Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 4в класса составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом от 6 октября 2009 года № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785)
2. Примерной образовательной программой по окружающему миру.
3. Программой к предметной линии учебников по окружающему миру для 4 класса под редакцией Н.Ф.Виноградовой.
4. Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СШ № 12» на 2016-2017 учебный год.
-личностные качества, позволяющие успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности;
- понимания особой роли многонациональной России в объединении народов; особой роли многонациональной России в современном мире; особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры; особой роли России в мировой истории;
- воспитание чувства гордости за национальные достижения; уважительного отношения к своей стране; уважительного отношения к истории страны;
- воспитание любви к родному краю, любви к своей семье; гуманного отношения к людям;
- воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе; принятие норм нравственного поведения в природе и в обществе; принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- понимание ценности любой жизни; освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе, в обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение, опыт, эксперимент, измерение);
-формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
- называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.
- применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки;
- различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение;
-раскрывать причины отдельных событий в жизни страны (войны, изменения государственного устройства, события в культурной жизни) в рамках изученного.
Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Её значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.
Пищеварительная система. Её органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.
Дыхательная система. Её органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).
Кровеносная система. Её органы. Кровь, её функции. Сердце – главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.
Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения – почки. Кожа, её роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.
Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.
Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.
Вредные привычки.
ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными.
ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.
Почвы России. Почва – среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.
Рельеф России. Восточно-Европейская равнина. Западно-Сибирская равнина (особенности, положение на карте).
Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. «Кремлёвские» города. Улицы, история и происхождение названий.
Россия и её соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).
Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублёв. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.
Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И.Баженова. Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров.
Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А.С.Пушкин – «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А.Жуковский, А.Н.Плещеев, Н.А. Некрасов, В.И.Даль, А.А.Фет, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, М.И.Глинка, П.И.Чайковский, В.А.Тропинин, И.И.Левитан и др.)
Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.) Произведения художников России (А.А.Пластов, К.Ф.Юон, Ф.А.Малявин, К.Малевич и др.). Поэты ХХ века (М.И.Цветаева, С.А.Есенин, В.В.Маяковский, Б.Л.Пастернак, А.Т.Твардовский и др.). Детские писатели и поэты (К.И.Чуковский, С.Я.Маршак и др.)
Отечественная война 1812 года. М.И.Кутузов.
Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.
Расширение кругозора школьников. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России. Борьба русского народа с польскими захватчиками в XVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.
№ урока | Наименование раздела, темы | Дата | Виды учебной деятельности, направленные на формирование универсальных учебных действий | Планируемые предметные результаты освоения материала |
план | факт |
1 | Человек – живое существо (организм)Общее строение организма человека. | 2.09 | | Обсуждать содержание шмуцтитула: о чём ты узнаешь, на какие вопросы ответишь. Вести учебный диалог: «Можно ли назвать человека телом живой природы? Какие признаки живых существ — животных и растений — можно отнести и к человеку?». Характеризовать функции разных систем органов. | Характеризует функции разных систем органов. Конструирует ситуации, раскрывающие правила охраны здоровья. Характеризует правила поведения во время болезни. Сравнивает организм человека и животного. |
-
| Нервная система. Головной и спинной мозг. | 6.09 | | Читать рисунок-схему, обсуждать тексты «Головной мозг», «Спинной мозг». Составлять план пересказа на тему «Нервная система человека». Характеризовать функции разных систем органов. | Имеет представление о нервной системе: головном и спинном мозге. Понимает, что головной мозг – центр управления работой всего организма. Соблюдает правила безопасного поведения. Сравнивает модель головного мозга человека и различных животных. Анализирует деятельность спинного мозга по схеме: сигнал - сообщение - реакция. Осознает необходимость здорового образа жизни. |
-
| Двигательная система организма человека. | 9.09 | | Сравнивать куклу тряпичную и пластмассовую. Высказывать предположение: «Каким было бы тело человека, если бы не имело костей?» Читать и обсуждать тексты: «Скелет – опора тела», «Мышцы умеют сокращаться». Работать в парах: готовить ответ на вопрос «Можно ли выполнять сложные движения, не думая о том, как это делать?» Характеризовать функции разных систем органов. Работать в группах: составлять презентацию «Какие занятия полезны для мышц?» | Сравнивает свои выводы с текстом. Выполняет самоконтроль осанки. Анализирует деятельность отдельных мышц на примере разных движений. Работает с листами оценивания: самооценка работы в парах. Составляет план текста. Анализирует осанку детей класса на основе выполнения различных упражнений. Объяснять взаимозависимость между осанкой и здоровьем человека. Называть признаки правильной осанки. Использовать различные упражнения для формирования правильной осанки. |
-
| Пищеварительная система. | 13.09 | | Выполнять задание на обобщение пройденного материала: «Почему человек должен питаться?» Работать с рисунком-схемой «Пищеварительная система». Составлять рассказ-рассуждение: «Как пища переваривается?» Характеризовать функции разных систем органов. | Рассказывает о работе пищеварительной системы человека. Называет органы пищеварительной системы. Характеризует значение отдельных органов пищеварения для работы организма в целом. Определяет назначение отдельных органов пищеварительной системы в процессе пищеварения. Объясняет, что такое «аппетит». Составляет памятку по здоровому питанию. |
-
| Пищеварительная система. | 16.09 | | Пересказывать текст рубрики «Этот удивительный мир». Работать в парах: готовить памятку «Как беречь зубы». Характеризовать функции разных систем органов. | Моделирует строение органов пищеварения. Приводит примеры полезных и вредных продуктов питания. Имеет представление о строении зубов, их видах и назначении. Понимает необходимость гигиены полости рта. Умеет правильно чистить зубы. |
-
| Дыхательная система. | 20.09 | | Читать и обсуждать текст «Как работает дыхательная система». Проводить опыт «Измерение давления». Работать с рисунком-схемой. Составлять рассказ-рассуждение. Работать в парах: подготовка памятки «Правила бережного отношения к дыхательной системе» (с опорой на иллюстративный материал). Характеризовать функции разных систем органов. | Называет органы дыхательной системы. Характеризует ее значение для работы организма. Рассказывает о том, как работают органы дыхания. Выполняет упражнения на вдох и выдох. Объясняет, почему загрязненный воздух и курение вредны для дыхательной системы человека. Моделирует ситуации по организации очистки загрязненного воздуха в городах. Понимает необходимость здорового образа жизни. |
-
| Кровеносная система. Кровь и ее значение. Сердце – главный орган кровеносной системы. Практическая работа с микроскопом. Опыт «Измерение пульса». | 23.09 | | Участвовать в учебном диалоге: «Почему кровеносную систему называют транспортной?» (на основе высказанных предположений). Строить рассказ-рассуждение с опорой на рисунок-схему. Проводить опыт «Измерение пульса». Проводить специально организованное наблюдение (работа с микроскопом). Выполнять задание на самоконтроль и самооценку: «Моё участие в диалоге». | Пересказывает текст рубрики «Этот удивительный мир» с опорой на рисунки. Характеризует функции разных систем органов. Моделирует схему кровеносной системы. Наблюдает капли крови в микроскоп. Понимает значение крови в организме человека и опасность больших ее потерь. Умеет оказывать первую помощь при поверхностном ранении кожи. Объясняет необходимость обеззараживания ран. |
-
| Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества. | 27.09 | | Работать с рисунком-схемой «Выделительная система». Сравнение самостоятельно составленного текста (на основе рисунка-схемы) с текстом учебника. Решать логическую задачу: «Почему при обследовании больного делают анализ его мочи?» Характеризовать функции разных систем органов. | Обнаруживает взаимосвязи между системами органов. Осознает организм человека как единое целое. Осознает необходимость физических упражнений для укрепления сердца и всего организма. Называет органы выделительной системы организма человека. |
-
| Кожа. | 30.09 | | Читать текст, формулировать вывод. Составлять памятку «О коже нужно заботиться». Характеризовать функции разных систем органов. | Характеризует значение кожи. Использует знания о строении и функциях кожи для сохранения и укрепления здоровья. |
-
| Как человек воспринимает окружающий мир. | 4.10 | | Обсуждать гипотезы по вопросу «Почему поэт связывает слова „Я живу" с органами чувств человека?» Характеризовать функции разных систем органов. Проводить опыт, наблюдения. Участвовать в дидактической игре, читать текст. Читать информацию, представленную на рисунках-схемах. | Характеризует (на элементарном уровне и с помощью рисунков-схем) строение и основные функции органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Соблюдает правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств. |
-
| Зрение. Гигиена зрения. Опыт «Рассмотрим предметы». | 7.10 | | Проводить опыт: «Рассмотрим предметы». Обсуждать вывод: «Глаза — органы зрения, наши „окна" в мир». Работать в парах: подготовка памятки «Береги глаза». Характеризовать функции разных систем органов. Представлять информацию в «свёрнутом» виде (памятка). Выполнять рефлексивные действия: самооценка взаимодействия в совместной деятельности; самоконтроль правил поведения в житейских ситуациях. | Характеризует (на элементарном уровне и с помощью рисунков-схем) строение и основные функции органов зрения, соблюдает правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств. Успешно осуществляет учебную деятельность. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности |
-
| Слух. Гигиена слуха. | 11.10 | | Участвовать в дидактической игре: «Угадай, откуда звук». Участвовать в учебном диалоге, обсуждать гипотезы — почему нужно выполнять правила охраны слуха. Пересказывать текст рубрик «Этот удивительный мир», «Жил на свете человек». Характеризовать функции разных систем органов. Читать информацию, представленную на рисунках-схемах. Представлять информацию в «свёрнутом» виде (памятка). | Характеризует (на элементарном уровне и с помощью рисунков-схем) строение и основные функции органов слуха, вкуса, обоняния, осязания. Соблюдает правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств. Успешно осуществляет учебную деятельность. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности |
-
| Обоняние, вкус, осязание, их роль в жизни человека.Опыты «Проверим своё обоняние»; «Проверим свой вкус». | 14.10 | | Принимать участие в беседе «Что такое обоняние». Проводить опыты: «Проверим своё обоняние» и «Проверим свой вкус». Работать с рисунком-схемой «Как мы чувствуем запахи?» Вести учебный диалог «Осязание». Характеризовать функции разных систем органов. | Характеризует (на элементарном уровне и с помощью рисунков-схем) строение и основные функции органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Соблюдает правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств. |
-
| Мир чувств. Опыт «Измерение пульса при спокойной работе в классе и при ответе на трудный вопрос». | 18.10 | | Поддерживать учебный диалог (на основе высказанных предположений): «Что отличает человека от машины-робота?» Выделять главную мысль текста. Работать в группах: разыгрывать житейские ситуации (по выбору детей). Составлять рассказ-повествование по картине В. Перова «Тройка» по коллективно составленному плану. Работать в группах: составление памятки «Учимся владеть собой!». Характеризовать функции разных систем органов. | Характеризует (на элементарном уровне и с помощью рисунков-схем) строение и основные функции органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Соблюдает правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств. |
-
| Внимание. | 21.10 | | Обсуждать житейские ситуации на тему «Когда внимание начинает „работать"?». Формулировать вывод «Что такое внимание?» Выполнять задание на развитие внимания (по рисункам учебника). Работать в парах: обсуждать альтернативные суждения. Работать с листом самооценивания «Всё ли удалось нам (мне) в совместной работе?» | Умеет сосредотачиваться, выделять главное, быстро ориентироваться в игровой ситуации, переключается с одних действий на другие. Успешно осуществляет учебную деятельность. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности |
-
| Память. Проверь себя. | 25.10 | | Обсуждать высказанные предположения «Зачем человеку память?». Выполнять задание на выбор альтернативного суждения: как лучше запоминать. Работать в группах: составление памятки «Развивай память!» Анализировать шмуцтитул: о чём ты узнал, на какие вопросы можешь ответить, о чём тебе хотелось бы ещё узнать. | Характеризует память как способность человека запоминать то, что он воспринимает с помощью органов чувств. Придумывает упражнения для развития памяти. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. |
-
| Ты и твое здоровье. Режим дня. | 28.10 | | Анализировать шмуцтитул: о чём ты узнаешь, на какие вопросы ответишь. Вести учебный диалог: обсуждать ответы на вопрос «Какие условия нужно соблюдать при составлении режима дня?» Составлять текст по последовательной серии иллюстраций. Обсуждать вывод: «Что важно учесть при выполнении режима дня?» Читать и пересказывать текст рубрики «Здоровый человек — здоровый сон»: проверь себя — выполняешь ли ты правила здорового сна. | Понимает, что главное богатство человека – его здоровье. Составляет режим дня четвероклассника. Составляет памятку с правилами здорового сна. Высказывает предположения, оценивает физическое развитие. Работает в парах. |
-
| Режим дня | 1.11 | | Задание на анализ текста: формулирование вывода «Каковы особенности рационального питания?» Работать в парах: составление памятки «Правила рационального питания» (на основе иллюстративного материала учебника). Пересказывать текст рубрики «Этот удивительный мир». | Приводит примеры режима дня четвероклассника в выходной и будний день. Называет правила рационального питания. Умеет составить комплекс упражнений для систематической и оптимальной физической нагрузки. |
-
| Правила закаливания. | 11.11 | | Вести учебный диалог: обсуждать правила закаливания (на основе текста учебника). Работать с листом самооценивания «Активность во время учебного диалога». Составлять текст по иллюстрациям учебника. Пересказывать текст рубрики «Жил на свете человек». | Соблюдает правила закаливания, правила здорового образа жизни. Характеризует своими словами значение понятий «гигиена», «закаливание». Знает основные правила личной гигиены. Приводит примеры способов закаливания. Анализирует поведение детей, которые не выполняли правила закаливания. |
-
| Можно ли снять усталость? | 15.11 | | Читать текст и выделять его главную мысль. Работать в парах: характеризовать понятия «физический труд» и «умственный труд» (с опорой на иллюстрации учебника). Пересказывать текст рубрики «Этот удивительный мир». | Различает понятия «физический и умственный труд». Анализирует упражнения по снятию усталости. Делает вывод о том, что такое усталость и как её устранить. |
-
| Поговорим о вредных привычках. | 18.11 | | Вести учебный диалог: «Поговорим о вредных привычках». Читать и обсуждать тексты «Курение опасно для здоровья», «Осторожно — спиртное», «Забава, которая приводит к смерти». | Различает полезные и вредные привычки. Участвует в обсуждении темы. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы |
-
| Поговорим о вредных привычках. | 22.11 | | Составлять план ответа «Вредные привычки». Работать с рисунками-схемами: составление текста-рассуждения. Оформлять вывод: «Что вносят в жизнь человека вредные привычки? | Создает плакат по теме «Осторожно – вредные привычки». Умеет доводить работу до конца. Умеет работать индивидуально и в малых группах. |
-
| Когда дом становится опасным. | 25.11 | | Вести учебный диалог: обсуждение предположений о возможных причинах возникновения пожара. Читать и обсуждать главную мысль стихотворения С. Маршака «Пожар». Работать с иллюстративным материалом: составлять рассказ-рассуждение. | Объясняет, при каких условиях человек может получить ожог и что при этом нужно делать. Составляет план поведения при пожаре. Составляет памятку «Правила поведения при пожаре», «Как уберечь себя на пожаре». |
-
| Когда дом становится опасным. | 29.11 | | Выполнять игровое упражнение «Как пользоваться газовой плитой». Вести учебный диалог: обсуждать предположение «Может ли компьютер повредить здоровью?». | Объясняет, как правильно обращаться с острыми предметами, при каких условиях человек может пораниться и что при этом нужно делать. |
-
| Улица полна неожиданностей. | 2.12 | | Обсуждать правила поведения на улице, важность знаков дорожного движения. Обсуждать высказанные предположения о причинах дорожных происшествий с детьми. | Наблюдает за ситуациями, возникающими в условиях дорожного движения. Отвечает на вопросы по теме. |
-
| Улица полна неожиданностей. | 6.12 | | Обсуждать жизненные ситуации: «Улица полна неожиданностей». Работать в группах. Оформлять вывод: «Команды регулировщика важнее, чем сигналы светофора и знаки дорожного движения». | Анализирует ситуации дорожного движения. Придумывает подписи к рисункам. Принимает участие в ролевой игре-упражнении: «Сигналы регулировщика». |
-
| Если случится беда.Практическая работа «Правила оказания первой медицинской помощи». | 9.12 | | Принимать участие в игре-упражнении: «Помощь при травме». Читать текст «Если гроза застала тебя на прогулке» и выделять его главную мысль. | Выполняет практическую работу «Правила оказания первой медицинской помощи». Составляет памятку «Признаки ядовитых растений». |
-
| Если случится беда. | 13.12 | | Работать в группах: выбор и пересказ текста («Если тебя укусила пчела», «Ядовитые грибы», «Ядовитые растения»). Читать информацию, представленную в видеофильмах (слайдах). Осознавать необходимость беречь своё здоровье. | Характеризует своими словами значение понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», «системы органов». Объясняет, что все органы в организме составляют единое целое. Называет изученные системы органов. Осознает, что режим дня, правильное питание, гигиена и физкультура укрепляют здоровье. Знает, какие вредные привычки разрушают здоровье человека. |
-
| Человек — часть природы. Чем человек отличается от животных. | 16.12 | | Анализировать шмуцтитул: о чём ты узнаешь в этом разделе, на какие вопросы ответишь. Вести учебный диалог: обсуждение высказанных предположений по вопросу «Чем человек отличается от животных?» (на основе иллюстраций учебника). Читать и обсуждать текст «Человек умеет думать и говорить». | Работает с иллюстрационным материалом. Составляет рассказ о значении речи в жизни людей. Работает в группах: описательный рассказ на тему «Развитие человека от рождения до старости». Строит рассказ-рассуждение: «Значение речи в жизни людей» (на основе «чтения» рисунков учебника). |
-
| От рождения до старости (развитие человека). Опыт«Измерение роста и веса младшего школьника». | 20.12 | | Вести учебный диалог: обсуждать высказанные суждения. Строить рассказ-рассуждение на основе иллюстраций учебника. Читать информацию, представленную в таблице. Обсуждать проблему. Составлять план текста «Почему пожилым людям нужна твоя помощь». Работать с рубрикой «Картинная галерея»: рассказ-описание по картине. Составлять рассказ из личного опыта. Анализировать шмуцтитул: о чём ты узнал, на какие вопросы можешь ответить, о чём тебе хотелось бы ещё узнать. | Анализирует информацию видеофильма «Что умеет делать маленький ребенок». Сравнивает со своей реальной жизнью. Делает вывод об условиях, необходимых человеку для развития. Наблюдает за поведением малышей. Понимает важность заботы о стариках. |
-
| Человек среди людей. Поговорим о доброте | 23.12 | | Анализировать шмуцтитул. Вести учебный диалог: обсуждать жизненные ситуации с нравственных позиций. Объяснять смысл крылатых выражений. Оформлять вывод. Работает с иллюстрационным материалом. Пересказывает и делает выводы о прочитанном произведении. Умеет вести беседу. Применяет правила общения. Работает в группах. Моделирует ситуации, раскрывающие поведение человека среди людей. | Выполняет интеллектуальные действия: анализ, установление причинно-следственных связей, аргументация суждений, оформление вывода. Выполняет рефлексивные действия: оценка жизненных ситуаций, самооценка отношения к окружающим людям. |
-
| Что такое справедливость. | 27.12 | | Вести учебный диалог: обсуждение качеств героев «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина. Работать в группах: оценивать жизненные ситуации (кого из героев можно назвать справедливым). Оформлять вывод «Кого называют справедливым». Выполнять задание на самооценку участия в совместной деятельности (справедливо ли я вёл себя в процессе совместной деятельности). | Работает в группе. Участвует в обсуждении художественных произведений о несправедливости, корысти, нечестности. Отвечает на вопросы. Анализирует жизненные ситуации. Составляет план ответа по теме «Что такое справедливость». |
-
| О смелости. | 30.12 | | Читать и обсуждать текст «Первый подвиг Геракла». Вести учебный диалог: обсуждать проблему «Смелость — это отсутствие страха или умение его преодолевать?» Объяснять смысл пословицы «Смелость города берёт». | Делает вывод, что страх – это врожденная эмоция человека, которая позволяет ему сохранить жизнь, избежать неприятностей, уберегает его от непродуманных поступков. Приводит примеры ситуаций, в которых надо действовать вопреки страху, решительно. |
-
| Умеешь ли ты общаться. | 13.01 | | Вести учебный диалог: обсуждать жизненные ситуации и события, изображённых в художественных произведениях. Составлять памятку «Культура общения». Работать в группах: сравнивать диалоги сказки «По щучьему велению». Оформлять вывод. Работать в группах: сравнивать и анализировать письменную речь, представленную в разных письмах. | Обсуждает коммуникационные ситуации. Определяет, какие из представленных диалогов можно называть культурными и почему. Выполняет интеллектуальные действия: анализ, сравнение, обобщение, выбор альтернативы, аргументация суждений. Читает, наблюдает, пересказывает. |
-
| Умеешь ли ты общаться. | 17.01 | | Работать в парах: составлять памятку «Если в дверь позвонили». Анализировать шмуцтитул: о чём ты узнал, на какие вопросы можешь ответить, о чём тебе хотелось бы ещё узнать. | Фиксирует условия успешной коммуникативной деятельности людей. Осознает необходимость толерантного отношения к окружающим людям. Выполняет рефлексивные действия: оценка жизненных ситуаций, событий, художественных произведений. Свертывает информацию (памятка). |
-
| Родная страна: от края до края. Природные зоны России. Зона арктических пустынь и тундра. | 20.01 | | Анализировать шмуцтитул: о чём ты узнаешь в этом разделе, на какие вопросы ты ответишь. Вести учебный диалог: обсуждать предположение, почему большинство животных Арктики имеют белую или очень светлую окраску, для чего полярной сове густой перьевой покров. Составлять тезисы по тексту рубрики «Знакомься: наша Родина». Вести учебный диалог: обсуждать предположение, почему полярная ива достигает пяти метров в длину, а не в высоту. Сравнивать картины Арктики и тундры (с опорой на иллюстрации и видеоматериалы). | Характеризует природные зоны: «арктические пустыни» и «тундра». Различает (по описанию, рисункам, фото) природные зоны. Работает с картой: выполняет учебные задачи. Находит изучаемую природную зону. Называет особенности природной зоны: температуру воздуха, длительность холодных (летних месяцев), характеристика почвы, специфика растительного и животного мира. |
-
| Природные зоны России. Тайга и зона смешанных лесов. | 24.01 | | Читать и обсуждать текст «Тайга». Работать в группах: составлять план-пересказ текста рубрик «Знакомься: наша Родина», «Этот удивительный мир», «Жил на свете человек». Читать и обсуждать текст «Зона смешанных и широколиственных лесов». Упражняться в классификации: заполнять таблицы (на основе иллюстраций учебника и справочных материалов). Находить информацию в справочной литературе; готовить презентацию по изученной теме. | Характеризует природные зоны «тайга», «зона смешанных лесов». Различает (по описанию, рисункам, фото) природные зоны. Работает с картой: выполняет учебные задачи. Находит изучаемую природную зону. Называет особенности природной зоны: температуру воздуха, длительность холодных (летних месяцев), характеристику почвы, специфику растительного и животного мира. |
-
| Природные зоны России. Степи и пустыни. | 27.01 | | Работать в группах: готовить вывод «Особенности степи как природной зоны» или «Особенности пустыни как природной зоны» (по выбору, на основе чтения текстов и анализа иллюстраций, а также справочной литературы»). Упражняться в классификации: заполнять таблицу. Самостоятельно подготовить рассказ о субтропиках | Характеризует природные зоны России «степи» и «пустыни». Различает (по описанию, рисункам, фото) природные зоны. Работает с картой: выполняет учебные задачи. Находит изучаемую природную зону. Называет особенности природной зоны. |
-
| Почвы России. Опыт «Состав почвы». | 31.01 | | Проводить опыт: состав почвы. Вести учебный диалог: что такое почва (анализ текста учебника и результатов опыта). Обсуждать проблему: «Есть ли в природе вредные существа» (на основе текста рубрики «Этот удивительный мир»). | Анализирует состав почвы. Создает коллективный проект «Берег реки» с изображением среза земли с почвенным слоем и нижележащими слоями. Делает вывод, что любое природное существо полезно и имеет свое место в природе независимо от внешней непривлекательности. |
-
| Рельеф России. | 3.02 | | Вести учебный диалог: обсуждение истинности высказывания «Правомерны ли слова: Россия – страна великих равнин?» Работать с картой: описывать местонахождение Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин. Анализировать текст «Восточно-Европейская равнина». | Работает с картой: находит разные рельефы, узнает и различает по цвету равнины России. Характеризует понятия «рельеф», «равнина». |
-
| Рельеф России. | 7.02 | | Читать и обсуждать текст «Урал — Каменный пояс». Работать с картой «Кавказские горы» (местоположение, определение высоты). Работать с текстом рубрики «Жил на свете человек». | Работает с картой: находит разные рельефы, узнает и различает по цвету горные цепи России. |
-
| Как возникали и строились города. | 10.02 | | Работать с рубрикой «Вспомни». Читать и анализировать текст «Как выбиралось место для строительства города»: характеризовать города как населённые пункты. Обсуждать проблемы: «Каковы причины выбора места для основания города». Обсуждать сообщения учащихся (подготовленные дома): «Кремлёвские города» | Составляет опоры для пересказа (условные, графические, пиктографические). Различает кремлёвские города и их достопримечательности. Работает в парах: высказывает суждения на тему «Почему улицы так называются?» (на примере одного названия).. |
-
| Россия и ее соседи. Япония. | 14.02 | | Слушать рассказ учителя: «Япония — Страна восходящего солнца». Смотреть и анализировать видеоматериалы. Читать и пересказывать текст «Япония – Страна восходящего солнца». Выполнять творческое задание (воображаемая ситуация): «Чем меня поразил город Токио?» (с опорой на иллюстративный материал). | Проводит виртуальную экскурсию по Японии. Продумывает вопросы, которые помогут больше узнать о стране. Готовит программу встречи экскурсантов, находит дополнительную информации о стране. |
-
| Россия и ее соседи. Китай. | 17.02 | | Работать в парах: сравнивать портреты (китаец, русский), описание внешнего вида людей разных национальностей. Анализировать результаты деятельности в парах (удачи, трудности, их причины). Читать текст «Китай — страна природных контрастов», смотреть видеоматериалы. Составлять план рассказа-рассуждения. Самостоятельно готовить рассказ о Финляндии. | Проводит виртуальную экскурсию по Китаю. Продумывает вопросы, которые помогут больше узнать о стране. Готовит программу встречи экскурсантов, находит дополнительную информации о стране. |
-
| Россия и ее соседи. Королевство Дания. | 21.02 | | Составлять рассказ на одну из предложенных тем («Дания — островное государство», «Столица Дании», «Великий гражданин Дании — Х. К. Андерсен») с использованием карты и справочной литературы. Оформлять вывод по теме. Анализировать шмуцтитул: что мы узнали, чему научились. | Проводит виртуальную экскурсию по Дании. Продумывает вопросы, которые помогут больше узнать о стране. Готовит программу встречи экскурсантов, находит дополнительную информации о стране. |
-
| Что такое культура. | 24.02 | | Вести учебный диалог: обсуждение проблемы, почему гражданин государства должен знать культуру своей Родины. Составлять рассказ «Чем я люблю заниматься?». Читать информацию, представленную в графическом (схема) и иллюстративном виде. | Соотносит произведение искусства с его автором. Называет имена выдающихся деятелей литературы и искусства разных исторических эпох и их произведения. |
-
| Из истории письменности. | 28.02 | | Сравнивать собственные высказывания с текстом учебника «Летопись — рукописная книга». Работать в группах: представлять текст в зашифрованном знаковом виде (пиктограммы). Читать пиктограммы. Оценивать совместную деятельность: удачен ли был её результат. Пересказывать текст рубрики «Жил на свете человек». | Работает со схемой. Предлагает варианты символического обозначения разных сторон культуры или ее различных ценностей. Читает информацию, представленную в графическом виде и в справочной литературе. Анализирует разные способы письма. |
-
| О первых школах и книгах. | 3.03 | | Обсуждать предположения: можно ли представить современное общество без образованных людей. Читать и обсуждать текст «О первых школах и книгах», объяснять смысл указа князя Владимира. Готовить рассказ-описание по картине «Школа в Московской Руси». Слушать рассказ учителя: «Владимир Мономах и его „Поучение"». Самостоятельно готовить сообщение «Первая Азбука». | Высказывает предположения о том, что дает образование человеку и обществу. Составляет план рассказа «Особенности первых школ в России». Составляет рассказ о первых берестяных грамотах. Находит дополнительную информацию по теме в разных источниках. Готовит вопросы для одноклассников по теме урока. |
-
| О первых школах и книгах. | 7.03 | | Обсуждать вывод: «Особенности образования в эпоху Петра I». Анализировать и сравнивать учебные планы: современный и XVIII века. Обсуждать предположения: «Почему Пётр I уделял особое внимание подготовке моряков». | Выясняет с помощью энциклопедического словаря, в правление какого императора были открыты первые университеты в России и Смольный институт. |
-
| Чему и как учились в России при Петре I. | 10.03 | | Читать текст «Как развивалось образование после Петра I?» Составлять план рассказа по теме «Образование в XVIII веке». Пересказывать текст «Михаил Васильевич Ломоносов». | Готовит сообщение о М.В. Ломоносове, о его вкладе в развитие русской науки и искусства. Анализирует условия, созданные в современной России для образования детей. Рассказывает, кем мечтает стать в будущем и где можно получить эту профессию. |
-
| Русское искусство до XVIII века. | 14.03 | | Работать с иллюстрациями. Пересказывать текст рубрики «Жил на свете человек». Вести учебный диалог: обсуждать предположение «Можно ли отнести предметы художественных ремёсел к произведениям искусства?» | Обсуждает тему «Является ли искусство частью культуры?». Называет объекты культурного наследия России: храм Василия Блаженного, Дмитриевский собор во Владимире, иконы Андрея Рублева. |
-
| Русское искусство до XVIII века. | 17.03 | | Описывать произведения художественного искусства Древней Руси. Пересказывать текст «Скоморохи (потешники) — первые артисты на Руси». Составлять рассказ-описание «Гусляры» (на основе картины В. Васнецова «Гусляры»). | Рассказывает о различных ремесленных изделиях. Работает в группе, рассказывает о назначении древнерусского оружия и доспехов. Участвует в кукольном представлении. |
-
| Искусство России XVIII века. | 21.03 | | Читать и обсуждать текст «Архитектура» (с опорой на иллюстративные материалы учебника). Вести учебный диалог: обсуждать предположение, справедливы ли слова «Архитектура — застывшая музыка». Обсуждать вопросы: какие архитектурные сооружения, кроме церквей и соборов, появились в XVIII веке? | Рассказывает о русской архитектуре. Называет сходства и различия архитектурных сооружений этого времени. Характеризует понятия «портретист», «крепостной художник», «парадный портрет». |
-
| Искусство России XVIII века.Проверь себя. | 4.04 | | Составлять рассказ-описание на тему «Какое произведение живописи нравится мне больше других?» (на основе иллюстраций, по выбору ученика). Пересказывать текст рубрики «Жил на свете человек». Составлять описание парадного портрета Жемчуговой. | Рассказывает о некоторых русских художниках. Узнает картины, называет их автора. Находит дополнительную информацию в Интернете. Называет нескольких известных русских актеров XVIII века. |
-
| Мониторинг УУД | 7.04 | | Использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач. | Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. |
-
| Мониторинг УУД | 11.04 | | Использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач. Контролировать правильность выполнения задания. | Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. |
-
| Мониторинг УУД | 14.04 | | Использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач. | Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. |
-
| «Золотой век» русской культуры (XIX век). | 18.04 | | Вести учебный диалог: обсуждать предположение, почему XIX век называют «золотым веком русской культуры». Читать и обсуждать текста «Поэты и писатели XIX века». Обсуждать проблемные вопросы. Работать в группах. Пересказывать текст, составлять рассказ-рассуждение, рассказ-описание. | Составляет небольшое сообщение о поэте или писателе XIX века (по выбору) с использованием текстов учебника и справочной литературы. Анализирует и оценивает совместную деятельность: всё ли удалось, какие получили результаты. |
-
| «Золотой век» русской культуры (XIX век). | 21.04 | | Слушать рассказ учителя «Композиторы XIX века», слушание музыки М. Глинки, П. Чайковского. Составлять рассказ- рассуждение: «Почему я люблю музыку композитора ...». Читать и обсуждать текст «Товарищество передвижных выставок», «Жил на свете человек». | Читает информацию, представленную в иллюстративном ряде и видеоматериалах, в справочной литературе; подготовка презентации к сообщению. Готовить сообщение «Художники XIX века» (по выбору, с презентацией). |
-
| Искусство России ХХ века. | 25.04 | | Вести учебный диалог: обсуждать предположения об особенностях произведений живописи XX века (на основе видеоматериалов и иллюстраций учебника). Играть в игру «Архитектурные памятники столицы» (на основе видеоматериалов и иллюстраций учебника). | Работает в группах: готовит сообщение на тему «Наши любимые детские писатели». Оформляет вывод по теме. Оценивает свое отношение к литературе и искусству. |
-
| Человек – защитник своего Отечества. Как Русь боролась с половцами. | 28.04 | | Обсуждать проблему «Почему люди воюют». Осуществлять коммуникативную деятельность: повествовательные рассказы на темы «Войны в Древней Руси», «Великие войны России». Анализировать текст «Как Русь боролась с половцами». | Устанавливает последовательность важнейших исторических событий. Пересказывает текст, разбивает его на части, выделяет главную мысль каждой части. Контролировать правильность выполнения задания. |
-
| Битва на Чудском озере. Куликовская битва. | 2.05 | | Работать с картой: описание схемы боя А. Невского со шведскими захватчиками. Пересказывать текст «Куликовская битва» от первого лица (воображаемая ситуация — представь, что ты был участником Куликовской битвы). | Характеризует князя Александра Невского. Работает с картами в рабочей тетради. Сравнивает Александра Невского с русским богатырем. Понимает значение выражения «Золотая Орда». Называет несколько исторических фактов о Куликовской битве. |
-
| Отечественная война 1812 года. | 5.05 | | Готовить рассказ-повествование «Основные сражения Отечественной войны 1812 года». | Самостоятельно читает текст и выделяет его главную мысль. Анализирует причины поражения Наполеона в России. |
-
| Великая Отечественная война 1941– 1945 гг. | 9.05 | | Слушать рассказ учителя «Страницы Великой Отечественной войны» (с использованием видеоматериалов). | Рассказывает о главных событиях Великой Отечественной войны. Находит дополнительную информацию в разных источниках. Работает с картой. |
-
| Великая Отечественная война 1941– 1945 гг. | 12.05 | | Работать в группах: создание летописи Великой Отечественной войны с подбором иллюстративного материала. | Изготавливает плакат. Готовит вопросы для встречи с ветераном. Рассказывает о родственниках – участниках Великой Отечественной войны. |
-
| Гражданин и государство. | 16.05 | | Принимать участие в беседе «Мы живём в Российском государстве». Играть «Спрашиваем — отвечай» (что ты знаешь о своём народе). | Характеризует права и обязанности гражданина России. Составляет диалог по теме. Находит информацию о народах, живущих в России, об их традициях. |
-
| Права и обязанности граждан. | 19.05 | | Слушать рассказ учителя: «Права граждан России». Строить рассказ-рассуждение «Права гражданина России» (с опорой на иллюстративный материал). Оценивать свою деятельность: как я выполнил задание. | Объясняет, что такое «закон». Называет несколько законов нашего государства. Работает в группах, иллюстрирует с помощью пиктограмм положения Конституции, гарантирующие права и свободы граждан России. |
-
| Символика России. Проверь себя. | 23.05 | | Обсуждать проблемы: «Кого называют патриотом». Работать с иллюстративным материалом: сравнивать и описывать символы России. Слушать гимн России. | Рассказывает о главных символах нашей страны в разные исторические периоды. Знает текст и исполняет Гимн Российской Федерации. Рассказывает о гербе города, района. |