Краснодарский край
Муниципальное образование город – курорт Анапа
территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 4
г-к Анапа
РАССМОТРЕНО на МО учителей ИЗО Руководитель МО _____________________ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР МБОУ СОШ №4 _______________/Е.Н.Капицина/ «____»________________2016 г. | УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ СОШ №4 ___________/В.П.Редкокашин/ приказ №____ от__________ |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
по предмету «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
«Этюд»
6 класс
34 часа в год, 1 час в неделю
Уровень базовый
Программа художественно - эстетического направления
В соответствии с требованиями ФГОС.
| Составитель: Баль О.В. учитель ИЗО |
г-к Анапа
2016
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и составлена на основании следующих нормативных документов:
1)Закон «Об образовании в РФ».
2)Рабочие программы. Искусство: Изобразительное искусство. Музыка . Искусство. 5-9 классы : учебно-методическое пособие. С.П.Ломов и др. М.: Дрофа, 2012 год.
3) Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №4 г-к Анапа;
4) Учебный план МБОУ СОШ №4 г-к Анапа на 2016-2017 учебный год;
5) Положение о рабочей программе педагога МБОУ СОШ №4 г-к Анапа;
Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) результатов и способов деятельности, а также на развитие познавательных и творческих способностей и интересов учащихся.
Цели изучения:
формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующей личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до ее реализации;
формирование знаний и умений использование средств и путей преобразования материалов и информации в конечный потребительский продукт;
подготовка учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей;
формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности;
развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.
ознакомление с различными видами декоративно-прикладного искусства;
развитие художественной инициативы;
воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве;
воспитание уважения к народным обычаям и традициям;
ознакомление учащихся с профессией дизайнера.
Задачи программы:
Ознакомиться с историей возникновения таких направлений декоративно-прикладного искусства как «декупаж», «мозаика», «витраж».
Изучить основные виды и методы работы в этих направлениях
Познакомить учащихся с основными вопросами теории моды и истории костюма в России и за рубежом.
Дать начальные представления о процессе создания костюма.
Применить полученные знания в практической деятельности по изготовлению и декорированию различных изделий, разработке и реализации индивидуальных и коллективных творческих проектов.
Принять участие в выставках и творческих конкурсах различного уровня
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Реализуется в течение одного учебного года (6 класс).
Занятия творческого объединения «Декоративно-прикладное искусство и дизайн» проводятся во внеурочное время, носят интегрированный характер.
В программе внеурочная деятельность представлена в виде творческой мастерской. Занятия обеспечивают реализацию основных идей стандарта второго поколения.
Рабочая программа строится на следующих принципах:
Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.
Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
Деятельно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Для реализации программы подобраны такие методы, организационные формы и технологии обучения, которые бы обеспечили овладение учащимися не только предметными знаниями и умениями, но и общеучебными умениями и способами деятельности.
Ведущими методами обучения являются: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский и проблемно-поисковый
Формы работы
Формы проведения работы объединения отличаются публичностью, как правило, это выставки, творческие конкурсы.
Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и навыки учащихся комплексно по следующим компонентам:
система знаний;
умения и навыки (предметные и общеучебные);
способы деятельности (познавательные, информационно-коммуникативные и рефлексивные);
включенность учащегося в учебно-познавательную деятельность и уровень овладения ею (репродуктивный, конструктивный и творческий);
взаимопроверка учащимися друг друга при комплексно-распределительной деятельности в группах;
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Предметные
умение рассказывать о рукотворном мире как результате труда человека;
умение различать предметы рукотворного мира;
выполнять доступные действия по самообслуживанию (сохранять порядок на рабочем месте во время работы и убирать рабочее места по окончанию работы);
использовать приобретенные знания;
анализировать изделие (под руководством учителя), определять его назначение;
организовывать рабочее место для выполнения практической работы (под руководством учителя);
понимать приемы безопасного использования ручных инструментов;
экономно размечать материалы по шаблону, через копирку, кальку;
отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки;
анализировать устройство изделия, определять его назначение;
выполнять практическое задание с опорой на рисунок, схему и инструкцию учителя, создавать самим схемы и изделия;
конструировать и моделировать несложные технические объекты и учебные предметы;
бережно относиться к природе как источнику сырья;
работать по образцу, по мере накопления знаний и умений заниматься творческой деятельностью, создавать творческие работы по собственному замыслу, самостоятельно выбирая материал, способы, прогнозируя результат;
выполнять технологический процесс изготовления изделия с опорой на рисунок, схему (под руководством учителя);
анализировать устройство изделия, определять его назначение и изготавливать (под руководством учителя);
работать в коллективе.
личностные:
у учащихся будут сформированы:
1) ответственное отношение к учению;
2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
5) экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
7) умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
1) первоначальные представления о технологии как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении технологических задач;
Метапредметные:
регулятивные
1) формулировать и удерживать учебную задачу;
2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
4) составлять план и последовательность действий;
5) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
6) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
7) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность научиться:
1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
4) выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
5) концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
познавательные
учащиеся научатся:
1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
2) использовать общие приёмы решения задач;
3)применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
4) осуществлять смысловое чтение;
5) создавать, применять и преобразовывать технологические средства, модели и схемы для решения задач;
6) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных технологических проблем;
7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
9) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения технологических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
1) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
2) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
3) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
4) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
5) выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
6) интерпретировать информацию (структурировать, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
7) оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
8) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
коммуникативные
учащиеся научатся:
1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Содержание программы внеурочной деятельности
6 класс
Декоративно-прикладное искусство и дизайн - 34 часа.
В рабочей программе выделяется 2 раздела.
Содержание | Кол-во часов |
«Искусство витража» | 11 |
«Декупаж – оригинальный декор» | 13 |
«Мозаичный калейдоскоп» | 10 |
Всего: | 34 |
В первом разделе – «Искусство витража» (11 часов) - раскрывается содержание следующих понятий: правила безопасной работы с инструментами, учащиеся знакомятся с содержанием курса, творческого объединения «Декоративно-прикладное искусство и дизайн», с работами детей, выявляют имеющиеся умения по работе в данных направлениях. Рассматривают материал, необходимый для выполнения витражей. Знакомятся с историей возникновения искусства витража, его видами. Выполняют работы в технике аппликаации из цветной бумаги и картона на клейкой основе, витраж из цветной плёнки или прозрачной бумаги, витраж на стекле,
Во втором разделе «Декупаж-оригинальный декор» (13 часов) учащиеся знакомятся с методами работы в технике «декупаж». Изучают виды современного декупажа и практику их использования. Выполняют работы по декорированию сувениров и предметов быта. Принимают участие в соответствии с календарно-тематическим планированием в поздравительных акциях, выставках, творческих конкурсах.
Третий раздел «Мозаичный калейдоскоп» (10 часов) включает в себя знакомство учащихся с методами работы в технике «мозаика», видами мозаики. Выполняют работы по изготовлению аппликационной мозаики из цветной бумаги.
Учебно - тематическое планирование 34 часа
6 класс
№ п/п, дата | Наименование раздела и тем | Часы |
Теория | Практика | Всего |
Раздел I «Искусство витража» (11ч.) |
1 | Вводное занятие. Материалы и инструменты. Подготовка рабочего места. Техника безопасности. | 1 | | 1 |
2 | История возникновения витража. Его виды. | 1 | | 1 |
3-4 | Витраж в технике аппликации из цветной бумаги и картона на клейкой основе. | 1 | 1 | 2 |
5 | Поздравительная открытка в технике витража. «С Днём учителя!» | | 1 | 1 |
6-7 | Витраж из цветной плёнки или прозрачной бумаги. | | 2 | 2 |
8 | Виртуальное путешествие в мир витража «Из древности в наше время» | 1 | | 1 |
9 | Витраж на стекле. Декор вазочки. | | 1 | 1 |
10-11 | Витраж на стекле. Коллективное панно «Подводный мир» | | 2 | 2 |
Раздел II «Декупаж-оригинальный декор» (13 ч.) |
12 | Вводное занятие. Материалы и инструменты. Подготовка рабочего места. Техника безопасности. История появления декупажа. | 1 | | 1 |
13 | Методы работы в технике «декупаж». Виды современного декупажа и практика их использования. | 1 | | 1 |
14-15 | Оформление фоторамки «Милым мамам» | | 2 | 2 |
16-17 | Оформление деревянной разделочной доски «Рождественский сувенир» | | 2 | 2 |
18-19 | Декор баночек для сыпучих продуктов | | 2 | 2 |
20-21 | Изготовление сувенира из отделочной плитки. | | 2 | 2 |
22-23 | Декор стеклянной вазочки. | | 2 | 2 |
24 | Выставка- ярмарка «Весенние мотивы» | | 1 | 1 |
Раздел III «Мозаичный калейдоскоп» (10 часов) |
25 | Вводное занятие. Материалы и инструменты. Подготовка рабочего места. Техника безопасности. История появления мозаики. | 1 | | 1 |
26 | Методы работы в технике «мозаика». Виды мозаики. | 1 | | 1 |
27-28 | Аппликационная мозаика из цветной бумаги «В мире животных» | | 2 | 2 |
29 | С праздником « Светлой пасхи!» Украшение деревянного пасхального яйца бисерной мозаикой | | 1 | 1 |
30-31 | Объёмная мозаика «Путешествие в космос» | | 2 | 2 |
32 | Декор вазочки макаронными изделиями | | 1 | 1 |
33-34 | Мозаика в технике квиллинг. Панно «Полевые цветы» | 1 | 1 | 2 |
| Итого: | 8 | 26 | 34 |
Литература:
Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010.- 96 с. – (Стандарты второго поколения)
Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5класса/Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2011.
Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. – М.Просвещение, 2010. – 48с. – (Стандарты второго поколения).
И.Красильников. Искусство в школе. 2001, №3. Творческое задание на уроках искусства.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:
Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М., 1990.
Хворостов А. С., Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 1981.
Окунь А.А. Урок? Мастерская? Или… - СПб.: Просвещение, 2001.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М. Народное образование, 1998.
10.В.Шультце. Птичьи мотивы. Живопись витражными красками. Арт-
Родник,2007г.
11.Журнал «Декор» Роспись по стеклу.3/2008г.ОАО»Гамма. Москва.
12.Е.Каменева « Какого цвета радуга» М. «Детская литература» 1987г.
13.В.П.Сысоев « Александр Дейнека» Ленинград . « Аврора»,1982.
14.А.Вагенер « Декорирование стекла» Москва. АРТ-Родник. 2012г.
15.Л.Кибалова, О.Гербенова,Л.Ламарова Иллюстрированная энцикло-
педия Моды. Артия, Прага 1987.
16.Ф. Коммисаржевский История костюма.- Минск,1998.
17.Л. Холмянский А.Щипошов Дизайн. –М.,1985.
Технические средства обучения:
Компьютер, проектор, документ-камера, телевизор.
Сведения об изменении рабочей программы
№ п/п | Предмет | Класс | Тема | Кол-во часов заплани рованное | Кол-во часов, провед енных фактич ески | Причина, № приказа |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
Ф.И.О. учителя__________________________________________________
Учитель_______________________________/____________________/
Зам. директора по ВР:__________________________/Е.Н. Капицина/
«_____»________________20_____г.