СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Русский язык 11 класс (Гольцова)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе примерной программы среднего общего образования по русскому языку для 11 класса базового уровня, авторской  программы по русскому языку для 10 класса, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации  в 2006 году (автор-составитель Гольцова Н.Г)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Русский язык 11 класс (Гольцова)»

Рассмотрено

на педагогическом совете

Протокол №

от « » августа 2016 года

Согласовано

зам. директора по УВР

___________ Л.Ю. Сидельникова « » августа 2016 года

Утверждаю директор МБОУ «Новогородская СОШ №3» _________ Е.А. Мясоедова Приказ № от « » августа 2016 года









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

РУССКИЙ ЯЗЫК



11 класс












Составила:

учитель русского языка

Слепенкова Ольга Николаевна,

первая квалификационная категория









С. НОВОГОРОДКА

2016- 2017 уч. год

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе примерной программы среднего общего образования по русскому языку для 10 класса базового уровня, авторской программы по русскому языку для 10 класса, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации в 2006 году (автор-составитель Гольцова Н.Г.http://www.prosv.ru), в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования, образовательной программой МБОУ «Новогородская СОШ№3», учебным планом школы, календарным учебным графиком школы на 2016 - 2017 учебный год.


Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного подхода к обучению:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как к духовной ценности, средству общения;

  • развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;

  • применение полученных знаний и умений в речевой практике.

Главной целью учебной дисциплины «Русский язык» является развитие личности ребенка путем включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение русскому языку в школе рассматривается не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о рус­ском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемысли­тельного, духовного развития школьника; поэтому в последние годы задачи обучения русскому языку определяются с позиций компетентности подхода. При этом под компетенцией понимает­ся сумма знаний, умений и личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различ­ные действия, в том числе и речевые.

Программа реализует идею дифференцированного подходак обучению. Выражается это прежде всего в выделении дополни­тельного материала, расширяющего ос­новное содержание программы и являющегося необязательным для усвоения всеми учащимися. Необходимость дифференциа­ции вводимых лингвистических сведений продиктована неподго­товленностью большинства школьников к восприятию лингвистической теории: они испы­тывают значительные трудности в понимании лингвистических текстов, поскольку опыт общения на научные темы у них практи­чески отсутствует.

Программа составлена с учетом принципа преемствен­ности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой (работа по комплексу под редакцией М.М. Разумовской в среднем звене наиболее соответствует поставленным задачам). Содержание курса русского языка в полной средней школе (базовый уровень) максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности.

Таким образом, в процессе изучения русского языка в старших классах совершенствуются основные общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные. Сле­довательно, создаются необходимые условия реализации в про­цессе обучения межпредметных связей с другими школьными дисциплинами на основе формирования и развития всех видов речевой деятельности.











Учебно-методический комплекс

  1. Программа к учебнику «Русский язык» 10-11 классы. Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мещерина.( 5-е издание). Москва «Русское слово», 2008 год. http://www.prosv.ru

  2. Учебник « Русский язык». 10-11 классы. Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мещерина.Москва «Русское слово», 2008-2012 год.


Согласно базисному учебному плану МБОУ «Новогородская СОШ № 3» на изучение предмета «Русский язык» в 11 классе отведено 34 часа (1 час в неделю, 34 недели).


Распределение учебного материала по полугодиям.



1 полугодие

2 полугодие

год

По плану

16

18

34

Фактически





Учебно – тематический план по разделам.


Наименование разделов

Количество часов

Контрольные работы (тестирование)

Р/Р

1

Введение. Синтаксис и пунктуация.

1



2

Словосочетание

2

1


3

Предложение

2



4

Простое осложненное предложение

16

2/1


5

Сложное предложение

8


3

6

Способы передачи чужой речи

2

1


7

Культура речи. Стилистика

3

1



Итого

34




Формы контроля знаний:

тестовые работы, самостоятельные работы, практические работы, задания дифференцированного характера, лингвистический анализ текста с последующим написанием сочинения-рассуждения.


Сетка контрольных работ

№1

тема

дата

корректировка

1

Контрольный диктант по теме «Повторение»

21.09


2

Контрольное тестирование

21.12


3

Контрольная работа «Синтаксис простого предложения»

15.02


4

Тестирование в рамках промежуточной аттестации


27.05



Распределение контрольных работ


Название

1п

2п

год

Контрольный диктант

1

1

2

Контрольная работа


1

1

тест

1

1

2

сочинение


1

1


Содержание программы

11 класс (34 часа)

Введение. Синтаксис и пунктуация. 1 ч.

Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.

Словосочетание 2 ч. (1К/Р)

Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетаний

Предложение 2

Простое осложненное предложение 16(1К/Р)

Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире. Порядок слов простом предложении. Инверсия. Синонимия разных типов простого предложения

Простое осложнённое предложение. Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединённых неповторяющимися союзами. . Знаки препинания при однородных членах, соединённых повторяющимися и парными союзами

Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах.

Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения, дополнения. Обособленные обстоятельства. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

Параллельные синтаксические конструкции. Знаки препинания при сравнительном обороте.

Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.

Сложное предложение 8 ч. (3р.р.)

Понятие о сложном предложении. Сложносочинённое предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Синтаксический разбор сложносочинённого предложения.

Сложноподчинённое предложение. Главное и придаточное предложения. Типы придаточных предложений. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним или несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными.



Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном предложении. Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения

Период. Знаки препинания в периоде. Синонимия предложения с разных типов сложного предложения.

Предложения с чужой речью. 2 ч.

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Цитаты. Знаки препинания при цитатах

Культура речи. Стилистика. 3(1К/Р)

Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Правильность речи. Норма литературного языка. Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Орфографичесие и пунктуационные нормы. Речевая ошибка. Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство. Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.

Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства. Стиль. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль. Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров.


Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социаль­но-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:

  • адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;

  • использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим органи­зовывать процесс аудирования;

  • осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его воспри­ятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуника­тивной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных тек­стов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

  • свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;

  • передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;

  • использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при состав­лении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, ре­фератов);

создание устного и письменного речевого высказывания:

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;

  • формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказыва­ния, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;

  • выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последователь­ность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;

  • высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушан­ном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;

  • владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тек­сты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;


  • создавать устное высказывание на лингвистические темы;


  • владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;

  • оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;

анализ текста и языковых единиц:

  • проводить разные виды языкового разбора;

  • опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точно­сти и уместности их употребления;

  • анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;

соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические;

  • грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;

  • эффективно использовать языковые единицы в речи;

  • соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

  • участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаи­вать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответст­вии с этикой речевого взаимодействия;

  • фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грам­матические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.




















Список дополнительной литературы

Для учащихся

  1. Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: Учебное пособие / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А. Мищерина - М.: Русское слово, 2007.

  2. В.Ф.Греков, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко Пособие для занятий по русскому языку в 10-11 классах /М.: Просвещение, 2008

  3. Владимирская Г. Н. Тренажер для подготовки к экзамену. Русский язык. 10-11 кл. /Г. Н. Владимирская, С. И. Райский. - М.: Новый учебник, 2004.

3. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб.для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвеще­ние, 2007.

  1. Дейкина А. Д. Русский язык. Раздаточный материал. 10 класс / А. Д. Дейкина. - М.: Дрофа, 2006.

  2. Дейкина А. Д. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов / А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: Вербум-М, 2002.

  1. Иссерс О. С. Тесты. Русский язык. 10-11 классы / О. С. Иссерс, Н.А.Кузьмина. - М.: Дрофа, 2005.

  2. Козловская М. В., Сивакова Ю.Н. Русский язык: Анализ текста: Пособие для подго­товки к единому государственному экзамену / М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб: СА­ГА, Азбука-классика, 2005.

  3. Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / Дунев А.И., Еф­ремов В.А., Черняк В.Д. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2004.

  1. Мазнева О.А., Михайлова И.М. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания: Пособие для старшеклассников. - М.: Дрофа, 2006.

  2. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 кл. - М.: ТЦ «Сфера», 2004.

  3. Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 10 класс: Учебное пособие. - М.: Дро­фа, 2006.

  4. Пахнова Т.М. Русский язык. Раздаточный материал. 11 класс. - М.: Дрофа, 2006.

  5. Потапова Г.Н. Русский язык: Орфография. Синтаксис и пунктуация. Комплексный анализ текста. 10-11 кл. Дидактические материалы. - М.: Дрофа, 2002.

  6. Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: 10-11: Грамматика. Речь. - М.: Просвещение, 2006.

  7. Тростенцова Л.А., Шхапацева М.Х. Пунктуация без секретов: Пособие для старше­классников и абитуриентов. - М.: Дрофа, 2002.


Для учителя

  1. Н. Г. Гольцова, М.А. Мищерина Русский язык 10-11 классы. Книга для учителя. - М.: Русское слово, 2009.

  2. М.А. Мищерина, Н. Г. ГольцоваРусский язык 10-11 классы. Поурочное планирование. - М.: Русское слово, 2007.

  3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.

  4. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.

  5. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Методические рекомендации по использованию учебни­ка «Русский язык: Учебник-практикум для старших классов» при изучении предмета на базо­вом и профильном уровнях. - М.: Вербум-М, 2004.

  6. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи: Курс лекций / Под ред. Н.А. Ипполитовой. - М.:ТК Вельби, изд-во «Проспект», 2007.

  7. Колокольцева Т.Н. Практикум по стилистике русского языка: Учебное пособие. - Вол­гоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2006.

  8. Москвин В.П. Стилистика русского языка. Теоретический курс: Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2005.

  9. Космарская И.В., Руденко А.К. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи. - М.: Аквариум ЛТД, 2001.

  10. Галлингер И.В. Культура речи. Нормы современного русского литературного языка. - М.: Просвещение, 1994.

  11. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 1996.

  1. Потемкина Т.В., Соловьева Н.Н. Дидактические материалы к лекциям по теме «Формы и виды контроля на уроках русского языка в 11 классе». - М.: АПК и ПРО, 2002.

  2. Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. - М.: ОО ТИД «Русское слово PC», 2004.

  3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура искусство речи. Современная риторика. - Ростов н/Д: «Феникс», 1999.


























Календарно-тематическое планирование


№ п/п

№ в разделе

Тема урока

Дата

Корректировка

Оборудование и ИКТ

Вид контроля

Домашнее задание

I полугодие – 16 часов

Синтаксис и пунктуация. Введение. 1 час.

Цель: овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение с задачами общения.

ЗУН: знать основные понятия синтаксиса, выполнять пунктуационный анализ. Знать обобщенный алгоритм постановки знаков препинания с опорой на функции знаков препинания.


1

1

Синтаксис и пунктуация.

Основные синтаксические единицы.

7


Раздаточный материал

Выразительное

чтение текста

вступительной

статьи; состав

ление сложного плана

П.65

Упр.327

Словосочетание. 2час.

Цель: применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

ЗУН:классифицировать словосочетания, выполнять синтаксический разбор словосочетаний.

2

1

Словосочетание как синтаксическая единица.. Виды синтаксической связи.

14


Раздаточный материал. Орфоэпический словарь.

Проверочная работа теме «Словосочетание» в рамках подготовки к ЕГЭ с комментированием.

П.66. упр.334

3

2

К/Р№1 Контрольная работа по теме «Повторение»

21



диктант


Предложение. 2 часа.

Цель: овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка. Выявление структуры грамматической основы, структуры предложения. Овладение умениями опознавать, классифицировать языковые факты; правильно ставить знаки препинания в простом предложении.

ЗУН: правильно определять грамматическую основу предложения, тип односоставного предложения. Порядок синтаксического разбора. Правильно ставить знаки препинания в простом предложении.

4

1

Предложение. Классификация предложений.

28.09


Толковый словарь. Таблицы «Способы выражения главных членов предложения»

ЕГЭ. Задание А-8. Самостоятельная работа.Словарный диктант.№1

П.68- 72, упр. 342-343.

5

2

Тире между подлежащим и сказуемым. Главные и второстепенные члены

5.10


Фразеологические словари. Карточки, тесты.

Синтаксический разбор предложения.


П.73-77, упр.357, 355

Простое осложненное предложение. 16 (1кр/р) часов.

Цель: формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка. Различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения. Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

ЗУН: правильно ставить знаки препинания при однородных членах предложения, при обобщающих словах. Выполнять синтаксический разбор простого предложения. Знать типы союзов. Правильно ставить знаки препинания в простом предложении при обособленных определениях, приложениях, дополнениях уточняющих, поясняющих и присоединительных членах предложения. Анализ структуры простого предложения.

6

1

Простое осложненное предложение.

12.


Раздаточный материал

карточки

П.78-83, упр. 365

7

2

Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях.

19


Карточки для самостоятельной работы, схемы «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»

Самостоятельная работа по теме «Пунктуация в ССП и простом предложении с однородными членами». ЕГЭ. А -19.

Выполнить синтак-й разбор ПЖ (инд-но)

8

3

Обобщающие слова при однородных членах предложения

26.10


Тексты в распечатанном виде.

Работа с учебником, составление таблицы «Знаки препинания при обобщающих словах»

П.84, упр.379, 381

9

4

Обособленные определения

9.11


Раздаточный материал

Работа по конструированию предложений

Упр. 243

10

5

Обособленные члены предложения. Знаки препинания при них

16


Презентация.

Текст (исправить стилистич-е ошибки)

В2 – 10 . п.85-86, упр.383

11

6

Обособление приложений. Дефис в приложениях

23


Раздаточный материал. Тесты

Карточки: «Предупреждение грамматико-стилистических ошибок».Словарный диктант №2

Упр.385

12

7

Обособление дополнения.

30.11


Таблицы, карточки, тесты. А-28.

Тест по теме Обособление членов предложения».

Тест «Знаки препинания при обособленных определениях и обстоятельствах»

Тест по теме «Обособление членов предложения».

Тест «Знаки препинания при обособленных определениях и обстоятельствах»

Карточки (2 варианта), упр.386

13

8

Обособленные обстоятельства.

7.12


Опорные схемы, раздаточный материал

Составление обобщающей таблицы «Обособление обстоятельств»

П.87, упр.400

14

9

Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

14


Раздаточный материал

Выполнение упражнений по учебнику. Словарный диктант №3

П.88-89, упр.4 07, 408

15

10

Контрольное тестирование в рамках административного контроля 45 мин

21


Раздаточный материал

Инд-е задания

П.90, упр.412

16

11

Знаки препинания при сравнительном обороте.

28.12


Распечатанные задания

Работа по кар-

точкам.

П.90, упр. 415, 416

II полугодие – 18 часов

17

12

Понятие о словах, грамматически не связанных с членами предложения

18.01





18

13

Знаки препинания при обращениях и вводных конструкциях.

25


Дидактический материал. Тест «Вводные слова»

Выполнение теста «Вводные слова». Словарный диктант №4

П.92,упр.420.

19

14

Знаки препинания при вводных словах конструкциях.

1.02


Карточки

Презентация.

Самостоятель-

ная работа с

учебником.

Работа со сло-

варем. Син-

таксиче-ский

разбор пред-

ложения

Упр.421

20

15

Знаки препинания при междометиях.

8


Раздаточный материал.

Презентация.

Творческая

работа. Самостоятельная работа с учебником.

П.93, упр.430,432

21

16

К/Р №2 Контрольная работа по теме «Синтаксис простого предложения»

15.02


Тетради для контрольных работ


Упр.431(у)

Сложное предложение. 8 часов.

Цель:формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их, применять на практике. Формирование коммуникативной компетенции.

ЗУН:правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях всех видов. Уметь выполнять комплексный анализ текста. Составить собственное высказывание по проблеме данного текста.


22

1

Понятие о сложном предложении. Сложносочиненное предложение.

22


Таблица «Сложное предложение», «Знаки препинания в ССП».

Работа по учебнику

П.94-95, упр.444, 445

23

2

Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных предложений.

1.03


Инд-е карточки, распечатанный текст. Талица «Пунктуация в союзном СПП», тесты.

Самостоятельная работа «Нормы согласования и управления»

П.95, упр. 455

24

3

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним или несколькими придаточными.

15


Таблица «Пунктуация в союзном СП», карточки, тесты. А-24. «Знаки препинания в СПП», В-6 «Сложное предложение».

Работа с учеб-

ником. Диф-

ференци-

рованное зада-

ние. Словарный диктант №5


П.96-97, упр. 453, 455

25

4

Бессоюзное сложное предложение.

22.03


Таблица « Пунктуация в БСП», тесты.

Заполнение таблицы

П.98, упр.458

26

5

Знаки препинания в бессоюзном сложном преддложении

5.04


Раздаточный материал. Таблица.

карточки

Упр.460

27

6/1

Р/р1Написание сочинения по заданию С1.

12


Презентация.

Сочинение

Повторить тему «Художественный стиль речи»

28

7

Р/Р2 Комплексныйанализ текста.

19.04


Раздаточный материал.

Презентация.


П.94-99, упр.461

29

8

Р/Р3Рассуждение по тексту.

26


Раздаточный материал

ЕГЭ. С1

П.94-99, упр.462

Способы передачи чужой речи. 2 часа.

Цель: применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

ЗУН: уметь оформлять чужую речь, заменять ее косвенной. Правильно ставить знаки препинания в простом предложении при обращении, вводных словах и вставных конструкциях. Анализ структуры предложения.

30

1

Способы передачи чужой речи.

3.05


Схемы «Знаки препинания при прямой речи»

Тест «Прямая речь»

101-103, упр. 478, 480. П.104, упр. 484

31

2

Употребление знаков препинания. Сочетание знаков препинания.

10.05







Схемы

карточки

П.105, упр.487

Культура речи. Стилистика. 3 (1кр/р) часа.


Цель:повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Формирование навыка определения стиля высказывания.

ЗУН:правильно ставить знаки препинания в простом предложении, вводных словах и вставных конструкциях. Анализ структуры предложения.Функциональные стили.

32

1

Культура речи. Стилистика

17


Раздаточный материал.

Карточки-приложения

Самостоятельная работа

Проверочная работа по теме «Н-НН в суффиксах различных частей речи» А-12 ЕГЭ

П.107. упр.489

33

2

К/р №3 Контрольное тестирование в рамках промежуточной аттестации.

24


Тесты, таблица «Стили и типы речи»

Тетради для контрольных работ

Текст диктанта

П.112-116, упр.541

34

3

Работа над ошибками





Упр. 543








Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся 11 класса по русскому языку.

  1. Оценка орфографической и пунктуационной грамотности.



Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. С его помощью проверяются по орфографии:
а) усвоение слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами;
б) умение правильно писать слова с изученными орфограммами;

по пунктуации:
умение расставлять знаки препинания в соответствии с изученными пунктуационными правилами.

Для контрольного тестового диктанта, проверяющего орфографические и пунктуационные умения в соответствии с изученными правилами, используется текст, доступный по содержанию учащимся данного класса и отвечающий нормам современного русского литературного языка.

Объем диктанта в 10 классе - 180 – 190 слов. При подсчете слов в тексте контрольного диктанта учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктуационные правила были бы представлены не менее чем 2 -3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в 10 классе 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.
В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух – трех уроках).
В диктантах должно быть в 10 классе не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

    1. в переносе слов;

    2. на правила, которые не включены в школьную программу;

    3. на еще не изученные правила;

    4. в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

    5. в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

  1. в исключениях из правил;

  2. в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

  3. в случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

  4. в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

  5. в написании ы и и после приставок;

  6. в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не…; не кто иной, как; ничто иное не…; не что иное, как и др.);

  7. в собственных именах нерусского происхождения;

  8. в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

  9. в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильно написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильно написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3 и более исправлений.

При проверке контрольного текстового диктанта необходимо руководствоваться следующими нормативами.

Отметка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Отметка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Отметка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Отметка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибки при отсутствии орфографических ошибок. Отметка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Отметка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 9 орфографических и 10 пунктуационных ошибок, или 7 орфографических и 12 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 15 пунктуационных ошибок, 10 орфографических и 9 пунктуационных ошибок.

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную отметку. Таким пределом являются отметки «4» две грубые орфографические ошибки, для отметки «3» - четыре грубые орфографические ошибки, для отметки «2» - девять грубых орфографических ошибок.

Диктант оценивается одной отметкой.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две отметки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.

Отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ заданий.

Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. В 9 классе он может состоять из 30-35 слов.

При оценке контрольного словарного диктанта выставляются отметки:

«5» - если нет ошибок;

«4» - 1-2 ошибки;

«3» - 3-4 ошибки;

«2» - 5-7 ошибок.

  1. Оценка сочинений и изложений.



Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 7-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения в 8 классе – 350 – 450 слов.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений в 8 классе – 3,0 – 4,0 страницы.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.

С помощью сочинений и изложений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речь) считается отметкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.



Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.

  2. Фактические ошибки отсутствуют.

  3. Содержание излагается последовательно.

  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

  5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

  1. Работа не соответствует теме.

  2. Допущено много фактических неточностей.

  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.



Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах…», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2, 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6. При выставлении отметки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенных в разделе «Оценка диктантов».



  1. Оценка обучающих работ.

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются:

  1. степень самостоятельности учащегося;

  2. этап обучения;

  3. объем работы;

  4. четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, отметки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из отметок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для отметки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.


  1. Оценка устных ответов учащихся.

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умения применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) степень оформления ответа.

Отметка «5» ставится, если ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отметка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.







11