СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа спецкурса Основы духовно – нравственной культуры народов России.6 класс.

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК:

  1. Пивоваров Б.И. Родная история. 6 класс: учебное пособие по основам православной культуры для общеобразовательных организаций. Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2015. 260 с. (электронная версия)
  2.  Родная история: рабочая программа по учебному предмету «Основы православной культуры» для 6 кл. общеобразовательных организаций / Сост. протоиерей Б.И.Пивоваров Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2015. 20 с.  (электронная версия)
  3. Родная история: рабочая тетрадь к учебному пособию протоиерея Б.И.Пивоварова «Родная история» для 6 кл. общеобразовательных организаций. Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2015 58 с. (электронная версия)
  4. Родная история: Хрестоматия к учебному пособию протоиерея Б.И.Пивоварова «Родная история» для 6 кл. общеобразовательных организаций. Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2015. 204 с. (электронная версия)

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа спецкурса Основы духовно – нравственной культуры народов России.6 класс.»



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения спецкурса Основы духовно – нравственной культуры народов России. Раздел: Родная история.6 класс.


Требования к личностным результатам:

– осознание себя ответственным членом общества и государства (российская идентичность);

– привитие любви к Родине, её истории, культуре, традициям,

а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;

– знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;

– воспитание на основе уважения к традициям своего народа уважительного отношения к людям других верований, другой национальной культуры.

Метапредметные результаты:

– развитие познавательной деятельности в гуманитарной сфере;

– любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;

– умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники.

Предметные результаты:

– развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками родной православной истории и культуры;

– знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;

– умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с

основными вехами и важнейшими событиями родной истории;

– приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;

– усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства

с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, становлении её духовности и культуры;

приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности;

– формирование потребности в нравственном совершенствовании.


Содержание спецкурса Основы духовно – нравственной культуры народов России. 6 класс – 17 часов ( 0,5 часа в неделю)

Раздел: Родная история.

Тема 1. Православное просвещение Руси.

Александр Сергеевич Пушкин как учитель родной истории. Произведения А. С.Пушкина, связанные с историей России. Значение творчества А. С.Пушкина в исторической науке.

Зачем изучать историю Отечества? Библейский взгляд на всемирную историю.Связь между всемирной историей и историей нашего Отечества.

Истоки родной истории. («Повесть временных лет»). Представление о «Повести временных лет» как о самом древнем историческом источнике по родной истории. Первое историко-литературное произведение, написанное на Руси, — «Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси».

Тема 2. На страже Святой Руси.

Святой князь Владимир — Креститель Руси. Равноапостольная княгиня Ольга. Крещение Руси князем Владимиром. Последствия Крещения Руси для государства. Значение церковно-государственного праздника Дня Крещения Руси.

Тема 3. Народное единство

Куликовская Победа. Преподобный Сергий для русского народа. Миротворческая

деятельность святого. Святой князь Дмитрий Донской. Куликовская битва как великий День Победы русского воинства. Значение этой Победы.

Самостоянье России. Положение России в период с конца XIV по вторую половину XV века. Окончательное освобождение Руси от татарского ига. Значение «стояния на Угре»

в истории России.

Неприступная обитель. Роль Троице-Сергиева монастыря как духовного центра Святой Руси и неприступной крепости в период Смуты.

Спасение Отечества от Смуты. Окончательное освобождение России от польских захватчиков в Смутное время в XVII веке. Смысл церковно-государственного праздника Дня народного единства.

Полтавская Победа. Отношения России со Швецией в начале XVII века. Полтавская битва— крупнейшее сражение Северной войны. Значение для России победы в Полтавской битве.

Тема 4. Отечественная война 1812 года

Патриотизм русского народа в Отечественную войну 1812 года. Отечественная война

1812 года, её ход и итоги, герои.

Великие русские полководцы. Жизнь и ратные подвиги выдающихся военачальников — А. В. Суворов, святой праведный Ф.Ф.Ушаков, М.И.Кутузов. Герои Отечественной войны 1812 года.

Тема 5. XX век. Испытание революцией

Испытание революцией. Причинно-следственные связи между историческими событиями и нравственным поведением их участников.

Новомученики и исповедники земли Русской. Гонения на Православную Церковь и верующих в 20-30-е годы XX века, новомученики и исповедники Российские, компании по изъятию

церковных ценностей. Обращение православных епископов, находившихся в заключении на Соловках, к правительству СССР — с так называемым «Соловецким посланием» (1926 г.). Представление о мемориальном центре в Бутово —«Русская Голгофа». Увековечение памяти новомучеников и исповедников Российских.

Тема 6. Великая Отечественная война 1941–1945 годов

Отечество в Великой войне 1941–1945 годов. Роль Русской Православной Церкви в годы войны. Отечественная война 1941–1945 гг. война священная для нашей страны.

Пасхальная Победа. Священное значение Дня Победы 1945 года

Тема 7. Русская Православная Церковь в современной России

Небесные покровители России. Имена святых земли Русской, праздник в честь Всех святых Русской земли. икона Всех святых земли Русской.

Награды Родины и Церкви. Высшие государственные ордена и медали России. Награды Русской Православной Церкви. Историко-символическое значение государственных и церковных наград.

Тематический план по спецкурсу «Основы духовно – нравственной культуры

народов России» Раздел: Родная история. 6 класс. – 17 часов ( 0,5 часа в неделю)

Наименование тем

Количество часов

Тема 1. Православное просвещение Руси

3

Тема 2. На страже Святой Руси

1

Тема 3. Народное единство

5

Тема 4. Отечественная война 1812 года

2

Тема 5. XX век. Испытание революцией

2

Тема 6. Великая Отечественная война 1941–1945 годов

2

Тема 7. Русская Православная Церковь в современной

России

2



УМК:

  1. Пивоваров Б.И. Родная история. 6 класс: учебное пособие по основам православной культуры для общеобразовательных организаций. Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2015. 260 с. (электронная версия)

  2. Родная история: рабочая программа по учебному предмету «Основы православной культуры» для 6 кл. общеобразовательных организаций / Сост. протоиерей Б.И.Пивоваров Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2015. 20 с. (электронная версия)

  3. Родная история: рабочая тетрадь к учебному пособию протоиерея Б.И.Пивоварова «Родная история» для 6 кл. общеобразовательных организаций. Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2015 58 с. (электронная версия)

  4. Родная история: Хрестоматия к учебному пособию протоиерея Б.И.Пивоварова «Родная история» для 6 кл. общеобразовательных организаций. Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2015. 204 с. (электронная версия)







Календарно - тематический план спецкурса «Основы духовно- нравственной культуры народов России» Раздел: Родная история.

6 класс. 17 часов ( 0,5 часа в неделю)

урока

Тема урока

Форма контроля



Планируемые результаты

Дата

Коррек

тировка

Предметные

УУД

Личностные

Тема 1. Православное просвещение Руси

1

Александр Сергеевич Пушкин как учитель родной истории

Диалог

-Формировать вопросы, отвечать на них;

- формирование потребности в нравственном совершенствовании.

Узнать о произведениях А. С.Пушкина, связанных с

историей России.

Иметь представление о том, какое значение в

творчестве А. С.Пушкина имела историческая наука. Показать, как А.С.Пушкин ценил русские летописи,

как усердно изучал родную историю и любил своё

Отечество. Показать важное значение, которое

поэт придавал православному просвещению, подвижническим трудам монахов, миссионеров. Рассказать

об образе русского летописца в поэме Пушкина

«Борис Годунов». Привести и разъяснить высказывания поэта о труде Н.М.Карамзина «История Государства Российского».

-Понимать,

осознавать культурное

многообразие страны;

- развитие познавательной деятельности в гуманитарной сфере;

– любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре.


Осознание себя ответственным членом общества и государства (российская идентичность);

– привитие любви к Родине, её истории, культуре, традициям,

а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России

3.09


2

Зачем изучать историю Отечества?

Устный опрос;

проблемные

задания.

Готовность слушать

собеседника и вести

диалог;

-строить логические

рассуждения.

Уметь излагать библейский взгляд на всемирную историю.

Объяснять, какая существует связь между всемирной историей и историей нашего Отечества.

Усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства

с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, становлении её духовности и культуры;

приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности.

Знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России


10.

09


3

Истоки родной истории. («Повесть временных лет»).

Устный опрос.

Дискуссия

Иметь представление о «Повести временных лет» как

о самом древнем историческом источнике по родной

истории.

Знать о первом историко-литературном произведении, написанном на Руси, — «Сказании о первоначальном распространении христианства на Руси».

Любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре

17.09


Тема 2. На страже Святой Руси.

4

Святой князь Владимир — Креститель Руси.

Написать мини сочинение на данную тему

Объяснять, почему Церковь назвала княгиню Ольгу

равноапостольной.

Составить связный рассказ о Крещении Руси князем

Владимиром.

Перечислить последствия Крещения Руси для государства.

Объяснять значение церковно-государственного

праздника Дня Крещения Руси.

-Осознавать

нравственные ценности.

Саморегуляция,

поиск и отбор необходимой информации, умение слышать, слушать и понимать партнера

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе

24.09


Тема 3. Народное единство

5

Куликовская Победа.

Устный рассказ

Освоить способы

решение проблем

поискового характера;

-уметь слушать других.

Выстраивать логичный рассказ по теме урока.

Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

Знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской


1.10


6

Самостоянье России.

Устный рассказ

Рассказывать, как произошло окончательное освобождение Руси от татарского ига.

Развитие познавательной деятельности в гуманитарной сфере

8.10


7

Неприступная обитель.

Устный рассказ

Рассказывать о роли Троице-Сергиева монастыря

как духовного центра Святой Руси и неприступной

крепости в период Смуты.

Усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства

с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, становлении её духовности и культуры;

приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности.

Осознание себя ответственным членом общества и государства (российская идентичность);

– привитие любви к Родине, её истории, культуре, традициям

15.10


8

Спасение Отечества от Смуты.

Устный опрос;

проблемные

задания.

Рассказывать, как произошло окончательное освобождение России от польских захватчиков в Смутное

время в XVII веке.

Объяснять смысл церковно-государственного

праздника Дня народного единства.

Уважение к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, основ культурного наследия народов России

Формирование

чувства

уважения.

22.10


9

Полтавская Победа.

Задание по

группам

Излагать свое мнение и аргументировать

свою точку зрения

и оценку событий

29.10


Тема 4. Отечественная война 1812 года

10

Патриотизм русского народа в Отечественную войну 1812 года

Беседа по вопросам

Излагать свое мнение и аргументировать

свою точку зрения

и оценку событий;

-составлять рассказ.

Выражение

своих мыслей.

Формирование

чувства уважения.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе

19.11


11

Великие русские полководцы. Герои Отечественной войны 1812 года

Сообщения


Излагать свое мнение и аргументировать

свою точку зрения

и оценку событий

Учатся слушать и

оценивать

собеседника.

26.11


Тема 5. XX век. Испытание революцией

12

Испытание революцией

Беседа по вопросам

Устанавливать причинно-следственные связи

между историческими событиями и нравственным

поведением их участников.

Излагать свое мнение и аргументировать

свою точку зрения

и оценку событий


Усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства

с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, становлении её духовности и культуры;

приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности.

Развивать

познавательный

интерес


3.12


13

Новомученики и исповедники земли Русской

10.12


Тема 6. Великая Отечественная война 1941–1945 годов


14

Отечество в Великой войне 1941–1945 годов.

Творческий проект

-Рассказывать о роли Русской Православной Церкви

в годы войны.

Находить самостоятельно в исторической литера-

туре примеры жертвенной любви граждан России в

годы Великой Отечественной войны.

Определять, наиболее эффективные способы достижения результата;

-искать нужную

информацию;

-разработать

творческий проект

Учатся слушать и

оценивать

собеседника.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

17.12


15

Пасхальная Победа.

Групповая

работа.

Освоение

начальных форм

познавательной и личностной рефлексии. Устанавливать причинно-следственные связи

между историческими событиями и нравственным

поведением их участников.

Осознать ценности

человеческой жизни.


Формирование

чувства

уважения.

24.12


Тема 7. Русская Православная Церковь в современной России

16

Небесные покровители России.

Устный опрос;

проблемные

задания.

Вспоминать имена святых, о которых говорилось на

предшествующих уроках по родной истории.

Высказывать и отстаивать свою

точку зрения.

Усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства

с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, становлении её духовности и культуры;

приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности.

Формировать

положительное

отношение к нравственным

поступкам

14.01


17

Награды Родины и Церкви.

Сообщения


Рассказать о высших государственных орденах и медалях России. Рассказать о наградах Русской Право-

славной Церкви. Пояснить историко-символическое

значение государственных и церковных наград. Дать

представление об орденах и медалях как вещественных памятниках для изучения истории России.

Управлять своей деятельностью;

-владеть красивой,

грамотной речью,

уметь отвечать на вопросы.

Способность к

самооценке на основе

критерия успешной

учебной деятельности.