СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Русский язык

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова). Учебник «Русский язык. 6 класс» в 2-х частях / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич, издательство «Просвещение», 2013. Программа составлена для учащихся 6 класса и рассчитана на 175 часов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Русский язык»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова). Учебник «Русский язык. 6 класс» в 2-х частях / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич, издательство «Просвещение», 2013. Программа составлена для учащихся 6 класса и рассчитана на 175 часов. Учебник соответствует требованиям общеобразовательного стандарта второго поколения по русскому языку для школ с русским (родным) языком обучения. Программа по русскому языку для 6 «Б» класса основной общеобразовательной школы реализует основные идеи ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризует направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».

Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в 5 классе и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной с учётом:

  • программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • фундаментального ядра содержания общего образования по русскому языку;

  • требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

  • программы развития УУД.

Программа по русскому языку для 6 класса основной образовательной школы реализует основные идеи Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Ее характеризуют направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».

В соответствии с ФГОС и Примерной программой содержание курса русского языка направлено на реализацию следующих целей изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе:

- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;

- воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

- овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивному диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;

- овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и Т.Д.);

- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.


Общая характеристика курса


Значение русского языка как учебного предмета в достижении стратегических целей школьного образования и планируемых результатов обучения и воспитания обусловлено сущностью человеческого языка как полифункционального явления, что вводит язык в предметную область разных наук и предполагает метапредметную роль учебного предмета «Русский язык» в системе общего образования. Выполняя свои базовые функции (когнитивную и коммуникативную) язык является важнейшим средством общения и выражения мысли. Язык объединяет людей, регулирует их межличностное и социальное взаимодействие, координирует их практическую деятельность, участвует в формировании систем и национальных образов мира, обеспечивает хранение и передачу информации, традиций культуры и истории народа, формирует сознание и самосознание человека.

Основные особенности программы: актуализация метапредметной функции курса русского языка;интеграция процессов изучения системы языка и развития коммуникативной компетенции учащихся, их мыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, совершенствования познавательной деятельности; усиление аксиологической направленности курса на основе расширения его культурно-исторической составляющей.

В соответствии с Федеральным государственным стандартом второго поколения и Примерной программой по русскому языку для основной школы в данной рабочей программе реализована дидактическая модель образования, основанная на компетентностной образовательной модели: направленность на взаимосвязанное формирование коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций. Реализуемый в программе компетентностный подход согласуется с заявленным в ФГОС системно-деятельностным подходом, имеющим общедидактический характер.

Таким образом особенностью программы является ее направленность на социальное, личностное, познавательное и коммуникативное развитие личности ученика на основе формирования универсальных учебных действий:

- личностные универсальные учебные действия обеспечивают самоопределение человека, выбор ценностных, нравственно-этических ориентиров, мотивация к учению, в частности к изучению русского языка;

- регулятивные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности (постановка и формулирование цели деятельности, учебной задачи, планирование последовательности действий и их коррекция в случае необходимости, осуществление самооценки);

- познавательные учебные действия включают общеучебные действия (формулирование проблемы, выдвижение аргументов, подтверждающих или опровергающих тезис, поиск и извлечение необходимой информации из различных источников, осознанное и произвольное продуцирование высказывания в устной и письменной форме, смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор в зависимости от этого виды чтения, извлечение необходимой информации из прослушанных или прочитанных текстов разной жанровой и стилевой принадлежности, универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);

- коммуникативные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей.

В программе для 6 класса, ориентированной на предметную линию учебников Рыбченковой Л.М., Александровой О.М., Загоровской О.В. и др. реализуется когнитивно-коммуникативный подход, основой которого является направленность обучения на интеграцию процесса изучения системы языка и процессов развития ученика, его мышления, восприятия, воображения и процессов овладения средствами и способами обращения с информацией, совершенствования познавательной деятельности.

Когнитивное развитие ребенка в настоящее время рассматривается в связи с процессами овладения средствами и способами переработки информации, со становлением самой когнитивной системы со всеми ее составляющими: восприятием, воображением, умением рассуждать, выдвигать тезисы и т.д. Исходя из этого в программе актуализирован аспект, связанный с различными видами трансформации текста и его интерпретации в зависимости от заданных условий речевого общения.

В социокультурных условиях начала XXI века формирование коммуникативной компетенции позиционируется как одна из стратегических целей школьного курса русского языка. Коммуникативная компетенция принадлежит к числу базовых универсальных учебных действий, поскольку имеет важное значение в процессах социальной адаптации ребенка. Содержание коммуникативной составляющей программы направлено на овладение умениями аудирования, чтения, говорения и письма как видами речевой деятельности, как средством получения информации, как средством коммуникативно целесообразного, эффективного взаимодействия с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Отличительной особенностью программы, соответствующей предметной линии учебников Л.М. Рыбченковой, является ее направленность на сбалансированное совершенствование всех видов речевой деятельности.

Реализация когнитивно-коммуникативного подхода предопределила выдвижение текста в качестве центральной единицы обучения русскому языку и одновременно результата изучения данного предмета. Ориентация процесса обучения на текст как основную единицу обучения позволяет представить изучаемый языковой материал в его коммуникативном пространстве. Таким образом, программа ориентирована на постижение учащимися не только формальных, но и смысловых, а также функциональных особенностей языковых единиц. В 6 классе предусматривается практическое овладение нормативной речью в связи с изучаемым материалом.


Место учебного предмета «Русский язык»


Программа изучения курса русского языка в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования в 6 классе рассчитана на 210 часов.







Результаты (личностные, метапредметные и предметные) освоения

учебного предмета «Русский язык»


Личностными результатами освоения программы по русскому языку в 6 классе являются:

- понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа;

- понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

- осознание эстетической ценности русского языка;

- уважительное отношение к родному языку;

- потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

- стремление к речевому самосовершествованию;

- формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

- формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку в 6 классе являются:

- овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации);

- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

- способность использовать родной язык и как средство получения знаний по другим предметам;

- коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;

- знакомство с национально-культурными нормами речевого этикета.

Предметными результатами освоения программы по русскому языку в 6 классе являются:

- представление о русском языке как языке русского народа;

- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования;

- овладение всеми видами речевой деятельности:


Содержание учебного предмета

Содержание курса полностью соответствует Примерной программе основного общего образования по русскому языку. Выделяются три сквозные содержательные линии:

- содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;

- содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции;

- содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Названные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы, что находит отражение в тематическом планировании.

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции


Речь и речевое общение

  1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая.

  2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Овладение нормами речевого поведения в ситуациях формального и неформального межличностного общения.


Речевая деятельность

  1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.

  2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной информации текста, воспринимаемого зрительно и на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией общения. Овладение практическими умениями поискового, ознакомительного, изучающего чтения. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста. Создание устных и письменных высказываний разной коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материла на определенную тему.


Текст

1. Понятие текста, основные признаки текста. Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. План текста как вид переработки текста.

2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры. Деление текста на смысловые части. Составление плана текста. Анализ языковых особенностей текста. Создание текстов различного типа. Соблюдение норм.


Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции


Общие сведения о языке

  1. Язык. Языкознание. Представление о языке как знаковой системе, о лингвистике как науке.

  2. Осознание роли языка в жизни человека, важности умения общаться..


Фонетика и орфоэпия

  1. Фонетика как раздел лингвистики.

Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.

  1. Совершенствование навыков различение ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слова.

Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.

Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.


Графика

  1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твердости и мягкости согласного. Способы обозначения [ j ].

  2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, СМС-сообщениях.


Морфемика и словообразование

  1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.

Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, корень, суффикс как словообразующие морфемы.

Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слова.

Возможность исторических изменений в структуре слова.

Понятие об этимологии. Этимологический словарь.

Словообразование как раздел лингвистики.

Морфемный словарь

  1. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.

Применение знаний по морфемике в практике правописания.

Использование морфемного словаря при решении разнообразных учебных задач.


Лексикология и фразеология

  1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.

Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.

Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Словари русского языка.

Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Общеупотребительные слова (нейтральная лексика).

Стилевые пласты лексики. Разные виды лексических словарей русского языка и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

  1. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения экспрессивной окраски и стилевой принадлежности.

Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Проведение лексического разбора слов.


Морфология

  1. Морфология как раздел грамматики.

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия.

Служебные части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки предлогов и союзов.

  1. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.

Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.


Синтаксис

  1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Словосочетание как синтаксическая единица.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения.

Предложения осложненной структуры. Однородные члены предложения. Обращения.

Сложное предложение.

Способы передачи чужой речи.

  1. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.

Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.


Правописание: орфография и пунктуация.

  1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.

Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.

Слитные, раздельные и дефисные написания.

Употребление прописной и строчной буквы.

Перенос слов.

Орфографические словари и справочники.

Пунктуация как система правил правописания.

Знаки препинания и их функции.

Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложненном предложении. Знаки препинания в простом осложненном предложении (при однородных членах предложения, при обращении). Знаки препинания при прямой речи.

  1. Формирование орфографической и пунктуационной зоркости. Соблюдение орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.



Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции


Язык и культура

  1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.

  2. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.


Учебно- тематический план по курсу «Русский язык» 6 класс по программе Л.М. Рыбченковой.


№ п/п

Разделы программы

Количество часов

Из них

теоретический материал

развитие речи

контрол. работы, диктанты

1

Введение.

6

6



2

Морфемика, словообразование, культура речи.

22

19

2

1

3

Лексикология, орфография, культура речи.

39

32

6

1

4

Грамматика. Морфология, орфография, культура речи.






Имя существительное.

20

18

1

1


Имя прилагательное.

28

24

3

1


Имя числительное.

18

15

2

1


Местоимение.

25

18

6

1


Глагол.

33

26

6

1

5

Синтаксис, пунктуация, культура речи.

18

11

3

4

6

Заключительный урок.

1

1



Всего:

210

170

29

11



Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе по программе Л.М. Рыбченковой (175 часов в год- из расчёта 5 часов в неделю).



№ урока

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Дата проведения

Характеристика деятельности

По плану

Факт

1

Русский язык – государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. §1

1



Изучение теоретического материала

2

Понятие о функциональных разновидностях языка. §2

1



Изучение теоретического материала. Работа с таблицей

3

Текст и его признаки. §3

1



Решение лингвистических задач. Совершенствование умения слушать и говорить

4

Орфоэпические нормы. §4

1



Совершенствование орфоэпических умений

Морфемика, словообразование, орфография.



5

Состав слова. §5

1



Самостоятельная работа, работа в парах, микрогруппе.

6

РР Определение принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка (упр.34).

1



Работа с текстом, совершенствование умения определять стиль текста.

7-8

Основные способы образования слов в русском языке. §6

2



Изучение теоретического материала. Решение лингвистических задач

9

Сложные и сложносокращённые слова. §7

1



Совершенствование правописных умений. Определение способов сокращения слова

10

Понятие об этимологии. §8

1



Изучение теоретического материала. Работа с лингвистическими словарями.

11

Морфемный и словообразовательный разбор слова. §9

1



Самостоятельная работа по осуществлению разбора слова

12

РР Сочинение на лингвистическую тему.

1



Развитие творческих способностей учащихся и эрудиции в области языка

13-15

Буквы О и А в корнях –гор-/-гар-, -зор-/-зар-, -раст-/-рос- §10

3



Совершенствование орфографических навыков.

16-18

Правописание приставок пре-/при- §11

3



Орфографический тренинг. Анализ и характеристика значений приставок.

19

Повторение темы «Морфемика, словообразование, орфография».

1



Повторение теоретического материала. Анализ состава слова. Орфографический тренинг

20

•Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1



Самостоятельная работа

21

Работа над ошибками.

1



Диалог. Самостоятельна работа

Лексикология, орфография, культура речи.



22

Повторение изученного в V классе. §13

1



Самостоятельна работа. Работа в парах.

23-24

РР Сочинение-рассказ о народном промысле.

2



Создание текста. Беседа. Письменная работа

25

Метафора. §14

1



Теоретический материал. Анализ текста.

26-27

Лексические выразительные средства. §15

2



Анализ текста. Диалог

28

РР Подготовка материалов для сочинения-описания (упр.113).

1



Групповая работа. Самостоятельная работа

29-31

Чередование гласных в корнях –скак-/-скоч-, -равн-/-ровн-, -твар-/-твор-.

3



Изучение теоретического материала, составление алгоритма действия

32

Исконно русские слова. §17

1



Работа с текстом. Работа со словарем

33

Заимствованные слова. §18

1



Работа с текстом. Работа со словарем

34-35

Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями. §19

2



Совершенствование правописных умений, развитие умений опознавать орфограммы

36-37

Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления. Архаизмы, историзмы, неологизмы. §20

2



Анализ текста. Самостоятельная работа

38

Общеупотребительные слова. Диалектизмы. §21

1



Чтение и анализ текста. Работа со словарем

39

Профессионализмы. §22

1



Работа в парах

40

Жаргонизмы. §23

1



Самостоятельная работа

41

Стилистически нейтральная и книжная лексика. §24

1



Работа со словарем

42

Стилистические пласты лексики. Разговорная лексика. §25

1



Создание алгоритма действий. Анализ текста

43

РР Сочинение-рассуждение.

1



Работа со схемой. Развитие творческих способностей

44-45

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.§26

2



Изучение теоретического материала. сообщения учащихся

46-47

Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные. §27

2



Анализ текста. Работа о словарем

48-49

РР Изложение (сжатое).

2



Овладение способами сжатия текста.

50

Повторение темы «Лексикология».

1



Самостоятельная работа в парах

51

•Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1



Самостоятельная работа

52

Работа над ошибками.

1



Словарная работа. Диалог. Самостоятельная работа

Грамматика. Морфология, орфография. Культура речи.



53

Части речи в русском языке. §29

1



Работа со схемами, составление плана ответа. Анализ слов как частей речи.

54

Имя существительное как часть речи. §30

1



Орфографический тренинг. Совершенствование орфографических умений

55-56

Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные. §31

2



Анализ существительных, работа с таблицей

57

Имена существительные общего рода.

1



Анализ текста. Определение рода

58

Морфологический разбор имени существительного. §33

1



Работа по плану.

59

РР Стиль текста( упр.253, 254).

1



Анализ текста

60-62

Словообразование имён существительных. §34

3



Анализ слов с точки зрения словообразования

63

Сложносокращённые имена существительные. §35

1



Самостоятельная работа. Изучение теоретического материала.

64

Правописание гласных в суффиксах имён существительных. §36

1



Орфографический тренинг, составление алгоритма

65

Повторение темы «Имя существительное». §37

1



Рассказ по плану о существительном

66

•Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1



Самостоятельная работа.

67

Работа над ошибками.

1



Орфографический тренинг. Диалог. Самостоятельная работа

Имя прилагательное.



68

Имя прилагательное как часть речи. §38

1



Анализ характеристика слов с точки зрения морфологических признаков, значения, роли в тексте

69-70

Особенности строения текста-описания. §38 (упр.286-287).

2



Анализ текста

71-72

Степени сравнения имён прилагательных. Сравнительная степень. §39

2



Работа с таблицей. Изучение теоретического материала.

73-74

Степени сравнения имён прилагательных. Превосходная степень. §40

2



Работа с таблицей. Изучение теоретического материала.

75

РР Сжатое изложение ( упр. 303-304).

1



Работа с таблицей. Изучение теоретического материала.

76

Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные. §41

1



Изучение теоретического материала. Анализ прилагательных.

77

Разряды имён прилагательных по значению. Относительные прилагательные. §42

1



Изучение теоретического материала. Анализ прилагательных.

78

Разряды имён прилагательных по значению. Притяжательные прилагательные. §43

1



Изучение теоретического материала. Анализ прилагательных.

79

Морфологический разбор имени прилагательного. §44

1



Диалог, работа с планом и образцами морфологического разбора имени прилагательного

80-81

Словообразование имён прилагательных. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.

2



Работа с таблицей. Изучение теоретического материала, составление алгоритма действий.

82-83

Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных. §46

2



Изучение теоретического материала, орфографический тренинг

84

Правописание имён прилагательных с суффиксами –к- и –ск-. §47

1



Изучение теоретического материала, орфографический тренинг

85-86

Словообразование имён прилагательных. Правописание сложных прилагательных. §48

2



Работа с таблицей

87-88

РР Описание признаков предметов и явлений окружающего мира. §49

2



Самостоятельная работа. Анализ текста.

89

Повторение темы «Имя прилагательное». §50

1



Составление связного высказывания по теме урока

90

•Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1



Самостоятельная работа

Имя числительное.



91

Имя числительное как часть речи. §51

1



Анализ и характеристика слов, как частей речи.

92

Простые, сложные и составные числительные. §52

1



Изучение теоретического материала, анализ числительных

93

Количественные и порядковые числительные. §53

1



Изучение теоретического материала. Составление алгоритма действий

94

РР Роль числительных в тексте (упр.385).

1



Самостоятельная работа по созданию лингвистического текста

95-97

Склонение числительных. §54

3



Анализ таблицы склонения числительных. Самостоятельная работа

98-99

Разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные). §55

2



Изучение теоретического материала, самостоятельная работа

100

РР Сочинение на лингвистическую тему (упр. 417).

1



самостоятельная работа

101

Синтаксическая роль числительных в предложении.

1



Изучение теоретического материала

102

Лексические способы сокращения текста.

1



Анализ текста

103

Морфологический разбор числительного. §57

1



Составление связного высказывания на лингвистическую тему

104

Повторение темы «Имя числительное». §58

1



Работа в парах. Диалог. Орфографический тренинг

105

•Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1



Самостоятельная работа

Местоимение.



106

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. §59

1



Анализ и характеристика слов, как частей речи. анализ таблицы

107

Личные местоимения. §60

1



Составление таблицы разрядов местоимений

108

РР Приёмы сжатия текста. §60

1



Анализ и сжатие текста

109

Возвратное местоимение себя. §61

1



Изучение теоретического материала Составление таблицы разрядов

110-111

Притяжательные местоимения. §62

2



Изучение теоретического материала Составление таблицы разрядов

112-113

РР Сочинение-описание картины Н. Богданова- Бельского «Виртуоз» (упр.450-451).

2



Самостоятельная работа по составлению текста описания

114

Указательные местоимения. §63

1



Изучение теоретического материала Составление таблицы разрядов

115

Определительные местоимения. §64

1



Изучение теоретического материала Составление таблицы разрядов

116

РР Текст. Логика текста (упр.460).

1



Анализ текста

117-118

Вопросительно- относительные местоимения. §65

2



Изучение теоретического материала Составление таблицы разрядов

119-120

Неопределённые местоимения. §66

2



Изучение теоретического материала Составление таблицы разрядов

121-122

Отрицательные местоимения. §67

2



Изучение теоретического материала Составление таблицы разрядов

123

Морфологический разбор местоимения. §68

1



Составление связного высказывания на лингвистическую тему

124-125

РР Сочинение – описание картины А. Пластова «Жатва» (упр.488-491).

2



Самостоятельная работа по составление текста описания

126

Повторение темы «Местоимение». §69

1



Рассказ по плану о местоимении. Орфографический тренинг

127

•Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1



Самостоятельная работа

Глагол.



128-129

Глагол. §70

2



Анализ и характеристика слов, как частей речи. анализ таблицы

130

Совершенный и несовершенный вид глагола. §71

1



Изучение теоретического материала. Определение вида глагола.

131

Разноспрягаемые глаголы. §72

1



Изучение теоретического материала

132-133

Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы. §73

2



Изучение теоретического материала. Самостоятельная работа

134-136

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. §74

3



Изучение теоретического материала. Классификация глаголов по наклонениям

137

Условное наклонение. §75

1



Изучение теоретического материала. Классификация глаголов по наклонениям

138-139

РР Сочинение-рассуждение по упр. 540.

2



Самостоятельная работа по составлению текста-рассуждения

140-142

Повелительное наклонение. §76

3



Изучение теоретического материала. Классификация глаголов по наклонениям

143-144

РР Создание текста - инструкции (упр. 550-552).

2



Самостоятельная работа по составлению текста-инструкции

145-146

Употребление наклонений. §77

2



Анализ текста. Функция глаголов. Классификация глаголов по наклонениям

147-149

Безличные глаголы. §78

3



Изучение теоретического материала. Тренинг

150

Морфологический разбор глагола. §79

1



Составление связного высказывания о глаголе по плану.

151-153

Правописание гласных в суффиксах глаголов. §80

3



Изучение теоретического материала. Составление алгоритма действий. Тренинг.

154-155

РР Рассказ о событии. §81

2



Самостоятельная работа по созданию текста-повествования

156

Повторение темы «Глагол». §82

1



Составление плана рассказа о глаголе. Орфографический тренинг

157

•Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1



Самостоятельная работа

158

Работа над ошибками.

1



Диалог. Самостоятельная работа со словарем. Орфографический тренинг

Синтаксис, пунктуация, культура речи.



159

Основные единицы синтаксиса. §83

1



Изучение теоретического материала

160

Простое предложение.§84

1



Анализ предложения с очки зрения структуры.

161-162

РР Сочинение-описание картины А. Куинджи «Берёзовая роща» (упр.591-592).

2



Создание текста описания

163

Порядок слов в предложении. §85

1



Изучение теоретического материала. Анализ текста

164-165

Простое осложнённое предложение. §86

2



Анализ простого предложения. Обращение. Однородные члены. Вводные слова

166

РР Рассуждение. §87

1



Создание текста рассуждения

167-168

Сложное предложение. §88

2



Анализ предложения с точки зрения структуры. Простые и сложные предложения

169

Синтаксический разбор простого и сложного предложений. §89

1



Рассказ по плану на лингвистическую тему

170

Повторение темы «Синтаксис и пунктуация».§89

1



Составление плана по теме урока. Анализ текста

171

•Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1



Самостоятельная работа

172

Работа над ошибками.

1



Диалог. Самостоятельная работа. Орфографический тренинг

173-174

•Итоговая контрольная работа за курс 6 класса.

2



Самостоятельная работа

175

Итоговый заключительный урок. Подведение итогов за год.

1



Самостоятельная работа




Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе:

  1. Примерная программа по русскому языку для основной школы.

  2. Учебник «Русский язык. 6 класс» в 2-х частях . Авторы: Л.М. Рыбченкова, О.М.Александрова, О. В. Загоровская,А. Г. Нарушевич. М.: Издательство «Просвещение», 2013

  3. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Авторы: Л.М. Рыбченкова, Т.Н. Роговик

  4. Рыбченкова Л.М.Русский язык. Поурочные разработки. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват.учреждений.- Изд-во «Просвещение», 2012

  5. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. - М.:Просвещение, 2012. - 4-е изд.

6. Соловьёва Н.Н. Русский язык. Диктанты и изложения. 5 класс. - М.:Просвещение, 2012

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

  1. Электронное приложение к учебнику.

  2. Программа «Домашний репетитор»

  3. Репетитор «Русский язык» (система тестов)

  4. Репетитор по русскому языку (библиотека Кирилла и Мефодия)

  5. Культура письменной речи http://www.gramma.ru

  6. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru

  7. Мир слова русского http://www.rusword.org

  8. Светозар: открытая международная олимпиада школьников по русском языку http://www.svetozar.ru

  9. Электронные пособи по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru

  10. http://rusolimp.kopeisk.ru





Планируемые результаты изучения учебного предмета



Уровень «ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ»: основные теоретические лингвистические понятия, изучаемые в 6 классе, и сведения о происхождении этих понятий; основные закономерности исторического процесса формирования языка, правила применения орфограмм и пунктограмм, адекватно понимать информацию устного и письменного характера (цели, темы и проч.); роль русского языка как языка русского народа, государственного, средства межнационального общения; связь языка и культуры народа; роль родного языка в жизни человека и общества, развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, процессе самообразования, основы научных знаний о родном языке, взаимосвязи его уровней и единиц.

Уровень «УМЕТЬ/ПРИМЕНЯТЬ»: приёмы ознакомительного и изучающего чтения; навыки анализа и характеристики звука, буквы, слога, морфемы, слова, словосочетания, предложения, текста с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения; устанавливать принадлежность текста к определённому типу речи, делить текст на микротемы, осуществлять информационную переработку текста, самостоятельно создавать устное и письменное монологическое высказывание, опираясь на самостоятельно составленный план, обосновывая своё мнение и приводя аргументированные примеры; создавать текст в устной и письменной форме; приёмы работы со схемами, таблицами; сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка, использовать фонетический, морфемный, лексический, морфологический, синтаксический разборы при характеристике слова или предложения; соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию, использовать в своей речи выразительные средства языка, выступать перед аудиторией, восстанавливать деформированный текст, кодировать и декодировать информацию, оценивать речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, анализировать языковой материал, ставить цели и задачи и делать выводы, анализировать и оценивать собственную учебную деятельность.