Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №1
г. Советска Советского района Кировской области
Рабочая программа
« Я познаю мир»
Школа будущего первоклассника
Автор-составитель
Шевнина Валентина Михайловна
учитель начальных классов
2 квалификационная категория
Г. Советск
2011
Содержание
1. Введение
2. Пояснительная записка.
3. Учебно- тематический план.
4. Планы – конспекты занятий
5. Литература
Введение.
Программа разработана на основе постановления Правительства РФ (октябрь 2001г.) « О концепции модернизации российского образования за период до 2010 года». Особое внимание уделено решению проблемы доступности дошкольного воспитания, обеспечение условий для качественной подготовки детей к обучению в школе , повышение уровня квалификации педагогов и родителей для достижения соответствия образования актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Основные принципы работы педагогов при подготовке детей к школе:
- учёт индивидуальных особенностей и возможностей ребят;
- уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход при разработке занятий;
- систематическая последовательность занятий;
- наглядность
Важнейшей частью программы является изучение динамики развития ребёнка, исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе.
Пояснительная записка.
Основной формой изучения данного курса являются учебные занятия, на которых предоставлен богатый познавательный материал, по возможности учителя он должен быть иллюстрирован.
Учебный материал вводится последовательно, чтобы у ребёнка формировалось представление об окружающих предметах, а затем о себе, как человеке, как члене семьи, как пешеходе или пассажире, покупателе и т. д. Задания и упражнения предлагают парную, групповую, самостоятельную работу в тетрадях. Различные виды деятельности регулярно сменяют друг друга, что позволяет избежать переутомления у детей.
Так дети постепенно приобретают навыки учебной деятельности работы в коллективе.
Цель: расширение знаний детей об окружающем мире, развитие умений говорения и слушания, развития в устной связной речи с опорой на жизненный опыт ребёнка.
Задачи:
1. Формирование представления о различных предметах и явлениях окружающего мира;
2. Развитие навыков общения, творческих способностей, психических процессов.
3. Формирование положительной школьной мотивации.
Ожидаемый результат:
- уметь хорошо ориентироваться в окружающем мире;
- уметь рассуждать и отвечать на самые разнообразные вопросы;
- уверенно выделять объекты предметного и социального мира;
- стремление добиваться лучших результатов , развивать свои индивидуальные способности.
Продолжительность занятий: 30 мин.
Кол-во занятий: 12
Календарно- тематическое планирование
№ | Дата проведения | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | 9 февраля | Знакомство детей с учителем и между собой. Знакомство с правилами ученика. Школьные правила вежливости | 1 занятие |
2. | 16 февраля | Школьные принадлежности. Умение выражать свои мысли. | 1 занятие |
3. | 2 марта | Платок для мамы, бабушки. | 1 занятие |
4. | 16 марта | Временные представления. Времена года. | 1 занятие |
5 | 23 марта | | 1 занятие |
6. | 30 марта | | 1 занятие |
7. | 6 апреля | | 1 занятие |
8. | 13 апреля | | 1 занятие |
Занятие 1.
Тема: Знакомство детей с учителем и между собой. Знакомство с правилами ученика. Школьные правила вежливости
Цели:
- образовательная: познакомить детей с учителем и между собой;
- развивающая: развивать речь, внимание, наблюдательность;
- воспитательная: воспитание уважения друг к другу, дисциплинированность.
- оборудование: В.Драгунский. Рассказы.
Ход занятия.
Дети до урока рассаживаются кто с кем хочет. После первого дня занятий учитель может рассадить детей с учётом индивидуальных особенностей, а чтобы быстрее запомнить сделать на каждого индивидуальные карточки.
1.Вступительное слово учителя.
-Поздравляю вас с началом школьной жизни! Вначале нам нужно познакомится
друг с другом, узнать и научиться выполнять школьные правила, т.е. мы будем учиться быть учениками. Желаю вам всем успехов! Начинаем наше первое занятие.
2. Знакомство с учителем.
Правило «поднятой руки». « Хочешь говорить- подними руку».
- Вы знаете что меня зовут(кого-нибудь можно спросить, если не знают – представиться). Но вы не можете сказать, что я люблю, чем увлекаюсь, какая у меня семья, где я живу, есть ли у меня домашние животные, какие фильмы я смотрю и т. д. Всё это вы можете узнать, задавая мне вопросы. Спрашивайте, что вас интересует, я буду отвечать.
-В школе есть правило « Хочешь говорить- подними руку» ( продемонстрировать )
-Вы обо мне уже много узнали, а теперь вы познакомитесь между собой.
Физминутка
Солнце землю греет слабо,( руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз,
( руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у снежной бабы
( руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос.(дети показывают нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда.( прыжки на месте)
Вьюга злится, снег кружится( дети кружатся)
Заметает всё кругом белоснежным серебром.
( имитируют движения руками)
3. Игра «Давайте познакомимся»
Знакомство детей происходит в виде игры: учитель называет опорное слово
( например: имя, братья и сёстры, семья и т.д.), а дети должны задавать вопросы своим соседям по парте на эту тему.
Чтобы ученики смогли познакомиться не только с соседями по парте, но и с другими детьми, можно провести игру» Пересадка», пересадить детей на другие места и повторить игру.
- Я уверена, что вы смогли познакомиться друг с другом.
4. Чтение рассказа В.Драгунского «Ничего изменить нельзя» ( по усмотрению учителя рассказ прочитать в сокращении)
После чтения- краткое обсуждение: почему Дениске не нравилось знакомиться?
Физминутка.
5. Игра» Будь внимательным».
- При разговоре люди смотрят друг на друга. Чтобы проверить вашу наблюдательность, давайте поиграем. Закройте глаза и положите голову на парту.
- У кого сосед по парте со светлыми волосами? Поднимите руку( с закрытыми глазами)).
- Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза. У кого сосед с темными волосами? Поднимите руку…
( Далее учитель задаёт аналогичные вопросы относительно внешнего вида учеников.
6. Подведение итогов.
Провести в виде обсуждения: что сегодня было на уроке?
Поблагодарить всех детей за работу, пожелать, чтобы в будущем у детей были только приятные знакомства.
Занятие 2 .
.
Тема: Школьные принадлежности. Умение выражать свои мысли.
Цели:
- образовательная: учить детей оценивать работу;
обобщить знания о школьных принадлежностях.
- развивающая: развивать речь, внимание, память, воображение, мелкую
моторику руки
- воспитательная: воспитание бережливости, аккуратности, усидчивости.
Оборудование:-
Учитель: тетрадь в клетку, в линейку, альбом по рисованию
Ученики: тетрадь, ручка, цветные карандаши.
Ход занятия.
1. Оценка работы.
( на этом этапе урока учитель должен познакомить детей со своей системой оценивания; учитель использует различные способы оценивания: оценку в виде рисунка, геометрических фигур, звёздочек; пятибалльную систему оценок)
- Посмотрите на эти рисунки и скажите, какой из них вам больше нравится?
( на доске заранее нарисованы два грузовика: один –со всеми необходимыми деталями, аккуратно, тщательно и т. д.; второй грузовик с множеством неправильных деталей, исправлений и т. д.)
- Какой рисунок вам понравился больше?
- Почему?
- Как его можно оценить?( выслушать предложения детей, а затем познакомить детей со своей системой оценивания; у каждого учителя она своя)
- А что скажете про второй рисунок?
- А как его можно оценить?
- Почему?
( неправильный рисунок стереть, а правильный оставить на доске)
Сейчас вы у себя в тетради нарисуете грузовик и оцените свой рисунок.
Физминутка.
2. Игра» Волшебные превращения»
- В одной волшебной стране злой колдун всё заколдовал и превратил в камни.
(нарисовать на доске несколько «камней» круглой и овальной формы)
- Их можно расколдовать, если дорисовать так, чтобы получился какой- либо рисунок. Я сейчас расколдую этот камень, я думаю, что он раньше был Колобком- и Колобок опять побежит по дорожке!
- Я одна не могу расколдовать всех жителей волшебной страны. Нужна ваша помощь! Сможете ли вы превратить камни в рисунки?
-А добраться в волшебную воображаемую страну можно на ваших грузовиках.Так как вы постарались их нарисовать правильно и аккуратно , мы можем быстро доехать.( музыка , напоминающая движение машины)
- Приехали! А сейчас принимаемся за работу! Рисуйте в своих тетрадях камни и расколдовывайте их! ( сколько дети нарисуют рисунков, не ограничивать, но время работы 5мин)
- Вас благодарят все жители волшебной страны, которых вы расколдовали. А кто это – мы сейчас узнаем. По цепочке дети говорят, кого они нарисовали.
А сейчас нам нужно вернуться обратно из волшебной страны.
( музыка, напоминающая движение машины)
Физминутка.
3. Беседа о школьных принадлежностях.
Мы уже не первую субботу приходим в школу. За это время мы познакомились, научились выполнять некоторые школьные правила( повторить), научились играть в разные игры. Некоторые задания нам приходилось выполнять в тетради. Вашими помощниками были ручка и карандаши. А какие ещё школьные принадлежности вы знаете?
-( перечисляют)
- А теперь я буду загадывать загадки про школьные принадлежности, но отгадку нужно будет не говорить, а показать. Найти её вы сможете на парте или в портфеле:
Если ты его отточишь, До чего же, скучно, братцы,
Нарисуешь всё, что хочешь: На чужой спине кататься!
Солнце, море, горы, пляж. Дал мне кто бы пару ног,
Что же это?- …(карандаш) Чтобы сам я бегать мог! (ранец)
Стоит чудесная скамья, То я в клетку, то в линейку.
На ней уселись ты да я Написать по ним сумей-ка!
Скамья ведёт обоих нас Можешь и нарисовать…
Из года в год, Что такое я?-…(тетрадь)
Из класса в класс. (парта)
Жмутся в узеньком домишке Если ей работу дашь-
Разноцветные детишки. Зря трудился карандаш.
Только выпустишь на волю (резинка)
Где была пустота,
Там, глядишь,- красота! По чёрному белым
(цветные карандаши) Пишут то и дело.( доска)
Грамоты не знаю,
А весь век пишу.(ручка)
4.Беседа о тетрадях.
-А сейчас посмотрим на нашу первую школьную тетрадь и вспомним, что же у нас было на занятиях…
- отвечают дети
-В дальнейшем у вас, как и у всех школьников, будет несколько тетрадей:
В клеточку-для уроков математики; в линейку- для уроков письма; альбом для рисования.(показать соответствующие тетради)
Когда начнёте новую тетрадь,
Как снег, белеет первая страница.
Тетрадь с волнением торопится узнать:
Какая ей досталась ученица?
Ты для неё беда или подарок?
Захочется ей плакать или петь?
Из-за твоих ошибок и помарок
Не часто ли придётся ей краснеть?
Эта тетрадь, в которой вы сейчас пишите, это ваша первая школьная тетрадь.
Постарайтесь, чтобы в ней были чистота и порядок.Свою первую тетрадь сохраните, а когда станете совсем взрослыми, как ваши родители, вы могли её открыть и вспомнить свои первые дни в школе.
5. Подведение итогов.
Занятие 3.
Тема: Платок для мамы и бабушки.
Цели:
- образовательная: история создания платка, его назначение
- развивающая: развивать творческое воображение, мышление, память.
- воспитательная: воспитывать уважение и внимание к взрослым, аккуратность.
Оборудование:
- Учитель: образцы платков в натуре, рисунок платка.
- Ученики: лист А-4, цветные карандаши.
Ход занятия.
1. Вступительная беседа о празднике 8 Марта.
- Какой праздник приближается?
- Что вы знаете об этом празднике?
- У кого есть бабушки, сёстры?
- А их нужно поздравить в этот день?
- А девочек в классе нужно поздравить?
( в конце занятия поздравляем мам, бабушек, сестёр, девочек)
- А какие могут быть подарки?
Можно маме подарить цветок, помочь вымыть посуду, прибраться ( работа в тетради Сю 10, 12)
Физминутка.
2. Сегодня мы с вами тоже приготовим подарок, а какой вы угадаете сами?
Загадка:
Я зимой и летом нужный из предметов:
Летом маме голову от солнца берегу,
А зимой согрею в стужу и вьюгу. ( платок)
- А для чего служит платок?
- А как вы думаете, давно появился платок?
Я вам сейчас расскажу об этом.
Платок в нашей стране женщины носят очень давно.Платок служит для тепла, для украшения.Платок является интересным дополнением любого наряда.Его можно носить на голове, можно накидывать на плечи, можно носить ввиде галстука. Существуют разные платки: ситцевые, шёлковые, оренбергские, пуховые шали. Сейчас часто платки заменяют широкими шарфами. Как вы заметили, на всех платках разный рисунок, они разного цвета. Платки подбираются к одежде по цвету одежды.( по возможности это всё продемонстрировать)
Физминутка.
3. Сегодня мы с вами подарим платок маме, бабушке, сестре, кому вы желаете.
Только этот платок будет ввиде рисунка.( образцы можно предложить, время ограничить) Сделать показ выполненных работ.
4.Подведение итогов.
Поздравление мам, сестёр, бабушек, девочек.
Занятие 4
Тема: Времена года. Временные представления.
Цели:
- образовательная: обобщить знания о временах года; учить работать самостоятельно.
- развивающая: развивать воображение, внимание, самостоятельность.
-воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, аккуратность.
Оборудование:
Учитель: рисунок на каждое время года, мячик
Ученики: лист А-4, цветные карандаши
Ход занятия.
1. Загадать загадки о временах года и спросить, чем будем сегодня на занятии заниматься. На доске открыть рисунки и рассказать, что на них изображено. Назвать признаки каждого времени года и выбрать, о каком времени года будем сегодня говорить.
Физминутка.
2. А сейчас отправимся в путешествие. На чём можно путешествовать? А если это прогулка в природу, тогда на чём можно совершить прогулку?
- На лыжах.
- Во время путешествия мы с вами будем наблюдать за природой.
- И так, отправляемся! ( голову на парту, музыка) И мы с вами оказались в лесу( на доске можно изобразить лесную полянку мелом, а можно нарисовать плакат)
Наблюдения за природой: выбрать нужные признаки.
Солнце: ярко светит, греет, не греет, нет солнца, бывает редко
Небо: голубое, серое, низкие тучи.
Осадки: снег, моросит дождь.
Земля: зеленеет трава, цветут цветы, покрыта снегом, замёрзла.
Деревья: стоят голые, опадают листья, начали появляться первые листочки
Птицы: поют песни, выводят птенцов, нахохлились от холода, грустные
Животные: залегли в спячку, прячутся в дупла, заготавливают на зиму корм
Одежда: шапка, шорты, варежки, куртка, сапоги, футболка
Буква « З»- зима( когда это бывает?- зимой)
На доске таблица, её заполнить картинками.
солнце | небо | Осадки |
земля | Буква «З» | Деревья |
птицы | животные | Одежда |
Вернуться из путешествия.
Физминутка.
3. Самостоятельная работа.
Нарисовать зиму.
4. Подведение итогов. Игра « Угадай-ка»
Закрепить материал. Кидать мячик, называть слова, которые относятся к признакам зимы.
Литература для учителя:
1. Всё обо всём. Энциклопедия.- М., 2000.
2. Дмитриев Ю. Книга природы.- М., 1996.
3. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Растения.- М., 2000.
4. Карпенко М. Сборник загадок.- М., 1998.
5. Гаврина С. Е. Знакомимся с окружающим миром. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет. ООО « Академия развития».- 2007