СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Секреты текста"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Секреты текста"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Секреты текста"»

Краснодарский край

Муниципальное образование Крымский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 60 села Новопокровского

муниципального образования Крымский район



УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от 31 августа 2015 года протокол № 1

Председатель _______ Андрейчук А.И.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по курсу «Секреты текста»


Ступень обучения (класс) основное общее образование (9 класс)



Количество часов: 17, в неделю 1 час



Учитель: Клейн Руфина Тахировна









Программа разработана на основе авторской программы А.М.Гращенковой «Секреты текста» из сборника программ электронных курсов, разработанных педагогами - победителями краевого (заочного) конкурса в 2004-2005 учебном году 9 классы, Краснодар 2005г.

1. Пояснительная записка.


Рабочая программа по курсу составлена в соответствии с ФКГОС – 2004 основного общего образования нормативных правовых актов и инструктивно – методических документов:

  1. Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Основной общеобразовательной программы основного общего образования МБОУ ООШ № 60 села Новопокровского муниципального образования Крымский район, утвержденной решением педагогического совета, протокол № 1 от 31 августа 2015 года.

  3. Авторской программы А.М.Гращенковой «Секреты текста» из сборника программ электронных курсов, разработанных педагогами - победителями краевого (заочного) конкурса в 2004-2005 учебном году 9 классы, Краснодар 2005г.

  4. Учебного плана МБОУ ООШ № 60 села Новопокровского муниципального образования Крымский район на 2015-2016 учебный год, утвержденного решением педагогического совета, протокол №1 от 31 августа 2015г.

Цели и задачи курса — научить школьников чувствовать слово, думать над ним, искать в нем истинный смысл, выражать себя в слове, понимать роль слова в тексте, что позволит выработать у них высокую коммуникативную, языковую, лингвистическую, эстетическую и нравственную компетенцию; повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся о строении и языковых особенностях текста; путём выполнения практических заданий расширить и углубить знания ребят о стилистических возможностях языковых средств и изобразительно выразительных средствах языка, подготовить их к идейно-художественному анализу текста.


2. Общая характеристика учебного курса.


Программа курса «Секреты текста» рассчитана на 17 часов. Курс способствует подготовке учащихся к сдаче экзамена по русскому языку за курс основной школы.

Для достижения поставленных целей предусматриваются следующие виды деятельности: анализ текста, работа со схемами, составление плана (простого, сложного, цитатного) текста, конспектирование (с помощью учителя и самостоятельно), работа с дополнительными источниками (научно - популярной литературой, справочниками, словарями и др.), поиск и отбор материала, подготовка докладов и сообщений, публичное выступление.

Овладение формулами секретов текста, формирование умения их использовать в различных речевых ситуациях, а значит, организовывать эффектное общение – вот основные задачи данной программы.

Теоретические сведения, представленные в программе, подкрепляются практическими заданиями в форме тренингов, речевых упражнений и ролевых игр, а также моделированием речевых ситуаций с последующей их рефлексией.

В результате изучения курса по выбору ученик должен знать, понимать смысл понятий: речь сфера и ситуация речевого общения; основные признаки официально - делового стиля основные единицы языка, их признаки; основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета; уметь различать научный, публицистический, официально - деловой стили, аудирование и чтение адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста), извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;


3. Описание места курса в учебном плане.


Место курса по выбору «Секреты текста». Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает в рамках реализации предпрофильной подготовки учащихся 9 классов по русскому языку глубокое изучение данного предмета в последнем классе основной ступени школы. Рабочая программа курса по выбору «Секреты текста» рассчитана в 9 классе – 17 часов в год (один час в неделю).


4. Содержание учебного курса.

Введение (1 ч).

Слово?!. Это интересно. От слова к тексту.

Текст. Основные признаки текста (5 ч).

Микротема. Абзац. Тематическое и композиционное единство частей текста.Стилевое единство текста. Формирование и функционирование стилей русского языка.

Стилистические возможности языковых средств (5 ч).

Многозначные слова. Омонимы, синонимы, антонимы, архаизмы, славянизмы, неологизмы, общеупотребительные и диалектные слова, заимствованные слова, профессиональные слова, жаргонные слова, поэтическая лексика. Фразеология, крылатые слова.

Типы словесного выражения. Повествование, описание, рассуждение, их строение (1 ч).

Словесные изобразительно — выразительные средства (4ч).

Тропы. Стилистические фигуры. Звуковые изобразительно выразительные средства. Словесно - звуковые изобразительно - выразительные средства. Ритм и интонация в прозе и стихах.

Анализ текста. Зачётная работа (1 ч).


  1. Тематическое планирование.

п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

1

Введение. Слово?!. Это интересно. От слова к тексту.

1

1

2

Текст. Основные признаки текста.

9

5

1. Микротема. Абзац. Тематическое и композиционное единство частей текста.

1

1

2. Грамматическая связь между частями текста. Стилевое единство текста. Стиль как категория словесности. Формирование и функционирование стилей русского языка. Научный стиль.

3

1

3. Особенности официально-делового стиля. Разговорный литературный язык. Особенности разговорного стиля.

3

1

4. Особенности стиля художественной литературы

1

1

5. Практическая работа (зачет)

1

1

3

Стилистические возможности языковых средств.

11

5

1. Многозначные слова. Омонимы, синонимы, антонимы

2

1

2. Архаизмы, историзмы, славянизмы, неологизмы

1

1

3. Общеупотребительные, диалектные и заимствованные слова. Профессиональные и жаргонные слова. Поэтическая лексика.

3

1

4. Фразеология. Крылатые слова. Из истории слов и выражений

3

1

5. Народное слово в литературном языке.

Литературная фразеология

2

1

4

Типы словесного выражения. Повествование, описание, рассуждение, их строение.

1

1

5

Словесные изобразительно - выразительные средства.

11

4

1. Тропы. Эпитеты, их виды. Сравнения, их виды. Метафора, олицетворение, аллегория, перефраз.

2

1

2. Стилистические фигуры. Анафора, эпифора, стык, антитеза, градация, оксюлеорон, острота, параллелизм, повторение, рефрен, риторический вопрос, умолчание, инверсия.

5

1

3. Звуковые изобразительно-выразительные средства. Словесно — звуковые изобразительно - выразительные средства (ознакомительно).

2

1

4. Ритм и интонация в прозе и стихах.

2

1

6

Анализ текста. Зачетная работа.

«Я раскрываю секреты текста» (Урок зачёт).

1

1


ИТОГО

34

17





  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.





Программно-нормативные документы:



  1. Авторская программа А.М.Гращенковой «Секреты текста» из сборника программ электронных курсов, разработанных педагогами - победителями краевого (заочного) конкурса в 2004-2005 учебном году 9 классы, Краснодар 2005г.

Рекомендуемые дидактические материалы:


1. Брагина А. А. Синонимы в литературном языке. М., 1986.

2. Вартаньян Э. А. Путешествие в слова. М., 1987.

3. Власенков А. И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика.

Текст. Стили речи. М., 2000.

4. Диденко С. А., Диденко Л. В. Готовимся к экзамену по русскому языку и литературе. М., Ростов-на-Дону, 2003.

5. Люстрова 3.Н., Скворцов Л. И., Дерягин В. Я. О культуре русской речи. М., 1987.

6. Никитина Е. И. Русская речь. 8 — 9 кл, М., 1995.

7. Паскевич Н.Я. Уроки мастеров слова. Краснодар, 2000.

8. Педчак Е. П. Русский язык. Единый госэкзамен. Ростов-на-Дону, 2003.

9. Русский язык в школе. 1998 — 2003.

10. Сборник текстов для проведения экзамена по русскому языку за курс основной школы. Авт.- составители Рыбченкова Л. М., Скляров В. Л. 6-е изд. М., 2002.

11. Шанский Н. М. В мире слов. М, 1985.

12. Югов А. Думы о русском слове. М., 1975.

Технические средства обучения:

1. Ноутбук (с выходом в Интернет),

2. Интерактивная доска.

3. Принтер

4. Документ-камера

5. Материалы из методической копилки Р.Т.Клейн


Оборудование класса:

1.Шкафы

2.Столы ученические

3.Стулья ученические


СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания

Методического объединения

учителей гуманитарно - эстетического цикла

от 28 августа 2015 года

____________О.Р. Аксенова

СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

____________ Е.В. Судникова

29 августа 2015 года