Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Студеновская средняя общеобразовательная школа
Илекского района Оренбургской области
| | Приложение_______ к адаптированной образовательной программе основного общего образования для обучающейся 6 класса с легкой умственной отсталостью |
«Рассмотрено» на заседании ППК Руководитель ППК: ________ Мурина Н.П Протокол от .08.2017 года № 1 | «Согласовано» зам. директора по УВР МБОУ Студеновская СОШ ________ Щуклина Н.А Протокол пед.совета от .08.2017 года № 1 | «Утверждаю» директор МБОУ Студеновская СОШ ________ Левина Л.Н приказ от .08.2017 года № 123 |
Рабочая программа учебного предмета
«Письмо и развитие речи»
для обучающейся с ОВЗ (легкая умственная отсталость)
Класс: 6
Срок реализации: 2017-2018 учебный год
Составитель: учитель русского языка и литературы МБОУ Студеновская СОШ Илекского района Оренбургской области Дубова Анастасия Александровна |
Рабочая программа учебного предмета «Письмо и развитие речи» предназначена для обучающейся 6 класса с легкой умственной отсталостью. Рабочая программа по письму и развитию речи разработана на основе нормативных документов:
Конституции Российской Федерации;
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Постановления Правительства Российской Федерации от 1.12.2015 г. № 1297 г. «Об утверждении государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы.
ПИСЬМА МИНОБРНАУКИ РФ Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей от 05.09.2013 года № 07-1317;
Приказа Минобрнауки РФ от 10 апреля 2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
Указа Президента РФ от 1 июня 2012 года N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы";
Письма Минобрнауки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами";
Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации";
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской федерации";
Указа Президента РФ "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" (в ред. Указов Президента РФ от 09.09.1999 № 1186, от 24.09.2007 № 1216)).
Адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающейся 6 класса с легкой умственной отсталостью;
Рабочая программа по письму и развитию речи предназначена для обучающейся 6 класса с легкой умственной отсталостью включают в себя:
«Письмо и развитие речи»;
описание места учебного предмета «Письмо и развитие речи» в учебном плане;
содержание учебного предмета «Письмо и развитие речи»;
тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы;
планируемые результаты освоения учебного предмета « Письмо и развитие речи»;
Приложение № 2 « Критерии оценивания знаний, умений и навыков обучающихся по « Письму и развитию речи».;
Приложение № 3 «Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса».
Пояснительная записка
Письмо и развитие речи в системе коррекционного обучения занимает лидирующее положение, так как его роль для успешности обучения является основной. Программа по письму и развитию речи определяет содержание предмета и последовательность его прохождения, учитывает особенности познавательной деятельности детей. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Цель программы – развитие речи учащихся как средства общения и способа коррекции их мыслительной деятельности. Во взаимообусловленном решении этих задач строится содержательная часть программы. Первостепенное внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, обеспечивающим реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей.
Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
Коммуникативно-речевой подход к обучению языку не может быть обеспечен без освоения языковедческого материала, так как языковая и речевая деятельность взаимозависимы. Реализация данного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку детей данной категории. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью, она реализуется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание грамматической теории и орфографических правил, сколько умение применять изученный грамматико-орфографический материал в речевой практике в ее устной и письменной речи.
Рабочая программа разработана с учетом интеллектуальных, индивидуальных и психофизиологических особенностей обучающейся.
Задачи обучения:
овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
формирование орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
обогащение словарного запаса, развитие умения пользоваться словарями разных типов.
коррекция высших психических функций обучающихся для более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Содержание курса письма и развития речи предполагает практическую направленность обучения по следующим направлениям:
1) формирование навыков грамотного письма;
2) усвоение коммуникативной функции языка;
3) работа по совершенствованию техники чтения;
4) формирование правильного восприятия речи.
Основные направления коррекционной работы:
Коррекция фонематического слуха.
Коррекция артикуляционного аппарата.
Коррекция слухового и зрительного восприятия.
Коррекция мышц мелкой моторики.
Коррекция познавательных процессов.
Описание места учебного предмета «Письмо и развитие речи» в учебном плане
ИУП направлен на изучение учебного предмета «Письмо и развитие речи» обучающееся с ОВЗ (ЛУО) в 6 классе и отводит 4 часа в неделю. Всего 136 часов в год.
Содержание тем учебного предмета
«Письмо и развитие речи»
Программа по письму и развитию речи включает разделы: «Предложение», «Звуки и буквы», «Слово», «Связная речь».
Раздел 1. Предложение
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространённые и распространённые.
Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах. Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации.
Раздел 2. Звуки и буквы
Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твёрдые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е,ё, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путём изменения формы слова. Алфавит.
Раздел 3. Слово
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Правописание приставок. Приставка и предлог.
Разделительный ъ.
Части речи. Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению.
Имя существительное. Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые.
Изменение имён существительных по числам (единственное и множественное число).
Род имён существительных, умение различать род (мужской и женский род, средний род).
Мягкий знак (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода (ночь, мышь) и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож).
Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам.
Понятие о 1, 2, 3-м склонениях существительных.
Первое склонение имён существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1-го склонения. Окончания – ы, - и в родительном падеже ( из комнаты, из деревни), окончание – ев дательном и предложном падежах (к деревне, в деревне), окончания - ей, - ой в творительном падеже (за деревней, за страной).
Второе склонение имён существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 2-го склонения. Окончания –а, -я в родительном падеже (с озера, с поля), окончания –у, -ю в дательном падеже (к огороду, к морю), -е в предложном падеже (в городе, в море), окончания –ом, -ем в творительном падеже (за полем, за деревом).
Третье склонение имён существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения. Окончание –и в родительном, дательном и предложном падежах (с лошади, к лошади, на лошади), окончание –ью в творительном падеже (сиренью).
Упражнения в правописании падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3-го склонения. Упражнения в одновременном склонении имён существительных, относящихся к различным склонениям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга).
Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Раздел 4. Связная речь
Работа с деформированным текстом.
Изложение по предложенному учителем плану (примерная тематика: из жизни животных, школьные дела, поступки учащихся).
Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений.
Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем (примерная тематика: жизнь класса, школы, проведение каникул, игры зимой).
Деловое письмо: адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо родителям.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов |
1 | Раздел 1. Предложение | 7 |
2 | Раздел 2. Звуки и буквы | 10 |
3 | Раздел 3. Слово | 23 |
4 | Части речи | 6 |
5 | Имя существительное | 68 |
6 | Предложение | 12 |
7 | Раздел 4. Связная речь | 10 |
| Итого | 136 |
Планируемые результаты освоения учебного курса
«Письмо и развитие речи»
«Предложение»
Обучающаяся должна знать:
- состав предложения,
Обучающаяся должна уметь:
- членить речь на предложения, выделять в предложении слова, обозначающие, о ком или о чём говорится, что говорится.
- составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами в предложениях по вопросам,
- ставить знаки препинания в конце предложения
- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями.
«Звуки и буквы»
Обучающаяся должна знать:
- алфавит,
- расположение слов в алфавитном порядке в словаре.
Обучающаяся должна уметь:
- анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове),
- употреблять ь на конце и в середине слова,
- употреблять разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и,
- писать сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу,
- писать слова с парными согласными в конце и в середине слова, подбирать проверочные слова,
- ставить в словах ударение, различать ударные и безударные гласные.
«Слово»
Обучающаяся должна знать:
- предлоги,
Обучающаяся должна уметь:
- различать основные категории слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильно употреблять их в связи друг с другом,
- правильно писать имена собственные,
- употреблять разделительный ъ,
- подбирать родственные слова.
«Связная речь»
Обучающаяся должна уметь:
- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам,
Способы и формы оценки образовательных результатов
Инструментарий для оценивания - активное участие в устной и письменной работе.
Плановых контрольных работ:
Контрольное списывание: 8
Приложение № 1
Контрольно-измерительные материалы
Контрольная работа по теме «Звуки и буквы» 6 класс
Часть 1.
Задание 1. Ответь на вопросы.
Назови буквы, которые обозначают гласные звуки ___________________________
Назови буквы, которые обозначают согласные звуки ______________________________________________________________________
5. Какие буквы не обозначают звуков?________________________________________
Часть 2.
Задание 1. Сосчитай буквы, обозначающие гласные и согласные звуки.
Мак ( ____ гласных, ____ согласных)
Салат ( ____ гласных, ____ согласных)
Мишка ( ____ гласных, ____ согласных)
Уголь ( ____ гласных, ____ согласных)
Задание 2. Подбери проверочное слово, вставь пропущенные буквы (по образцу):
(слон) – слоны![]()
(_______) – тр_ва
(_______) – в_дичка
(_______) – сн_га
Задание 3. Запиши слова в алфавитном порядке.
Кон_ки, к_никулы, яг_да, обл_сть, в_р_бей, р_ _ _т_яние, м_л_ко, б_лот_, здра_ствуй,
д_ св_дания, бл_г_д_рю, п_ _ _ _жир.
Подчеркни словарные слова, изученные в 5 классе.
Задание 4. Поставь знак + около записи, которую можно назвать предложением.
осень листья золотая
Наступила золотая осень.
Подчеркни главные и второстепенные члены предложения.
Контрольная работа по теме «Состав слова» 5 класс
Часть 1
Задание 1. Ответь на вопросы.
Какие части слова ты знаешь?__________________________________________
Как проверить безударную гласную в корне слова?________________________
Как проверить звонкие и глухие согласные в корне слова?
____________________________________________________________________
Как пишутся слова с предлогами?_______________________________________
Когда пишется Ъ в слове?______________________________________________
Часть 2.
Задание 1. Разбери слова по составу (выдели корень, приставку, суффикс, окончание).
Лесок, перелески, лесной, лесник, леса, подлесок.
Задание 2. Подбери проверочное слово, вставь пропущенные буквы (по образцу):
Задание 3. Раздели слова на 2 столбика. Запиши их правильно.
(за)бежать, (за)поворот,( на)бросились, (на)хищницу, (под)катился (под)ворота
Задание 4. Образуй новые слова с помощью приставок. Пиши правильно слова с разделительным Ъ.
С-: ёжился, прыгнул, ел________________________________________________________
Об-: вязал, явление, ход_______________________________________________________
Задание 5. Вставь пропущенные буквы в словарных словах.
Гр_ница, _храна, _нструмент, ж_лез_, м_талл, сев_р, ф_ _культура, в_рблюд, б_бл__тека.
Контрольная работа по теме «Имя существительное»
Часть 1.
Задание 1. Вспомни.
1. Имя существительное – это ________________, которая обозначает _____________ и отвечает на вопросы ___________? ____________?
2. Имена собственные пишутся ______________________.
3. В именах существительных с шипящей на конце ____________ рода пишется Ь.
4. В именах существительных с шипящей на конце ____________ рода не пишется Ь.
Часть 2.
Задание 1. Напиши слова правильно. Определи, собственные или нарицательные имена существительные).
(М, м)осква, (и, И)рина, (Н, н)овогеоргиевка, (ж, Ж)учка ________________________.
(Д, д)евочка, (к, К)орова, (п, П)тица, (Ж, ж)урнал _______________________________.
Задание 2. Запиши существительные в два столбика.
Реки, ягода, голуби, озеро, завод, сторож, моря, тарелки,
Задание 3. Запиши в единственном числе. Определи род имён существительных
Спелые яблоки – спелое яблоко (ср.р.)
Старые клёны – ____________________ (____________)
Синие ленты – _____________________ (____________)
Кожаные сумки – _____________________ (____________)
Задание 4. Вставь подходящие по смыслу слова с шипящими на конце. Укажи род.
Возьми ключ и отопри дверь. ( м.р. )
Принеси дров и затопи _____________. (___________)
Дети играли в ___________ (_____________)
Сад охраняет ______________ (____________).
Задание 5. Вставь пропущенные буквы в словарных словах.
Ст_лица, косм_с, б_тинки, г_рой, _дрес, к_нверт.
Контрольный диктант
Проверяемые орфограммы:
- ь – показатель мягкости согласных;
- безударные гласные в корне слова;
- слова с непроверяемыми написаниями.
Сады
В одной деревне были большие сады. В садах росли фруктовые деревья. На них птицы каждый год вили свои гнёзда. Они выводили там птенцов. Дети стали их ловить. Бедные птицы покинули сады. Пришла осень. В садах больше нет фруктов. Дети поняли, что птицы спасали сады. (46 слов)
Грамматическое задание.
1. Разобрать предложение (Бедные птицы покинули сады) по членам предложения.
2. Подобрать проверочные слова к словам с безударными гласными:
с_ды – _____________
д_ревья – ____________
Контрольный диктант за I четверть
Проверяемые орфограммы:
- ь – показатель мягкости согласных;
- безударные гласные в корне слова;
- звонкие и глухие согласные;
- приставка и предлог;
- Ъ после приставок;
- слова с непроверяемыми написаниями.
Осень
Осень пришла, холод и дождь принесла. Лужи покрыты тонким льдом. Пора жителям леса запас на зиму делать. Водяная крыса картошку с огорода тащит. Медведь сало под своей шкурой копит. Белка грибы по сучкам развесила. Хомяк с поля носит горох. Сам рядом спит, припас сторожит. Всё зимой съест. (48 слов)
Грамматическое задание.
1. Найти предложение (Хомяк с поля носит горох.). Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения.
2. Подобрать проверочные слова к словам с безударными гласными:
- в_дяная –___________
- гр_бы – ____________
3. Подобрать проверочные слова к словам со звонкими и глухими согласными:
- медве_ь - ____________
- дож_ь - ______________
4. Разобрать по составу слова: лужи водяная
Контрольный диктант за II четверть
Проверяемые орфограммы:
- ь – показатель мягкости согласных;
- безударные гласные в корне слова;
- звонкие и глухие согласные;
- приставка и предлог;
- правописание жи – ши;
- слова с непроверяемыми написаниями;
- имя существительное (собственные/нарицательные, одушевлённые/неодушевлённые, род, число, падеж);
- предложение (главные и второстепенные члены).
Что за зверь?
Ночью был мороз. Утром выпал мягкий пушистый снег. Деревья, крыши, ступеньки крыльца стали белые. Девочка Катя хотела по снежку погулять. Она вышла на крыльцо. На снегу были маленькие ямки. Какой это зверь ходил по снегу? У зверька была тёплая шубка и длинные уши. Он любит морковку. Это был заяц.
(49 слов)
Грамматическое задание.
1. Найти предложение (Утром выпал мягкий пушистый снег.). Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения.
2. Разобрать имена существительные по схеме: деревья, девочка, крыльцо.
3. Определить падеж существительных: на снегу, у зверька, морковку.
4. Разобрать по составу слова: зверька, морковку.
Контрольный диктант за III четверть
Проверяемые орфограммы:
- ь – показатель мягкости согласных;
- безударные гласные в корне слова;
- звонкие и глухие согласные;
- приставка и предлог;
- правописание жи – ши;
- слова с непроверяемыми написаниями;
- имя существительное (1-е, 2-е, 3-е скл., безударные окончания существительных 1-го скл.);
- предложение (главные и второстепенные члены предложения).
Как белочка зимует
Закрутила метель. Белка поспешила к гнезду. Гнездо у зверька тёплое. Забралась белка в гнездо, прикрылась пушистым хвостом. Холодный ветер и мороз не страшны зверьку. Утихла непогода. Вылезла белка из гнезда. Она ловко поскакала с ветки на ветку. Вот белка взяла в лапки еловую шишку. Она стала её грызть.
(48 слов)
Грамматическое задание.
1. Найти предложение (Белка поспешила к гнезду.). Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения.
2. Определить склонение имён существительных: метель, гнездо, непогода, дерево .
3. Выделить окончания и определить падеж существительных: шишку, с ветки, на ветку.
4. Разобрать по составу слова: хвостом, зверьку.
Контрольный диктант за IV четверть
Проверяемые орфограммы:
- ь – показатель мягкости согласных;
- безударные гласные в корне слова;
- звонкие и глухие согласные;
- приставка и предлог;
- правописание чу – щу;
- слова с непроверяемыми написаниями;
- имя существительное (безударные окончания существительных 2-го скл.);
- предложение (главные и второстепенные члены предложения).
На реке
Весной лёд на реке тронулся. Мы пошли на высокий берег. По реке плыли льдины. По краю реки они сгрудились в кучу. Вода прибывала. Скоро она затопила остров. Скрылись под водой кусты ив. На льду видны брёвна, лодки, доски. Скоро вода вышла из берегов. Она затопила низкие места лугов.
(48 слов)
Грамматическое задание.
1. Найти предложение (По реке плыли льдины.). Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения.
2. Определить склонение имён существительных: лёд, берег, вода, остров.
3. Выделить окончания и определить падеж существительных: на берег, по краю.
4. Разобрать по составу слова: льдины, лодки.
Контрольный диктант за V четверть
Проверяемые орфограммы:
- ь – показатель мягкости согласных;
- разделительный ь;
- безударные гласные в корне слова;
- звонкие и глухие согласные;
- приставка и предлог;
- имя существительное (безударные окончания существительных);
- предложение (главные и второстепенные члены предложения, однородные члены предложения).
На пасеке
Дядя Коля привёл нас на пасеку. Ульи стоят на поляне в лесу. В каждом улье живёт одна семья. Мохнатые пчёлки вьются над ульями. Они целый день в работе. С жужжанием они летают с яблони на яблоню, с травки на травку, пьют и собирают сладкий сок. Богатый запас мёду готовят они к зиме.
(48 слов)
Грамматическое задание.
1. Найти предложение (Ульи стоят на поляне в лесу.). Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения.
2. Найти и подчеркнуть однородные члены предложения, соответствующие схеме: о и о.
3. Выделить окончания и определить склонение и падеж существительных: на пасеку, в улье, с яблони к зиме.
4. Разобрать по составу слова: травку, сладкий.
Контрольный диктант за учебный год
Проверяемые орфограммы:
- ь – показатель мягкости согласных;
- разделительный ь;
- безударные гласные в корне слова;
- звонкие и глухие согласные;
- приставка и предлог;
- имя существительное (безударные окончания существительных);
- предложение (главные и второстепенные члены предложения, однородные члены предложения).
У бабушки
Летом Костя с Галей ездили в гости в деревню. К деревне они ехали по железной дороге. Утром дядя на машине отвёз их к бабушке. Домик бабушки стоял под высокой елью. По реке плавали гуси, утки. По берегу гуляла наседка с цыплятами. Костя и Галя стали помогать бабушке ухаживать за птицей.
(50 слов)
Приложение № 2
Критерии оценивания знаний, умений и навыков обучающихся по « Письму и развитию речи»
При оценке устных ответов по письму и развитию речи принимаются во внимание:
правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
б) полнота ответа;
в) умение практически применять свои знания;
г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
Примерный объем письменных текстов:
- в контрольных работах – 45-50 слов.
- в подробных изложениях – 20-45 слов.
- в словарном диктанте – 10-15 слов.
- объем творческих работ на уроке – 20-30 слов.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
Оценка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками.
Оценка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками.
В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной
орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания также не учитываются.
За одну ошибку в диктанте считается:
а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в «лыжи» дважды написано на конце ы). Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;
б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки све однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.
Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя допускает 2-3 ошибки.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
При оценке изложения и сочинения выводится одна оценка. В 5 классе для изложений рекомендуются тексты повествовательного характера, объемом 20-45 слов. Изложения дети пишут по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя. При оценке изложений и сочинений учитывается правильность, полнота и последовательность передачи содержания.
Оценка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускается 1-2 орфографические ошибки.
Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы), с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложений; допускается 3-4 орфографические ошибки.
Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с 5-6 орфографическими ошибками.
Приложение № 3
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
Русский язык. 5 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений VIII вида / Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 263с.
Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь по русскому языку. – М.: Просвещение, 2005.
Р.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. (коррекционная педагогика).
Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.:
Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.- 335с. (коррекционная педагогика).
Технические средства обучения
Компьютер
Мультимедиапроектор
Экран
Интерактивная доска
Календарно - тематическое планирование
№ урока | Тема учебного занятия (урока) | Планируемые результаты (знать, уметь, понимать) | Дата проведения урока |
1. 2. | Предложение. Связь слов в предложении. | Развитие связной речи. Составление и распространение предложений | | |
3. | Главные и второстепенные члены предложения. | Развитие речевой активности через подбор по вопросам подлежащих и сказуемых. | | |
4 | Главные и второстепенные члены предложения. | Развитие речевой активности через подбор по вопросам подлежащих и сказуемых. | | |
5. 6. | Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. | Развивать мышление через замену повествовательных предложений на вопросительные. | | |
7. | Р. р. Составление из слов разных по интонации предложений, придумывание заголовка к тексту. (с.20, № 31) | Развивать связную речь, логическое мышление. | | |
8. | Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Алфавит. | Коррекция восприятия, устойчивости внимания. Развитие памяти через заучивание алфавита. | | |
9. | Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я. Р. р. Пересказ текста «Доброта» по вопросам. | Развитее памяти, речи через пересказ текста по вопросам (с.25, № 39) | | |
10 | Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я. | Развитее памяти, речи через пересказ текста по вопросам (с.25, № 39) | | |
11 | Р. р. Пересказ текста «Доброта» по вопросам. | Развитее памяти, речи через пересказ текста по вопросам (с.25, № 39) | | |
12. 13. | Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. | Развитие логического мышления через выбор пропущенных слов, постановку их в нужной форме. | | |
14. 15. | Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. | Развитие связной речи. Пересказ текста по вопросам (с.33, № 54) | | |
16. 17. | Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы». Работа над ошибками. | Коррекция памяти, мышления. | | |
18. 19. | Состав слова. Корень и однокоренные слова. | Коррекция памяти через письмо по памяти (с.40, № 59). Развитие мышления через исключение (с.41, № 62) | | |
20. | Р. р. Составление рассказа по рисунку и по плану. (с.42, № 65) | Развитие связной речи, мышления | | |
21. 22. | Окончание - изменяемая часть слова. | Развитие памяти через заучивание правила. Развитие связной речи через составление словосочетаний и предложений и предложений к рисунку (с.45, № 69) | | |
23. 24. | Приставка – часть слова | Развитие точности восприятия через подбор точных слов к рисункам и составление предложений (с.47, № 72) | | |
25. 26. | Суффикс – часть слова | Развитие мышления через сравнение пар слов (с.54, № 83). Развитие речи через подбор подходящих по смыслу слов (с.56, № 87) | | |
27. | Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов. | Развитие мышления через образование новых слов с помощью разных частей слов (с.55, № 85) | | |
28. 29. | Правописание безударных гласных в корне слова. | Развитие точности восприятия через постановку ударения, подбор проверочных слов. Развитие памяти через письмо по памяти. Развитие речи, мышления через дописывание словечка с опорой на рисунки (с.63, № 100) | | |
30. | Р. р. Пересказ по вопросам начала сказки (с.65, №103) | Коррекция памяти через припоминание, развитие зрительного восприятия через описание иллюстрации (с.65, № 103) | | |
31. 32. | Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. | Развитие памяти через письмо по памяти. Развитие мышления через подбор проверочных слов по рисункам, по образцу (с.69, № 110) | | |
33. 34. | Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. | Развитие речи, мышления через подбор подходящих по смыслу слов. Развитие памяти через письмо по памяти (с.75, № 122) | | |
35. 36. | Контрольный диктант. Работа над ошибками. | Коррекция памяти, мышления. | | |
37. 38. | Правописание приставок. Приставки и предлог. | Развитие речи через придумывание конца сказки (с.80, №130) | | |
39. 40. | Разделительный твердый знак (Ъ) после приставок. | Развитие памяти через письмо по памяти. Развитие мышления через объяснение выбора Ъ в словах. | | |
41. 42. | Повторение по теме «Слово». Р. р. Записка. | Развитие мышления через объяснения орфограмм на изученные правила. Развитие речи через написание записки по образцу (с.87, № 143) | | |
43. | Р. р. Пересказ текста с опорой на словосочетания. (с.85, № 140) | Развитие связной устной и письменной речи. | | |
44. 45. | Контрольный диктант по теме «Слово». Работа над ошибками. | Проверка полученных знаний, коррекция памяти через использование изученных правил. | | |
46. 47. | Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. | Развитие точности восприятия, мышления через деление и запись слов группами. (с.91, № 147) Развитие мышления через изменение формы слова. | | |
48. 49. | Различение частей речи по вопросам к значению. | Развитие памяти через заучивание вопросов существительных, глаголов, прилагательных. Письмо по памяти. (с.94. № 152) | | |
50. | Р. р. Составление рассказа на тему «Зима в окно стучится» (с.99, № 160) | Развитие связной речи. | | |
51. | Повторение по теме «Части речи». | Развитие памяти через припоминание, развитие мышления через выполнение заданий, подбор подходящих по смыслу слов. | | |
52. | Понятие об имени существительном | Развитие мышления через исключения лишнего слова, подбор существительных с обобщающим значением. (с.103, №163) | | |
53. 54. | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. | Развитие связной речи через составление мини-рассказов к рисункам (с.103, № 164) | | |
55. 56. | Имена существительные собственные и нарицательные | Развитие устойчивости внимания, активизация словаря через подбор имен существительных к именам нарицательным. (с.110, № 173) | | |
57. 58. | Изменение имен существительных по числам. | Развитие мышления через отгадывание загадок. (с.113, № 178) Развитие речи через составление словосочетаний и предложений. (с.114, № 180) | | |
59. 60. | Контрольный диктант за I –ое полугодие. Работа над ошибками. | Коррекция памяти, мышления, развитие орфографической зоркости. | | |
61. | Род имен существительных. | Деформированный текст. (с.122, № 194) Работа с диалогом (с.123, №197) | | |
62. 63. | Упражнения в различение рода имен существительных. | Развитие речи через работу с деформированным текстом. Составление предложений (с.121, № 192) | | |
64. 65. | Правописание имен существительных мужского рода и женского рода с шипящей на конце слов. Р. р. Адрес. | Составление словосочетаний. Развитие памяти. Письмо по памяти (с.126, № 201) | | |
66. | Закрепление правописания имен существительных. | Подбор сравнений к словосочетаниям (с.128, №206) | | |
67. 68. | Контрольный диктант по теме «Имя существительное». Работа над ошибками. | Коррекция памяти, мышления, развитие орфографической зоркости. | | |
69. | Изменение имен существительных по падежам. | Развитие памяти. Заучивание названия падежей и их вопросов. | | |
70. | Упражнения в различении падежей по вопросам. | Развитие речи. Составление предложений на зимнюю тему (с.134, № 213) | | |
71. | Именительный падеж. | Развитие памяти, мышления через постановку вопросов к существительным И.п. Роль сущ –ого в И.п. в предложении. | | |
72. | Родительный падеж. Предлоги. | Развитие памяти через заучивание вопросов, предлогов Р.п. | | |
73. | Дательный падеж. Предлоги. | Развитие памяти через заучивание вопросов, предлогов Д.п., пересказ (№ 222) | | |
74. | Винительный падеж. Предлоги. | Развитие памяти. Письмо по памяти. Пересказ (№ 226) | | |
75. | Творительный падеж. Предлоги. | Развитие речи. Описание льва (№229), диалог. | | |
76. | Предложный падеж. Вопросы, предлоги. | Вопросы, предлоги П.п. – заучивание. Составление словосочетаний (№ 232), рассказ об осенних цветах (№ 233) | | |
77. | Упражнения в определении падежа имен существительных. | Составление словосочетаний. Описание картины (№236) | | |
78. 79. | Контрольный диктант по теме «Падежи имени существительного». Работа над ошибками. | Коррекция памяти, мышления, развитие орфографической зоркости. | | |
80. | Три склонения имён существительных. | Развитие внимания через сравнение окончаний у существительных в каждом из падежей (№ 238) | | |
81. | Первое склонение имен существительных. | Развитие мышления, памяти через нахождение сущ-х в тексте и постановку их в начальную форму | | |
82. | Второе склонение имен существительных. | Развитие речи. Составление словосочетаний, предложений (№243) | | |
83. | Третье склонение имен существительных | Развитие памяти через заучивание рода, окончаний сущ-х 3-го скл. однокоренные сущ –е (№ 248). | | |
84. | Упражнения в определении склонения имен существительных | Развитие речи, пересказ (№ 252) | | |
85. | Первое склонение имён существительных в ед. ч. единообразие написание ударных и безударных окончаний существительных. | Развития внимания через сравнение правописания ударных и безударных окончаний (№ 256) | | |
86. | Именительный падеж имён существительных первого склонения. | Развитие речи через составление предложений (№ 260) | | |
87. | Родительный падеж имён существительных первого склонения. | Развитие речи через подбор нужных по смыслу предлогов к сущ. в Р.п. (№ 262) | | |
88. | Дательный падеж имён существительных первого склонения. | Развитие речи. Пересказ текста по вопросам (№ 272) | | |
89. | Винительный падеж имён существительных первого склонения. | Развитие речи через подбор к схемам предложений | | |
90. | Творительный падеж имён существительных первого склонения. | Развитие речи. Составление диалога. Развитие внимания в правописании безударных окончаний (№ 280) | | |
91. | Предложный падеж имён существительных первого склонения. | Развитие речи. Составление предложений из слов и запись текста (№ 284) | | |
92. | Упражнения в написании падежных окончаний существительных первого склонения. Р. р Поздравительная открытка. | Составление словосочетаний, предложений | | |
93. 94. | Контрольный диктант по теме «Три склонения имени существительного». Работа над ошибками. | Коррекция памяти, мышления, развитие орфографической зоркости. | | |
95. | 2 склонение имён существительных в единственном числе. | Развитие памяти, внимания. Безударные и ударные окончания сущ-х 2-го скл. | | |
96. | Именительный падеж имён существительных 2-го склонения. | Развитие речи через составление предложений к рис. (№ 298). | | |
97. | Родительный падеж имён существительных 2-го склонения. | Составление словосочетаний (№ 300) | | |
98. | Дательный падеж существительных 2 склонения. | Развитие памяти, письмо по памяти (№ 306) | | |
99. | Винительный падеж имён существительных 2-го склонения. | Связь слов по смыслу с помощью предлогов | | |
100. | Творительный падеж существительных 2-го склонения. | Развитие памяти, письмо по памяти (№316) | | |
101. | Предложный падеж существительных 2-го склонения. | Развитие речи через составление предложений из слов (№ 323) | | |
102. | Упражнения на закрепление изученного в правописании падежных окончаний имен существительных 2-го склонения. Р. р Письмо. | Развитие речи. Пересказ текста по вопросам (№ 333) | | |
103. | Третье склонение имён существительных в единственном числе. | Развитие мышления. Выбор сущ-х 3-го скл. Среди слов с мягким знаком (Ь) на конце (№ 335) | | |
104. 105. | Именительный падеж имён существительных третьего склонения. | Развитие мышления через работу с загадками, определение сущ-х 3-го скл. | | |
106. 107. | Родительный, дательный и предложный падежи имён существительных 3-го склонения. | Развитие мышления через сравнение (№ 344) Постановка слов в нужном падеже (№ 346) | | |
108. 109. | Винительный падеж имён существительных 3-го склонения. | Деформированный текст (№ 351) | | |
110. 111. | Творительный падеж имён существительных 3-го склонения. | Развитие памяти. Письмо по памяти (№ 354). Развитие речи, пересказ (№357) | | |
112. | Упражнения в написании падежных окончаний имен существительных 3-го склонения. | Развитие речи через составление словосочетаний, предложений. Развитие памяти. Письмо по памяти (№ 364), развитие мышления через ответы на контрольные вопросы (с. 231) | | |
113. 114. | Контрольный диктант по теме «Правописание падежных окончаний имён существительных». Работа над ошибками. | Коррекция памяти, мышления, развитие орфографической зоркости. | | |
115. 116. | Главные и второстепенные члены предложения. | Развитие речи. Постановка вопросов от одного члена предложений к другому (№373). Связь слов в предложении (№ 374) | | |
117. 118. | Распространённые и нераспространённые предложения. | Развитие речи. Составление предложений (№ 379, 380) | | |
119. 120. 121. | Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, однородные сказуемые, однородные второстепенные члены предложения. | Развитие речи. Дописывание предложений однородными подлежащими, однородными сказуемыми, однородными второстепенными членами | | |
122. 123. | Перечисление без союзов и с одиночным союзом И. Знаки препинания при однородных членах предложения. | Развитие речи. Постановка вопросов к однородным членам предложения | | |
124. | Упражнения на закрепление изученного о предложении. | Развитие памяти. Письмо по памяти (№ 389) | | |
125. 126. | Контрольный диктант по теме «Предложение». Работа над ошибками. | Коррекция памяти, мышления, развитие орфографической зоркости. | | |
127. 128. | Состав слова. Однокоренные слова. | Развитие мышления через сравнение однокоренных слов по составу с опорой на схемы (№ 401). | | |
129. 130. | Правописание безударных гласных в корне слова. | Развитие речи, пересказ текста по плану | | |
131. | Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. | Развитие речи, деление текста на 2 части. (№ 406) | | |
132. | Различение приставки и предлога. | Коррекция памяти, мышления, объяснительное письмо (№ 408). Деформированный текст (№410). Развитие речи. | | |
133. | Третье склонение имён существительных, определение склонений имен существительных. | Развитие речи. Описание природы родного края (№ 413) | | |
134. | Правописание безударных окончаний имен существительных. | Развитие речи. Письменные ответы на вопросы (№ 414, 415) | | |
135. | Р. р. Изложение по опорным словам (устная работа). Знаки препинания при однородных членах предложения. | Развитие речи. Дополнение предложений однокоренными членами (№ 417). Изложение по опорным словам, (№ 419) | | |
136. | Знаки препинания при однородных членах предложения. | Развитие речи. Дополнение предложений однокоренными членами (№ 417). Изложение по опорным словам, (№ 419) | | |