МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РЖАВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
БОЛЬШЕСОЛДАТСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрено Принято Утверждено
на заседании на заседании приказом № 66
ШМО МКОУ педагогического совета от « 21 » августа 2016 г.
«Ржавская ООШ» протокол № 1 директор МКОУ
протокол № 1 от « 21 » августа 2016г. «Ржавская ООШ»
от «20» августа 2016 г. __________Бабкина Н.В.
Рабочая программа
по
истории
для 9 класса
(общеобразовательный уровень)
Учитель – Досева Наталья Сергеевна
Квалификационная категория – соответствие занимаемой должности
2016 - 2017
учебный год.
I Пояснительная записка
Статус документа
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждениях Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011 № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год».
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
Программа развития МКОУ «Ржавская ООШ»
Цели и задачи учебного курса
Цели:
воспитание патриотизма, уважение к истории и традициям нашей Родины;
освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории XX – начала XXI вв. в их взаимосвязи, хронологической преемственности;
овладение базовыми методами исторического познания, умения работать и различными источниками;
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
воспитание у учащихся толерантности и гуманизма.
Задачи:
формирование у учащихся целостного представления об истории России и мира в новейшее время как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
овладение учащимися знаниями об особенностях экономического, социального, политического и культурного развития России и мира в XX – начала XXI вв.;
формирование умения характеризовать наиболее яркие личности данного этапа истории, оценивать их роль в истории и культуре;
формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Общая характеристика учебного предмета.
Курс истории в 9 классе охватывает период XX век – начала XXI вв. Учащиеся знакомятся с важнейшими историческими событиями своего Отечества в XX - начале XXI вв.: революции и Гражданская война, Первая и Вторая мировые войны, перестройка в СССР и т.д. Изучая данный курс, учащиеся получают целостное представление об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, об основных этапах отечественной истории, о крупных деятелях России XX – начала XXI вв. Отбор фактического материала осуществлялся таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины. Программа представляет возможность познакомиться с проблематикой истории быта, Православной церкви, российской ментальности, национальной политики, более подробного рассмотрения сюжетов, связанных с историей различных конфессий, наций и народностей, государственных образований, развивающихся ныне в Российской Федерации, истории своего края.
Формы организации образовательного процесса
В данной рабочей программе предусмотрены традиционные формы контроля знаний учащихся и их умений:
– исторический диктант;
– тестовое задание ;
– самостоятельная работа (воспроизводящая; реконструктивно – вариативная; эвристическая; творческая, синквейн).
- зачет (устный, письменный).
– письменная проверочная работа;
- карточки - задания
Учебно – методический комплект
1.Учебник: История России. XX – начало XXI века: учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт – изд. – М.: Просвещение, 2012.
2.Учебник: Новейшая история зарубежных стран ХХ – начало XXI века: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений / О.С, Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа. – М.: Просвещение, 2011.
Информация о внесенных изменениях в примерную программу:
В рабочей программе уменьшено количество учебных часов с 70 до 68 за счет резервного времени, в связи с тем, что школьный учебный план рассчитан на 34 недели.
Содержание учебного предмета
История Нового времени
Тема I. Европа и мир накануне и в годы Первой мировой войны.
Мир в начале XX века.
Монополистический капитализм, его особенности в ведущих странах Запада. Обострение противоречий индустриального общества. Начало борьбы за передел мира. Возникновение военно-политических блоков. Антанта и Центральные державы. Балканские войны.
Первая мировая война.
Первая мировая война, причины, участники. Кампании 1914-1918 гг., важнейшие сражения. Вступление в войну США. Нарастание социально-экономических и политических противоречий в воюющих странах. Итоги Первой мировой войны.
Тема II. Мир в 1920-1930-е гг
. Версальско-Вашингтонская система.
Понятие «Новейшая и современная история».
Мир после Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система. Лига наций.
Страны Европы и США в 20-е годы.
Революционный подъем в Европе и Азии, распад империй и образование новых государств. Международные последствия революции в России. Революция 1918-1919 г. в Германии. Раскол международного рабочего движения: Коммунистический интернационал и Социалистический Рабочий Интернационал. «Стабилизация» 1920-х гг. в ведущих странах Запада.
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Мировой экономический кризис 1930-х гг.
Пути выхода из кризиса США и демократических стран Европы.
«Новый курс» в США. Ф.Д. Рузвельт. Кейнсианство. Социальный либерализм.
Тоталитарные режимы Европы в 30-е годы.
Фашизм. Б. Муссолини. Национал-социализм. А. Гитлер. Формирование авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы в 1920-х – 1930-х гг.
Восток и Латинская Америка в первой половине 20-го века.
Страны Азии после Первой мировой войны. Особенности экономического развития, социальные изменения в обществе. Революция 1920-х гг. в Китае. Сунь Ятсен. Движение народов Индии против колониализма. М. Ганди. Милитаризация общества в Японии.
Международные отношения в 30-е годы.
Пацифизм и милитаризм в 1920-1930-е гг. Паневропейское движение. А. Бриан. Агрессивная политика Японии, Германии, Италии в 1930-х гг. Гражданская война в Испании. Мюнхенское соглашение. Военно-политический кризис в Европе в 1939 г
Тема III. Вторая мировая война
Вторая мировая война.
Причины, участники, основные этапы Второй мировой войны. Польская кампания и «странная война». Поражение Франции. «Битва за Англию». Военные действия на Балканах, Северной Африке. Нападение Германии на СССР. Вступление в войну США. Война на Тихом океане. Антигитлеровская коалиция. Ф. Рузвельт, И.В. Сталин, У. Черчилль. Ленд-лиз. «Новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления.
Коренной перелом во Второй мировой войне.
Коренной перелом во Второй мировой войне. Открытие второго фронта в Европе. Капитуляция Италии
Завершение Второй мировой войны. Итоги и уроки войны.
Разгром Германии и Японии. Участие СССР в военных действиях против Японии. Вклад СССР в победу над нацизмом. Итоги и уроки войны. Ялтинско-Потсдамская система. Создание ООН.
Тема IV. Мировое развитие во второй половине XX века.
Послевоенное мирное урегулирование. «Холодная война»
Холодная война. Создание военно-политических блоков. Корейская война. Карибский кризис. Ближневосточные кризисы. Война в Юго-Восточной Азии. Движение неприсоединения. Гонка вооружений. Разрядка и причины ее срыва.
«План Маршалла» и послевоенное восстановление экономики в Западной Европе
«План Маршалла» и послевоенное восстановление экономики в Западной Европе. Научно-техническая революция.
Переход к смешанной экономике. «Общество потребления». Социальное государство.
Переход к смешанной экономике. Социальное государство. «Общество потребления».
Системный кризис индустриального общества в конце 1960-х начале 1970-х гг.
Системный кризис индустриального общества в конце 1960-начале 1970-х гг. Неоконсерватизм. Р. Рейган. М. Тэтчер. Становление информационного общества.
Эволюция политической идеологии
Эволюция политической идеологии. Христианская демократия. Социал-демократия. «Новые левые». Изменение конституционного строя во Франции, Германии, Италии. К. Аденауэр. Ш. де Голль.
Коммунистические режимы в странах Центральной и Восточной Европы
Коммунистические режимы в странах Центральной и Восточной Европы: поиск путей и моделей развития.
Демократические революции в Восточной и Центральной Европе конца 1980 начала 1990-х гг. Демократические революции в Восточной и Центральной Европе конца 1980 – начала 1990-х гг. Распад Югославии.
Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке.
Особенности модернизационных процессов в латиноамериканских странах. Авторитаризм и демократия в Латинской Америке ХХ в. Революция на Кубе. Ф. Кастро. Э. Че Гевара. Чилийская модель развития.
Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке. Выбор освободившимися странами путей и моделей развития. Китай во второй половине ХХ в. Мао Цзедун. Дэн Сяопин.
Тема V. Мир на рубеже XX – XXI вв.
Международные отношения.
Завершение холодной войны и эпохи «двухполюсного мира». Становление современного международного порядка. Борьба с международным терроризмом. Интеграционные процессы. Европейский Союз.
Глобализация.
Глобализация и ее противоречия. Глобальное информационное и экономическое пространство. Антиглобалистское движение.
Тема VI. Культурное наследие XX в.
Культурное наследие XX - го века.
Развитие естественнонаучных и гуманитарных знаний в ХХ в. А. Эйнштейн. Н. Бор. Формирование современной научной картины мира. Изменение взглядов на развитие человека и общества. Религия и церковь в современном обществе. Иоанн Павел II. Экуменизм.
Основные течения в художественной культуре ХХ в. (реализм, модернизм, постмодернизм). Массовая культура. Становление новых форм художественного творчества в условиях информационного общества.
История России в XX - начале XXI вв.
Тема 1. Россия в начале XX в.
Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX века
Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже XIX-XX вв. Политика модернизации «сверху». Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. С.Ю. Витте.
Обострение социальных и политических противоречий в условиях форсированной модернизации. Аграрный вопрос. Рабочее движение. «Полицейский социализм». Активизация нелегальной политической деятельности. Революционные партии, их программы.
Внешняя политика. Русско-японская война
Русско-японская война 1904-1905 гг., ее влияние на российское общество. Первая российская революция.
Революция 1905-1907 гг.: причины и характер. «Кровавое воскресенье». Возникновение Советов. Восстания в армии и на флоте. Всероссийская политическая стачка. Вооруженное восстание в Москве. Манифест 17 октября 1905 г. Создание Государственной Думы. Избирательный закон 1907 г. Новые политические течения и партии. Оформление либеральных партий. Монархическое и черносотенное движение. Тактика революционных партий в условиях формирования парламентской системы.
Столыпинская аграрная реформа.
Политическая программа П.А. Столыпина. Аграрная реформа. Переселенческая политика. Промышленный подъем 1910-х гг.
Серебряный век русской культуры
Демократизация культуры. Создание бессословной народной школы. Открытие новых университетов. Женское образование. Литература и периодическая печать. Библиотечное дело. Музеи. Научные открытия российских ученных. Д.И. Менделеев. И.М. Сеченов. И.И. Мечников. И.П. Павлов. С.М. Соловьев.
«Серебряный век» русской поэзии. Модерн в архитектуре и художественной культуре. Критический реализм – ведущее направление в литературе. Зарождение русского авангарда. Театр и драматургия. К.С. Станиславский. Усиление взаимосвязи российской и мировой культуры на рубеже XIX-XX вв.
Россия в Первой мировой войне
Россия в системе военно-политических союзов начала ХХ в. Международный кризис 1914 г. и вступление России в Первую мировую войну. Основные этапы и итоги военных действий на восточном фронте в 1914-1917 гг. Нарастание социально-экономических и политических противоречий. Угроза национальной катастрофы.
Тема 2. Россия в годы революции и Гражданской войны Свержение монархии и кризис власти.
Назревание революционного кризиса в Российской империи. Революция 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы.
Внешняя и внутренняя политика Временного правительства. А.Ф. Керенский. Кризис власти. Разложение армии. Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Положение на национальных окраинах. Начало распада российской государственности.
Становление Советской власти Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. II Всероссийский съезд Советов и его декреты. Становление советской системы управления. Учредительное собрание и его роспуск. Отделение церкви от государства. Восстановление патриаршества.
Выход России из Первой мировой войны. Брестский мир и его последствия. Установление однопартийной диктатуры. Конституция 1918 г. Образование РСФСР. Социально-экономическая политика советского государства.
Гражданская война
Гражданская война и военная интервенция: причины, основные этапы. Создание Красной Армии. С.С. Каменев. М.В. Фрунзе. С.М. Буденный. Белое движение. А.В. Колчак. А.И. Деникин. П.Н. Врангель. «Военный коммунизм». «Белый» и «красный» террор. Крестьянство в годы гражданской войны. Н.И. Махно. Война с Польшей. Итоги гражданской войны
Тема 3. СССР в 1920-е гг.
Новая экономическая политика
Социально-экономический и политический кризис 1920-1921 гг. Крестьянские выступления. Восстание в Кронштадте. Голод в 1921 г. Х съезд РКП (б). Переход к политике НЭПа. План ГОЭЛРО и начало восстановления экономики. Итоги и противоречия НЭПа.
Образование СССР, его внешняя политика.
Политика большевиков в области национально-государственного строительства. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Внешняя политика Советского государства в 1920-е гг. Конференция в Генуе. Раппальский договор с Германией. Полоса признания СССР. Поддержка СССР революционных и национально-освободительных движений. Деятельность Коминтерна.
Политическая система СССР в 20-е гг. Борьба за власть в партии большевиков. Дискуссии о путях построения социализма. И.В. Сталин. Л.Д. Троцкий. Г.Е. Зиновьев. Н.И. Бухарин. Свертывание НЭПа.
Тема 4. СССР в 1930-е гг.
Экономическая политика СССР в 20-30-е годы: коллективизация и индустриализация
Советская модель модернизации. Индустриализация. Интенсивный рост промышленного потенциала страны. Создание оборонной промышленности. Социалистическое соревнование. Коллективизация сельского хозяйства: цели, методы, результаты. Формирование централизованной (командной) системы управления экономикой.
Политическая система СССР в 1930-е гг.
Власть партийно-государственного аппарата. Формирование культа личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Итоги экономического, социального и политического развития страны к концу 1930-х – началу 1940-х гг. Конституция 1936 г.
Духовная жизнь: достижения и потери.
Многообразие культурной жизни в 1920-х гг.
Коренные изменения в духовной жизни общества в 30-е гг. Ликвидация неграмотности в СССР. Развитие системы образования. Достижения науки и техники в годы первых пятилеток. Метод социалистического реализма в литературе и искусстве. Утверждение марксистско-ленинской идеологии в обществе.
Внешняя политика СССР в 30-е годы.
СССР в системе международных отношений в 1930-х гг. Вступление СССР в Лигу наций. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Мюнхенский договор и позиция СССР. Советско-германский пакт о ненападении. Внешняя политика СССР в 1939-1941 гг. Расширение территории СССР.
Тема 5. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
Начало Великой Отечественной войны
СССР накануне Великой Отечественной войны. Мероприятия по укреплению обороноспособности страны.
Нападение Германии и ее союзников на СССР. Оборонительные сражения.
Предпосылки коренного перелома.
Провал плана «молниеносной» войны. Московское сражение. Начало коренного перелома в ходе войны.
Политика оккупантов на захваченной территории. Геноцид. Партизанское движение.
Советский тыл в годы войны.
Советский тыл в годы войны. Эвакуация промышленности. Создание промышленной базы на Востоке. Советское искусство в годы войны: вклад в победу. Церковь в годы войны. Великий подвиг народа в Отечественной войне.
Коренной перелом в ходе войны.
Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Завершение коренного перелома в ходе войны. Освобождение советской территории от захватчиков.
Заключительный этап войны.
Вклад Советского Союза в освобождение Европы. Берлинская операция. Советские полководцы. Г.К.Жуков. А.М. Василевский. И.С. Конев. К.К. Рокоссовский.
СССР в антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз. Проблема второго фронта. Конференции в Тегеране, Ялте, Потсдаме и их решения. Итоги Великой Отечественной войны. Цена победы. Роль СССР во Второй мировой войне.
Тема 6. Советский Союз в послевоенный период. 1945-1953 гг.
Внутренняя политика СССР в послевоенные годы: экономическое и политическое развитие
Послевоенное восстановление хозяйства. СССР. Идеологические кампании конца 40-х - начала 50-х гг. Новая волна массовых репрессий.
Идеология и культура в послевоенное время
Духовная атмосфера в советском обществе после победы в Великой Отечественной войны. Идеологические кампании конца 40-х - начала 50-х гг.
Внешняя политика СССР в послевоенные годы
Образование «социалистического лагеря». Создание СЭВ. Холодная война. Начало гонки вооружений. Создание ядерного оружия. Советский Союз в конфликтах начального периода холодной войны.
Тема 7. СССР в 1953-1964 гг.
Внутренняя политика СССР в 1953 -1964-х годах. Изменения политической системы
Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Г.М. Маленков. Л.П. Берия. Н.С. Хрущев. Курс на десталинизацию и попытки реформирования политической системы. Начало реабилитации жертв репрессий 1930-х – 1950-х гг. «Оттепель». XX съезд КПСС. Разоблачение «культа личности» И.В. Сталина. Принятие новой программы КПСС и «курс на построение коммунизма в СССР».
Экономика СССР в 1953-1964 гг. «Оттепель» в духовной жизни Курс на ускорение научно-технического развития. Реорганизация системы управления экономикой. Трудности в снабжении населения продовольствием. Освоение целины.
Достижения советского образования, развитие науки и техники. Атомная энергетика. Отечественная космонавтика. И.В. Курчатов. С.П. Королев. Ю.А. Гагарин. Духовная жизнь периода «оттепели». Художественные журналы, театр, киноискусство и их роль в общественной жизни.
Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия
Создание Организации Варшавского договора. Венгерский кризис 1956 г. Советский Союз и страны, освободившиеся от колониальной зависимости. Карибский кризис 1962 г. и его международные последствия.
Тема 8. СССР в 1960-е начале 1980-х гг.
Внутренняя политика СССР в 1960-начале 80-х годов.
Замедление темпов экономического развития и эффективности общественного производства. Отстранение Н.С. Хрущева от власти. Л.И. Брежнев. Экономические реформы середины 1960-х гг. Ориентация на развитие топливно-энергетического комплекса. «Застой» в экономическом развитии. Снижение темпов научно-технического прогресса. Ухудшение положения в сельском хозяйстве. «Теневая экономика» и коррупция. Обострение демографической ситуации.
Усиление консервативных тенденций в политической системе. Концепция «развитого социализма». Конституция 1977 г. Кризис советской системы и попытки повышения ее эффективности. Ю.В. Андропов.
Общественная жизнь в середине 60-х – середине 80-х гг. Культура. Оппозиционные настроения в обществе. Развитие диссидентского и правозащитного движения. А.Д. Сахаров. А.И. Солженицын.
Развитие советского образования, науки и техники, культуры и спорта.
Политика разрядки: надежды и результаты.
Советское руководство и «пражская весна» 1968 г. Обострение советско-китайских отношений. Достижение военно-стратегического паритета с США. Разрядка и причины ее срыва. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Афганская война.
Тема 9. Советское общество в 1985-1991 гг.
Экономические реформы 1985-1991 гг.
Переход к политике перестройки. М.С. Горбачев. Курс на «ускорение». Поиск путей реформирования экономики. Зарождение фермерства. Кооперативное движение. Провал антиалкогольной кампании, жилищной и продовольственной программ.
Перестройка политической системы. (1985-1991). Политика «гласности».
Демократизация политической жизни. Гласность. Реформа политической системы страны. Съезды народных депутатов СССР, РСФСР. Введение поста президента СССР. Начало формирования новых политических партий и общественно-политических движений. Потеря КПСС руководящей роли в развитии общества. Обострение межнациональных противоречий.
Новое политическое мышление.
«Новое политическое мышление» и смена курса советской дипломатии. Вывод войск из Афганистана. Политика разоружения. Роспуск СЭВ и ОВД. Завершение «холодной войны».
Тема 10. Российская Федерация на рубеже XX-XXI вв.
Российская экономика на пути к рынку.
Августовские события 1991 г. Распад СССР. Провозглашение суверенитета Российской Федерации. Б.Н. Ельцин. Переход к рыночной экономике. Экономические реформы 1992-1993 гг. Приватизация. Дефолт 1998 г. Российское общество в условиях реформ.
Политическая система и духовная жизнь современной России
События октября 1993 г. Ликвидация системы Советов. Принятие Конституции Российской Федерации. Изменения в системе государственного управления и местного самоуправления. Политические партии и движения. Культурная жизнь современной России. Интеграция России в мировое культурно-информационное пространство. Новые течения в искусстве. Особенности современной молодежной культуры.
Строительство обновлённой Федерации Современные межнациональные отношения. Чеченский конфликт и его влияние на общественно-политическую жизнь страны.
Геополитическое положение и внешняя политика России
Россия в мировом сообществе. Приоритеты внешней политики Российской Федерации на рубеже ХХ-XXI веков. Россия в СНГ. Российско-американские отношения. Россия и Европейский Союз.
Россия в начале XXIв.
В. В. Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность.
Д.А.Медведев.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
В результате изучения истории в 9 классе ученик должен
знать/понимать
• основные этапы и ключевые события истории России и мира в XX- начале XXI вв.; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
• важнейшие достижения культуры и системы ценностей,
• изученные виды исторических источников;
уметь
• соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
• использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
• показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
• объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
• высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира.
Перечень учебно – методического и материально – технического обеспечения программы
1.Технические средства обучения:
- компьютер;
-мультимедийный проектор;
-экран.
2.Учебно-методические средства обучения
Для учащихся:
Данилов А.А., Косулин В.Г. История России XX - начала XXI века. Учебник.- М.; Просвещение, 2013
Данилов А.А., Косулин В.Г. «Рабочая тетрадь по истории России XX - начала XXI века. - М.; Просвещение, 2011
Всеобщая история. Новейшая история. Учебник. 9 класс. О. С. Сороко-Цюпа, А. О. Сороко-Цюпа. - М.; Просвещение, 2013
Для учителя:
1.Арсланов О.В. Поурочные разработки к учебнику «России XX - начала XXI века. - М.; Просвещение, 2007.
2. Коваль Т.В. Конспекты уроков по истории России ХХ в.: 9 кл.: Метод. Пособие. –М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010.
3. Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по новейшей истории зарубежных стран (20 - начало 21 века). 9 класс. М.: "ВАКО", 2006.
Календарно – тематическое планирование
ИСТОРИЯ РОССИИ (44 ч.)
№ урока | Тема урока | Домашнее задание | Дата проведения |
план | факт |
РАЗДЕЛ I. РОССИЯ В 1900 – 1921 ГГ. СССР В 1922 – 1945 ГГ. (29 ч.)
Тема I. Россия в 1901 – 1916 гг. (7 ч.)
1 | Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX в. | § 1-2 | | |
2 | Внешняя политика России в начале XX в. Русско-японская война | §3- 4 | | |
3 | Первая российская революция | § 5 | | |
4 | Реформы Столыпина | § 6 | | |
5 | Политическая жизнь в 1907 – 1914 гг. | § 7 | | |
6 | Россия в Первой Мировой войне | § 9 | | |
ТЕМА II. ВЕЛИКАЯ РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 – 1921 гг. (6 ч.)
7 | Февральская революция 1917 г. в России | § 10 | | |
8 | От Февраля к Октябрю | § 11 | | |
9 | Октябрьская революция 1917 г. | § 12 | | |
10 | Становление Советской власти | § 13 | | |
11 | Советская Россия в годы гражданской войны и интервенции | § 14 – 17 | | |
12 | Контрольная работа по теме:Россия с 1900 – 1921гг. | | | |
ТЕМА III. СССР НА ПУТЯХ СТРОИТЕЛЬСТВА НОВОГО ОБЩЕСТВА (8 ч.)
13 | Новая экономическая политика (НЭП). НЭП в Курском крае. | § 18 | | |
14 | Образование СССР | § 19 | | |
15 | Международное положение и внешняя политика Советского государства в 20-е гг. | § 20 | | |
16 | Политическое развитие Советского государства в 20-е гг. | § 21 | | |
17 | Экономическое развитие СССР в конце 20-х – 30-е гг. Экономика Курск5ого края в это время | § 23-24 | | |
18 | Политическая система СССР в 30-е гг. | § 25 | | |
19 | Международное положение и внешняя политика СССР в 30-е гг. | § 27 | | |
ТЕМА IV. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941 – 1945 гг. (7 ч.)
20 | СССР накануне Великой Отечественной войны | § 28 | | |
21 | Начало Великой Отечественной войны | § 29 | | |
22 | Предпосылки коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны | § 30 | | |
23 | Советский тыл в Великой Отечественной войне. Курский край в годы Великой Отечественной войны | § 31 | | |
24 | Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны | § 32 | | |
25 | Народы СССР в борьбе с немец-ким фашизмом | § 33 | | |
26 | Боевые действия в 1944 – 1945 гг. | § 34 | | |
27 | Контрольная работа по теме: СССР в 1922 – 1945 гг.» | | | |
РАЗДЕЛ II. СССР В 1945 – 1991 ГГ. РОССИЯ В КОНЦЕ XX – НАЧАЛЕ XXI ВВ. (17 ч.)
Тема I. СССР в 1945 – 1964 гг. (6 ч.)
28 | Восстановление экономики СССР после окончания Великой Отечественной войны. Экономика Курского края в 1945 – 1953 гг. | § 35 | | |
29 | Политическое развитие СССР в 1945 – 1953 гг. | § 36 | | |
30 | Международное положение и внешняя политика СССР после 2 Мировой войны | § 38 | | |
31 | Политическое развитие СССР в 1953 – 1964 гг. | § 39 | | |
32 | Экономическое развитие СССР в 1953 – 1964 гг. Экономика Курского края в это время | § 40 | | |
33 | Внешняя политика СССР в 1953 – 1964 гг. | § 42 | | |
Тема II. СССР в 1964 – 1991 гг. Россия в конце XX – начале XXI вв. (10 ч.)
34 | Политическое развитие СССР в 1964 – 1982 гг. | § 43 | | |
35 | Экономическое развитие СССР в 1964 – 1984 гг. | § 44 | | |
36 | Внешняя политика СССР в 1964 – 1984 гг. | § 46 | | |
37 | Политические преобразования в СССР в 1985 – 1991 гг. | § 47 | | |
38 | Экономические преобразования в СССР в 1985 – 1991 гг. | § 48 | | |
39 | Внешняя политика СССР в 1985 – 1991 гг. | § 50 | | |
40 | Экономическое развитие России в 90-е гг. | § 51 | | |
41 | Политическое развитие России в 90-е гг. | § 52, 54 | | |
42 | Внешняя политика России в 90-е гг. и Россия в начале XXI в. | § 55, 56 | | |
43 | Культура России и мира XX – начала XXI вв. | записи | | |
44 | Контрольная работа «СССР в 1945 – 1991 гг. Россия в конце XX – начале XXI вв.» | | | |
РАЗДЕЛ I. МИР В XX – НАЧАЛЕ XXI ВВ. (24 ч.)
ТЕМА I. МИР В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА (14 ч.)
45 | Мир в начале XX в. | § 1 | | |
46 | Социально-экономическое развитие Европы и США в начале XX в. | § 2 | | | |
47 | Политическое развитие Европы и США в начале XX в. | § 3 | | | |
48 | Азия и Латинская Америка в начале XX в. | § 4 | | | |
49 | I Мировая война | § 5 | | | |
50 | Создание Версальско-Вашингтонской системы | § 6 | | | |
51 | Революционные события 1918 – начала 1920-х гг. в Европе | § 7 | | | |
52 | Возникновение фашизма в Италии и Германии | § 8 | | | |
53 | Европа и США в 1924 – 1939 гг. | § 9 – 10 | | | |
54 | Азия в 1918 – 1939 гг. | § 11 | | | |
55 | Международные отношения в 20-30-е гг. | § 13 | | | |
56 | II Мировая война | § 14 | | | |
57 | II Мировая война | § 15 | | | |
58 | Контрольная работа «Мир в первой половине XX в.» | |
| | |
ТЕМА II. МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX – НАЧАЛЕ XXI ВВ. (10 ч.)
59 | Время перемен | § 16 | | |
60 | США во второй половине XX – начале XXI в. | § 17 | | |
61 | Западная Европа в 1945 – 1960 гг. | § 18 | | |
62 | Западная Европа в 60 – 90-е гг. | § 19 | | |
63 | Восточная Европа в 1945 – 1970-е гг. | § 20 | | |
64 | Восточная Европа в 80 – 90-е гг. XX – начале XXI вв. | § 21 | | |
65 | Освобождение и выбор путей развития стран Азии и Африки | § 22 – 23 | | |
66 | Латинская Америка во второй половине XX в. | § 24 | | |
67 | Международные отношения во второй половине XX в. и мир на рубеже XX-XXI вв. | § 26 – 27 | | |
68 | Контрольная работа «Мир во второй половине XX – начале XXI вв.» | |
| |