СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа спецкурса "Измерения в физике"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса  «Измерения в физике» для 10 класса составлена в соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа спецкурса "Измерения в физике"»



Белян Людмила Федоровна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 46" города Братска, Иркутской области

665726, г. Братск, бульвар Победы, д. 8

учитель физики

стаж работы - 37 лет

УМК Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б. (10-11 классы)

УМК Перышкин А.В. , Гутник Е.М.(7-9 классы)

т. 8 950 138 75 07

e-mail: [email protected]

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 46»

ГОРОДА БРАТСКА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(адаптированная)

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ИЗМЕРЕНИЯ В ФИЗИКЕ»

для учащихся 10 класса

(1 час в неделю)





Белян Л.Ф., учитель физики

первой квалификационной категории











2015 г





Содержание:



Пояснительная записка ....3

Содержание курса 6

Учебный план..........................................................................................................7

Тематическое планирование 8

(Планируемые результаты в соответствии с ФГОС)........................................11

Требования к уровню подготовки учащихся......................................................19

Формы и средства контроля.................................................................................20

УМК........................................................................................................................21

Литература для учащихся ..22

Литература для учителя. 22

Информационно-компьютерная поддержка.......................................................22

Список использованных ресурсов интернет......................................................22

Список приложений...............................................................................................23














ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ИЗМЕРЕНИЯ В ФИЗИКЕ»

1. Пояснительная записка.

Программа элективного курса «Измерения в физике» для 10 класса составлена в соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики.

За основу взята авторская программа С.И. Кабардиной и Н.И. Шефер из сборника «Программы элективных курсов. Физика. 9-11 класс. Профильное обучение./ сост. В.А. Коровин. – М.: Дрофа, 2008.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Актуальность: 1 января 1963 года введена международная система единиц (The system of the International), сокращенно обозначаемая СИ. Устанавливается её предпочтительное применение во всех областях науки, техники, а также при преподавании. Вследствие этого появилась необходимость углублённого изучения физических величин и единиц измерения, с рассмотрением их роли в технике, а также сведений из истории метрической системы мер, способов измерения этих величин (прямых и косвенных измерений) с использованием датчиков исполнительных устройств.

Наряду с выше изложенным нельзя не отметить тот факт, что задания ЕГЭ предусматривают знания формул, законов физики, выбор оптимального способа решения, корректного представления решения, но и умения работать с размерностями физических величин и их переводом.

Целью курса является предоставление учащимся возможности удовлетворить индивидуальный интерес к изучению практических приложений физики в процессе познавательной и творческой деятельности при проведении самостоятельных экспериментов и исследований, создание условий для формирования и развития практических умений в области физического эксперимента.

Данный курс призван решить следующие задачи:

- познакомить учащихся с понятиями: физическая величина, измерительные приборы, методы измерений, погрешности измерения, экспериментальное исследование;

- научить учащихся. анализируя результаты экспериментального исследования, делать выводы в соответствии со сформулированной задачей исследования;

- раскрыть роль измерений в технике, показать, что в науке и технике очень часто одни величины измеряются с помощью других связанных с ними величин;

- повысить информационные и коммуникативные компетентности учащихся.

На элективных занятиях учащиеся познакомятся на практике с такими видами деятельности, которые являются ведущими во многих инженерных и технических профессиях, связанных с практическими применениями физики. Опыт самостоятельного выполнения сначала простых физических экспериментов, затем заданий исследовательского типа позволит ученикам либо убедиться в правильности своего предварительного выбора, либо изменить свой выбор и испытать свои способности на каком-то ином направлении.

Ядро содержания школьного образования в современном быстро меняющемся мире должно включать не только необходимый комплекс знаний и идей, но и универсальные способы познания и практической деятельности.

Объектами изучения в курсе физики на доступном для учащихся уровне наряду с фундаментальными физическими понятиями и законами должны быть эксперимент как метод познания, метод построения моделей и метод их теоретического анализа.

Эксперимент подразумевает измерение. Все наши научные знания проистекают из правильно понятых опытов и наблюдений, и, таким образом, в основе научных знаний лежат измерения. Для того чтобы понять, как добываются научные знания, и оценивать степень их достоверности, нужно знать, как правильно вести измерение.

Каждое измерение производится с определённой точностью. В процессе выполнения практических работ у учащихся формируется умение определять абсолютную и относительную погрешность измеряемых величин и конечного результата.

В курсе физики и математики основной школы данному вопросу уделено недостаточно внимания, а в курсе физики старшей школы эти умения требуются в полном объёме; иначе при выполнении практических и лабораторных работ большую часть времени учащиеся тратят на расчёт и анализ погрешностей, забывая, в итоге, о физической сути работы.

У учащихся должно сформироваться убеждение, что:

а) погрешность – не ошибка, а неотъемлемая часть процесса измерения;

б) расчёт погрешности – не «дополнительная нагрузка» к лабораторной работе, а необходимая её часть, без которой сделать правильный вывод не представляется возможным.

Предлагаемый элективный курс предназначен для овладения учащимися способами измерения физических величин и оценки точности измерений, знакомства с методологией эксперимента. Курс «Измерения в физике» будет полезен тем, кто предполагает выбрать любую профессию, связанную с экспериментальными исследованиями, инженерными разработками, с практическим применением разнообразных измерительных приборов и устройств.

Основу познавательных ценностей элективного курса составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентиры формируют у учащихся в процессе изучения физики :

  • признание ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

  • понимание сложности и противоречивости самого про­цесса познания как извечного стремления к истине.

В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентиры содержания элективного курса формируют :

  • уважительное отношение к творческой дея­тельности;

  • понимание необходимости эффективного и безопасного использования различных технических устройств;

  • сознательный выбор будущей профессиональной деятель­ности.

Курс обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентиры направлены на воспитание у учащихся:

  • правильного использования физической терминологии и символики;

  • потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонен­та, участвовать в дискуссии;

  • способности открыто выражать и аргументировано отстаи­вать свою точку зрения.

В качестве цен­ностных ориентиров физического образования выступают объ­екты, которые изучаются в курсе физики и к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как дан­ный учебный предмет входит в группу предметов познаватель­ного цикла, главная цель которых заключается в изучении при­роды.

Методы и формы обучения

Поскольку данный курс предполагает большой объем измерений, исследований, оформления результатов и поиска путей решения поставленной задачи, то основные методы обучения можно охарактеризовать как эвристические, или исследовательские. Здесь имеют место групповые работы над практическим исследованием и индивидуальная работа учащихся во время оформления, обсуждения результатов работы с учителем или защиты исследовательской работы. На семинарских занятиях учащиеся могут представлять свои исследовательские работы в форме небольшого доклада с необходимыми приложениями. При этом другие учащиеся могут выступить в роли оппонентов, принять участие в дискуссии, оценить работу докладчика.

2. Содержание курса.

МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН (14 Ч.)

Основные и производные физические величины и их измерения. Единицы и эталоны величин. Абсолютные и относительные погрешности прямых измерений. Измерительные приборы, инструменты, меры. Инструментальные погрешности и погрешности отсчета. Классы точности приборов. Границы систематических погрешностей и способы их оценки. Случайные погрешности измерений и оценка их границ.

Этапы планирования и выполнения эксперимента. Меры предосторожности при проведении эксперимента. Учет влияния измерительных приборов на исследуемый процесс. Выбор метода измерений и измерительных приборов.

Способы контроля результатов измерений. Запись результатов измерений. Таблицы и графики. Обработка результатов измерений. Обсуждение и представление полученных результатов.

Измерения времени. Методы измерения тепловых величин. Методы измерения электрических величин. Методы измерения магнитных величин.

Лабораторные работы

1. Измерение времени реакции человека на световой сигнал.

2 . Исследование зависимости периода колебаний маятника от его массы, амплитуды колебаний и длины.

3. Измерение теплоты плавления льда.

4. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.

5. Измерение электрических величин с помощью цифрового мультиметра.

6. Оценка границ погрешности при измерениях силы тока.

7. Измерение электрического сопротивления с по­мощью омметра.

8. Измерение индукции магнитного поля.



ФИЗИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ (6 Ч.)

Измерения температуры в быту. Влажность воздуха и способы ее измерения. Исследования работы сердца.

Лабораторные работы

1. Исследование зависимости показаний термометра от внешних условий.

2. Измерение влажности воздуха.

3. Измерение артериального кровяного давления.

ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ( 10 Ч.)

1.Решение экспериментальных задач по теме "Гидроаэростатика" (2 часа).

2.Решение экспериментальных задач по теме "Простые механизмы" (2 часа).

3.Решение экспериментальных задач по теме "Механические колебания"

(2 часа).

4.Решение экспериментальных задач по теме "Электродинамика" (2 часа).

5.Решение экспериментальных задач методом компьютерного моделирования. (2 часа).

Тестированное задание (1 час).

Обобщающее занятие (1 час).



3. Учебный план

Тема раздела

Всего часов

Лабораторные

работ

1

Методы измерения физических величин

14

8

2

Физические измерения в повседневной жизни

6

3

3

Практикум по решению экспериментальных задач

10

-

4

Контрольный тест

1

-

5

Итоговое занятие

1

-


Резерв

2


4. Тематическое планирование

№ п/п

Тема учебной программы

Дата

Кол-во уроков

Форма контроля

Оснащение урока

МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН 14 Ч.

1

Основные и производные физические величины и их измерения. Единицы и эталоны величин.


1


Презентация

2

Абсолютные и относительные погрешности прямых измерений. Инструмен­тальные погрешности и погрешности отсчета.


1


Справочники по физике

3

Этапы планирования и выполнения эксперимента. Меры предосторожности при проведении эксперимен­та.


1

Фронтальный

опрос

Презентация

4

Учет влияния измерительных приборов на иссле­дуемый процесс. Выбор метода измерений и изме­рительных приборов.



2



Тестирование

Измерительные приборы

5


6

Способы контроля результатов измерений. Запись результатов измерений. Таблицы и графики.


1

Фронтальная беседа

Презентация

7

Измерения времени.

Л. Р. Измерение времени реакции человека на световой сигнал.


1

Отчет по Л.Р.

Источник света, секундомер.

8

Л. Р. Исследование зависимости периода колебаний маятника от его массы, амплитуды колебаний и длины.


1

Отчет по Л.Р.

Маятник, штатив, секундомер, линейка.

9

Методы измерения тепловых величин.

Л. Р.. Измерение теплоты плавления льда.


1

Отчет по Л.Р.

Калориметр, термометр, сосуд со льдом.

10

Л. Р. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.


1

Отчет по Л.Р.

Калориметр, термометр, сосуд с водой, часы.

11

Методы измерения электрических величин.

Л. Р. Измерение электрических величин с помощью цифрового мультиметра.


1

Отчет по Л.Р.

Источник тока, реостат, резистор, цифровой мультиметр.

12

Л.Р. Оценка границ погрешности при измерениях силы тока.


1

Отчет по Л.Р

Источник тока, реостат, резистор, амперметр.

13

Л. Р. Измерение электрического сопротивления с по­мощью омметра.


1

Отчет по Л.Р.

Источник тока, резистор, омметр, провода.

14

Методы измерения магнитных величин.

Л.Р. Измерение индукции магнитного поля.


1

Отчет по Л.Р.

Проволочный моток, магнит, динамометр, амперметр.

ФИЗИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ 6 Ч.

15

Измерение температуры в быту.

Л.Р. Исследование зависимости показаний термометра от внешних условий.


1

Отчет по Л.Р.

Термометры.

16

Влажность воздуха и способы ее измерения.

Л.Р. Измерение влажности воздуха.


1

Отчет по Л.Р.

Психрометр, гигрометры.

17

Исследование работы сердца.

Л.Р. Измерение артериального кровяного давления.


1

Отчет по Л.Р.

Тонометр.

18

Источники электрического напряжения вокруг нас.


1

Фронтальная беседа

Разные виды источников тока. Презентация.

19

Бы­товые электроприборы.


1

Таблица


20

Экскурсия в диагностические кабинеты поликлиники.


1



ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ 10 Ч.

21


Гидроаэростатика




2

Фронтальная беседа

Сообщающиеся сосуды, динамометр, мензурка..

22



23


Простые механизмы



2

Фронтальная беседа

Рычаг, блоки, грузы

24



25


Механические колебания



2

Фронтальная беседа

Маятники, грузы, секундомер

26



27


Электродинамика



2

Фронтальная беседа

Амперметр, вольтметр, резисторы, провода

28



29

Компьютерное моделирование



2



30




31

Итоговое занятие



2

отчеты


32


Тест


33

Резерв





34



2









4. Тематическое планирование (Планируемые результаты в соответствии с ФГОС)

№ п/п

Тема учебной программы

Понятия

Предметные

результаты

УУД

Личностные результаты

МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН 14 Ч.

1

Основные и производные физические величины и их измерения. Единицы и эталоны величин.

Физические явления

физические тела

материя, вещество, поле.

Овладение научной терминологией наблюдать и описывать физические явления.

Формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу, способам решения новой задачи.

Осознание важности изучения физики, проведение наблюдения,

формирование познавательных интересов.

2

Абсолютные и относительные погрешности прямых измерений. Инструмен­тальные погрешности и погрешности отсчета.

Цена деления шкалы,

погрешность измерения.

Формирование научного типа мышления.

Формирование умений работы с физическими величинами.

Убежденность в возможности познания природы.

3

Этапы планирования и выполнения эксперимента. Меры предосторожности при проведении эксперимен­та.

Правила техники безопасности.

Формирование умения постановки целей деятельности, планировать собственную деятельность для достижения поставленных целей,

Овладение экспериментальными методами.

Соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения

4

Учет влияния измерительных приборов на иссле­дуемый процесс. Выбор метода измерений и изме­рительных приборов.


Развивать способности ясно и точно излагать свои мысли. Производить измерения физических величин.

Овладение навыками прямых измерений, нахождения цены деления.

Развитие умений целеполагания, разработки хода эксперимента, умений делать выводы и их логически объяснять.

5

6

Способы контроля результатов измерений. Запись результатов измерений. Таблицы и графики.

Связь физических величин.

Умения представлять результаты измерений в виде таблицы, графика или аналитической формулы.

Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей.

Самостоятельно проводить измерения, делать выводы, самостоятельно оформлять результаты работы.

7

Измерения времени.

Л. Р. Измерение времени реакции человека на световой сигнал.

Физическая величина,

цена деления шкалы,

погрешность измерения.

Овладение практическими умениями определять цену деления прибора

умение оценивать границы погрешностей результатов.

Целеполагание, планирование пути достижения цели,

формирование умений работы с физическими приборами, формулировать выводы по данной л.р.

Осуществление взаимного контроля, принятие решения, умение работать в группе,

развитие внимательности аккуратности.

8

Л. Р. Исследование зависимости периода колебаний маятника от его массы, амплитуды колебаний и длины.

Математический маятник, длина нити, модель, период колебаний.

Овладение навыками работы с физическим оборудованием

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения.

Выяснить владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости периода колебаний маятника от его длины, амплитуды и массы.

9

Методы измерения тепловых величин.

Л. Р.. Измерение теплоты плавления льда.

Количество теплоты, масса, удельная теплота плавления.

Понимать физический смысл удельной теплоты плавления, перевод единиц измерения в систему СИ.

Развитие умений работать с таблицами, количественные расчеты, использование округления в физике.

Формирование убежденности в возможности познания природы и описание ее с помощью математического аппарата.

10

Л. Р. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.

Температура, теплообмен.

Измерение температуры, умение строить и читать графики.

Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.

Развитие умений целеполагания, разработки хода эксперимента, умений делать выводы и их логически объяснять.

11

Методы измерения электрических величин.

Л. Р. Измерение электрических величин с помощью цифрового мультиметра.

Сила тока, напряжение, сопротивление, цена деления прибора.

Умение измерять силу тока и напряжение, рассчитывать работу и мощность тока.

Овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий.

Формирование ценностных отношений к результатам обучения.

12

Л.Р. Оценка границ погрешности при измерениях силы тока.

Последовательное соединение, источник тока, резистор, ключ, соединительные провода.

Вычисление погрешности.

Овладение навыками по сборке электрической цепи, измерения силы тока на различных участках цепи.

Овладение навыками организации учебной деятельности.

Развитие внимательности собранности и аккуратности.

13

Л. Р. Измерение электрического сопротивления с по­мощью омметра.

Сила тока, напряжение, сопротивление, омметр, виды соединения проводников.

Умение измерять сопротивление проводника, определять цену деления и погрешность измерений.

Овладение навыками организации учебной деятельности.

Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

14

Методы измерения магнитных величин.

Л.Р. Измерение индукции магнитного поля.

Магнитное поле, характеристики магнитного поля. Сила Ампера, правило левой руки, сила тока.

Владение экспериментальными методами исследования зависимости магнитного поля катушки от силы тока, числа витков и наличия сердечника.

Овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть результаты своих действий.

Соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения.

ФИЗИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ 6 Ч.

15

Измерение температуры в быту.

Л.Р. Исследование зависимости показаний термометра от внешних условий.

Температура, теплообмен.

Умения измерения температуры, построение графиков.

Овладение навыками организации учебной деятельности.

Развитие умений целеполагания, разработки хода эксперимента, умений делать выводы и их логически объяснять.

16

Влажность воздуха и способы ее измерения.

Л.Р. Измерение влажности воздуха.

Относительная влажность, цена деления, погрешность измерения, психрометрическая таблица.

Овладение навыками прямых измерений, нахождения цены деления, относительной влажности воздуха.

Овладение навыками организации учебной деятельности.

Соблюдать технику безопасности, ставить проблему, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения;

развитие внимательности собранности и аккуратности

17

Исследование работы сердца.

Л.Р. Измерение артериального кровяного давления.

Гидростатическое давление, атмосферное давление.

Умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципа действия тонометра.

Прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

18

Источники электрического напряжения вокруг нас.

Виды источников тока, превращения энергии.

Правила безопасности при работе с источниками электрического тока.

Понимание принципа действия источников тока, механической аналогии электрического тока.

Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного.

Развитие кругозора

мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода.

19

Бы­товые электроприборы.

Электрические характеристики приборов.


Знание законов, умение их объяснять, на основании теоретических знаний умение объяснять и понимать различные электрические явления.

Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий.

Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

уважение к творцам науки и техники.

20

Экскурсия в диагностические кабинеты поликлиники.

Электрический ток, давление, температура, магнитное поле.

Умения применять теоретические знания по физике на практике.

Коммуникативные умения докладывать о результатах экскурсии.

Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода.

ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ 10 Ч.

21


Гидроаэростатика

Гидростатическое давление, архимедова сила

На основе анализа задач выделять физические величины, формулы, необходимые для решения и проводить расчеты

применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний.

Самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем различного характера

основных понятий,

формирование эффективных групповых обсуждений.






Овладение приемами наблюдений и

измерений в процессе

экспериментальной деятельности в

проектной компьютерной среде

«Живая физика».

Проявляют устойчивый учебно – познавательный интерес к новым способам решения задач.

22

23


Простые механизмы

Правило моментов, золотое правило механики, КПД.

24

25


Механические колебания

Период, частота и амплитуда колебаний. Превращения энергии.

26

27


Электродинамика

Характеристики электрической цепи.

Работа и мощность эл. тока.

28

29

Компьютерное моделирование

Определение роли виртуального

физического эксперимента в

процессе познания.

Формат описания компьютерных

экспериментов.

30

31

Итоговое занятие


Умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний.

Давать определение понятиям;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать.

Систематизация изученного материала

осознание важности физического знания формирование ценностных отношений к результатам обучения.

32

33

Резерв





34






5. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения элективного курса ученики должны

знать/понимать:

  • методы измерения физических величин, устройство и принцип действия измерительных приборов, способы обработки и представления результатов измерений;

  • правила по технике безопасности работы с измерительными приборами;

  • различные методы измерения физической величины;

  • международные эталоны мер.

уметь:

  • пользоваться приборами для измерения величины;

  • определять цену деления прибора;

  • производить переводы единиц измерения;

  • выполнять эксперимент и обрабатывать его результаты;

  • анализировать результаты эксперимента;

  • определять погрешности измерений и вычислений;

  • выполнять творческий проект по алгоритму.

Учащимся предстоит выполнить лабораторные работы, посвященные исследованиям некоторых процессов и явлений в физике, испытать свои силы при выполнении индивидуальных экспериментальных заданий, работая настолько самостоятельно, насколько они пожелают и смогут. В завершение учащиеся могут представить результаты своих исследований, например, на классном или школьном конкурсе творческих работ.

Основными видами деятельности учащихся на занятиях по элективному курсу являются самостоятельная работа в физической лаборатории и выполнение простых экспериментальных заданий по интересам в домашних условиях.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

1) осознание практической значимости предмета физики;

2) расширение интеллектуального, творческого кругозора учащихся;

3) приобретение практических навыков и умений при проведении физического эксперимента;

4) совершенствование приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т. п., т. е. умения « вскрывать новые связи, открывать новые приёмы, приходить к решению новых задач».

6. Формы и средства контроля

Элективные занятия по данной программе проводятся для удовлетворения индивидуального интереса учащихся к изучению практических приложений физики и для помощи в выборе профиля дальнейшего обучения. В связи с этим нет необходимости систематически контролировать и оценивать знания учащихся. Однако следует отмечать их достижения и тем самым поощрять к дальнейшим занятиям.

Особенностям элективных занятий наиболее соответствует зачетная форма оценки достижений учащихся. Зачет по выполненной лабораторной работе целесообразно выставлять по письменному отчету, в котором кратко описаны условия эксперимента, в систематизированном виде представлены результаты измерений и сделаны выводы.

По результатам выполнения творческих экспериментальных заданий кроме письменных отчетов полезно практиковать сообщения на общем занятии группы с демонстрацией выполненных экспериментов, изготовленных приборов. Для подведения общих итогов занятий всей группы возможно проведение конкурса творческих работ. Здесь приобретает большое значение умение оформить свой доклад графиками, таблицами, кратко и эмоционально рассказать о самом главном.

Итоговый зачет учеником по всему элективному курсу можно выставлять, например, по таким критериям: выполнение не менее половины лабораторных работ; выполнение не менее одного экспериментального задания исследовательского или конструкторского типа; активное участие в подготовке и проведении семинаров, дискуссий, конкурсов.

НАКОПИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Вид деятельности

Уровни и критерии

Баллы

Решение физических задач.

Умение решать качественные, графические, вычислительные задачи с применением физических законов.

 

Объяснение работы технических устройств.

Умение объяснять принципы работы оптических приборов и технологий, основанных на законах оптики.

 

Выполнение исследований с использованием физических приборов.

Умение формулировать цель исследования, его гипотезу, планировать эксперимент, оценить полученные результаты, делать выводы.

 

Демонстрация опытов.

Умение формулировать цель демонстрации, подобрать приборы, выделить демонстрируемое явление, объяснить результат.

 

Поиск и отбор информации.

Привлечение различных источников информации, соответствие отобранной информации теме доклада или сообщения.

 

Конспектирование информации и подготовка рефератов.

Умение выделить основное в отобранной информации и изложить в письменной форме.

 

Подготовка сообщений в письменном виде и презентаций.

Умение структурировать информацию, представлять её в логической последовательности, подбирать и представлять иллюстративный материал.

 

Выступление с использованием презентаций.

Умение структурировать информацию, представлять её в логической последовательности, чётко и кратко излагать мысли, иллюстрировать рисунками, схемами, делать компьютерную презентацию.

 

Участие в дискуссиях.

Умение задавать вопросы, отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения.



Предлагаемые критерии оценки достижения учащихся могут служить лишь ориентиром, но не являются обязательными. На основе своего опыта учитель может устанавливать иные критерии.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА.

1. Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение/ сост. В.А. Коровин.-3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. 125

2. Кабардина С.И., Шеффер Н.И. Измерения физических величин: Учебное пособие. – М.: БИНОМ, 2005.

3.Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9-11 классы: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вербуй, 2001.

4. Физический практикум для классов с углубленным изучением физики: 10-11 кл. / Под ред. Ю.И. Дика, О.Ф. Кабардина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2002.





ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

1. Блудов М.И. «Беседы по физике» -М.; Просвещение,1984 г.-ч.1,1985 г.- ч.2.

2. Енохович А.С., Справочник по физике и технике – М., Просвещение,1988 г.

3. Покровский С.Ф., Наблюдай и исследуй сам. – М., Просвещение,1985 г.

4. Романовский В.С., С метром по векам. – М., Детская литература, 1985 г.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

1. Гусев В.А., Иванов А.Н., Шебалин О.Д., Изучение физических величин на уроках математики и физики в школе – М., Просвещение, 1981 г.

2. Демкович В.П., Прайсман Н.Я., Приближенные вычисления в школьном курсе физики – М., Просвещение, 1983 г.

3. Демкович В.П., Измерения в курсе физики средней школы – М., Просвещение, 1980 г.

4. Стоцкий Л.Г., Физические величины и их единицы, справочник – М., Просвещение, 1984 г.

5. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе./Под ред. А. А. Покровского. Ч. 1.- М.:Просвещение,1978.

ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНАЯ ПОДДЕРЖКА

1. 1С: Репетитор. Физика 1.5. Компьютерное обучение, демонстрационные и тестирующие программы. - CD-ROM.

2. Открытая физика. Компьютерное обучение, демонстрационные и тестирующие программы. Ч. I, П. - CD-ROM.

3. Курс физики XXI века для школьников и абитуриентов Л.Я. Боревский - 2CD-ROM.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТ

  • http://uchifiziku.ru/2012/01/02/kak-zapomnit-formuly/

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%ED%E5%EC%EE%ED%E8%EA%E0

  • http://reshit.ru/kak-bystro-zapomnit-formuly-po-fizike

  • http://www.alsak.ru/item/27-7.html

  • http://www.openclass.ru/node/338702

  • http://sh-fizika.ru/

  • http://fizikaprofi.ru/plan-izucheniia-fizicheskikh-velichin/

  • http://school-collection.edu.ru/

  • http://schools.keldysh.ru/sch764/files/pogr.htm/



СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ:

Презентации:

1. Физические основы измерений и эталоны

2. Критерии качества измерения

3. Погрешности измерений физических величин

4. Представление результатов измерений.

5. Планирование эксперимента

6. Решение экспериментальных задач

7. Физические величины. Международная
система единиц. Измерительные приборы

8. Источники электрического питания

9. Электробытовые приборы



Презентации к лабораторным работам:

1. «Оценка границ погрешности при измерениях силы тока».

2. «Измерение времени реакции человека при помощи линейки».

3. «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды».

4. «Определение удельной теплоты плавления льда».

5. «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины».

6. «Определение относительной влажности воздуха».


Комплексная система запоминания физических величин и их единиц измерения.


Экспериментальные задачи.


Гидроаэростатика.

Простые механизмы.

Механические колебания.

Электродинамика.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ :


Проверка знания физических величин по теме «Электричество»

Проверка знания физических величин по теме «Механические колебания»


Тест. Итоговый контроль