СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» разработана на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку, авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. – М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского М.: Просвещение, 2010., в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования
Рассмотрено на педагогическом совете Протокол № от « » августа 2016 года | Согласовано зам. директора по УВР ___________ Л.Ю. Сидельникова « » августа 2016 года | Утверждаю директор МБОУ «Новогородская СОШ №3» _________ Е.А. Мясоедова Приказ № от « » августа 2016 года
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
РУССКИЙ ЯЗЫК
8 класс
Составила:
учитель русского языка
Слепенкова Ольга Николаевна,
первая квалификационная категория
С. НОВОГОРОДКА
2016- 2017 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» разработана на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку, авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. – М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского М.: Просвещение, 2010., в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, образовательной программой МБОУ «Новогородская СОШ№3», учебным планом школы, календарным учебным графиком школы на 2016 – 2017 учебный год.
Цели обучения и место учебного предмета « Русский язык» в федеральном базисном плане.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Задачи преподавания русского языка.
Познавательные: формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке.
Практические: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение школьников умению связно излагать мысли в устной и письменной форме.
СТРУКТУРНЫЕ ОТЛИЧИЯ
На изучение курса авторская программа предусматривает 102 часа. В соответствии с базисным учебным планом МБОУ «Новогородская СОШ № 3» на прохождение программы отводится 105 часов (3 часа в неделю, 35 учебных недель). Три часа добавлены в раздел «Повторение» в конце года.
Учебно-методический комплекс
Программа для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9кл./ сост. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. М.: Просвещение,2010.
Учебник «Русский язык». 8 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений/ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.: Просвещение, 2010.
Согласно базисному учебному плану общеобразовательного учреждения МБОУ «Нвогородская СОШ №3» на изучение предмета «Русский язык» в 8 классе отведено 105 часов (3 часа в неделю, 35 учебных недель).
Распределение учебного времени по четвертям
| Фактически по плану | выполнено |
I четверть | 25 |
|
II четверть | 24 |
|
III четверть | 29 |
|
IV четверть | 27 |
|
итог | 105 |
|
Учебно-тематический план по разделам
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Общие сведения о языке | 1ч |
2 | Повторение изученного в 5-7 классах | 5+2Р/Р |
3 | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Словосочетание. Простое предложение | 5+1 Р/Р 2 3+1 |
5 | Двусоставное предложение. Главные члены предложения | 6+2Р/Р |
6 | Второстепенные члены предложения | 6+2Р/Р |
7 | Односоставные члены предложения | 9+2Р/Р |
8 | Неполные предложения | 2 |
9 | Однородные члены предложения | 12+2Р/Р |
11 | Слова, грамматически несвязанные с предложением (обращения, вводные слова и междометия) | 9+2 р/р |
10 | Обособленные члены предложения | 18+2Р/Р |
12 | Прямая и косвенная речь | 6+1Р/Р |
13 | Повторение и систематизация изученного в VIII классе | 7+2Р/Р |
| итог | 105 часов |
Формы контроля
• текущий контроль: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, опрос в парах, практикум, самопроверка и взаимопроверка, диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий, с грамматическими заданиями), тесты, комплексный анализ текста, устные рассказы по плану на лингвистические темы, сочинения, изложения.
• промежуточный контроль - диктанты, тематические тесты
• итоговый контроль: диктант, контрольная работа
Сетка контрольных работ
№ | Вид контроля | Дата по плану | Дата по факту |
| Подробное изложение с грамматическим заданием |
|
|
| Контрольный диктант по теме «Повторение» | 21.09 |
|
| Сжатое изложение |
|
|
| Сочинение публицистического стиля о памятнике культуры |
|
|
| Контрольный диктант «Второстепенные члены» | 17.10 |
|
| Написание сочинения-рассуждения на свободную тему |
|
|
| Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения» | 14.12 |
|
| Контрольный диктант за I полугодие | 21.12 |
|
| Написание изложения с включением сравнительной характеристики |
|
|
| Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения» | 31.01 |
|
| Контрольный диктант «Вводные конструкции» | 28.02 |
|
| Контрольный диктант. «Обособленные члены предложения» | 25.04 |
|
| Контрольный диктант за год | 11.05 |
|
| Экзамен в рамках промежуточной аттестации | 23.05 |
|
| Контрольное изложение |
|
|
Содержание КИМов находится в приложении № 1 к КТП рабочей программы.
Распределение контрольных работ, сочинений по четвертям
Название | 1ч. | 2ч. | 3ч. | 4ч. | год |
Контрольные и проверочные работы |
|
|
|
|
|
Диктанты | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Сочинение | 1 | 1 |
|
| 2 |
Изложение | 2 |
| 1 | 1 | 4 |
Содержание учебного предмета
Общие сведения о языке (1 ч)
Повторение пройденного в 5 - 7классах (6 ч + 2Р)
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Словосочетание (2 ч)
Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
Простое предложение (3+1Р)
Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
Простые двусоставные предложения
Главные члены предложения (6+2ч)
Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Второстепенные члены предложения (6 +2ч)
Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.
Простые односоставные предложения (9 +2ч)
I. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
III. Рассказ на свободную тему.
Неполные предложения (2ч)
Понятие о неполных предложениях.
Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Однородные члены предложения (12+2ч)
I. Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
III. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).
Обращение, вводные слова и междометия (9+2ч)
I. Повторение изученного материала об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
III. Публичное выступление на общественно значимую тему.
Обособленные члены предложения (18 ч + 2 ч)
I. Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
III. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
Прямая и косвенная речь (6 ч + 1 ч)
I. Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
Повторение и систематизация пройденного в 8 классе (7+2ч)
Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).
Требования к уровню подготовки учащихся за курс
русского языка 8 класса.
Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями;
пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По пунктуации
Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами.
Ставить знаки препинания в простых предложениях
с однородными членами,
при обособленных второстепенных уточняющих членах предложения,
в предложениях с прямой и косвенной речью,
при цитировании, обращении,
при междометиях, вводных словах и предложениях.
Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым.
По орфографии
Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи
Определять тип и стиль текста.
Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, архитектурных памятников.
Писать сочинения – описания (сравнительная характеристика знакомы лиц, описание местности, памятника культуры или истории), сочинения – рассуждения на морально-этическую тему.
Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки.
Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы.
Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.
Список дополнительной литературы.
Блинов Г.И.Методика изучения пунктуации в школе.-М.,1990.
Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации.-М.,1983.
Григорян Л.Т.Обучение пунктуации в средней школе.- М.,1982.
Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. – М.,1982.
Ахременкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 6 класс-М.,2006.
Беднарская Л.Д. Волшебное слово: Учебное пособие для учащихся средней школы.- Орёл, 2000.
Вартаньян Э.А. Из жизни слов. –М.; 1960
Львова С.И. Русский язык. 6 класс: За страницами школьного учебника. Пособие для учащихся.- М.,2002
Чуковский. К.И. Живой как жизнь (Любое издание).
Книги нескольких авторов.
1. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика.- М., 1989.
2 . Русский язык. 6кл.:учебник для общеобразоват. учреждений/М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А. Лекант.- М.: Дрофа, 2011.
3. Быстрова Е.А. и др. Обучение русскому языку в школе/под ред. Е.А.Быстровой.- М., 2004.
4.Львова С.И. Настольная книга учителя русского языка,5-11 классы/С.И.Львова, И.П. Цыбулько, Ю.Н. Гостева- М.: Эксмо,2007.
5.Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл.,10-11 кл./сост. Е.И.Харитонова.- М. Харченко И.Т.Сборник текстов изложений.- М., 1972.
: Дрофа ,2010.
Электронные ресурсы.
http//www. Gramota.ru
http// www.ruscenter.ru
http// www.slovesnik.ru
http// www.repetitor.1c.ru
http//www.gramotey.ericos.ru
№ | № | Тема урока | Дата | корректировка | оборудование | Вид контроля | Домашнее задание | |||||||
I четверть – 27 часов | ||||||||||||||
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ – 1ч Цель: знакомство с учебником, его структурой, системой условных обозначений, приложениями; раскрытие ценности русского языка и его места среди языков народов мира. Язык как средство коммуникации; нормы русского речевого этикета, его особенности. ЗУН: Понимать статус русского языка как государственного. Знать, что русский язык используется в среде официального общения внутри РФ, причины потребности в общении на русском языке | ||||||||||||||
| 1 | Русский язык в современном мире | 1.09 |
| Опорные схемы, таблицы | Письменно ответить на вопрос | Стр. 3, № 2. | |||||||
РАЗДЕЛ II. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V - VII КЛАССАХ 6+2р/р Цель:повторить основные разделы о языке. ЗУН:Повторить основные разделы науки о языке,повторить условия употребления знаков препинания. Знать определение простых и сложных предложений, правила постановки знаков препинания в сложных предложениях, в простых предложениях с обобщающим словом, с однородными членами. Уметь производить синтаксический разбор. Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, сопоставляя изученные части речи, употребляя их в речи. Уметь пересказывать текст, отражать своё понимание проблемы и позиции автора исходного текста, производить частичный языковой анализ текста, применяя знания о частях речи, структуре предложения, синтаксических функциях частей речи в тексте. Уметь безошибочно писать НЕ с глаголами, деепричастиями, именами существительными, именами прилагательными, наречиями на– О,- Е | ||||||||||||||
| | Пунктуация и орфография | 6 |
| Раздаточный материал, опорные схемы | Графический объяснительный диктант, составление схем, конструирование по схемам | § 1, составить словарный диктант | |||||||
| | Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения | 7 |
| Раздаточный материал, опорные схемы, таблицы | Заполнить таблицу, ответить на вопросы | § 2, упр. № 10. | |||||||
| | Знаки препинания в сложном предложении | 8 |
| Раздаточный материал, опорные схемы | Составление схем, конструирование по схемам | § 3, упр. №16, № 17. | |||||||
| | Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий | 13 |
| Таблица Раздаточный материал, опорные схемы | Объяснительный диктант, анализ текста | § 4, упр. № 24. составить предложения | |||||||
| | Р/Р №1 Подготовка к подробному изложению с грамматическим заданием | 14 |
| Раздаточный материал (текст) | Устный опрос | стр. 17, упр. № 27. | |||||||
| | Р/р №2 Подробное изложение с грамматическим заданием 45' | 15 |
|
| Изложение | Повторить § 4 | |||||||
| | Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи | 20 |
| Таблица Раздаточный материал, опорные схемы, таблицы | Диктант «Проверь себя» | § 5, упр. № 36. ХЛ: ПЖ на Н-НН | |||||||
| | К/р №1 Контрольный диктант по теме «Повторение» 45' | 21 |
|
| Написание диктанта | Повторить сведения о ПЖ и СС | |||||||
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ5 ч +1 р/р: СЛОВОСОЧЕТАНИЕ 2 часа ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 3 часа + 1 р/р Цель: углубление представлений о новом разделе – синтаксисе и пунктуации; основные единицы синтаксиса; различие единиц языка по назначению; текст как единица языка. ЗУН: Знать основные единицы синтаксиса. Уметь различать основные единицы синтаксиса. Уметь определить смысловую связь частей текста, способ сцепления предложений, характер синтаксических конструкций, порядок слов. Знать интонационные средства синтаксиса (логическое ударение, пауза, темп, тон, мелодичный рисунок), понимать их грамматическую и смыслоразличительную роль, использовать синтаксические средства в составлении словосочетаний и предложений, Знать основные виды словосочетаний: именные, глагольные, наречные. Уметь распознавать и моделировать словосочетания всех видов. Знать типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание, нормы сочетания слов и причины нарушения сочетания. Уметь моделировать словосочетания всех видов, выделять их из предложения, определять тип связи. Уметь производить синтаксический разбор словосочетаний, уместно использовать синонимичные по значению словосочетания | ||||||||||||||
| | Работа над ошибками. Основные единицы синтаксиса. | 22 |
| таблицы | Заполнить таблицу, ответить на вопросы | § 6, стр.21, упр. № 40. | |||||||
| | Предложение. Грамматическая основа предложения | 27 |
| Раздаточный материал | Из слов составить предложения с указанным коммуникативным заданием, включить эти предложения в текст | § 7, упр. № 47.
| |||||||
| | Порядок слов в предложении. Интонация | 28 |
|
|
|
| |||||||
| | Р/Р №3 Сжатое изложение 45' | 29 |
| Текст | Изложение | Упр. 52 | |||||||
| | Словосочетание как единица синтаксиса | 4.10 |
| таблица | Выразительное чтение поэтических и прозаических текстов, создание собственных текстов с использованием средств синтаксической связи | § 9, упр. № 55. | |||||||
| | Синтаксические связи слов в словосочетаниях | 5 |
| Раздаточный материал | Распространить словосочетания, согласовать зависимое слово с главным, поставить существительное в нужном падеже, заменить словосочетание синонимичным | § 11, упр. № 70. | |||||||
ПРОСТОЕ ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 6+2Р/Р Цель: главные члены предложения; подлежащее и способы его выражения ЗУН: Знать и пояснять функцию главных членов, находить и характеризовать подлежащее и сказуемое в предложении, определять способы выражения подлежащего, уметь согласовывать сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием или сложносокращённы словом. Знать виды сказуемого. Уметь находить и характеризовать сказуемое в предложении, согласовывать подлежащее и сказуемое, применяя соответствующее правило, учитывая в ряде случаев сосуществующие в речи варианты согласования, определять морфологические способы выражения простого глагольного сказуемого. Уметь создавать текст публицистического характера, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчленённое предложение, риторические вопросы и восклицания, вопросно - ответная форма изложения). Знать структуру составного глагольного сказуемого, опознавать его в тексте по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значения, различать простое и составное глагольное сказуемое. Знать структуру составного именного сказуемого, различать составные глагольные и составные именные сказуемые, определять способы выражения именной части составного именного сказуемого, сопоставлять предложения с синонимичными сказуемыми разных видов. Уметь определять морфологические способы выражения главных членов предложения, различать виды сказуемых, ставить тире между подлежащим и сказуемым, производить синонимическую замену разных видов сказуемого | ||||||||||||||
16. | | Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее. | 6 |
| Раздаточный материал | Составить предложение, использовать в качестве подлежащих неделимые словосочетания. Предупредительный диктант | § 17, упр. № 93. | |||||||
17 | | Сказуемое. Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения | 11 |
| Раздаточный материал; опорные схемы | Составить план теоретического материала параграфа, подготовить устное высказывание «Способы выражения простого глагольного сказуемого». Составить предложения с глагольными фразеологизмами в роли сказуемых | § 18, §19, упр. № 97. | |||||||
18 | | Р/р №4 Подготовка к написанию сочинения публицистического стиля о памятнике культуры | 12 |
| Фотографии | Устный монологический ответ | Теория: виды сказуемого | |||||||
19 | | Р/р №5 Сочинение публицистического стиля о памятнике культуры 45' | 13 |
|
| Сочинение | Закончить работу, начатую в классе | |||||||
20 | | Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения | 18 |
| Раздаточный материал; опорные схемы | Заменить составные глагольные сказуемые со вспомогательным глаголом на составные глагольные с кратким прилагательным. Составить план §20, проиллюстрировать каждый пункт плана своими примерами | § 20, упр. № 106. | |||||||
21 | | Составное именное сказуемое, способы его выражения | 19 |
| Раздаточный материал; опорные схем | Комментированное письмо. Устный связный ответ «Составное именное сказуемое и способы его выражения» | § 21, упр. № 108. | |||||||
22 | | Тире между подлежащим и сказуемым | 20 |
| Таблица; раздаточный материал, опорные схемы | Объяснительный диктант | § 22, упр. № 120. | |||||||
23 | | Виды сказуемых. Тире между подлежащими и сказуемыми | 25 |
| Раздаточный материал; таблицы | Конструирование и реконструкция предложений по определённым моделям, осложнённое списывание | Составить устное высказывание | |||||||
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 6 часов +2Р/Р Цель: понятие второстепенные члены предложения. Дополнение: прямое и косвенное. Смыслоразличительная роль порядка слов. ЗУН: Знать отличие главных и второстепенных членов предложения.Знать определение дополнения, различать прямое и косвенное дополнение, способы их выражения, уметь опознавать их в предложении, определяя смысловые отношения между словами, роль в предложении, не смешивать подлежащее и прямое дополнение. Уметь различать определения согласованные и несогласованные, определять способы их выражения, уметь использовать определения для характеристики предмета, явления, а определения – эпитеты - как средства выразительности. Уметь различать виды обстоятельств по значению, определять способы их выражения, использовать обстоятельства для придания речи точности, ясности, выразительности, использовать как средство связи предложений в повествовательных текстах. Уметь производить синтаксический разбор простого двусоставного предложения, определять грамматические основы в простом и сложном предложении, использовать служебные слова, порядок слов в предложении, интонацию для смысловой и грамматической связи слов в предложении. Понимать особенности такого вида текста как характеристика человека, уметь использовать текст такого вида, использовать языковые средства, соблюдать на письме литературные нормы | ||||||||||||||
24 | | Второстепенные члены предложения. Дополнение. | 26 |
| Раздаточный материал, опорные схемы; таблицы | Разбор предложений по членам. Осложнённое списывание. | § 24, упр. № 130. | |||||||
25 | | Определение согласованное и несогласованное. | 27.10 |
| Раздаточный материал, опорные схемы; таблицы | Творческое списывание. Найти в тексте согласованные и несогласованные определения, указать, какие определения обозначают устойчивые признаки предметов, а какие указывают лишь на отношения между предметами | § 25, упр. № 135. | |||||||
26 | | Приложение. Знаки препинания при приложении | 8 |
| Раздаточный материал | Составить план к теоретическому материалу параграфа, каждый пункт плана проиллюстрировать своими примерами | § 26, упр. № 141. | |||||||
27 | | Обстоятельство. Способы его выражения | 9 |
| Раздаточный материал, опорные схемы; таблицы | Конструирование предложений, Заполнить таблицу «Виды обстоятельств по значению» | § 27, упр. № 159. | |||||||
28 | | Синтаксический разбор двусоставного предложения | 10 |
| Опорные схемы | Комментированное письмо, разбор предложений по членам, конструирование предложений с заданной грамматической основой | § 28, упр. № 161. | |||||||
29 | | Р/Р №6 Характеристика человека как вид текста. | 15 |
| Раздаточный материал | Сочинение - характеристика | стр. 82, контрольные вопросы и задания | |||||||
30 | | Р/Р №7 Строение данного текста, его языковые особенности | 16 |
|
| КАТ |
| |||||||
31 | | К/р №2 Контрольный диктант «Второстепенные члены» 45' | 17.10 |
|
| Контрольный диктант |
| |||||||
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 9 +2 Р/Р Цель:особенности смысловых значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными; типы односоставных предложений. Назывные предложения. ЗУН: Знать структурные различия односоставных предложений, уметь различать двусоставные и односоставные предложения, опознавать односоставные предложения в тексте, в структуре сложного предложения. Знать структурные особенности и особенности употребления назывных предложений, уметь опознавать их в тексте, употреблять в собственных высказываниях как средство лаконичного изображения фактов окружающей действительности, характеризовать сферу употребления назывных предложений. Знать структурные и грамматические особенности определённо - личных предложений. Уметь различать односоставные и двусоставные предложения, находить определённо - личные предложения по их значению, структурным особенностям, использовать определённо - личные предложения в разных стилях речи, пользоваться двусоставными и определённо - личными предложениями как синтаксическими синонимами, правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят определённо - личные предложения. Уметь создавать собственные высказывания, соблюдая типологические особенности рассуждения, отбирать нужные аргументы, высказывать своё мнение, соблюдать на письме нормы русского литературного языка. Знать общее понятие неполных предложений, понимать назначение неполных предложений в общем, опознавать эти предложения в тексте и грамотно употреблять в собственных высказываниях, наблюдать за употреблением неполных предложений в разговорной речи в письменном тексте. Уметь производить синтаксический разбор простого односоставного предложения, определять грамматические основы в простом и сложном предложении, использовать служебные слова, порядок слов в предложении, интонацию для смысловой и грамматической связи слов в предложении. Уметь различать виды односоставных предложений, определять способы выражения главных членов в них, различать разные типы сказуемых, правильно расставлять знаки препинания, выразительно читать | ||||||||||||||
32 | | Основные группы односоставных предложений | 22 |
| Презентация Раздаточный материал( тексты для редактирования) опорные схемы; таблицы | Составление опорного конспекта | § 30, упр. № 172. | |||||||
33 | | Назывные переложения, их структурные и смысловые особенности | 23 |
| Опорные схемы, таблицы; текст для анализа | Анализ фрагментов из художественной литературы | § 31, упр. № 180. | |||||||
34 | | Определённо - личные предложения. | 24 |
| Раздаточный материал, опорные схемы; таблицы | карточки | § 32, упр. № 185. | |||||||
35 | | Неопределённо - личные предложения | 29 |
| Раздаточный материал, опорные схемы; таблицы | Сопоставительный анализ определённо - личных и неопределённо - личных предложений как семантически противоположных друг другу. Конструирование предложений | § 33, упр. № 191. § 34, упр. № 197. | |||||||
36 | | Безличные предложения.
| 30 |
| Раздаточный материал, опорные схемы; таблицы | Составить предложения по схемам | § 35, упр. № 205, № 204.
| |||||||
37 | | Структурные и смысловые особенности безличных предложений | 1.12 |
|
| Тест | Упр. 207 | |||||||
38 | | Р/Р №8 Подготовка к написаниюсочинения - рассуждения на свободную тему | 6 |
|
| Сочинение - рассуждение | Повторить теорию односоставные ПЖ | |||||||
39 | | Р/Р №9 Написание сочинения-рассуждения на свободную тему 45' | 7 |
|
|
|
| |||||||
40 | | Синтаксический разбор односоставного предложения | 8 |
| Раздаточный материал | Комментированное письмо, разбор предложений по членам, конструирование предложений с заданной грамматической основой | § 38, упр. № 216. | |||||||
41 | | Систематизация и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения» | 13 |
| Раздаточный материал, опорные схемы; таблицы | Сочинение - миниатюра | Упр. 218 | |||||||
42 | | К/р №3 Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения»45' | 14 |
|
| Контрольный диктант | § 37, 38 - повторить
| |||||||
НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – 2 часа Цель: знакомство с неполными предложениями, определение роли неполного предложения в речи Знать особенности и функции неполных предложений. Уметь находить их в тексте; заменять неполные предложения синонимичными полными, различать назывные предложения и неполные двусоставные предложения; проводить синтаксический и пунктуационный разборы предложений. | ||||||||||||||
43 | | Понятие о неполных предложениях | 15 |
| Раздаточный материал | Преобразовать полные двусоставные предложения в неполные | § 37, упр. № 215. | |||||||
44 | | Неполные предложения в диалоге и сложном предложении | 20 |
|
|
|
| |||||||
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 12+2Р/Р Цель:пунктуация при однородных членах предложения ЗУН: Уметь опознавать однородные члены (распространённые, нераспространённые, выраженные различными частями речи, ряды однородных членов), соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами, строить предложения с несколькими рядами однородных членов. Уметь различать однородные и неоднородные определения на основе смыслового, интонационного и грамматического анализа предложений, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными членами. Уметь дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию прослушанного теста, фиксировать информацию прослушанного текста в виде полного пересказа, использовать изученные синтаксические конструкции при описании внешности человека. Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами, составлять схемы предложений с однородными членами, определять оттенки противопоставления, контрастности, уступительности, несоответствия, выражаемые противительными союзами, чередования или неопределённости оценки явления, выражаемые разделительными союзами, расставлять знаки препинания. Уметь пользоваться предложениями с однородными членами в речи, различать простые предложения с однородными членами, связанными союзом И, и сложносочинённые предложения, производить возможную синонимическую замену союзов при однородных членах. Уметь находить обобщающие слова при однородных членах предложения, определять место их по отношению к однородным членам, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах. Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами, использовать разные типы сочетаний однородных членов(парное соединение, с повторяющимися союзами, с составными союзами) как средство выразительности, выбирать форму сказуемого при однородных подлежащих, соблюдать нормы сочетания. Уметь опознавать, строить и читать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания, соблюдая интонационные особенности предложений однородных членов | ||||||||||||||
45 | | Диктант за I полугодие | 21 |
| презентация | Сопоставить конструкции с распространёнными и нераспространёнными однородными членами, определить функции сочинительных союзов | § 40, упр. № 226. | |||||||
46 | | Понятие об однородных членах предложения. Однородные члены, связанные бессоюзной связью. | 22 |
| Раздаточный материал, опорные схемы; таблицы | Сопоставить конструкции с распространёнными и нераспространёнными однородными членами, определить функции сочинительных союзов | § 41, упр. № 241. | |||||||
47 | | Однородные определения | 27 |
| Раздаточный материал, опорные схемы; таблицы | Составить конспект текста правила | § 42, упр. № 244, I. | |||||||
48 | | Неоднородные определения | 28 |
| Опорный конспект | Работа по карточкам | § 42, упр. № 248 | |||||||
49 | | Р/Р №10 Сравнительная характеристика. Подготовка к написанию изложения | 29 |
| Раздаточный материал, опорные схемы; таблицы | Устный фронтальный опрос | Составить план, черновой вариант | |||||||
50 | | Р/р №11 Написание изложения с включением сравнительной характеристики 45' | 12 |
|
| Изложение | Упр. 250 | |||||||
51 | | Однородные члены, связанные сочинительными союзами | 17 |
| Раздаточный материал, опорные схемы; таблицы | Комментированное письмо. Составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам | § 43, упр. № 252. | |||||||
52 | | Урок-практикум. Однородные члены, связанные сочинительными союзами | 18 |
| Раздаточный материал | Графический диктант | § 43. Составить устное высказывание | |||||||
53 | | Обобщающие слова при однородных членах предложения | 19 |
| таблица | Составить алгоритм применения правила | § 44, упр. № 272.
| |||||||
54 | | Обобщающие слова при однородных членах предложения | 24 |
| Раздаточный материал, опорные схемы | Составить связное высказывание, включить изученные синтаксические конструкции | § 44, упр. № 273.
| |||||||
55 | | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами | 25 |
| Раздаточный материал, опорные схемы; таблицы | Сочинение - миниатюра | § 45, § 46, упр. № 277.
| |||||||
56 | | Систематизация и обобщение изученного по теме «Однородные члены» | 26 |
| Раздаточный материал | Объяснительный диктант | П. § 40 - § 46, Подготовить сообщение | |||||||
57 | | К/р №4 Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения» 45' | 31 |
|
| Контрольный диктант | Кластер «Однородные члены ПЖ» | |||||||
58 | | Работа над ошибками, допущенными в диктанте «Однородные члены предложения» | 1.02 |
|
|
| Создать карточку для соседа | |||||||
СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕСВЯЗАННЫЕ С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ (обращения, вводные слова и междометия) 9 часов +2 р/р Цель: знакомство со словами, грамматически несвязанными с предложением ЗУН: Иметь представление об обращении за счёт осмысления основного назначения обращения в речи( звательная, оценочная, изобразительная функция обращения), уметь характеризовать синтаксические и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Уметь интонационно правильно произносить предложения, употреблять обращения в различных речевых ситуациях, различать обращения и подлежащие двусоставного предложения. Знать группы вводных конструкций по значению, понимать роль вводных слов как средства выражения субъективной оценки высказывания, уметь выражать определённые отношения к высказыванию с помощью вводных слов, правильно ставить знаки препинания при вводных словах, различать вводные слова и члены предложения. Уметь употреблять в речи вводные слова с учётом речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания при вводных словах, соблюдать интонацию при чтении предложений, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей текста, производить синонимическую замену вводных слов. Уметь производить синтаксический разбор предложений с вводными конструкциями, обращениями и междометиями, правильно ставить знаки препинания, производить синонимичную замену вводных слов, различать вводные слова и созвучные члены предложения, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей текста, различные формы обращений в речевом этикет | ||||||||||||||
59 | | Обращение. Обособление обращений | 2 |
| Дидактический материал | Составить таблицу «Запятая при обращении» | § 55, § 56, упр. № 346. | |||||||
60 | | Р/р №12 Составление делового письма | 7 |
| Раздаточный материал | Составление делового письма | Письмо на заданную тему | |||||||
61 | | Выделительные знаки препинания при обращении | 8 |
| Раздаточный материал, опорные схемы; таблицы | Индивидуальные карточки | § 57, § 58, упр. № 356,
| |||||||
62 | | Употребление обращений | 9 |
| Тексты для анализа | Деформированный текст | № 360. | |||||||
63 | | Вводные конструкции Группы вводных конструкций по значению | 14 |
| Таблица Раздаточный материал | Заполнить таблицу «Значения вводных слов» | § 59 - § 60, упр. № 366. | |||||||
64 | | Обособление вводных конструкций | 15 |
| Раздаточный материал, опорные схемы; таблицы | Конструирование предложений | § 61, упр. № 375.
| |||||||
65 | | Урок-практикум. Вводные слова и предложения | 16.02 |
| Раздаточный материал | Карточки с заданиями | Подобрать примеры из ХЛ | |||||||
66 | | Вставные слова, словосочетания и предложения | 21 |
| Раздаточный материал | Диктант «Проверяю себя» | § 62, упр. № 387, § 63, упр. № 391. | |||||||
67 | | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с вводными словами и обращениями | 22 |
| Раздаточный материал, опорные схемы; таблицы | Составить памятку «Как готовиться к уроку русского языка», используя вводные слова | § 64, упр. № 398, стр. 189, контрольные вопросы и задания | |||||||
68 | | К/р №5 Контрольная работа «Вводные конструкции» 45' | 28 |
|
| Контрольный диктант | Предложения для анализа | |||||||
69 | | Работа над ошибками, допущенными в к/р «Вводные конструкции» | 1.03 |
|
|
|
| |||||||
ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 18+2Р/Р Цель: обособленные члены предложения, их роль в речи. Общие условия обособления определений. ЗУН: Иметь представление об обособлении как способе придать второстепенным членам предложения относительную смысловую самостоятельность, особую значимость в высказывании, уметь характеризовать разные признаки обособления оборотов: смысловые, грамматические, интонационные, пунктуационные. Уметь находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, а также согласованные одиночные определения, относящиеся к существительным, интонационно правильно их произносить, ставить знаки препинания при пунктуационном оформлении письменного текста. Уметь опознавать условия обособления определений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными определениями, при пунктуационном оформлении письменного текста правильно ставить знаки препинания, использовать обособленные определения в текстах разных стилей. Уметь выявлять грамматические условия обособления определений с обстоятельственным оттенком значения, несогласованных определений, интонационно читать предложения с обособленными определениями, понимать и определять изобразительно – выразительные функции обособленных определений в художественной речи. Уметь создавать текст – рассуждение, сохраняя его композиционные элементы(тезис, аргументы, вывод), ориентируясь на определённого читателя, умело вплетать цитаты из художественного текста, обосновывать своё мнение. Знать основные условия обособления приложений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями, правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных приложений. Уметь определять границы деепричастного оборота, правильно ставить знаки препинания при обособлении, конструировать предложения с деепричастным оборотом, исправлять ошибки в предложении, интонационно правильно произносить, опознавать обособленные обстоятельства как изобразительно – выразительные средства в художественной речи. Знать основные условия обособления обстоятельств, выраженных именами существительными с предлогами в косвенных падежах, интонационно правильно произносить предложения с обособленными обстоятельствами уступки и причины, выраженными существительными с предлогами, правильно расставлять знаки препинания. Иметь преставление об уточняющих членах предложения и о свойствах, отличающих их от обособленных оборотов, уметь опознавать уточняющие члены предложения на основе семантико – интонационного анализа высказывания. Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обособленными членами, правильно ставить знаки препинания при обособленных членах предложения. Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы | ||||||||||||||
70 | | Понятие об обособлении второстепенных членов предложения | 2.03 |
| Раздаточный материал, опорные схемы; таблицы | Комментированное письмо | § 47, упр. № 289.
| |||||||
71 | | Обособление согласованных определений. | 7 |
| Презентация | Конструирование предложений | § 48, упр. № 299.
| |||||||
72 | | Обособление распространенных и нераспространенных определениях | 9 |
|
|
|
| |||||||
73 | | Урок-практикум. Обособление определений. | 14 |
| Раздаточный материал, опорные схемы; таблицы | Выразительное чтение примеров | § 48, упр. № 300. | |||||||
74 | | Обособление определений с обстоятельственным оттенком | 15 |
| Раздаточный материал, опорные схемы; таблицы |
| Составить план ответа
| |||||||
75 | | Р/Р №13Подготовка к рассуждению на дискуссионную тему | 16 |
| Опорные схемы | Сочинение | Подобрать вопросы для дискуссии | |||||||
76 | | Р/р№14Рассуждение на дискуссионную тему | 21 |
|
| Устное выступление |
| |||||||
77 | | Обособление согласованных приложений. | 22 |
| Раздаточный материал | Конструирование предложений | § 50, упр. № 307. | |||||||
78 | | Урок-практикум. Обособление согласованных приложений. | 23.03 |
| Раздаточный материал, опорные схемы; таблицы | Разбор примеров из произведений художественной литературы | § 50, упр. № 311. | |||||||
79 | | Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом. | 4.04 |
| Раздаточный материал, опорные схемы; таблицы | Составить схемы предложений | § 51, упр. № 320. | |||||||
80 | | Обособленные обстоятельства, выраженные одиночным деепричастием | 5 |
| Раздаточный материал | Составить схемы предложений | § 51, упр. № 322. | |||||||
81 | | Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК. Сравнительный оборот | 6 |
| Раздаточный материал, опорные схемы; таблицы | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений | ХЛ: предложения с союзом КАК, объяснить знаки препинания | |||||||
82 | | Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами | 11 |
| Дидактический материал | Диктант «Проверяю себя» | Составить схемы предложений | |||||||
83 | | Обособленные уточняющие члены предложения | 12 |
| Дидактический материал | Синтаксический разбор предложений | § 52, упр. № 326. | |||||||
84 | | Вставные слова, словосочетания и предложения | 13 |
| Учебник | Деформированный текст | Упр. 328 | |||||||
85 | | Междометия в предложении | 18 |
| Учебник, раздаточный материал | Устный фронтальный опрос | Упр. 330 (по заданию) | |||||||
86 | | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами | 19 |
| Раздаточный материал, опорные схемы; таблицы | Предупредительный диктант | § 53 - § 54 | |||||||
87 | | Повторение по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения» | 20 |
| Дифференцированные карточки с заданиями | Разноуровневые карточки | Дифференцированные карточки | |||||||
88 | | К/р №6 Контрольный диктант. «Обособленные члены предложения» 45' | 25 |
|
| Контрольный диктант |
| |||||||
89 | | Работа над ошибками, допущенными в диктанте «Обособленные члены предложения» | 26 |
| Тренировочные упражнения | Выполнение работы над ошибками | Диктант для соседа по материалам диктанта | |||||||
ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ 6+1Р/Р Цель: отличие прямой речи от косвенной. ЗУН: Знать основные способы передачи чужой речи, уметь выразительно читать предложения с прямой речью, правильно ставить в них знаки препинания и обосновывать их постановку. Знать понятие «косвенная речь», различать прямую и косвенную речь, заменять прямую речь косвенной и наоборот, обосновывать постановку знаков препинания при косвенной речи. Знать правила оформления цитат, уметь вводить цитаты в речь, правильно ставить знаки препинания при цитировании. Уметь производить синтаксический разбор предложений и моделировать предложения с прямой речью, производить синонимичную замену предложений с прямой и косвенной речью, пунктуационно оформлять предложения с прямой речью, с косвенной речью, выразительно читать предложения. Уметь создавать текст повествовательного характера, сохраняя типологические особенности, включать в свой рассказ диалог, соблюдать на письме литературные нормы | ||||||||||||||
90 | | Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь | 27 |
| Раздаточный материал, опорные схемы; таблицы | Составление схем, конструирование предложений с прямой речью по схемам | § 65 - § 67, упр. № 404.
| |||||||
91 | | Прямая речь. | 2.05 |
| Раздаточный материал, опорные схемы; таблицы | Конструирование предложений с разными способами передачи чужой речи
| § 68 - § 70, упр. № 412.
| |||||||
92 | | Диалог | 3 |
|
| Упр. 415 | ||||||||
93 | | Цитата | 4 |
| Раздаточный материал, опорные схемы; таблицы | Записать текст под диктовку | § 68 - § 70, упр. № 424.
| |||||||
94 | | Синтаксический разбор предложений с чужой речью | 10 |
| Раздаточный материал | Объяснительный диктант | Стр. 209, контрольные вопросы | |||||||
95 | | Диктант за год | 11 |
|
| Разноуровневые карточки |
| |||||||
96 | | Р/р №15Сочинение-рассказ | 16 |
| Опорные схемы | Фронтальный опрос | Собрать материал к сочинению | |||||||
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В VIII КЛАССЕ 7+2Р/Р Цель:систематизация знаний изученных языковых явлений. ЗУН: Уметь опознавать части речи по их грамматическим признакам, определять синтаксическую роль в предложении, использовать в речи разные виды омонимов, виды и средства синтаксической связи. Понимать смыслоразличительную роль знаков препинания, уметь пунктуационно грамотно оформлять предложения с однородными и обособленными членами предложения, с прямой и косвенной речью, обращениями, вводными словами, обосновывать выбор знаков препинания. Уметь пересказать фрагмент прослушанного текста, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста, соблюдая нормы литературного языка на письме. Уметь соблюдать орфографические , грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов, синтаксические нормы - при построении предложений, исправлять нарушения синтаксических норм, владеть языковыми средствами в соответствии с целями общения. Уметь обнаруживать орфограммы, группировать их, объединять их правописание в виде рассуждения, письменно объяснять с помощью графических символов, правильно и выразительно читать предложения разных синтаксических конструкций, определяя функции знаков препинания | ||||||||||||||
97 | | Синтаксис и морфология | 17 |
| Раздаточный материал | Анализ текста | § 73, упр. № 436. | |||||||
98 | | Синтаксис и пунктуация | 18 |
| Раздаточный материал | Взаимодиктант | § 74. Составить инструкцию | |||||||
99 | | Экзамен в рамках промежуточной аттестации 45' | 23 |
|
| Комплексный анализ текста | Упр. 450 | |||||||
100 | | Работа над ошибками диктанта по теме «Повторение изученного» | 24 |
| Таблица, опорные схемы | Устные высказывания | стр. 216, упр. № 443. | |||||||
101 | | Р/р №16 Контрольное изложение 45' | 25 |
|
| Изложение | Закончить работу | |||||||
102 | | Орфография и культура речи. | 30 |
| Раздаточный материал | КАТ | Текст для анализа |
Приложение
Контрольная работа №1
Контрольный диктант «Повторение изученного в 5 – 7 классах»
Гроза
Помню застигнувшую нас в дороге грозу.
Я сидел с матерью в деревянном сарае под соломенной крышей. В открытых, мутных от проливного дождя воротах голубыми зигзагами полыхала молния. Торопливо крестилась мать, крепко прижимая меня к груди. Я прислушивался к шуму дождя, к тяжким раскатам грома, к раздиравшему слух треску ударов, к беспокойному шуршанию мышей в овсяной соломе.
Поднявшись, мы увидели в воротах алмазную сетку дождя, а сквозь прозрачные капли уже сияло, переливаясь лучами, радостное летнее солнце.
Отец запряг лоснившихся от дождя, напуганных грозой лошадей, нетерпеливо и беспокойно переступавших ногами. Ещё веселей показалась обсаженная берёзами, омытая дождём дорога. Многоцветная радуга висела над лугом, яркое солнце блестело на спинах бодро бежавших лошадей. Я сидел рядом с отцом, глядел на блестевшую лужами, извивающуюся впереди дорогу, на уходившую темную, освещённую солнцем и всё ещё грозную тучу, на столб белого дыма, поднимавшегося вдалеке над зажжённым грозою сараем. Я слушал весёлые голоса птиц в открывшемся мне, умытом, чудесном солнечном мире.
(И. Соколов-Микитов) (153 слова)
Грамматическое задание.
1. Подберите 3-4 слова с аналогичным слову переступавших строением.
2. Подчеркните причастия, выделите в них суффиксы,
3. Найдите два прилагательных: качественное и относительное.
4. Произведите синтаксический разбор предложения с причастным оборотом (I вариант) и с деепричастным оборотом (II вариант).
Контрольная работа №2
Контрольный диктант «Второстепенные члены»
В-1
Красив осенний парк. Метёт багряная метель по его дорожкам. Уходит вдаль аллея, вытканная опавшими листьями4. Тих белоствольный строй берёз, на их тонких ветвях немного листьев осталось, но каждый дрожит, переливается, сверкает.
А в стороне от аллеи – серебристые ели. Концы их лап уже поседели, всем своим видом они дают понять, что к зиме готовы.
А кусты боярышника, как коробейники на ярмарке, развесили свой товар - крупные красные ягоды.
Но лучше всех понимают и чувствуют осень молодые клёны и дубы4 . Они, отливая золотом и бронзой, расстилают под собой мягкие ковры и вместе с ветром украшают своими листьями близкие ели, словно примеряя им их новогодний наряд.
Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчётливо разносятся голоса.
Грамматические задания
1 Подчеркните в предложениях грамматические основы с простым глагольным и составным глагольным сказуемым. (1 – 2 на каждый вид).
2. В 1-ом абзаце обозначьте безударные гласные в корне.
3. Произведите синтаксический разбор предложения:
1 вариант
Уходит вдаль аллея, вытканная опавшими листьями4.
2 вариант
Но лучше всех понимают и чувствуют осень молодые клёны и дубы4 .
8р Урок № 27 Контрольный диктант № 1
По теме: «Простое предложение. Второстепенные члены»
Контрольная работа №3
Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения»
Летнее, июльское утро! Зеленой чертой ложится след ваших ног по росистой, побелевшей траве. Вас обдает накопившимся теплым запахом ночи. Воздух весь напоен свежей горечью полыни, медом гречихи и кашки. Вдали стеной стоит дубовый лес, и блестит, и алеет на солнце. Еще свежо, но уже чувствуется близость жары. Голова томно кружится от избытка благоуханий.
Солнце все выше и выше. Быстро сохнет трава. Вот уже стало жарко. Проходит час, другой… Небо темнеет по краям, колючим зноем пышет неподвижный воздух.
Под самым обрывом таится источник. Дубовый куст жадно раскинул над водою свои лапчатые сучья. Большие серебристые пузыри, колыхаясь, поднимаются со дна, покрытого мелким бархатным мохом.
Вот и полдень. Становится душно. Внезапно налетел ветер и промчался. Воздух дрогнул кругом, слабо сверкнула молния. Растущая туча, наклоняется сводом. Передний ее край вытягивается рукавом. Трава, кусты – все вдруг потемнело. Каков дождик! Каковы молнии!
Гроза прошла. Как весело сверкает все кругом, как воздух свеж и жидок, как пахнет земляникой и грибами!
(И. Тургенев)
Задания к тексту:
1) Озаглавьте текст.
2) Найдите односоставные предложения, выделите главный член, определите тип предложения.
3) Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.
Контрольная работа №4
Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения»
Диктант
Ранним утром над притихшим болотом висит густой туман. Он стелется до самого крыльца, и огромный клён, тесно прижавшийся к дому, как будто стоит по колено в молоке. Ни справа, ни слева - нигде ничего нельзя разглядеть. Но появляется солнце, и туман начинает отступать. Белесые его клочья клубящиеся и цепляющиеся за колючие кусты, уползают вдаль. Небо расчищается и становится по-весеннему прозрачным и светлым. Роса ещё не обсохла, и крошечные водяные капли повисли повсюду: на листьях, на цветах, на стеблях травы.
К вечеру с болота тянет тёплый ветерок, который приносит с собой запахи трав, сонные голоса птиц и целую тучу звенящих комаров.
Валерка боится болота, и к ночи ему становится не по себе. В лесу жалобно ухает какая-то птица.
«Должно быть, страшно ей там одной», - думает он, засыпая.
(120 слов)
Грамматические задания
1. Выпишите из диктанта слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударениями. Рядом напишите проверочные слова (по три – четыре примера)
1-й абзац - 1-й вариант
остальной текст - 2-й вариант
2. Разберите слова по составу:
Притихшим, по-весеннему, расчищается - 1-й вариант
звенящих, по-заячьи, становится - 2-й вариант
3. Выписать из текста по два словосочетания на все виды подчинительной связи:
1-й абзац - 1-й вариант
остальной текст - 2-й вариант
4. Сделать синтаксический разбор предложения:
Ни справа, ни слева - нигде ничего нельзя разглядеть. - 1-й вариант
Белесые его клочья клубящиеся и цепляющиеся за колючие кусты, уползают вдаль. - 1-й вариант
Контрольная работа №5
«Вводные конструкции»
1)Напуганный двумя дурными, по его мнению, предзнаменованиями, наш проводник отказался идти дальше. 2)Мы пытались его уговорить.3)Это, по всей вероятности, нам удалось бы, но один из путников решил над ним подтрунить. 4)Проводник рассердился, повернулся и быстро пошёл по тропе обратно.5)Задерживать его теперь было, конечно, бесполезно. 6)Через несколько минут он скрылся в чаще леса. 7)Обсудив положение, мы решили продолжать путь безпроводника, но, к величайшей нашей досаде, совсем потеряли тропу и не могли её найти. 8)Мы направились на шум прибоя.
9)Но наши приключения не закончились. 10)Мы попали в очень глубокие овраги с крутыми склонами. 11)Один раз наш соратник чуть было не сорвался. 12)К счастью, он вовремя ухватился за корни старой ели. 13)Значит, необходимо держаться от берега на незначительном расстоянии, слышать и видеть морскую гладь. 14)К несчастью, мы ещё попали в бурелом. 15)Сделав значительный крюк назад, мы благополучно из него выбрались. 16)Посовещавшись, мы решили идти прямо к морю и продолжать путь. (150 слов)
( По В. Арсеньеву)
Грамматическое задание
1 вариант
1. Среди предложений 1-5 найдите предложение с вводной конструкцией, передающей значение неуверенности. Напишите
номер этого предложения.
2. Среди предложений 6-10 найдите предложение с вводной конструкцией. Напишите номер этого предложения.
3. В приведенном ниже предложении расставлены все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной
конструкции.
Напуганный двумя дурными,(1) по его мнению,(2) предзнаменованиями, (3) наш проводник отказался идти дальше.
4. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) при
обособленном обстоятельстве.
Обсудив положение,(1) мы решили продолжать путь без проводника,(2) но, (3)к величайшей нашей досаде,(4)совсем
потеряли тропу и не могли её найти.
5. Из предложений 1-5 выпишите слово, количество Н в суффиксе которого подчиняется правилу: «В полных страдательных
причастиях прошедшего времени пишется НН».
6. Из предложений 5-7 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от последующего согласного.
7. Замените словосочетание В ЧАЩЕ ЛЕСА, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью
согласование. Напишите получившееся словосочетание.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 1.
9. Укажите количество грамматических основ предложения 7.
10. Среди предложений 1-7 найдите сложносочиненное предложение. Напишите номер этого предложения.
2 вариант
1. Среди предложений 12-16 найдите предложение с водным словом, обозначающим порядок мыслей и их связь. Напишите
номер этого предложения.
2. Среди предложений 8-12 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.
3. В приведенных ниже предложениях расставлены все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые)при
вводном слове.
Проводник рассердился, (1)повернулся и быстро пошёл по тропе обратно. Задерживать его теперь было,(2) конечно,
(3)бесполезно.
4. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) при
обособленном определении.
Напуганный двумя дурными,(1) по его мнению, (2) предзнаменованиями,(3) наш проводник отказался идти дальше.
5. Из предложений 4-6 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: ««Если в форме 1-го
лица единственного числа настоящего или простого будущего времени глагол оканчивается на –ЫВАЮ/-ИВАЮ, то в
неопределённой форме и в прошедшем времени пишется суффикс –ИВА-/-ЫВА».
6. Из предложений 13-15 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от последующего согласного.
7. Замените словосочетание МОРСКУЮ ГЛАДЬ, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со
связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 2.
9. Укажите количество грамматических основ предложения 3.
10. Среди предложений 1-6 найдите простое предложение с однородными сказуемыми. Напишите номер этого предложения.
Критерии оценивания:
«5» - 15-14 баллов
«4» - 13-11 баллов
«3» - 10-8 баллов
«2» - 7 и менее баллов.
Ответы:
1 вариант
1-3
2-7
3-1,2
4-1
5-напуганный
6-бесполезно
7-в лесной чаще
8- проводник отказался идти
9-1
10-3
2 вариант
1-13
2-12
3-2,3
4-3
5-задерживать
6-расстоянии
7-гладь моря
8-мы пытались уговорить
9-2
10-4
Контрольная работа №6
Контрольный диктант. «Обособленные члены предложения»
Весеннее утро
Раннее весеннее утро, прохладное и росистое. В небе ни облачка. Только на востоке еще толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, сизые предрассветные тучки. Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью.
В густой буйной траве дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы. Степь весело пестрит цветами: скромными синими колокольчиками, белыми пахучими ромашками, дикой гвоздикой, горящей пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни, смешанный с нежным, похожим на миндаль ароматом повилики.
Все блещет, нежится, радостно тянется к ласковому солнышку.
Кое-где в глубоких и узких балках еще лежат, напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени. Высоко в воздухе трепещут и звенят жаворонки. Неутомимые кузнечики давно подняли свою торопливую, сухую трескотню. Степь проснулась, ожила, и кажется, что она дышит глубокими, ровными, могучими вздохами.
Грамматическое задание
1. Подчеркните обособленные члены предложения как члены предложения.
2.Найдите предложение с обобщающим словом, составьте схему этого предложения.
3.Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.
Контрольная работа №7
Контрольная работа по теме «Повторение изученного»
1 вариант
А 1. В каком ряду написание всех слов не совпадает с произношением?
1. шёпот, молотьба, осенний, резкий
2. ночёвка, редкий, аллея, кино
3. счастье, орешек, резьба, громкий
4. ток, девчонка, долина, меткий
А 2. Какое существительное не имеет форм множественного числа?
1. ведро
2. посуда
3. сковородка
4. вилка
А 3. В каком ряду все слова состоят из приставки, корня, одного суффикса, окончания?
1. орешник, загрузивший, осторожно
2. заботливый, популярно, переплывая
3. принёсший, рассекреченный, обводка
4. обещание, выпачканный, подставляющий
А 4. В каком ряду во всех словах пропущена гласная, правописание которой зависит от наличия в слове суффикса -а- ?
1. соб…рутся, заг…раться, к…ммерсант
2. к…рмить, тр…щать, зам…рать
3. зад…рать, к…снуться, заст…лить
4. пон…мание, од…рённый, ст…рательно
А 5. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Е ?
1. кузнеч…к, ч…сать, человеч…к
2. ноч…вка, туш…ный, девч…нка
3. под душ…м, хорош…го, ключ…вой
4. ноч…вать, могуч…, горяч…
А 6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1. бе…домный, бе…работный, бе…чувственный
2. ра…дать, ра…жать, ра… задориться
3. и…дать, и…вержение, и…черпать
4. во…стание, во…звание, во…пылать
А 7. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
1. Абитуриент (не)читал этого произведения.
2. (Не)продуманный ответ может быть оценен очень низко.
3. Характер записей в дневнике (не)совсем обычный.
4. Надо было наконец приступить к этому далеко (не)легкому делу.
А 8. В каком слове пишется НН ?
1. клюкве…ое
2. топле…ое молоко
3. кожа…ая куртка
4. ветре…ый вечер
А 9. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е ?
1. скользящ…м движении…м, по шаркающ…й походк…
2. син…м мор…м, около лающ…й собак…
3. в открывш…йся галере…, утихающ…й бур…й
4. в горяч…м ча…, о выдающ…йсяличност…
А 10. Какое из словосочетаний слов не является словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ ?
1. гордость за сына
2. гордиться сыном
3. гордясь сыном
4. сыновняя гордость
А 11. Укажите номер предложения, в котором на месте пропуска ставится тире.
1. Озеро ( ) как блестящее зеркало.
2. Ласковое слово ( ) что весенний день.
3. Я ( ) всем чужой.
4. Труд ( ) самое лучшее лекарство.
А 12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые ?
Вот уездный городок (1) с деревянными (2) кривыми домишками (3) бесконечными заборами (4) купеческими (5) необитаемыми каменными строениями (6) старинным мостом над глубоким оврагом…
1. 1,2,3,4,5,6
2. 2,3,4,5,6
3. 3,4,5,6
4. 3,4,6
А 13. В каком из предложений выделенная конструкция обособляется ?
1. Ещё не вошедшее в силу солнце греет бережно и ласково.
2. Мальчик лет пятнадцати кудрявый и краснощёкий сидел кучером и с трудом удерживал сытого пегого жеребца.
3. Гости отправились в отведенные для них комнаты и на другой день поутру расстались с любезным хозяином, дав друг другу обещание вскоре снова увидеться .
4. Как легкая тень, молодая красавица приблизилась к месту назначенного свидания .
А 14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые ?
В одно ясное, холодное утро (1) Иван Петрович Берестов выехал прогуляться (2) верхом (3) на всякий случай (4) взяв с собою пары три борзых (5) стремянного и несколько дворовых мальчишек (6) с трещотками.
1. 3,5
2. 1,3,4,5
3. 1,4,5
4. 1,2,3,4,
А 15. Укажите номер предложения с простым глагольным сказуемым.
1. Ещё в гимназии я начал зачитываться Буниным.
2. Меняются поколения, а чудный собор недвижно и вечно стоит в центре города.
3. Я начал писать автобиографическую повесть и дошел в ней до середины жизни.
4. Незнакомка стояла у калитки и пыталась раскрыть маленький зонтик.
А 16. Укажите номер определенно-личного предложения .
1. Я бы сделал уроки пораньше.
2. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?
3. После драки кулаками не машут.
4. Мне холодно
А 17. Укажите номер неопределенно-личного предложения.
1. Нужны песок, лопата.
2. Смелому всюду почёт.
3. Любишь кататься – люби и саночки возить.
4. …И на обломках самовластья Напишут наши имена!
ТЕКСТ
Прочитайте текст и выполните задания А1-А ; В1 – В
КАК Я ВОСПИТЫВАЛ ВОЛЮ
(1) Мне всегда нравились люди, у которых есть сильная воля.
(2) И вот с прошлого понедельника я решил воспитывать свою волю. (3) Надо сделать её железной.
(4) Во-первых, каждое утро я стал вставать в 6:00 (без будильника), во-вторых, я решил целый месяц не есть мороженого. (5) И в-третьих, мне удалось выполнить главную задачу: я десять дней не звонил Майке, с которой давно дружил. (6) А когда она мне звонила, я брал трубку и говорил, что меня нет дома.
(7) На самом деле мне очень хотелось её увидеть, но я ведь воспитывал волю. (8) Я продолжал ставить перед собой все новые трудности. (9) Стал, например. В мороз ходить без шапки, на девятый этаж подниматься без лифта и стал заниматься по системе йогов.
(10) На этом первый этап воспитания воли кончился. (11) Я решил сделать перерыв на три дня. (12) Теперь я мог встретиться с Майкой. (13) И когда у меня появилась свободная минута, я позвонил ей.
(14) Майка обрадовалась моему звонку, но всё же удивлённо спросила:
- Вадим, где же ты был столько времени?
(15) Я важно объяснил ей, что всё это время воспитывал волю.
(16) - И тебе совсем не хотелось меня увидеть в эти дни? – обиженно спросила Майка.
(17) Я ответил, что в жизни всегда надо чем-то жертвовать, но зато теперь у меня железная воля.
(18) Затем я стал договариваться о встрече. (19) Майка согласилась, но сказала:
- Я, может быть, опоздаю, но ты подожди меня.
(20) В семь часов вечера я уже стоял на месте, где мы должны были встретиться. (21) Прошло десять минут – Майки не было. (22) Прошло полчаса. (23) Её все не было. (24) Был сильный мороз. (25) Ноги очень замёрзли, уши тоже. (26) И неудивительно – я был без шапки. (27) Теперь я ругал себя.
(28) Часы показывали уже половину десятого, я пошел домой. (29) На следующий день я заболел.
(30) Когда я выздоровел, позвонил Майке. (31) На мой вопрос, почему она не пришла на свидание, Майка сказала:
- А я как раз в тот день по твоему примеру начала воспитывать волю. (32) А при этом, как ты сам сказал, надо чем-то жертвовать.
(33) Я больше не стал тренировать свою волю в надежде, что Майка по моему примеру сделает то же самое.
( По рассказу Л. Некрасова)
А18. Определите стиль текста.
1. разговорный стиль
2. официально-деловой стиль
3. публицистический стиль
4. художественный стиль
А 19. Определите тип речи текста.
1. рассуждение
2. рассуждение и описание
3. повествование
4. описани
А 20. Какое из высказываний отражает главную мысль текста?
1. Нехорошо опаздывать на важные встречи
2. К любому делу, даже самовоспитанию, нужно относиться разумно.
3. В жизни всегда надо жертвовать чем-то ради воспитания железной воли.
4. 4. Сильная воля – одна из самых важных черт характера настоящего человека.
А 21. Какое средство выразительности используется в предложении 3 ?
1. метафора
2. метонимия
3. гипербола
4. антитеза
А 22. В каком предложении есть обращение?
1. в предложении 5
2. в предложении 14
3. в предложении 16
4. в предложении 31
Ответы к заданиям В 1 – В4 запишите словами
В1. Из предложения 17 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
В2. Из предложений 7-9 выпишите слово, образованное приставочным способом.
В3. Из предложения 7 выпишите составное глагольное сказуемое.
В4. Из предложений 20-24 выпишите все обстоятельства времени.
Ответы к заданиям В5- В7 запишите цифрами
В5. Среди предложений 1-9 найдите те, в которых есть вводные слова. Напишите номера этих предложений.
В6. Укажите номера простых односоставных безличных предложений.
В7. Среди предложений 4 - 11 найдите двусоставное неполное. Напишите номер этого предложения.