СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Всеобщей истории и истории России 11 кл.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа построена в соответствии  с требованиями Государственного образовательного стандарта для 11-х классов по истории (приказ МО РФ № 189 от 2004 г.) с учётом авторской программы Загладина Н.В., Козленко С.И., Загладиной Х.Т., методических рекомендаций по использованию учебников: Н.В. Загладин «Всемирная история. 20 век» (11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровнях и Программа курса. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. и программы Козленко С.И., Загладина Н.В., Загладиной Х.Т. «Программа курса и тематическое планирование к учебнику Загладина Н.В., Козленко С.И., Минакова С.Т., Петрова Ю.А. История России ХХ-н.ХХ1 вв.: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений». - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. Данная программа используется для учебников по истории России и Всеобщей истории образовательных учреждений, рекомендованный Министерством образования РФ, Всеобщая история Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России 17-19 вв. ч.2: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений.-М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011., История России ХХ-н.ХХ1 вв.: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений/ Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А.-М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. и Всеобщая история к.19-н.21 вв.: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений/ Загладин Н.В.-М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по Всеобщей истории и истории России 11 кл.»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____/Панкратова Ж.А./


Протокол № ____ от


«___»___________2014 г.


«Согласовано»

Заместитель руководителя по ИР МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Ртищево Саратовской области»

__________/ Бубенцова Т.Е.

«___»____________2014 г.

«Утверждено»

Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Ртищево Саратовской области»

___________/Авдеева О.Н,/

Приказ № _____ от

«___»___________2014 г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Панкратовой Жанны Александровны

(высшая квалификационная категория)


по Всеобщей истории и


истории России (11 класс)






Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____ от

«___»_______2014 г.











2014 – 2015 учебный год


Пояснительная записка.

Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта для 11-х классов по истории (приказ МО РФ № 189 от 2004 г.) с учётом авторской программы Загладина Н.В., Козленко С.И., Загладиной Х.Т. Методические рекомендации по использованию учебников: Н.В. Загладин «Всемирная история. 20 век» (11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровнях и Программа курса. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. и программы Козленко С.И., Загладина Н.В., Загладиной Х.Т. Программа курса и тематическое планирование к учебнику Загладина Н.В., Козленко С.И., Минакова С.Т., Петрова Ю.А. История России ХХ-н.ХХ1 вв.: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений.-М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. Данная программа используется для учебников по истории России и Всеобщей истории образовательных учреждений, рекомендованный Министерством образования РФ, Всеобщая история Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России 17-19 вв. ч.2: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений.-М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010., История России ХХ-н.ХХ1 вв.: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений/ Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А.-М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. и Всеобщая история к.19-н.21 вв.: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений/ Загладин Н.В.-М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010., разработана в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 г. № 2783, Уставом образовательного учреждения.

Программа адресована учащимся 11 класса муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Ртищево Саратовской области».

Специфика данной учебной дисциплины обусловлена тем, что историческое образование способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Особенность изучаемого курса состоит в том, что решающую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества.

Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Ртищево Саратовской области».

Изучение истории в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Программа объемом 68 часов изучается в течение 2014-2015 учебного года (2 часа в неделю).

Данная Рабочая программа конкретизирует содержание основных тем курса, даёт распределение часов по разделам и темам курса, устанавливает последовательность изучения тем с учётом межпредметных связей. Реализуется модифицированная программа, которая предусматривает параллельное изучение тем курсов Истории России и Всеобщей истории. Это способствует более целостному восприятию процессов исторического развития, более чёткому выявлению роли России в мировой истории. На изучение курса Всеобщей истории отводится 24 часа, курса Истории России – 44 часа.

Календарно-тематический план предусматривает следующую организацию процесса обучения:

История России с начала XX века до начала XXI века – 44 часа;

Всеобщая история с начала XX века до начала XXI века – 22 часа.

Предусматривается синхронно-параллельное изучение с интеграцией некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьников, приобретения ими общественно значимых знаний, умений, навыков.

Методы, формы обучения

Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность обучающихся через информационную, исследовательскую, проектную, дискуссионную деятельность.

Включает такие самостоятельные формы работы учащихся как тестирование, контрольные и самостоятельные работы, зачёты, семинары, практические работы, презентации, творческие работы, проекты, круглые столы, лабораторные (работа с источниками).

При отбое содержания образования курса Всеобщая история и История России использовались следующие принципы:

принцип доступности

принцип последовательности

принцип наглядности

принцип культуросообразности

принцип системно-описательный

принцип сознательности и активности

принцип связи теории с практикой

принцип научности

принцип систематичности и последовательности

принцип прочности и др.

«История» входит в состав предметов, определённых базовым планом как обязательных, поэтому изучается и в классах естественнонаучного профиля. В рамках этого профиля данная программа делает акцент на содержание линии «Природная среда в хозяйстве, жизни и мировоззрении россиян. Природопользование и хозяйственная деятельность народов России. История науки и техники».

Особую роль играют межпредметные связи с курсом обществознания как для усвоения учащимися понятийного аппарата, так и для формирования и развития умений и навыков, важных для познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности учащихся.

Данный учебный предмет входит в образовательную область история. Он тесно связан с изучением таких предметов данной образовательной области, как Всеобщая история, а также право, обществознание, экономика, культурология, политология и др.

Усвоение материала на творческом уровне осуществляется за счёт выделения часов на лабораторные занятия, практикумы, дискуссии, организацию проектной деятельности.

В результате изучения истории в 11-м классе на базовом уровне ученик должен знать/понимать:

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

  • взаимосвязь и особенности истории России и мира;

  • периодизацию отечественной и мировой истории;

  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

  • историческую обусловленность современных общественных процессов;

  • особенности исторического пути России, её роль в мировой истории.

Учащиеся должны уметь:

  • проводить поиск исторической информации в источниках различного типа;

  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время его появления, обстоятельства и цели его создания);

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, схема, аудиовизуальный ряд);

  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии, проекта.

Учащиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

  • использовать навыки исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Учащиеся должны владеть компетенциями: информационной, рефлексивной, коммуникативной, познавательной.

В результате изучения курса обучающийся должен знать основные понятия курса, этапы развития истории России и Всеобщей истории, понимать, рассуждать и делать выводы по главным историческим вопросам; уметь использовать карты, источники, применять критическое мышление, решать исторические задачи, проводить аналогии, исследования, пользоваться терминологией, владеть культурой ведения диалога.

В результате изучения курса обучающийся должен знать основные термины и понятия: понятия курса история России:

Ампир, Анархисты, Антинаполеоновские (антифранцузские) коалиции, Великие реформы 1860-1870-х гг., Военные поселения, Восточный вопрос, Временнообязанные крестьяне, Выкупные платежи, Газават (джихад), Государственный совет, Декабристы, Духовенство, Западники, Земское движение, Земства, Издольщина, Имамат, Ислам, Контрреформы 1880-х гг., Корпус жандармов, Мещане, Министерства, Мюридизм, Народники, Неорусский стиль, Нигилизм, Отечественная война 1812 г., Отработки, Отрезки, Передвижники, Петрашевцы, Подушная подать, Промышленная революция (промышленный переворот), Разночинцы, Реализм, Романтизм, Российская империя, Русско-византийский стиль, Священный союз, Славянофилы, Сословия, Социал-демократы, Теория официальной народности, Удельные крестьяне, Фабрика, “Хождение в народ”, Цензура

XX-XXI в.

1900–1916 гг.

Авангардизм, Антанта, Большивизм, Военно-промышленные комитеты, Государственная Дума, Декадентство, Зубатовщина, Империализм, Кадеты, Картель, Концерн, Меценат, Меньшевизм, “Мир искусства”, Модернизм, Монополия, Октябристы, Отруб, Прогрессивный блок, Революционная ситуация, Русские сезоны за границей, Символизм, Синдикат, Советы, Столыпинская реформа, Трест, Третьиюньский переворот, Тройственный союз, Трудовики, Хутор, Черносотенцы, Эсеры

1917–1920 гг.

Аннексия, Белое движение, Белые, Военно-революционный комитет, Временное правительство, Вторая коалиция, Однородное буржуазное Временное правительство, Первое коалиционное Временное правительство, Третья коалиция, ВЦИК, ВЧК, Гражданская война, Двоевластие, Декрет, Диктатура пролетариата, Интервенция, “Зелёные”, Контрибуция, Конфискация, Корниловский мятеж, Красногвардейская атака на капитал, Красные, Ликбез, Национализация, Продотряд, Продразвёрстка, Рабфак, Репарации, Саботаж, Совнарком, Субботник коммунистический, Террор, Учредительное собрание, Эмиграция

1920–1930 гг.

Автономизация, Авторитаризм, Антоновщина, “Великий перелом”, ГОЭЛРО, ГУЛАГ, Двадцатипятитысячники, Индустриализация, Коллективизация, Колхоз, Коминтерн, Концессия, Культ личности, Культурная революция, Лига наций, Мирное сосуществование, НЭП, Оппозиция, Продналог, Пятилетка, Репрессии, Социалистический реализм, Стахановское движение, Тоталитаризм, Троцкизм, Ударник, Федерация, Хозрасчёт

1941–1945 гг.

Антигитлеровская коалиция, Блицкриг, Блокада, Великая Отечественная война, Второй фронт, Геноцид, Депортация, Карточная система, Коренной перелом в ходе войны, Ленд-лиз, Оккупационные зоны, Оккупация, Партизанское движение, Подполье, “Рельсовая война”, Эвакуация

1945–1991 гг.

Акционирование, Арендный подряд, Биполярная система международных отношений, Военно-стратегический паритет, Волюнтаризм, ВПК, Гласность, ГКЧП, Демилитаризация, Денежная реформа, Десталинизация, Диссиденты, “Железный занавес”, Карибский кризис, Кооперация, “Космополитизм”, “Лысенковщина”, Многопартийность, Новое политическое мышление, Номенклатура, НТР, “Оттепель”, Паспортный режим, Перестройка, Правозащитники, Путч ГКЧП, Разрядка международной напряжённости, Реабилитация, Рыночная экономика, Самиздат, СН, Совнархозы, Теневая экономика, Товарный дефицит, Хельсинский процесс, “Холодная война”, Шестидесятники

1992–… гг.

Акция, Биржа, Ближнее зарубежье, Ваучер, приватизационный чек, Девальвация, Дефолт, Импичмент, Конверсия, Коррупция, Либерализация цен, Нанотехнология, Национальные проекты, Президентская республика, Приватизация, Разделение властей, Референдум, Совет Федерации, Федеральное собрание, “Шоковая терапия”


понятия курса Всеобщей истории:

НТП, НТР, военное соперничество, Манхэттенский проект, цикл экономического развития, структурный кризис, технологический переворот, общество потребления, интеграционные процессы, глобализация, нанотехнологии, конструкционный материал, реакционная авиация и ракетные технологии, конвейер, монополии, картели, синдикаты, тресты, концерны, акционерные общества, биржа, промышленный переворот, машиностроение, модернизация, протекционистская политика, ВВП, ВНП, мировой экономический кризис, демпинговые цены, колониальная экспансия, геополитика, конкуренция, хартленд, реванш, Антанта, оккупация, Тройственный союз, Четверной союз, махди, буры, колониальная империя, доминион, протекторат, колонии, государственное банкротство, доктрина «открытых дверей», товарно-денежные отношения, боксёрское восстание, ихэтуаней, моджахнды, коллективная интервенция, Индийский национальный конгресс, кампания гражданского неповиновения, Союзная Лига Китая, гоминьдан, младотурецкая революция, латифундии, профсоюзное движение, ультиматум, пацифизм, Брусиловский прорыв, авторитарный и тоталитарный режим, социальный конфликт, социальная конфронтация, социальное партнёрство, Британский конгресс тредюнионов, Международный секретариат профсоюзов, Международная федерация профсоюзов, рабочая аристократия, Американская федерация труда, капитализм, монополистический капитализм, империализм, Интернационал, Комитет рабочего представительства, антитрестовские законы, лейбористская партия, радикалы, «казус Мильерана», Коминтерн, Международная организация труда, Красный интернационал профсоюзов (Профинтерн), гражданское общество, социальная ответственность, социальная политика, Великий кризис, «новый курс», государственное регулирование, социально ориентированный либерализм, консервативные партии, национализм, расизм, бремя «белого человека», арийцы, фашизм, свстика, популизм, штурмовые отряды, корпорации, Национальный совет корпораций, Институт промышленной реконструкции, Большой фашистский совет, НСДАП, концлагерь, ариизация экономики, расизм, гетто, Холокост, тоталитаризм, экономика мобильного типа, «холодная война», талибы, теократический режим, универсальный международный порядок, Лига Наций, Организация объединённых наций, международные санкции, политика изоляционизма, Версальско-Вашингтонская система международных отношений, план Дауэса, Рейнский гарантийный пакт, мандат на управление, национально-освободительные войска, туземные войска, Лой джирги, система коллективной безопасности, политика «умиротворения» агрессора, «Антикоминтерновский пакт», секретный протокол, блицкриг, вермахт, «странная война», Тройственный пакт, патриотизм, антифашистская коалиция, закон о ленд-лизе, Атлантическая хартия, договор о нейтралитете, Декларация 26 государств, тотальная мобилизация, второй фронт, движение Сопротивления, капитуляция, Совет безопасности, теория локальных цивилизаций, культурология, иррационалистическое и рационалистическое направление в философии, импрессионизм, постимпрессионизм, модерн, символизм, модернизм, примитивизм, футуризм, абстракционизм, экспрессионизм, сюрреализм, конструктивизм, дизайн, романтизм, критический реализм, авангардизм, социалистический реализм, генетически модифицированные продукты, трансплантация, клонирование, биотехнологии, ЭВМ, Интернет, искусственный интеллект, информационное общество, интерактивность, глобализация, автоматизация, роботизация, международное разделение труда, концентрация ресурсов и капитала, транснационализация, транс-национальные компании, транснациональные банки, оффшорные зоны, зоны упадка, интеграция, единый хозяйственный комплекс, модель конкурентного сотрудничества. Коррупция, Международная космическая станция. Кадровый менеджмент, венчурные предприятия, интеллектуальная собственность, средний класс, маргинальные слои, межнациональные и межконфессиональные конфликты, террор. Демографический фактор, трудовые мигранты, эмигранты, нелегальная иммиграция, расовая и этническая дискриминация, косвенная дискриминация, расизм, дискриминация, квоты, доктрина плюрализма и мультикультурализма, социальная адаптация, Совет экономической взаимопомощи, Северо-Атлантический альянс. Организация Варшавского Договора, доктрина Трумэна, германский вопрос, Берлинский кризис, Карибский кризис, локальные конфликты, маккартизм, концепция мирного сосуществования, Заключительный акт по безопасности и сотрудничеству в Европе, договор ОСВ, гериональные конфликты, Стратегическая оборонная инициатива, атлантизм, директивный и индикативный план, социально-ориентированная рыночная экономика, справедливый курс, программа «новых рубежей», экстенсивное и интенсивное развитие, социализм с человеческим лицом, неомарксизм, децентрализация, железная леди, Социалистический интернационал, феминизм, экологическое движение (зелёные), Всемирная торговая организация, Организация европейского экономического сотрудничества, Генеральное соглашение о тарифах и торговле, Европейское объединение угля и стали, Европейское экономическое сообщество, Европейское сообщество по атомной энергии. Европейский союз, Шенгенские соглашения, Североамериканское соглашение о свободной торговле. Европейский союз, коалиционное правительство, поляризация политических сил, Коминформ, Пражская весна, Договор о коллективной безопасности, ЕврАзЭС, ОБСЕ, цветные революции, политика «большого скачка», милитаризация, оппозиция, «зелёные революции», многоукладная экономика, фундаментализм, Организация африканского единства, Союз ради прогресса, Всеобщая конференция труда, перонизм. Андское сообщество, Южноамериканский союз, Южноамериканский совет обороны, Всемирная ассамблея христианских церквей, Вскемирный совет церквей, поп-арт, граффити, гиперреализм, хеппинг, алеаторика, исчезающее искусство, постмодернизм, инсталяция, инвайромент, концептуализм, контркультура, битники, «злая молодёжь», негритюда, Римский клуб, Киотский протокол, техногенные катастрофы, Международная рабочая группа по цифровым возможностям, Окинавская хартия, Международный валютный фонд, Движение неприсоединение, Большая восьмёрка

Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает 25 вопросов (заданий) по основным проблемам курса.

Инструментарием для оценивания результатов учащихся являются следующие оценки: «5» («отлично»), «4» («хорошо»), «3» («удовлетворительно»), «2» («неудовлетворительно»), «зачёт», «незачёт».

Система оценивания результатов учащихся:

Оценка «5» («отлично») ставится, если учащиеся свободно ориентируются в тексте параграфа, могут кратко изложить его; знают, понимают, могут объяснить необходимые термины и понятия, для их иллюстрации могут привести примеры; выполняют верно задания и проблемные задания к тексту параграфа или в тетради на печатной основе; отвечают на вопросы в учебнике к тексту параграфа; отвечают на дополнительные вопросы учителя; умеют составлять и анализировать хронологические и сравнительные таблицы; анализируют исторические явления и процессы, делать выводы; умеют работать с картой; умеют аргументировано давать собственную оценку событиям, действиям исторических деятелей; приводить примеры и сравнивать оценки исторических исследователей; умеют работать с историческими документами, находить в них нужную информацию и делать выводы.

Оценка «4» («хорошо») ставится, если учащиеся свободно ориентируются в тексте параграфа, могут кратко изложить его; знают, понимают необходимые термины и понятия, для их иллюстрации могут привести примеры; выполняют верно часть заданий к тексту параграфа или в тетради на печатной основе; отвечают на вопросы в учебнике к тексту параграфа; умеют составлять хронологические и сравнительные таблицы; умеют работать с картой; умеют давать собственную оценку событиям, действиям исторических деятелей; приводить примеры оценки исторических исследователей; умеют работать с историческими документами, находить в них нужную информацию и делать выводы.

Оценка «3» («удовлетворительно») ставится, если учащиеся ориентируются в тексте параграфа, могут частично или при помощи наводящих вопросов учителя изложить его; знают необходимые термины и понятия; выполняют верно некоторые задания к тексту параграфа или в тетради на печатной основе; отвечают на вопросы в учебнике к тексту параграфа; имеют навыки составления хронологических и сравнительных таблиц; умеют работать с картой; могут иногда (односложно) дать собственную оценку событиям, действиям исторических деятелей; умеют работать с историческими документами, находить в них нужную информацию.

Оценка «2» («неудовлетворительно») ставится, если учащиеся не ориентируются в тексте параграфа, не могут при помощи наводящих вопросов учителя изложить его; не знают необходимые термины и понятия; не выполняют задания к тексту параграфа или в тетради на печатной основе; не могут ответить на вопросы в учебнике к тексту параграфа; не умеют составлять хронологические и сравнительные таблицы; не умеют работать с картой; не могут дать (даже односложную) собственную оценку событиям, действиям исторических деятелей; не умеют работать с историческими документами и находить в них нужную информацию.

Формы контроля знаний уч-ся

  • Зачёт

  • Семинар

  • Тестирование

  • Устный ответ

  • Выполнение заданий после параграфа

  • Выполнение заданий по тетради на печатной основе

  • Подготовка докладов и сообщений

  • Подготовка и представление проектов

  • Контрольные работы

  • Исторические диктанты

  • Работа с текстом учебника

  • Работа со схемами и таблицами

  • Работа с источниками и документами (лабораторные)


Предусмотрены различные типы и формы уроков:

  • Изучение нового материала (лекция, самостоятельная работа учащихся с текстом параграфа или документами)

  • Комбинированные уроки

  • Семинары

  • Зачёты

  • Повторительно-обобщающие уроки

  • Ролевая игра

  • Эссе

  • Проекты
































УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

количество часов

дата

тема урока

тип урока

вид контроля





1






2









3





4





5





6





7












8







9





10






11






12







13







14













15








16







17





18





19








20







21







22





23











24








25






26-27







28-29





30-31







32






33









34







35








36





37





38





39









40





41






42




43







44







45






46










47






48









49









50






51






52








53








54






55







56







57







58





59







60







61








62






63







64-65





66






67




68

7




1






1









1





1





1





1





1







7





1







1





1






1






1







1







1








9





1








1







1





1





1








1







1







1





1







10




1








1






2








2






2








1






1





6




1







1








1





1





1





1





7




1





1






1




1







1







1






1







24



1






1









1









1






1






1








1








1






1







1







1







1





1







1







1








1






1







2






1






1




1



Раздел 1. Россия и мир накануне и в годы Первой мировой войны.


Россия на руб. 19-20 вв. русско-Японская война и революция 1905-1907 гг.

Повторение темы: «Культура Древней Руси»


Политическая жизнь страны после 1905 г. Третьиюньская монархия. Реформы Столыпина П.А.

Повторение темы: «Раздробленность Древнерусского государства»



Культура России в к. 19 – н. 20 вв. Серебряный век.

Повторение темы: «Нашествие монголо-татар»


Основные направления НТП

Повторение темы: «Образование русского государства вокруг Москвы»


Мир на рубеже веков. 1 мировая война.

Повторение темы: «Правление Ивана Грозного»


Завершение колониального раздела мира.

Повторение темы: «Русская культура 13-14 вв.»


1 мировая война.

Повторение темы: «Смута»






Раздел 2. Развитие революционного движения. Россия в годы гражданской войны.


Теория и практика революционного развития.

Повторение темы: «Экономические и политические изменения в 17 в. в России»


Февральская революция.

Повторение темы: «Культура России в 17 в.»



Переход власти к партии большевиков.

Повторение темы: «Внутренняя политика Петра 1. Реформы»


Гражданская война и интервенция. Политика военного коммунизма.

Повторение темы: «Внешняя политика Петра 1»


Политическое развитие индустриальных стран. Эволюция либеральной демократии.

Повторение темы: «Дворцовые перевороты»


Фашизм в Италии и Германии. Тоталитаризм как феномен 20 в.

Повторение темы: «Внутренняя политика Екатерины 2»


Повторение разделов «Россия во втор. пол. 19 в. Россия и мир накануне и в годы Первой мировой войны», «Развитие революционного движения», «Россия в годы гражданской войны».


Раздел 3. Мировое развитие и международные отношения в 1920-1940 г. советское государство и общество.

Проблемы войны и мира в 1920-е гг. Милитаризм и пацифизм. Ослабление колониальных империй в межвоенные годы.

Повторение темы: «Внешняя политика Екатерины 2»


Новая экономическая политика.

Повторение темы: «Россия при Павле»




Образование СССР и его международное признание.

Повторение темы: «Культура России 17-18 вв.»


Культура и искусство в СССР после октября 1917 г.

Повторение темы: «Война 1812 г.»


Модернизация экономики и укрепление обороноспособности страны в 1930-е гг. Культурная революция.

Повторение темы: «Выступление декабристов»


Культ личности И.В. Сталина, массовые репрессии и политическая система СССР.

Повторение темы: «Правление Николая 1»



Культура и искусство СССР в предвоенное десятилетие.

Повторение темы: «Общественное движение до сер.19 в.»



Духовная жизнь в первой половине 20 в.

Повторение темы: «Русская культура перв.пол.19 в.»


Изобразительное искусство и архитектура. Художественная литература, музыкальная жизнь, театр, кино.

Повторение темы: «Отмена крепостного права»


Раздел 4. 2 мировая война и Великая Отечественная война.


Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930 г.

Повторение темы: «Либеральные реформы 60-70-х гг. 19 в.»



СССР в 1939-1941 гг.

Повторение темы: «Народничество»




На путях ко 2 Мировой войне. От европейской к мировой войне. Начальный период Великой Отечественной войны.

Повторение темы: «Правление Александра 3»


Антигитлеровская коалиция. Коренной перелом в Великой Отечественной войне.

Повторение темы: «Русская культура втор. пол. 19 в.»


Наступление Красной Армии на заключительном этапе Великой Отечественной войны.

Повторение темы: «Экономическое развитие России на руб. 19-20 вв.»


Причины, цена и значение великой Победы.

Повторение темы: «Политическое развитие России на руб. 19-20 вв.»


Повторение темы «2 мировая война и Великая Отечественная война»



Раздел 5. Советский Союз в первые послевоенные десятилетия. 1945-1964 гг.


Внешняя политика СССР и начало «холодной войны». Становление двухполюсного мира. Повторение темы: «Серебряный век русской культуры»


Советский Союз в последние годы жизни И.В. Сталина.

Повторение темы: «Русско-Японская война»





Первые попытки реформ и ХХ съезд КПСС.

Повторение темы: «Первая российская революция»


Изменения во внешней политике СССР.

Повторение темы: «Россия в 1 мировой войне»


Советское общество к. 1950-х-н.-1960-х гг.

Повторение темы: «Свержение монархии»


Духовная жизнь в СССР в 1940-1960-е гг.

Повторение темы: «Советское правительство - становление»


Раздел 6. Советский Союз в 60-80-е гг. ХХ в. международные отношения.


Политика и экономика: от реформ к застою

Повторение темы: «Гражданская война»


СССР на международной арене в 60-70-е гг. ХХ в.

Повторение темы: «Экономическое развитие России в 20-е гг.»


Международные конфликты в послевоенный период.

Повторение темы: «НЭП»


Формирование духовной оппозиции в СССР

Повторение темы: «Образование СССР. Внешняя политика 20-30-е гг.»


Углубление кризисных явлений в СССР

Повторение темы: «Развитие советской культуры в 20-30-е г.»



Наука, литература и искусство. Спорт.

Повторение темы: «Политическая борьба в 20-30-е гг.»


Повторение темы «Советский Союз в первые послевоенные десятилетия. 1945-1964 гг. Советский Союз в 60-80-е гг. ХХ в. международные отношения»


Раздел 7. Человечество на рубеже новой эры.


Ускорение научно-технического развития и его последствия.

Повторение темы: «Индустриализация»


Социальные и этнические процессы в информационном обществе.

Повторение темы: «Коллективизация»





Политика перестройки в сфере экономики.

Повторение темы: «Накануне 2 мировой войны»






Развитие гласности и демократии в СССР.

Повторение темы: «Великая Отечественная война»



Новое политическое мышление: достижения и проблемы. Повторение темы: «Великая Отечественная война»


Кризис и распад советского общества. Повторение темы: «Окончание войны. Цена победы. Начало «холодной войны»»



Кризис «общества благосостояния». Неоконсервативная революция 1980-х гг.

Повторение темы: «Восстановление советской экономики»


Страны Запады на руб. ХХ-ХХ1 вв. Интеграция в Европе и Северной Америке.

Повторение темы: «20 съезд КПСС»


Курс реформ и политический кризис 1993 г.

Повторение темы: «Экономическое развитие 50-60-е гг.»



Общественно-политические проблемы России во втор. пол. 90-х гг.

Повторение темы: «Внутренняя политика в 50-60 гг.»


Россия на рубеже веков: по пути стабилизации.

Повторение темы: «Международные отношения 70-80-е гг.»



Новый этап в развитии РФ

Повторение темы: «Внутриполитическое развитие страны в 70-80-е гг.»


Внешняя политика РФ

Повторение темы: «Советская культура 60-80-е гг.»





Страны Восточной Европы и государства СНГ

Повторение темы: «Перестройка. Экономическое развитие»



Освобождение от колониализма и выбор пути развития. Китай и китайская модель развития.

Повторение темы: «Внутриполитические отношения в 80-90-е гг.»


Япония и новые индустриальные страны.

Повторение темы: «Внешнеполитические отношения в 80-90-е гг.»


Развивающиеся страны Азии и Африки, Латинской Америки во втор. пол. ХХ- н.ХХ1 вв.

Повторение темы: «Становление новой России»


64-65. Духовная жизнь России и мира во втор. пол. ХХ- н.ХХ1 вв.

Повторение темы: «Россия и мир в 21 в.»


66. Мировая цивилизация: новые проблемы на рубеже тысячелетий.

Повторение темы: «Развитие российской культуры»


67. Повторение темы «Человечество на рубеже новой эры.»


68. Итоговое повторение.





Лекция






Ур. совершенство-

вания знаний, умений, навыков






Урок совершенст-

вования знаний,

умений, навыков


Семинар





Комбинированный урок.




Комбинированный урок.




Комбинированный урок.











Лекция







Ур. совершенство-

вания знаний, умений, навыков


Ур. совершенство-

вания знаний, умений, навыков



Урок контроля знаний, умений, навыков.




Урок формирования и совершенствова-ния знаний




Урок формирования и совершенствова-ния знаний




Урок формирования и совершенствова-

ния знаний










Ур. формирования и совершенствова-ния знаний





Урок совершенствова-ния знаний, умений, навыков




Семинар





Урок совершенствова-ния знаний, умений, навыков


Семинар








Урок контроля знаний, умений, навыков.





Урок формирования новых знаний.





Урок формирования новых знаний.



Семинар











Семинар








Урок совершенст-

вования знаний, умений, навыков



Урок совершенст-

вования знаний, умений, навыков



Урок совершенст-

вования знаний, умений, навыков





Комбинированный урок







Урок формирования и совершенствова-ния знаний



Семинар









Урок формирования и совершенствова-ния знаний




Урок формирования и совершенствова-ния знаний





Комбинированный урок




Урок формирования и совершенствова-ния знаний


Комбинированный урок




Семинар









Урок формирования новых знаний



Комбинированный урок





Комбинированный урок



Урок формирования и совершенствова-ния знаний




Урок формирования и совершенствова-ния знаний




Семинар






Урок контроля знаний, умений, навыков.








Урок формирования и совершенствова-ния знаний



Урок формирования и совершенствова-ния знаний






Комбинированный урок








Комбинированный урок





Урок совершенст-

вования знаний, умений, навыков



Урок формирования новых знаний






Урок формирования и совершенствова-ния знаний





Семинар






Комбинированный урок






Урок формирования и совершенствова-ния знаний




Урок контроля знаний, умений, навыков.





Урок совершенст-

вования знаний, умений, навыков


Урок совершенст-

вования знаний, умений, навыков




Урок совершенст-

вования знаний, умений, навыков




Урок формирования и совершенствова-ния знаний





Урок формирования и совершенствова-ния знаний



Урок формирования и совершенствова-ния знаний




Семинар






Семинар






Зачёт.




Зачёт.





Подготовка мини проектов





Работа с историческим документом, критическое осмысление полученной информации.


Подготовка мини проектов




Обсуждение проблемного задания.



Индивидуальные ответы, рецензирование.



Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий.


Составление таблицы, работа с историческим источником, его критическое осмысление, работа с картой.






Выполнение дифференцированных заданий.





Индивидуальные монологические ответы, рецензирование.


Представление групповых проектов





Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий



Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий




Заполнение таблицы, обсуждение исторических проблем.




Тестирование.













Работа с историческим документом, заполнение таблицы, выполнение дифференцированных заданий


Работа с историческим документом, выполнение дифференцированных заданий.


Заполнение таблицы, обсуждение исторических проблем.


Презентация проектов.




Работа с историческим документом, заполнение таблицы.





Работа с историческим документом, выполнение дифференцированных заданий


Работа с историческим документом, выполнение дифференцированных заданий


Подготовка мини проектов, заполнение таблицы


Подготовка мини проектов, заполнение таблицы









Работа с историческим документом, заполнение таблицы, выполнение дифференцированных заданий


Работа с историческим документом, обсуждение истор. проблем.


Семинар, презентация проектов






Беседа, работа с историческими документами, заполнение таблицы



Обсуждение исторических проблем, выполнение дифференцированных заданий




Дискуссия






Тестирование









Работа с историческим документом





Работа с историческим документом, заполнение таблицы, выполнение дифференцированных заданий


Работа с историческим документом



Заполнение таблицы, выполнение дифференцированных заданий


Работа с историческим документом,



Подготовка рефератов, презентаций.







Обсуждение исторических проблем, составление конспекта


Работа с историческим документом, заполнение таблицы



Работа с историческим документом


Работа с историческими документами, обсуждение исторических проблем.


Анализ исторических документов, критическое осмысление полученной информации


Подготовка мини проектов





Тестирование










Работа с историческими документами, составление таблицы.



Анализ исторического документа, критическое осмысление полученной информации, составление табл.


Анализ исторического документа, критическое осмысление полученной информации, составление табл.


Фронтальный

опрос, монологические ответы учащихся,

дискуссия


Семинар, презентация проектов




Работа с историческим документом, заполнение таблицы, выполнение дифференцированных заданий


Работа с историческим документом, выполнение дифференцированных заданий



Рефераты, презентации





Анализ исторических

документов, критическое осмысление полученной информации.


Работа с документами и дополнительной литературой, её критическое осмысление.


Работа с историческим документом, выполнение дифференцированных заданий


Работа с историческими документами, составление таблицы.


Обсуждение исторических проблем, составление конспектов, презентация проектов

Обсуждение исторических проблем, составление конспектов, презентация проектов

Презентация проектов







Презентация проектов





Обсуждение исторических проблем, составление конспектов




Презентация проектов





Дискуссия






Тестирование




Тестирование











Содержание тем учебного курса.


Раздел 1.


Раздел 1. Россия и мир накануне и в годы Первой мировой войны.


1. Россия на руб. 19-20 вв. русско-Японская война и революция 1905-1907 гг.

Геополитическое положение России в начале XX века. Демографические процессы. Социальная структура. Российская модель экономической модернизации. Буржуазия и рабочие. Экономическая политика правительства. Сельское хозяйство, особенности его развития.

Внутренняя политика правительства в начале XX века. Русско-японская война. «Кровавое воскресенье» и начало революции 1904-1905 г.г. Крестьянские выступления и разложение армии.


2. Политическая жизнь страны после 1905 г. Третьиюньская монархия. Реформы Столыпина П.А.

Манифест 17 октября 1905 года. Декабрьское восстание в Москве. Особенности формирования политических партий России. Основные политические партии. Реформы государственного строя. I и II Государственные Думы. Третьеиюньский государственный переворот. П.А. Столыпин и его политика. Реформы П.А. Столыпина. Итоги правления П.А. Столыпина. Политический кризис 1912-1913 гг.


3. Культура России в к. 19 – н. 20 вв. Серебряный век.

Городская и сельская жизнь. Достижения науки и образования. Менделеев Д.И., Бутлеров А.М., Сеченов И.М., Павлов И.П., Мечников И.И., Лебедев П.Н., Тимирязев К.А., Вернадский В.И., Жуковский Н.Е., Циолковский К.Э., Попов А.С. и др. Идейные искания и художественная культура. Брюсов В.Я., Бальмонт К.Д., Белый А., Гумилёв Н.С., Мандельштам О.Э., Маяковский В.В., Блок А.А., Ахматова А.А., Цветаева М.И., Есенин С.А., Станиславский К.С., Немирович-Данченко В.И. и др. Кинематограф. Музыка. Рахманинов С.В., Скрябин А.Н., Стравинский И.Ф. и др. живопись и архитектура. Врубель М.А., Коровин К.А., Серов В.А., Бенуа А.Н., Сомов К.А., Бакст Л.С., Лансере Е.Е., Борисов – Мусатов В.Э., Кузнецов П.В., Петров-Водкин К.С., Шагал М.З., Малевич К.С.. Кандинский В.В. и др. Дягилев С.П. и «русские сезоны». Спорт в Российской империи.


4. Основные направления НТП Ускорение развития науки и революция в естествознании. Причины ускорения НТР. Революции в естествознании и создание ядерного оружия. Циклы социально-экономического развития. Научно-технический прогресс и новый этап индустриального развития. Второй технологический переворот. Развитие и совершенствование производства. Возникновение монополий.


5. Мир на рубеже веков. 1 мировая война.

Модернизация в странах Европы, США и Японии. Страны ограниченной модернизации. Предпосылки ускоренного развития. Страны второго эшелона модернизации.

Обострение противоречий мирового развития в н. 20 в. экономические кризисы. Обострение державного соперничества. На пути к первой мировой войне. Противоречия на международной арене. Создание военно-политических союзов.


6. Завершение колониального раздела мира.

Колонии и колониальные империи. Колонизация Африки. Колониальные империи.

Пути развития стран Азии, Африки и Латинской Америки. Колониализм и его последствия. Антиколониальные движения в государствах Востока. Особенности развития государств Латинской Америки.


7. 1 мировая война.

Державное соперничество. Причины и характер войны. Повод. Участники войны. Цели и планы воюющих сторон. Первый этап войны. Воюющие страны в 1915-1917 гг. завершение боевых действий.

Россия в 1 мировой войне: конец империи. Российская дипломатия накануне войны. Подготовка России к войне, планы. Кампания 1914-1916 гг. Брусиловский прорыв. Война и российское общество. Власть и Дума: последний кризис монархии.


Раздел 2. Развитие революционного движения.

Россия в годы гражданской войны.


8. Теория и практика революционного развития.

Социальные отношения и рабочее движение. Изменения в социальной структуре общества. Формы социальных отношений. Развитие профсоюзного движения. Становление социал-демократии.

Марксизм, ревизионизм и социал-демократия. Реформы и революции в общественно-политическом развитии. Причины раскола социальной демократии. Окончательный раскол социал-демократического движения и создание Коминтерна. Раскол профсоюзного движения. Углубление конфликта между коммунистами и социал-демократами.


9. Февральская революция.

Падение самодержавия. Причины революции. Движущие силы. Двоевластие. Апрельский кризис правительства. Большевики и революция. Июньский и июльский кризисы власти. Выступление генерала Корнилова Л.Г.


10. Переход власти к партии большевиков.

Углубление кризиса власти осенью 1917 г. вооружённое восстание в Петрограде. Установление советской власти по стране. Революционно-демократические преобразования. Первые шаги советской власти. Роспуск Учредительного собрания. Создание РСФСР. Принятие первой Конституции. Брестский мир: разные подходы, условия и последствия. Предпосылки гражданской войны.


11. Гражданская война и интервенция. Политика военного коммунизма.

Понятие гражданской войны, причины, участники. Начальный этап Гражданской войны и интервенции. Советская республика в кольце фронтов, советская власть на краю гибели. Май 1918-март 1919 гг. Политика военного коммунизма. Время решающих сражений март 1919-март 1920 гг. лидеры белого, красного и зелёного движений. Война с Польшей и поражение Белого движения. Апрель-ноябрь 1920 гг. причины поражения белых и победы красных. Завершающий этап Гражданской войны. Конец 1920-1922 гг.


12. Политическое развитие индустриальных стран. Эволюция либеральной демократии.

Эволюция либеральной демократии. Демократизация общественно-политической жизни. Новая роль государства в социальных отношениях. Новая роль государства в экономике. Консерватизм в 20 веке.


13. Фашизм в Италии и Германии. Тоталитаризм как феномен 20 в.

Понятие. Возникновение и идеология фашистских партий. Фашистский режим в Италии. Особенности германского фашизма. Завоевательная программа фашизма и Холокост. Изучение тоталитаризма в Новейшее время. Идеология и политика фашизма. Полемика вокруг концепции тоталитаризма.


14. Повторение разделов «Россия во втор. пол. 19 в. Россия и мир накануне и в годы Первой мировой войны», «Развитие революционного движения», «Россия в годы гражданской войны».


Раздел 3. Мировое развитие и международные отношения

в 1920-1940 г. советское государство и общество.


15. Проблемы войны и мира в 1920-е гг. Милитаризм и пацифизм. Ослабление колониальных империй в межвоенные годы.


16. Новая экономическая политика. Советская Россия после Гражданской войны. Кронштадтский мятеж. Первые успехи нэпа, его итоги. Нэп и разногласия в руководстве партии большевиков.


17. Образование СССР и его международное признание. Предпосылки создания СССР. Образование СССР.

Международное положение СССР после Гражданской войны. Антанта и Советская Россия. Мирный план Вильсона. Версальско-вашингтонская система. Пацифизм. Советский Союз и Коминтерн на международной арене.

Белая эмиграция и Коминтерн.

Европейская политика СССР в 1920-е годы. Генуя и Рапалло. Внешнеполитическая стратегия СССР. Послевоенная колониальная политика и её итоги. Подъём антиколониальных движений. Революция и гражданская война в Китае.

Дипломатическое признание Советской России.


18. Культура и искусство в СССР после октября 1917 г. Культура и искусство после октября 1917 года. Искусство, общество и власть. Разнообразие литературно-художественных группировок в культурной жизни страны. Архитектура.


19. Модернизация экономики и укрепление обороноспособности страны в 1930-е гг. Культурная революция.

Модернизация экономики и оборонной системы страны в 1930-е годы, её цели. Индустриализация и её результаты. Коллективизация и её итоги.

Модернизация армии. Противоречия социалистической модернизации.

Задачи и итоги культурной революции. Ликвидация неграмотности и советская система образования.


20. Культ личности И.В. Сталина, массовые репрессии и политическая система СССР. Партия большевиков в 1920-е голы. Причины возвышения И.С. Сталина. Идея Сталина о возможности построения социализма в одной стране. Культ личности и политический террор. Чистка в рядах Красной Армии. Конституция 1936 года.


21. Культура и искусство СССР в предвоенное десятилетие. Культура и искусство СССР в предвоенные годы. Утверждение метода социалистического реализма в искусстве. Пропагандистская направленность официальной советской культуры. Искусство и государственное строительство.


22. Духовная жизнь в первой половине 20 в. Осмысление истории. Новое в науке о человеке и развитие философии. От импрессионизма к модерну. Искусство индустриального общества.


23. Изобразительное искусство и архитектура. Художественная литература, музыкальная жизнь, театр, кино. Художественная литература, музыкальная жизнь, театр, кино. Литература к. 19-перв. пол. 20 в. модернизм в литературе. Музыка и театр. Киноискусство.


Раздел 4. 2 мировая война и Великая Отечественная война.


24. Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930 г. На путях ко Второй мировой войне. Очаги военной опасности. Политика «умиротворения» агрессора. СССР и проблема коллективной безопасности. Мюнхенский договор и его последствия. СССР и страны Зап. Европы накануне Второй мировой войны. Советско-германские отношения: пакт о ненападении.


25. СССР в 1939-1941 гг. политика СССР в начальный период Второй мировой войны. План «Барбаросса». Подготовка Красной Армии к войне. Идеологическая и моральная подготовка СССР к войне. Пред вторжением.


26-27. На путях ко 2 Мировой войне. От европейской к мировой войне. Начальный период Великой Отечественной войны. Начало Второй мировой войны. «Странная война».

Политика СССР в начальный период войны. Расширение фашистской агрессии. Формирование блока фашистских держав и их союзников.

План «Барбаросса». Подготовка Красной Армии к войне. Идеологическая и моральная подготовка СССР к войне.

Причины, этап, характер Великой Отечественной войны. Начало Великой Отечественной войны. Летняя катастрофа 1941 года. Мобилизация страны. Смоленское сражение. Битва под Москвой.


28-29. Антигитлеровская коалиция. Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Зарождение антигитлеровской коалиции. Боевые действия весной – летом 1942 года. Оборона Сталинграда.

Антигитлеровская коалиция и её победы на фронтах Второй мировой войны. СССР в антигитлеровской коалиции. Героизм народа на фронте и в тылу.


30-31. Наступление Красной Армии на заключительном этапе Великой Отечественной войны. Оккупационный период на советской территории. Партизанское движение. Коренной перелом в Великой Отечественной войне (ноябрь 1942 г. - зима 1943 г.). Разгром немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом.

Блокада Ленинграда. Орловско-Курская дуга. Завершение коренного перелома в войне. Идеология, культура и война.


32. Причины, цена и значение великой Победы. Наступление Красной Армии на заключительном этапе Великой Отечественной войны. Освобождение территории СССР. Государственная политика на освобождённых территориях. Варшавское восстание. Наступление Красной Армии В восточной Европе. Открытие второго фронта. Ялтинская конференция. Арденнская и Висло-Одерская операции. Падение Берлина. Потсдамская конференция и окончание Второй мировой войны. Итоги войны. Причины и цена Победы СССР в Великой Отечественной войне. Роль СССР во Второй мировой войне. Решение вопросов послевоенного устройства мира.


33. Повторение темы «2 мировая война и Великая Отечественная война»


Раздел 5. Советский Союз в первые послевоенные десятилетия. 1945-1964 гг.


34. Внешняя политика ССР и начало «холодной войны». Становление двухполюсного мира. Внешняя политика СССР и начало «холодной войны». Причины «холодной войны». СССР и «план Маршалла». Создание двух систем союзов. Гонка вооружений и её влияние на экономику и внешнюю политику СССР. Первые военно-политические конфликты «холодной войны». Локальные конфликты конца 1940-х – начала 1960-х г.г. СССР и страны Азии, Африки и Лат. Америки. Восточная Европа во второй половине ХХ века.


35. Советский Союз в последние годы жизни И.В. Сталина. Советский Союз в последние годы И.В. Сталина. Переход страны на мирный путь. Проблемы сельского хозяйства. Итоги IV пятилетки. Послевоенные репрессии. Характер политического режима в СССР.


36. Первые попытки реформ и ХХ съезд КПСС. Первые попытки реформ и XX съезд КПСС. Необходимость смены курса. Первые шаги по пути отказа от прежних методов управления. Лидерство Н.С. Хрущёва. XX съезд КПСС.


37. Изменения во внешней политике СССР. Мирные инициативы СССР. XX съезд КПСС о новых теоретических положениях относительно развития отношений со странами «капиталистического лагеря». Углубление военно – блокового противостояние СССР и страны Восточной Европы.


38. Советское общество к. 1950-х-н.-1960-х гг. Советское общество конца 1950-х – начала 1960-х годов. Противоречивые тенденции во внутренней политике СССР после XX съезда КПСС. Экономика и политика в конце 1950-х – 1960-х г.г. Административные реформы.


39. Духовная жизнь в СССР в 1940-1960-е гг. Духовная жизнь в СССР в 1940-е - 1960-е годы. Развитие культуры и науки в первые послевоенные годы. Духовная жизнь в период «оттепели». Отступление от «оттепели».


Раздел 6. Советский Союз в 60-80-е гг. ХХ в. международные отношения.


40. Политика и экономика: от реформ к застою СССР в 60-е гг. Политика и экономика: от реформ к «застою». Система «коллективного руководства». Экономические реформы 1960-х гг. и их итоги. Проблема «застоя» в экономике.

Партийный аппарат и общество. Идеология инакомыслия. Конституция СССР 1977 г. Конституционное закрепление руководящей роли КПСС. Социальная структура советского общества.


41. СССР на международной арене в 60-70-е гг. ХХ в. Симптомы кризиса «социалистического лагеря». СССР и международные конфликты. Политика разрядки международной напряжённости и её противоречия.


42. Международные конфликты в послевоенный период. Локальные конфликты. Политика мирного сосуществования и военное соперничество. Война во Вьетнаме. Военное соперничество СССР и США.


43. Формирование духовной оппозиции в СССР. Партийный аппарат и общество. Идеология инакомыслия.


44. Углубление кризисных явлений в СССР. Углубление кризисных явлений в СССР. Замедление темпов экономического роста. Провал политики разрядки. Политика Ю.В. Андропова.


45. Наука, литература и искусство. Спорт. Наука, литература и искусство. Театр и кино. Эстрада. Спорт в СССР. Роль науки в развёртывании научно-технической революции.


46. Повторение темы «Советский Союз в первые послевоенные десятилетия. 1945-1964 гг. Советский Союз в 60-80-е гг. ХХ в. международные отношения.»


Раздел 7. Человечество на рубеже новой эры.


47. Ускорение научно-технического развития и его последствия. Технологии новой эпохи. Транспорт, космонавтика и новые конструкционные материалы. Биохимия, генетика, медицина. Электроника и робототехника.

Основные черты информационного общества. Информационная революция. Автоматизация и роботизация производства. Индустрия знаний.

Глобализация мировой экономики и её последствия. Возникновение ТНК и ТНБ. Интеграционные процессы. Противоречия и конкуренция в информационном обществе.

Становление смешанной экономики. Социально ориентированная рыночная экономика. Методы проведения социальной политики.

48. Социальные и этнические процессы в информационном обществе. Социальные перемены в развитых странах. Рабочие в информационном обществе. Служащие и «революция управляющих». Предприниматели и предпринимательская деятельность. Средний класс: основные черты.

Миграция населения и межэтнические отношения. Межэтнические проблемы в многонациональных государствах. Расовые и конфессиональные конфликты в Западной Европе и Северной Америке. Этнические меньшинства в странах Запада.


49. Политика перестройки в сфере экономики. Политика перестройки в сфере экономики. По пути экономических реформ. Дискуссия о путях реформирования сложившейся экономической системы. Разногласия между союзными республиками и союзным центром власти.


50. Развитие гласности и демократии в СССР. Развитие гласности и демократии в СССР. Переосмысление прошлого и будущего. Политический раскол советского общества. Формирование многопартийности.


51. Новое политическое мышление: достижения и проблемы. Новое политическое мышление. Концепция нового политического мышления. Инициативы в военной области. СССР и перемены в Азии. Распад системы союзов. Демократические революции в Восточной Европе. Поиски путей завершения «холодной войны».


52. Кризис и распад советского общества. Кризис и распад советского общества. Причины кризиса в межнациональных отношениях. Развитие кризиса Союза. Попытка переворота в стране. Распад СССР.


53. Кризис «общества благосостояния». Неоконсервативная революция 1980-х гг. Кризис «общества благосостояния», его причины.

Коммунисты и левые правительства в Европе. Новые левые.

Неоконсерватизм. Неоконсервативная революция 1980-х годов. Социально-экономическая политика неоконсерватизма. Неоконсервативная модернизация.


54. Страны Запады на руб. ХХ-ХХ1 вв. Интеграция в Европе и Северной Америке. Страны Запада на рубеже XX-XXI вв. Этапы развития социал-демократии. Идеология современной европейской социал-демократии. США: от «третьего пути» к социально ориентированному неоконсерватизму. Массовые движения.


55. Курс реформ и политический кризис 1993 г. Курс реформ: социально-экономические аспекты. Опыт «шоковой терапии». Попытки коррекции курса реформ. Дефолт и его последствия.


56. Общественно-политические проблемы России во втор. пол. 90-х гг. Политическое развитие РФ в начале 1990-х г.г. Становление политических партий. Политический и конституционный кризис 1993 г. На грани Гражданской войны. Новая Конституция России. Итоги выборов.


57. Россия на рубеже веков: по пути стабилизации. Общественно-политические проблемы России второй половины 90-х гг. Обострение межнациональных отношений. Начало чеченского конфликта. Выборы 1996 года. Основные итоги 1996-1998-х гг.


58. Новый этап в развитии РФ. Россия в начале XXI века. Контртеррористическая операция в Чечне. Парламентские и президентские выборы 1999-2000-х гг. Россия: по пути реформ и стабилизации. Власть и общество: новая модель отношений.


59. Внешняя политика РФ. Внешняя политика демократической России. Международное положение России после распада СССР. Россия и Запад: поиск взаимопонимания. Смена приоритетов российской дипломатии. Россия и страны СНГ. Участи России в формировании современной международной правовой системы.


60. Страны Восточной Европы и государства СНГ. Государства СНГ в мировом сообществе. Развитие СНГ. Вооружённые конфликты в СНГ. Политическое и социально-экономическое развитие стран СНГ.

61. Освобождение от колониализма и выбор пути развития. Китай и китайская модель развития. Китай и китайская модель развития. СССР и Китай: от союза к противостоянию. Внутренняя и внешняя политика КНР в 1950-1970-х гг. Китай на пути реформ. Внешняя политика КНР на рубеже XX-XXI вв.


62. Япония и новые индустриальные страны. Япония и новые индустриальные страны. Япония после Второй мировой войны. Истоки японского «экономического чуда». Новые индустриальные страны (НИС).


63. Развивающиеся страны Азии и Африки, Латинской Америки во втор. пол. ХХ- н.ХХ1 вв. Страны Азии, Африки и Лат. Америки: освобождение от колониализма и выбор пути развития. Конфликты в странах Юга. Итоги первых преобразований. Развивающиеся страны Азии и Африки: Индия, исламский мир, страны Центральной и Южной Африки.

Латинская Америка во второй половине XX – начале XXI века. Диктаторские режимы: опыт модернизации. Перонизм и демократия в Лат. Америке. Латиноамериканские страны на современном этапе развития.


64-65. Духовная жизнь России и мира во втор. пол. ХХ- н.ХХ1 вв. Общественные науки, идеология и массовая культура. Теории общественного развития. СМИ и массовая культура. Новые направления в искусстве во второй половине XX – начале XXI века. От модернизма к постмодернизму. Подъём национальных культур.


66. Мировая цивилизация: новые проблемы на рубеже тысячелетий. Интеграция в Европе и Северной Америке. Достижения и противоречия европейской интеграции. Развитие интеграционных процессов в Европе. Интеграционные процессы в Северной Америке.

Глобальные угрозы человечеству и поиски путей их преодоления. Военная и террористическая угрозы. Экологические проблемы. Проблемы неравномерности развития. Складывание новой системы международных отношений. Международные организации в современном мире. Проблемы нового миропорядка.


67. Повторение темы «Человечество на рубеже новой эры.»


68. Итоговое повторение.























Требования к уровню подготовки учащихся:


В результате изучения истории на профильном уровне уче­ник должен

знать/понимать:

  • факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, ха­рактеризующие системность, целостность исторического про­цесса;

  • принципы и способы периодизации всемирной истории;

  • важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;

  • особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;

  • историческую обусловленность формирования и эволю­ции общественных институтов, систем социального взаимодей­ствия, норм и мотивов человеческого поведения;

  • взаимосвязь и особенности истории России и мира, нацио­нальной и региональной, конфессиональной, этнонациональной, локальной истории;

уметь:

  • проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;

  • осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);

  • классифицировать исторические источники по типу ин­формации;

  • использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения ин­формации в различных знаковых системах (текст, карта, табли­ца, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из од­ной знаковой системы в другую;

  • различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;

  • использовать принципы причинно-следственного, струк­турно-функционального, временного и пространственного ана­лиза для изучения исторических процессов и явлений;

  • систематизировать разнообразную историческую инфор­мацию на основе своих представлений об общих закономерно­стях всемирно-исторического процесса;

  • формировать собственный алгоритм решения историко- познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными ис­торическими знаниями;

  • участвовать в групповой исследовательской работе, опре­делять ключевые моменты дискуссии, формулировать собствен­ную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;

  • представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, ре­ферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследо­вательского проекта, публичной презентации;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;

  • определения собственной позиции по отношению к явле­ниям современной жизни, исходя из их исторической обуслов­ленности;

  • формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими миро­воззренческими системами, идеологическими теориями;

  • учета в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;

  • осознания себя представителем исторически сложившего­ся гражданского, этнокультурного, конфессионального сообще­ства, гражданином России.



Основные понятия курса Истории России, которые должны знать учащиеся.


Модернизация, реформа, концентрация производства, монополия, свободная конкуренция, картель, синдикат, трест, концерн, инвестиции, многоукладная экономика.

Идейные течения, политические партии, эсеры, эсдеки, конституционалисты. Легальный марксизм. «Зубатовщина».

Геополитика, стратегические интересы, раздел сфер влияния. Военно-политические блоки. Тройственный союз, Антанта. Гонка вооружений.

Революция, буржуазно-демократическая революция. Субъективные и объективные причины революции. Парламент, Государственная Дума, фракция. Политизация рабочего движения, стачка, забастовка, крестьянские волнения.

Государственный переворот. Третьеиюньская монархия.

Реформа, чересполосица, отруб, хутор, круговая порука.

Роль государства в экономике страны.

Война, мировая война. Первая мировая война. Пацифизм. «Революционное пораженчество».

«Серебряный век», декаданс, символизм, футуризм.

Двоевластие. Коалиционные правительства. Бонапартистская политика.

Однородное социалистическое правительство. Всероссийский съезд Советов. ВЦИК, СНК, наркоматы.

Учредительное собрание. Рабочий контроль. Национализация. Продовольственная диктатура. Культурная революция.

Гражданская война. Интервенция. «Военный коммунизм». Продразвёрстка.

Новая экономическая политика (НЭП). Унитарное государство, автономия, федеративное государство.

Индустриализация. Коллективизация. Пятилетка. Раскулачивание, коллективизация, колхоз.

Культ личности. Режим личной власти, репрессии, ГУЛАГ.

Социалистический реализм.

Система коллективной безопасности. Секретные протоколы. План «Барбаросса». Блицкриг. Стратегическая оборона. Мобилизация. Эвакуация. Единство фронта и тыла. Перевод экономики на военный лад. Ленд-лиз. Оккупационный режим. Партизанское движение. Коренной перелом в войне. Капитуляция. Цена Победы, её историческое значение. Роль СССР во Второй мировой войне.

Конверсия.

Десталинизация, диссиденты, «оттепель». Волюнтаризм.

«Директивная экономика», советская экономическая модель, экстенсивный метод развития. «Доктрина Брежнева». «Застой».

Перестройка. «Шоковая терапия», либерализация цен, приватизация, акционирование, рыночная экономика, конвертируемый рубль.

Президентская республика, гражданское общество.

Постиндустриальное общество. Биполярный мир, многополярная система международных отношений. Ближнее зарубежье, постсоветское пространство, ЕврАзЭС, ОДКБ.

Основные понятия курса Всеобщей истории, которые должны знать учащиеся.


Гражданское общество. Идеология Просвещения. Либерализм, консерватизм, социализм, анархизм. Марксизм. Национализм. Конституционализм.

Технический прогресс. Капитализм свободной конкуренции. Капиталистические отношения. Циклический характер развития рыночной экономики.

Классовая социальная структура общества в XIX веке. Буржуа и пролетарии. Урбанизация. Индустриальное общество.

Страны «старого капитализма». Страны «второго эшелона» развития капитализма. Модернизация. Промышленные монополии. Экономические кризисы.

Научно-технический прогресс. Революция в естествознании. Циклы социально-экономического развития. Первый, второй и третий технологические перевороты.

Завершение колониального раздела мира. Колониальные и зависимые страны. Кризис традиционного общества. Религиозное реформаторство. Идеология национального освобождения.

Империализм как идеология и политика. Борьба за колониальный передел мира.

Милитаризм. Пацифизм. Военно-политические блоки. Антанта. Тройственный союз. Первая мировая война.

Послевоенное устройство мира. Мирный план Вильсона. Версальско-Вашингтонская система.

Марксизм, ревизионизм. Социал-демократия, её раскол. II Интернационал и Коминтерн (III Интернационал). Профсоюзное движение.

Революция. Гражданская война.

Социально ориентированная экономика. Консерватизм и либерализм после Первой мировой войны.

Тоталитаризм. Фашизм. Идеология фашистских партий. Холокост.

Политика «умиротворения» агрессора.

Вторая мировая война. «Странная война».

Антигитлеровская коалиция. Коренной перелом в ходе Второй мировой войны.

Послевоенное устройство мира. Организация Объединённых Наций.

«Холодная война», становление двухполюсного мира. Политика мирного сосуществования. Политика разрядки международной напряжённости.

Новое политическое мышление и окончание «холодной войны».

Евроатлантическая цивилизация. Смешанная экономика. Социально ориентированная рыночная экономика. Кризис «общества благосостояния».

Новые левые. Неокосерватизм. Неоконсервативная революция. Неоконсервативная модернизация.

Информационное общество, его основные черты. Информационная революция. Глобализация мировой экономики, её последствия. ТНК. ТНБ. Интеграция.

Социальный состав информационного общества. «Революция управляющих». Средний класс, его основные черты.

Массовые движения: женское (феминистское) движение, движение зелёных, движение антиглобалистов.

Миграция населения. Межэтнические отношения. Конфессиональные конфликты.

Демократические революции в странах Восточной Европы.

Падение колониальных империй. Проблема выбора пути. Диктаторские режимы в Азии Африке и Лат. Америке. Перонизм.

Глобальные угрозы человечеству. Международный терроризм. Исламский фундаментализм. Экологические проблемы. Проблемы неравномерности развития.

Новая система международных отношений: ООН, ЭКОСОС, ПРООН, ЮНКТАД, ЮНИДО, ЮНЕСКО, МАГАТЭ. Всемирная торговая организация (ВТО), Международный валютный фонд (ИВФ).

Движение неприсоединения.

Мировая культура. Искусство. Импрессионизм. Постимпрессионизм. Модерн. Символизм.

Модернизм: примитивизм, футуризм, абстракционизм. Экспрессионизм, сюрреализм, конструктивизм. Искусство дизайна. Постмодернизм: абстрактный экспрессионизм, поп-арт, граффити. Гиперреализм. Хеппенинг.

Современное искусство: инсталляция, инвайронмент.

Литература: интеллектуальный реализм, авангардизм, экзистенционализм, социальная антиутопия.


Перечень учебно-методического обеспечения


Методические учебные пособия (УМК)

  1. Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России 17-19 вв. ч.2: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений.-М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.

  2. История России ХХ-н.ХХ1 вв.: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений/ Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А.-М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.

  3. Всеобщая история к.19-н.21 вв.: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений/ Загладин Н.В.-М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.

  4. Загладин Н.В., Козленко С.И., Загладина Х.Т. методические рекомендации по использованию учебников: Н.В. Загладин «Всемирная история. 20 век» (11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровнях и Программа курса. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.

  5. Козленко С.И., Загладин Н.В., Загладина Х.Т. Программа курса и тематическое планирование к учебнику Загладина Н.В., Козленко С.И., Минакова С.Т., Петрова Ю.А. История России ХХ-н.ХХ1 вв.: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений.-М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.


Оборудование и приборы

  1. ПК

  2. Телевизор

  3. Карты:

Название карт по Всеобщей истории

31.

Страны Ближнего Востока и Южной Азии во втор. пол. 20 в.

32.

Страны Среднего Востока и Южной Азии во втор. Пол. ХХв.

33.

1 мировая война 1914 – 1918 гг.(в картах Р. и заруб.)

34.

Территориальные изменения в Европе после 1 мировой войны

34А

Западная Европа после 1 м.в. 1918-1923 гг.

34Б

Европа 1924-1939 гг.

35А

2 мировая война в 1939-1945 гг.

35.

2 мировая война. Военные действия в Европе и Северной Африке в 1942 – 1945 гг.

36.

2 мировая война. Военные действия на тихом океане и в Азии в 1941 – 1945 гг.

37.

Европа в к. ХХ в.

37А

Сотрудничество стран членов СЭВ

38.

Африка во втор. Пол. ХХ в.

39А

Политическая карта мира 80-е гг. 20 века

39.

Политическая карта мира

Название карт по истории России

59А

Россия в к.19 – н.20 вв.

59.

Россия в 1905-1907 гг.

Революция в России в 1905 – 1907 гг.

60.

Россия в н. 20 в. Русско – Японская война

61.

Россия в 1907-1914 гг.

62.

I мировая война 1914-1918 гг.

63А

Социалистическая революция 1917 г. Становление советской власти

63.

Становление Советской России в 1917-1922 гг.

64.

Гражданская война и иностранная интервенция в России 1918 – 1922 гг.

65.

Подготовка к Великой Октябрьской социалистической революции

66А

Электрификация в СССР

66Б

Индустриализация в СССР

66.

Экономическое развитие СССР в 1926-1940 гг.

67.

Великая Отечественная война

68.

Восстановление и развитие народного хозяйства СССР в 1946-1958 гг.

69А

Культурное строительство в СССР за годы советской власти

69.

Экономика СССР в 1966-1990 гг.

70.

Советский Союз 1965-1991 гг. Распад СССР

71.

Россия на руб. 20-21 вв.

72.

Россия и страны мира

73.

Поволжье. /Западная Сибирь. Физическая карта.


Дидактические материалы

  1. Дидактические материалы – папка с тестами и карточками

  2. Учебные пособия и материалы для подготовки сдачи ЕГЭ





















Список литературы


Литература, использованная при подготовке программы


  1. Загладин Н.В., Козленко С.И., Загладина Х.Т. методические рекомендации по использованию учебников: Н.В. Загладин «Всемирная история. 20 век» (11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровнях и Программа курса. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.

  2. Козленко С.И., Загладин Н.В., Загладина Х.Т. Программа курса и тематическое планирование к учебнику Загладина Н.В., Козленко С.И., Минакова С.Т., Петрова Ю.А. История России ХХ-н.ХХ1 вв.: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений.-М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.

  3. Рабочие программы по истории. 5-11 классы (линии учебников «Просвещение», «Русское слово»)/ авт.-сост. Н.И. Чеботарёва.-М.: Глобус, 2009.


Дополнительная литература для учащихся.

  1. Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России 17-19 вв. ч.2: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений.-М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.

  2. История России ХХ-н.ХХ1 вв.: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений/ Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А.-М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.

  3. Всеобщая история к.19-н.21 вв.: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений/ Загладин Н.В.-М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.

  4. 1.Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. М., 1991 г.

  5. Великая Отечественная война 1941-1945 г.г. Кн. 1-4. М., 1998-1999 г.г.

  6. Глобализация и Россия: проблемы демократического развития. М., 2004 г.

  7. Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 1956 г.

  8. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры м., 1997 г.

  9. Лихачёв Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. М., 1992 г.

  10. Мировые войны XX века. Кн. 1-4. М., 2002 г.

  11. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет. М., 2003 г.

  12. Первая мировая война: пролог XX века. М., 1998 г.

  13. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. Л., 1963 г.

  14. 11.Работяжев Н.В., Соловьёв Э.Г. Феномен тоталитаризма. Политическая

  15. теория и исторические метаморфозы. М., 2005 г.

  16. Сахаров А.Н. История России XIX века. М., РОСМЭН, 2003 г.

  17. Советская внешняя политика в годы «холодной войны» (1945-1985),

  18. новое прочтение. М., 1995 г.

  19. Шульгин В.С., Кошлян Л.В., Зезина Н.Р. Культура России IX-XX веков. М., 1996 г.


Образовательные диски.


1. Энциклопедия России. 862-1917 гг.

2. Шедевры русской живописи.

3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

4. Всеобщая история.

5. История России. XX век. (в 4-х дисках)

6. Презентации учителя



ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ВНЕСЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

дата

описание внесенного изменения

Виза зам. по УВР