СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по английскому язуку для СПУ технического (сварщики, электромантеры, станочники) профиля для 1-2 курса
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«АЗОВСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 45»
Рабочая программа
учебной дисциплины
«Иностранный язык»
(английский)
для профессий технического профиля
Азов
2017
Рассмотрено на заседании
Методического Совета ГБПОУ РО ПУ № 45 Протокол № 1
от 29 августа 2017 г.
Утверждаю:
Зам. директора по УМР
____________И.В.Головатенко
Рабочая программа учебной дисциплины «Иностранный язык» (английский) разработана на основе:
- Федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования по профессиям:
15.01.05 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) (ФГОС) Пр. от 02.08.2013 № 802);
08.01.07 Мастер общестроительных работ (ФГОС Пр. от 02.08.2013 № 683);
- ФГОС среднего общего образования (Пр. от 17.05.12 № 413);
- примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Английский язык» для профессиональных образовательных организаций, Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.).
Организация-разработчик: ГБПОУ РО ПУ № 45
Разработчик: Е.А. Чеботарёва – преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ РО ПУ № 45
Рецензенты:
__________________________ ____________________________________
(Ф.И.О.) (должность, место работы)
_________________________ ____________________________________
(Ф.И.О.) (должность, место работы)
СОДЕРЖАНИЕ
|
| Стр. |
1. | Пояснительная записка | 4 |
2. | Общая характеристика | 5 |
3. | Место учебной дисциплины в учебном плане | 7 |
4. | Результаты освоения учебной дисциплины | 8 |
5. | Тематическое планирование и содержание учебной дисциплины | 11 |
6. | Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся | 30 |
7. | Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины | 35 |
8. | Рекомендуемая литература | 36 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Иностранный язык» (английский) предназначена для изучения английского языка в ГБПОУ РО ПУ № 45 для профессий технического профиля, реализующее образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Иностранный язык», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмоДепартамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы учебной дисциплины «Английский язык» направлено на достижение следующих целей:
• формирование представлений об английском языке как о языке международного
общения и средстве приобщения к ценностям мировой культуры и национальных
культур;
• формирование коммуникативной компетенции, позволяющей свободно общаться на английском языке в различных формах и на различные темы, в том числе в сфере профессиональной деятельности, с учетом приобретенного словарного запаса, а также условий, мотивов и целей общения;
• формирование и развитие всех компонентов коммуникативной компетенции:
лингвистической, социолингвистической, дискурсивной, социокультурной,
социальной, стратегической и предметной;
• воспитание личности, способной и желающей участвовать в общении на меж-
культурном уровне;
• воспитание уважительного отношения к другим культурам и социальным суб-
культурам.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС); программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).
Программа учебной дисциплины «Английский язык» является основой для разра-
ботки рабочих программ, в которых профессиональные образовательные организации, реализующие образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняют содержание учебного материала, последовательность его изучения, тематику практических занятий, виды самостоятельных работ, распределение учебных часов с учетом специфики программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена, осваиваемой профессии или специальности.
Программа предполагает изучение британского варианта английского языка (произношение, орфография, грамматика, стилистика) с включением материалов и страноведческой терминологии из американских и других англоязычных источников, демонстрирующих основные различия между существующими вариантами английского языка.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»
Английский язык как учебная дисциплина характеризуется:
• направленностью на освоение языковых средств общения, формирование новой
языковой системы коммуникации, становление основных черт вторичной язы-
ковой личности;
• интегративным характером — сочетанием языкового образования с элементар-
ными основами литературного и художественного образования (ознакомление
с образцами зарубежной литературы, драматургии, музыкального искусства,
кино и др.);
• полифункциональностью — способностью выступать как целью, так и средством обучения при изучении других предметных областей, что позволяет реализовать в процессе обучения самые разнообразные межпредметные связи.
Содержание учебной дисциплины направлено на формирование различных видов
компетенций:
• лингвистической — расширение знаний о системе русского и английского
языков, совершенствование умения использовать грамматические структуры и
языковые средства в соответствии с нормами данного языка, свободное исполь-
зование приобретенного словарного запаса;
• социолингвистической — совершенствование умений в основных видах рече-
вой деятельности (аудировании, говорении, чтении, письме), а также в выборе
лингвистической формы и способа языкового выражения, адекватных ситуации
общения, целям, намерениям и ролям партнеров по общению;
• дискурсивной — развитие способности использовать определенную стратегию
и тактику общения для устного и письменного конструирования и интерпрета-
ции связных текстов на английском языке по изученной проблематике, в том
числе демонстрирующие творческие способности обучающихся;
• социокультурной — овладение национально-культурной спецификой страны
изучаемого языка и развитие умения строить речевое и неречевое поведение
адекватно этой специфике; умение выделять общее и различное в культуре
родной страны и англоговорящих стран;
• социальной — развитие умения вступать в коммуникацию и поддерживать ее;
• стратегической — совершенствование умения компенсировать недостаточ-
ность знания языка и опыта общения в иноязычной среде;
• предметной — развитие умения использовать знания и навыки, формируе-
мые в рамках дисциплины «Английский язык», для решения различных проблем.
Содержание учебной дисциплины «Английский язык» делится на основное,
которое изучается вне зависимости от профиля профессионального образования, и профессионально направленное, предназначенное для освоения профессий СПО и специальностей СПО технического, естественно-научного, социально-экономического и гуманитарного профилей профессионального образования.
Основное содержание предполагает формирование у обучающихся совокупности
следующих практических умений:
• заполнить анкету/заявление (например, о приеме на курсы, в отряд волонтеров,
в летний/зимний молодежный лагерь) с указанием своих фамилии, имени,
отчества, даты рождения, почтового и электронного адреса, телефона, места
учебы, данных о родителях, своих умениях, навыках, увлечениях и т. п.;
• заполнить анкету/заявление о выдаче документа (например, туристической
визы);
• написать энциклопедическую или справочную статью о родном городе по пред-
ложенному шаблону;
• составить резюме.
Профессионально ориентированное содержание нацелено на формирование коммуникативной компетенции в деловой и выбранной профессиональной сфере, а также на освоение, повторение и закрепление грамматических и лексических структур, которые наиболее часто используются в деловой и профессиональной речи. При этом к учебному материалу предъявляются следующие требования:
• аутентичность;
• высокая коммуникативная ценность (употребительность), в том числе в ситуа-
циях делового и профессионального общения;
• познавательность и культуроведческая направленность;
• обеспечение условий обучения, близких к условиям реального общения (моти-
вированность и целенаправленность, активное взаимодействие, использование
вербальных и невербальных средств коммуникации и др.).
Организация образовательного процесса предполагает выполнение индивидуальных проектов, участие обучающихся в ролевых играх, требующих от них проявления различных видов самостоятельной деятельности: исследовательской, творческой, практико-ориентированной и др.
Содержание учебной дисциплины «Английский язык» предусматривает освоение текстового и грамматического материала.
Текстовый материал для чтения, аудирования и говорения должен быть информативным; иметь четкую структуру и логику изложения, коммуникативную направленность, воспитательную ценность; соответствовать речевому опыту и интересам обучающихся. Продолжительность аудиотекста не должна превышать 5 минут при темпе речи 200—250 слогов в минуту.
Коммуникативная направленность обучения обусловливает использование следующих функциональных стилей и типов текстов: литературно-художественный, научный, научно-популярный, газетно-публицистический, разговорный.
Отбираемые лексические единицы должны отвечать следующим требованиям:
• обозначать понятия и явления, наиболее часто встречающиеся в литературе
различных жанров и разговорной речи;
• включать безэквивалентную лексику, отражающую реалии англоговорящих
стран (денежные единицы, географические названия, имена собственные, меры
веса, длины, обозначения времени, названия достопримечательностей и др.);
наиболее употребительную деловую и профессиональную лексику, в том числе
некоторые термины, а также основные речевые и этикетные формулы, используемые в письменной и устной речи в различных ситуациях общения;
• вводиться не изолированно, а в сочетании с другими лексическими единицами.
Грамматический материал включает следующие основные темы.
Имя существительное. Образование множественного числа с помощью внеш-
ней и внутренней флексии; множественное число существительных, заимствованных из греческого и латинского языков; существительные, имеющие одну форму для единственного и множественного числа; чтение и правописание окончаний. Существительные исчисляемые и неисчисляемые. Употребление слов many, much, a lot of, little, a little, few, a few с существительными.
Артикль. Артикли определенный, неопределенный, нулевой. Чтение артиклей.
Употребление артикля в устойчивых выражениях, с географическими названиями,
в предложениях с оборотом there + to be.
Имя прилагательное. Образование степеней сравнения и их правописание.
Сравнительные слова и обороты than, as . . . as, not so . . . as.
Наречие. Образование степеней сравнения. Наречия, обозначающие количество,
место, направление.
Предлог. Предлоги времени, места, направления и др.
Местоимение. Местоимения личные, притяжательные, указательные, неопреде-
ленные, отрицательные, возвратные, взаимные, относительные, вопросительные.
Имя числительное. Числительные количественные и порядковые. Дроби. Обо-
значение годов, дат, времени, периодов. Арифметические действия и вычисления.
Глагол. Глаголы to be, to have, to do, их значения как смысловых глаголов и
функции как вспомогательных. Глаголы правильные и неправильные. Видовременные формы глагола, их образование и функции в действительном и страдательном залоге. Чтение и правописание окончаний в настоящем и прошедшем времени. Слова — маркеры времени. Обороты to be going to и there + to be в настоящем, прошедшем и будущем времени. Модальные глаголы и глаголы, выполняющие роль модальных. Модальные глаголы в этикетных формулах и официальной речи (Can/ may I help you?, Should you have any questions . . . , Should you need any further information . . . и др.). Инфинитив, его формы. Герундий. Сочетания некоторых глаголов с инфинитивом и герундием (like, love, hate, enjoy и др.). Причастия I и II. Сослагательное наклонение.
Вопросительные предложения. Специальные вопросы. Вопросительные пред-
ложения — формулы вежливости (Could you, please . . . ?, Would you like . . . ?, Shall I . . . ? и др.).
Условные предложения. Условные предложения I, II и III типов. Условные
предложения в официальной речи (It would be highly appreciated if you could/can ).
Согласование времен. Прямая и косвенная речь.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Английский язык» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования
3. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «Иностранный язык» (английский) входит в состав обязательной предметной области «Иностранные языки» ФГОС среднего общего образования.
Учебная дисциплина «Иностранный язык» (английский) изучается в общеобразовательном цикле учебных планов ОПОП по профессиям:
140446.03 (13.01.10)Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям);
270802.09 (08.01.07) Мастер общестроительных работ
на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС).
В учебных планах ППКРС технического профиля, место учебной дисциплины «Иностранный язык» (английский) — в составе общих общеобразовательных учебных дисциплин (см. Приложение № 1),формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Английский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
– сформированность ценностного отношения к языку как культурному феномену и средству отображения развития общества, его истории и духовной культуры;
– сформированность широкого представления о достижениях национальных
культур, о роли английского языка и культуры в развитии мировой культуры;
– развитие интереса и способности к наблюдению за иным способом мировидения
– осознание своего места в поликультурном мире; готовность и способность
вести диалог на английском языке с представителями других культур, достигать взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать в различных областях для их достижения; умение проявлять толерантность к другому образу мыслей, к иной позиции партнера по общению;
– готовность и способность к непрерывному образованию, включая самооб-
разование, как в профессиональной области с использованием английского
языка, так и в сфере английского языка;
• метапредметных:
– умение самостоятельно выбирать успешные коммуникативные стратегии в
различных ситуациях общения;
– владение навыками проектной деятельности, моделирующей реальные ситуации межкультурной коммуникации;
– умение организовать коммуникативную деятельность, продуктивно общаться
и взаимодействовать с ее участниками, учитывать их позиции, эффективно
разрешать конфликты;
– умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, используя адекватные языковые средства;
• предметных:
– сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире;
– владение знаниями о социокультурной специфике англоговорящих стран и умение строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике;
умение выделять общее и различное в культуре родной страны и англоговорящих стран;
– достижение порогового уровня владения английским языком, позволяющего
выпускникам общаться в устной и письменной формах как с носителями английского языка, так и с представителями других стран, использующими
данный язык как средство общения;
– сформированность умения использовать английский язык как средство для
получения информации из англоязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Электромонтёр по ремонту и обслуживанию
электрооборудования (по отраслям)
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 260 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 173 |
в том числе: |
|
практические занятия | 172 |
контрольные работы | 13 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 87 |
Итоговая аттестация в виде дифференцированного зачёта |
|
Мастер общестроительных работ
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 260 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 173 |
в том числе: |
|
практические занятия | 172 |
контрольные работы | 13 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 87 |
Итоговая аттестация в виде дифференцированного зачёта |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
140446.03 (13.01.10) Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
270802.09 (08.01.07) Мастер общестроительных работ
Раздел, тема | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
|
| Мастер общестроительных работ и Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования |
| Основное содержание | 133
|
Цикл I. Как разнообразен этот мир!
| Содержание учебного материала Данный цикл реализует следующие задачи обучения иноязычной культуре. В познавательном (культурологическом) аспекте учащиеся продолжают знакомиться с географическими особенностями Великобритании и России и впервые узнают о некоторых географических особенностях США и Австралии. Географические сведения об этих странах подаются в ракурсе их влияния на образ жизни людей, особенности становления национального характера. Сравнение географического положения, образа жизни в англоязычных странах со своей страной способствует более глубокому осознанию учащимися родной культуры (the outback; the Flying Doctor Service; American States’ nicknames; Canadian Flag; Australia’s coat of arms; some geographical peculiarities of the USA, the UK, Australia, Russia; frontier experience; stereotypes about Americans, Russians, the British; Cockney; National Parks in America) В учебном аспекте решаются следующие задачи: • в говорении формируются лексические навыки по теме Geographical Position (25 лексических единиц). Формируются и совершенствуются грамматические навыки употребления в речи косвенного вопроса, а также сложноподчиненных предложений с придаточными предложениями причины и следствия. Развивается умение запрашивать информацию в различных формах в зависимости от ситуации общения . I. About the influence of geography on the people’s lives, people’s character; the place you’d like to live in; asking for information in everyday situations (formal, informal, neutral) • в чтении объектами обучения являются лексические навыки по темам Geographical Position, National Character (69 лексических единиц — ЛЕ), грамматические навыки (структура сложноподчиненных предложений с придаточными причины и следствия). Ведется работа над повышением скорости чтения. Развивается умение догадываться о значении неизвестных слов по дефиниции, словообразовательным элементам и контексту. Продолжается работа над тремя видами чтения: чтение с целью понимания общего содержания (reading for the main idea), чтение с целью детального понимания текста (reading for detail), чтение с целью извлечения конкретной информации (reading for specific information) (см. Map, раздел Reading); • объектами обучения в плане аудирования являются: умение понимать речь в фонозаписи, умение понять основную идею, общее содержание текста (см. Map, раздел Listening); • в письме развиваются следующие умения: умение выписать из прочитанного то, что необходимо, умение заполнять официальные документы (customs declaration, landing card) (см. Map, раздел Writing). Объектами развития в данном цикле являются: развитие способности к анализу, сравнению, структурной антиципации, к догадке, к формулированию выводов из прочитанного, к осуществлению репродуктивных и продуктивных речевых действий, к выбору выражений, адекватных ситуации общения. Основной воспитательной задачей цикла является формирование потребности и способности понимать чужие точки зрения на гуманитарные проблемы, понимать особенности образа жизни и причины возникновения стереотипов о людях англоязычных стран и своей страны, формирование чувства гордости за свою страну, родную культуру.
| 20 |
Контрольная работа №1. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашних заданий по теме № 1. How does geography influence the life of the country (the UK, the USA, Australia) and its people’s lives? Работа над проектами:
«Азов – мой одной город» | 11 | |
Цикл № 2. Западная демократия. Демократична ли она? | Содержание учебного материала Данный цикл уроков реализует следующие задачи обучения иноязычной культуре. В плане познавательного (культурологического) аспекта цикл знакомит учащихся с двумя образцами западных демократий: британской — конституционная монархия и парламентская демократия и американской — президентская/федеральная республика или конституционная демократия. При этом не ставится задача всеобъемлющего охвата всех сторон политического устройства этих стран, а делаются акценты на тех деталях, которые помогут учащимся понять суть демократического устройства государств. Учащиеся также знакомятся с основами политического устройства Российской Федерации (см. Map, раздел Intercultural Awareness). В учебном аспекте решаются следующие задачи: • в говорении формируются лексические навыки по данной теме (73 ЛЕ). Совершенствуются грамматические навыки: употребление модального глагола should. Развивается умение (диалогическая речь) выражать удивление, восхищение, умение спросить собеседника, известен ли ему тот или иной факт, и сказать, что тебе известен тот или иной факт (см. Map, раздел Speaking); • в чтении объектами усвоения являются лексические навыки по данной теме (113 ЛЕ) и грамматические навыки употребления модального глагола shall в официальных документах, продолжается работа над тремя видами чтения — чтение с общим охватом содержания, с детальным пониманием, с извлечением конкретной информации (см. Map, раздел Reading); • объектами изучения в плане аудирования являются умение понимать речь в записи, речь учителя, умение понимать основную идею и детали сказанного (см. Map, раздел Listening); • в письме развивается умение выписать из прочитанного то, что необходимо (см. Map, раздел Writing). В плане развивающего аспекта у учащихся развивается умение понимать схемы, объектом развития является и развитие способности к сравнению и формулированию выводов на основе прочитанного и способности к выбору выражений, адекватных ситуации общения, способности осуществлять продуктивные и репродуктивные действия. В воспитательном плане желательно подвести учащихся к мысли, что демократия и свобода — это не вседозволенность, а свобода действий в рамках закона, также необходимо помочь учащимся понять, каким должен быть политик в действительно демократическом государстве.
| 20 |
Контрольная работа № 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашних заданий по теме № 2. What do you know about the political system of Great Britain? Работа над проектами:
2. «Идеальное государство, как я его себе представляю» | 11 | |
Цикл № 3. Что выбирает новое поколение? | Содержание учебного материала Данный цикл реализует следующие задачи обучения иноязычной культуре. В познавательном (культурологическом) аспекте учащиеся знакомятся с молодежными течениями различных направлений, популярными среди молодежи и оказывающими влияние на молодое поколение, современными музыкальными направлениями (см. Map, раздел Intercultural Awareness). В учебном аспекте решаются следующие задачи: • в говорении формируются лексические навыки по теме Youth Culture (24 ЛЕ). Формируются и совершенствуются грамматические навыки употребления в речи конструкций, используемых для выражения сравнения (союз as и предлог like). Развивается умение использовать формальный (неформальный) стиль общения. Развивается умение выражать речевую функцию нежелания делать что-либо и объяснять причину различным образом в зависимости от ситуации общения (см. Map, раздел Speaking). • в чтении объектами обучения являются лексические навыки по теме Youth Culture (54 ЛЕ). Формируются и совершенствуются грамматические навыки (конструкции, используемые для выражения сравнения (союз as и предлог like)). Развиваются умения: понимать содержание сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; правильно соотносить местоимения, наречия, эллипсы и т. д. со словами, которые они заменяют (характеризуют); определять связи (отношения) между частями текста (внутри предложения) посредством лексических и грамматических средств (в том числе союзных слов, союзов и т. д.); определять внутреннюю организацию текста: хронологическая последовательность событий (описание хронологии событий); предвосхищать содержание с помощью заголовков; определять атмосферу текста; догадываться о значении неизвестных слов по контексту. Продолжается работа над тремя видами чтения (см. Map, раздел Reading). • Объектами обучения в плане аудирования являются умения: понимать содержание простых предложений и уметь определять смысловые взаимоотношения между членами предложений; уметь ответить на вопросы: Кто? Что? Где? Почему? ... , если об этом прямо говорится в высказывании; выявлять имплицитно (скрыто) выраженную главную мысль. Продолжается работа над видами аудирования (см. Map, раздел Listening). • в письме развивается следующее умение: излагать собственную точку зрения (см. Map, раздел Writing). Объектами развития в данном цикле являются: развитие следующих мыслительных операций: анализ, сравнение, классификация, систематизация; развитие следующих качеств ума: любознательность, логичность и доказательность; развитие воображения; развитие объема памяти. Развитие способностей к антиципации содержания текста, к логическому изложению содержания высказывания, к самооценке своих действий, к выбору выражений, адекватных ситуации. Основной воспитательной задачей цикла является формирование сознания собственного достоинства и уважительного отношения к достоинству людей, формирование потребности и способности понимать чужие точки зрения, достигать согласия и сотрудничать в условиях различия взглядов и убеждений.
| 20 |
Контрольная работа № 3 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашних заданий по теме № 3. What are the characteristics of a subculture? Творческий проект:
| 11 | |
Цикл 4. Легко ли быть молодым?
| Содержание учебного материала Данный цикл реализует следующие задачи обучения иноязычной культуре. В познавательном (культурологическом) аспекте учащиеся продолжают знакомиться с жизнью своих зарубежных сверстников в Великобритании, США и Канаде. Они узнают о том, как социально-экономические, политические, личные права, провозглашенные Конвенцией ООН по правам детей, реализуются в разных странах, как подростки относятся к своим гражданским правам и обязанностям, какие проблемы у них возникают, как относятся взрослые к проблемам подростков (см. Map, раздел Intercultural Awareness). В учебном аспекте решаются следующие задачи: • в говорении формируются лексические навыки по теме Youth Rights and Problems (22 ЛЕ). Формируются и совершенствуются грамматические навыки употребления в речи структуры сложного дополнения (V + Object + (to) Infinitive). Совершенствуются грамматические навыки употребления утвердительных предложений в настоящем и прошедшем времени в косвенной речи. Развивается умение выражать речевую функцию complaining и responding to the complaint, умение высказать свою точку зрения, личное отношение к проблеме, аргументировать свое высказывание, умение определить и сформулировать собственные пути решения проблемы (см. Map, раздел Speaking); • в чтении объектами обучения являются лексические навыки по темам Dating Customs и Youth Problems (41 ЛЕ). Продолжается работа над тремя видами чтения — чтения с общим охватом содержания, с извлечением конкретной информации и с детальным пониманием. Развивается умение читать быстро, умение догадываться о значении неизвестных слов по контексту и дефинициям, умение понять основную идею текста и его детали, умение интерпретировать статистические таблицы и графическую наглядность, умение пользоваться словарем (см. Map, раздел Reading). • Объектами обучения в аудировании являются: умение понимать речь в фонозаписи, умение понять основную идею, общее содержание текста (см. Map, раздел Listening). • Объектами обучения в письме являются: умение делать выписки из прочитанного для построения собственного высказывания, умение сделать краткие записи с однократного предъявления на аудитивной основе, умение выражать речевую функцию complaining и responding to the complaint в личном письме (см. Map, раздел Writing). • Объектами развития в данном цикле уроков являются: развитие способностей к догадке, к логическому изложению содержания высказывания, к формулированию выводов из прочитанного, услышанного или сказанного, к переключению внимания в упражнениях в разных видах речевой деятельности, увеличение объема оперативного запоминания путем постепенного увеличения речевых единиц на аудитивной и зрительной основе, способность к осуществлению репродуктивных речевых действий (вызов слова, речевого образца, подстановка лексической единицы в речевой образец и т. д.), к осуществлению продуктивных речевых действий (конструирование речевых единиц разных уровней, трансформация, комбинирование и т. д.). Основной воспитательной задачей цикла является формирование у учащихся понятия гражданственности, что включает не только знание своих прав, но и осознание своих обязанностей по отношению к окружающим, государству, обществу, воспитание гражданской ответственности за свое поведение и поступки.
| 20 |
Контрольная работа № 4
| 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашних заданий по теме № 4 Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: What rights do you have? Творческий проект «Легко ли быть молодым» | 11 | |
Цикл 5. Справедлива ли система социального обеспечения?
| Содержание учебного материала В познавательном (культурологическом) аспекте цикл знакомит учащихся с некоторыми сторонами систем социального обеспечения населения в Великобритании, США и некоторых европейских стран, с проблемами систем здравоохранения Великобритании и США, с условиями жизни престарелых людей в Великобритании и ветеранов — инвалидов войны в Германии и России, с положением безработных, знакомит учащихся с некоторыми особенностями взаимоотношений членов британских семей, принадлежащих к разным поколениям; знакомит учащихся с понятием «государство всеобщего благосостояния», а также с различными точками зрения на правомерность существования таких государств (см. Map, раздел Intercultural Awareness). В учебном аспекте решаются следующие задачи: • в говорении формируются лексические навыки по теме Is the System of Social Welfare Fair? (66 ЛЕ). Формируются и совершенствуются грамматические навыки употребления в речи союзов и предлогов (while / whereas / (al)though / despite / in spite of / because of) и субстантивированных прилагательных (the + adjective). Развивается умение использовать функцию trying to change one’s opinion (попытка изменить точку зрения собеседника) с помощью разных структур в зависимости от ситуации (см. Map, раздел Speaking); • в чтении объектами обучения являются лексические навыки по теме (106 ЛЕ); грамматические навыки (союзы и предлоги); продолжается развитие умений читать с целью общего охвата содержания (развитие умения предвосхищать содержание и грамматические структуры), с целью детального понимания (развитие умения догадываться о значении ЛЕ по контексту, по аналогии с родным языком, умение отличать факты от мнений, умение извлекать из текста информацию о культуре страны изучаемого языка, умение интерпретировать информацию, развитие умения узнавать функции и стиль отдельных фраз в тексте, развитие умения интерпретировать графики, рисунки и подписи к ним, происходит дальнейшее развитие умения пользоваться словарем). Продолжается развитие умения читать с целью извлечения конкретной информации, а также развитие умения переводить с английского языка на русский (см. Map, раздел Reading); • в письме происходит развитие умения выписывать из текста запрашиваемую информацию, развитие умения делать выводы и обобщения, а также краткий обзор полученной информации (см. Map, раздел Writing); • в аудировании происходит дальнейшее развитие умений аудировать с целью общего охвата содержания, а также с целью детального понимания и извлечения конкретной информации (см. Map, раздел Listening). В воспитательном аспекте основной целью является формирование гуманитарного мировоззрения — воспитание правового сознания, формирование потребности и способности понимать чужие точки зрения на социальные и гуманитарные проблемы, воспитание чувства патриотизма, воспитание уважительного отношения к пожилым людям, воспитание чувства сострадания к людям, относящимся к категориям безработных, бездомных, инвалидов, людям, живущим за чертой бедности, и т. д. Представляя различные точки зрения на существо проблемы, авторы тем не менее пытаются убедить учащихся в необходимости существования социальной защиты граждан в любом цивилизованном государстве. В развивающем аспекте целью является развитие способности к эмпатии, к выражению различных видов оценки общественных явлений и поступков отдельных личностей (героев художественных произведений), способности осуществлять рецептивные, репродуктивные и продуктивные речевые действия. | 18 |
Контрольная работа № 5. | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашних заданий по теме № 5 Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: What benefits do people receive in Britain/US/Russia? Творческий проект «Идеальная система социального обеспечения» | 11 | |
Цикл 6. Кинематограф и театр
| Содержание учебного материала Данный цикл реализует следующие задачи обучения иноязычной культуре. В познавательном (культурологическом) аспекте учащиеся продолжают знакомство с историей развития кинематографа в Великобритании, США, Австралии и России; учащиеся узнают об известных актерах, режиссерах и продюсерах, знакомятся с американской системой классификации фильмов, а также узнают об истории развития театрального искусства в Англии, великих актерах театра 16 века. Учащиеся слушают и читают отрывки из произведений британских писателей, газетные и журнальные статьи о кино, отрывок из пьесы (см. Map, раздел Intercultural Awareness). В учебном аспекте решаются следующие задачи: • в говорении формируются лексические навыки по теме Cinema Theatre (37 ЛЕ). Формируются и совершенствуются грамматические навыки употребления в речи восклицательных предложений, эмфатических конструкций, наречий меры и степени. Развивается умение выражать функцию запроса информации о том, что нравится или не нравится, и выражать свое отношение к просмотренному фильму, спектаклю, рассказать об увиденном, высказывать свое мнение в вежливой форме, использовать формальный (неформальный) стиль общения (см. Map, раздел Speaking); • в чтении объектами обучения являются лексические навыки по темам Cinema, Theatre (56 ЛЕ), грамматические навыки (восклицательные предложения, эмфатические конструкции, наречия меры и степени), ведется работа над умением читать быстро. Развивается умение догадываться о значении неизвестных слов по контексту, синонимам и дефинициям, выявлять имплицитно (скрыто) выраженную главную мысль, определять внутреннюю организацию текста: хронологическую последовательность событий, уметь переводить и т. д. Продолжается работа над тремя видами чтения: с общим охватом содержания, с извлечением конкретной информации, с детальным пониманием; • объектами обучения в аудировании являются: умение понимать речь в фонозаписи, определять эксплицитно (прямо) выраженную главную мысль, делать выводы, умение понять общее содержание и конкретную информацию в тексте (см. Map, раздел Listening); • в письме развиваются следующие умения: умение записать необходимую информацию из услышанного, написать рассказ (см. Map, раздел Writing). Объектами развития в данном цикле являются: способности к анализу, синтезу, обобщению, классификации, систематизации, способность к догадке и выведению грамматических правил, способность к антиципации структуры фразы, текста, к логическому изложению содержания высказывания, мышление, память, внимание и воображение, способность осуществлять репродуктивные речевые действия, способность осуществлять продуктивные речевые действия. В процессе работы решаются важные воспитательные задачи: воспитание уважительного толерантного отношения к чужому мнению, чужой культуре, более глубокое осознание своей культуры, воспитание чувства сопричастности к мировой истории, к памятникам литературы и искусства, воспитание потребности в приобщении к мировой культуре, формирование потребности и способности понимать чужие точки зрения на социальные и гуманитарные проблемы, достигать согласия и сотрудничать в условиях различия взглядов и убеждений
| 18 |
Контрольная работа № 6 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашних заданий по теме № 6 Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: What do you know about cinema empire Hollywood? Творческий проект «Я критик» | 11 | |
Цикл 7. Изобретения, которые потрясли мир
| Содержание учебного материала Данный цикл направлен на реализацию следующих задач по овладению иноязычной культурой. В познавательном (культурологическом) аспекте учащиеся знакомятся с выдающимися изобретениями и изобретателями, а также с достижениями, которые используются в повседневной жизни (см. Map, раздел Intercultural Awareness). В учебном аспекте решаются следующие задачи: • в говорении формируются лексические навыки по теме Inventions (61 ЛЕ). Формируются и совершенствуются грамматические навыки употребления в речи структур страдательного залога. Развиваются умения вести диалоги с использованием речевых функций dis / agreeing, giving time to think, asking for preference, warning (см. Map, раздел Speaking); • в чтении объектами обучения являются лексические навыки по теме Inventions (94 ЛЕ), грамматических структур страдательного залога. Продолжается работа над тремя видами чтения (см. Map, раздел Reading); • объектами обучения в плане аудирования являются: умение понимать речь в фонозаписи, умение понять основную идею, общее и детальное понимание текста (см. Map, раздел Listening); • в письме развивается умение делать записи после прослушивания, чтения текста, а также умение написать теле (радио) рекламный ролик (см. Map, раздел Writing). Объектами развития в данном цикле являются: развитие способности к догадке, к структурной антиципации, к сравнению и сопоставлению, к извлечению культурологической информации из аутентичных текстов, способности осуществлять репродуктивные и продуктивные речевые действия. Основной воспитательной задачей цикла является формирование чувства сопричастности к мировой культуре, воспитание уважения к чужому труду и творчеству, чувства гордости за достижения своих великих соотечественников. | 17 |
Контрольная работа № 7 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашних заданий по теме № 7 Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Do you use modern inventions in everyday life? Творческий проект «Я изобретатель» | 11 | |
| Профессионально ориентированное содержание | 40 |
| Содержание учебного материала Достижения и инновации в области науки и техники Машины и механизмы. Промышленное оборудование Современные компьютерные технологии в промышленности Отраслевые выставки Инструкции, руководства. |
|
Контрольная работа № 8 | 1 | |
Дифференцированный зачет
| 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашних заданий по теме Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Доклады и рефераты Выпуск газеты, альманаха о жизни учебного заведения Подготовка информационного листка об избранной профессии Подготовка программы туристического маршрута | 11 | |
| Самостоятельная работа: | 87 |
| Всего: | 260 |
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Содержание обучения | Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) | |
Виды речевой деятельности | ||
Аудирование |
| |
Говорение: |
| |
монологическая речь |
| |
диалогическая речь |
| |
Чтение: |
| |
просмотровое | - Определять тип и структурно-компози ционные особенности текста. - Получать самое общее представление о содержании текста, - прогнозировать его содержание по заголовку, известным понятиям, терминам, географическим названиям, именам собственным. | |
поисковое | - Извлекать из текста наиболее важную информацию. Находить информацию, относящуюся к определенной теме или отвечающую определенным критериям. - Находить фрагменты текста, требующие детального изучения. - Группировать информацию по определенным признакам | |
ознакомительное | - Использовать полученную информацию в других видах деятельности (например, в докладе, учебном проекте, ролевой игре). - Понимать основное содержание текста, определять его главную мысль. - Оценивать и интерпретировать содержание текста, высказывать свое отношение к нему | |
изучающее | Обобщать информацию, полученную из текста, классифицировать ее, делать выводы. Использовать полученную информацию в других видах деятельности (например, в докладе, учебном проекте, ролевой игре). Полно и точно понимать содержание текста, в том числе с помощью словаря. Оценивать и интерпретировать содержание текста, высказывать свое отношение к нему. Обобщать информацию, полученную из текста, классифицировать ее, делать выводы. Отделять объективную информацию от субъективной. Устанавливать причинно-следственные связи. Извлекать необходимую информацию. Составлять реферат, аннотацию текста. Составлять таблицу, схему с использованием информации из текста | |
Письмо | Описывать различные события, факты, явления, комментировать их, делать обобщения и выводы. Выражать и обосновывать свою точку зрения с использованием эмоционально-оценочных средств. Использовать образец в качестве опоры для составления собственного текста (например, справочного или энциклопедического характера). Писать письма и заявления, в том числе электронные, личного и делового характера с соблюдением правил оформления таких писем. Запрашивать интересующую информацю. Заполнять анкеты, бланки сведениями личного или делового характера, числовыми данными. Составлять резюме. Составлять рекламные объявления. Составлять описания вакансий. Составлять простые технические спецификации, инструкции по эксплуатации. Фиксировать основные сведения в процессе чтения или прослушивания текста, в том числе в виде таблицы, схемы, графика. Составлять развернутый план, конспект, реферат, аннотацию устного выступления или печатного текста, в том числе для дальнейшего использования в устной и письменной речи (например, в докладах, интервью, собеседованиях, совещаниях, переговорах). Делать письменный пересказ текста; писать эссе (содержащие описание, повествование, рассуждение), обзоры, рецензии. Готовить текст презентации с использованием технических средств. | |
Речевые навыки и умения | ||
Лексические навыки |
| |
Грамматические навыки |
| |
Орфографические навыки | Усвоить правописание слов, предназначенных для продуктивного усвоения. Применять правила орфографии и пунктуации в речи. Проверять написание и перенос слов по словарю | |
Произносительные навыки | Владеть фонетическим алфавитом, уметь читать слова в транскрипционной записи. Знать технику артикулирования отдельных звуков и звукосочетаний. Формулировать правила чтения гласных и согласных букв и буквосочетаний; Соблюдать ударения в словах и фразах. Знать ритмико-интонационные особенности различных типов предложений: повествовательного; побудительного; вопросительного, восклицательного, включая разделительный и риторический вопросы; | |
Специальные навыки и умения | Пользоваться толковыми, двуязычными словарями и другими справочными материалами, в том числе мультимедийными, а также поисковыми системами и ресурсами в сети Интернет. Составлять ассоциограммы и разрабатывать мнемонические средства для закрепления лексики, запоминания грамматиче- ских правил и др. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины
7.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедиапроектор.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
8.1.Для обучающихся:
В.П.Кузовлев, Н.М.Лапа… Английский язык. 10-11 классы Учеб.для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений М.: Просвещение, 2012
8.2.Для преподавателей:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. — М., 2014.
Горлова Н. А. Методика обучения иностранному языку: в 2 ч. — М., 2013.
Зубов А. В., Зубова И. И. Информационные технологии в лингвистике. —М., 2012.
Ларина Т. В. Основы межкультурной коммуникации. – М., 2015
Щукин А. Н., Фролова Г. М. Методика преподавания иностранных языков. - М., 2015.
Профессор Хиггинс. Английский без акцента! (фонетический, лексический и грамматический мультимедийный справочник-тренажер).
Интернет-ресурсы:
www. lingvo-online. ru (более 30 англо-русских, русско-английских и толковых словарей общей и отраслевой лексики).
www. macmillandictionary. com/dictionary/british/enjoy (Macmillan Dictionary с возможностью прослушать произношение слов).
www. britannica. com (энциклопедия «Британника»).
www. ldoceonline. com (Longman Dictionary of Contemporary English).
Приложение № 1