Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Занимательная математика».
4 класс.
Пояснительная записка
Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими математики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями начальной школы. Основным средством такого воспитания и развития математических способностей учащихся являются задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние математической подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Не случайно известный современный методист и математик Д.Пойа пишет: «Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности». Решение нестандартных задач способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к математике.
С этой целью проводятся кружковые занятия, в ходе которых решаются задачи, выходящие за рамки программы. А задачи повышенной трудности, включенные в план, служат для выявления наиболее способных к математике учащихся. На занятиях математического кружка также рассматриваются логические задачи, а также задачи, тесно связанные с обязательным материалом, но требующие определенного творческого подхода к их решению, умения самостоятельно мыслить. Задачи подобраны с учетом степени подготовки учащихся.
Математический кружок в школе вызывает интерес учащихся к предмету, способствуют развитию математического кругозора, творческих способностей учащихся, привитию навыков самостоятельной работы. Повышает качество общей математической подготовки учащихся.
В своей практике работы со способными детьми и детьми, увлечёнными математикой я, конечно, использую возможности математического кружка. Эти занятия проводятся один раз в неделю во внеурочное время. При составлении плана работы кружка, учитываются интересы и пожелания учащихся.
Цель, задачи и принципы программы:
Цель:
развивать математический образ мышления
Задачи:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
учить правильно применять математическую терминологию;
развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Принципы программы:
Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия в год .
Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Предполагаемые результаты:
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач;
оформление математических газет;
участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
проектная деятельность
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ п\п | № по теме | Тема | Дата |
1 | | Любителям математики. Турнир смекалистых. | |
2 | | Волшебный круг. | |
3 | | Правила сравнения. Сравнение дробей | |
4 | | Игры с числами. Решение задач на нахождение части числа , числа по его части. | |
5 | | Игры с числами. Решение задач на нахождение числа по его части. | |
6 | | Модель машины времени. Решение задач с именованными числами. | |
7 | | Закономерности в числах и фигурах. Многозначные числа. | |
8 | | Отважный путешественник. Решение задач на нахождение скорости, времени и расстояния. | |
9 | | Отважный путешественник. Решение задач на нахождение скорости, времени и расстояния. | |
10 | | Магические квадраты. Нахождение площади фигур. | |
11 | | Волшебный квадрат. Нахождение объёма фигур | |
12 | | Игры на развитие наблюдательности. Прикидка суммы и разности при работе с многозначными числами. | |
13 | | Игры на развитие наблюдательности. | |
14 | | Международная игра «Кенгуру» | |
15 | | Решение задач на развитие смекалки и сообразительности. | |
16 | | Поиск альтернативных способов действий. Арифметические действия с круглыми числами. | |
17 | | Закрепление способности комбинировать. Решение сложных уравнений | |
18 | | Решение задач на развитие смекалки и сообразительности | |
19 | | Задачи – тесты. Блиц - турнир. | |
20 | | Составление алгоритмов и применение их на практике при решении примеров. | |
21 | | Действия противоположные по значению. Использование обратной операции при решении задач, уравнений, примеров. | |
22 | | Выделение признаков. Сходство и различие в письменном умножении на однозначное и двузначное число. | |
23 | | Математический КВН « Решай, смекай, отгадывай» | |
24 | | Математические головоломки | |
25 | | Блиц – турнир. Задачи – тесты. | |
26 | | Придумывание по аналогии. Решение задач и составление обратных задач к данным. | |
27 | | Из истории чисел. Применение различных цифр и чисел в современной жизни. | |
28 | | Развиваем воображение. Составление задач на нахождение среднего арифметического числа | |
29 | | Волшебный круг. Составление круговых диаграмм. Решение задач с использованием круговых диаграмм. | |
30 | | Путешествие по числовому лучу. Координаты на числовом луче. | |
31 | | Игра «Морской бой». Координаты точек на плоскости | |
32 | | Логическая игра «Молодцы и хитрецы | |
33 | | Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах» | |
34 | | Сочинение «Место математики в моей жизни» | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
3. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
5. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
6. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
7. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
8. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
9. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
10. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами.» 1 – 4 классы. М., 2004
11. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
12. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал.