Ул. Марченко, д.23г, г.Челябинск, 454085, тел./факс (351)772-38-84
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 7 класса составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М .Шанского «Русский язык. 5-9 классы» - М.: «Просвещение», 2009 г.
Программа реализуется по учебнику: Русский язык: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский – М.: Просвещение, 2009.
Выбор авторской программы мотивирован тем, что она соответствует требованиям государственного стандарта общего образования, способствует развитию коммуникативных умений и навыков, построена с учетом принципов системности, научности, доступности и преемственности, имеет завершенную линию и вполне соответствует целям и задачам учебного процесса общеобразовательной школы в условиях обновленного содержания.
Рабочая программа рассчитана на 175 часов в год, что полностью соответствует ОБУП, авторская же программа – на 170 часов. Разница в 5 часов объясняется тем, что рабочая программа составлена на 35 учебных недель, а авторская на 34 недели.
Реализация НРЭО языкового образования на уроках русского языка преследует следующие цели:
Направление реализации НРЭО языкового образования - коммуникативное. Это направление реализовано в курсе «Русская словесность» по учебнику:
Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности: Учебник для 7кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009.
3. Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 7 класса |
№ урока | № урока в разделе | Дата | Коррекция | Тема урока | Основное содержание Федерального компонента государственного стандарта | НРЭО |
I четверть: 40 часов |
1 | 1 | | | Русский язык как развивающееся явление | Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет. | №1 Значение языка в жизни человека и общества. Язык и слово (упр. 2) |
Повторение изученного 5-6 классы (12+2) |
2 | 1 | | | Повторение изученного в 5-6 классах. Синтаксис. Единицы синтаксиса | Синтаксис. Единицы синтаксиса. Словосочетание и его виды. Классификация простых и сложных предложений. Знаки препинания в конце предложения, при прямой речи, диалоге. | №2 Стилистические возможности синтаксиса (упр. 90) |
3-4 | 2-3 | | | Повторение изученного в 5-6 классах. Пунктуация. Пунктуационный разбор | Знаки препинания, их функции. Знаки препинания в простом и сложном предложениях. | |
5 | 4 | | | Повторение изученного в 5-6 классах. Лексика и фразеология | Слово- основная единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Стилистически окрашенная лексика. Фразеологизмы; их значение и употребление. Работа с толковым словарем. | |
6-7 | 5-6 | | | Повторение изученного в 5-6 классах. Фонетика и орфоэпия. Фонетический разбор. | Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Основные орфоэпические нормы русского литературного языка. Выразительные средства фонетики | |
8-9 | 7-8 | | | Повторение изученного в 5-6 классах. Словообразование и орфография. | Виды морфем. Чередование звуков в морфемах. Основные способы образования слов. Правописание гласных и согласных в составе морфем. | |
10-11 | 9-10 | | | Морфология орфография. Морфологический разбор слова. | Система частей речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. | №3 Стилистические возможности существительных и прилагательных (упр. 86, 89) |
12 | 11 | | | Р/Р Текст. Стили литературного языка | Текст как продукт речевой деятельности. Смысловые части и основные средства связи между ними. Функциональные разновидности языка. | №4 Стили литературного языка (упр. 26-28) |
13 | 12 | | | Р/р Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности | Публицистический стиль и его признаки | №5 Публицистический стиль литературного языка (упр.33, 34 ) |
14 | 13 | | | Контрольный диктант | Применение знаний и умений по орфографии и пунктуации в практике правописания. | |
15 | 14 | | | Анализ контрольных работ. Работа над ошибками. | | |
Морфология. Орфография. Культура речи |
Причастие (26 + 5 ) |
16 | 1 | | | Повторение изученного о глаголе в 5-6 классах. | Грамматическое значение, морфологические признаки. Правописание окончаний глаголов. | №6 Стилистические возможности глагола |
17 | 2 | | | Понятие о причастии. | Причастие как часть речи, грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. | |
18 | 3 | | | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаний причастий. | Полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных и причастий. | |
19-20 | 4-5 | | | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. | Понятие об одиночном причастии и причастном обороте. Связь причастия с определяемым и зависимыми словами, границы причастного оборота. Синтаксическая синонимия | |
21-22 | 6-7 | | | Р.Р 1) Описание внешности человека. 2) Написание сочинения | Описание, его признаки. Структура текста, его языковые особенности. | №7 Описание внешности героя § 74 (упр.163-165) |
23 | 8 | | | Действительные и страдательные причастия | Смысловые различия действительных и страдательных причастий; нормы употребления причастий в речи. | |
24 | 9 | | | Краткие и полные страдательные причастия. | Различение полных и кратких причастий. Синтаксическая роль полных и кратких причастий. Орфоэпические нормы. Правописание кратких прилагательных и кратких причастий. | |
25-26 | 10-11 | | | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | Способы образования действительных причастий настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Предупреждение ошибок в употреблении причастий в речи. | |
27 | 12 | | | Действительные причастия прошедшего времени. | Способы образования действительных причастий прошедшего времени. Написание гласных перед суффиксами причастий. Орфоэпические нормы. | |
28 | 13 | | | Р.Р. № 5 Изложение с изменением формы лица. | Изложение содержания прочитанного текста с его творческой переработкой. | |
29-30 | 14-15 | | | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в страдательных причастиях настоящего времени. | Способы образования страдательных причастий настоящего времени. Условия выбора суффиксов - ом-, -ем-, -им- Употребление причастий в речи. | |
31 | 16 | | | Страдательные причастия прошедшего времени. | Способы образования страдательных причастий прошедшего времени. Условия выбора гласной в суффиксах глаголов и причастий прошедшего времени. | |
32 | 17 | | | Гласные перед –НН- и –Н- в полных и кратких страдательных причастиях. | Условия выбора гласной перед – Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Конструирование предложений. | |
33-34 | 18-19 | | | - Н- и –НН- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна –Н- в отглагольных прилагательных. | Условия выбора –Н- и –НН- в прилагательных и причастиях | |
35-36 | 20-21 | | | -Н- и –НН- в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных. | Условия выбора –Н- и –НН- в прилагательных и причастиях | |
37 | 22 | | | Р.Р. Выборочное изложение текста с описанием внешности (отрывок из рассказа М. Шолохова «Судьба человека»). | Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания внешности человека | №8 Использование разговорного языка в худ. произведениях § 7 , упр. 13, 15 |
38 | 23 | | | Морфологический разбор причастия. | Общее значение причасти, морфологические признаки, синтаксическая роль | |
39 | 24 | | | Проверочный диктант. | | |
40 | 25 | | | Работа над ошибками | Классификация и исправление допущенных ошибок | |
41 | 26 | | | Слитное и раздельное написание не с причастиями. | | |
42 | 27 | | | Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий. | |
43 | 28 | | | Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие». | Значение, морфологические признаки, синтаксическая роль полных и кратких причастий. Правописание причастий. | |
44 | 29 | | | Контрольная работа: комплексный анализ текста | Многоаспектный анализ текста | |
45 | 30 | | | Работа над ошибками. | Классификация и исправление допущенных ошибок | |
46 | 31 | | | Р.Р. Сочинение по личным впечатлениям на тему «Вы с ним знакомы) | | |
Деепричастие ( 10 + 2 ) |
47 | 1 | | | Деепричастие как часть речи | Деепричастие в системе частей речи. Глагольные и наречные признаки деепричастия, синтаксическая и текстообразующая роль деепричастий. | |
48-49 | 2-3 | | | Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте. | Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми. | |
50 | 4 | | | Р.Р.Описание действий как вид текста | Описание действий как вид текста: труктура, языковые особенности. | |
51 | 5 | | | Раздельное написание не с деепричастиями. | Правописание Не с деепричастиями | |
52 | 6 | | | Деепричастия совершенного вида и несовершенного вида | Деепричастия совершенного вида и несовершенного вида и их образование | |
53 | 7 | | | Р.Р. Сочинение на основе картины С.Григорьева «Вратарь» | Рассказ по картине | №10 Повествование о поступках героя ( упр. 160 , 161) |
54 | 8 | | | Употребление деепричастий в речи | Употребление деепричастий в речи. | |
55 | 9 | | | Морфологический разбор деепричастия. | | |
56 | 10 | | | Систематизация и обобщение изученного по теме «Деепричастие» | | |
57 | 11 | | | Контрольная работа по теме «Деепричастие»: тест | Способы образования деепричастий. Правописание деепричастий. Знаки препинания при деепричастном обороте. | |
58 | 12 | | | Анализ контрольной работы | Классификация и исправление допущенных ошибок | |
Наречие (28 + 6 ) |
59 | 1 | | | Наречие как часть речи. | Наречие как самостоятельная неизменяемая часть речи: грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. | |
60-62 | 2-4 | | | Смысловые группы наречий. | Разряды наречий по значению. Употребление наречий | |
63 | 5 | | | Употребление наречий для связи предложений в тексте | Разряды наречий по значению. Употребление наречий | |
64-65 | 6-7 | | | Р.Р. Сочинение в форме дневниковых записей ( по картине И. Перова «Первый снег»). | Сочинение в форме дневниковых записей | №11 Единица композиции. Взаимосвязи единиц композиции (упр. 176, 177) |
66-67 | 8-9 | | | Степени сравнений наречий. | Образование степеней сравнения наречий | |
68 | 10 | | | Морфологический разбор наречий. | Морфологические признаки наречия. | |
69 | 11 | | | Р.Р. Сочинение-рассуждение на тему «Прозвища». | Сочинение-рассуждение | |
70-71 | 12-13 | | | Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е. | Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е. | |
72-73 | 14-15 | | | Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий. | Правописание отрицательных наречий | |
74 | 16 | | | Контрольный диктант за 1-ое полугодие | | |
75-76 | 17-18 | | | Одна и две буквы н в наречиях на – о и – е. | Образование наречий от прилагательных | |
77 | 19 | | | Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Словарный диктант | Буквы о и е после шипящих на конце наречий. | |
78-79 | 20-21 | | | Буквы о и а на конце наречий. | Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за- | |
80-81 | 22-23 | | | Р.Р. Подробное изложение с элементами сочинения. | Подробное изложение с элементами сочинения | |
82-83 | 24-25 | | | Дефис между частями слова в наречиях | Дефис между частями слова в наречиях | |
84-85 | 26-27 | 25.01 26.01 | | Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных. | Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных. | |
86-87 | 28-29 | 27.01 | | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | |
88 | 30 | 30.01 | | Р.Р. Описание действий человека по картине Е.Н. Широкова «Друзья». | Структура текста, содержащего описание, его языковые особенности | №12 Описательная деталь (упр. 181, 182) |
89-90 | 31-32 | 31.01 | | Систематизация и обобщение изученного по теме «Наречие». | Морфологические признаки, синтаксическая роль, правописание наречий | |
91 | 33 | 1.02 | | Контрольная работа по теме «Наречие» | Правописание наречий. Виды разбора на основе аудируемого текста | |
92 | 34 | 2.02 | | Анализ контрольных работ | Классификация и исправление допущенных ошибок | |
Категория состояния ( 4 + 2) |
93-94 | 1-2 | 3.02 6.02 | | Категория состояния как часть речи. Ее отличия от наречий. | Категория состояния и модальные слова в системе частей речи | |
95 | 3 | 7.02 | | Синтаксическая роль слов категории состояния. | Синтаксическая роль слов категории состояния. | |
96-97 | 4-5 | 8.02 9.02 | | Р.Р. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека и природы (К. Паустовский «Обыкновенная земля» ). | Сжатое изложение с описанием природы | №13 Пейзаж, интерьер |
98 | 6 | 10.02 | | Морфологический разбор слов категории состояния. | Морфологические признаки, синтаксическая роль. | |
Служебные части речи. Культура речи ( 1 час ) |
99 | 1 | 13.02 | | Служебные части речи. Культура речи. | Служебные части речи, их отличия от самостоятельных частей речи. Основная роль служебных частей речи. | |
Предлог ( 11+2 ) |
100 | 1 | 13.02 | | Предлог как служебная часть речи. | Предлог как служебная часть речи. Предлог как средство связи слов в словосочетании и предложении | |
101 | 2 | 14.02 | | Употребление предлогов. | Предлоги однозначные и многозначные. Употребление предлогов с существительными, числительными, местоимениями. | |
102-103 | 3-4 | 15.02 16.02 | | Непроизводные и производные предлоги. | Непроизводные и производные предлоги. | |
104 | 5 | 17.02 | | Простые и составные предлоги. | Простые и составные предлоги. | |
105 | 6 | .20.02 | | Морфологический разбор предлогов. | | |
106-107 | 7-8 | 21.02 | | Р.Р.Рассказ-репортаж на основе увиденного на картине (А.В. Сайкина «Детская спортивная школа») | Репортаж | № 14 Диалог и монолог в художественной словесности ( упр 49, 50 ) |
108-109 | 9-10 | 22.02 24.02 | | Слитное и раздельное написание производных предлогов | Слитное и раздельное написание производных предлогов | |
110 | 11 | 27.02 | | Систематизация и обобщение изученного по теме «Предлог». | Предлог как служебная часть речи и средство связи слов в словосочетании и предложении. Употребление предлога с одним или несколькими падежами. Основное грамматическое значение предлога..Разряды по происхождению и составу. Правописание производных предлогов. Различение на письме производных предлогов и созвучных словосочетаний | |
111 | 12 | 28.02 | | Контрольный диктант по теме «Предлог» | Правописание производных предлогов. Различение на письме производных предлогов и созвучных словосочетаний | |
112 | 13 | 1.03 | | Анализ контрольных работ | Классификация и исправление допущенных ошибок | |
СОЮЗ ( 16 + 2 ) |
113 | 1 | 2.03 | | Союз как часть речи. | Союз как служебная часть речи, как средство связи однородных членов предложения и частей сложного предложения. Синтаксическая роль союзов в предложениях. Союзы- синонимы | |
114 | 2 | 3.03 | | Простые и составные союзы. | Простые и составные союзы. | |
115-116 | 3-4 | 6.03 7.03 | | Союзы сочинительные и подчинительные. | Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая перед союзами в простом и сложном предложении. Употребление сочинительных и подчинительных союзов. Текстообразующая роль союзов | |
117 | 5 | 9.03 | | Запятая между простыми предложениями в составе союзного сложного предложения | Запятая перед союзами в простом и сложном предложении. Употребление сочинительных и подчинительных союзов. Текстообразующая роль союзов | |
118-119 | 6-7 | 10.03 13.03 | | Сочинительные союзы. | Группы сочинительных союзов, их назначение. Употребление сочинительных союзов для связи частей текста | |
120-121 | 8-9 | 14.03 | | Подчинительные союзы. | Группы подчинительных союзов по значению. Употребление подчинительных союзов | |
122 | 10 | 15.03 | | Морфологический разбор союза. | Морфологический разбор союза. Разряды союзов по строению и по значению. | |
123-124 | 11-12 | 16.03 | | Р.Р.Сочинение - рассуждение на дискуссионную тему «Книга наш друг и товарищ». | Рассуждение на дискуссионную тему, его языковые особенности. | |
125 | 13 | 17.03 | | Слитное написание союзов тоже, также, чтобы. | Слитное написание союзов. | |
126 | 14 | 20.03 | | Различение на письме союзов тоже, также, чтобы от других частей речи | Отличие написания союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогами и частицами и союза также от наречия так с частицей же | |
127-128 | 15-16 | 21.03 22.03 | | Обобщение и систематизация изученного по темам «Предлоги» и «Союз». | Сходство и различие между предлогами и союзами. Типы предлогов. Слитное и раздельное написание производных предлогов. Отличия производных предлогов от существительных с предлогами. Употребление союзов и предлогов. | |
129 | 17 | 30.03 | | Контрольный диктант. | Соблюдение орфографических и пунктуационных норм | |
130 | 18 | 31.03 | | Анализ диктанта Работа над ошибками | Классификация и исправление допущенных ошибок | |
Частица (18 + 4 ) |
131 | 1 | 3.04 | | Частица как служебная часть речи. | Частица как служебная часть речи. Роль частиц в предложении | |
132-133 | 2-3 | 4.04 5.04 | | Разряды частиц. Формообразующие частицы. | Разряды частиц. Формообразующие частицы. | |
134 | 4 | 6.04 | | Р.Р. Работа над вымышленными рассказами. Композиция. Обрамление | Вымышленный рассказ | №15 Рассказ. Кто и как изображается в эпическом произведении. ( упр158-159) |
135-136 | 5-6 | 7.04 10.04 | | Смысловые частицы | Смысловые частицы, их роль и значения: вопросительные, восклицательные, указательные, усилительные. Частицы, выражающие сомнение, уточнение, ограничение. | |
137-138 | 7-8 | 11.04 12.04 | | Р.Р. Составление «рассказа в рассказе» по данному началу и концу | Рассказ по данному началу и концу | №16 Сюжет и фабула. Этапы сюжета |
139-140 | 9-10 | 13.04 | | Раздельное и дефисное написание частиц. | Раздельное и дефисное написание частиц. | |
141 | 11 | 14.04 | | Морфологический разбор частицы. | Общее значение, правописание частиц. | |
142-143 | 12--13 | 17.04 18.04 | | Отрицательные частицы | Отрицательные частицы. Роль отрицательной частицы НЕ. Значение частицы НИ | |
144-145 | 14-15 | 19.04 20.04 | | Различение частиц не и ни | Различение на письме частиц НЕ и НИ | |
146-147 | 16-17 | 21.04 24.04 | | Частица ни, приставка ни, союз ни-ни. | Различение на письме частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ | |
148-149 | 18-19 | 25.04 26.04 | | Раздельное и дефисное написание частиц | Раздельное и дефисное написание частиц | |
150 | 20 | 27.04 | | Обобщение и систематизация изученного по теме «Частица». | Использование частиц для передачи различных оттенков значения и для образования форм глагола. Разряды частиц по значению и составу. Смысловые различия частиц НЕ и НИ. Употребление частиц с разными частями речи | |
151 | 21 | 28.04 | | Контрольный диктант с грамматическим заданием | Правописание предлогов, союзов, частиц. | |
152 | 22 | 2.05 | | Анализ диктанта Работа над ошибками | Классификация и исправление допущенных ошибок | |
Междометие. Звукоподражательные слова ( 4 часа.) |
153 | 1 | 3.05 | | Междометие как особый разряд слов | Междометие как особый разряд слов. | |
154-155 | 2-3 | 4.05 | | Звукоподражательные слова, их грамматические особенности и отличие от междометий | Звукоподражательные слова, их отличие от междометий | |
156 | 4 | 5.05 | | Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. | Дефис в междометиях. Интонационное и пунктуационное выделение междометий в предложениях. | |
Повторение и систематизация изученного в V- VII классах (15+4) |
157 | 1 | 8.05 | | Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. | Текст. Стили и типы речи. Прямой и обратный порядок слов. Способы и средства связи предложений в тексте | |
158-159 | 2-3 | 10.05 | | Р.Р.Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему | Изложение содержания текста публицистического стиля | |
160 | 4 | 11.05 | | Культура речи. Орфоэпические нормы | Основные виды языковых норм. Орфоэпические нормы | |
161 | 5 | 12.05 | | Лексика и фразеология. | Лексические нормы | № 17 Стилистические возможности фразеологии (упр. 84, 85 ) |
162 | 6 | 15.05 | | Грамматические нормы | Нормы построения словосочетаний, предложений. Нормы образования форм слов | |
163 | 7 | 16.05 | | Контрольный диктант | Применение знаний и умений в практике правописания. | |
164 | 8 | 17.05 | | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | Классификация и исправление допущенных ошибок | |
165 | 9 | 18.05 | | Орфография: Орфограммы корня | | |
166 | 10 | 19.05 | | Орфография: правописание приставок | Орфограмма. Неизменяемые приставки. Условия написания з и с на конце приставок. Приставки пре- и при-. Правописание и и ы после приставок на согласный. | |
167 | 11 | 22.05 | | Орфография: правописание суффиксов различных частей речи. | Правописание суффиксов существительных и прилагательных. Правописание суффиксов глаголов –ыва,- и -ива-, -ова- и –ева-. Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени. | |
168 | 12 | 23.05 | | Орфография: правописание окончаний различных частей речи | Правописание окончаний склоняемых частей речи. Правописание окончаний спрягаемых частей речи. Спряжение глаголов. Личные окончания глаголов | |
169-170 | 13-14 | 23.05 24.05 | | Орфография: слитное, раздельное и дефисное написание слов | Слитное, раздельное и дефисное написание сложных существительных и прилагательных, наречий. Правописание омонимичных частей речи. | |
171 | 15 | 25.05 | | Проверочный тест по орфографии | Применение знаний и умений в практике правописания. | |
172 | 16 | 26.05 | | Синтаксис и пунктуация. Знаки препинания в простом предложении | Знаки препинания в простом осложненном предложении | |
173 | 17 | 29.05 | | Синтаксис и пунктуация. Знаки препинания в сложном предложении | Сложные предложения с различными видами связи. Применение знаний и умений по синтаксису и пунктуации в практике правописания | |
174 | 18 | 30.05 | | Р.Р.Нормы построения текста | | |
175 | 19 | 31.05 | | Р.Р.Нормы речевого поведения (речевой этикет) | | |
- адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; - выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи; - составлять план текста, производить полный и сжатый пересказ (устный и письменный); - обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника;
- дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста; - выделять иллюстрирующую, аргументирующую информацию; - находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение; - проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и орфограммы текста, делить текст на части и т. п.); - составлять тезисный план исходного текста; - владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения; - прогнозировать содержание текста по данному началу; с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух;
- сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру и выразительные языковые речевые средства; - создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности, выразительности речи; - строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана; - формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведённого языкового анализа, после выполнения упражнения и т. п.; - размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические, интонационные); - уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с том речевой ситуации;
- сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные языковые и речевые средства; - создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности выразительности речи; - писать тексты-размышления на лингвистические, морально-этические темы дискуссионного характера; - соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные); - уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте; - использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению и при редактировании текста; - редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии;
- анализировать тексты с точки зрения их соответствия требованиям точности и логичности речи; - рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению связного текста;
- устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением;
- определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях и средства связи предложений в тексте;
- анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
- по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы; объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов;
- анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря;
- с помощью школьного этимологического словаря комментировать исторические изменения в морфемной структуре слова;
- соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, с условиями и задачами общения;
- находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре;
- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
-проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении;
- различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
- использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;
- учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания;
- составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетании и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
- различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;
- устно объяснить пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений;
- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
Контроль за результатами обучения осуществляется в форме текущего и итогового контроля.
Для оценки уровня знаний обучающихся разработан инструментарий контроля результатов, предусматривающий проведение тематических контрольных работ, словарных диктантов, тестов.