Пояснительная записка
Настоящая программа по русскому языку для IX класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для IX класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МОУ «Веселовская СОШ» Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в IX классе – 102 часа.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Учебно-методический комплект учителя:
Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Дейкина А. Д. и др. Русский язык. 9 класс. Научный редактор- академик, доктор филологических наук Н. М. Шанский. М.«Просвещение». 2009.
Учебно-методический комплект обучающегося
Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Дейкина А. Д. и др. Русский язык. 9 класс. Научный редактор- академик, доктор филологических наук Н. М. Шанский. М.«Просвещение». 2009.
Особенности рабочей программы
Содержание | Кол-во часов | Кол-во контрольных | Развитие речи |
В примерной программе | В рабочей программе |
Вводный урок. Международное значение русского языка | 1 | 1 | | |
Повторение пройденного в 5-8 классах | 7 | 6 | | 3 |
Сложные предложения | 7 | 3 | | 1 |
Сложносочиненные предложения | 5 | 10 | 1 | 1 |
Сложноподчиненные предложения | 24 | 29 | 2 | 7 |
Бессоюзные сложные предложения | 8 | 10 | 2 | 2 |
Сложные предложения с разными видами связи | 7 | 6 | 1 | 2 |
Прямая и косвенная речь | 3 | 5 | 1 | 1 |
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике, правописанию и культуре речи | 6 | 32 | 2 | 6 |
ИТОГО | 68 | 102 | 9 | 23 |
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ:
Международное значение русского языка (1ч)
Повторение пройденного в 5-8 классах (3 ч + 3 Р)
1.Анализ текста, его стиля, средств связи частей. Диалог и монолог.
2. Простое предложение, обособленные члены, обращение, вводные слова.
3. Сжатое изложение.
Сложное предложение. Культура речи. Сложные предложения (2 ч + 1 Р)
1.Понятие о сложном предложении. Союзные и бессоюзные сложные предложения. 2.Разделительные и выделительные знаки препинания. Интонация сложного предложения. 3.Сочинение по картине.
Сложносочиненные предложения (9 ч + 1Р)
1.Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль. Авторское употребление знаков препинания.
2.Умение интонационно правильно произносить ССП.
3. Сочинение по картине.
Сложноподчиненные предложения (22ч+7Р)
1.Понятие о СПП, его особенностях, Главные и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средства связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений. СПП с несколькими придаточными. Синтаксический и пунктуационный разбор СПП.
2.Умение использовать в речи СПП и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
3.Деловые документы, подробное изложение, сочинение-рассуждение.
Бессоюзные сложные предложения (8 ч + 2 Р)
1.Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения.
Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
2.Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.
3.Подробное изложение, сочинение по картине.
Сложные предложения с различными видами связи (4ч + 2Р)
1.Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания. Синтаксический и пунктуационный разбор СПП с различными видами связи.
2.Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.
3.Подробное изложение, конспект статьи (фрагмента статьи).
Прямая и косвенная речь (4 ч + 1Р)
1.Роль языка в жизни общества. Русский литературный язык и его стили. Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Цитаты. Способы цитирования. Пунктуация при цитировании.
2. Русский литературный язык и его стили.
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах (26ч+6Р)
1.Повторение и систематизация изученного о фонетике, графике, лексике, фразеологии, морфемике, словообразовании. Орфограммы в морфемах. Повторение морфологии. Синтаксис. Однородные, обособленные члены. Вводные слова, способы оформления чужой речи. Выполнение заданий частей А и В из ГИА.
Требования к уровню подготовки выпускников за курс основной школы по русскому языку
В результате изучения русского языка в основной школе обучающиеся должны
знать:
изученные разделы науки о языке;
смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения;функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);нормы речевого этикета;
уметь:
объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
определить тему, основную мысль текста. Его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
адекватно понимать информацию устного сообщения;
читать тексты разных стилей используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план );
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений );
свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
соблюдать нормы речевого этикета;
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).
ЛИТЕРАТУРА
Печатные пособия.
Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9классы, Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский М.Н. 9-е изд. М., «Просвещение» 2009. Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений /Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. изд. 6-е.-М., «Просвещение»
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 9 класса
Русский язык. 9 класс: поурочные планы по учебнику Л.А. Тростенцовой,Т.А. Ладыженской, А.Д. Дейкиной, О.М. Александровой /авт.-сост. Т.М. Амбушева.- Волгоград: Учитель, 2011
Поурочные разработки по русскому языку: 9класс: универсальное пособие.- М.:ВАКО,2008 Русский язык в таблицах и схемах. Для школьников и абитуриентов Санкт-Петербург 2008
Уроки русского языка в 9 классе: Книга для учителя под редакцией Богдановой Г.А., М., «Просвещение» 2008
Русский язык. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации - 2009: учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации под редакцией Н.А.Сениной Ростов н/Дону: Легион 2009
М.П.Книгина. Тесты по русскому языку 9класс.-Саратов: Лицей 2004
Материалы журнала «Русский язык в школе» за 2010 год
Школьные лингвистические словари
Мультимедийные пособия.
1 С: Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов
Кирилл и Мефодий
Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий
Пособие для учителя.
Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений 2009 года (в новой форме). Русский язык 2009
Составители: Бабкина М.В., доцент кафедры филологии КИНПО(ПКиПП)СОО, кандидат пед. наук, Зимнева О.Н., старший преподаватель кафедры филологии КИНПО(ПКиПП)СОО, кандидат фил. наук