Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Малиновоозёрская средняя общеобразовательная школа»
Михайловского района Алтайского края
«Рассмотрено» Руководитель МО ______/Лабутина Н.Ф./ Протокол №___от «___»____________201_г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР _______/Смирнова Е.И./ «___» ________ 201_ г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ______/Тимофеева В.В./ Приказ №____________ от «___» ______________201_г. |
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
учебного курса внеурочной деятельности
«Секреты орфографии»,
5 класс
(модифицированная (адаптированная) программа на основе учебной книги
"Секреты орфографии": Кн. для учащихся 5-7 кл. /
Г.Г. Граник, С.М.Бондаренко, Л.А. Концевая. -М.: Просвещение, 1991)
на 2016-2017 учебный год
Составитель: Богданова Е.В.,
учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
2016 г.
Результаты освоения внеурочной деятельности
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей; понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
4) интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
• способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• владение разными видами монолога и диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
• способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная: монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения: разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) владение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Форма подведения итогов работы по программе
Формами подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы курса внеурочной деятельности «Секреты орфографии», отражающими достоверность полученных результатов освоения программы, являются: тесты, взаимопроверки (взаимозачет), рефлексия, игры, презентация работ, спектакль "Маленький загадочный театр", участие в школьных, районных, всероссийских, международных олимпиадах и конкурсах по русскому языку, а также ведение дневника педагогических наблюдений, составления портфолио учащихся.
Содержание курса внеурочной деятельности
№ п/п | Название раздела | Количество часов для изучения раздела | Основное содержание раздела | Формы деятельности | Виды деятельности |
1 | Дорога к письменности | 3 | Как обходились без письма. А начинали все медведи. Понятно без слов. Древние письмена. Рисуночное письмо. Договор между читающим и пишущим. Древние письмена. "Священные знаки". | Урок-лекция Урок-сказка Урок-практикум | Конспектирование. Изучение нового материала. Обсуждение рисунков. Работа со словарями. Изображение пословиц. Изучение дополнительной художественной литературы (Н.Некрасов "Генерал Топтыгин", И.А. Крылов "Пустынник и медведь", Н.А. Кун Легенды и мифы Древней Греции, Г. Лонгфелло "Песнь о Гайвате, Д.Р. Киплинг "Как было написано первое письмо") |
2 | Кто-кто в алфавите живёт? | 10 | Как возникла наша письменность? Застывшие звуки. Кириллица или глаголица? Меня зовут фонема. Звуки-смыслоразличители. Познакомьтесь с фонемой поближе. Поиграем с фонемами. Для всех ли фонем есть буквы? Как рождаются звуки? Звонкие и глухие "двойняшки".Звонкие и глухие "одиночки". Как обозначить твердые и мягкие фонемы? Буква-помощница. Таинственная фонема. Буква-подсказчица. Вторая нагрузка. Буквы-"актёры". Ещё одна буква. Вот и алфавит. Краткий пересказ пройденного. Викторина | Урок-лекция Урок-игра Урок-семинар Урок фантазирования | Конспектирование. Изучение нового материала. Игра "Одна фонема, марш!" Выполнение упражнений. Работа с образцовым текстом. Работа над звуковой культурой речи (артикуляция, правильное произношение) Составление индивидуального орфографического словаря. Викторина "Про фонемы". Написание сочинений. Идейно-художественный анализ стихотворений, басен (Б. Заходер "Моя вообразилия", В.Левин "Один прилежный ученик", Е. Аксельрод "На бульваре", Лафонтен "Мельник, его сын и осёл" и др.) |
3 | В путь за "главным" правилом. | 8 | "Ошибкоопасные" места. "Зеркальные" и "незеркальные" слова. Кому нужна зоркость? Что такое орфографическая зоркость? Тайна фонемы. Всегда ли чередования помогают различать смысл? Ключ к тайне фонемы. Кто разгадал тайну фонемы? Опасные согласные. Звуки-"волшебники". Присмотримся к соседу! Кто последний? Звуки живут по закону. На сцене гласные. Добрый "волшебник" - ударение. Слова, где нет хлопот!. Трудности впереди. Выходим на главное правило. | Урок-лекция Урок-практикум Урок-игра | Словарно-лексическая работа. Выполнение упражнений. Диктант "взаимопроверка". Работа над звуковой культурой речи (артикуляция, правильное произношение). Изучение дополнительной художественной литературы (Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц", А.С.Пушкин "Руслан и Людмила" и др.) Составление таблиц. Звуковой анализ слова. Орфографическое чтение, решение орфографических задач |
4 | "Фонемные" и "нефонемные" правила. | 5 | "Фонемы повелевают буквами". Когда ь пишется, а когда не пишется? "Масло масляное". Ваши старые знакомые. Ещё о "масле масляном". Правило о непроизносимых согласных - "фонемное"! | Урок-практикум Комбинированный урок | Выполнение упражнений. Ведение индивидуального орфографического словаря. Диктанты "самопроверка", "взаимопроверка". Составление, заполнение таблиц. Изучение дополнительной художественной литературы (Сказка А.Милна "Винни Пух", И. Токмакова "В чудной стране" и др.) |
5 | Как "оседлать" правило? | 4 | Волшебное средство - самоинструкция. Составляем самоинструкцию! Кто должен "сочинять" самоинструкции?. Работаем по самоинструкции! Кто не может жить без не? Инструкции к "фонемным" и "нефонемным" правилам. Составляем инструкцию к "нефонемному" правилу о ь. | Урок-практикум Комбинированный урок | Изучение нового материала. Ведение индивидуального орфографического словаря. Работа с образцовым текстом. Выполнение упражнений ("Тренировка"). Изучение дополнительной художественной литературы (Стихотворение Л. Квитко "О маленьком мальчике Лемеле ", Г. Ходырев "Лишь пёстрая осень" и др.) |
.6 | Память и грамотность | 2 | Перескажите легенду своими словами. Поговорим о плане. | Урок-лекция Урок-практикум | Развитие синтаксического строя речи (работа над предложением и словосочетанием). Развитие связной речи (работа с текстом, пересказ) Изучение дополнительной художественной литературы (М.Н. Ботвинников. Жизнеописания знаменитых греков и римлян, И. Токмакова "Скороговорка") "Зарядка"памяти |
7 | Из чего строятся слова? | 3 | Строительная работа морфем. Приставкины "смыслиночки". "Смыслиночки " суффиксов. "Смыслиночки" окончаний. Где же хранятся слова? Как найти слово в словаре? Какая наука изучает происхождение слов? | Урок-конференция Комбинированный урок | Устное сочинение. Самостоятельная работа. Морфемный разбор слова. Изучение дополнительной художественной литературы (книги Дж.Свифта, Н.Носова, В.Драгунского) Словарно-лексическая работа |
8 | Приставки-труженицы | 14 | Игра с приставками. Для разных приставок - разные законы. Приставки, которые пишутся всегда одинаково (первая группа). Нарушители "главного" правила (приставки второй группы).Самые трудные! (Приставки третьей группы). Что может означать приставки при-? Первое значение приставки при- Второе значение приставки при- В переносном смысле. Третье значение приставки при- Четвертое значение приставки при- Что может означать приставка пре-? Первое значение приставки пре-. Второе значение приставки пре- Тренируемся на все вместе. Упражнения-головоломки. | Урок-игра Урок-практикум Урок-лекция | Конспектирование. Составление , заполнение таблиц. Работа с образцовым текстом. Выполнение упражнений ("Тренировка"). Ведение индивидуального орфографического словаря Зрительный диктант Картинный диктант Обучающие устные и письменные сочинения и изложения. Самостоятельная работа. |
9 | Смотри в корень! | 21 | Слова "родственники". Правильные корни или …? Секреты родственных слов. Сколько бывает родственных слов? Кто "командует" корнями? Полногласные и неполногласные сочетания. Орфограмма с девчачьим именем. Суффикс -а- продолжает командовать. Ещё два почти девчачьих имени. Суффикс -а- командует гласными о и а. Командует ударение. Командуют согласные звуки.Командует смысл. Приведем наши знания в порядок! Занимательные упражнения. Корень и "главное" правило, или "Не лезьте за словом в карман!" Правила игры в "словесный мяч". Проверить удаётся не все. Не все требует проверки. Откуда "вылетают" проверочные слова? Слова "убежавшие" от первоначальных значений. "Пересаженные" корни. Старые знакомцы. Когда без словаря не обойтись? Маленький "загадочный" театр. Составление шарад. | Урок-лекция Урок-викторина Урок-практикум Урок-зачет Урок- спектакль | Работа с образцовым текстом (К. Паустовский, К. Домбровский, Л. Лагин, К. Андреев и др.) Словарно-лексическая работа и словообразовательная работа (работа по обогащению словарного запаса учащихся). Зрительный диктант. Заполнение таблиц. Изучение дополнительной художественной литературы (И. Никитин "Утро", "Утро на берегу озера", "Встреча зимы" и др.) Зачетная работа. Инсценирование шарад. |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Примечание |
Раздел 1: Дорога к письменности (3 часа) |
1 | Как обходились без письма. А начинали все медведи. Понятно без слов. | 1 | |
2 | Древние письмена. Рисуночное письмо. Договор между читающим и пишущим. | 1 | |
3 | Древние письмена. "Священные знаки". | 1 | |
Раздел 2: Кто-кто в алфавите живёт? (10 часов) |
4 | Как возникла наша письменность? Застывшие звуки. Кириллица или глаголица? | | |
5 | Меня зовут фонема. Звуки-смыслоразличители. | 1 | |
6 | Познакомьтесь с фонемой поближе. Поиграем с фонемами. | 1 | |
7 | Для всех ли фонем есть буквы? Как рождаются звуки? Звонкие и глухие "двойняшки". | 1 | |
8 | Звонкие и глухие "одиночки". Как обозначить твердые и мягкие фонемы? | 1 | |
9 | Буква-помощница. | 1 | |
10 | Таинственная фонема. | 1 | |
11 | Буква-подсказчица. Вторая нагрузка. | 1 | |
12 | Буквы-"актёры". Ещё одна буква. Вот и алфавит. | 1 | |
13 | Краткий пересказ пройденного. Викторина. | 1 | |
Раздел 3: В путь за "главным" правилом (8 часов) |
14 | "Ошибкоопасные" места. "Зеркальные" и "незеркальные" слова. | 1 | |
15 | Кому нужна зоркость? Что такое орфографическая зоркость? | 1 | |
16 | Тайна фонемы. Всегда ли чередования помогают различать смысл? | 1 | |
17 | Ключ к тайне фонемы. Кто разгадал тайну фонемы? | 1 | |
18 | Опасные согласные. Звуки-"волшебники". | 1 | |
19 | Присмотримся к соседу! Кто последний? Звуки живут по закону. | 1 | |
20 | На сцене гласные. Добрый "волшебник" - ударение. Слова, где нет хлопот!. Трудности впереди. | 1 | |
21 | Выходим на главное правило. | 1 | |
Раздел 4:"Фонемные" и "нефонемные" правила (5 часов) |
22 | "Фонемы повелевают буквами" | 1 | |
23 | Когда ь пишется, а когда не пишется? | 1 | |
24 | "Масло масляное". | 1 | |
25 | Ваши старые знакомые. Ещё о "масле масляном". | 1 | |
26 | Правило о непроизносимых согласных - "фонемное"! | 1 | |
Раздел 5: Как "оседлать" правило? (4 часа) |
27 | Волшебное средство - самоинструкция. Составляем самоинструкцию! Кто должен "сочинять" самоинструкции?. Работаем по самоинструкции! | 1 | |
28 | Кто не может жить без не? | 1 | |
29-30 | Инструкции к "фонемным" и "нефонемным" правилам. Составляем инструкцию к "нефонемному" правилу о ь. | 2 | |
Раздел 6: Память и грамотность (2 часа) |
31 | Перескажите легенду своими словами. | 1 | |
32 | Поговорим о плане. | 1 | |
Раздел 7: Из чего строятся слова? (3 часа) |
33 | Строительная работа морфем. Приставкины "смыслиночки". "Смыслиночки " суффиксов. "Смыслиночки" окончаний. | 1 | |
34 | Где же хранятся слова? Как найти слово в словаре? | 1 | |
35 | Какая наука изучает происхождение слов? | 1 | |
Раздел 8: Приставкины-труженицы ( 14 часов) |
36 | Игра с приставками. Для разных приставок - разные законы. | 1 | |
37 | Приставки, которые пишутся всегда одинаково (первая группа). | 1 | |
38 | Нарушители "главного" правила (приставки второй группы). | 1 | |
39 | Самые трудные! (Приставки третьей группы). | 1 | |
40 | Что может означать приставки при-? Первое значение приставки при- | 1 | |
41 | Второе значение приставки при- | 1 | |
42 | В переносном смысле. | 1 | |
43 | Третье значение приставки при- | 1 | |
44 | Четвертое значение приставки при- | 1 | |
45 | Что может означать приставка пре-? Первое значение приставки пре-. | 1 | |
46 | Второе значение приставки пре- | 1 | |
47 | Тренируемся на все вместе. Упражнения-головоломки. | 1 | |
Раздел 9: Смотри в корень! (21 час) |
48 | Слова "родственники". Правильные корни или …? | 1 | |
49 | Секреты родственных слов. | 1 | |
50 | Сколько бывает родственных слов? | 1 | |
51 | Кто "командует" корнями? Полногласные и неполногласные сочетания. | 1 | |
52-53 | Орфограмма с девчачьим именем. | 2 | |
54 | Суффикс -а- продолжает командовать. Ещё два почти девчачьих имени. | 1 | |
55 | Суффикс -а- командует гласными о и а. | 1 | |
56 | Командует ударение. | 1 | |
57 | Командуют согласные звуки. | 1 | |
58-59 | Командует смысл. | 2 | |
60 | Приведем наши знания в порядок! Занимательные упражнения. | 1 | |
61 | Корень и "главное" правило, или "Не лезьте за словом в карман!" | 1 | |
62 | Правила игры в "словесный мяч". | 1 | |
63 | Проверить удаётся не все. Не все требует проверки. | 1 | |
64 | Откуда "вылетают" проверочные слова? | 1 | |
65 | Слова "убежавшие" от первоначальных значений. | 1 | |
66 | "Пересаженные" корни. Старые знакомцы. | 1 | |
67 | Когда без словаря не обойтись? | 1 | |
68 | Маленький "загадочный" театр. Составление шарад. | 1 | |
Лист внесения изменений
внеурочной деятельности /общеразвивающих занятий/
по учебному курсу «Секреты орфографии»
5 класс, 2016-2017 учебный год
Реквизиты приказа директора школы | Заменяемая тема | Уплотняемая тема | Новая тема | Кол-во часов | Период корректировки (неделя, месяц, четверть) |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |