____________/Л.П. Ашихина/
_______________/Т.А. Морозова/
Учитель: Егиоя С.Н.
ШМО учителей гуманитарного цикла.
от «____»__________________2010 г.
_________________/Е.Б. Тигишвили/
2010 г.
Данная программа по Всемирной истории ХХ века рассчитана на 11 класс, составлена на основе программы по всемирной истории 10-11кл. авторы Н.В.Загладин и Х.Г.Загладина (программа рассчитана на 26 часов).
Программа составлена в соответствии с требованием «Стандарта общего образования» и требованием «Минимума содержания образования».
Курс Всемирной истории является прямым продолжением курса Новейшей истории зарубежных стран ХХв. (разработанным доктором исторических наук профессором Загладиным Н.В.) для 9 кл. общеобразовательной школы курс ориентирован на то, чтобы акцентировать внимание учащихся на новых реальностях, которые вошли в жизнь народов и государств в ХХв. в связи с ростом их взаимосвязи, глобализацией хозяйственной, духовной жизни, обострением общих для всех проблем экологии, модернизации. Курс признан способствовать формированию у старшеклассников навыков самостоятельного осмысления реальностей мира без чего невозможна активная гражданская позиция.
Курс Всемирной истории обеспечивает интеграцию знаний по отечественной истории и истории зарубежных стран. Это позволяет продемонстрировать, что Россия в современном мире выступает неотъемлемым и весьма важным звеном мировой цивилизации, показать, что на протяжении всего ХХ века наша страна играла самую активную, деятельную роль в развитии человечества.
Необходимость содействовать формированию у старшеклассников целостной картины мирового развития определяется углублением взаимосвязей России с другими государствами, интересами упрочения ее институтов политехнической демократии, что непостижимо без знания ее гражданских фактов о роли и месте своей страны в мировой цивилизации.
Курс разработан на основе принципиально нового для системы школьного образования проблемного подхода к изучению истории. Этот подход призван стимулировать учащихся к мобилизации знаний, полученных в рамках первого концерна обучения касающегося как специфики исторического развития отдельных стран и регионов, так социальной, политической жизни народов.
Всемирная история рассматривается как процесс взаимосвязанных перемен в социально-экономической, общественно-политической жизни народов не отдельных стран, а крупных регионов, характеризующихся общностью исторических судеб близостью культуры, уровнем и характером развития, что позволяет:
а) избежать перегрузки курса отдельными, частными фактами, именами, событиями, датами;
б) преодолеть односторонность и неполноту рассмотрения материала, поскольку при его разделении по страновым сегментам история большинства из более чем 200 государств, составляющих ныне мировое сообщество, в любом случае остается вне поле изучения;
в) избавиться от фрагментарности восприятий истории, неизбежной при страновом подходе, помочь учащимся освоить целостную картину развития и перемен в облике мира ХХв.;
г) более полно осветить и осмыслить те общие проблемы и тенденции, которые проявляются одновременно в десятках государств, носили региональный или глобальный характер.
Учебник по Всеобщей истории для 11кл.
При освоении обязательного минимума содержание курса Всемирной истории школьника должны научиться следующим видам деятельности и овладеть умением:
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | Дата проведения | Средства обучения | Формы контроля | Входящий контроль | Д.з., учебные задания, лит-ра |
| Раздел 1. Мир на рубеже XIX – XXв. | 6 | | | | | |
1 | Страны Западной Европы. Россия и Япония. | | | Карта Мира, учебник | Опрос по плану | | §3, с.24-28 |
2 | Опыт модернизации стран Западной Европы, России и Японии. Социальные итоги модернизации. | | | | | | §3, с.28-31 |
3 | Обострение противоречий мирового развития в начале ХХв. | | | | | | §4, с.32-40 |
4 | Противоречие мирового развития в начале ХХв. | | | | | | §6, с.49-58 |
5 | Первая Мировая война. | | | | | | |
6 | Зачет. | | | | | | |
| Учащиеся должны знать: Выделять наиболее яркие события истории. Анализировать социальные структуры государств. Выделять причины развития индустрии модернизации и научно-технического прогресса. Знать терминологию: традиционализм, модернизм, Лига наций. |
| Раздел 2. Теория и практика общественного развития. | 7 | | | | | |
7 | Марксизм, ревизионизм, социал-демократия. | 1 | | Карта Мира, учебник, доп.материал. | | | §7, с.59-66 |
8 | Социальные отношения и рабочее движение. | 1 | | | | | §8, с.66-75 |
9 | Реформы и революции в общественно-политическом развитии 1900-1945гг. | 1 | | | Опрос по плану | | §9, с.75-83 |
10 | Тоталитаризм, как феномен ХХв. | 1 | | | | | §11, с.96-102 |
11 | Фашизм в Италии и Германии. | 1 | | | Опрос по плану | | §12, с.102-112 |
12 | Советская модель тоталитаризма. | 1 | | | | | §13, с.112-123 |
13 | Обобщающий урок по теме: «Политическое развитие индустриальных стран». | 1 | | | Рефераты, сообщение | | |
| Учащиеся должны знать: Различать основные формы социальных отношений общественных групп. Различия между течениями либералов, демократов. К.Маркса, Ф.Энгелься, К.Каутский, О.Бауэр, Л.Мартов, В.И.Ленин, К.Цепкин, Р.Люксембург, Л.Д.Троцкий, М.Вебер, М.Рой; С.Вебб, М.Кемаль, Сунь Янсен, Р.Макдональд, Ф.Д.Рузвельт, Б.Муссолини, А.Гитлер, М.Коркин, И.Сталин. Знать и уметь расшифровывать опорные понятия и термины: экгалитаризм, марксизм, ревизионизм, партия нового типа, большевизм, социальное партнерство, социальный конфликт, социальные стратегические общества, рабочая аристократия, социальная империя, демократическая революция, национально-освободительная революция, «восточный коммунизм», новая экономическая политика, коллективизация, индустриализация, тоталитарный режим, либеральная демократия, фашизм. Уметь работать с картой Мира. Выделять существенные признаки режимов. |
| Раздел 3. Мировое развитие и международные отношения в первой половине ХХв. | 6 | | | | | |
14 | Кризис системы международных отношений 30-е гг. | 1 | | Карта Мира, карточки | Опрос по карточкам | | |
15 | Проблемы войны и мира в 1920г. милитаризм и пацифизм. | 1 | | | | | §14, с.124-132 |
16 | На пути ко II Мировой войне 1939-1945гг. | 1 | | | | | §16, с.140-1149 |
17 | От Европейской к Мировой войне 1939-1945гг. | 1 | | | | | §17, с.150-159 |
18 | Антифашистская коалиция и итоги второй Мировой войны. | 1 | | Карта II Мировой войны, подборка иллюстраций | Опрос по плану | | §18, с.160-168 |
19 | Повторение и проверка знаний. Зачет. | 1 | | | Зачет. | | |
| Учащиеся должны знать и уметь: Знать, что в результате противоречий на международной арене в 1930-50г. формировалась единая, хотя и крайне противоречивая мировая цивилизация. Уметь ориентироваться по карте мира. Соотносить события и факты, делать выводы, обобщать. Уметь применять термины: реваншизм, коллективная безопасность, «блицкрик», тройственный пакт, антигитлеровская коалиция, «Холодная война», доктрина Трумена, план, оружие массового поражения. |
| Раздел 4. Страны Европы латинской цивилизации. От общества благоденствия к неоконсервативной революиции. | 4 | | Карта Мира, учебник, доп.материал | | | |
20 | Послевоенное восстановление экономики Технологии новой эпохи. | 1 | | Таблицы | | | §22, с. 189-191 |
21 | Неоконсерватизм 1980. Информационное общество, основные пути. | 1 | | Рабочие тетради, тесты | | | §23, с. 191-202 |
22 | Транснационализация мировой экономики и ее последствия. | 1 | | | | | §24, с. 202-207 |
23 | Этносоциальные проблемы и опыт их решения. | 1 | | Карта Мира, карточки | Опрос по плану, тесты | | §28, с.223-229, §29,с.229-235 |
| Раздел 5. Международные отношения после второй мировой войны | 3 | | | | | |
24 | СССР и страны Восточной Европы, начало холодной войны. Становление двухполносного мира. | 1 | | | | | §30,с.231-240 |
25 | Холодная война: от Берлинского до Карибского кризиса. | 1 | | | Опрос по карточкам | | §31,с.243-259 |
26 | Период партнерства и соперничества. | 1 | | Карта Мира, учебник, доп.материал | Опрос по плану | | §32,с.249-250 |
27 | Раздел 6. Евро-атлантическая цивилизация от общества благоденствия к неоконсервативной революции. | 1/4 | | | Сообщения | | §33, с.257-261 |
28 | Неоконсервативная революция и ее итоги. | | | Карта Мира, учебник | Опрос по плану | | §35,с.269-277 |
29 | Интеграция развитых стран, ее последствия. | | | Карта Мира | Тест | | §37,с.281-287 |
| Учащиеся должны знать и уметь: Представлять реалистичную картину современного мира. Разбираться в опорных понятиях и терминах: социально ориентированная рыночная экономика, общество «благоденствия», великое общество, социальная политика, постиндустриальная модернизация, информационное общество, «новые левые», региональный сепаратизм, неолиберазим, неоконсерватизм, альтернативные движения, автоматизация и работизация производства, интеллектуальная собственность, транснациональные корпорации и банки, интеграция, единые пространства, средний класс, «революция управления». Уметь анализировать темы, обобщать материал, выделять главное и основное. Уметь работать в таблицах. Разбираться в событиях, уметь по карте найти главные страны, территории, связанные с событиями. Знать персонально политических лидеров: Л.Эркарди, Д.Кенеди, А.Джонсона, М.Тэтчер, Р.Рейсана, Т.Колья, Б.Клинтона, Т.Шрейдера, Ф.Миттерана. Соотносить их фамилии со странами в которых они являются лидерами. |
| Раздел 7. СССР и страны Восточной Европы после Второй Мировой войны. | 3 | | Карта Европа после II Мировой войны | | | |
30 | Восточная Европа во второй половине ХХв. | 1 | | | | | §38,с.288-294 |
31 | Причины кризиса тоталитарного социализма в СССР. | 1 | | | Опрос по плану | | §39,с.294-302 |
32 | СССР и Восточная Европа: опыт демократических революций. Российская Федерация: поиск пути развития. | 1 | | | Сообщение | | §40,с.302-311 |
| Учащиеся должны знать: Выделять причины кризиса тоталитарных режимов. Называть характер и причины демократических революций. Уметь пользоваться понятиями и терминами: народная демократия, реальный социализм, доктрина Брежнева, перестройка, демократическая революция, приватизация, монетаризм, инфляция, субъекты Федерации. Знать роль персон.: И.В.Сталин, И.Б.Тито, Г.Димитрова, М.Джиласа, И.С.Хрущева, Л.И.Брежнева, Ю.В.Андросова, К.И.Черненко, М.С.Горбачева, Б.Н.Ельцина, Е.Т.Гайдара, В.С.Черномырдина, С.В.Кириченко, Е.М.Примакова. Уметь выделять главное, обобщать, делать выводы. Составлять планы, тезисы, конспекты. |
| Раздел 8. Мировая цивилизация: новые проблемы на рубеже тысячилетий. | 1 | | | | | |
33 | Международная безопасность. Россия политические выводы современности. | 1 | | | | | §49,с.370-378 |
34 | Итоговый урок. Зачет. | 1 | | | | | |
| Учащиеся должны знать и уметь: Иметь представление о современном этапе мирового развития, глобализировавшихся проблемах человечества и возможных путях их решения. Знать современные тенденции гуманитарной общественно-политической мысли, культуры и искусства. Употреблять в речи термины, уметь их объяснить: ядерная угроза, проблема ресурсов и экологии, устойчиво-безопасное развитие, демографический взрыв, биполярный мир, новый миропорядок миротворчество. |