Рабочая программа по направлению «Трудовое воспитание» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (допущено Министерством образования Российской Федерации М.: Просвещение, 2003). Трудовое воспитание является важнейшей частью в воспитании, базой для развития творческих способностей, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений обучающихся, воспитанников. Именно внеклассные занятия наиболее конкретно связаны с практической общественно – полезной деятельностью, что даёт широкую возможность воспитания нравственных качеств . В процессе труда обучающиеся, воспитанники проявляют себя как самостоятельно формирующиеся личности, что существенно для их самостоятельной жизни. В программе, под трудовым воспитанием, понимается совместная деятельность воспитателя и обучающихся, воспитанников, направленная на развитие у них трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду. Программа рассчитана на один учебный год для обучающихся, воспитанников старшего возраста. На её реализацию запланировано 36 часов, по 1 занятию в неделю, продолжительность занятия – 40 минут.
-воспитывать творческое отношение к труду, трудолюбие, умение сотрудничать в коллективной трудовой деятельности, оказывать взаимопомощь и взаимоподдержку;
- воспитывать уважение к своему труду и труду других.
- производить мелкий ремонт одежды.
№ п/п | Тема занятия и форма проведения | Колич. часов | Календ. сроки | Учебный материал | Речевой материал |
| I четверть |
1 | «Наш чистый дом» (занятие – общение) | 1 | 04.09 | Трудовое воспитание. Разработки занятий. Жукова Р.А., стр. 27 | Летом полол(а) грядки, поливал(а), ухаживал(а) за домашними животными. |
2 | «Я работаю дома» (рисование) | 1 | 11.09 | стр. 30 | Я буду рисовать… я нарисовал(а) … |
3 | «О вреде пыли для здоровья человека» (информационная беседа) | 1 | 18.09 | Сорокоумова Е.А. Уроки экологии в начальной школе- АО «Мэрил»: 2004. Стр. 14. | Пыль оседает; человек вдыхает; вредно для здоровья; яд – диоксин. |
4 | «Сбор семян цветов» (занятие – практикум) | 1 | 25.09 | Журнал «Приусадебный участок», №9, рубрика «Садовые цветы». | Я собираю семена цветов: бархатцев, люпинов. |
5 | «Правила работы с инвентарем». (инструктаж) | 1 | 02.10 | Журнал для проведения инструктажа. | Грабли; осторожно, опасно, техника безопасности. |
6 | «Уборка опавших листьев» (трудовой десант | 2 | 09.10 16.10 | Сорокоумова Е.А. Уроки экологии в начальной школе- АО «Мэрил»: 2004. | Я сгребаю опавшие листья. |
8 | «Трудолюбие – важное качество гражданина» (информационная беседа) | 1 | 23.10 | Использование рисунков «Я работаю дома» | Каждый член семьи (мама, папа, сын, дочь) выполняет свою работу по дому. |
| II четверть |
1 | «Уход за комнатными растениями» (занятие – практикум) | 1 | 13.11 | Комнатные растения: мини – энциклопедия: перевод с итал.-М.: АСТ: Астрель, 2006. Стр.7-10 | Вода – основа жизни растений; температура 28 – 20 градусов; поливать умеренно; питательные вещества, грунт. |
2 | «Что такое интерьер и его создание» (творческая беседа) | 1 | 20.11 | Комнатные растения: мини – энциклопедия: перевод с итал.-М.: АСТ: Астрель, 2006.Стр. 73-78 | Гостиная; интерьер - это художественно оформленное помещение здания; освещение; размещение растений. |
3 | «Интерьер моей квартиры» (рисование) | 1 | 27.11 | Иллюстрации из книги Комнатные растения: мини – энциклопедия: перевод с итал.-М.: АСТ: Астрель, 2006. Стр.73. | Интерьер моей спальни (гостиной, прихожей, кухни). |
4 | «Домашний уют своими руками» (творческая мастерская) | 1 | 04.12 | Энциклопедия семейных торжеств. Эксмо, Москва, 2008. 268 -282 | Гирлянды, ёлочка из соломы, ваты, бумаги; снежинка; подставка под свечи. |
5 | «Новогодние фантазии» (мастерская Деда Мороза) | 1 | 11.12 | Стр.268 -282 | Новогодняя шишка, домик, снеговик, символ года – сине-зелёная лошадь. |
6 | «Пословицы, поговорки о труде и их понимание» (классическое занятие) | 1 | 18.12 | «Пословицы и поговорки русского народа» под редакцией Даля, стр. 81 | Не игла шьёт, а руки. Хочешь есть калачи, не сиди на печи. Где хотение – там умение. |
7 | «Труд работников школы» (беседа) | 1 | 25.12 | Презентация «Они о вас заботятся» | Повар – варит, готовит. Дворник – подметает, убирает. Вахтёр – охраняет. Помощник воспитателя. |
| | | | | |
| III четверть |
1 | «Люблю – не люблю» (анкетирование) | 1 | 15.01 | Анкета | Я люблю помогать маме готовить, я не люблю полоть грядки; лёгкий(тяжёлый труд). |
2 | «Как правильно стирать личные вещи». (деловая беседа) | 1 | 22.01 | Для вас, девочки!: Сборник /Сост. Т.И. Махалова (Девочкам младшего возраста), стр. 97. | Носовой платочек, носки, капроновый шарфик, варежки, перчатки. |
3 | «Я стираю» (занятие – практикум) | 1 | 29.01 | Стр. 97 - -100 | Не замачивай носовой платочек с носками – это не гигиенично. |
4 | «Моё поручение в классе, как я его выполняю» (деловая беседа) | 1 | 05.02 | Классный уголок «Мое поручение» | Я – цветовод, я должен ухаживать за цветами, во время их поливать. Я – хозяйственник, я должен следить за тем, чтобы в классе было проветрено. |
5 | «Поможем книге» (ремонтная мастерская) | 1 | 12.02 | Журнал «Юный техник», рубрика «В помощь юному мастеру. | Скотч; клей ПВА; кисточки; обложки для учебников; обложка учебника как одежда человека. |
6 | «День защитника Отечества» (рисование) | 1 | 19.02 | Иллюстрации из интернета | Защитники Отечества, отвага, мужество, храбрость. |
7 | «Все ли у меня в порядке». (рейд по проверке верхней одежды) | 1 | 26.02 | Презентация «Мой внешний вид». | Пуховик; куртка; шуба; замок; пуговицы. |
8 | «Международный женский день». (творческое занятие) | 1 | 05.03 | Гульянц Э.К. «Что можно сделать из природного материала», стр.164. | Поздравительная открытка, цветы из бумаги, праздничная аппликация. |
9 | «Как ухаживать за обувью» (практическое занятие) | 1 | 12.03 | Энциклопедия семейных торжеств, стр. 250. | Сапоги; кеды; кроссовки; туфли. Мыть; чистить, просушивать. |
10 | «Как правильно стирать личные вещи». (практическое занятие) | 1 | 19.03 | Сборник Т.И. Махалова «Для вас, девочки!» | Порошок; хозяйственное мыло; ополаскиватель для белья. Стирать; полоскать; сушить; проглаживать утюгом. |
| IV четверть |
1 | «Все работы хороши, выбирай на вкус» (познавательная беседа) | 1 | 02.04 | Стенд по профориентации | Токарь, плотник, повар. швея, слесарь. Мне нравится профессия … |
2 | «За что награждают людей» (информационная беседа) | 1 | 09.04 | Наглядный материал: грамоты, благодарственные письма, ордена, медали. | Портфолио, грамота за участие в …, диплом лауреата … конкурса. |
3 | «Пересадка комнатных растений». (практическое занятие) | 3 | 16.04 23.04 30.04 | Комнатные растения: мини – энциклопедия: перевод с итал.-М.: АСТ: Астрель, 2006. | Дно кашпо выстелить дренирующим материалом; поместить растение в центр кашпо так. Чтобы корневая шейка совпала с поверхностью почвы; не заполняйте горшок до верха на 1 – 2 сантиметра; обильно полейте растение. |
6 | «Труд в огороде весной» (беседа – общение) | 1 | 07.05 | Сорокоумова Е.А. Уроки экологии в начальной школе- АО «Мэрил»: 2004. | Вскапывание, посев семян, полив, грядка, лук – севок рассада помидоров, перца. |
7 | Работа на территории школы (занятие – практикум) | 2 | 14.05 21.05 | Журнал «Приусадебный участок», рубрика «Садовые цветы». | Будем сеять семена цветов. Я копаю, вскопал землю на клумбе. |
8 | «Подготовка класса к ремонту» «ремонтная мастерская» | 1 | 28.05 | | Будем снимать шторы, сдавать учебники в библиотеку, убирать школьные принадлежности в шкаф. |