МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАНЦИЯ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ «БОРУС»
МО г. САЯНОГОРСК
Рассмотрено Методическим Советом МАОУ ДОД СДЮТ «Борус» МО г. Саяногорск от «_____» ___________ 20 14г. Методист ________________/ Е.А. Меркулова | УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ ДОД СДЮТ «Борус» МО г. Саяногорск ____________ В.Н. Злобов «___»____________2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
туристско-краеведческой направленности
«Туристы – экологи»
2 год обучения
2014 – 2015 учебный год
Составил:
Педагог дополнительного образования
Злобов В.Н.
соответствие занимаемой должности
МАОУ ДОД СДЮТ «Борус», 2014
Пояснительная записка
Программа «Туристы-экологи» создана на основе программы «Юные туристы-экологи» (И.А. Самариной) рекомендованной Министерством образования Российской Федерации для использования в системе дополнительного образования детей 2005 года.
Программа адоптирована для учащихся 2-4 классов начальной школы, рассчитана на 2 года обучения, по 342 часа в год, в соответствии с учебным планом МАОУ ДОД СДЮТ «Борус» г. Саяногорска.
Время, отведенное на обучение второго года, составляет 342 часа в год, из расчета 9 часов в неделю на одну группу (из них не более 1,5 часов в неделю – теория, согласно нормам СанПиН). Время практических занятий (тренировок) на местности, экскурсий в своем населенном пункте, устанавливается в количестве 4 часов; на проведение одного дня похода, соревнований, загородной экскурсии, любого другого туристского мероприятия - 8 часов. Распределение недельной нагрузки изменяется в каникулярное время и выходные дни, в соответствии с организацией учебно-тренировочных походов, сборов, профильных лагерей с круглосуточным пребыванием и проведением всех видов соревнований и массовых мероприятий.
Второй год обучения предусматривает углубление и расширение экологических знаний, формирование навыков исследовательской работы и практическое участие в природоохранных мероприятиях, отработку навыков пешеходного туризма, ориентирования. Большое место также отводится обеспечению безопасности при проведении занятий, походов, экскурсий.
Цель программы - создание оптимальных условий для развития и самореализации школьников, формирования позитивных жизненных ценностей в процессе туристско-краеведческой и экологической деятельности.
Основные задачи программы:
Обучающие:
- обучение основам техники пешеходного туризма, приемам техники безопасности,
- организации быта в походах, экспедициях;
- обучение приемам мониторинга окружающей среды.
Развивающие:
- развитие творческой, познавательной и созидательной активности;
- расширение знаний об окружающем мире;
-укрепление здоровья, воспитание физической культуры в единстве с интеллектуальным и духовным развитием.
Воспитательные:
- воспитание экологической культуры, чувства ответственности за состояние окружающей среды и стремления к конкретной деятельности по ее изучению, охране природы;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- коррекция отклоняющегося поведения.
Основные формы деятельности:
- организация экскурсий, походов, эколого-краеведческих акций;
- выявление случаев негативного воздействия человека на окружающую среду, участие в их ликвидации;
- изучение литературных источников, краеведческих материалов, архивных документов по истории;
- оказание посильной помощи особо охраняемым природным территориям (ООПТ);
- тренировки и практические занятия на местности по топографии, спортивному ориентированию и пешеходному туристскому многоборью;
- соревнования, походы и лагерные сборы;
- игры, конкурсы и другие массовые мероприятия.
Ожидаемые результаты:
- приобретение учащимися знаний о природе, истории, культуре родного края;
- использование эколого-краеведческого материала в образовательном процессе;
- пропаганда эколого-краеведческих знаний;
- позитивное общение с окружающими;
- овладение техникой и тактикой туризма, приобретение навыков ориентирования на местности, оказания первой доврачебной помощи;
- рост мастерства учащихся от элементарных навыков самообслуживания и организации туристского быта до выполнения спортивных разрядов по туризму и спортивному ориентированию.
Итогом 2-го года обучения является подготовка и проведение многодневного зачетного похода на значок «Юный турист России», участие в экологических акциях, в т. ч. совместно с Национальным парком «Шушенский бор», участие в соревнованиях по спортивному ориентированию, первенстве города Саяногорска по личной технике пешеходного туризма.
Реализация программы организована в соответствии с требованиями «Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации», «Правилами организации и проведения туристских соревнований учащихся РФ», Письмом Министерства образования РФ №15-Т от 30.08.96.
Данная программа разработана с учетом требований СанПиН 2.4.4.1251-03: Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования.
Учебно-тематическое планирование «Туристы-экологи» 2 год обучения
№ | № | Тема занятия | всего | теория | практика | дата/план | дата/факт |
1 | | Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию «Золотая осень». | | | 8 | 4-5.10 2014 | 4-5.10 2014 |
2 | | Организационное занятие. Подведение итогов летнего сезона. Планирование работы на учебный год. | | 1 | | 15.10 | |
| | Подвижные игры на воздухе. | | | 2 | 15.10 | |
| | Подвижные игры на воздухе. | | | 3 | 18.10 | |
4 | | История развития туризма. Роль туристских походов, путешествий и экскурсий в формировании характера человека. | | 1 | | 22.10 | |
| | Подвижные игры на воздухе. | | | 2 | 22.10 | |
5 | | Экологический десант в «Майнскую зону отдыха». | | | 8 | 23.10 | |
6 | | Подвижные игры на воздухе. | | | 3 | 25.10 | |
7 | | Туристские традиции МСШ. Виды туризма: пешеходный, лыжный, водный, горный, велосипедный, спелеотуризм. | | 1 | | 26.10 | |
8 | | Подвижные игры на воздухе. | | | 2 | 26.10 | |
9 | | Подъем на «Баштак». Бег по пересеченной местности. Измерение длины шага. Перевод числа шагов в метры. | | | 3 | 31.10 | |
| | Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки к походу. | | | 1 | 31.10 | |
| | Выполнение обязанностей по должностям в период проведения похода. | | | 4 | 31.10 | |
| | Выполнение обязанностей по должностям в период подведения итогов похода. Словесный отчет, сбор материалов, фотографий. | | | 1 | 1.11 | |
10 | | Спортивные игры на воздухе. | | | 3 | 1.11 | |
11 | | Виды туристского снаряжения. Личное и групповое снаряжение. | | 1 | | 5.11 | |
| | Установка палатки. Подвижные игры на воздухе. | | | 2 | 5.11 | |
| | Основные требования к туристскому снаряжению: легкость, прочность безопасность. | | 1 | | 6.11 | |
12 | | История и культура своей малой Родины рп. Майна. Поход в ДК «Визит» рп Майна, посещение «Горницы». | | | 2 | 6.11 | |
13 | | Первенство Станции «Борус» «Выносливость» | | | 3 | 9.11 | |
14 | | Правила упаковки снаряжения в рюкзаке и размещения в палатке. Виды рюкзаков. Правило равновесия. Правило мягкой спины. | | 2 | | 12.11 | |
| | Бег по ровной поверхности (стадион) | | | 1 | 12.11 | |
| | Местоположение спальника, продуктов, личных вещей, группового снаряжения. Месторасположение в палатке. | | 1 | | 13.11 | |
15 | | Специальное снаряжение туриста. Веревки: основные, вспомогательные, страховочная система, карабины, репшнуры, альпеншток. | | | 2 | 13.11 | |
16 | | Подвижные игры на стадионе. | | | 3 | 15.11 | |
| | Личное снаряжение. Одежда туриста. Пропитка обуви. | | 1 | | 19.11 | |
17 | | Виды туристского снаряжения. | | | 2 | 19.11 | |
| | Сушка одежды и обуви у костра, на солнце. Бахилы для зимних походов. | | 1 | | 20.11 | |
18 | | Кухонное оборудование для походов. Хранение и переноска режущих инструментов. | | | 2 | 20.11 | |
19 | | Подвижные игры в спортивном зале. | | | 3 | 22.11 | |
| | Подготовка личного снаряжения к походу. | | 1 | | 26.11 | |
20 | | Подготовка личного снаряжения к походу. | | | 2 | 26.11 | |
21 | | Привалы, ночлеги в летнем и зимнем путешествии. Жизнеобеспечение (наличие воды и дров). | | 2 | | 27.11 | |
| | Поход на турбазу «Борус» | | | 8 | 28.11 | |
22 | | Поход на турбазу «Борус» | | | 8 | 29.11 | |
| | Соревнования по ориентированию «Лабиринт» Борус. | | | 5 | 30.11 | |
23 | | Привалы и ночлеги в летнем и зимнем путешествии, требования к ним. (безопасность, комфортность) | | 1 | | 3.12 | |
| | Разведение костра при благоприятных и неблагоприятных условиях, заготовка растопки. | | | 2 | 3.12 | |
| | Типы костров и их назначение. (шалаш, колодец, звезда, таежный, нодья) | | 1 | | 4.12 | |
24 | | ОФП. Упражнения на развитие зрительной памяти. Бег с ускорением (спортзал). | | | 2 | 4.12 | |
25 | | ОФП. Учебная игра на развитие памяти. Подвижные игры (спортзал) | | | 3 | 6.12 | |
26 | | Типы костров и их назначение. Пламенные, жаровые и дымовые костры) | | 1 | | 9.12 | |
| | Типы костров (практика) | | | 2 | 9.12 | |
27 | | Особенности питания в одно-трехдневном походе. | | 1 | | 10.12 | |
| | Правила пользования и хранения топоров, пил. Заготовка дров. Правила ухода за котлами. | | | 2 | 10.12 | |
28 | | Бег со сменой направления. Прыжки с места. Спортивные игры в спортивном зале. | | | 3 | 13.12 | |
29 | | Способы измерения расстояний на карте. | | 1 | | 17.12 | |
| | Правила установки палатки. Виды палаток. Использование их в зависимости от похода, от количества туристов. Палатка домик, каркасная палатка, палатка зима. | | | 2 | 17.12 | |
30 | | Режим питания, нормы дневного рациона. Способы уменьшения веса продуктов. | | 1 | | 18.12 | |
31 | | Составление меню для похода. Однодневный поход – общий стол. Питание перекусом, бутербродами. Приготовление чая на костре. Составление меню для двухдневного похода – завтрак, обед и ужин. Фасовка и упаковка продуктов. | | | 2 | 18.12 | |
| | Спортивные игры в спортивном зале. | | | 3 | 20.12 | |
32 | | Обязанности членов туристской группы. Постоянные, временные и дежурные должности. | | 1 | | 24.12 | |
| | Спортивные игры в спортивном зале. | | | 2 | 24.12 | |
33 | | Обязанности членов туристской группы. Руководитель группы и его заместителью Командир, проводник, завхоз по питанию, завхоз по снаряжению, санитар, краевед, фотограф. | | 1 | | 25.12 | |
| | Бег вперед и спиной вперед. Спортивные игры в спортивном зале. | | | 2 | 25.12 | |
34 | | Ходьба на носках, пятках, в полуприседе, в приседе. Спортивные игры в спортивном зале. | | | 3 | 27.12 | |
36 | | Экскурсия в Национальный парк «Шушенский бор». Работа группы в походе. | | | 8 | 04.01 | |
37 | | Условные знаки на карте. | | 1 | | 7.01 | |
| | Обучение ходьбе на лыжах. Подвижные игры на воздухе. | | | 2 | 7.01 | |
38 | | Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся РФ. | | 1 | | 8.01 | |
| | Упражнения на запоминание условных знаков. | | | 2 | 8.01 | |
39 | | Подвижные игры в спортзале. | | | 3 | 10.01 | |
40 | | Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся РФ. | | 1 | | 14.01 | |
| | Лыжная подготовка. Обучение ходьбе на лесных лыжах. | | | 2 | 14.01 | |
41 | | Топографическая и спортивная карты. Масштаб. | | 1 | | 15.01 | |
| | Лыжная подготовка. Обучение ходьбе на лесных лыжах. | | | 2 | 15.01 | |
42 | | Лыжная подготовка. Обучение ходьбе на лесных лыжах. | | | 3 | 17.01 | |
43 | | Топографическая и спортивная карты. Влияние рельефа на выбор пути движения. | | 1 | | 21.01 | |
| | Лыжная подготовка. Обучение ходьбе на лесных лыжах. | | | 2 | 21.01 | |
44 | | Занятие на местности по изучению влияния Майнской ГЭС на окружающую природу. | | | 4 | 22.01 | |
45 | | Лыжная подготовка. Обучение ходьбе на лесных лыжах. | | | 3 | 24.01 | |
46 | | Условные знаки. | | 1 | | 28.01 | |
| | Подвижные игры в спортивном зале. | | | 2 | 28.01 | |
47 | | Условные знаки. | | 1 | | 29.01 | |
| | Упражнения на развитие зрительной памяти. Подвижные игры в спортивном зале. | | | 2 | 29.01 | |
48 | | Упражнения на развитие зрительной памяти. Подвижные игры в спортивном зале. | | | 3 | 31.01 | |
49 | | Способы измерения расстояний на карте и на местности. | | 1 | | 4.02 | |
50 | | Топографическое лото. Игровая эстафета с топознаками, пазлы. | | | 2 | 4.02 | |
51 | | Кухонное оборудование для летних и зимних походов. Хранение и переноска режуще-колющих инструментов. | | 1 | | 5.02 | |
| | Лыжная подготовка. Обучение ходьбе на беговых лыжах. | | | 2 | 5.02 | |
51 | | Лыжная подготовка, кросс | | | 3 | 7.02 | |
53 | | Формирование туристской группы. Распределение обязанностей в группе. | | 1 | | 11.02 | |
| | Лыжная подготовка. Обучение ходьбе на лесных лыжах. | | | 2 | 11.02 | |
54 | | Организация и проведение похода в зимний период. | | 1 | | 12.02 | |
| | Лыжная подготовка. | | | 2 | 12.02 | |
55 | | Лыжная подготовка. | | | 3 | 14.02 | |
56 | | Ориентирование при помощи компаса и карты. | | 1 | | 18.02 | |
| | Лыжная подготовка. | | | 2 | 18.02 | |
57 | | Игры и тесты для закрепления условных знаков. | | 1 | | 19.02 | |
| | Подготовка оборудования к соревнованиям. | | | 2 | 19.02 | |
58 | | Конкурс туристской подготовки. | | | 5 | 21.02 | |
59 | | Первенство СДЮТ. Соревнование «Лыжные гонки». | | | 5 | 22 февраль | |
60 | | Измерение расстояний на карте с помощью линейки, курвиметра, нитки. | | 1 | | 25.02 | |
61 | | Способы определения расстояния до недоступного предмета. | | 1 | | 26.02 | |
62 | | Лыжная подготовка. | | | 3 | 28.02 | |
63 | | Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. | | 1 | | 4.03 | |
| | Оказание первой помощи. Применение повязок. | | | 2 | 4.03 | |
64 | | Комплектование походной аптечки. | | 1 | | 5.03 | |
65 | | Экологический десант в Майнскую зону отдыха. | | | 8 | 7.03 | |
66 | | Личная гигиена туриста. | | 1 | | 11.03 | |
| | Приемы транспортировки пострадавшего. | | | 2 | 11.03 | |
67 | | Подбор одежды и обуви для тренировок и походов, уход за ними. | | 1 | | 12.03 | |
| | Подвижные игры на воздухе. | | | 2 | 12.03 | |
68 | | Подвижные игры на воздухе. | | | 3 | 14.03 | |
69 | | История развития туризма. | | 1 | | 18.03 | |
70 | | Туристские путешествия. | | 1 | | 19.03 | |
| | Игры и тесты для закрепления изображения рельефа. | | | 2 | 19.03 | |
71 | | Подвижные игры на воздухе. | | | 3 | 21.03 | |
72 | | Правила дорожного движения для пешеходов. | | 1 | | 25.03 | |
| | Подвижные игры на воздухе. | | | 2 | 25.03 | |
73 | | Узлы в туризме и их применение. | | 1 | | 26.03 | |
74 | | Подвижные игры на воздухе. | | | 3 | 28.03 | |
75 | | Обзор животного мира республики. | | 1 | | 1.04 | |
| | Использование страховки и самостраховки на сложных участках маршрута. | | | 2 | 1.04 | |
76 | | Природа-общество-человек. | | 1 | | 2.04 | |
| | Одежда и обувь туриста. Сушка обуви и одежды в походе. | | | 2 | 2.04 | |
77 | | Подвижные игры на воздухе. | | | 3 | 4.04 | |
78 | | Организация и проведение похода. | | 1 | | 8.04 | |
| | Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки похода. | | | 2 | 8.04 | |
79 | | Приготовление пищи в походе. | | 1 | | 9.04 | |
| | Наблюдение за природой и за животными. | | | 2 | 9.04 | |
80 | | Разведение костра при благоприятных и неблагоприятных условиях. | | | 3 | 11.04 | |
81 | | Определение растений таежной зоны. | | 1 | | 15.04 | |
82 | | Преодоление переправы по бревну. | | 1 | | 16.04 | |
| | Подвижные игры на воздухе. | | | 2 | 16.04 | |
83 | | Участие в первенстве г. Саяногорска по спортивному ориентированию. Первенство СДЮТ. | | | 8 | 18.04-19.04 | |
92 | | Составление отчета о походе. | | 1 | | 22.04 | |
| | Подвижные игры на воздухе. | | | 2 | 22.04 | |
93 | | Туристические узлы. | | 1 | | 23.04 | |
| | Практическое использование узлов. | | | 2 | 23.04 | |
94 | | Игры и тесты для развития умения правильного пути движения. | | | 3 | 25.04 | |
95 | | Преодоление склона различными способами. | | 1 | | 29.04 | |
| | Преодоление склона различными способами. | | | 2 | 29.04 | |
96 | | Преодоление параллельной переправы. | | 1 | | 30.04 | |
| | Преодоление параллельной переправы. | | | 2 | 30.04 | |
97 | | Первенство СДЮТ. Конкурс узлов. | | | 4 | 2.05 | |
98 | | Плавание. | | 1 | | 6.05 | |
99 | | Преодоление параллельной переправы. | | | 2 | 6.05 | |
100 | | | | 1 | | 7.05 | |
101 | | Движение по азимуту по пересеченной местности. | | | 2 | 7.05 | |
102 | | Митинг «9 мая». Сбор и обработка собранного материала. | | | 4 | 9.05 | |
103 | | Фасовка и упаковка продуктов. | | 1 | | 13.05 | |
104 | | Правила соревнований по спортивному ориентированию. | | | 2 | 13.05 | |
105 | | Использование дикорастущих растений, ягод, грибов и приготовление из них блюд. | | 1 | | 14.05 | |
107 | | Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию «Российский Азимут 2014». | | | 8 | 16.06 | |
108 | | Экскурсионные объекты РХ. Музеи. Особоохраняемые объекты. | | 1 | | 20.05 | |
109 | | Использование оборудования и приборов при проведении исследований. | | | 2 | 20.05 | |
| | Обзор животного мира республики. Редкие и исчезающие животные | | 1 | | | |
110 | | Специальная подготовка. | | | 2 | 21.05 | |
| | Охрана природы в России. Закон об охране природы. | | 1 | | | |
113 | | Специальная подготовка. | | | 2 | 27.05 | |
| | Туризм и охрана природы | | 1 | | | |
115 | | Специальная подготовка. | | | 2 | 28.05 | |
117 | | Участие в соревнованиях по личной технике туризма. Первенство СДЮТ. | | | 8 | 30.05 | |
| | итого | 342 | 62 | 280 | | |
Содержание рабочей программы 2 год обучения
1. Подведение итогов летнего полевого сезона
Обработка собранного материала. Отчет о проделанной работе.
2. Основы туристской подготовки
2.1. История развития туризма. Туристские путешествия
Роль туристских походов, путешествий и экскурсий в формировании характера человека, воспитании патриотизма и углублении знаний полученных в школе, приобретении трудовых навыков и воспитании самостоятельности, чувства коллективизма. Туристские традиции своего коллектива. Знакомство с туристами-земляками. Виды туризма: пешеходный, лыжный, водный, горный, велосипедный, спелеотуризм.
2.2. Туристское снаряжение
2.2.1. Виды туристского снаряжения
Личное и групповое снаряжение, основные требования к нему: легкость, прочность, безопасность эксплуатации, удобство использования, гигиеничность, эстетичность.
Практические занятия
2.2.2. Правила упаковки снаряжения в рюкзаке и размещения в палатке.
Виды рюкзаков. Местоположение спальника, личных вещей, продуктов, группового снаряжения. Правило равновесия, правило мягкой спины. Месторасположение в палатке.
2.2.3. Одежда и обувь туриста. Сушка обуви и одежды в походе.
Личное снаряжение. Туристская одежда. Удобная обувь по погоде. Пропитка обуви. Сушка одежды и обуви у костра, на солнце. Бахилы для зимних походов.
2.2.4. Специальное снаряжение туриста.
Веревки вспомогательные и основные, страховочные системы, карабины, репшнуры, альпеншток.
2.2.5. Кухонное оборудование для летних и зимних походов. Хранение и переноска режуще-колющих инструментов.
Хозяйственный набор. Виды котлов, таганков. Упаковывание котлов и таганков. Топоры и пилы для походов, правила пользования, хранения и переноски.
2.2.6.Подготовка личного снаряжения к походу в летний и зимний период.
Подготовка личного снаряжения к походу с учетом сезона года и условий похода. Подготовка специального снаряжения в зависимости от вида похода.
2.3. Туристский быт
2.3.1. Привалы и ночлеги в летнем и зимнем путешествии, требования к ним.
Привалы и ночлеги, требования к местам привалов и ночлегов:
- жизнеобеспечение (наличие воды и дров);
- безопасность (удаленность от населенных пунктов, отсутствие сухих и гнилых деревьев, расположение на высоких берегах рек);
- комфортность (освещенность, продуваемость, эстетичность поляны).
Практические занятия
2.3.2. Работа в группе на привале.
Правила ходьбы в походе. Временной промежуток движения и отдыха туристской группы. Место для привала. Выбор места для ночлега. Работа на привале в зависимости от должности туристов.
2.3.3. Разведение костра при благоприятных и неблагоприятных условиях. Правила противопожарной безопасности. Разведение костра при благоприятных и неблагоприятных условиях (сырая погода, сильный ветер, туман). Заготовка растопки.
2.3.4. Типы костров и их назначение.
Типы костров – шалаш, колодец, звездный, таежный, нодья. Пламенные, жаровые, дымовые костры.
2.3.5. Использование кострового оборудования.
Правила пользования и хранения топоров, пил. Заготовка дров. Правила ухода за котлами.
2.3.6. Правила установки палатки.
Виды палаток. Использование их в зависимости от похода, от количества туристов. Палатка – домик, каркасная палатка, палатка – зима. Установка палатки. Натягивание тента над палаткой.
2.4. Питание в походе
2.4.1. Особенности питания в походе выходного дня и в трехдневном походе.
Особенности питания в одно - трехдневном походе. Режим питания. Нормы дневного рациона. Способы уменьшения веса продуктов (использование сублимированных продуктов, возможности заброски и пополнения продуктов на маршруте). Использование дикорастущих растения, ягод, грибов.
Практические занятия
2.4.2. Составление меню по норме закладки продуктов и списку продуктов для однодневного похода.
Общий стол. Питание перекусом, бутербродами. Приготовление чая на костре
2.4.3. Составление меню по норме закладки продуктов и списку продуктов для трехдневного похода.
Малый вес продуктов, калорийность и легкоусвояемость. Консервы и пищевые концентраты. Составление меню – завтрак, обед, ужин.
2.4.4. Фасовка и упаковка продуктов.
Срок годности продуктов. Мешочки, пластиковые бутылки. Использование сухарей. Наборы продуктов. Правила хранения продуктов.
2.4.5. Приготовление пищи в походе.
Приготовление пищи на костре. Завтрак – молочные блюда. Обед – супы. Ужин – рыбные, мясные блюда, каши. Чистка картофеля. Открывание консервы. Нарезка хлеба. Использование приправы. Нормы продуктов в зависимости от числа туристов. Карманное питание. Питьевой режим.
2.4.6. Приготовление блюд из дикорастущих растений, ягод, грибов.
Сбор растений, ягод, грибов во время похода и использование их в приготовлении пищи.
2.5. Туристская группа
2.5.1. Обязанности членов туристской группы, его заместителя и командира группы.
Постоянные, временные и дежурные должности. Руководитель группы, его заместитель. Командир, проводник, завхоз по питанию, завхоз по снаряжению, санитар, краевед, фотограф, физорг, культорг, ремонтный мастер. Обязанности каждой должности.
Практические занятия
2.5.2. Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки похода.
Распределение должностей. Постановка целей для каждого участника группы при подготовки к походу.
2.5.3. Выполнение обязанностей по должностям в период проведения похода.
Выполнение постоянных обязанностей, смена дежурных.
2.5.4. Выполнение обязанностей по должностям при подведении итогов похода.
Подведение итогов похода, словесный отчет каждого участника группы о выполненной им работе.
2.5.5. Составление отчета о походе.
Сбор материала: фотографий, дневника похода. Правила оформления отчета.
2.6. Подготовка и проведение туристского путешествия
2.6.1. Формирование туристской группы. Распределение обязанностей в группе.
Формирование туристской группы. Распределение обязанностей в группе.
Походная документация. Подведение итогов путешествия. Разбор действий группы. Требования к отчету. Обработка собранных материалов.
Практические занятия
2.6.2. Организация и проведение походов в осенний период.
Особенности проведения похода в осенний период. Работа группы в походе.
2.6.3. Организация и проведение походов в зимний период.
Особенности проведения похода в зимний период. Работа группы в походе.
2.6.4. Организация и проведение похода.
Комплектование личного и группового снаряжений. Составление плана подготовки похода. Составление сметы расходов. Самостоятельная работа по развертыванию лагеря. Заготовка дров. Устройство костра. Сушка и ремонт походного снаряжения и инвентаря.
2.7. Физическая подготовка
Практические занятия
2.7.1. Подвижные и спортивные игры на воздухе.
Эстафеты с преодолением препятствий, с предметами, прыжками и бегом в различной комбинации, лабиринты с элементами ориентирования. Футбол, лапта и др.
2.7.2. Подвижные и спортивные игры и в спортивном зале.
Эстафеты, лабиринты, игры с элементами ориентирования. Соревновательные игры по ориентированию. Пионербол, перестрелка. Ходьба на носках, на пятках, в полуприседе, в приседе. Бег вперед и спиной вперед. Бег на носках. Бег с изменением направления и скорости. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Сгибание и разгибание рук, вращения, махи, рывки. Упражнения для ног. Поднимание на носках, приседания, махи в лицевой и боковой плоскостях, выпады, подскоки. Прыжки в длину с места, с разбега, многоскоки.
2.7.3. Бег по пересеченной местности.
Бег в равномерном темпе по пересеченной местности: спуск, подъем. Бег с картой. Правила постановки ступни при беге.
2.7.4. Занятия на стадионе.
Строевой и походный шаг. Ходьба на носках, на пятках, в полуприседе, в приседе. Бег вперед и спиной вперед. Бег на носках. Бег с изменением направления и скорости. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Сгибание и разгибание рук, вращения, махи, рывки. Упражнения для ног. Поднимание на носках, приседания, махи в лицевой и боковой плоскостях, выпады, подскоки. Прыжки в длину с места, с разбега, многоскоки.
2.7.5. Лыжная подготовка.
Обучение ходьбы на беговых и лесных лыжах. Двухшажный, безшажный ход. Правильная постановка лыжных палок. Подъем, спуск на лыжах.
2.7.6. Плавание.
Обучение приемам плавания. Задержка дыхания под водой.
2.8. Туристские слеты и соревнования
2.8.1. Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся Российской Федерации.
Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся Российской Федерации. Задачи туристских слетов и соревнований. Классификация соревнований. Спортивная и конкурсная программа.
Права и обязанности участников, представителей, тренеров. Положение и условия проведения соревнований. Порядок проведения, подведение итогов и награждение победителей. Охрана природы. Соревнования по спортивному ориентированию. Подведение итогов соревнований.
Соревнования по туристскому многоборью. Личное и командное снаряжение участников. Понятие о дистанции, этапах, зависимость их сложности от уровня подготовки участников.
Практические занятия
2.8.2. Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию «Золотая осень».
Подбор участников. Возрастные группы. Дистанция. Подведение итогов. Быт ориентировщиков в свободное от соревнований время.
2.8.3. Участие в открытом первенстве г. Саяногорска по спортивному ориентированию. Первенство СДЮТ.
Подбор участников. Возрастные группы. Дистанция. Подведение итогов. Быт ориентировщиков в свободное от соревнований время.
2.8.4. Первенство СДЮТ. Соревнования «Выносливость».
Правила подъема в гору. Возрастные группы. Подведение итогов.
2.8.5. Первенство СДЮТ. Соревнование «Лыжные гонки».
Правила лыжных соревнований. Возрастные группы. Подведение итогов.
2.8.6. Участие в соревнованиях по личной технике туризма.
Понятие о дистанции, этапах, зависимость их сложности от возрастной группы участников. Подведение итогов.
3. Топография и ориентирование
3.1. Топографическая и спортивная карты. Измерение расстояний
3.1.1. Топографическая и спортивная карты.
Понятие о карте. Масштаб. Топографическая и спортивная карты. Их отличия. Условные знаки топографической и спортивной карты. Изображение рельефа на топографической и спортивной карте. Влияние рельефа на выбор пути движения.
3.1.2. Условные знаки.
Условные знаки спортивной карты. Виды условных знаков: линейные, фигурные, площадные, пояснительные. Группы условных знаков: дороги и дорожные сооружения, населенные пункты, строения, гидросеть, растительность, рельеф, пояснительные и специальные туристские знаки.
Практические занятия
3.1.3. Способы измерения расстояний на карте и на местности.
Способы измерения расстояний на карте и на местности. Измерение кривых линий на карте с помощью курвиметра, обычной нитки. Глазомерный способ определения расстояний. Необходимость постоянной тренировки глазомера. Определение расстояния шагами. Определение пройденного расстояния по времени движения.
3.1.4. Упражнения на запоминание условных знаков.
Топографическое лото, найди отличия между двумя картами, игровая эстафета с топознаками, пазлы и др.
3.1.5. Измерение расстояний на карте с помощью линейки.
Масштаб. Перевод количество сантиметров в расстояние в соответствии с масштабом. Глазомерное измерение.
3.1.6. Измерение длины шага, перевод числа шагов в метры.
Определение расстояния шагами. Правила измерения парашагов и перевод их в метры.
3.1.7. Определение расстояния до недоступного предмета.
Способы определения расстояния до недоступного предмета, определения высоты предмета.
3.1.8. Игры и тесты для закрепления условных знаков.
Перенос КП из одной карты в другую. Перерисовка условных знаков. Эстафета с топознаками. Топографическое лото и др. тестовые задания.
3.1.9. Игры и тесты для закрепления изображения рельефа.
Копировка рельефа из учебной карты, опишите маршрут, обращая внимание на рельеф и др. тестовые задания.
3.1.10. Задания для развития памяти.
Топографическое лото, найди отличия между двумя картами, перенос КП из одной карты в другую, запомнить по памяти слова, числа и др. тестовые задания.
3.2. Ориентирование
3.2.1. Ориентирование при помощи компаса и карты.
Ориентирование при помощи компаса и карты. Снятие азимута с карты. Определение азимута на предмет. Движение по азимуту. Приемы обхода препятствий. Движение через промежуточные ориентиры.
3.2.2. Правила соревнований по спортивному ориентированию.
Соревнования по спортивному ориентированию. Правила соревнований. Виды соревнований по спортивному ориентированию (по выбору, в заданном направлении).
Практические занятия
3.2.3. Движение по азимуту по пересеченной местности.
Отработка умений движения по азимуту по пересеченной местности.
3.2.4. Упражнения в виде спортивного ориентирования – классика.
Карта спортивного зала. Заданное направление. Место старта, финиша. Масштаб карты. Компостер. Карточка участника. Игры по ориентированию.
3.2.5. Упражнения в виде спортивного ориентирования – выбор.
Карта спортивного зала. Вид спортивного ориентирования - выбор. Место старта, финиша. Масштаб карты. Компостер. Карточка участника. Игры по ориентированию.
3.2.6. Упражнения в виде спортивного ориентирования – лабиринт.
Карта спортивного зала. Вид спортивного ориентирования - лабиринт. Разновидность лабиринтов. Место старта, финиша. Масштаб карты. Компостер.
3.2.7. Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию «Российский азимут 2012».
Положение о соревнованиях. Подбор участников. Возрастные группы. Дистанция. Подведение итогов.
3.2.8. Игры и тесты для развития умения правильного пути движения.
Выбор пути. Опорные ориентиры. Привязка. Наикратчайший и обходной путь. Два фактора выбора пути: надежность и время. Тестовые игры и задания.
4. Основы безопасности.
4.1. Техника безопасности при проведении занятий, походов, экспедиций.
4.1.1. Безопасность – требования при проведении походов, занятий, мероприятий.
Безопасность - основное и обязательное требование при проведении походов и занятий. Ответственность каждого члена группы перед собой и другими членами группы в соблюдении мер безопасности.
Практические занятия
4.1.2. Правила дорожного движения пешеходов.
Правила дорожного движения для пешеходов. Порядок движения группы в населенном пункте, вдоль дорог, при пересечении дорог.
4.1.3. Использование страховки и самостраховки на сложных участках маршрута.
Препятствия на маршруте. Их разновидность. Преодоление препятствий (бревно, параллельные перила, склон) с применением специального снаряжения и страховочных систем.
4.1.4. Узлы в туризме и их применение.
Освоение техники вязания узлов: прямой, проводник, схватывающий.
4.1.5. Преодоление переправы по бревну.
Использование страховки и самостраховки при переправе по бревну. Использование специального снаряжения: страховочная система, веревки, карабины и т.д. Ошибки при прохождении этапа.
4.1.6. Преодоление параллельной переправы.
Использование страховки и самостраховки при преодолении параллельной переправы. Использование специального снаряжения: страховочная система, веревки, карабины и т.д. Ошибки при прохождении этапа.
4.1.7. Преодоление склона различными способами.
Различные способы преодоления склона при подъеме, при спуске. Использование страховки и самостраховки при преодолении склона. Использование специального снаряжения: страховочная система, веревки, карабины и т.д. Ошибки при прохождении этапа.
4.1.8. Первенство СДЮТ. Конкурс узлов.
Соревнование по вязке узлов. На время завязать три узла.
4.2. Правила санитарии и гигиены
4.2.1. Личная гигиена туриста.
Средства личной гигиены на тренировках, в походах. Подбор одежды и обуви.
Практические занятия
4.2.2. Подбор одежды и обуви для тренировок и походов, уход за ними.
Выбор личной одежды и обуви в зависимости от времени года, от погоды. Правила ухода за вещами.
4.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи
4.3.1. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи
Первая медицинская помощь. Походная аптечка. Лекарственные растения, возможности их использования в походных условиях. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. Приемы транспортировки пострадавшего.
Практические занятия
4.3.2. Комплектование походной аптечки.
Походная аптечка. Показания к применению лекарственных препаратов. Хранение, транспортировка и пополнение походной аптечки.
4.3.3. Оказание первой помощи. Применение повязок. Приемы транспортировки пострадавшего.
Оказание первой доврачебной помощи при кровотечениях, переломах, утоплении, ожогах. Применение повязок. Обучение приемам транспортировки пострадавшего.
5. Краеведение
5.1. Краеведческие объекты родного края
5.1.1. Экскурсионные объекты Республики Хакасия.
Родной край. Экскурсионные объекты на территории республики: исторические, архитектурные, природные, другие памятные места. Музеи. Промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Особо охраняемые природные объекты.
5.1.2. История и культура своего населенного пункта.
История и культура своего населенного пункта. Местоположение, достопримечательности.
Практические занятия
5.1.3. Экскурсия на смотровую площадку СШ ГЭС.
СШГЭС. История строительства. Карлов створ. Памятник гидростроителям. Профессии – гидростроителей. Авария на СШГЭС.
5.1.4. Экскурсия в Национальный парк «Шушенский бор».
Особо охраняемые природные территории. Национальный парк «Шушенский бор». Карта Национального парка. Растительность и животные обитающие в Национальном парке.
5.2. Растительный мир
5.2.1. Основные царства живой природы.
Основные царства живой природы, их краткая характеристика. Значение растений в природе и жизни человека. Определение растений луга, леса, поля, водоема, болота.
Практические занятия
5.2.2. «Красная книга» растений.
Редкие и исчезающие растения и их охрана. «Красная книга» растений.
5.2.3. Лекарственные растения и их использование.
Изучение лекарственных растений по гербариям и справочникам.
5.2.3. Определение растений таежной зоны.
Экскурсия в природу для изучения растений таежной зоны.
5.3. Животный мир
5.3.1. Обзор животного мира республики.
Обзор животного мира республики. Редкие и исчезающие животные.
Практические занятия
5.3.2. Экскурсия в природу. Наблюдение за животными.
Определение наиболее типичных животных визуально, по голосу, по следам жизнедеятельности.
6. Основы экологии. Организация экологической работы.
Наблюдения в природе
6.1. Охрана окружающей среды Природоохранная деятельность
6.1.1. Охрана природы в России. Закон об охране природы.
Охрана природы в России. Основные документы по охране природы. Закон об охране природы. Задачи особо охраняемых природных территорий (ООПТ): памятников природы, заповедников, заказников, национальных парков. Рациональное природопользование. Туризм и охрана природы.
Практические занятия
6.1.2. Особо охраняемые природные территории.
Задачи особо охраняемых природных территорий (ООПТ): памятников природы, заповедников, заказников, национальных парков. Национальный парк «Шушенский бор».
6.1.3. Экологический десант в Солонечный лог.
Подготовка приюта к сезону походов. Заброска кострового оборудования. Уборка территории при движении к приюту, вокруг и внутри приюта.
6.1.4. Экологический десант в Черемуховый лог.
Приготовление кормушек для птиц и животных, обитающих в Черемуховом логу. Заготовка кормов для зверей и птиц. Сбор мусора.
6.2. Природный комплекс и его компоненты
6.2.1. Природа – общество – человек.
Влияние хозяйственной деятельности человека на единство в системе «природа - общество - человек». Общая характеристика природных комплексов республики Хакасия.
Практические занятия
6.2.2. Занятие на местности по изучению влияния СШГЭС на окружающую природу.
Сбор и обработка информации о влиянии СШГЭС на окружающую природу. Осмотр прибрежной территории.
6.3. Исследовательская работа
6.3.1. Использование оборудования и приборов при проведении исследований.
Использование оборудования и приборов при проведении исследовательской работы. Архивы СДЮТ «Борус», фотографии с походов.
Практические занятия
6.3.2. Сбор и обработка собранного материала.
Фотовыставки на стенде СДЮТ. Составление отчета о работе объединения.
Ожидаемые результаты 2 год обучения
- умение учащихся пользоваться полученными эколого-туристскими знаниями, умениями, навыками;
- выполнение разрядных норм по спортивному ориентированию, технике туризма;
- участие в конкурсах и соревнованиях по туризму, экологических акциях, походах.
Список литературы
1. Программа для системы дополнительного образования детей. Юные туристы – экологи. М. ЦДЮТиК, 2004.
2. И. А. Самарина. Основы туристско-экологической деятельности учащихся. Учебно-методическое пособие. - М., ФЦДЮТиК, 2007.
3. Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии / авт.-сост. В.А.Суворова. – Волгоград: Учитель, 2009.
4. Школа юного краеведа. 3-4 классы: материалы к занятиям / авт.-сост. Е.А.Ляшенко. – Волгоград: Учитель, 2007.
5. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм. Учебно-методическое пособие – 2-е изд.- М.,ФЦДЮТиК, 2008.
6. Константинов Ю.С., Глаголева О.Л. Уроки ориентирования: Учебно-методическое пособие. – М: ФЦДЮТиК, 2005.
7. Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма: Учебно-методическое пособие. М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2002.
Рекомендованный список литературы для детей и родителей
1. Словарь юного туриста. – Изд. 2-е стереотип. - М., ФЦДЮТиК, 2008.
2. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии – Ярославль: «Академия развития», 1998.
3. Энциклопедия туриста – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.
4. Заповедная Сибирь «Енисей – река жизни» Государственный природный заповедник «Саяно-Шушенский» - Новосибирск: Сити-Пресс, 2009.
5. Саяногорск Мой друг, мой брат, мой город! Фотоальбом – ООО «Полиграфический комплекс Локус Станди», 2010.
16