ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на заседании Директор МБОУ «СШ № 2»
педагогического совета __________ И.В. Позднякова
Протокол от 27 августа 2015 г. № 1 «____» ____________2015г.
Рабочая программа
предмет компонента образовательного учреждения
«ЭКОЛОГИЯ И МЫ»
6 класс
Колесникович Татьяны Владимировны,
учителя химии,
первая квалификационная категория
1. Пояснительная записка
Класс 6АБ,
УчительКолесникович Татьяна Владимировна
Количество часов всего 34часа; в неделю1 час.
Плановых контрольных уроков 1, практических работ 4, тестов 4;
Административных контрольных уроков __ ч.
Планирование составлено на основе
Под ред. Т.Я. Ашихминой. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие / – М.: АГАР, 2000.
Коробейникова Л.А., «Практическая экология для школьников», Иваново, 1995.
Программа курса «Экология и мы» предназначена для изучения основных вопросов экологии в 6 классе и разработана с учетом требований ФГОС.
Сегодня особенно остро перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе, перестройки всей деятельности, организации ее сообразно экологическим законам. Эти цели нельзя достигнуть без соответствующего воспитания и образования нового поколения, без становления экологической культуры личности и общества.
Занятия помогут ребятам повысить интерес к наукам эколого – биологического направления, расширить знания в этой сфере, способствуют профессиональной ориентации и выбору будущей профессии.
Одной из целей предполагаемой программы является также подготовка и развитие практических умений и навыков учащихся в области исследовательской деятельности.
Цель:
формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности, развитие индивидуальности, творческого потенциала ученика
Задачи:
Познавательные:
Расширить знания учащихся по биологии и экологии;
Сформировать навыки элементарной исследовательской деятельности - анкетирования, социологического опроса, наблюдения, измерения, мониторинга и др.;
Развивающие:
Способствовать развитию логического мышления, внимания;
Развивать умение оценивать состояние городской среды и местных экосистем;
Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации;
Продолжить развивать творческие способности.
Воспитательные:
Продолжить воспитание навыков экологической культуры, ответственного отношения к людям и к природе;
Совершенствовать навыки коллективной работы;
Способствовать пониманию современных проблем экологии и сознанию их актуальности;
Усиление контактов школьников с природой.
Формы обучения: групповые, индивидуальные и коллективные.
Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, оформлении выставок, проведении экскурсий. Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий. Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития.
Методы и приемы.
Программа предусматривает применение различных методов и приемов. Что позволяет сделать обучение эффективным и интересным.
Словесный метод применяется при объяснении теоретического материала по темам курса, для объяснения применения материала и методики исследования.
Наглядный метод применяется как при объяснении теоретического материала, так и для демонстрации результатов работы учащихся. Используются готовые таблицы, электронные презентации и созданные руками детей.
Практическая работа необходима при отработке навыков и умений оказания первой помощи пострадавшим, проведении эксперимента или исследования.
Исследовательская деятельность помогает развить у детей наблюдательность, логику, самостоятельность в выборе темы, целей, задач работы, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов.
Педагогические технологии, используемые в обучении.
Личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.
Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе.
Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.
Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками.
2. Общая характеристика учебного предмета
Экология — научная дисциплина, изучающая все аспекты взаимоотношений живых организмов и среды, в которой они обитают, а также последствия взаимодействия систем «общество» и «природа», условия недопущения либо нейтрализации этих последствий. Объектами изучения экологии являются живые организмы и, в частности, человек, а также системы «общество» и «природа», что выводит экологию за рамки естественнонаучной дисциплины и превращает её в комплексную дисциплину.
Экология на основе изучения законов взаимодействия человеческого
общества и природы предлагает пути восстановления нарушенного природного баланса. Экология, таким образом, становится одной из основополагающих научных дисциплин о взаимоотношениях природы и общества, а владение экологическими знаниями является одним из необходимых условий формирования экологической культуры
Основу содержания курса «Экология и мы» составляет концепция устойчивого развития. В соответствии с ней выделены содержательные линии: экология как научная дисциплина и экологические закономерности; взаимодействие системы «природа» с системой «общество», прикладные вопросы решения экологических проблем.
При отборе содержания курса «Экология и мы» использован культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.
3. Место учебной дисциплины в учебном плане
В соответствии с учебным планом предмет «Экология и мы» является предметом части, формируемой участниками образовательных отношений.
Базовый уровень программы рассчитан на 34 часа. В течение года оценивается деятельность учащихся:
Посещаемость уроков
Составление конспекта уроков, лекций
Выполнение домашнего задания: общего, творческого
Выполнение практических работ (4)
Защита проектов(1 раз в четверть)
Выполнение теста (1 раз в четверть)
Выполнение контрольной работы (конец 4 четверти)
Формой промежуточной аттестации является зачёт в конце учебного года.
4. Результаты освоения учебной дисциплины
Освоение содержания курса «Экология и мы» обеспечивает достижение учащимися следующих результатов:
• личностных:
− интерес к истории и достижениям в области экологии;
− объективное осознание значимости знаний в области экологии для человека и общества;
− умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;
− готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;
− умение управлять своей познавательной деятельностью;
− умение предлагать пути решения задач в области экологии;
• метапредметных:
− овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;
− применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия;
− умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;
− умение использовать различные источники для получения сведений эко-
логической направленности и оценивать ее достоверность для достижения
поставленных целей и задач;
• предметных:
− сформированность представлений об экологической культуре как условии
достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы,
экологических связях в системе «человек—общество — природа»;
− сформированность экологического мышления и способности учитывать и
оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
− владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
− владение знаниями гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
− сформированность личностного отношения к экологическим ценностям,
моральной ответственности за экологические последствия своих действий в
окружающей среде;
− сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.
5. Содержание учебного предмета
Введение (3 часа)
Экология. Предмет экологии, структура экологии. Методы исследования. Задачи и методы экологического мониторинга. Экологические факторы. Загрязнение окружающей среды. Виды загрязнений и пути их распространения.
Антропогенное воздействие на биосферу (5 часов)
Экстремальные воздействия на биосферу: антропогенные (военные действия, аварии, катастрофы), природные (стихийные бедствия). Последствия воздействия оружия массового поражения на человека и биоту. Последствия техногенных экологических катастроф на биосферу. Экологические последствия бедствий эндогенного и экзогенного характера (землетрясений, цунами, извержения вулканов, наводнений, штормов, оползней и т.д.). Особые виды антропогенного воздействия на биосферу: шумовое, биологическое, электромагнитное воздействия, опасные отходы.
Антропогенное влияние на атмосферу (6 часов)
Состав воздуха, его значение для жизни организмов. Основные загрязнители атмосферного воздуха (естественные, антропогенные). Классификация антропогенного загрязнения: по масштабам (местное, региональное, глобальное), по агрегатному состоянию (газообразное, жидкое, твердое), радиоактивное, тепловое. Источники загрязнения атмосферы. Экологические последствия загрязнения атмосферы ("парниковый эффект", "озоновые дыры", "кислотные дожди"). Приемы и методы изучения загрязнения атмосферы. Охрана атмосферного воздуха
Практическая работа №1
Изучение воздействия кислотных дождей на различные материалыАнтропогенное влияние на гидросферу (6 часов)
Естественные воды и их состав. Виды и характеристика загрязнений водных объектов: тепловое, загрязнение минеральными солями, взвешенными частицами, нефтепродуктами, бактериальное загрязнение. Понятие о качестве питьевой воды. Основные источники химического загрязнения воды (промышленные, автомобильные и др.) методы отбора проб воды. Экологические последствия загрязнения гидросферы (эвтрофикация водоемов, истощение вод). Приемы и методы изучения загрязнения гидросферы. Охрана гидросферы.
Практическая работа №2
Исследование природных вод: отбор проб воды, измерение температуры, прозрачности, рН.
Антропогенное влияние на литосферу (6 часов)
Почва и ее экологическое значение. Нарушения почв. Деградация почв, причины деградации почв. Эрозия почв: ветровая, водная. Загрязнители почв (пестициды, минеральные удобрения, нефть и нефтепродукты, отходы и выбросы производства, газодымовые загрязняющие вещества). Экологические последствия загрязнения литосферы (вторичное засоление, заболачивание почв, опустынивание, физическое "загрязнение" горных пород). Приемы и методы изучения загрязнения литосферы. Деградация почв. Охрана литосферы.
Практическая работа №3
Исследование почвы в микрорайоне школы.
Биоиндикация (6 часов)
Наблюдение за состоянием сообществ организмов как способ оценки их экологического состояния. Факторы нарушенности экосистем и их определение (тревожность, нарушение внутривидовых и межвидовых отношений, естественных жизненных циклов и др.)
Использование биологических объектов при мониторинге загрязнений окружающей среды (растительных и животных организмов). Биоиндикация на примере лишайника, сосны, липы, ряски и др.
Практическая работа №4
Оценка экологического состояния территории школы
Заключительное занятие (2 ч).
Подготовка, проведение конференции исследовательских работ. Анализ и самоанализ результатов работы за год.
Учебно – тематический план
Раздел, тема | Теория | Практика | Итого |
Введение | 3 | - | 3 |
2. Антропогенное воздействие на биосферу. | 5 | - | 5 |
3. Антропогенное воздействие на атмосферу. | 5 | 1 | 6 |
4. Антропогенное воздействие на гидросферу. | 5 | 1 | 6 |
5. Антропогенное воздействие на литосферу. | 5 | 1 | 6 |
6.Биоиндикация. | 5 | 1 | 6 |
7.Подведение итогов | 2 | | 2 |
Итого | 30 | 4 | 34 |
Темы практических работ
Практическая работа №1Изучение воздействия кислотных дождей на различные материалы
Практическая работа №2Исследование природных вод: отбор проб воды, измерение температуры, прозрачности, рН.
Практическая работа №3 Исследование почвы в микрорайоне школы.
Практическая работа №4Оценка экологического состояния территории школы
Темы контрольных работ
Итоговая контрольная работа
Календарно-тематическое планирование
Сроки | Тема урока | Основные понятия | Домашнее задание | Прочее |
6А | 6Б | |
Введение (3 часа) | |
| | 1.Экология как наука. История развития экологии. | Экология. История науки. Предмет экологии, структура экологии. | Записи в тетради, сообщения | |
| | 2.Экологические факторы. | Экологические факторы, классификация | Записи в тетради | |
| | 3.Загрязнение окружающей среды. Экологический мониторинг. | Виды загрязнений и пути их распространения. Задачи и методы экологического мониторинга. | Записи в тетради | |
Антропогенное воздействие на биосферу (5 часов) | |
| | 1. Природные катастрофы эндогенного характера | Природная катастрофа, классификация. Землетрясение, извержение вулкана. Последствия. | Записи в тетради, сообщения | |
| | 2. Природные катастрофы экзогенного характера | Ураганы, бури, смерчи. Последствия | Записи в тетради, сообщения | |
| | 3.Техногенные аварии и катастрофы | Техногенная авария, виды, последствия | Записи в тетради | |
| | 4.Оружие массового поражения | Ядерное оружие, химические оружие, бактериологическое оружие, | Записи в тетради | |
| | 5.Особые виды антропогенного воздействия на биосферу | Шумовое, биологическое, электромагнитное воздействия, опасные отходы. | Записи в тетради | |
Антропогенное влияние на атмосферу (6 часов) | |
| | 1. Воздух – смесь газов | Среда обитания. Состав воздуха,его значение для жизни организмов. | Записи в тетради | |
| | 2.Источники загрязнения атмосферы. | Основные загрязнители атмосферного воздуха. Виды: естественные, антропогенные. | Записи в тетради | |
| | 3. Экологические последствия загрязнения атмосферы | "Парниковый эффект", "озоновые дыры", "кислотные дожди" | Записи в тетради | |
| | 4. Приемы и методы изучения загрязнения атмосферы. | Понятие о ПДК. Приемы и методы. | Записи в тетради | |
| | 5.Охрана атмосферного воздуха | Средства защиты атмосферы.Способы очистки газовых выбросов в атмосферу. Законодательство. | Записи в тетради | |
| | 6. Практическая работа №1 Изучение воздействия кислотных дождей на различные материалы | Кислотные дожди. Значение. | Записи в тетради | |
Антропогенное влияние на гидросферу (6 часов) | |
| | 1.Естественные воды и их состав. | Среда обитания.Состав воды. Значение | Записи в тетради | |
| | 2.Понятие о качестве питьевой воды. Основные источники загрязнения воды. | Тепловое, загрязнение минеральными солями, взвешенными частицами, нефтепродуктами, бактериальное загрязнение. | Записи в тетради | |
| | 3.Экологические последствия загрязнения гидросферы | Эвтрофикация водоемов, истощение вод. | Записи в тетради | |
| | 4. Приемы и методы изучения загрязнения гидросферы. | Приемы и методы. | Записи в тетради | |
| | 5.Охрана гидросферы | Направления по охране водных объектов. | Записи в тетради | |
| | 6.Практическая работа №2 Исследование природных вод: отбор проб воды, измерение температуры, прозрачности, рН. | Методы отбора проб воды. | Записи в тетради | |
Антропогенное влияние на литосферу (6 часов) | |
| | 1.Почва и ее экологическое значение. | Среда обитания. Состав, значение. | Записи в тетради | |
| | 2.Источники загрязнения почвы | Пестициды, минеральные удобрения, нефть и нефтепродукты, отходы и выбросы производства, газодымовые загрязняющие вещества | Записи в тетради | |
| | 3. Экологические последствия загрязнения литосферы | Нарушения почв. Деградация почв. Эрозия почв.Вторичное засоление, заболачивание почв, опустынивание, физическое "загрязнение" горных пород | Записи в тетради | |
| | 4.Приемы и методы изучения загрязнения литосферы. | Приемы и методы. | Записи в тетради | |
| | 5.Охрана литосферы | Направления охраны литосферы | Записи в тетради | |
| | 6.Практическая работа №3 Исследование почвы в микрорайоне школы. | Характеристика почвы. Плодородие. | Записи в тетради | |
Биоиндикация (6 часов) | |
| | 1.Биоиндикация, как наука | Биоиндикация. История науки. Методы. | Записи в тетради | |
| | 2.Использование биологических объектов при мониторинге загрязнений окружающей среды | Биоиндикация на примере лишайника, сосны, липы, ряски и др. | Записи в тетради | |
| | 3.Факторы нарушенности экосистем и их определение. | Тревожность, нарушение внутривидовых и межвидовых отношений, естественных жизненных циклов | Записи в тетради | |
| | 4.Определение растений и животных. | Обучение работы с определителями растений и животных | Записи в тетради | |
| | 5.Методики проведения оценки экологического состояния окружающей среды. | Обучение методикам проведения оценки экологического состояния водных объектов, поселка и леса. | Записи в тетради | |
| | 6.Практическая работа №4 Оценка экологического состояния территории школы | Оценка. | Записи в тетради | |
Заключительное занятие (2 ч) | |
| | 1. Итоговая конференция «Экология и мы» | Сообщения, доклады, презентации | | |
| | 2. Итоговая контрольная работа | | | |
7. Описание учебно-методической и материально-технического обеспечения
Литература для учащихся
1. Коробейникова Л.А., «Практическая экология для школьников», Иваново, 1995.
2. Лаптев Ю. П., «Растения от А доЯ», Москва, «Колос», 1992.
3. Михеев А.В., «Охрана природы», «Просвещение», Москва, 1990
4. Новикова В.С., Губанов И.А., «Атлас – определитель высших растений», Москва, Просвещение, 1991.
Литература для учителя
1. Гладилина И.П., Гришакина О.П., Обручникова А. А., Попов Д.В., «Основы исследовательской деятельности школьников», Москва, ООО «Центр полиграфических услуг «Радуга», 2010.
2. Под ред. Т,Я,Ашихминой. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие / – М.: АГАР, 2000.
3. Полосин В.С., «Практикум по методике проведения химического эксперимента» «Просвещение», Москва, 1996
4. Сорокина Л. В., «Тематические игры и праздники по биологии», Москва, «Творческий центр», 2005
Интернет-ресурсы
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
http://school-collection.edu.ru/
Перечень оборудования для лабораторных, практических работ
№ | Название практической работы | Материалы и оборудование |
1 | Изучение воздействия кислотных дождей на различные материалы | Отрывы ткани, древесина, железная пластинка, лимон, яблоко, листовая пластинка комнатного растения, мрамор, известняк; Индикаторная бумага, раствор серной кислоты, дистиллированная вода (контроль); Пипетка, химический стакан, чашки Петри |
2 | Исследование природных вод: отбор проб воды, измерение температуры, прозрачности, рН. | Пробы воды из разных источников, дистиллированная вода (контроль); Колбы, пробирки, нихромовая проволока, спиртовка, водяная баня; Индикаторная бумага, растворы на обнаружение ионов: нитрат серебра, хлорид бария, карбонат натрия, др |
3 | Исследование почвы в микрорайоне школы. | Пробы почв Колбы, пробирки, воронки, стеклянная палочка, лабораторное стекло, спиртовка, штатив, держатель Индикаторная бумага, бумажные фильтры, дистиллированная вода, |
4 | Оценка экологического состояния территории школы | Различные виды древесных, травянистых растений, лишайники, пробы почвы Колбы, пробирки, электронные весы, индикаторная бумага, растворы на обнаружение ионов: нитрат серебра, хлорид бария, желтая кровяная соль, иодид калия, хромат калия. |
8. Планируемые результаты
Учащиеся должны знать:
Теоретический материал, предусмотренный программой курса по темам;
Методики проведения исследований по темам;
Основные экологические понятия и термины;
Источники и виды загрязнения воздуха, воды и почвы на территории города;
Роль зеленых насаждений в защите от пыли и шума;
Биологические и экологические особенности обитателей почвы и водоемов;
Виды - биоидикаторы чистоты водоемов;
Критерии выделения сапробности водоемов
Отличия естественных и антропогенных ландшафтов;
Природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем в городе; меры по сохранению природы и защите растений и животных.
Структуру написания и оформления учебно – исследовательской работы;
Учащиеся должны уметь:
Выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;
Оценивать состояние городской среды и местных экосистем;
Проводить наблюдения в природе за отдельными объектами, процессами и явлениями; оценивать способы природопользования;
Проводить элементарные исследования в природе; анализировать результаты исследования, делать выводы и прогнозы на основе исследования;
Проводить анкетирования, социологические опросы.
Формировать портфолио, оформлять исследовательскую работу, составлять презентацию, представлять результаты своей работы.
Критерии оценки знаний, умений и навыков
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно – исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно – исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.
Оценка эффективности работы:
Входящий контроль – определение уровня знаний, умений, навыков в виде бесед, практических работ, викторин, игр.
Промежуточный контроль: коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы.
Итоговый контроль: тестирование, презентации творческих и исследовательских работ, участие в выставках и мероприятиях, участие в конкурсах исследовательских работ в городском научном обществе, экологическом обществе.