Пояснительная записка
Количество часов – 35 ч. (1 ч. в неделю)
Учебник «Информатика» Босовой Л.Л. для 6-го класса предназначен для изучения курса «Информатика» в 6 классе общеобразовательной школы, входит в состав учебно-методического комплекта по информатике для 5–9 классов, включающего авторскую программу, учебники, рабочие тетради, электронные приложения и методические пособия для учителя. Учебники «ИНФОРМАТИКА » для 5-9 классов автора Босовой Л.Л. разработаны с учётом целенаправленного формирования и развития универсальных учебных действий. Это определяется их структурой, содержанием, системой заданий и практических работ. В учебниках 5–6 классов представлено введение в предмет, предполагающее дальнейшее изучение курса информатики в 7–9 классах. Учебники «Информатика-5» и «Информатика-6» составляют пропедевтический курс информатики. Основное назначение пропедевтического курса – подготовить учеников к восприятию базового курса информатики, познакомить их с основами работы на компьютере. Теоретический материал учебника поддержан развернутым аппаратом организации усвоения изучаемого материала, включающим вопросы, задачи и задания для практического выполнения, описание работ компьютерного практикума. Учебник соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 г.).
Настоящая рабочая учебная программа курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса основной школы составлена на основе авторской программы Босовой Л.Д. для 5-6 классов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). Программа составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным), основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. На освоение программы по информатике и ИКТ для 6 класса отводится 35 часов.
Изучение информатики и ИКТ в 6 классах направлено на достижение следующих целей:
развитие общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
целенаправленное формирование таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики в 6 классе необходимо решить следующие задачи:
развитие общеурочных, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, то есть умений работать с информацией и действиями над ней;
формирование умений описывать объекты реальной действительности, то есть представление информации о них различными способами, такими как: в виде чисел, таблицы, текста или рисунка.
формирование начальных навыков использования компьютерной техники и современных ИТ для решения учебных и практических задач.
Личностные образовательные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание учебного предмета
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 6 классе основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):
Информационное моделирование (23 часа)
Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов.
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.
Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Компьютерный практикум
Клавиатурный тренажер.
Практическая работа № 1 «Работаем с основными объектами операционной системы».
Практическая работа № 2 «Работаем с объектами файловой системы».
Практическая работа № 3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов».
Практическая работа № 4 «Повторяем возможности текстового редактора – инструмента создания текстовых объектов».
Практическая работа № 5 «Знакомство с графическими возможностями текстового процессора».
Практическая работа № 6 «Создаем компьютерные документы».
Практическая работа № 7 «Конструируем и исследуем графические объекты».
Практическая работа № 8 «Создаем графические модели».
Практическая работа № 9 «Создаем словесные модели».
Практическая работа № 10 «Создаем многоуровневые списки».
Практическая работа № 11 «Создаем табличные модели».
Практическая работа № 12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре».
Практическая работа № 13 «Создаем информационные модели – диаграммы и графики».
Практическая работа № 14 «Создаем информационные модели – схемы, графы и деревья».
Контрольная работа №1 по теме: «Информационное моделирование»
Алгоритмика (11 часов)
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.
Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).
Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 15 «Создаем линейную презентацию».
Практическая работа № 16 «Создаем презентацию с гиперссылками».
Практическая работа № 17 «Создаем циклическую презентацию».
Практическая работа № 18 «Выполняем итоговый проект».
Контрольная работа №2 по теме: «Алгоритмика»
Планируемые результаты изучения информатики
Раздел 1. Информационное моделирование
Выпускник научится:
понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;
различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
«читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.
Ученик получит возможность:
сформировать начальные представления о о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;
приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.
Раздел 2. Алгоритмика
Выпускник научится:
понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;
понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;
подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;
исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;
Выпускник получит возможность:
исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.
Календарно-тематическое планирование курса «Информатика» в 6 классе
№ п/п уроков | Название разделов и тем | Кол-во часов | Дата проведения |
6 «А» | 6 «Б» | 6 «В» |
Группа № 1 | Группа № 2 | Группа № 1 | Группа № 2 |
-
| Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира | 1 | 05.09.2016 | 02.09.2016 | 06.09.2016 | 01.09.2016 | 01.09.2016 |
-
| Объекты операционной системы. Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы» | 1 | 12.09.2016 | 09.09.2016 | 13.09.2016 | 08.09.2016 | 08.09.2016 |
-
| Файлы и папки. Размер файла. Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы» | 1 | 19.09.2016 | 16.09.2016 | 20.09.2016 | 15.09.2016 | 15.09.2016 |
-
| Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами. Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 1–3) | 1 | 26.09.2016 | 23.09.2016 | 27.09.2016 | 22.09.2016 | 22.09.2016 |
-
| Отношение «входит в состав». Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 5–6) | 1 | 03.10.2016 | 30.09.2016 | 04.10.2016 | 29.09.2016 | 29.09.2016 |
-
| Разновидности объекта и их классификация. | 1 | 10.10.2016 | 07.10.2016 | 11.10.2016 | 06.10.2016 | 06.10.2016 |
-
| Классификация компьютерных объектов. Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов» | 1 | 17.10.2016 | 14.10.2016 | 18.10.2016 | 13.10.2016 | 13.10.2016 |
-
| Системы объектов. Состав и структура системы Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 1–3) | 1 | 24.10.2016 | 21.10.2016 | 25.10.2016 | 20.10.2016 | 20.10.2016 |
-
| Система и окружающая среда. Система как черный ящик. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 4–5) | 1 | 07.11.2016 | 28.10.2016 | 08.11.2016 | 27.10.2016 | 27.10.2016 |
-
| Персональный компьютер как система. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задание 6) | 1 | 14.11.2016 | 11.11.2016 | 15.11.2016 | 10.11.2016 | 10.11.2016 |
-
| Способы познания окружающего мира. Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы» | 1 | 21.11.2016 | 18.11.2016 | 22.11.2016 | 17.11.2016 | 17.11.2016 |
-
| Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задание 1) | 1 | 28.11.2016 | 25.11.2016 | 29.11.2016 | 24.11.2016 | 24.11.2016 |
-
| Определение понятия. Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задания 2, 3) | 1 | 05.12.2016 | 02.12.2016 | 06.12.2016 | 01.12.2016 | 01.12.2016 |
-
| Информационное моделирование как метод познания. Практическая работа №8 «Создаём графические модели» | 1 | 12.12.2016 | 09.12.2016 | 13.12.2016 | 08.12.2016 | 08.12.2016 |
-
| Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания. Практическая работа №9 «Создаём словесные модели» | 1 | 19.12.2016 | 16.12.2016 | 20.12.2016 | 15.12.2016 | 15.12.2016 |
-
| Математические модели. Многоуровневые списки. Практическая работа №10 «Создаём многоуровневые списки» | 1 | 26.12.2016 | 23.12.2016 | 27.12.2016 | 22.12.2016 | 22.12.2016 |
-
| Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц. Практическая работа №11 «Создаем табличные модели» | 1 | 16.01.2017 | 13.01.2017 | 12.01.2017 | 12.01.2017 | 12.01.2017 |
-
| Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы. Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре» | 1 | 23.01.2017 | 20.01.2017 | 24.01.2017 | 17.01.2017 | 17.01.2017 |
-
| Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений. Практическая работа №12 «Создаём информационные модели – диаграммы и графики» (задания 1–4) | 1 | 30.01.2017 | 27.01.2017 | 31.01.2017 | 19.01.2017 | 19.01.2017 |
-
| Создание информационных моделей – диаграмм. Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас» | 1 | 06.02.2017 | 03.02.2017 | 07.02.2017 | 26.01.2017 | 26.01.2017 |
-
| Многообразие схем и сферы их применения. Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 1, 2, 3) | 1 | 13.02.2017 | 10.02.2017 | 14.02.2017 | 02.02.2017 | 02.02.2017 |
-
| Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач. Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 4 и 6) | 1 | 20.02.2017 | 17.02.2017 | 21.02.2017 | 09.02.2017 | 09.02.2017 |
-
| Что такое алгоритм. Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы» | 1 | 27.02.2017 | 24.02.2017 | 28.02.2017 | 16.02.2017 | 16.02.2017 |
-
| Исполнители вокруг нас. Работа в среде исполнителя Кузнечик | 1 | 06.03.2017 | 03.03.2017 | 07.03.2017 | 03.03.2017 | 03.03.2017 |
-
| Формы записи алгоритмов. Работа в среде исполнителя Водолей | 1 | 13.03.2017 | 10.03.2017 | 14.03.2017 | 10.03.2017 | 10.03.2017 |
-
| Линейные алгоритмы. Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию» | 1 | 20.03.2017 | 17.03.2017 | 21.03.2017 | 17.03.2017 | 17.03.2017 |
-
| Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками» | 1 | 03.04.2017 | 07.04.2017 | 04.04.2017 | 07.04.2017 | 07.04.2017 |
-
| Алгоритмы с повторениями. Практическая работа №16 «Создаем циклическую презентацию» | 1 | 10.04.2017 | 14.04.2017 | 11.04.2017 | 14.04.2017 | 14.04.2017 |
-
| Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником. Работа в среде исполнителя Чертёжник | 1 | 17.04.2017 | 21.04.2017 | 18.04.2017 | 21.04.2017 | 21.04.2017 |
-
| Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде исполнителя Чертёжник | 1 | 24.04.2017 | 28.04.2017 | 25.04.2017 | 28.04.2017 | 28.04.2017 |
-
| Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник. Работа в среде исполнителя Чертёжник | 1 | 08.05.2017 | 05.05.2017 | 02.05.2017 | 04.05.2017 | 04.05.2017 |
-
| Обобщение и систематизации изученного по теме «Алгоритмика» | 1 | 15.05.2017 | 12.05.2017 | 16.05.2017 | 11.05.2017 | 11.05.2017 |
-
| Итоговое повторение | 1 | 22.05.2017 | 19.05.2017 | 23.05.2017 | 18.05.2017 | 18.05.2017 |
-
| Резерв | 1 | 29.05.2017 | 26.05.2017 | 30.05.2017 | 25.05.2017 | 25.05.2017 |