муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Поломошенская средняя общеобразовательная школа»
Новичихинского района Алтайского края
«РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании МО учителей Директор школы
начальных классов
Протокол заседания №___
Руководитель МО
______________________ _________________
Н.И.Дробина С.В.Гасай
«__» август 2014 «__» август 2014
Рабочая программа
учебного курса «Краеведение»
3 класс
Разработчик : Яловенко О.П.
Пояснительная записка учебного курса «Краеведение»
Психологами доказано, что в младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине.
Любовь к родине, стремление служить своему народу, своей стране не возникает у людей сама по себе. С самого раннего возраста для формирования этих качеств необходимо целенаправленное воздействие. При этом надо помнить, что любовь к родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой вырос.
Программа курса «Краеведение» направлена воспитывать чувство гордости за своих земляков, способствовать развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к малой родине. Предлагаемая программа поможет учащимся узнать, понять, полюбить родной край.
Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
Данный курс призван помочь создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы
Основу содержания программы составляет «Обязательный минимум содержания общего образования по истории Алтайского края».
Цель программы:
Формирование будущих граждан знающих и любящих свой край, физически здоровых, способных решать трудные практические задачи.
Воспитание патриотизма и развитие экологического сознания и потребности сохранения и сбережения уникальных природных особенностей Алтайского края, села Поломошного.
Образовательные задачи:
знакомство с историей, флорой и фауной, культурными памятниками и традициями родного края; села.
ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;
овладение начальными навыками исследовательской работы;
Воспитательные задачи:
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.
Развивающие задачи:
развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.
Многочисленные практические занятия позволят детям понять взаимосвязь природных явлений, оценить значение и важность мер по охране природы, помогут воспитать доброе отношение ко всему живому, развить интерес к прошлому и настоящему своей семьи, города, края, сформировать начальные навыки исследовательской работы.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, п
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым редставителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание курса интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, активный интерес к её прошлому и настоящему в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечестваосознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур
Общая характеристика учебного курса
Программа адаптирована на возраст детей 8 – 10 лет, органично вливается в курс «Окружающий мир», т.к. этот курс связан с изучением родного города, края, природы.
Программа курса предусматривает теоретические и практические занятия:
1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).
2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).
Формы организации обучения:
- лекции,
- творческие задания,
- практические работы,
- самостоятельный поиск,
- экскурсии и др.
Формы и методы должны быть такими, чтобы они давали возможность обучающимся самостоятельно искать пути решения возникающих проблем, повышать интерес к предмету, к своей родине.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, дедуктивные, репродуктивные, частично – поисковые, игровые, самостоятельная работа
Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, проблемно – диалоговое, дифференцированное обучение и др.
Место курса в учебном плане
На реализацию программы в учебном плане предусмотрено 17 часа (34 часа) - 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения программы « Краеведение»
Личностные, предметные, метапредметные результаты изучения учебного курса «Краеведение»
Личностными результатами изучения курса «Краеведение» являются следующие умения и качества:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Познавательные УУД:
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
названия городов, районов края;
названия рек, озер края;
растения и животных края;
элементы истории родного села
проводить простейшие исследования, работать над совместными проектами, обрабатывать собранные материалы;
инсценировать различные легенды, сочинять новые легенды, сказки.
Воспитательные результаты курса «Краеведение» распределяются по трем уровням.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края, развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации.
Итоги реализации программы: Выставки работ учащихся, исследовательская работа
Содержание учебного курса на 34 часа
№ | Наименование разделов, блоков, тем | количество часов |
1. | Алтайский край. | 2 ч. |
2. | История моей семьи. | 10 ч. |
3. | Мое село. | 11 ч. |
4. | Барнаул – столица Алтайского края. | 11 ч. |
| Итого | ч. |
Календарно - тематическое планирование - 34 часа
№ | Тема | Кол-во часов | Дата проведения |
план | факт |
Раздел 1. Алтайский край. |
1 | Символика города и края. | 1 | | |
2 | Кто управляет городом и краем. | 1 | | |
Раздел 2. История моей семьи. |
1 | Что означают наши имена. Зачем они нужны? | 1 | | |
2 | Имена в моей семье. Когда возникли отчества. У всех ли народов есть отчества? | 1 | | |
3 | Происхождение фамилий, мои однофамильцы среди известных людей. | 1 | | |
4 | Фамилия, имя ,отчество - ступеньки в прошлое. | 1 | | |
5 | Мои близкие и дальние родственники. | 1 | | |
6 | Моя родословная. Зачем люди составляют родословную. | 1 | | |
7 | История моей семьи. | 1 | | |
8 | Когда мои предки поселились в Алтайском крае, Барнауле? | 1 | | |
9 | Вклад моей семьи в развитие нашего города, села. | 1 | | |
10 | Мой дом (правила общежития). | 1 | | |
Раздел 3 Мое село. |
1 | Как рождаются населенные пункты? | 1 | | |
2 | Откуда берутся названия? Города и населенные пункты Алтайского края. | 1 | | |
3 | Название моего села и его история. | 1 | | |
4 | Достопримечательности моего села. | 1 | | |
5 | Улица, на которой я живу. | 1 | | |
6 | Я иду в школу. | 1 | | |
7 | Улица, на которой находится моя школа. | 1 | | |
8 | Моя школа. История и традиции моей школы. | 1 | | |
9 | Сколько школ в нашем районе. | 1 | | |
10 | Наш район Индустриальный. | 1 | | |
11 | Достопримечательности района. Сколько их в Барнауле. | 1 | | |
Раздел 4. Барнаул – столица Алтайского края. |
1 | Когда и как появился наш город. | 1 | | |
2 | Что означает название нашего города. | 1 | | |
3 | Достопримечательности нашего города. | 1 | | |
4 | День города. Почему появился этот праздник? | 1 | | |
5 | Достопримечательности Алтайского края. | 1 | | |
6 | Ленточный бор. | 1 | | |
7 | Обь – красавица, труженица, кормилица. | 1 | | |
8 | Красная книга Алтая. | 1 | | |
9 | Сады, парки, скверы – легкие нашего города. | 1 | | |
10 | Знаменитые люди Алтая. | 1 | | |
11 | Обобщение. Повторение. | 1 | | |
Материально – техническое обеспечение
N п/п | Наименование средств материально-технического обеспечения |
| Библиотечный фонд |
1 | Верещагина И. В. Зелёное чудо Алтая: Книга о редких и исчезающих растениях Алтайского края. Барнаул, Алтайское кн. изд-во, 1983. 152 стр. |
2 | А. Гарф и П. Кучияк. Алтайские сказки. Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1939 г. 98 с., |
3 | |
4 | |
| Технические средства обучения |
1 | Компьютер, ноутбук |
2 | Мультимедиа |
3 | Экран |
| Интерактивная доска |
| |