СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа «Твоя будущая профессия» на базе 10-11 профильных оборонно-спортивных классов средней общеобразовательной школы на 2015-2017 годы»

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа «Твоя будущая профессия» на базе 10-11 профильных оборонно-спортивных классов средней общеобразовательной школы на 2015-2017 годы»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа «Твоя будущая профессия» на базе 10-11 профильных оборонно-спортивных классов средней общеобразовательной школы на 2015-2017 годы»»



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 36 г. Тамбова












Рабочая программа

«Твоя будущая профессия»

на базе 10-11 профильных оборонно-спортивных классов

средней общеобразовательной школы на 2015-2017 годы»













Программу составил: Мордань Александр Дмитриевич













г. Тамбов

2015 год



Пояснительная записка.


Программа Твоя будущая профессия для учащихся 10 и 11 классов общеобразовательной школы является логическим дополнением программы курса «Основ безопасности жизнедеятельности» и направлена на достижение следующих целей:

-знакомство с основами профессиональной подготовки спасателей МЧС России;

- выработке у учащихся навыков безопасного поведения в целях решения вопросов личной и коллективной безопасности

-овладение особенностями организации и проведения поисково-спасательных работ в условиях чрезвычайных ситуаций;

- изучения широкого спектра возможных экстремальных ситуаций;

- овладение знаниями и умениями, необходимыми для выживания в природных условиях;

- использования внутренних потребностей подростков в деятельности, в постоянной самореализации;

-воспитание чувства сострадания к пострадавшим и готовности прийти на помощь попавшим в беду людям.

Изучение данной программы позволит заинтересовать выпускников в выборе профессии спасателя. В рамках содержательных линий решаются следующие задачи:

- освоение системы знаний о необходимости обеспечения личной безопасности жизнедеятельности и безопасности общества, выполнения социальных ролей человека и гражданина;

- воспитание гражданской ответственности, патриотизма, морально-нравственной и физической подготовки молодежи к выполнению конституционного долга, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям;

- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, физической, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на оказание помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, способности к личному самоопределению и самореализации в контексте проблем безопасности личности и общества;

овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов безопасного поведения (предвидеть, предупредить), коллективных средств защиты необходимых для человека, общества и государства;

- воспитание у учащихся мужества, гражданственности, находчивости, а также физической закалки и профессиональной ориентации;

- подготовки к службе в Вооруженных Силах РФ и силовых структурах.

Статус документа

Рабочая программа разработана на основании следующих нормативных документов:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", № 68-ФЗ от 21.12.1994 г.«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», № 151-ФЗ от22.08.1995 г. «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», ФГОС НОО Зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, рег. № 17785 6 октября 2009 г. № 373 (с изменениями: приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года № 1241; приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 года № 2357; приказом Минобрнауки России от 18 декабря 2012 года № 1060; приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1643; приказом Минобрнауки России от 18 мая 2015 года № 507), СНиП 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189», Программа подготовки школьников в кадетских классах спасателей, утвержденная главой администрации Тамбовской области и требований, предъявляемых к квалификации спасателей, согласованных с Министерством труда и занятости населения РФ.

Структура документа

Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание , тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся на конец учебного года, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.

Общая характеристика учебного предмета

В профильном курсе рабочая программа выполняет две основные функции

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Место предмета в базисном учебном плане

Программа разработана для учащихся, интересующихся профессией спасателя и желающих получить навыки безопасного поведения в целях решения вопросов личной и коллективной безопасности.

Программа рассчитана на проведение занятий в течение 2 лет с 34 часовой годовой учебной нагрузкой.

Форма организации образовательного процесса – классно-урочная.

Механизмы формирования ключевых компетенций:

В ходе изучения курса аварийно-спасательное дело учащиеся должны овладеть следующими ключевыми компетенциями:

Познавательная (познавать окружающий мир с помощью наблюдения, измерения, опыта, моделирования; сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; творчески решать учебные и практические задачи: уметь мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения).

Информационно-коммуникативная (умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение; составление плана, тезисов, конспекта; приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности).

Рефлексивная (самостоятельная организация учебной деятельности; владение навыками контроля и оценки своей деятельности, поиск и устранение причин возникших трудностей; оценивание своих учебных достижений; владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками.

К числу планируемых результатов освоения данной образовательной программы предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, а также ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета являются:

личностные результаты — готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников средней школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты — освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

предметные результаты — освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Технологии обучения

В процессе обучения используются элементы современных педагогических технологий личностно-ориентированного обучения: разноуровневого обучения, коллективного взаимообучения, проблемного обучения, технологию сотрудничества, здоровьесберегающие и игровые технологии. Работа строится по принципу связи урочного материала с жизнью, дополненная профессиональной ориентацией учащихся.

Виды и формы контроля

Виды контроля: текущий, тематический, промежуточный, итоговый.

Формы контроля: самостоятельные работы проверочного характера; разноуровневые тесты, выполнение нормативов; практические зачеты.











Содержание программы.


Т е м а № 1. История развития МЧС

Исторические предпосылки создания государственных структур, обеспечивающих безопасность человека при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время.

Этапы развития МЧС: МПВО, ГО, МЧС.

Т е м а № 2. Основные положения документов, регламентирующих

деятельность аварийно-спасательных служб и формирований МЧС РФ

Нормативно-правовые акты, определяющие права и обязанности населения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Статус спасателя, аварийно-спасательные службы и форми-рования. Законы и постановления правительства определяющие их.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС. Цели и задачи РСЧC. Структура и органы управления РСЧС. Режимы функционирования РСЧС. Силы и средства ликвидации ЧС.

Т е м а № 3. Роль спасателя при ликвидации чрезвычайных

ситуаций, его духовный и физический облик

Нарушение нормальных условий жизнедеятельности людей. Материальный ущерб. Моральные и психологические нагрузки.

Спасатель - специально обученный человек всегда готовый прийти на помощь попавшим в беду.

Роль центров подготовки спасателей.

Т е м а № 4. Подготовка спасателей

Требования к уровню профессиональной подготовки спасателей. Первоначальное обучение спасателей. Критерии оценки уровня профессиональной подготовки спасателей. Аттестация спасателей.

Учебные заведения готовящие профессионалов-спасателей. Организация учебного процесса.

Учебные заведения, готовящие профессионалов-спасателей. Организация учебного процесса.

Т е м а № 5. Чрезвычайные ситуации природного характера

Землетрясение. Происхождение, последствия. Меры, прини-маемые по снижению потерь и ущерба от землетрясений. Рекомендации по правилам безопасного поведения во время землетрясения.

Оползни, сели и обвалы. Краткая характеристика и возможные потери. Меры, принимаемые по предупреждению оползней, селей, обвалов и снижение ущерба от их последствий. Рекомендации населению по действиям при угрозе и в ходе оползней, селей и обвалов.

Ураганы, бури, смерчи. Возможные последствия. Меры, принимаемые по снижению ущерба. Действия населения.

Лесные и торфяные пожары. Пожарная опасность в лесу. Причины возникновения лесных и торфяных пожаров. Правила безопасного поведения во время пожаров и защиты от них.

Наводнения. Действия населения.

Т е м а № 6. Чрезвычайные ситуации техногенного характера

Аварии и катастрофы. Аварии на объектах народного хозяйства. Основные понятия и определения аварий и катастроф.

Аварии с выбросом радиоактивных веществ. Радиационно опасные объекты. Характеристика очагов поражения при авариях на АЭС. Особенности радиоактивного заражения местности, воздуха и воды. Правила поведения и действия населения.

Аварии с выбросом АХОВ и их последствия. Взрывы и их последствия. Действия населения при взрывах. Транспортные аварии и их последствия. Гидрологические аварии.

Т е м а № 7. Средства поиска пострадавших

Классификация средств поиска. Акустические и сейсмические приборы. Ультразвуковые приборы, радиоволновые приборы. Радиолокационные приборы. Инфракрасные, оптические приборы. Механические средства поиска. Магнитные приборы. Газоанализаторы.

Те м а № 8. Средства связи

Классификация средств связи. Радиосвязь на диапазонах КВ и УКВ. Радиорелейная связь. Космическая связь. Навигация. Подводные и специальные виды связи. Подводная связь.

Те м а № 9. Средства индивидуальной защиты спасателей Классификация дыхательной аппаратуры. Физиология дыхания человека. Фильтрующие и изолирующие противогазы. Защитные свойства противогаза. Противогазовые коробки промышленных противогазов. Автономные и шланговые СИЗОД.

Средства защиты глаз и лица. Средства защиты органов слуха и головы. Электрозащитные средства.

Респираторы, их назначение и устройство. Порядок пользования противогазом фильтрующего типа. Выполнение нормативов № 1, № 2.

Средства защиты кожи. Назначение. Классификация. Порядок пользования костюмом Л-1 и комплектом ОЗК. Выполнение норматива № 3.

Те м а № 10. Средства борьбы с пожарами

Огнетушители, пожарные рукава, пожарные стволы, рукавные разветвления, водоразбрызгиватели, приспособления для отбора воды из трубопроводов. Назначение и область применения.

Те ма № 11. Виды гидравлического инструмента

Привод аварийно-спасательного инструмента. Выбор инструмента по категориям работ. Виды гидравлического АСИ. Отечественные фирмы изготовители АСИ, его характеристики. Мини подъемные подушки. Зарубежные производители АСИ.

Те м а № 12. Альпинистское снаряжение

Классификация альпинистского снаряжения. Экипировка спасателя в соответствии с современными требованиями. Табель оснащения ПСС. Положительные и отрицательные стороны экипировки.

Экипировка спасателя в экстремальных условиях. Страховочное снаряжение личное. Экипировка. Уход за личным снаряжением. Периодичность проверок.

Страховочное снаряжение групповое и веревочное. Тросовое снаряжение, методы использования. Периодические проверки. Степень погрешности. Условия хранения. Бивуачное снаряжение

Вспомогательное снаряжение. Его свойства и характеристики. Количество и вес. Упаковка. Влияние региона и внешних условий. Подготовленность спасателя.

Тема № 13. Морские узлы.

История появления узлов. Назначение и классификация узлов. Разновидности узлов. Материал изготовления веревок. Уход и содержание веревок. Способы их хранения.

Тема № 14. Узлы применяемые в спортивном альпинизме и туризме.

Выбор узлов для использования. Особенности применения узлов. Требования к применяемым узлам. Вязание узлов: прямой, грейпвайн, брамшкотовый, булинь, схватывающий. Техника вязания узлов на соревнованиях.

Тема № 15. Узлы и соединения на веревках.

Европейские стандарты к веревкам и узлам. Термины и понятия в промальпе. Вязание узлов: проводник,восьмерка, рифовый, контрольный, стремя.Узлы для связывания веревок одного диаметра. Встречный узел (УИАА). Ошибки при вязании узлов. Связывание веревок разного диаметра. Шкотовый и брамшкотовый узел. Специальные узлы. Особенности вязания узлов на мокрой веревки. Соединение плоских лент.

Тема № 16. Узлы и соединения на опорах.

Выбор опоры. Требования к узлам. Особенности вязания узла. Узел проводника, двойной штык, удавка. Узел «пожарника». Нагрузка на узлы. Прочность узла.

Тема № 17. Организация ПСР на автотранспорте.

Статистика ДТП. Причины ДТП. Столкновения6 лобовое, боковое, касательное, наезд, опрокидывание. Особенности ЧС на автотранспорте. Технология проведения ПСР Извлечение пострадавшего из салона.

Те м а № 18. Специальная обработка

Назначение спецобработки. Виды. Основные приемы проведения дезактивации, дегазации и дезинфекции. Порядок проведения санитарной обработки.

Т е м а № 19. Пожарная профилактика

Общие сведения о зданиях и сооружениях. Поведение конструкций зданий и сооружений в условиях пожара. Классификация зданий по назначению, степеням огнестойкости.

Общие меры пожарной безопасности на промышленных предприятиях. Основные причины пожаров.

Противопожарные требования к жилым зданиям. Анализ и причины пожаров. Противопожарные мероприятия при эксплуатации жилых зданий

повышенной этажности. Требования к содержанию территорий.

Т е м а № 20. Способы прекращения горения на пожаре

Основные способы прекращения горения веществ и материалов. Выбор огнетушащего вещества. Особенности развития пожара. Условия и механизм прекращения горения различными способами.

Классификация и общие сведения об основных огнетушащих средствах. Виды, краткая характеристика.

Т е м а № 21. Боевое развертывание

Понятие о боевом развертывании на пожаре. Этапы боевого развертывания, их сущность. Порядок прокладки рукавных линий. Техника безопасности при проведении боевого развертывания.

Т е м а № 22. Тушение пожара

Периоды тушения пожара. Роль первого ствола в успешном тушении пожара. Особенности боевых действий.Защита материальных ценностей на пожаре.

Отключение электрических сетей и установок. Порядок и способы отключения, техника безопасности.

Т е м а № 23. Средства пожаротушения

Ручные пожарные лестницы. Пожарные рукава и рукавное оборудование. Рукавные разветвления и стволы.

Оборудование пенного пожаротушения. Пожарные автомобили. Пожарные насосы.

Те м а № 24. Сигналы оповещения и действия населения по ним

Единая система доведения до населения предупредительного сигнала “Внимание всем!” включением сирен, производственных гудков и других сигнальных средств. Основной способ оповещения населения в случаях угрозы или возникновения стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также в случаях нападения противника. Передача речевой информации по сетям радио и телевизионного вещания. Содержание речевых информаций.

Те м а № 25. Основы строевой подготовки

Основные положения Строевого устава. Одиночная строевая подготовка. Строевая стойка, повороты на месте и в движении. Выход из строя и подход начальнику. Строевые приемы в составе отделения.

Те м а № 26. Основы стрелковой подготовки

Назначение и устройство АК-74, пистолета Макарова. Внешняя и внутренняя баллистика. Неполная разборка и сборка АК-74. Приемы выполнения стрельбы из оружия. Соблюдение мер безопасности при обращении с оружием. Правила поведения на огневом рубеже. Практическая стрельба.








Тематическое планирование

1 год обучения (10 класс)



п.п


Наименование предметов

и тем

Количество часов

В с е г о

Теория

Практика


1


2




3




4


5



6



7


8


9



10


11


12


13


14




Тема № 1

История развития МЧС

Тема № 2

Основные положения документов регламентирующих деятельность аварийно-спасательных служб

Тема № 3

Роль спасателя при ликвидации чрезвычайных ситуаций, его духовный и физический облик

Тема № 4

Подготовка спасателя

Тема № 5

Чрезвычайные ситуации природного характера

Тема № 6

Чрезвычайные ситуации техногенного характера

Тема № 7

Средства поиска пострадавших

Тема № 8

Средства связи

Тема № 9

Средства индивидуальной защиты спасателей

Тема №10.

Средства борьбы с пожарами

Тема № 11

Виды гидравлического инструмента

Тема № 12

Альпинистское снаряжение

Тема № 24

Основы строевой подготовки

Тема № 25

Основы стрелковой подготовки


Всего:



2


2




1




2


2



2



1


1


7



2


1


3


4



4


34




2


2




1




2


2



2



1




2



1


1


1


1



1


19























1


5



1




2


3



3


15




2 год обучения (11 класс)



п.п


Наименование предметов

и тем

Количество часов


В с е г о


Теория


Практика


1


2


3



4


5


6



7


8


9



10


11


12


13


Тема № 9

Средства индивидуальной защиты

Тема № 13

Морские узлы

Тема № 14

Узлы применяемые в спортивном альпинизме и туризме

Тема № 15

Узлы и соединения на веревках.

Тема № 16

Узлы и соединения на опорах

Тема № 17

Организация ПСР на автотранспорте

Тема № 18

Специальная обработка

Тема № 19

Пожарная профилактика

Тема № 20

Способы прекращения горения при пожаре

Тема № 21

Боевое развертывание

Тема № 22

Тушение пожара

Тема № 23

Средства пожаротушения

Тема № 24

Сигналы оповещения


Всего:


5


4


3



2


1


2



3


3


3



3


2


2


1



34





1









2



1


2


2



1


1


1


1



12


4


3


3



2


2





2


1


1



2


1


1





22






Требования к уровню подготовки учащихся (выпускников).


Учащиеся, освоив данную программу должны:


Знать/понимать:

-функции спасательной службы, основные требования наставлений;

- классификацию и виды чрезвычайных ситуаций;

- последствия чрезвычайных ситуаций,

- основные требования пожарной безопасности;

- первичные средства пожаротушения;

-особенности тушения пожаров и общие сведения о процессе горения и его развитии;

-права и обязанности спасателя;

-основы выживания в условиях природной среды, способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;

-основы радиосвязи;

- правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

- основы стрельбы и ТТХ автомата АК-74.

Уметь:

- применять полученные знания в практической деятельности;

- ориентироваться на местности в любое время суток при различных погодных условиях;

-использовать средства пожаротушения;

-использовать средства индивидуальной защиты;

- действовать при возникновении пожара и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

-пользоваться альпинистским и туристическим снаряжением;

- выполнять строевые приемы;

- проводить неполную разборку и сборку автомата.














Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.


1. Учебник спасателя. С.К.Шойгу, М.И.Фалеев, Г.Н.Кириллов. 3-е изд.,2010 г

2. Охрана труда спасателя. С.К.Шойгу, С.М.Кудинов. М., 2012 г

3. Чрезвычайная служба России. С.К. Шойгу. М.,2012 г

4. Катастрофы и человек. Ю.Л.Воробьев. М., кн. 1, 2010 г

5. Безопасность и защита населения в ЧС. Н.А. Крючек. М.,2011 г

6. Личная безопасность в чрезвычайных ситуациях. Г.Н. Кириллов. М. 2011

7. Природные опасности и общество. В.А.Владимиров. М., 2012 г

8. Катастрофы и государство. С.К.Шойгу, Ю.Л.Воробьев. 2011

9. Промышленный альпинизм. М.И.Дружинин М., 2010 г

10. Защита населения в ЧС. Г.Я.Чернышов. Вып. №2, 2010 г

11. Зимняя аварийная ситуация. Ю.А.Ильичев. М.,2011 г

12. Энциклопедия экстремальных ситуаций. А.В.Гостюшин. М., 2012 г

13. Программа подготовки школьников в кадетских классах спасателей.

Тамбов, 2000 г.

14.Строевой Устав ВС РФ.

15. Макет автомата АК-74.

16. Дозиметрические приборы ДП-5Б, ДП-22.

17. Прибор химической разведки ВПХР.

18. Противогазы фильтрующие ГП-5, ГП-7В.

19. Средства защиты кожи – ОЗК, Л-1.

20. Индивидуальный противохимический пакет.

21. Макеты убежища и ПРУ.

22. Альпинистское снаряжение- карабины, спусковые устройства, веревки, системы индивидуальной страховки.

23. Туристическое снаряжение –палатки, тент, коврики, спальные мешки, варочная посуда, топор, пила, рюкзаки.

24. Плакаты по основам стрельбы.

25. Носилки медицинские мягкие.

26. Огнетушитель ОП -2, ОП-5, ОУ-2.

27. Рукава пожарные.

28. Ствол пожарный.

29. Разветвление пожарное.

30. Кабинет специальной подготовки.