СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" .4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятия по внеурочной деятельности " Занимательная математика" в школе вызывают интерес учащихся к предмету, способствуют развитию математического кругозора, творческих способностей учащихся, привитию навыков самостоятельной работы. Повышает качество общей математической подготовки учащихся.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" .4 класс»









Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Занимательная математика».

4 класс.





























Пояснительная записка

 Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими математики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями начальной школы. Основным средством такого воспитания и развития математических способностей учащихся являются задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние математической подготовки учащихся, глубина усвоения учебного  материала. Не случайно известный современный методист и математик Д.Пойа пишет: «Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности». Решение нестандартных задач способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к математике.

    С этой целью   проводятся кружковые занятия, в ходе которых  решаются задачи, выходящие за рамки программы.  А задачи повышенной трудности, включенные в план, служат  для выявления наиболее  способных к математике учащихся. На занятиях математического кружка также  рассматриваются логические задачи, а также задачи, тесно связанные с обязательным материалом, но требующие определенного творческого подхода к их решению, умения самостоятельно мыслить.  Задачи подобраны с учетом степени подготовки учащихся.

Математический кружок в школе вызывает интерес учащихся к предмету, способствуют развитию математического кругозора, творческих способностей учащихся, привитию навыков самостоятельной работы. Повышает качество общей математической подготовки учащихся.

В своей практике работы со способными детьми и детьми, увлечёнными математикой я, конечно, использую возможности математического кружка. Эти занятия проводятся один раз в неделю во внеурочное время. При составлении плана работы кружка, учитываются интересы и пожелания учащихся.

  

         Цель, задачи и принципы программы:

Цель:

 развивать математический образ мышления

Задачи:

 расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

 расширять математические знания в области многозначных чисел;

 содействовать умелому использованию символики;

 учить правильно применять математическую терминологию;

 развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

 уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Принципы программы:

 Актуальность

            Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

 Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

 Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

 Практическая направленность

Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

 Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

 Реалистичность

С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия в год .

 Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

Предполагаемые результаты:

Занятия в  кружке должны помочь учащимся:

 усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

 помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

 формировать творческое мышление;

 способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.

 

Основные виды деятельности учащихся:

 

 решение занимательных задач;

 оформление математических газет;

 участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

 знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

 проектная деятельность

 самостоятельная работа;

 работа в парах, в группах;

 творческие работы

































 

 

                    Календарно-тематическое планирование

                                       

4 класс

№ п\п

№ по теме

Тема

Дата

1

 

Любителям математики. Турнир смекалистых.

 

2

 

Волшебный круг.

 

3

 

Правила сравнения. Сравнение дробей

 

4

 

Игры с числами. Решение задач на нахождение части числа , числа по его части.

 

5

 

Игры с числами. Решение задач на нахождение  числа по его части.

 

6

 

Модель машины времени. Решение задач с именованными числами.

 

7

 

Закономерности в числах и фигурах. Многозначные числа.

 

8

 

Отважный путешественник. Решение задач на нахождение скорости, времени и расстояния.   

 

9

 

Отважный путешественник. Решение задач на нахождение скорости, времени и расстояния.   

 

10

 

Магические квадраты. Нахождение площади фигур.

 

11

 

Волшебный квадрат. Нахождение объёма фигур

 

12

 

Игры на развитие наблюдательности. Прикидка суммы и разности при работе с многозначными числами.

 

13

 

Игры на развитие наблюдательности.

 

14

 

 Международная игра «Кенгуру»

 

15

 

Решение задач на развитие смекалки и сообразительности.

 

16

 

Поиск альтернативных способов действий. Арифметические действия с круглыми числами.

 

17

 

Закрепление способности комбинировать. Решение сложных уравнений

 

18

 

Решение задач на развитие смекалки и сообразительности

 

19

 

Задачи – тесты. Блиц - турнир.

 

20

 

Составление алгоритмов и применение их на практике при решении  примеров.

 

21

 

Действия противоположные по значению. Использование обратной операции при решении задач, уравнений, примеров.

 

22

 

Выделение признаков. Сходство и различие в письменном умножении на однозначное и двузначное число.

 

23

 

Математический КВН « Решай, смекай, отгадывай»

 

24

 

Математические головоломки

 

25

 

Блиц – турнир. Задачи – тесты.

 

26

 

Придумывание по аналогии. Решение задач и составление обратных задач к данным.

 

27

 

Из истории чисел. Применение различных цифр и чисел в современной жизни.

 

28

 

Развиваем воображение. Составление задач на нахождение среднего арифметического числа

 

29

 

Волшебный круг. Составление круговых диаграмм. Решение задач с использованием круговых диаграмм.

 

30

 

Путешествие по числовому лучу. Координаты  на числовом луче.

 

 

31

 

Игра «Морской бой». Координаты точек на плоскости


 

32

 

Логическая игра «Молодцы и хитрецы

 

33

 

Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах»

 

34

 

Сочинение «Место математики в моей жизни»

 



                              

















СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1.      Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

2.     Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

3.     Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

4.     Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

5.     Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

6.     Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

7.     Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

8.     Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

9.     Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995

10.                       Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами.» 1 – 4 классы. М., 2004

11.                       Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006

12.                       «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал.