СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа. Русский язык. 7 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа создана к учебнику Т.А. Ладыженской по русскому языку для 7 класса по программе М.Т. Баранова

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. Русский язык. 7 класс.»





Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа № 39 г.Челябинска»

Ул. Марченко, д.23г, г.Челябинск, 454085, тел./факс (351)772-38-84

e-mail[email protected], http://school39.ucoz.ru


Рассмотрено на МО учителей русского языка и литературы

_____________ С.П. Вельм

«___» _____________ 2016 г


СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

__________ Дерябина В.А.

«___» ____________ 2016 г

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ СОШ № 39

___________С.В.Урванцева

«___» ____________ 2016 г










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Русский язык»


7 класс общеобразовательный






Разработчики программы:

Сумина Лидия Васильевна

учитель русского языка

и литературы высшей категории

Вельм Светлана Павловна

учитель русского языка

и литературы первой категории








Челябинск

2016

Содержание программы



п/п

Разделы рабочей учебной программы

Стр

1

Информационная карта




2

Пояснительная записка


2.1

Нормативно – правовая и инструктивно – методическая основа программы



2.2

Характеристика содержания курса


2.3

Цели и задачи курса


3

Календарно-тематический план


4

Программно-методическое обеспечение



5

Требования к уровню подготовки обучающихся



6

Характеристика контрольно-измерительных материалов


7

Список литературы для подготовки и проведения учебных занятий, контрольно- измерительные материалы





















































1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА (ПАСПОРТ) ПРОГРАММЫ


Тип педагогической программы

Учебная программа

Вид Программы

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык»

Уровень программы

Общеобразовательный

Контингент

обучающихся

Учащиеся 7-х классов МБОУ «СОШ № 39 г. Челябинска»

Наименование

Программы

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык. 7класс»

Заказчик

Программы

Субъекты образовательного сообщества 7-х классов МБОУ «СОШ № 39 г.Челябинска»

Цель

Программы

Оказание содействия обучающимся 7-х классов МБОУ «СОШ № 39 г.Челябинска» в освоении содержания литературного образования

Назначение Программы

  • Для обучающихся и родителей (законных представителей) 7-х классов МБОУ «СОШ № 39 г.Челябинска» данная Программа обеспечивает реализацию их права на информацию об объеме учебных услуг по литературному образованию в этом классе, права на выбор этих услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.

  • Для педагогического коллектива МБОУ «СОШ № 39 г.Челябинска» данная Программа определяет приоритеты в содержании литературного образования в 7-х классах и способствует интеграции и координации деятельности педагогов в учебном процессе.

  • Для администрации МБОУ «СОШ №39 г. Челябинска» данная Программа является основанием для определения качества реализации определенного объёма гарантированных учебных услуг по литературному образованию в 7-х классах МБОУ «СОШ № 39 г.Челябинска».

Уровень освоения содержания образования


Базовый

Сроки освоения

Программы

Продолжительность реализации программы – 1 год

Объем учебного времени - 175 часов

Режим

учебных занятий

5 часов в неделю

Виды и формы

контроля

Текущий: Индивидуальные задания, сочинения на различные темы, словарные диктанты, тесты, составление планов, изложения.

Тематический: проверочные и контрольные диктанты, комплексный анализ текста.

Итоговый: контрольный диктант

Форма освоения

Программы

Очная

Результат реализации программы

Воспитание бережного отношения к русскому языку как духовной и культурной ценности народа, совершенствование навыков чтения и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма. Формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенций в пределах программных требований. Обеспечение необходимого уровня прочных знаний и умений по всем изучаемым разделам курса.










2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


2.1 Нормативно-правовое обеспечение разработки и реализации рабочей программы учебного предмета «Русский язык»


Рабочая учебная программа учебного предмете «Русский язык» для 7 общеобразовательных классов МБОУ «СОШ № 39 г. Челябинска» составлена в соответствии на основе нормативно-правовых и инструктивно-методических документов.


  1. Приказа Министерства образования РФ от 05. 03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от 26.01.2016 г. №38)

  3. 6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность поадаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России14.08.2015 г. № 38528)

  4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

  5. Приказа ГУОиН Челябинской области от 01.07.2004 г. №02-678 «Об утверждении областного базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Челябинской области, реализующих программы общего образования»

  6. Приказа ГУОи Н Челябинской области от 16.06.2011г. №4-997 «Об утверждении областного базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Челябинской области, реализующих программы общего образования».

  7. Приказа Министерства образования и науки Челябинской области «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования» от 30.05.2014 № 01/1839

  8. Письма Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009г. №103/3404 «О разработке учебных программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области».

  9. Приложения к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 17. 06.2016. № 03-02/ 5361 «О преподавании учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в 2016-2017 учебном году».

  10. Программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов авторов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского. – М.: «Просвещение», 2009.

  11. Школьного учебного плана МБОУ «СОШ № 39 г. Челябинска» на 2016-2017 учебный год.

  12. Положения о рабочей программе Муниципального образовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы №39 г. Челябинска». (Приказ № 251от 30.05.2016).







2. 2. Характеристика содержания курса

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 7 класса составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М .Шанского «Русский язык. 5-9 классы» - М.: «Просвещение», 2009 г.

Программа реализуется по учебнику: Русский язык: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский – М.: Просвещение, 2009.

Выбор авторской программы мотивирован тем, что она соответствует требованиям государственного стандарта общего образования, способствует развитию коммуникативных умений и навыков, построена с учетом принципов системности, научности, доступности и преемственности, имеет завершенную линию и вполне соответствует целям и задачам учебного процесса общеобразовательной школы в условиях обновленного содержания.

Рабочая программа рассчитана на 175 часов в год, что полностью соответствует ОБУП, авторская же программа – на 170 часов. Разница в 5 часов объясняется тем, что рабочая программа составлена на 35 учебных недель, а авторская на 34 недели.


Распределение часов по программе и КТП отражено в таблице:


п/п


Название раздела

(темы)

Количество часов



Обоснование

по авторской

программе

по рабочей программе

1

Русский язык как развивающееся явление.

1

1


2

Повторение изученного в 5-6 классах

12+2

12+2


3

Причастие.

25+6

26+5


4

Деепричастие.

10+2

10+2


5

Наречие.

28+6

28+6


6

Категория состояния как часть речи.

4+2

4+2


7

Служебные части речи

1+0

1+0


8

Предлог.

12+2

12+2


9

Союз.

16+2

16+2


10

Частица.

18+4

18+4


11

Междометие.

4+0

4+0


12

Повторение и систематизация пройденного в 7 классе.

12+2

15+4

Урок № 170. Орфография: слитное, раздельное и дефисное написание слов

Урок № 171. Проверочный тест по орфографии

Урок № 173. Синтаксис и пунктуация. Знаки препинания в сложном предложении

Урок № 174. Р.Р.Нормы построения текста

Урок № 175. Р.Р.Нормы речевого поведения (речевой этикет)


Итого

170

175



Формы и средства контроля:


№ п/п

Название раздела (темы урока)

Контрольные работы по авторской программе

Контрольные работы по рабочей программе

1

Повторение изученного в 5-6 классах

Контрольный диктант-1

2

Причастие

Диктант – 1

Сочинение- 2

Изложение- 2

Комплексный анализ

текста - 1

Диктант- 1

Сочинение- 2

Изложение- 2

Комплексный анализ

текста - 1

3

Деепричастие

Сочинение- 1

Тест - 1

Сочинение- 1

Тест - 1

4

Наречие

Сочинений – 3

Изложение – 1

Диктант – 1


Сочинений – 3

Изложение – 1

Диктант – 1

Контрольная работа - 1

5

Категория состояния

Изложение - 1

Изложений - 1

5

Предлог

Сочинение - 1

Сочинение -1

Диктант - 1

6

Союз

Сочинение - 1

Сочинение – 1

Диктант - 1

7

Частица

Сочинение - 2

Сочинение – 2

Диктант - 1

8


Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах

Сочинение - 1

Сочинение – 1

Диктант – 1

Тест - 1


Итого: диктантов – 7; сочинений – 11; изложений – 4; тестов – 2; комплексный анализ текста – 1.


Реализация НРЭО языкового образования на уроках русского языка преследует следующие цели:

  • обучение русскому языку как средству коммуникации во всех сферах деятельности,

  • повышение языковой и лингвистической культуры учащихся,

  • овладение единицами языка с национально-культурным компонентом значения,

  • овладение русским речевым этикетом.

Направление реализации НРЭО языкового образования - коммуникативное. Это направление реализовано в курсе «Русская словесность» по учебнику:

Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности: Учебник для 7кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009.


№ урока

Тема урока

Содержание НРЭО

1

Русский язык как развивающееся явление

№1 Русский язык как развивающееся явление

2

Повторение изученного в 5-6 кл. Синтаксис и пунктуация

№2 Стилистические возможности синтаксиса (упр. 90 )

10

Морфология орфография.

Морфологический разбор слова.

№3 Стилистические возможности существительных и прилагательных (упр. 86, 89)

11

Стили литературного языка

№4 Стили литературного языка (упр. 26-28)

12

Публицистический стиль

№5 Публицистический стиль литературного языка (упр.33, 34 )

16

Повторение изученного о глаголе

№6 Стилистические возможности глагола

21

Подготовка к сочинению описанию внешности человека

НРЭО №7Описание внешности героя § 74 (упр.163-165)

35

Выборочное изложение с описанием внешности человека (отрывок из рассказа М. Шолохова «Судьба человека»).

№8 Использование разговорного языка в худ. произведениях

§ 7 , упр. 13, 15

44

Сочинение по личным впечатлениям на тему: «Вы с ним знакомы».

№9 Стилистическая и эмоциональная окраска слова

52

Сочинени на основе картины Григорьева «Вратарь»

№10 Повествование о поступках героя (упр. 160, 161 )

63

Сочинение в форме дневниковых записей ( по картине И. Перова «Первый снег»).

№11 Единица композиции. Взаимосвязи единиц композиции (упр. 176, 177)

87

Описание внешности и действий человека по картине Е.Н. Широкова «Друзья».

№12 Описательная деталь (упр. 181, 182)

95

Выборочное изложение с описанием состояния человека и природы (К. Паустовский «Обыкновенная земля»).

№13 Пейзаж, интерьер

105

Репортаж на основе увиденного на картине (А.В. Сайкина «Детская спортивная школа») по данному началу.

№ 14 Диалог и монолог в художественной словесности ( упр 49, 50 )

133

Работа над вымышленными рассказами. Композиция. Обрамление

№15 Рассказ. Кто и как изображается в эпическом произведении. ( упр158-159)

136

Составление «рассказа в рассказе» по данному началу и концу

№16 Сюжет и фабула. Этапы сюжета

142

Написание рассказа по данному сюжету

№17 Рассуждение о герое. (упр.169)

160

Итоговое повторение. Лексика и фразеология

18 Стилистические возможности фразеологии (упр. 84, 85 )

2.3. Цели изучения русского языка


Курс русского языка 7 класса направлен на достижение следующих целей:

- познакомить с самостоятельными (причастие и деепричастие), служебными частями речи, междометием, их функционированием в различных сферах и ситуациях общения, нормами употребления в речи;

- формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать изученные языковые единицы, оценивать их с точки зрения нормативности; правильно писать слова с изученными орфограммами, непроверяемыми написаниями; выделять запятыми причастные и деепричастные обороты; работать с текстом;

- совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки в разных сферах и ситуациях использования русского литературного языка: при написании рассказов на предложенные сюжеты, сочинений-рассуждений на материале жизненного опыта, подробных и сжатых изложений, при создании текстов публицистического стиля и устных рассказов;

- воспитывать  гражданственность и патриотизм, сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.





3. Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 7 класса


№ урока

№ урока в разделе

Дата

Коррекция

Тема урока

Основное содержание Федерального компонента государственного стандарта

НРЭО

I четверть: 40 часов

1

1



Русский язык как развивающееся явление


Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет.

№1 Значение языка в жизни человека и общества. Язык и слово (упр. 2)

Повторение изученного 5-6 классы (12+2)

2

1



Повторение изученного в 5-6 классах. Синтаксис. Единицы синтаксиса

Синтаксис. Единицы синтаксиса. Словосочетание и его виды. Классификация простых и сложных предложений. Знаки препинания в конце предложения, при прямой речи, диалоге.

№2 Стилистические возможности синтаксиса (упр. 90)

3-4

2-3



Повторение изученного в 5-6 классах. Пунктуация. Пунктуационный разбор

Знаки препинания, их функции. Знаки препинания в простом и сложном предложениях.


5

4



Повторение изученного в 5-6 классах. Лексика и фразеология

Слово- основная единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Стилистически окрашенная лексика. Фразеологизмы; их значение и употребление. Работа с толковым словарем.


6-7

5-6


Повторение изученного в 5-6 классах. Фонетика и орфоэпия.

Фонетический разбор.

Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Основные орфоэпические нормы русского литературного языка. Выразительные средства фонетики


8-9

7-8



Повторение изученного в 5-6 классах. Словообразование и орфография.


Виды морфем. Чередование звуков в морфемах. Основные способы образования слов. Правописание гласных и согласных в составе морфем.


10-11

9-10



Морфология орфография.

Морфологический разбор слова.

Система частей речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

№3 Стилистические возможности существительных и прилагательных (упр. 86, 89)

12

11



Р/Р Текст. Стили литературного языка

Текст как продукт речевой деятельности. Смысловые части и основные средства связи между ними. Функциональные разновидности языка.

№4 Стили литературного языка (упр. 26-28)

13

12



Р/р Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности

Публицистический стиль и его признаки

№5 Публицистический стиль литературного языка (упр.33, 34 )

14

13



Контрольный диктант

Применение знаний и умений по орфографии и пунктуации в практике правописания.


15

14




Анализ контрольных работ.

Работа над ошибками.



Морфология. Орфография. Культура речи

Причастие (26 + 5 )

16

1



Повторение изученного о глаголе в 5-6 классах.

Грамматическое значение, морфологические признаки. Правописание окончаний глаголов.

№6 Стилистические возможности глагола

17

2



Понятие о причастии.

Причастие как часть речи, грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.


18

3



Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаний причастий.

Полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных и причастий.



19-20

4-5



Причастный оборот.

Выделение причастного оборота запятыми.

Понятие об одиночном причастии и причастном обороте. Связь причастия с определяемым и зависимыми словами, границы причастного оборота. Синтаксическая синонимия



21-22

6-7



Р.Р 1) Описание внешности человека.

2) Написание сочинения

Описание, его признаки. Структура текста, его языковые особенности.

№7 Описание внешности героя § 74 (упр.163-165)

23

8



Действительные и страдательные причастия

Смысловые различия действительных и страдательных причастий; нормы употребления причастий в речи.

24

9



Краткие и полные страдательные причастия.

Различение полных и кратких причастий. Синтаксическая роль полных и кратких причастий. Орфоэпические нормы. Правописание кратких прилагательных и кратких причастий.


25-26

10-11



Действительные причастия настоящего времени.

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Способы образования действительных причастий настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Предупреждение ошибок в употреблении причастий в речи.


27

12



Действительные причастия прошедшего времени.

Способы образования действительных причастий прошедшего времени. Написание гласных перед суффиксами причастий. Орфоэпические нормы.


28

13



Р.Р. № 5 Изложение с изменением формы лица.

Изложение содержания прочитанного текста с его творческой переработкой.


29-30

14-15




Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в страдательных причастиях настоящего времени.


Способы образования страдательных причастий настоящего времени. Условия выбора суффиксов - ом-, -ем-, -им- Употребление причастий в речи.


31

16



Страдательные причастия прошедшего времени.

Способы образования страдательных причастий прошедшего времени. Условия выбора гласной в суффиксах глаголов и причастий прошедшего времени.


32

17



Гласные перед –НН- и –Н- в полных и кратких страдательных причастиях.

Условия выбора гласной перед – Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Конструирование предложений.


33-34

18-19



- Н- и –НН- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна –Н- в отглагольных прилагательных.

Условия выбора –Н- и –НН- в прилагательных и причастиях


35-36

20-21



-Н- и –НН- в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных.

Условия выбора –Н- и –НН- в прилагательных и причастиях


37

22



Р.Р. Выборочное изложение текста с описанием внешности (отрывок из рассказа М. Шолохова «Судьба человека»).

Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания внешности человека

№8 Использование разговорного языка в худ. произведениях

§ 7 , упр. 13, 15

38

23



Морфологический разбор причастия.

Общее значение причасти, морфологические признаки, синтаксическая роль


39

24



Проверочный диктант.



40

25



Работа над ошибками

Классификация и исправление допущенных ошибок


41

26



Слитное и раздельное написание не с причастиями.



42

27



Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий.


43

28



Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие».

Значение, морфологические признаки, синтаксическая роль полных и кратких причастий. Правописание причастий.


44

29



Контрольная работа: комплексный анализ текста

Многоаспектный анализ текста


45

30



Работа над ошибками.

Классификация и исправление допущенных ошибок


46

31



Р.Р. Сочинение по личным впечатлениям на тему «Вы с ним знакомы)



Деепричастие ( 10 + 2 )

47

1



Деепричастие как часть речи

Деепричастие в системе частей речи. Глагольные и наречные признаки деепричастия, синтаксическая и текстообразующая роль деепричастий.


48-49

2-3



Деепричастный оборот.

Знаки препинания при деепричастном обороте.

Деепричастный оборот.

Знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми.



50

4



Р.Р.Описание действий как вид текста

Описание действий как вид текста: труктура, языковые особенности.


51

5



Раздельное написание не с деепричастиями.

Правописание Не с деепричастиями


52

6



Деепричастия совершенного вида и несовершенного вида

Деепричастия совершенного вида и несовершенного вида и их образование


53

7



Р.Р. Сочинение на основе картины С.Григорьева «Вратарь»

Рассказ по картине

№10 Повествование о поступках героя ( упр. 160 , 161)

54

8



Употребление деепричастий в речи

Употребление деепричастий в речи.


55

9



Морфологический разбор деепричастия.



56

10



Систематизация и обобщение изученного по теме «Деепричастие»



57

11



Контрольная работа по теме «Деепричастие»: тест

Способы образования деепричастий. Правописание деепричастий. Знаки препинания при деепричастном обороте.


58

12



Анализ контрольной работы

Классификация и исправление допущенных ошибок


Наречие (28 + 6 )

59

1



Наречие как часть речи.

Наречие как самостоятельная неизменяемая часть речи: грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.


60-62

2-4



Смысловые группы наречий.

Разряды наречий по значению. Употребление наречий


63

5



Употребление наречий для связи предложений в тексте

Разряды наречий по значению. Употребление наречий


64-65

6-7



Р.Р. Сочинение в форме дневниковых записей ( по картине И. Перова «Первый снег»).

Сочинение в форме дневниковых записей

№11 Единица композиции. Взаимосвязи единиц композиции (упр. 176, 177)

66-67

8-9



Степени сравнений наречий.

Образование степеней сравнения наречий


68

10



Морфологический разбор наречий.

Морфологические признаки наречия.


69

11



Р.Р. Сочинение-рассуждение на тему «Прозвища».

Сочинение-рассуждение


70-71

12-13



Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е.

Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е.


72-73

14-15



Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий.

Правописание отрицательных наречий


74

16



Контрольный диктант за 1-ое полугодие



75-76

17-18



Одна и две буквы н в наречиях на – о и – е.

Образование наречий от прилагательных


77

19



Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Словарный диктант

Буквы о и е после шипящих на конце наречий.


78-79

20-21



Буквы о и а на конце наречий.

Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-


80-81

22-23



Р.Р. Подробное изложение с элементами сочинения.

Подробное изложение с элементами сочинения


82-83

24-25



Дефис между частями слова в наречиях

Дефис между частями слова в наречиях


84-85

26-27

25.01

26.01


Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных.

Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных.


86-87

28-29

27.01


Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.


88

30

30.01


Р.Р. Описание действий человека по картине Е.Н. Широкова «Друзья».

Структура текста, содержащего описание, его языковые особенности

№12 Описательная деталь (упр. 181, 182)

89-90

31-32

31.01


Систематизация и обобщение изученного по теме «Наречие».

Морфологические признаки, синтаксическая роль, правописание наречий


91

33

1.02


Контрольная работа по теме «Наречие»

Правописание наречий. Виды разбора на основе аудируемого текста


92

34

2.02


Анализ контрольных работ

Классификация и исправление допущенных ошибок


Категория состояния ( 4 + 2)

93-94

1-2

3.02

6.02


Категория состояния как часть речи. Ее отличия от наречий.

Категория состояния и модальные слова в системе частей речи


95

3

7.02


Синтаксическая роль слов категории состояния.

Синтаксическая роль слов категории состояния.


96-97

4-5

8.02

9.02


Р.Р. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека и природы (К. Паустовский «Обыкновенная земля» ).

Сжатое изложение с описанием природы

№13 Пейзаж, интерьер

98

6

10.02


Морфологический разбор слов категории состояния.

Морфологические признаки, синтаксическая роль.


Служебные части речи. Культура речи ( 1 час )

99

1

13.02


Служебные части речи. Культура речи.

Служебные части речи, их отличия от самостоятельных частей речи. Основная роль служебных частей речи.


Предлог ( 11+2 )

100

1

13.02


Предлог как служебная часть речи.

Предлог как служебная часть речи. Предлог как средство связи слов в словосочетании и предложении


101

2

14.02



Употребление предлогов.

Предлоги однозначные и многозначные. Употребление предлогов с существительными, числительными, местоимениями.


102-103

3-4

15.02

16.02


Непроизводные и производные предлоги.

Непроизводные и производные предлоги.


104

5

17.02


Простые и составные предлоги.

Простые и составные предлоги.


105

6

.20.02


Морфологический разбор предлогов.



106-107

7-8

21.02


Р.Р.Рассказ-репортаж на основе увиденного на картине (А.В. Сайкина «Детская спортивная школа»)

Репортаж

№ 14 Диалог и монолог в художественной словесности ( упр 49, 50 )

108-109

9-10

22.02

24.02


Слитное и раздельное написание производных предлогов

Слитное и раздельное написание производных предлогов


110

11

27.02


Систематизация и обобщение изученного по теме «Предлог».

Предлог как служебная часть речи и средство связи слов в словосочетании и предложении. Употребление предлога с одним или несколькими падежами. Основное грамматическое значение предлога..Разряды по происхождению и составу. Правописание производных предлогов. Различение на письме производных предлогов и созвучных словосочетаний


111

12

28.02


Контрольный диктант по теме «Предлог»

Правописание производных предлогов. Различение на письме производных предлогов и созвучных словосочетаний


112

13

1.03


Анализ контрольных работ

Классификация и исправление допущенных ошибок


СОЮЗ ( 16 + 2 )

113

1

2.03


Союз как часть речи.

Союз как служебная часть речи, как средство связи однородных членов предложения и частей сложного предложения. Синтаксическая роль союзов в предложениях. Союзы- синонимы


114

2

3.03


Простые и составные союзы.

Простые и составные союзы.


115-116

3-4

6.03

7.03


Союзы сочинительные и подчинительные.

Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая перед союзами в простом и сложном предложении. Употребление сочинительных и подчинительных союзов. Текстообразующая роль союзов


117

5

9.03


Запятая между простыми предложениями в составе союзного сложного предложения

Запятая перед союзами в простом и сложном предложении. Употребление сочинительных и подчинительных союзов. Текстообразующая роль союзов


118-119

6-7

10.03

13.03


Сочинительные союзы.

Группы сочинительных союзов, их назначение. Употребление сочинительных союзов для связи частей текста


120-121

8-9

14.03


Подчинительные союзы.

Группы подчинительных союзов по значению. Употребление подчинительных союзов


122

10

15.03


Морфологический разбор союза.

Морфологический разбор союза. Разряды союзов по строению и по значению.


123-124

11-12

16.03


Р.Р.Сочинение - рассуждение на дискуссионную тему «Книга наш друг и товарищ».

Рассуждение на дискуссионную тему, его языковые особенности.


125

13

17.03


Слитное написание союзов тоже, также, чтобы.

Слитное написание союзов.


126

14

20.03


Различение на письме союзов тоже, также, чтобы от других частей речи

Отличие написания союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогами и частицами и союза также от наречия так с частицей же


127-128

15-16

21.03

22.03


Обобщение и систематизация изученного по темам «Предлоги» и «Союз».

Сходство и различие между предлогами и союзами. Типы предлогов. Слитное и раздельное написание производных предлогов. Отличия производных предлогов от существительных с предлогами. Употребление союзов и предлогов.


129

17

30.03


Контрольный диктант.

Соблюдение орфографических и пунктуационных норм


130

18

31.03


Анализ диктанта

Работа над ошибками


Классификация и исправление допущенных ошибок


Частица (18 + 4 )

131

1

3.04


Частица как служебная часть речи.

Частица как служебная часть речи. Роль частиц в предложении


132-133

2-3

4.04

5.04


Разряды частиц. Формообразующие частицы.

Разряды частиц. Формообразующие частицы.


134

4

6.04


Р.Р. Работа над вымышленными рассказами. Композиция. Обрамление

Вымышленный рассказ

№15 Рассказ. Кто и как изображается в эпическом произведении. ( упр158-159)

135-136

5-6

7.04

10.04


Смысловые частицы

Смысловые частицы, их роль и значения: вопросительные, восклицательные, указательные, усилительные. Частицы, выражающие сомнение, уточнение, ограничение.


137-138

7-8

11.04

12.04


Р.Р. Составление «рассказа в рассказе» по данному началу и концу

Рассказ по данному началу и концу

№16 Сюжет и фабула. Этапы сюжета

139-140

9-10

13.04


Раздельное и дефисное написание частиц.

Раздельное и дефисное написание частиц.


141

11

14.04


Морфологический разбор частицы.

Общее значение, правописание частиц.


142-143

12--13

17.04

18.04


Отрицательные частицы

Отрицательные частицы. Роль отрицательной частицы НЕ. Значение частицы НИ


144-145

14-15

19.04

20.04


Различение частиц не и ни

Различение на письме частиц НЕ и НИ


146-147

16-17

21.04

24.04


Частица ни, приставка ни, союз ни-ни.

Различение на письме частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ


148-149

18-19

25.04

26.04


Раздельное и дефисное написание частиц

Раздельное и дефисное написание частиц


150

20

27.04


Обобщение и систематизация изученного по теме «Частица».

Использование частиц для передачи различных оттенков значения и для образования форм глагола. Разряды частиц по значению и составу. Смысловые различия частиц НЕ и НИ. Употребление частиц с разными частями речи



151

21

28.04


Контрольный диктант с грамматическим заданием

Правописание предлогов, союзов, частиц.


152

22

2.05


Анализ диктанта

Работа над ошибками

Классификация и исправление допущенных ошибок


Междометие. Звукоподражательные слова ( 4 часа.)

153

1

3.05


Междометие как особый разряд слов

Междометие как особый разряд слов.


154-155

2-3

4.05


Звукоподражательные слова, их грамматические особенности и отличие от междометий

Звукоподражательные слова, их отличие от междометий


156

4

5.05


Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.

Дефис в междометиях. Интонационное и пунктуационное выделение междометий в предложениях.


Повторение и систематизация изученного в V- VII классах (15+4)

157

1

8.05


Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи.

Текст. Стили и типы речи. Прямой и обратный порядок слов. Способы и средства связи предложений в тексте


158-159

2-3

10.05


Р.Р.Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему

Изложение содержания текста публицистического стиля


160

4

11.05


Культура речи. Орфоэпические нормы

Основные виды языковых норм. Орфоэпические нормы


161

5

12.05


Лексика и фразеология.

Лексические нормы

№ 17 Стилистические возможности фразеологии (упр. 84, 85 )

162

6

15.05


Грамматические нормы

Нормы построения словосочетаний, предложений. Нормы образования форм слов


163

7

16.05


Контрольный диктант

Применение знаний и умений в практике правописания.


164

8

17.05


Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

Классификация и исправление допущенных ошибок


165

9

18.05


Орфография: Орфограммы корня



166

10

19.05


Орфография: правописание приставок

Орфограмма. Неизменяемые приставки. Условия написания з и с на конце приставок. Приставки пре- и при-. Правописание и и ы после приставок на согласный.


167

11

22.05


Орфография: правописание суффиксов различных частей речи.

Правописание суффиксов существительных и прилагательных. Правописание суффиксов глаголов –ыва,- и -ива-, -ова- и –ева-. Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени.


168

12

23.05


Орфография: правописание окончаний различных частей речи

Правописание окончаний склоняемых частей речи. Правописание окончаний спрягаемых частей речи. Спряжение глаголов. Личные окончания глаголов


169-170

13-14

23.05

24.05


Орфография: слитное, раздельное и дефисное написание слов

Слитное, раздельное и дефисное написание сложных существительных и прилагательных, наречий. Правописание омонимичных частей речи.


171

15

25.05


Проверочный тест по орфографии

Применение знаний и умений в практике правописания.


172

16

26.05


Синтаксис и пунктуация. Знаки препинания в простом предложении

Знаки препинания в простом осложненном предложении


173

17

29.05


Синтаксис и пунктуация. Знаки препинания в сложном предложении

Сложные предложения с различными видами связи. Применение знаний и умений по синтаксису и пунктуации в практике правописания


174

18

30.05


Р.Р.Нормы построения текста



175

19

31.05


Р.Р.Нормы речевого поведения (речевой этикет)






























Программно-методическое обеспечение школьного учебного плана

МОУ СОШ № 39

Образовательная область «ФИЛОЛОГИЯ»

Предмет «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Класс

Кол-во час по уч пл/по пр


Программа


Учебник, учебное пособие


Дидактическое обеспечение


Методическое обеспечение


Контрольно-измерительные материалы

7аб

175|175

1. М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9кл / науч. ред. Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2009.

2 Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы./Р.И.Альбеткова. М.: Дрофа, 2009.

1. Русский язык: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский – М.: Просвещение, 2012. 2.Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. 7кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. – Дрофа, 2008.



1. Ладыженская Т.А. Тростенцова Л.А. и др. Дидактические материалы по русскому языку. 7 кл. – М.: Просвещение, 2015

2. Сергеева Е.М. Тесты по русскому языку: 7 класс. – М.: Издв-во «Экзамен», 2016

3. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 7 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: «Просвещение», 2016



1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: книга для учителя/ Г.А. Богданова. – М.: Просвещение, 2009

2. Ладыженская Т.А. Такие разные диктанты. 5-9 классы. Пособие для учителей. - М.: Изд-во «Ювента», 2007


1. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 7 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: «Просвещение», 2016

2. Сергеева Е.М. Тесты по русскому языку: 7 класс. – М.: Издв-во «Экзамен», 2016

3. Шенкман В.И., Базанова О.В. Тематические тесты по русскому языку для 5-7 классов. – Пермь, 2013

4. Влодавская Е.А. Диктанты и изложения по русскому языку: 7 класс – М. Изд-во «Экзамен», 2012



5. Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса


Учащиеся должны:

знать/понимать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений  речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

 уметь:

 РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

АУДИРОВАНИЕ:

 - адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого  на слух; -    выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи; -   составлять план текста, производить полный и сжатый пересказ (устный и письменный); -   обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника;

ЧТЕНИЕ:

-   дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста; -   выделять иллюстрирующую, аргументирующую информацию; -   находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение; -   проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и орфограммы текста, делить текст на части и т. п.); -   составлять тезисный план исходного текста; -   владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения; -   прогнозировать содержание текста по данному началу; с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух;

ГОВОРЕНИЕ:

-   сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру и выразительные языковые речевые средства; -   создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности, выразительности речи; -   строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана; -    формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведённого  языкового анализа, после выполнения упражнения и т. п.; -    размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические, интонационные); -    уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с том речевой ситуации;

ПИСЬМО:

-   сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные языковые и речевые средства; -   создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности выразительности речи; -   писать тексты-размышления на лингвистические, морально-этические темы дискуссионного характера; -   соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского  литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные); -   уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в  связном тексте; -    использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению и при редактировании  текста; -    редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии;

ТЕКСТ:

-   анализировать тексты с точки зрения их соответствия требованиям точности и логичности речи; - рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению  связного текста;

-    устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением;

-   определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях и средства связи предложений в тексте;

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

-   проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;

-   правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;

-   анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

-  по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы; объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов;

-  определять способы образования слов различных частей речи;

-   анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря;

-   составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов (простые случаи);

-   с помощью школьного этимологического словаря комментировать исторические изменения в морфемной структуре слова;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

-   соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, с условиями и задачами общения;

-   толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;

-   пользоваться различными видами лексических словарей;

-   находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре;

- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

-проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении;

МОРФОЛОГИЯ:

- различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;

- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;

- использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;

ОРФОГРАФИЯ:

-   владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;

-   учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания;

-   аргументировать тезис о системном характере русской орфографии;

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

 

-    составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетании и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

-    определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;  

-   различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;

-   использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте;

-   соблюдать правильную интонацию предложений в речи;

-   устно объяснить пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на  письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений;

-   самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.



6. Характеристика контрольно-измерительных материалов


Контроль за результатами обучения осуществляется в форме текущего и итогового контроля.

Для оценки уровня знаний обучающихся разработан инструментарий контроля результатов, предусматривающий проведение тематических контрольных работ, словарных диктантов, тестов.

Основным источником контроля являются учебные пособия:


п/п

Название

Автор

Выходные данные

1

Диктанты по русскому языку: 7 класс: к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др.

Влодавская Е.А.

М.: Изд-во «Экзамен», 2011

2

Тестовые задания по русскому языку. 7 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений.

Богданова Г.А.

М.: «Просвещение», 2011


3

Тематические и итоговые тесты по русскому языку для 5-7 классов.

Шенкман В.И.

Пермь, 2012

4

Тесты по русскому языку: 5-7 классы

Козлова Р.П.

М.: ВАКО, 2009

5

Диктанты по русскому языку. 7 класс: Словарные, проверочные, контрольные.

Страхова Л.Л.

СПб.: Издательский дом «Литера», 2010