Пояснительная записка
Исходными документами для составления рабочей программы для 5-6 классов являются:
- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897);
-с учетом авторской программы учебного курса «Физическая культура» В.И. Ляха. Предметная линия учебников . М.Я. Виленского, В. И. Ляха. 5-9 классы;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов» с изменениями от 31.01.2012г. №69;
- учебный план МБОУ Гимназия №6 г.Тихорецка на 2016-2017 учебный год;
Целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Настоящая программа составлена для учащегося 5-6 классов, обучающегося индивидуально на дому, поэтому несколько отличается от основной программы и рассчитана всего на 0,5 часа в неделю, 17 часов в год.
В рамках реализации этой цели настоящая программа ориентируется на решение следующих задач:
- укрепление здоровья,
- освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
- обучение навыкам самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
- воспитание положительных качеств личности (силы воли, характера), соблюдение норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
- изучение правил безопасности занятий по физической культуры.
2.Содержание учебного курса
I. Знания о физической культуре – 13 часов.
1.История о физической культуре (5 часов)
- Олимпийские игры древности;
- олимпийское движение;
- Олимпийские игры современности;
- Олимпийские игры в Сочи в 2014 году;
- Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне».
2.Базовые понятия физической культуры(5 часов)
- физическое развитие человека;
- физические качества человека;
- закаливающие процедуры
3.Физическая культура человека (3 часа)
- Режим дня и его основное содержание;
- Индивидуальные комплексы адаптационной (лечебной) и корригирующей физической культуры;
- правила проведения самостоятельных занятий спортом.
II.Физическое совершенствование – 3 часа.
1. Физкультурно-оздоровительная деятельность (3 часа)
- составление индивидуальных комплексов в зависимости от особенностей физического развития
III .Оценка эффективности занятий физической культурой - 1 час.
- Самонаблюдение и самоконтроль;
- Первая помощь и самопомощь во время занятий физическими упражнениями.
3.Тематическое планирование
5-6 класс 34 час.
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности учащихся |
1. История физической культуры |
Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения. История зарождения олимпийского движения в России. Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх. Характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне». | Страницы истории. Зарождение Олимпийских игр древности и современности. Исторические сведения о развитии древних Олимпийских игр (виды состязаний, правила их проведения, известные участники и победители). Роль Пьера де Кубертена в становлении и развитии Олимпийских игр современности. Цель и задачи современного олимпийского движения. Наши соотечественники - олимпийские чемпионы. Выдающиеся достижения отечественных и зарубежных спортсменов на Олимпийских играх. Олимпийские игры в Сочи. Физкультура и спорт в Российской Федерации на современном этапе. Основные этапы развития физической культуры в России. | Раскрывают историю возникновения и формирования физической культуры. Характеризуют Олимпийские игры древности и современности как явление культуры, раскрывают содержание и правила соревнований. Определяют цель возрождения Олимпийских игр, объясняют смысл символики и ритуалов, роль Пьера де Кубертена в становлении олимпийского движения. Объясняют, чем знаменателен советский период развития олимпийского движения в России. Анализируют положения Федерального закона «О физической культуре и спорте». Рассказывают о выдающиеся достижения отечественных и зарубежных спортсменов. Раскрывают понятия о Всероссийском комплексе ГТО. |
2.Базовые понятия физической культуры |
Физическое развитие человека. Физические качества человека Закаливающие процедуры | Познай себя. Росто-весовые показатели. Правильная и неправильная осанка. Упражнения для сохранения правильной осанки. Физическая подготовка как система регулярных занятий по развитию физических качеств. Воздушные и солнечные ванны, обтирание, обливание, душ, купание в реке, хождение босиком. | Регулярно контролируя длину своего тела, определяют темпы своего роста. Регулярно измеряют массу своего тела с помощью напольных весов. Осмысливают, как занятия физическими упражнениями оказывают благотворное влияние на работу и развитие всех систем организма, на его рост и развитие. Закрепление навыков закаливания. |
3. Физическая культура человека |
Режим дня и его основное содержание | Здоровье и здоровый образ жизни. Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, профилактике вредных привычек. | Раскрывают понятие здорового образа жизни, выделяют его основные компоненты и определяют их взаимосвязь со здоровьем человека. |
Индивидуальные комплексы адаптационной (лечебной) и корригирующей физической культуры. Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения. | Упражнения для укрепления мышц стопы. Зрение. Гимнастика для глаз. Психологические особенности возрастного развития. Физическое самовоспитание. Влияние физических упражнений на основные системы организма. Двигательные действия, физические качества, физическая нагрузка.. Правила поведения и техники безопасности при выполнении физических упражнений. Основные правила для проведения самостоятельных занятий. | Укрепляют мышцы спины и плечевой пояс с помощью специальных упражнений. Соблюдают элементарные правила, снижающие риск появления болезни глаз. Раскрывают значение нервной системы в управлении движениями и в регуляции основными системами организма. Выполняют самостоятельные занятия по коррекции осанки и телосложения. |
4. Физическое совершенствование |
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме дня |
Составление индивидуальных комплексов в зависимости от особенностей физического развития | Комплексы упражнений утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз. Комплексы дыхательной и зрительной гимнастики. Комплексы упражнений для развития гибкости, координации движений, формирования правильной осанки, регулирования массы тела с учетом индивидуальных особенностей физического развития и полового созревания. Комплексы упражнений для формирования телосложения. Способы закаливания организма, простейшие приемы самомассажа. | Выполняют комплексы упражнений утренней гимнастики. Оборудуют с помощью родителей место для самостоятельных занятий физкультурой в домашних условиях. Разучивают и выполняют комплексы упражнений для самостоятельных занятий в домашних условиях. |
5.Оценка эффективности занятий физической культурой |
Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение и самоконтроль Первая помощь и самопомощь | Самоконтроль. Субъективные и объективные показатели самочувствия. Измерение резервов организма и состояния здоровья. Первая помощь при травмах. Соблюдение правил безопасности. | Измеряют пульс до, во время и после занятий физическими упражнениями. Заполняют дневник самоконтроля. Умеют оказывать первую помощь. Соблюдают правила безопасности. |
Таблица тематического распределения часов
№ | Разделы и темы | Количество часов |
Рабочая программа | Рабочая программа по классам |
5 класс | 6 класс |
I. | Знания о физической культуре | 13 | 13 | 13 |
| 1.История о физической культуре | 5 | 5 | 5 |
2.Базовые понятия физической культуры | 5 | 5 | 5 |
3.Физическая культура человека | 3 | 3 | 3 |
II. | Физическое совершенствование | 3 | 3 | 3 |
| 1. Физкультурно-оздоровительная деятельность | 3 | 3 | 3 |
III. | Оценка эффективности занятий физической культурой | 1 | 1 | 1 |
| ИТОГО: | 17 | 17 | 17 |
|
Требования к уровню подготовки обучающегося по данной программе
В результате изучения предмета «Физическая культура» учащийся 5-6 классов, обучающийся индивидуально на дому, должен:
знать/понимать
-роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактике вредных привычек;
- основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;
- способы закаливания организма;
уметь:
- составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учётом индивидуальных особенностей организма, физической подготовленности и медицинских показаний;
- осуществлять наблюдение за своим физическим развитием и физической подготовленностью, за техникой выполнения двигательных действий и режимами физической нагрузки;
- соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- проведения самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения, развитию физических качеств;
- включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.