СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данная рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык»
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Личностные планируемые результаты
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Учитывая специфику регионального компонента, в основной образовательной программе начального общего образования были добавлены и уточнены следующие личностные результаты:
сформированность основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России и родного края, осознание своей этнической и национальной принадлежности; сформированность ценностей многонационального российского общества; сформированность гуманистических и демократических ценностных ориентаций (национально-региональный этнокультурный компонент);
сформированность уважительного отношения к собственной семье, ее членам, семейным традициям (семья как одна из базовых национальных ценностей согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России);
уважение к труду других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных (потребности региона).
Указанные личностные результаты структурированы по критериям сформированности: самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное); смыслоообразование и нравственно-этическая ориентация (А. Г. Асмолов).
Ниже раскрыто содержание указанных критериев.
Самоопределение включает в себя:
1. Формирование основ гражданской идентичности личности:
чувства сопричастности своей Родине, народу и истории и гордости за них, ответственности человека за благосостояние общества;
осознания этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России.
2. Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека:
ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.
3. Развитие Я-концепции и самооценки личности:
формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.
Смыслообразование включает формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:
развития познавательных интересов, учебных мотивов;
формирования мотивов достижения и социального признания;
мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.
Нравственно-этическая ориентация включает:
формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;
ориентацию в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);
выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;
формирование моральной самооценки;
развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;
формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей;
формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Исходя из данных направлений, обозначены критерии сформированности личностных образовательных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования: самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное), смыслообразование и нравственно-этическая ориентация. Далее были соотнесены личностные результаты с выделенными критериями. Данные результаты конкретизированы для обучающихся первого, второго, третьего и четвертого класса (таблица 1).
Таблица 1
Личностные планируемые результаты освоения
ООП НОО по классам
№ | Критерии сформированности | Коды и личностные результаты обучающихся 1–4 классов | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||
1 | Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное) | 1.1. Наличие внешней мотивации к познанию основ гражданской идентичности | 1.1. Проявление желания к участию в гражданских акциях | 1.1. Появление внутреннего мотива для познания основ гражданской идентичности | 1.1. Сформированность основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России и родного края |
1.2. Преобладание внешнего мотива к осознанию своей этнической и национальной принадлежности | 1.2. Появление желания к изучению культуры своего народа | 1.2. Появление устойчивого внутреннего мотива к погружению в традиции и культуру своего народа | 1.2. Осознанность своей этнической и национальной принадлежности | ||
1.3. Выступление в роли наблюдателя и исполнителя заданий учителя | 1.3. Демонстрация творчества в проявлении ценностных установок
| 1.3. Принятие самостоятельных решений при осуществлении выбора действий | 1.3. Сформированность ценностей многонационального российского общества | ||
1.4. Наличие элементарных правил нравственного поведения в социуме | 1.4. Демонстрация уважительного отношения к сверстникам и взрослым | 1.4. Осознанное соблюдение норм нравственного поведения | 1.4. Сформированность гуманистических и демократических ценностных ориентаций | ||
1.5. Наличие первичного опыта взаимодействия с окружающим миром | 1.5. Проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, представителям разных народов, природе | 1.5. Соблюдение экокультурных норм поведения в социоприродной среде | 1.5. Сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий | ||
1.6. Действия согласно установленным учителем правилам | 1.6. Выбор позиции, основанной на нормах нравственности | 1.6. Демонстрация умения анализа ситуаций и логических выводов, рассуждений | 1.6. Владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире | ||
1.7. Сформированность элементарных представлений о собственной семье | 1.7. Сформированность представлений о семье и ближайших родственниках | 1.7. Сформированность представлений об истории семьи и ее традициях | 1.7. Сформированность уважительного отношения к собственной семье, ее членам, традициям | ||
1.8. Сформированность элементарных правил безопасного поведения и личной гигиены | 1.8. Сформированность элементарных правил безопасного поведения на дорогах и в общественном транспорте, правил личной гигиены | 1.8. Сформированность культуры безопасного поведения в общественных местах, представлений о возможностях сохранения и укрепления собственного здоровья | 1.8 Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни | ||
2 | Смыслообразование | 2.1. Осознание себя в роли первоклассника | 2.1. Принятие социальной роли школьника | 2.1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося
| 2.1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося |
2.2. Наличие внешних (в том числе игровых) и внутренних мотивов учебной деятельности | 2.2. Преобладание внутренней учебной мотивации над внешней | 2.2. Наличие познавательных и социальных мотивов учебной деятельности | 2.2. Наличие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения | ||
3 | Нравственно-этическая ориентация | 3.1. Сформированность уважительного отношения к ответам одноклассников на уроке | 3.1. Сформированность уважительного отношения к ответам одноклассников, мнению взрослых, в том числе педагогов | 3.1. Сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре своего народа | 3.1. Сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов |
3.2. Способность учитывать интересы и чувства других людей | 3.2. Доброжелательность в отношении к одноклассникам, членам семьи | 3.2. Развитие этических чувств: стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения | 3.2. Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей | ||
3.3. Осознание ответственности за результаты учебной деятельности | 3.3. Принятие ответственности за результаты учебной и информационной деятельности | 3.3. Самостоятельность в осуществлении учебной и информационной деятельности | 3.3. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | ||
3.4. Освоение планирования и организации деятельности, положительное отношение к конструктивным результатам деятельности лиц ближайшего окружения | 3.4. Планирование и организация творческой деятельности, принятие и оценка результатов деятельности лиц ближайшего окружения | 3.4. Осуществление творческой деятельности, установка на результат, уважение к деятельности других людей | 3.4. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям | ||
3.5. Информированность о профессиях членов семьи и людей из ближайшего окружения | 3.5. Информированность о профессиях членов семьи и людей из ближайшего окружения, понимание необходимости осуществления профессиональной деятельности | 3.5. Информированность о профессиях, представленных в родном краю, стране, понимание значимости этих профессий для человека, семьи, социума | 3.5. Уважение к труду других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных | ||
3.6. Интерес к продуктам художественной, музыкальной, литературной деятельности | 3.6. Уважительное отношение к продуктам художественной музыкальной, литературной деятельности | 3.6. Способность выражать свое отношение к продуктам художественной музыкальной, литературной деятельности | 3.6. Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств | ||
3.7. Освоение правил общения в классном коллективе | 3.7. Усвоение норм общения в классе и повседневных ситуациях | 3.7. Способность взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в привычных ситуациях | 3.7. Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях | ||
3.8. Способность быть доброжелательным | 3.8. Умение выстроить собственное бесконфликтное поведение | 3.8. Умение не создавать конфликтов и разрешать некоторые спорные вопросы | 3.8. Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций |
Данные личностные планируемые результаты представлены двумя группами:
1. Личностные результаты, которые будут сформированы в данном классе и соответственно подлежат диагностике. Данные результаты в соответствии с идеей Л. С. Выготского о зонах умственного развития находятся в зоне актуального развития.
2. Личностные результаты, которые получат возможность для формирования в данном классе и соответственно не подлежат диагностике в данном классе. Эти результаты находятся в зоне ближайшего развития и будут сформированы в процессе обучения в следующих классах (таблица 2).
Таблица 2
Личностные планируемые результаты, которые будут сформированы
и получат возможность для формирования, по классам
№ | Критерии сформированности | Код результата | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||||
11 | 2** | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |||
1 | Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное) | 1.1. |
| + | + | + |
| + | + | + |
1.2. | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
1.3. |
|
|
|
|
| + | + | + | ||
1.4. |
|
|
|
|
| + | + | + | ||
1.5. |
|
|
| + | + | + | + | + | ||
1.6. | + | + | + | + |
| + | + | + | ||
1.7. | + | + |
| + | + | + | + | + | ||
1.8 | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
Количество диагностируемых результатов по критерию 1 «Самоопределение» | 4 |
| 4 |
| 4 |
| 8 |
| ||
2 | Смыслообразование | 2.1. | + | + | + | + | + | + | + | + |
2.2. |
| + | + | + | + | + | + | + | ||
Количество диагностируемых результатов по критерию 2 «Смыслообразование» | 1 |
| 2 |
| 2 |
| 2 |
| ||
3 | Нравственно-этическая ориентация | 3.1. |
|
|
| + |
| + | + | + |
3.2. |
| + | + | + | + | + | + | + | ||
3.3. |
|
|
| + | + | + | + | + | ||
3.4. | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
3.5. |
| + | + | + | + | + | + | + | ||
3.6. |
|
|
| + | + | + | + | + | ||
3.7. |
| + | + | + | + | + | + | + | ||
3.8. |
|
|
| + | + | + | + | + | ||
Количество диагностируемых результатов по критерию «Нравственно-этическая ориентация» | 1 |
| 4 |
| 7 |
| 8 |
| ||
Количество диагностируемых личностных результатов в классе | 6 |
| 10 |
| 13 |
| 18 |
|
Учитывая социальную ситуацию развития младшего школьника, определены блоки сформированности личностных образовательных результатов начального общего образования. Они отражают особенности развития личности младшего школьника в следующих социальных кругах: «Я», «Семья», «Школа», «Родной край», «Россия и мир».
Социальная ситуация развития – это специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми (Л.С. Выготский). В младшем школьном возрасте она определяется особенностями школьного обучения.
В этот период происходит рождение «социального Я». Формируется важное системное новообразование – «внутренняя позиция», выражающее новый уровень самосознания и рефлексии. Возрастает уровень запросов к самому себе, к собственному успеху, положению, появляется уважение к себе. В этой связи выделен первый блок в социальной ситуации ребенка – «Я».
Учитывая, что основным агентом социализации ребенка являются семейные отношения, в качестве второго блока выделен блок «Семья». Семейные взаимоотношения закладывают основы адаптации ребенка к новым условиям, формируют базовые ценности. Поэтому детско-родительские отношения сказываются на общем психофизическом и духовно-нравственном развитии младшего школьника и определяют его отношение к учебной деятельности.
Учебная деятельность является ведущей в данный период. Кардинально меняется среда ребенка и его отношение к этой среде. Формирование социальной позиции школьника выступает главным возрастным новообразованием. Школьное обучение является основным видом занятий младшего школьника. Поэтому третьим блоком в данных социальных отношениях выступает «Школа». Эмоциональное благополучие младшего школьника зависит от того, насколько он соответствует требованиям, предъявляемым к ученику, активно выстраивает взаимодействие с педагогами и сверстниками.
Однако младший школьник не ограничивается рамками «семья» – «школа». Он выходит в более широкие пространства. Поэтому далее выделены блоки «Родной край» и «Россия и мир». Знать историю и особенности своего родного края важно для того, чтобы видеть траекторию своего личностного и профессионального самоопределения. Причем с каждым возрастом идет расширение социального пространства обучающегося, что стимулирует его выход за границы малой родины в государственное и мировое пространство.
В таблице 3 показано, как личностные результаты соотносятся с выделенными блоками «Я», «Семья», «Школа», «Родной край», «Россия и мир».
Таблица 3
Блоки личностных планируемых результатов
Критерии сформированности | Блок «Я» | Блок «Семья» | Блок «Школа» | Блок «Родной край» | Блок «Россия и мир» |
Код результата | |||||
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное) | 1.2, 1.8 | 1.7 | 1.6 | – | 1.1, 1.3, 1.4, 1.5 |
Смыслообразование | – | – | 2.1, 2.2 | – | – |
Нравственно-этическая ориентация | 3.2, 3.3, 3.6 | 3.7, 3.8 | 3.4 | 3.1, 3.5 | – |
Блок «Я» связан, прежде всего, с характеристиками личности младшего школьника с точки зрения собственного «Я». Обучающемуся важно осознавать, какими качествами он обладает (доброжелательность, отзывчивость, ответственность, сознательность). Формирование идентичности происходит путем сравнения и осознанния своей этнической и национальной принадлежности. Происходит активное формирование самооценки, которая сказывается на коммуникации младшего школьника со взрослыми и сверстниками. Самооценка также определяет характер учебной деятельности младшего школьника. В этой связи первым блоком в данной структуре социальных отношений выделен блок «Я».
Блок «Я» выпускника 4 класса включает следующие личностные результаты:
Осознанность своей этнической и национальной принадлежности.
Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Блок «Семья» отражает нравственные ценности, связанные с семейными отношениями и значимостью семьи для ребенка младшего школьного возраста. Ценность семьи является также одной из базовых национальных ценностей, отраженных в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. Данный блог учит ребенка бесконфликтному общению, сотрудничеству, уважению других.
Блок «Семья» выпускника 4 класса включает следующие личностные результаты:
Сформированность уважительного отношения к собственной семье, её членам, традициям.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Блок «Школа» имеет тесную связь с блоком «Я» и характеризует личность младшего школьника с точки зрения успешности его адаптации в образовательной организации, принятия и освоения им новой социальной роли – роли обучающегося, а также наличия у него мотивов учебной деятельности. Наличие данных результатов определяется сменой ведущего вида деятельности при переходе от дошкольного образования к начальному и возрастным кризисом развития семи лет.
Блок «Школа» выпускника 4 класса включает следующие личностные результаты:
Владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося.
Наличие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Блок «Родной край» отражает сочетание знаниевых и ценностных компонентов личности младшего школьника с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей, как конкретного региона, так и Челябинской области в целом.
Блок «Родной край» выпускника 4 класса включает следующие личностные результаты:
Сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Уважение к труду других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных.
Блок «Россия и мир» связан с глобальными представлениями младшего школьника о стране, в которой он проживает, ее культурно- исторических ценностях и традициях многонационального народа.
Блок «Россия и мир» выпускника 4 класса включает следующие личностные результаты:
Сформированность основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России и родного края.
Сформированность ценностей многонационального российского общества.
Сформированность гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Аналогично на основе таблицы 3 определяется содержание блоков «Я», «Семья», «Школа», «Родной край», «Россия и мир» обучающихся 1, 2 и 3 классов.
Метапредметные планируемые результаты
освоения основной образовательной программы начального
общего образования
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и давать оценку событиям;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
В соответствии с положениями Примерной основной образовательной программы начального общего образования метапредметные планируемые результаты являются частью междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий», а также ее разделов «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТкомпетентности обучающихся».
Ведущей целевой установкой и основным ожидаемым результатом реализации междисциплинарной программы является формирование у обучающихся важнейшей компетенции личности – умения учиться, т. е. способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Достижение данного результата обеспечивается целенаправленным формированием у обучающихся регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, включающих чтение, работу с информацией и формирование ИКТ-компетентности.
Перечень метапредметных результатов структурирован с учетом универсальных учебных действий (таблица 1), наряду с этим метапредметные планируемые результаты оцениваются как с позиции организации их достижения в образовательной деятельности, так и с позиции оценки этих результатов. В таблице указывается, с какого класса начинается формирование данного планируемого результата (столбец «формирование»), а также определен момент включения данного планируемого результата в оценочные материалы (столбец «оценка»).
Структурирование метапредметных планируемых результатов по группам универсальных учебных действий связано с необходимостью описания механизмов их достижения в содержательном разделе ООП, в соответствии с данным распределением осуществляется оптимальный выбор типовых задач формирования универсальных учебных действий и определяется содержание оценочных материалов для текущего контроля и промежуточной аттестации.
Метапредметные планируемые результаты представлены двумя блоками: «выпускник научится» и «выпускник получит возможность научиться». Планируемые результаты второго блока «выпускник получит возможность научиться» выделены курсивом, эти результаты не проверяются в ходе промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости. При организации образовательной деятельности, направленной на реализацию и достижение планируемых результатов данного блока, требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся. При этом данная группа результатов не предназначена для достижения всеми учащимися.
Метапредметные планируемые результаты
Универсальные учебные действия / разделы программы | Метапредметные планируемые результаты | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |||||||
Формирование | Оценка | Формирование | Оценка | Формирование | Оценка | Формирование | Оценка | |||||
1. Регулятивные |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
1.1. Целеполагание | умение принимать и сохранять учебную задачу | + |
| + |
| + | + | + | + | |||
умение в сотрудничестве с учителем учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале | + |
| + | + | + | + | + | + | ||||
умение преобразовывать практическую задачу в познавательную | + |
| + |
| + |
| + |
| ||||
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи | + |
| + |
| + |
| + |
| ||||
1.2. Планирование | умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | + |
| + | + | + | + | + | + | |||
умение учитывать установленные правила в планировании способа решения задачи | + |
| + | + | + | + | + | + | ||||
умение различать способ и результат действия |
|
| + |
| + | + | + | + | ||||
1.3. Прогнозирование | осуществлять предвосхищающий контроль по результату и по способу действия | + |
| + |
| + | + | + | + | |||
1.4. Контроль | умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения | + |
| + |
| + | + | + | + | |||
умение в сотрудничестве с учителем осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату действия. | + |
| + | + | + | + | + | + | ||||
умение осуществлять констатирующий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания | + |
| + |
| + |
| + |
| ||||
1.5. Оценка | способность адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей | + |
| + |
| + |
| + |
| |||
умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи | + |
| + | + | + | + | + | + | ||||
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия | + |
| + |
| + |
| + |
| ||||
1.6. Коррекция | умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках | + |
| + | + | + | + | + | + | |||
1.7. Познавательная рефлексия | умение под руководством учителя начинать и выполнять действия и заканчивать их в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели. | + |
| + |
| + |
| + | + | |||
*Компонент общеобразовательной организации |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
2. Познавательные: |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
2.1. Общеучебные | умение под руководством учителя выделять и формулировать познавательную цель |
|
| + |
| + |
| + | + | |||
умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель |
|
|
|
|
|
| + |
| ||||
умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, решение практических и познавательных задач с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, словарей (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет | + |
| + |
| + | + | + | + | ||||
способность структурировать полученные знания | + |
| + |
| + |
| + | + | ||||
умение осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ | + |
| + |
| + |
| + | + | ||||
умение осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме | + |
| + | + | + | + | + | + | ||||
владеть рядом общих приемов решения задач | + |
| + |
| + | + | + | + | ||||
способность ориентироваться на разнообразие способов решения задач | + |
| + |
| + | + | + | + | ||||
владение основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров | + |
| + | + | + | + | + | + | ||||
умение выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов) | + |
| + |
| + | + | + | + | ||||
умение определять основную и второстепенную информацию | + |
| + |
| + | + | + | + | ||||
освоенность первичных действий в проектной, конструктивно-модельной, поисковой деятельности в области естественно-математического и технического профиля | + |
| + |
| + | + | + | + | ||||
сформированность способностей детей к естественно-научному мышлению, техническому творчеству и интереса к техническим специальностям | + |
| + |
| + | + | + | + | ||||
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения практических и познавательных задач в зависимости от конкретных условий | + |
| + |
| + |
| + |
| ||||
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач | + |
| + |
| + |
| + |
| ||||
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ |
|
| + |
| + |
| + |
| ||||
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет |
|
| + |
| + |
| + |
| ||||
2.2. Знаково-символические | умение использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач | + |
| + |
| + | + | + | + | |||
умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач | + |
| + |
| + |
| + |
| ||||
2.3. Логические | умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | + |
| + | + | + | + | + | + | |||
умение осуществлять синтез как составление целого из частей | + |
| + |
| + | + | + | + | ||||
умение проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям | + |
| + | + | + | + | + | + | ||||
умение осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза | + |
| + |
| + |
| + | + | ||||
умение устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений | + |
| + | + | + | + | + | + | ||||
умение представлять цепочки объектов и явлений | + |
| + | + | + | + | + | + | ||||
умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях | + |
| + |
| + |
| + | + | ||||
умение устанавливать аналогии | + |
| + |
| + |
| + | + | ||||
умение обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи | + |
| + |
| + | + | + | + | ||||
умение выдвигать гипотезы и обосновывать их | + |
| + |
| + |
| + | + | ||||
умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей | + |
| + |
| + |
| + |
| ||||
умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций | + |
| + |
| + |
| + |
| ||||
умение осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты | + |
| + |
| + |
| + |
| ||||
2.4. Постановка и решение проблемы | формулирование проблемы | + |
| + |
| + | + | + | + | |||
самостоятельное создание алгоритмов (способов) деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | + |
| + |
| + |
| + |
| ||||
*Компонент общеобразовательной организации |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
3. Коммуникативные |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
3.1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | умение определять цели, функции участников, способы взаимодействия | + |
| + | + | + | + | + | + | |||
умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером | + |
| + |
| + |
| + |
| ||||
умение аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | + |
| + |
| + |
| + |
| ||||
умение учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной | + |
| + |
| + |
| + |
| ||||
3.2. Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет | + |
| + | + | + | + | + | + | |||
умение с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия | + |
| + |
| + |
| + |
| ||||
3.3. Разрешение конфликтов | умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов | + |
| + | + | + | + | + | + | ||||
умение выявлять и идентифицировать проблему, осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принимать решение и реализовывать его | + |
| + |
| + |
| + | + | ||||
способность понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы | + |
| + |
| + |
| + |
| ||||
умение продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников | + |
| + |
| + |
| + |
| ||||
умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию | + |
| + |
| + |
| + |
| ||||
3.4. Управление поведением партнера | умение контролировать, корректировать и оценивать действия партнера | + |
| + |
| + | + | + | + | |||
умение допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии | + |
| + |
| + |
| + | + | ||||
умение формулировать собственное мнение и позицию | + |
| + |
| + |
| + | + | ||||
умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | + |
| + |
| + |
| + |
| ||||
3.5. Умение выражать свои мысли | умение адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой) | + |
| + |
| + | + | + | + | |||
умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет | + |
| + | + | + | + | + | + | ||||
умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач | + |
| + | + | + | + | + | + | ||||
3.6. Владение монологической и диалогической формами речи | владение диалогической формой коммуникации, в том числе с использованием средств и инструментов ИКТ и дистанционного общения | + |
| + |
| + | + | + | + | |||
использование речи для регуляции своего действия | + |
| + |
| + |
| + | + | ||||
умение строить монологическое высказывание | + |
| + |
| + | + | + | + | ||||
владение диалогической формой речи | + |
| + |
| + | + | + | + | ||||
умение адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности | + |
| + |
| + |
| + |
| ||||
*Компонент общеобразовательной организации |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
4. Чтение. Работа с текстом |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
4.1. Поиск информации | умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде | + |
| + | + | + | + | + | + | |||
умение определять тему и главную мысль текста | + |
| + | + | + | + | + | + | ||||
умение делить тексты на смысловые части, составлять план текста | + |
| + |
| + | + | + | + | ||||
умение вычленять содержащиеся в тексте основные события и | + |
| + |
| + | + | + | + | ||||
умение сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделять 2-3 существенных признака | + |
| + |
| + | + | + | + | ||||
4.2. Понимание прочитанного | понимание информации, представленной в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов) | + |
| + |
| + | + | + | + | |||
понимание информации, представленной разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы | + |
| + |
| + | + | + | + | ||||
понимание текста с опорой не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста | + |
| + |
| + | + | + | + | ||||
умение использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения | + |
| + |
| + |
| + | + | ||||
умение ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках | + |
| + |
| + | + | + | + | ||||
умение использовать формальные элементы текста (например, | + |
| + |
| + |
| + |
| ||||
умение работать с несколькими источниками информации | + |
| + |
| + |
| + |
| ||||
умение сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников | + |
| + |
| + |
| + |
| ||||
4.3. Преобразование и интерпретация информации | умение пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно | + |
| + |
| + | + | + | + | |||
умение соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую | + |
| + |
| + | + | + | + | ||||
умение формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод | + |
| + |
| + | + | + | + | ||||
умение сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию | + |
| + |
| + | + | + | + | ||||
умение составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос |
|
|
|
| + | + | + | + | ||||
умение делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования | + |
| + |
| + |
| + |
| ||||
умение составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном | + |
| + |
| + |
| + |
| ||||
4.4. Оценка информации | умение высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте | + |
| + | + | + | + | + | + | |||
умение оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте | + |
| + |
| + | + | + | + | ||||
умение на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов | + |
| + |
| + |
| + | + | ||||
умение участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста | + |
| + |
| + | + | + | + | ||||
умение сопоставлять различные точки зрения | + |
| + |
| + |
| + |
| ||||
умение соотносить позицию автора с собственной точкой зрения | + |
| + |
| + |
| + |
| ||||
умение в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию | + |
| + |
| + |
| + |
| ||||
*Компонент общеобразовательной организации |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
5. Формирование ИКТ-компетентности обучающегося |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
5.1. Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером | умение использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ | + |
| + | + |
|
|
|
| |||
умение организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере |
|
| + |
| + | + |
|
| ||||
5.2. Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных | умение вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию |
|
| + |
| + | + | + | + | |||
умение набирать небольшие тексты на родном языке |
| + | + | + |
|
|
|
| ||||
умение набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов |
|
| + |
| + | + |
|
| ||||
умение сканировать рисунки и тексты |
|
|
|
| + |
| + | + | ||||
5.3. Обработка и поиск информации | умение подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования |
|
| + |
| + |
| + | + | |||
умение использовать сменные носители (флэш-карты) | + |
| + | + |
|
|
|
| ||||
умение описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ |
|
| + |
| + |
| + | + | ||||
умение собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей |
|
| + |
| + | + |
|
| ||||
умение редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей |
|
| + |
| + |
| + | + | ||||
умение пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора | + |
| + | + |
|
|
|
| ||||
умение следовать основным правилам оформления текста |
|
| + |
| + | + |
|
| ||||
умение использовать полуавтоматический орфографический контроль |
|
| + | + |
|
|
|
| ||||
умение использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида |
|
|
|
| + |
| + | + | ||||
умение искать информацию в системе поиска внутри компьютера |
|
| + |
| + | + |
|
| ||||
умение искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете | + |
| + | + (словари) | + | + (базы данных) | + | + (Интернет) | ||||
умение составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок) |
|
|
|
| + |
| + | + | ||||
умение заполнять учебные базы данных |
|
| + |
| + | + |
|
| ||||
5.4. Создание, представление и передача сообщений | умение создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их |
|
| + |
| + | + |
|
| |||
умение создавать простые сообщения в виде аудио‑ и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста |
|
|
|
| + |
| + | + | ||||
умение создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр. |
|
| + |
| + |
| + | + | ||||
умение создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера | + |
| + | + |
|
|
|
| ||||
умение составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация) |
|
| + | + |
|
|
|
| ||||
5.5. Планирование деятельности, управление и организация | умение определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий
|
|
|
|
| + |
| + | + | |||
умение строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения |
|
|
|
| + |
| + | + |
Предметные результаты освоения
учебного предмета «Русский язык»
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Русский язык» должны отражать:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
1 класс
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Обучающийся научится:
различать звуки и буквы;
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные;
характеризовать звуки русского языка: согласные твердые/мягкие;
характеризовать звуки русского языка: согласные звонкие/глухие,
характеризовать звуки русского языка: парные/непарные звонкие и глухие.
знакомство с фонетическими особенностями языка жителей региона, соблюдение орфоэпических норм русского литературного языка.
Раздел «Орфоэпия»
Обучающийся получит возможность научиться:
соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.;
соблюдение орфоэпических норм русского литературного языка.
Раздел «Лексика»
Обучающийся научится:
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
изучение этимологии своей фамилии, анализ значения личных имен членов своей семьи.
Обучающийся получит возможность научиться:
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Обучающийся научится:
с учетом совокупности выявленных признаков (что называет) относить слова к определенной группе;
распознавать грамматические признаки имени существительного: имя собственное;
Раздел «Синтаксис»
Обучающийся научится:
различать предложение и слово.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Обучающийся научится:
применять правила правописания (в объеме содержания курса): сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;
применять правила правописания (в объеме содержания курса): сочетания чк – чн, чт, щн;
применять правила правописания (в объеме содержания курса): прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
применять правила правописания (в объеме содержания курса): непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
применять правила правописания (в объеме содержания курса): раздельное написание предлогов с другими словами;
применять правила правописания (в объеме содержания курса): знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
применять правила правописания (в объеме содержания курса): знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
безошибочно списывать текст объемом 15-20 слов;
писать под диктовку тексты объемом 15-20 слов в соответствии с изученными правилами правописания.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки.
Содержательная линия «Развитие речи»
Обучающийся научится:
оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
выражать собственное мнение и аргументировать его;
сочинять записки.
Содержание учебного предмета «Русский язык»
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Функция букв е, е, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши);
прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
перенос слов по слогам без стечения согласных;
знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Выполнение упражнений, содержание которых отражает национальные, региональные и этнокультурные особенности Челябинской области.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, е, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Выполнение упражнений, содержание которых отражает национальные, региональные и этнокультурные особенности Челябинской области.
Лексика2. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Приобщение учащихся к лингвокраеведческой работе по топонимике
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Выполнение упражнений, содержание которых отражает национальные, региональные и этнокультурные особенности Челябинской области.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имен прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.
Выполнение упражнений, содержание которых отражает национальные, региональные и этнокультурные особенности Челябинской области.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Различение простых и сложных предложений.
Выполнение упражнений, содержание которых отражает национальные, региональные и этнокультурные особенности Челябинской области.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
сочетания жи – ши3, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;
сочетания чк – чн, чт, щн;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь, мышь);
безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
безударные окончания имен прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);
мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
безударные личные окончания глаголов;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
знакомство с правописанием имен собственных – названий городов, деревень, рек, озер, гор и т. п. Челябинской области.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение), в том числе составление устных рассказов по региональной тематике.
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов, в том числе по региональной тематике.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения, в том числе составленных на основе текстом, отражающих национальные, региональные и этнокультурные особенности Челябинской области.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы,
по учебному предмету «Русский язык»
(Школа России)
Автор / авторский коллектив Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Виноградская Л. А. и др.
Наименование учебника Азбука
Издательство «Просвещение»
1 класс (115 часов)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Текущий контроль успеваемости | Содержание НРЭО |
| Подготовительный период |
| Текущий контроль обеспечивается применением приемов технологии безотметочного оценивания при освоении навыка письма (типовые задачи формирования УУД)
|
|
| Пропись – первая учебная тетрадь | 1 |
| |
| Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки | 1 |
| |
| Письмо овалов и полуовалов | 1 |
| |
| Рисование бордюров | 1 |
| |
| Письмо наклонных прямых линий | 1 |
| |
| Письмо наклонных прямых с закруглением внизу | 1 |
| |
| Письмо наклонных прямых с закруглением внизу и вверху | 1 |
| |
| Письмо овалов больших и маленьких. Письмо коротких наклонных линий | 1 |
| |
| Письмо наклонных прямых. Письмо наклонных линий с закруглением влево и вправо | 1 |
| |
| Письмо наклонных прямых с закруглением внизу и вверху. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу | 1 |
| |
| Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо овалов и полуовалов | 1 |
| |
| Строчная и заглавная буквы А, а | 1 |
| |
| Строчная и заглавная буквы О, о | 1 |
| |
| Строчная и заглавная буквы И, и | 1 |
| |
| Письмо элементов изученных букв | 1 |
| |
| Строчная буква ы | 1 |
| |
| Строчная и заглавная буквы У, у | 1 |
| |
| «Букварный период» |
|
| |
| Строчная и заглавная буквы Н, н | 1 |
| |
| Строчная и заглавная буквы С, с | 1 |
| |
| Письмо слов с изученными буквами | 1 |
| |
| Строчная и заглавная буквы К, к | 1 |
| |
| Строчная и заглавная буквы Т, т | 1 |
| |
| Строчная и заглавная буквы Т, т | 1 |
| |
| Строчная и заглавная буквы Л, л | 1 |
| |
| Письмо слов с изученными буквами | 1 |
| |
| Строчная и заглавная буквы Р, р | 1 |
| |
| Строчная и заглавная буквы В, в | 1 |
| |
| Строчная и заглавная буквы Е, е | 1 |
| |
| Строчная и заглавная буквы Е, е | 1 |
| |
| Закрепление написания изученных букв | 1 |
| |
| Строчная и заглавная буквы п, П | 1 |
| |
| Строчная и заглавная буквы п, П | 1 |
| |
| Строчная и заглавная буквы М, м | 1 |
| |
| Строчная и заглавная буквы М, м | 1 |
| |
| Письмо слов и предложений с изученными буквами | 1 |
| |
| Строчная и заглавная буквы З, з | 1 |
| |
| Строчная и заглавная буквы З, з | 1 |
| |
| Строчная и заглавная буквы Б, б | 1 |
| |
| Строчная и заглавная буквы Б, б | 1 |
| |
| Письмо слов и предложений с изученными буквами | 1 |
| |
| Строчная и заглавная буквы Д, д | 1 |
| |
| Строчная и заглавная буквы Д, д | 1 |
| |
| Строчная и заглавная буквы Я, я | 1 |
| |
| Строчная и заглавная буквы Я, я | 1 |
| |
| Письмо слов и предложений с изученными буквами | 1 |
| |
| Заглавная буква Я | 1 |
| |
| Письмо слов с буквой я | 1 |
| |
| Строчная и заглавная буква Г, г | 1 |
| |
| Строчная и заглавная буква Г, г | 1 |
| |
| Письмо слов и предложений с изученными буквами | 1 |
| |
| Строчная и заглавная буквы Ч, ч | 1 |
| |
| Строчная и заглавная буквы Ч, ч | 1 |
| |
| Письмо буквы Ь | 1 |
| |
| Письмо слов с «Ь» в середине | 1 |
| |
| Письмо слов и предложений с изученными буквами | 1 |
| |
| Строчная и заглавная буквы Ш, ш | 1 |
| |
| Строчная и заглавная буквы Ш, ш | 1 |
| |
| Письмо слов с сочетанием ши | 1 | Задание из учебно-методического пособия «В родном краю. Русский язык» | |
| Письмо слов с сочетанием ши | 1 |
| |
| Письмо слов и предложений с изученными буквами | 1 |
| |
| Строчная и заглавная буквы Ж, ж | 1 |
| |
| Письмо слов с сочетанием жи | 1 |
| |
| Строчная и заглавная буквы Ё, ё | 1 |
| |
| Строчная и заглавная буквы Ё, ё | 1 |
| |
| Письмо слов и предложений с изученными буквами | 1 |
| |
| Строчная буква й | 1 |
| |
| Строчная и заглавная буквы Х, х | 1 |
| |
| Строчная и заглавная буквы Х, х | 1 |
| |
| Письмо слов с буквами Х, х | 1 |
| |
| Письмо слов и предложений с изученными буквами | 1 |
| |
| Строчная и заглавная буквы Ю, ю | 1 |
| |
| Строчная и заглавная буквы Ю, ю | 1 |
| |
| Строчная и заглавная буквы Ц, ц | 1 |
| |
| Строчная и заглавная буквы Ц, ц | 1 |
| |
| Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв | 1 |
| |
| Строчная и заглавная буквы Э, э | 1 |
| |
| Строчная и заглавная буквы Э, э | 1 |
| |
| Строчная и заглавная буквы Щ, щ | 1 |
| |
| Письмо слов с сочетаниями ща – щу | 1 |
| |
| Письмо слов и предложений с изученными буквами | 1 |
| |
| Строчная и заглавная буквы Ф, ф | 1 |
| |
| Строчная и заглавная буквы Ф, ф | 1 |
| |
| Строчная буква ь | 1 |
| |
| Строчная буква ъ | 1 |
| |
| Письмо слов и предложений с изученными буквами | 1 |
| |
| Письмо слов с буквами ь, ъ | 1 |
| |
| Письмо слов с буквами ь, ъ | 1 | Задание из учебно-методического пособия «В родном краю. Русский язык» | |
| Письмо букв алфавита | 1 |
| |
| «Послебукварный» период» |
|
| |
| Списывание с печатного текста | 1 |
| |
| Оформление предложений в тексте | 1 |
| |
| Оформление предложений в тексте | 1 |
| |
| Слова, отвечающие на вопросы «Кто?», «Что?» | 1 |
| |
| Слова, отвечающие на вопросы «Кто?», «Что?» | 1 |
| |
| Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?» | 1 |
| |
| Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?» | 1 |
| |
| Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» | 1 |
| |
| Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» | 1 |
| |
| Письмо предложений под диктовку | 1 |
| |
| Безударные гласные звуки [а], [и] – опасное место (слабая позиция безударных гласных звуков) | 1 |
| |
| Безударные гласные звуки [а], [и] – опасное место (слабая позиция безударных гласных звуков) | 1 |
| |
| Парные звонкие и глухие согласные на конце слова – опасное место | 1 |
| |
| Парные звонкие и глухие согласные на конце слова – опасное место | 1 |
| |
| Правописание жи – ши | 1 |
| |
| Правописание жи – ши | 1 | Задание из учебно-методического пособия «В родном краю. Русский язык» | |
| Правописание ча – ща | 1 |
| |
| Правописание ча – ща | 1 |
| |
| Правописание чу – щу | 1 |
| |
| Правописание чу – щу | 1 |
| |
| Правописание чк, чн, щн | 1 |
| |
| Правописание чк, чн, щн | 1 |
| |
| Заглавная буква в именах собственных | 1 |
| |
| Письмо слов с разделительными Ъ и Ь | 1 |
| |
| Письмо слов с разделительными Ъ и Ь | 1 |
| |
| Письмо слов и предложений с изученными буквами | 1 |
| |
| Обобщающий урок по обучению грамоте | 1 |
|
Автор / авторский коллектив Канакина В. П., Горецкий В. Г.
Наименование учебника Русский язык
Издательство «Просвещение»
1 класс (50 часов)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Текущий контроль успеваемости* | Содержание НРЭО |
| Развитие речи |
|
|
|
| Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь | 1 |
|
|
| Язык и речь | 1 |
|
|
| Общее представление о тексте и предложении | 1 |
|
|
| Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации. Оформление предложений в устной и письменной речи | 1 |
|
|
| Диалог | 1 |
|
|
| Слово. Роль слов в речи. Развитие речи | 1 |
|
|
| Морфология |
|
|
|
| Слова – названия предметов и явлений, признаков и действий | 1 |
|
|
| Слова – названия предметов и явлений, признаков и действий | 1 |
|
|
| Лексика |
|
|
|
| Вежливые слова. Однозначные и многозначные слова | 1 |
|
|
| Фонетика и орфоэпия |
|
|
|
| Слог как часть слова. Слогообразующая роль гласных | 1 |
|
|
| Выделение слогов в слове | 1 |
|
|
| Перенос слов | 1 |
|
|
| Перенос слов | 1 |
| Задание из учебно-методического пособия «В родном краю. Русский язык» |
| Ударение. Ударные и безударные слоги | 1 | Самостоятельная работа |
|
| Ударение. Словообразующая роль ударения | 1 |
| Задание из учебно-методического пособия «В родном краю. Русский язык» |
| Фонетика и орфоэпия. Графика |
|
|
|
| Звуки и буквы | 1 |
|
|
| Звуки и буквы. Звуковая запись слов | 1 |
|
|
| Алфавит или азбука | 1 |
|
|
| Алфавит или азбука | 1 |
|
|
| Гласные звуки и буквы | 1 |
|
|
| Списывание | 1 | Списывание |
|
| Ударные и безударные гласные | 1 |
|
|
| Наблюдение над обозначением гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах | 1 |
|
|
| Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах | 1 |
|
|
| Проверка написания безударных гласных в двусложных словах. Проверочный диктант | 1 |
|
|
| Наблюдение над написанием слов с проверяемой и непроверяемой ударением гласной | 1 |
| Задание из учебно-методического пособия «В родном краю. Русский язык» |
| Согласные звуки и буквы | 1 |
|
|
| Согласные звуки и буквы. Двойные согласные | 1 |
|
|
| Звуки [ й '] и [и ]. Буквы й и и | 1 |
|
|
| Твердые и мягкие согласные звуки | 1 | Самостоятельная работа |
|
| Парные твердые и мягкие согласные звуки | 1 |
|
|
| Твердые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме | 1 |
|
|
| Мягкий знак. Роль мягкого знака в слове | 1 |
|
|
| Обозначение мягкости согласных мягким знаком в конце и в середине слова | 1 |
|
|
| Обозначение мягкости согласных на письме буквами | 1 | Самостоятельная работа |
|
| Особенности произнесения глухих и звонких согласных звуков | 1 |
|
|
| Парные звонкие и глухие согласные звуки | 1 |
|
|
| Орфография и пунктуация |
|
|
|
| Наблюдение над обозначением парных согласных буквами на конце слова. Особенности проверочных и проверяемых слов для согласных | 1 |
|
|
| Упражнения в написании слов с парным согласным звуком на конце слов | 1 |
|
|
| Упражнения в обозначении безударной гласной и парной согласной буквами в двусложных словах. Проверочный диктант | 1 | Списывание |
|
| Диктант | 1 | Диктант |
|
| Фонетика и орфоэпия |
|
|
|
| Шипящие согласные звуки | 1 |
|
|
| Шипящие согласные звуки. Проектная задача «Скороговорки» | 1 |
| Малые жанры устного народного творчества жителей региона |
| Орфография и пунктуация |
|
|
|
| Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ | 1 |
|
|
| Буквосочетания ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ | 1 |
| Задание из учебно-методического пособия «В родном краю. Русский язык» |
| Правописание слов сочетаниями ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ –ЩУ, ЧК,ЧН, ЧТ | 1 | Словарный диктант |
|
| Заглавная буква в словах в именах, отчествах, фамилиях людей | 1 |
|
|
| Заглавная буква в географических названиях | 1 |
| Задание из учебно-методического пособия «В родном краю. Русский язык» |
| Заглавная буква в словах | 1 |
|
|
| Повторение изученного материала | 1 |
|
|
1Личностные результаты, которые будут сформированы в данном классе и соответственно подлежат диагностике.
****Личностные результаты, которые получат возможность для формирования в данном классе и соответственно не подлежат диагностике в данном классе.
2 Изучается во всех разделах курса.
3Для предупреждения ошибок при письме целесообразно предусмотреть случаи типа “желток”, “железный”.