «Два товарища» | 1 |
|
|
| Практическое занятие "Рыцарский герб" |
|
| 1 |
| Просмотр видео материала. Закрепление знаний. | 1 |
|
|
| Чтение тематической литературы. А. Кузнецов. «Подружки» | 1 |
|
|
| Чтение тематической литературы. П. Чайковский. «Болезнь куклы», | 1 |
|
|
| Чтение тематической литературы. П. Чайковский. «Кукла выздоровела» | 1 |
|
|
III.ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА В РФ | ||||
| Занятие "Я уважаю твое право" | 1 |
|
|
| Уполномоченный по правам ребенка | 1 |
|
|
| Обеспечение прав ребенка в РФ | 1 |
|
|
| Конституция РФ | 1 |
|
|
| Итоговое занятие |
| 1 |
|
| Итого | 34 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4 класс
№ раздела и тем | Наименование разделов и тем | Учебные часы | Контрольные работы | Практическая часть |
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. ПОВТОРЕНИЕ | ||||
| Повторение материала | 1 |
|
|
| Повторение материала | 1 |
|
|
| Практическое занятие. Рисование "То что я вспомнил" |
|
| 1 |
| Повторение материала | 1 |
|
|
| Повторение материала | 1 |
|
|
| Практическое занятие. Коллаж из знакомых прав. |
|
| 1 |
| Что такое права ребенка | 1 |
|
|
| История образования прав детей | 1 |
|
|
| Просмотр видео материала. Закрепление знаний. | 1 |
|
|
II.ПРАВА РЕБЕНКА | ||||
| Право ребенка на получение информации | 1 |
|
|
| Сюжетно-ролевая игра «Дом книги» |
|
| 1 |
| Интеллектуальная игра «Что? где? когда?» |
|
| 1 |
| Просмотр видео материала. Закрепление знаний. | 1 |
|
|
| Право свободно выражать свои взгляды и мнение | 1 |
|
|
| Сюжетно-ролевая игра «Что я делал, не скажу, я вам лучше покажу» |
|
| 1 |
| Чтение тематической литературы. В. Моцарт «Колыбельная» | 1 |
|
|
| Просмотр видео материала. Закрепление знаний. | 1 |
|
|
| Дети имеют право на личную жизнь | 1 |
|
|
| Чтение тематической литературы. С. Михалков. «А что у вас?» | 1 |
|
|
| Чтение тематической литературы. С. Маршак «12 месяцев» | 1 |
|
|
| Просмотр видео материала. Закрепление знаний. | 1 |
|
|
| Практическое занятие. Конструирование: «Медицинский городок» |
|
| 1 |
| Просмотр мультипликационного фильма «Вовка в Тридевятом царстве» | 1 |
|
|
| Каждый ребенок имеет право на предотвращения похищения детей | 1 |
|
|
| Все дети имеют право на защиту от эксплуатации | 1 |
|
|
| Просмотр видео материала. Закрепление знаний. | 1 |
|
|
| Все дети имеют право на свою культуру | 1 |
|
|
| Все дети имеют право на защиту и гуманное отношение в случае совершения преступления | 1 |
|
|
| Каждый ребенок с особыми потребностями имеет право на особое отношение | 1 |
|
|
III.ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА В РФ | ||||
| Уполномоченный по правам ребенка |
|
|
|
| Уполномоченный по правам ребенка в школе-интернате | 1 |
|
|
| Обеспечение прав ребенка в РФ | 1 |
|
|
| Обязанность государства за обеспечение прав ребенка | 1 |
|
|
| Итоговое занятие |
| 1 |
|
| Итого | 34 |