Краснодарский край
Муниципальное образование Крымский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 60 села Новопокровского
муниципального образования Крымский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 31 августа 2015 года протокол № 1
Председатель _______ Андрейчук А.И.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Секреты текста»
Ступень обучения (класс) основное общее образование (9 класс)
Количество часов: 17, в неделю 1 час
Учитель: Клейн Руфина Тахировна
Программа разработана на основе авторской программы А.М.Гращенковой «Секреты текста» из сборника программ электронных курсов, разработанных педагогами - победителями краевого (заочного) конкурса в 2004-2005 учебном году 9 классы, Краснодар 2005г.
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу составлена в соответствии с ФКГОС – 2004 основного общего образования нормативных правовых актов и инструктивно – методических документов:
Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Основной общеобразовательной программы основного общего образования МБОУ ООШ № 60 села Новопокровского муниципального образования Крымский район, утвержденной решением педагогического совета, протокол № 1 от 31 августа 2015 года.
Авторской программы А.М.Гращенковой «Секреты текста» из сборника программ электронных курсов, разработанных педагогами - победителями краевого (заочного) конкурса в 2004-2005 учебном году 9 классы, Краснодар 2005г.
Учебного плана МБОУ ООШ № 60 села Новопокровского муниципального образования Крымский район на 2015-2016 учебный год, утвержденного решением педагогического совета, протокол №1 от 31 августа 2015г.
Цели и задачи курса — научить школьников чувствовать слово, думать над ним, искать в нем истинный смысл, выражать себя в слове, понимать роль слова в тексте, что позволит выработать у них высокую коммуникативную, языковую, лингвистическую, эстетическую и нравственную компетенцию; повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся о строении и языковых особенностях текста; путём выполнения практических заданий расширить и углубить знания ребят о стилистических возможностях языковых средств и изобразительно выразительных средствах языка, подготовить их к идейно-художественному анализу текста.
2. Общая характеристика учебного курса.
Программа курса «Секреты текста» рассчитана на 17 часов. Курс способствует подготовке учащихся к сдаче экзамена по русскому языку за курс основной школы.
Для достижения поставленных целей предусматриваются следующие виды деятельности: анализ текста, работа со схемами, составление плана (простого, сложного, цитатного) текста, конспектирование (с помощью учителя и самостоятельно), работа с дополнительными источниками (научно - популярной литературой, справочниками, словарями и др.), поиск и отбор материала, подготовка докладов и сообщений, публичное выступление.
Овладение формулами секретов текста, формирование умения их использовать в различных речевых ситуациях, а значит, организовывать эффектное общение – вот основные задачи данной программы.
Теоретические сведения, представленные в программе, подкрепляются практическими заданиями в форме тренингов, речевых упражнений и ролевых игр, а также моделированием речевых ситуаций с последующей их рефлексией.
В результате изучения курса по выбору ученик должен знать, понимать смысл понятий: речь сфера и ситуация речевого общения; основные признаки официально - делового стиля основные единицы языка, их признаки; основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета; уметь различать научный, публицистический, официально - деловой стили, аудирование и чтение адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста), извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
3. Описание места курса в учебном плане.
Место курса по выбору «Секреты текста». Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает в рамках реализации предпрофильной подготовки учащихся 9 классов по русскому языку глубокое изучение данного предмета в последнем классе основной ступени школы. Рабочая программа курса по выбору «Секреты текста» рассчитана в 9 классе – 17 часов в год (один час в неделю).
4. Содержание учебного курса.
Введение (1 ч).
Слово?!. Это интересно. От слова к тексту.
Текст. Основные признаки текста (5 ч).
Микротема. Абзац. Тематическое и композиционное единство частей текста.Стилевое единство текста. Формирование и функционирование стилей русского языка.
Стилистические возможности языковых средств (5 ч).
Многозначные слова. Омонимы, синонимы, антонимы, архаизмы, славянизмы, неологизмы, общеупотребительные и диалектные слова, заимствованные слова, профессиональные слова, жаргонные слова, поэтическая лексика. Фразеология, крылатые слова.
Типы словесного выражения. Повествование, описание, рассуждение, их строение (1 ч).
Словесные изобразительно — выразительные средства (4ч).
Тропы. Стилистические фигуры. Звуковые изобразительно выразительные средства. Словесно - звуковые изобразительно - выразительные средства. Ритм и интонация в прозе и стихах.
Анализ текста. Зачётная работа (1 ч).
Тематическое планирование.
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
Авторская программа | Рабочая программа |
1 | Введение. Слово?!. Это интересно. От слова к тексту. | 1 | 1 |
2 | Текст. Основные признаки текста. | 9 | 5 |
1. Микротема. Абзац. Тематическое и композиционное единство частей текста. | 1 | 1 |
2. Грамматическая связь между частями текста. Стилевое единство текста. Стиль как категория словесности. Формирование и функционирование стилей русского языка. Научный стиль. | 3 | 1 |
3. Особенности официально-делового стиля. Разговорный литературный язык. Особенности разговорного стиля. | 3 | 1 |
4. Особенности стиля художественной литературы | 1 | 1 |
5. Практическая работа (зачет) | 1 | 1 |
3 | Стилистические возможности языковых средств. | 11 | 5 |
1. Многозначные слова. Омонимы, синонимы, антонимы | 2 | 1 |
2. Архаизмы, историзмы, славянизмы, неологизмы | 1 | 1 |
3. Общеупотребительные, диалектные и заимствованные слова. Профессиональные и жаргонные слова. Поэтическая лексика. | 3 | 1 |
4. Фразеология. Крылатые слова. Из истории слов и выражений | 3 | 1 |
5. Народное слово в литературном языке. Литературная фразеология | 2 | 1 |
4 | Типы словесного выражения. Повествование, описание, рассуждение, их строение. | 1 | 1 |
5 | Словесные изобразительно - выразительные средства. | 11 | 4 |
1. Тропы. Эпитеты, их виды. Сравнения, их виды. Метафора, олицетворение, аллегория, перефраз. | 2 | 1 |
2. Стилистические фигуры. Анафора, эпифора, стык, антитеза, градация, оксюлеорон, острота, параллелизм, повторение, рефрен, риторический вопрос, умолчание, инверсия. | 5 | 1 |
3. Звуковые изобразительно-выразительные средства. Словесно — звуковые изобразительно - выразительные средства (ознакомительно). | 2 | 1 |
4. Ритм и интонация в прозе и стихах. | 2 | 1 |
6 | Анализ текста. Зачетная работа. «Я раскрываю секреты текста» (Урок зачёт). | 1 | 1 |
| ИТОГО | 34 | 17 |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Программно-нормативные документы:
Авторская программа А.М.Гращенковой «Секреты текста» из сборника программ электронных курсов, разработанных педагогами - победителями краевого (заочного) конкурса в 2004-2005 учебном году 9 классы, Краснодар 2005г.
Рекомендуемые дидактические материалы:
1. Брагина А. А. Синонимы в литературном языке. М., 1986.
2. Вартаньян Э. А. Путешествие в слова. М., 1987.
3. Власенков А. И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика.
Текст. Стили речи. М., 2000.
4. Диденко С. А., Диденко Л. В. Готовимся к экзамену по русскому языку и литературе. М., Ростов-на-Дону, 2003.
5. Люстрова 3.Н., Скворцов Л. И., Дерягин В. Я. О культуре русской речи. М., 1987.
6. Никитина Е. И. Русская речь. 8 — 9 кл, М., 1995.
7. Паскевич Н.Я. Уроки мастеров слова. Краснодар, 2000.
8. Педчак Е. П. Русский язык. Единый госэкзамен. Ростов-на-Дону, 2003.
9. Русский язык в школе. 1998 — 2003.
10. Сборник текстов для проведения экзамена по русскому языку за курс основной школы. Авт.- составители Рыбченкова Л. М., Скляров В. Л. 6-е изд. М., 2002.
11. Шанский Н. М. В мире слов. М, 1985.
12. Югов А. Думы о русском слове. М., 1975.
Технические средства обучения:
1. Ноутбук (с выходом в Интернет),
2. Интерактивная доска.
3. Принтер
4. Документ-камера
5. Материалы из методической копилки Р.Т.Клейн
Оборудование класса:
1.Шкафы
2.Столы ученические
3.Стулья ученические
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Методического объединения учителей гуманитарно - эстетического цикла от 28 августа 2015 года ____________О.Р. Аксенова | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________ Е.В. Судникова 29 августа 2015 года |