Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Новоромановская средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО на м/о протокол №__ «__ »______2016 Руководитель МО ______ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______КолесниковаМ.Н. «_____»______2016 | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Новоромановская СОШ» ________Лаптева Т.Ф. Приказ МБОУ «Новоромановская СОШ»№___ «_____»______2016 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНОЛОГИЯ
6 КЛАСС
Учитель Коленченко Николай Васильевич
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета школы
Протокол №__ от «____»__________2016г
2016-2017 уч.год
Рабочая программа по технологии для 6 неделимого общеобразовательного класса на 2016-2017 учебный год составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерной программы основного общего образования по направлению «Технология».
Реализация программы обеспечивается: Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (Приказом МО от 06.10.2009г № 373 ), Федеральным БУП для образовательных учреждений РФ (Приказ МОРФ от 9.03.2004 № 1312 ),Федеральным законом от 29.12.2012г №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации», Приказом Минобрнауки Росси от 17.12.2010 №1897 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», приказом Департамента образования и науки Брянской области № 917от 13.04.2016 «О базисном учебном плане для образовательных учреждений Брянской области на 2016-2017 уч. год», и учебным планом МБОУ «Новоромановской СОШ» Приказ №38 от 31.08.2016г
Программа включает в себя следующие разделы: культура питания, электротехника, электротехнические работы, бытовая техника, основы чертежной грамотности, ремонтные работы в быту, материаловедение, машиноведение, декоративная обработка древесины, декоративная обработка металла, изготовление швейного изделия, уход за одеждой, ее ремонт. В содержание программы введен также инновационный раздел - дизайн пришкольного участка.
Важной проблемой проведения занятий по технологии в неделимых классах является разработка методики проведения занятий одновременно с мальчиками и девочками.
В реализации программы важное место отводится методу проектов, который способствует повышению познавательной и трудовой активности школьников, росту их самостоятельности. Такой метод работы предусматривает коллективную форму выполнения проекта.
Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
В данной рабочей программе из резерва учебного времени, отведённого примерной программой на использование с учётом местных условий, включено 2 дополнительных часа в разделы: Уход за одеждой, её ремонт. (2часа).
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого раздела должен:
Знать/ понимать:
основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции.
Уметь:
рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности.
УМК:
№ п./п. | Автор, составитель | Название учебника | Год издания | Издательство |
1 | Под ред. Симоненко В.Д. | Технология (для мальчиков). 6 класс | 2010 | Вентана-Граф |
2 | Под ред. Симоненко В.Д. | Технология (для девочек). 6 класс | 2010 | Вентана-Граф |
Дополнительная литература для учителя
№ п./п. | Автор, составитель | Название учебника | Год издания | Издательство |
1 | Днепров Э.Д. Аркадьев А.Г. | Сборник нормативных документов. Технология | 2007 | Дрофа |
2 | Под ред. Сасовой И.А. | Сборник проектов (пособие для учителя) | 2005 | Вентана-Граф |
Основное содержание
6-й КЛАСС
КУЛЬТУРА ПИТАНИЯ (6 ч)
Вводное занятие (2 ч)
Основные теоретические сведения. Основы рационального питания. Значение жиров, белков, углеводов в питании человека. Вводный инструктаж. Семейный этикет. Особенности сервировки стола к ужину.
Практические работы. Зарисовка вариантов сервировки стола к ужину для всей семьи, работа с таблицами «Содержание жиров, белков, углеводов в различных продуктах».
Варианты объектов труда. Рабочая тетрадь, таблицы.
Значение овощей в питании. ,
Блюда из овощей (4 ч)
Основные теоретические сведения. Правила техники безопасности. Первичная и тепловая обработка овощей. Требования к качеству готовых салатов. Виды и способы оформления салатов.
Практические работы. Подбор посуды и инвентаря, нарезка продуктов, приготовление салатов из овощей.
Варианты объектов труда. Овощи, посуда, столовые приборы.
ЭЛЕКТРОТЕХНИКА, ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ (2 ч)
Электромонтаж осветительной арматуры (2 ч)
Основные теоретические сведения. Классификация проводов в зависимости от назначения. Приемы соединения проводов.
Практические работы. Оконцевание и сращивание проводов.
Варианты объектов труда. Электропровода.
БЫТОВАЯ ТЕХНИКА (2 ч)
Электрические приборы для уборки квартиры (2 ч)
Основные теоретические сведения. Классификация пылесосов и стиральных машин. Устройство пылесоса, стиральной машины.
Практические работы. Знакомство с устройством и паспортными данными пылесоса, стиральной машины.
Варианты объектов труда. Рабочая тетрадь, раздаточный дидактический материал.
ОСНОВЫ ЧЕРТЕЖНОЙ ГРАМОТНОСТИ (2 ч)
Чтение графической документации (2 ч)
Основные теоретические сведения. Типы линий, применяемых в чертежах. Чертежный шрифт.
Практические работы. Выполнение линий и надписей.
Варианты объектов труда. Готовые чертежи.
РЕМОНТНЫЕ РАБОТЫ В БЫТУ (4 ч)
Устройство мебельной фурнитуры, ее установка и замена (4 ч)
Основные теоретические сведения. Устройство мебельной фурнитуры, правила ее установки и замены. Причины неисправности, способы ремонта.
Практические работы. Ремонт стульев, установка магнитных защелок на дверцы шкафов.
Варианты объектов труда. Уголки, стяжки, полкодержатели, магнитные защелки, петли, замки, шурупы.
МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ (6 ч)
Пиломатериалы. Древесные материалы (4 ч)
Основные теоретические сведения. Пороки древесины. Заготовка древесины. Производство и применение пиломатериалов. Свойства древесины.
Практические работы. Изучение пороков древесины.
Варианты объектов труда. Образцы пород древесины с различными пороками.
Натуральные волокна животного происхождения и ткани из них (2 ч)
Основные теоретические сведения. Получение и свойства волокон животного происхождения. Свойства тканей из этих волокон.
Практические работы. Распознавание волокон животного происхождения Заполнение в рабочей тетради таблицы «Отличительные признаки волокон». Определение свойств тканей (сми-наемость, драпируемость, скольжение, осыпаемость).
Варианты объектов труда. Рабочая тетрадь. Коллекция «Волокна». Образцы шерстяных тканей и тканей из натурального шелка.
МАШИНОВЕДЕНИЕ (6 ч)
История развития техники. Классификация машин. Составные части машин (2 ч)
Основные теоретические сведения. Основные вехи технического прогресса. Классификация и составные части машин (двигатель, передаточные механизмы и рабочие механизмы).
Практические работы. Ознакомление с устройством бытовой швейной машины. Определение общих составляющих для всех машин на примере бытовой машины.
Варианты объектов труда. Бытовая швейная машина, структурная и кинематическая схемы машин.
Бытовая швейная машина с электрическим приводом. Устройство машинной иглы (2 ч)
Основные теоретические сведения. Виды приводов швейной машины, их отличительные признаки. Устройство машинной иглы. Правила установки иглы в швейную машину. Подбор номера иглы в зависимости от вида ткани.
Практические работы. Установка иглы в швейную машину. Выполнение пробных машинных строчек.
Варианты объектов труда. Машинная игла, бытовая швейная машина, лоскуты тканей.
Назначение и принцип действия регуляторов бытовой швейной машины (2 ч)
Основные теоретические сведения. Регулировка качества машинной строчки и длины стежка.
Практические работы. Регулировка качества машинной строчки и длины стежка на различных образцах тканей.
Варианты объектов труда. Бытовая швейная машина, лоскуты тканей.
ДЕКОРАТИВНАЯ ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ (6 ч)
Мозаичные работы. Техника маркетри (6 ч)
Основные теоретические сведения. Рабочее место мозаиста. Правила техники безопасности при выполнении мозаичных работ. Орнамент и сюжетный набор.
Практические работы. Поэтапное выполнение деталей. Декоративный набор из листов шпона. Резание шпона. Запрессовка мозаичного набора. Отделка мозаичного набора.
Варианты объектов труда. Паспарту, панно.
ДЕКОРАТИВНАЯ ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА (4 ч)
Изготовление декоративных изделий из жести (4 ч)
Основные теоретические сведения. Правила и последовательность обработки жести.
Практические работы. Изготовление изделий из жестяных банок и мелких обрезков жести по выбору учащихся.
Варианты объектов труда. Выемки для теста, подставки под горячее, подсвечники, декоративные вазочки, декоративные панно.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ШВЕЙНОГО ИЗДЕЛИЯ ДЛЯ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА:
ШОРТЫ, КЕПИ, РЮКЗАК (12 ч)
Снятие мерок. Правила работы с готовыми выкройками, их моделирование (2 ч)
Основные теоретические сведения. Правила снятия мерок. Правила копирования выкроек из журналов мод. Способы увеличения и уменьшения выкройки. Элементы моделирования. Правила расчета количества ткани для изготовления изделия.
Практические работы. Снятие мерок. Выполнение эскиза изделия. Копирование из журнала мод и моделирование готовой выкройки. Расчет количества ткани для изготовления изделия.
Варианты объектов труда. Шорты, кепи, рюкзак (по выбору учащихся).
Раскрой и изготовление швейного изделия (10 ч)
Основные теоретические сведения. Варианты экономной раскладки выкроек на ткани, последовательность раскроя. Наименование срезов деталей кроя. Подготовка деталей кроя к обработке. Технологическая последовательность изготовления швейного изделия.
Практическая работа. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Раскрой и изготовление швейного изделия.
Варианты объектов труда. Ткань, выкройки, детали кроя швейного изделия. -
УХОД ЗА ОДЕЖДОЙ, ЕЕ РЕМОНТ (2 ч)
Способы чистки и влажно-тепловой обработки одежды (2 ч)
Основные теоретические сведения. Символы ухода за одеждой. Удаление пятен с одежды. Правила чистки и утюжки брюк.
Практические работы. Чистка и утюжка брюк.
Варианты объектов труда. Брюки.
ДИЗАЙН ПРИШКОЛЬНОГО УЧАСТКА (16 ч)
Принципы планировки. Создание микроландшафта (2 ч)
Основные теоретические сведения. Учет особенностей микрорельефа, «включение» в композицию окружающего ландшафта, элементы озеленения.
Практические работы. Создание плана пришкольного участка с учетом особенностей микрорельефа.
Варианты объектов труда. План пришкольного участка.
Способ обустройства пришкольного участка — альпийские горки (2 ч)
Основные теоретические сведения. Принципы создания и правила обустройства альпийских горок. Принципы подбора растений для альпийских горок.
Практические работы. Выполнение элементов альпийской горки.
Варианты объектов труда. Элементы альпийской горки.
Оформление пришкольного участка.
Декоративные элементы из природного материала (6 ч)
Основные теоретические сведения. Технология изготовления декоративных изделий с использованием стекла, камня и дерева для оформления пришкольного участка (деревянная скульптура, переносные кашпо).
Практические работы. Изготовление декоративной скульптуры, переносных кашпо.
Варианты объектов труда. Деревянная скульптура, переносные кашпо.
Выполнение группового творческого проекта «Создание микроландшафта пришкольного участка» (6 ч)
Резерв учебного времени (2ч)
Календарно-тематическое планирование уроков технологии
№ п/п | Содержание занятия: | Кол-во часов | Дата проведения | примечание |
По плану | факт |
Культура питания | 6 | | | |
Вводное занятие (2 ч.) |
1.1 | Основы рационального питания. Значение жиров, белков, углеводов в питании человека. Вводный инструктаж. Семейный этикет. Особенности сервировки стола к ужину. | 1 | | | |
1.2 | Зарисовка вариантов сервировки стола к ужину для всей семьи, работа с таблицами «Содержание жиров, белков, углеводов в различных продуктах». | 1 | | | |
Блюда из овощей (4 ч) |
2.1 | Правила техники безопасности. Первичная и тепловая обработка овощей. | 1 | | | |
2.2 | Практическая работа. Подбор посуды и инвентаря, нарезка продуктов, сервировка стола. | 1 | | | |
3.1 | Требования к качеству готовых салатов. Виды и способы оформления салатов. | 1 | | | |
3.2 | Практическая работа. Приготовление салатов из овощей | 1 | | | |
ДЕКОРАТИВНАЯ ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ (6 ч) Мозаичные работы. Техника маркетри (6 ч) |
4.1 | Рабочее место мозаиста. Правила техники безопасности при выполнении мозаичных работ. | 1 | | | |
4.2 | Поэтапное выполнение деталей. Декоративный набор из листов шпона. | 1 | | | |
5.1 | Орнамент и сюжетный набор. | 1 | | | |
5.2 | Практическая работа. Резание шпона. Запрессовка мозаичного набора. Отделка мозаичного набора. | 1 | | | |
6.1 | Практическая работа. Изготовление декоративного панно | 1 | | | |
6.2 | Практическая работа. Изготовление декоративного панно | 1 | | | |
ДЕКОРАТИВНАЯ ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА (4 ч) Изготовление декоративных изделий из жести (4 ч) |
7.1 | Правила и последовательность обработки жести. Инструменты и приспособления. | 1 | | | |
7.2 | Правила техники безопасности при работе с жестью | 1 | | | |
8.1-8.2 | Практическая работа. Изготовление изделий из жестяных банок и мелких обрезков жести по выбору учащихся. | 2 | | | |
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ШВЕЙНОГО ИЗДЕЛИЯ ДЛЯ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА: ШОРТЫ, КЕПИ, РЮКЗАК (12 ч) Снятие мерок. Правила работы с готовыми выкройками, их моделирование (2 ч) |
9.1 | Правила копирования выкроек из журналов мод. Элементы моделирования. Правила расчета количества ткани для изготовления изделия. | 1 | | | |
9.2 | Практическая работа. Выполнение эскиза рабочего фартука. Копирование и моделирование готовой выкройки. Расчет количества ткани для изготовления изделия. | 1 | | | |
Раскрой и изготовление швейного изделия шорты, кепи, рюкзак (по выбору учащихся). (10 ч) |
10.1 | Способы определения лицевой и изнаночной сторон ткани. Правила подготовки ткани к раскрою. | 1 | | | |
10.2 | Варианты экономной раскладки выкроек на ткани, последовательность раскроя. | 1 | | | |
11.1 | Подготовка деталей кроя к обработке. | 1 | | | |
11.2 | Практическая работа. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. | 1 | | | |
12.1 | Наименование срезов деталей кроя. | 1 | | | |
12.2 | Технологическая последовательность изготовления изделия | 1 | | | |
13.1-13.2 | Практическая работа. Раскрой и изготовление изделия. | 2 | | | |
14.1-14.2 | Практическая работа. Изготовление изделия. | 2 | | | |
УХОД ЗА ОДЕЖДОЙ, ЕЕ РЕМОНТ (2 ч)+2ч Способы чистки и влажно-тепловой обработки одежды (2 ч)+2ч |
15.1-15.2 | Символы ухода за одеждой. Удаление пятен с одежды. Правила чистки и утюжки брюк. | 2 | | | |
16.1-16.2 | Чистка и утюжка брюк. | 2 | | | |
ДИЗАЙН ПРИШКОЛЬНОГО УЧАСТКА (16 ч) Принципы планировки. Создание микроландшафта(2 ч) |
17.1 | Учет особенностей микрорельефа, «включение» в композицию окружающего ландшафта, элементы озеленения. | 1 | | | |
17.2 | Создание плана пришкольного участка с учетом особенностей микрорельефа. | 1 | | | |
Способ обустройства пришкольного участка — альпийские горки (2 ч) |
18.1 | Основные теоретические сведения. Принципы создания и правила обустройства альпийских горок. Принципы подбора растений для альпийских горок. | 1 | | | |
18.2 | Выполнение элементов альпийской горки. | 1 | | | |
Оформление пришкольного участка. Декоративные элементы из природного материала (6 ч) |
19.1-19.2 | Технология изготовления декоративных изделий с использованием стекла, камня и дерева для оформления пришкольного участка (деревянная скульптура, переносные кашпо). | 2 | | | |
20.1-21.2 | Изготовление декоративной скульптуры, переносных кашпо. | 4 | | | |
ЭЛЕКТРОТЕХНИКА, ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ (2 ч) Электромонтаж осветительной арматуры (2 ч) |
22.1 | Классификация проводов в зависимости от назначения. Приемы соединения проводов. | 1 | | | |
22.2 | Практическая работа. Оконцевание и сращивание проводов. | 1 | | | |
БЫТОВАЯ ТЕХНИКА (2 ч) Электрические приборы для уборки квартиры (2 ч) |
23.1 | Классификация пылесосов и стиральных машин. Устройство пылесоса, стиральной машины. | 1 | | | |
23.2 | Знакомство с устройством и паспортными данными пылесоса, стиральной машины | 1 | | | |
ОСНОВЫ ЧЕРТЕЖНОЙ ГРАМОТНОСТИ (2 ч) Чтение графической документации (2 ч) |
24.1 | Типы линий, применяемых в чертежах. Чертежный шрифт. | 1 | | | |
24.2 | Выполнение линий и надписей. | 1 | | | |
РЕМОНТНЫЕ РАБОТЫ В БЫТУ (4 ч) Устройство мебельной фурнитуры, ее установка и замена (4 ч) |
25.1-25.2 | Устройство мебельной фурнитуры, правила ее установки и замены. Причины неисправности, способы ремонта. | 2 | | | |
26.1-26.2 | Практическая работа. Ремонт стульев, установка магнитных защелок на дверцы шкафов. | 2 | | | |
МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ (6 ч) Пиломатериалы. Древесные материалы (4 ч) |
27.1 | Пороки древесины. Заготовка древесины. | 1 | | | |
27.2 | Изучение пороков древесины | 1 | | | |
28.1 | Производство и применение пиломатериалов. Свойства древесины. | 1 | | | |
28.2 | Практическая работа. Определение влажности древесины | 1 | | | |
Натуральные волокна животного происхождения и ткани из них (2 ч) |
29.1 | Получение и свойства волокон животного происхождения. Свойства тканей из этих волокон. | 1 | | | |
29.2 | Практическая работа. Распознавание волокон животного происхождения Заполнение в рабочей тетради таблицы «Отличительные признаки волокон». Определение свойств тканей (сминаемость, драпируемость, скольжение, осыпаемость). | 1 | | | |
МАШИНОВЕДЕНИЕ (6 ч) История развития техники. Классификация машин. Составные части машин (2 ч) |
30.1 | Основные вехи технического прогресса. Классификация и составные части машин (двигатель, передаточные механизмы и рабочие механизмы). | 1 | | | |
30.2 | Практическая работа. Ознакомление с устройством бытовой швейной машины. Определение общих составляющих для всех машин на примере бытовой машины. | 1 | | | |
Бытовая швейная машина с электрическим приводом. Устройство машинной иглы (2 ч) |
31.1 | Виды приводов швейной машины, их отличительные признаки. Устройство машинной иглы. Правила установки иглы в швейную машину. Подбор номера иглы в зависимости от вида ткани | 1 | | | |
31.2 | Установка иглы в швейную машину. Выполнение пробных машинных строчек. | 1 | | | |
Назначение и принцип действия регуляторов бытовой швейной машины (2 ч) |
32.1 | Регулировка качества машинной строчки и длины стежка. | 1 | | | |
32.2 | Практическая работа. Регулировка качества машинной строчки и длины стежка на различных образцах тканей | 1 | | | |
Творческий проект (6ч) |
33.1-33.2 | Выполнение группового творческого проекта «Создание микроландшафта пришкольного участка» | 2 | | | |
34.1-34.2 | Выполнение группового творческого проекта «Создание микроландшафта пришкольного участка» | 2 | | | |
35.1-35.2 | Выполнение группового творческого проекта «Создание микроландшафта пришкольного участка» | 2 | | | |
12
Технология 6 кл