Рассмотрено: Школьное методическое объединение учителей_______________ Протокол №_______ от «___»__________20______г. | Согласовано: Заместитель директора по УВР ______________ Стукалова Е.Н. «____»______20______г. | Утверждено: Приказом №____ от «___»________20_____г. Директор школы ___________ Латышева С.Г. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Северо-Енисейская средняя школа №1 им. Е.С.Белинского»
Рабочая программа учебного предмета география
К учебнику «География материков и океанов» 7 класс
В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев
Составитель программы: Берняцкая Ольга Николаевна
2016-2017учебный год
г п Северо-Енисейский
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе примерной программы для основного общего образования по географии.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются: Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).
Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли» (VI-VII классы), рекомендованная письмом МОиНРФ от 07.07.2005г. приказ №03-1263.
За основу взята авторская программа основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы И. И. Баринова, В.П.Дронов, И. В. Душина, Л.Е. Савельева и ООП ОО ОУ с учетом программ, включенных в ее структуру.
Рабочие программы С. В. Курчиной М.: Дрофа 2014 г.
И.В.Душина, В.А.Коринская В.А.Щенев География. Материки, океаны, народы и страны 7 класс: учебник. – М.: Дрофа вертикаль, 2014г.
Цели и задачи курса:
Главная цель курса – развитие у школьников целостного представления о Земле как планете людей, о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и отдельных стран, о людях, их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях, т.е. формирование минимума базовых знаний страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации (от планетарного до локального);
создать образные представления о крупных регионах материков и странах, использовании природных богатств в хозяйственной деятельности;
усилить гуманистическую и культурологическую направленность содержания курса посредством комплексных страноведческих характеристик регионов и стран, в центре которых – человек, люди, народы, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность;
способствовать воспитанию учащихся в духе уважения к другим народам посредством развития знаний об истории, традициях и образе мышления людей другой культуры;
на основе историко-географического подхода раскрыть изменения политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран; формировать у школьников эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде;
продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов); изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
учить извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории.
Общая характеристика учебного предмета.
Программа полностью реализует идеи стандарта и составлена с учетом новой Концепции географического образования.
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.
Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.
Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества
Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре всего человечества.
География материков и океанов продолжает географическое образование учащихся в основной школе. Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 6 классе, и продолжает рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и природы на новом – региональном (материковом) уровне. География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.
Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
Информационный объем данного курса довольно велик, особое место в нем занимает географическая номенклатура.
Специфика курса состоит в широком использовании картографических источников информации. По этому изучение материков и океанов поможет освоению картографического метода изучения нашей планеты.
Место предмета в базисном учебном плане:
Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения географии в 7-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.
В структурном соотношении курс состоит из введения и пяти разделов: «Как открывали мир», «Географическая карта – величайшее творение человечества», «Земля – уникальная планета», «Материки и океаны», «Земля – наш дом». На страноведение отводится 35% учебного времени.
В курсе «География материков и океанов» в первом разделе изучается материал о развитии главных особенностей природы Земли. Во втором разделе курса характеризуются материки и океаны как крупные природные комплексы Земли, наиболее типичные страны разных материков. Далее изучаются характерные взаимодействия природы и общества. Программа содержит практический компонент (20%) около 1/3 содержания. Такое построение позволяет приучить школьников к строгой последовательности в характеристике крупных географических объектов, дать им представление об особенностях каждого материка, его отличительных чертах, и, вместе с тем, выявить общее в природе всех материков.
Учебно-тематический план:
Наименование разделов | Всего часов |
Введение. | 3 |
Главные особенности природы Земли. | 10 |
Материки и океаны. | 45 |
Земля – наш дом. | 2 |
Количество часов: 70
Четверть | Кол-во часов | Практич. работы | Зачеты | Тесты | Контрольные работы |
1 четверть | | | | | |
2 четверть | | | | | |
3 четверть | | | | | |
4 четверть | | | | | |
Итого | | | | | |
Результаты освоения предмета
: Регулятивные УУД
Участвует в нормотворчестве. Стремится к совершенствованию школьного пространства. |
Владеет несколькими способами решения учебной задачи. |
Знает и следует предписаниям той или иной социальной роли. |
Интересуется культурными традициями народов России. Успешно адаптируется к чужой культуре без отказа от своей собственной. |
Старается договориться со сверстниками о правилах поведения в различных ситуациях. Следует в поведении моральным нормам и этическим требованиям. |
Регулирует свое эмоциональное состояние. |
Может сам создавать правила и нормы экологического характера. |
Придерживается здорового образа жизни. |
в личностном направлении
Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры
Иметь представление о географической науке как сфера человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации.
Способность к эмоциональному восприятию природных объектов.
Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).
Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей.
Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния.
Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание свого вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер подчиненный и др.).
Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
в метапредметном направлении:
Регулятивные УУД
Самостоятельно устанавливает и соблюдает режим учебной работы |
Самостоятельно следует выделенным учителем ориентирам действия в новом учебном материале |
Понимает, принимает и сохраняет учебную задачу, соблюдает последовательность действий по ее решению. |
Самостоятельно планирует и осуществляет контроль по результату |
Осуществляет прикидку возможного результата и способа его достижения с помощью учителя |
Корректирует действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. |
Самостоятельно определяет проблему и цель в деятельности: учебной и жизненно-практической (в том числе в своих проектах) |
Самостоятельно адекватно оценивает правильность выполнения действий, сопоставляя результат с поставленной учебной задачей или самостоятельно заданными критериями, алгоритмом. |
Адекватно определяет причины успешности и неуспешности в учебной деятельности, сопоставляя цель, ход и результат деятельности самостоятельно |
Познавательные УУД
Осуществляет поиск в учебниках и других источниках, в том числе используя ИКТ, достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач |
Сравнивает объекты по самостоятельно определённым критериям |
Устанавливает аналогии (создает модели объектов) для понимания закономерностей, использует их в решении задач |
Выбирает эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий |
Анализирует (в том числе выделяет главное, разделяет на части) и обобщает, доказывает, делает выводы, определяет понятия; строит логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне |
Осуществляет синтез (составляет целое из частей). |
Проводит сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая для этого основания и критерии |
Устанавливает причинно-следственные связи на простом и сложном уровне |
Строит логическое рассуждение, выражая причинно-следственные связи. |
Осуществляет логическую операцию установления родовидовых отношений |
Владеет смысловым чтением: самостоятельно вычитывает фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию |
Структурирует тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивает последовательность описываемых событий |
Владеет основами реализации проектно-исследовательской деятельности |
Коммуникативные УУД
Определяет цели, распределяет функции участников, правила и способы взаимодействия. |
Контролирует и корректирует действия партнёра на основе совместно определенных критериев |
Задает вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром |
Адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеет устной и письменной речью; строит монологическое контекстное высказывание |
Умеет преодолевать конфликты: договариваться с людьми, взглянуть на ситуацию с позиции другого |
Осознанно использует речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей |
Понимает позицию другого, выраженную в явном и неявном виде |
Объясняет непонятные слова из контекста |
При изложении своих мыслей (на заданную тему) придерживается определенного плана |
Соотносит позицию автора с собственной точкой зрения |
Излагает своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии |
Аргументирует свою точку зрения, спорит и отстаивает свою позицию не враждебным для оппонентов образом |
Умеет организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения) |
познавательные и регулятивные, коммуникативные
Умение понимать и использовать географические средства наглядности (общегеографические и тематические карты, топографические планы, графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации ответов.
Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Умение работать по алгоритму.
Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.).
Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого.
Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей.
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.
Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.
Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.
Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике.
Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
Владение монологической и диалогической речью
Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).
Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана, тезисов, конспекта.
Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов.
Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»).
Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных
организация и осуществление сотрудничества;
передача информации и отображение предметного содержания;
тренинги коммуникативных навыков;
ролевые игры;
групповые игры
3) в предметном направлении:
Знать:
- содержание основных понятий и терминов.
Называть/показывать:
- основные географические объекты литосферы, атмосферы,
гидросферы, биосферы;
- виды природных ресурсов и антропогенные изменения в природе;
- название материков, океанов, народов и стран (показывать на карте их местоположение).
Определять:
- свое местоположение на местности с помощью приборов и правил ориентирования;
- характеристику территории материков из разных источников ( карт, статистических таблиц);
- источники географической информации для решения конкретных задач.
Описывать:
- географические объекты, явления, процессы.
-основные источники географической информации;
-географическое положение объектов (по карте);
-существующие в природе круговороты вещества и энергии (по схемам);
-компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов матери ков и крупнейших стран мира;
-объекты и территории по картам, картинам и другим источникам географической информации, создавая их словесный или графический образ;
-особенности материальной и духовной культуры крупных народностей.
Объяснять:
- особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах; особенности строения и развития геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;
-особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;
-особенности расового и этнического состава населения;
различия в условиях жизни народов, в степени заселенности материков и отдельных стран;
-различия в орудиях труда, средствах передвижения, в типах жилищ, видах хозяйственной деятельности, возникшие как результат адаптации человека к окружающей среде;
особенности экологических ситуаций на материках, в акваториях океанов, в отдельных странах;
-основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;
понятия: «платформа», «рельеф», «воздушная масса», «водная масса», «природная зона», «климатообразующие факторы», «географическое положение материка», «режим реки», «природный комплекс», «географическая оболочка», «зональность», «высотная поясность», уметь применять их в процессе учебного познания.
- процессы и явления, происходящие в географической оболочке, их пространственное распространение;
- зональную и азональную дифференциацию природы Земли;
- общие особенности географического положения, черты рельефа, климата, внутренних вод, расположения природных зон южных и северных материков.
Прогнозировать:
- тенденции изменения природных объектов и природного комплекса в целом в результате хозяйственной деятельности человека.
- по карте литосферных плит изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;
- изменения климатов Земли в целом и на отдельных материках;
-природные условия и природные богатства как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей;
-основные особенности природы в ее связи с населением и его хозяйственной деятельностью в пре делах материков, их крупных регионов и отдельных стран.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-чтения карт различного содержания;
-проведения наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями;
-принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий;
-понимания географической специфики регионов и стран мира.
-проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников: картографических, статистических, информационных ресурсов Интернета.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Практика | Дата | Кор-ка |
Введение. 3ч. |
1. | Что изучают в курсе географии материков и океанов? Как люди открывали и изучали Землю. | | | |
2. | Как люди открывали и изучали Землю. | . | | |
3 | Методы географических исследований и источники географических знаний. | Пр. раб. №1 «Работа с источниками географической информации». | | |
Главные особенности природы Земли. 10ч. Литосфера и рельеф Земли. 2ч. |
4. | Литосфера. Происхождение материков и океанов. | | | |
5. | Рельеф Земли. | Пр. раб. №2 «Определение направления движения литосферных плит» | | |
Атмосфера и климаты Земли. 3ч. 1 из резерва |
6. | Роль атмосферы в жизни Земли. Климатические карты | | | |
7. | Климатообразующие факторы | | | |
8. | Климатические пояса Земли | | | |
Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы. 2ч. |
9. | Мирового океана – основная часть гидросферы. Схема поверхностных течений | | | |
10. | Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. | Пр. раб. №3 «Обозначить на к\к шельф как ПК; выделить рекреационные районы» | | |
Географическая оболочка. 3 ч. |
11. | Строение и свойства географической оболочки. | | | |
12. | Закономерности географической оболочки. Природная зональность. | Пр. раб №4 «Анализ схем круговорота веществ» | | |
13. | Обобщающий урок по теме: «Главные особенности природы Земли» Тест. | | | |
Население Земли. 3часа |
14. | Численность населения Земли и размещение людей на Земле. | Пр. раб №5 «Анализ изменения численности и плотности населения материков и океанов» | | |
15. | Народы и религии мира | Пр. раб № 6«Характеристика размещения этносов и религий » | | |
16 | Хозяйственная деятельность населения. Городское и сельское население | Пр. раб №7 «Сравнение образа жизни городского и сельского населения. Функции городов» | | |
III. Материки и океаны. 45ч. |
Африка. 10ч. |
17. | Географическое положение. Исследования Африки. | Пр. раб. №8 «Определение ФГП материка» | | |
18. | Рельеф и полезные ископаемые. | Пр. раб. №9 «Нанести на к/к рельеф и полезные ископаемые Африки» | | |
19 | Климат. Внутренние воды | Пр. раб. №10«Оценить климатические условия для жизни » | | |
20 | Природные зоны. | Пр. раб №11«Определение причин разнообразия природных зон» | | |
21 | Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки. | | | |
22 | Население и политическая карта. | | | |
23 | Страны Северной Африки. | | | |
24 | Страны Судана и Центральной Африки. | | | |
25 | Страны Восточной и Южной Африки | Пр. раб. №12 «Описание природных условий, населения, и хозяйственной жизни одной из африканских стран» | | |
26 | Обобщающий урок по теме: «Африка». Зачет. | | | |
Австралия и Океания 5 ч. |
27 | Географическое положение. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые. | Пр. раб. №13«Сравнение ГП Австралии и Африки» | | |
28 | Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Своеобразие органического мира | | | |
29 | Население и хозяйство. Австралийский Союз. | Пр. раб №14 «Обоснование причин распространения коренных жителей » | | |
30 | Океания. Природа и население. | | | |
31 | Обобщающий урок по теме: «Австралия и Океания». Тест. | | | |
Южная Америка. 8 ч. |
32 | Географическое положение. Из истории открытия и исследования. | Пр. раб. №15«Сравнение ГП Африки и Ю. Америки» | | |
33 | Рельеф и полезные ископаемые. | | | |
34 | Климат. Внутренние воды. | Пр. раб. №16«Описание крупных речных систем» | | |
35 | Природные зоны. Изменение природы человеком. | Пр. раб. №17 «Определение места для создания охраняемых территорий» | | |
36 | Население и политическая карта. | | | |
37 | Страны Востока материка. Бразилия. Аргентина. | | | |
38 | Андские страны. | | | |
39 | Обобщающий урок по теме: «Южная Америка». Зачет. | | | |
Антарктида 2 |
40 | Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды. | | | |
41 | Природа. | Пр. раб. №18 «Сравнение природы Арктики и Антарктики» | | |
Океаны 3ч 1 ч. |
42 | Северный Ледовитый океан | | | |
43 | Тихий океан. Индийский океан. | Пр. раб №19«Обозначить на к/к шельф как ПК, выделить рекреационные районы, маршруты научных экспедиций» | | |
44 | Атлантический океан. Тест. | | | |
Северная Америка. 7 ч. |
45. | Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка. | | | |
46. | Рельеф и полезные ископаемые. | | | |
47. | Климат. Внутренние воды. | Пр. раб.№20 «Сравнение климата отдельных частей Сев. Америки, расположенных в одном климатическом поясе». | | |
48. | Природные зоны. | Пр. раб.№21 « Составление проекта путешествия по странам с оформлением маршрута». | | |
49. | Население. Канада. | | | |
50 | Соединенные Штаты Америки. Средняя Америка | | | |
51 | Обобщающий урок по теме: «Северная Америка». Тест. | | | |
Евразия. 15ч. |
52 | Географическое положение. Исследования Центральной Азии. | | | |
53 | Особенности рельефа Евразии. Размещение полезных ископаемых. | | | |
54 | Климат. | Пр.раб.№22 « Сравнение климата Евразии и Северной Америки» | | |
55 | Внутренние воды | | | |
56 | Природные зоны. | Пр.раб.№23«Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке.» | | |
57 | Население и политическая карта Евразии. | Пр.раб.№24 «Обозначение на контурной карте стран, сгруппированных по различным признакам». Пр.раб.№25 « Характеристика политической карты Евразии» | | |
58 | Страны Северной Европы | | | |
59 | Страны Западной Европы. Великобритания. Франция. | | | |
60 | Страны Восточной Европы. | | | |
61 | Украина | | | |
62 | Страны Южной Европы | Пр.раб.№26 «Описание одной из стран Южной Европы» | | |
63 | Страны Юго – Западной и Центральной Азии. | | | |
64 | Страны Восточной Азии. Китай. | | | |
65 | Япония. | | | |
66 | Страны Южной. Индия. Юго –Восточной Азии. Индонезия. | Пр.раб.№27 «Описание одной из стран зарубежной Азии». | | |
67 | Контрольная работа по теме: «Евразия». | | | |
III.Земля – наш дом. 3 ч. |
68. | Закономерности географической оболочки. Взаимодействие природы и общества. | Пр.раб.№28 «Составление простейшего плана местности, для изучения ПК» | | |
69 | Уроки жизни. Сохранить окружающую природу. | Пр.раб.№29 «Составление и защита ученых проектов. Эмблема географической тематики» | | |
70 | Обобщение по курсу | | | |
Перечень обязательной географической номенклатуры
7 класс
Тема ”Введение”
материки: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия.
континенты: Европа, Азия, Африка, Америка, Антарктида, Австралия.
океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Тема ”Общая характеристика природы Земли”
Литосфера
равнины: Амазонская, Великая Китайская, Великие равнины, Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Среднесибирское плоскогорье.
горы: Альпы, Анды, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Тибет, Уральские, Эфиопское нагорье.
вершины: Аконкагуа, Джомолунгма (Эверест), Мак-Кинли, Монблан, Эльбрус.
вулканы: Килиманджаро, Ключевская Сопка, Котопахи, Орисаба, Фудзияма, Эльбрус, Эребус.
Гидросфера
моря: Балтийское, Беллинсгаузена, Берингово, Восточно-Сибирское, Красное, Средиземное, Тасманово, Филиппинское, Южно-Китайское.
заливы: Бенгальский, Большой Австралийский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Финский.
проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Мозамбикский.
острова: Великобритания, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Сахалин, Суматра, Японские.
полуострова: Аравийский, Индостан, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр.
реки: Амазонка, Волга, Ганг, Дунай, Енисей, Инд, Лена, Миссисипи, Нил, Обь, Парана, Хуанхэ, Янцзы.
озёра: Байкал, Великие Американские, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика.
Тема ”Океаны Земли”
Тихий океан:
моря: Берингово, Восточно-Китайское, Жёлтое, Коралловое, Охотское, Тасманово, Уэдделла, Фиджи, Филиппинское, Южно-Китайское, Японское.
заливы: Аляска, Калифорнийский.
проливы: Басов, Берингов, Дрейка, Корейский, Магелланов, Тайваньский, Торресов.
желоба: Марианский, Перуанский
тёплые течения: Аляска, Восточно-Австралийское, Куросио, Межпассатное противотечение, Северное Пассатное, Северо-Тихоокеанское, Южное Пассатное.
холодные течения: Западных Ветров, Калифорнийское, Курило-Камчатское, Перуанское.
острова: Алеутские, Бикини, Гавайские, Зондские, Курильские, Новая Зеландия, Пасхи, Самоа, Тайвань, Тасмания, Фиджи, Филиппинские, Японские.
полуострова: Аляска, Индокитай, Калифорния, Камчатка, Корея, Малакка.
Атлантический океан:
моря: Балтийское, Карибское, Норвежское, Северное, Средиземное, Чёрное.
заливы: Бискайский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский.
проливы: Гибралтарский, Гудзонов, Датский, Дрейка, Магелланов, Флоридский.
желоб: Пуэрто-Рико.
тёплые течения: Антильское, Бразильское, Гвианское, Гвинейское, Гольфстрим, Северное Пассатное, Северо-Атлантическое, Фолклендское, Южное Пассатное.
холодные течения: Бенгельское, Западных Ветров, Канарское, Лабрадорское.
острова: Большие Антильские, Бермудские, Великобритания, Гренландия, Ирландия, Исландия, Огненная Земля, Фолклендские (Мальвинские).
полуострова: Аппенинский, Лабрадор, Малая Азия, Пиренейский, Скандинавский, Флорида, Юкатан.
Индийский океан:
моря: Андаманское, Аравийское, Красное, Тиморское.
заливы: Аденский, Бенгальский, Большой Австралийский, Персидский.
проливы: Баб-эль-Мандебский, Малаккский, Мозамбикский, Ормузский.
желоб: Зондский.
тёплые течения: Мозамбикское, Муссонное, Мыса Игольного, Южное Пассатное.
холодные течения: Западно-Австралийское, Западных Ветров, Сомалийское.
острова: Большие Антильские, Бермудские, Великобритания, Гренландия, Ирландия, Исландия, Огненная Земля.
острова: Зондские, Коморские, Мадагаскар, Мальдивские, Сейшельские, Шри-Ланка.
полуострова: Аравийский, Индостан, Малакка, Сомали.
Северный Ледовитый океан:
моря: Баренцево, Бофорта, Белое, Восточно-Сибирское, Гренландское, Карское, Лаптевых, Чукотское.
проливы: Берингов.
тёплое течение: Северо-Атлантическое.
острова: Большие Антильские, Бермудские, Великобритания, Гренландия, Ирландия, Исландия, Огненная Земля.
острова: Врангеля, Гренландия, Канадский Арктический архипелаг, Новая Земля, Северная Земля, Шпицберген.
полуострова: Таймыр, Чукотский.
Тема ”Африка”
океаны: Атлантический и Индийский.
моря: Средиземное и Красное.
заливы: Гвинейский и Аденский.
проливы: Гибралтарский, Баб-эль-Мандебский и Мозамбикский.
тёплые течения: Гвинейское, Мозамбикское.
холодные течения: Канарское, Бенгельское, Сомалийское.
острова: Канарские, Коморские, Мадагаскар и Занзибар.
полуостров: Сомали.
крайние точки: мыс Бен-Секка (Рас-Энгела, Эль-Абъяд), мыс Игольный, мыс Альмади, мыс Рас-Хафун.
канал: Суэцкий.
равнины: Восточно-Африканское плоскогорье.
горы: Атлас, Драконовы, Эфиопское нагорье.
вулкан: Килиманджаро.
реки: Нил, Белый Нил, Голубой Нил, Конго, Нигер, Сенегал, Замбези, Лимпопо, Оранжевая.
озёра: Виктория, Чад, Танганьика, Ньяса.
водопады: Виктория, Ливингстона, Стэнли.
пустыни: Сахара, Ливийская, Намиб, Калахари.
страны: Алжир, Ангола, Египет, Демократическая Республика Конго, Замбия, Мадагаскар, Марокко, Намибия, Нигерия, Сенегал, Судан, Танзания, Чад, Эфиопия, ЮАР.
города: Абуджа, Аддис-Абеба, Алжир, Антананариву, Виндхук, Дакар, Додома, Каир, Киншаса, Луанда, Лусака, Нджамена, Претория, Рабат, Хартум.
Тема ”Австралия и Океания”
океаны: Индийский и Тихий.
моря: Арафурское, Коралловое и Тасманово.
заливы: Большой Австралийский и Карпентария.
проливы: Басов и Торресов.
тёплое течение: Восточно-Австралийское.
холодное течение: течение Западных Ветров.
острова: Новая Гвинея и Тасмания.
полуострова: Арнемленд и Кейп-Йорк.
крайние точки: мыс Йорк, мыс Юго-Восточный (Саут-Ист-Пойнт), мыс Стип-Пойнт и мыс Байрон.
равнины: Центральная низменность.
горы: Большой Водораздельный хребет.
вершину: гора Косцюшко.
реки: Муррей, Дарлинг, Купер-Крик.
озеро: Эйр.
пустыни: Большая Песчаная, Большая пустыня Виктория.
страны: Австралия, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея.
города: Веллингтон, Канберра, Порт-Морсби.
Тема ”Антарктида”
океаны: Атлантический, Индийский и Тихий, Южный
моря: Амундсена, Беллинсгаузена, Росса, Уэдделла.
пролив: Дрейка.
холодное течение: Западных Ветров.
остров: Петра I.
полуостров: Антарктический.
крайняя точка: мыс Сифре.
горы: массив Винсон.
вулкан: Эребус.
шельфовый ледник: Росса.
полярные станции: Беллинсгаузен, Восток, Амундсен-Скотт.
Тема ”Южная Америка”
океаны: Атлантический и Тихий.
море: Карибское.
залив: Ла-Плата.
проливы: Дрейка и Магелланов.
тёплые течения: Гвианское, Бразильское и Наска.
холодные течения: Перуанское, Фолклендское и течение Западных Ветров.
канал: Панамский.
острова: Огненная Земля, Фолклендские (Мальвинские), Тринидад, Галапагос.
крайние точки: мыс Гальинас, мыс Кабу-Бранку, мыс Фроуэрд, мыс Горн и мыс Париньяс.
равнины: Амазонская, Ла-Платская и Оринокская низменности, Бразильское и Гвианское плоскогорья, Патагонское плато.
горы: Анды.
вершина: гора Аконкагуа.
вулкан: Котопахи.
реки: Амазонка, Мараньон, Укаяли, Риу-Негру, Мадейра, Тапажос, Ориноко, Парана, Парагвай, Уругвай, Сан-Франциску.
озёра: Маракайбо и Титикака.
водопады: Анхель и Игуасу.
пустыня: Атакама.
страны: Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гайана, Гвиана, Колумбия, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор.
города: Асунсьон, Богота, Бразилиа, Буэнос-Айрес, Джорджтаун, Кайенна, Каракас, Кито, Ла-Пас, Лима, Монтевидео, Сантьяго.
Тема ”Северная Америка”
океаны: Атлантический, Тихий и Северный Ледовитый.
моря: Баффина, Берингово, Бофорта, Карибское, Чукотское.
заливы: Аляска, Гудзонов, Калифорнийский, Мексиканский, Святого Лаврентия.
проливы: Берингов, Гудзонов, Датский, Девисов, Флоридский, Юкатанский.
тёплые течения: Аляскинское, Антильское, Гольфстрим.
холодные течения: Калифорнийское, Лабрадорское.
канал: Панамский.
острова: Алеутские, Баффинова Земля, Ванкувер, Гаити, Гренландия, Канадский Арктический архипелаг, Куба, Ньюфаундленд, Святого Лаврентия, Ямайка.
полуострова: Аляска, Калифорния, Лабрадор, Флорида, Юкатан.
крайние точки: мыс Мёрчисон, мыс Марьято, мыс Принца Уэльского, мыс Сент-Чарльз.
равнины: Большой Бассейн, Миссисипская, Приатлантическая и Примексиканская низменности, Великие Центральные равнины.
горы: Аппалачи, Береговой хребет, Береговые хребты, Кордильеры, Мексиканское нагорье, Скалистые горы, Сьерра-Невада.
вершина: гора Мак-Кинли.
вулкан: Орисаба.
реки: Арканзас, Колорадо, Колумбия, Макензи, Миссисипи, Миссури, Огайо, Рио-Гранде, Святого Лаврентия, Юкон.
озёра: Атабаска, Большое Медвежье, Большое Невольничье, Большое Солёное, Верхнее, Виннипег, Гурон, Мичиган, Онтарио, Эри.
водопад: Ниагарский.
страны: Канада, Куба, Мексика, Панама, США.
города: Вашингтон, Гавана, Оттава, Мехико, Панама.
Тема ”Евразия”
океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.
моря: Аравийское, Балтийское, Баренцево, Берингово, Восточно-Китайское, Восточно-Сибирское, Жёлтое, Карское, Норвежское, Охотское, Северное, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Чукотское, Южно-Китайское, Японское.
заливы: Бенгальский, Бискайский, Персидский.
проливы: Баб-эль-Мандебский, Берингов, Босфор, Гибралтарский, Корейский, Ла-Манш, Малаккский, Ормузский.
тёплые течения: Куросио, Муссонное, Северо-Атлантическое.
холодные течения: Курило-Камчатское, Сомалийское.
канал: Суэцкий.
острова: Великобритания, Ирландия, Исландия, Калимантан, Кипр, Сахалин, Суматра, Сулавеси, Тайвань, Филиппинские, Шри-Ланка, Ява, Японские.
полуострова: Апеннинский, Аравийский, Индокитай, Индостан, Камчатка, Корея, Крымский, Малакка, Малая Азия, Пиренейский, Скандинавский, Таймыр.
крайние точки: мыс Челюскин, мыс Пиай, мыс Рока, мыс Дежнева.
равнины: Великая Китайская, Восточно-Европейская (Русская), Декан, Западно-Сибирская, Индо-Гангская низменность, Месопотамская низменность, Среднесибирское плоскогорье, Туранская низменность.
горы: Альпы, Гималаи, Иранское нагорье, Кавказ, Куньлунь, Памир, Тибетское нагорье (Тибет), Тянь-Шань Уральские.
вершины: гора Джомолунгма (Эверест), гора Монблан.
вулканы: Ключевская Сопка, Кракатау, Фудзияма, Эльбрус.
реки: Амударья, Амур, Брахмапутра, Волга, Ганг, Дунай, Евфрат, Енисей, Инд, Лена, Меконг, Обь, Рейн, Сырдарья, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.
озёра: Аральское море, Байкал, Каспийское море, Мёртвое море.
пустыни: Большой Нефуд, Гоби, Каракумы, Руб-эль-Хали, Такла-Макан, Тар.
страны: Бангладеш, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Иран, Италия, Казахстан, Китай, Монголия, Пакистан, Россия, Саудовская Аравия, Франция, Япония.
города: Астана, Берлин, Дакка, Дели, Джакарта, Исламабад, Лондон, Москва, Париж, Пекин, Рим, Тегеран, Токио, Улан-Батор, Эр-Рияд.
Учебно-методический комплект.
Рабочая программа по географии для общеобразовательных школ С. В. Курчиной М.: Дрофа 2014 г.
Методическая литература:
- И.И. Нагорная. География 7 класс: поурочные планы по учебнику В.А.Коринской И.В.Душиной. Волгоград: Учитель, 2007г.
- Румынина Н.С., Сапроненкова Н.С. Практические работы по географии
6 -9 классы.
- Тесты по географии 6 -10 класс. М.: Дрофа 2006г.
- География 6 -10 классы. Библиотека электронных наглядных пособий.
-География. Школьный курс 2006 г. (электронный ресурс).
Блон Ж. - Великий час океанов - М.: Мысль, 1980.
Вагнер Б.Б. - По океанам и континентам, Хрестоматия - М.: Московский Лицей, 2001.
Гвоздецкий И.А. и др. - Хрест. по физической географии (Афр., Амер., Австр., Ант.) -М.: Просвещение, 1967.
Губарев В.К. – Тайны географических названий – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.
Емельянов А.С. 300 вопросов по странам и континентам – Ярославль: Академия развития, 1997.
Залогин Б.С - Океаны: Кн. Для учащихся - М.: Просвещение, 1996.
Иванова О.Ю. Величайшие чудеса света. – Смоленск: Русич, 2004.
Поспелов Е.М. Географические названия мира: Топонимический словарь. – М.: Русские словари, 1998.
Смирнова Т.А. -Хрестоматия по географии материков и океанов: Пособие для учителя
Соколова Д.Ю. - Сборник кроссвордов по географии материков и океанов - М.: Новая
школа, 1996.
Спрялин А.Н., Ерёмина В.А. - Океаны - М: Московский Лицей, 1997.
Степанов В.Н. - Природа Мирового океана: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982.
Томилин А.М. – Как люди открывали мир – М.: Просвещение, 2008.
Ушакова О.Д. – Великие путешественники – С-Пб: Литера,2006.
Федюкин Г.М. - Общий географический обзор земного шара. - М.,1992.
Шибанова А.А., Смирнова Н.П. - По материкам и океанам (Южн. и Северн. Америка, Евразия) Книга для чтения - М.: Просвещение, 1975.
Яворовская И. – Занимательная география – Р.- на - Д.: Феникс, 2007. Австралия, Океания, Арктика, Антарктида (электронные уроки и тесты, «Новый диск»)
Азия (электронные уроки и тесты, «Новый диск»)
Африка (электронные уроки и тесты, «Новый диск»)
Географическая энциклопедия: Страны мира.
География, 7 класс: аудикурсы («ИДДК»)
География: 7 класс, «1С».
Дидактический и раздаточный материал: География 7-8 кл. («Учитель»)
Европа (электронные уроки и тесты, «Новый диск»)
Занимательная география («Новый диск»)
Карта океанов
Карта: Антарктида
Карта: Арктика
Карта: Африка (политическая карта)
Карта: Африка (физическая карта)
Карта: Великие географические открытия
Карта: Евразия (физическая карта)
Карта: Зоогеографическая карта мира
Карта: Климатическая карта мира