Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Шумиловская детская школа искусств»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Предметная область В.00. «Вариативная часть»
примерная программа по учебному предмету
В.01.ИСТОРИКО –БЫТОВОЙ ТАНЕЦ
п.Саперное 2012 год
«Одобрено» Методическим советом МБОУ ДОД «Шумиловская ДШИ» ________________________2012 год | «Утверждаю» Директор МБОУ ДОД «Шумиловская ДШИ» _________________Н.А. Дмитриева ________________________2012 год |
Разработчик : преподаватель по классу хореографии
Максимук Елена Ивановна
Рецензент : ______________________________________________
______________________________________________
Рецензент : ______________________________________________
______________________________________________
Структура программы учебного предмета
Пояснительная записка
- Срок реализации учебного предмета;
Форма проведения учебных аудиторных занятий;
Цель и задачи учебного предмета;
Обоснование структуры программы учебного предмета;
Методы обучения;
Содержание учебного предмета
Требования к уровню подготовки обучающихся
Формы и методы контроля, система оценок
Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Список рекомендуемой методической литературы
I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Программа учебного предмета «Историко-бытовой танец » разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество».
Учебный предмет «Историко-бытовой танец» включен в вариативную часть программы «Хореографическое творчество». Которая дает возможность расширения и углубления подготовки обучающихся, определяемой содержанием обязательной части, получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков в области хореографического искусства
Программа «Историко-бытовой танец» имеет художественно-эстетическую направленность, способствует выявлению и развитию интересов ребенка, его творческих возможностей и личного потенциала. Занятия по данной программе приобщают обучающихся к пониманию искусства танца, и знакомит с богатейшей художественной культурой прошлого, способствуют формированию художественного вкуса, культуры общения, способности к самовыражению в танце. Дает возможность обучающимся практически познать историческое развитие танца на композициях средневековья до начала XX века.
Историко-бытовой танец – неотъемлемая часть западноевропейского и отечественного культурного наследия в области хореографического искусства. Являясь самостоятельной дисциплиной, историко-бытовой танец в то же время тесно связан с другими видами танца, с общим историческим процессом развития хореографии.
Изучение предмета «Танец» тесно связано с изучением предметов «История хореографического искусства».
Срок реализации учебного предмета «Историко-бытовой танец»
Срок реализации данной программы составляет - 5 лет. Начало изучения с 4 класса детской школы искусств по 8 класс. Возраст обучающихся – 9 -14 лет.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета, - 264 аудиторных часов, с нагрузкой 2 часа в неделю в 4-6 классах и 1 час в неделю в 7 и 8 классах.
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий:
мелкогрупповая (от 4 до 10 человек). Рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.
Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические особенности.
5. Цели и задачи учебного предмета «Историко-бытовой танец»
Цель учебного предмета «Историко-бытовой танец» :
формирование творческой личности посредством обучения детей языку танца, приобщение воспитанников к миру танцевального искусства, являющегося достоянием общечеловеческой и национальной культуры.
Задачи учебного предмета «Историко-бытовой танец»:
Создать условия для всестороннего развития детей ;
Сформировать базовые хореографические навыки в области историко-бытового танца;
Сформировать навыки самостоятельной деятельности в освоении основ танцевальной культуры;
Сформировать понимание значимости танца в жизни народа и лично обучающегося;
Сформировать потребности и навыки сохранения и укрепления здоровья;
Приобщить обучающихся к истории искусства танца;
Развить устойчивый интерес к изучению различных областей хореографического искусства;
Развить навыки самостоятельной творческой деятельности;
Развить индивидуальные способности к межличностному взаимодействию в танцевальном коллективе;
6. Обоснование структуры учебного предмета Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ);
- наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков, танцевальных коллективов, посещение концертов и спектаклей для повышения общего уровня развития обучающегося);
- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого);
- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Минимально необходимый для реализации программы «Историко-бытовой танец» перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и
материально-технического обеспечения включает в себя:
имеющие пригодное для танца напольное покрытие (деревянный пол или
специализированное пластиковое (линолеумное) покрытие), балетные станки
(палки) длиной не менее 25 погонных метров вдоль трех стен, зеркала
размером 7м х 2м на одной стене;
балетном классе и звуковоспроизводящей аппаратуры ;
занятий;
видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал);
костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для
учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений;
II. Содержание учебного предмета
1. Сведенья о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета, на максимальную нагрузку обучающихся на аудиторных занятиях:
| Распределение по годам обучения |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Классы | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Продолжительность учебных занятий (в неделях) | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 |
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 |
Общее количество часов на аудиторные занятия | 264 |
Максимальное количество часов занятий в неделю (аудиторные) | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 |
Общее максимальное количество часов по годам (аудиторные) | 66 | 66 | 66 | 33 | 33 |
Общее максимальное количество часов на весь период обучения (аудиторные) | 264 |
Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи, объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
2. Требования по годам обучения
Данная программа приближена к традициям, опыту и методам обучения, сложившимся в хореографическом образовании в детских школах искусств.
I год обучения( 4 класс)
Раздел 1.
Тема 1.1. Введение в дисциплину.
История бытового танца. История возникновения сытового танца в России. Выдающиеся балетмейстеры. Краткий обзор литературы по дисциплине.
Тема 1.2. Основные элементы историко-бытового танца:
- реверансы и поклоны;
- скользящий шаг (pas glisse);
- повышенный шаг (pas eleve);
- pas degage;
- pass chasse;
- формы chasse (первая форма А, вторая форма А, вторая форма В, третья форма А, третья форма В, четвертая форма А, четвертая форма В);
- double – chasse;
- комбинированные движения из chasse и реверанса (для учениц);
- комбинированные движения из chasse и поклонов (для учеников);
- balance (боковое);
- комбинированное движение из balance и реверанса (поклона);
- па полонеза;
- па польки (вперед, назад, боковое);
- па галопа;
- вальс в три па;
- вальс-миньон;
- pas de basque с продвижением вперед, назад.
Раздел 2. Бытовые танцы Средних веков.
Тема 2.1. Танцевальная культура Средневековья.
Танцы раннего Средневековья. Структура построения. Музыкальное сопровождение.
Танца позднего Средневековья. Структура построения. Музыкальное сопровождение.
Народные танцы.
Придворные танцы.
Костюм раннего Средневековья (мужской, женский).
Костюм позднего Средневековья (мужской, женский).
Бранль – как самый распространенный танец средних веков, его роль в развитии бальной хореографии.
Тема 2.2. Реверансы и поклоны Средневековья.
Основные положения рук дамы, манера держать платье, постановка корпуса.
Основные положения рук кавалера, постановка корпуса.
Основные положения рук и корпуса дамы и кавалера в паре.
Реверансы дамы.
Поклон кавалера.
Тема 2.3. Бранль:
- простой бранль;
- двойной бранль;
- двойной бранль с репризой;
- веселый бранль;
- бургундский бранль;
- салонный бранль.
Тема 2.4. Крестьянский бранль.
- Первая фигура;
- Вторая фигура;
- Третья фигура;
- Четвертая фигура;
- Пятая фигура;
- Шестая фигура.
Композиция танца.
Тема 2.5. Фарандола.
- Первая фигура «Улитка»;
- Вторая фигура «Мосты»;
- Третья фигура «Лабиринт».
Композиция танца.
II год обучения( 5 класс)
Раздел 3. Бытовые танцы эпохи Возрождения.
Тема 3.1. Танцевальная культура эпохи Возрождения.
Зарождение культуры Ренессанса в свободных городах Италии.
Распространение театральных представлений, уличных праздников, карнавалов.
Возникновение новых танцевальных форм – променадные танцы.
Поклоны и реверансы.
Павана – как один из распространенных танцев эпохи Возрождения.
Аллеманда – как массовый танец.
Костюм кавалера и дамы.
Тема 3.2. Реверансы и поклоны XVI века, XVII века.
Основные положения рук дамы, манера держать платье, постановка корпуса.
Основные положения рук кавалера, постановка корпуса.
Основные положения рук и корпуса дамы и кавалера в паре.
Реверансы дамы.
Большой салют – поклон кавалера. Малый поклон кавалера.
Тема 3.3. Аллеманда
Основные шаги Аллеманды.
Постановка корпуса, расположение танцующих на площадке.
- Вступление;
- Первая фигура;
- Вторая фигура;
- Третья фигура;
- Четвертая фигура.
Тема 3.4. Менуэт.
- Основной шаг менуэта XVII века (pas menuet);
- Второй шаг (pas menuet) (два такта по ¾);
- Разновидность второго шага;
- Balance вправо;
- Pas grave;
- Balance-menuet;
- Первая фигура;
-Вторая фигура;
- Третья фигура;
- Четвертая фигура;
- Финал.
III год обучения ( 6 класс)
Раздел 4. Бытовые танцы XVIII века.
Тема 4.1. Танцевальная культура XVIII века.
XVIII век – процесс совершенствования и развития ранее существовавших танцев. Популярность Гавота и Скорого Менуэта.
Стилевые особенности танцев XVIII века.
Роль Новера в «превращении» балетного спектакля в самостоятельный театральный жанр. Появление новых форм бытового танца.
Роль народного танцевального искусства в обогащении профессиональной хореографии. Смена парных танцев – массовыми.
Костюм кавалера и дамы.
Тема 4.2. Реверансы и поклоны XVIII века.
Основные положения рук дамы, постановка корпуса.
Основные положения рук кавалера, постановка корпуса.
Основные положения рук и корпуса дамы и кавалера в паре.
Реверансы дамы и кавалера.
Тема 4.3. Скорый менуэт XVIII века.
- Положения в паре;
- Первая фигура;
- Вторая фигура;
- Третья фигура;
- Четвертая фигура;
- Пятая фигура.
Композиция танца.
Тема 4.4. Полонез XVIII века.
- Основной шаг;
- Положения в паре;
- Вступление;
- Фигура первая;
- Фигура вторая;
- Фигура третья;
- Chaine;
- Moulinet:
- Фигура четвертая.
Композиция танца.
IV год обучения( 7 класс)
Раздел 5. Бытовые танцы XIX века.
Тема 5.1. Танцевальная культура XIX века.
XIX век – эпоха Вальса. Входят в жизнь общественные балы. Появление бал-маскарадов. Костюмы кавалера и дамы.
Организация специальных танцевальных классов в Европе.
Россия как один из самых крупных хореографических центров Европе.
Огромный успех таких танцев XIX века как Мазурка, Полька, Французская кадриль.
Изменения в технике бытовых и бальных танцев, упрощение поклонов.
Тема 5.2. Реверансы и поклоны XIX века.
Манера носить платье, держать руки.
Постановка корпуса.
Поклон кавалера.
Приветственный реверанс.
Танцевальный реверанс.
Тема 5.3. Французская кадриль.
- Интродукция;
- Первая фигура;
- Вторая фигура;
- Третья фигура;
- Четвертая фигура;
- Пятая фигура;
- Шестая фигура – галоп.
Для проучивания танца выбрать любые четыре фигуры.
V год обучения ( 8 класс)
Раздел 5. Бытовые танцы XIX века.
Тема 5.4. Мазурка.
- Pas gala (парадное па);
- Pas couru (легкий бег);
- Второй вид pas couru;
- Pas boiteux (хромой шаг);
- Pas boiteux en tournant или tour sur place;
- Закрытый поворот;
- Открытый поворот;
- Coup de talon (голубец);
- Pas coupe.
Фигуры бальной мазурки:
- Первая фигура;
- Вторая фигура;
- Третья фигура («Звездочка»);
- Четвертая фигура («Коленопреклонение»);
- Пятая фигура («Восьмерка»);
- Шестая фигура («Дама налево»).
Полька-мазурка:
- Фигура первая;
- Фигура вторая;
- Фигура третья;
- Фигура четвертая.
Для отработки танцевальной композици по желанию преподавателя на выбор фигуры бальной мазурки или Польки-Мазурки.
Тема 5.5. Полька.
Комбинированная полька:
- Первая фигура;
- Вторая фигура;
- Третья фигура.
Тема 5.6. Падеграс.
Исходное положение.
Основные па.
Композиция танца.
Тема 5.7. Миньон.
Исходное положение.
Основные па:
- pas balance;
- дорожка;
- вальс-миньон;
Композиция танца.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Пройдя все этапы образовательного процесса по данной программе, учащиеся должны приобрести следующие знания, умения и навыки:
Знать историю происхождения бытовой хореографии;
Познакомиться с художественно-стилевыми направлениями в танцах;
Овладеть манерой исполнения поклонов танцевальных композиций эпохи Средневековья, Эпохи Возрождения, XVIII, XIX века;
Развить актерское мастерство;
Развить свои природные, танцевальные способности;
Научатся приемам сольной работы, самостоятельности, самоконтроля;
Научатся терпению, трудолюбию, дисциплинированности.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оперативное управление учебным процессом невозможно без осуществления контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Именно через контроль осуществляется проверочная, воспитательная и корректирующая функции.
Оценка качества реализации программы " Историко-бытовой танец " включает в себя
текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся.
Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: контрольных уроках, концертах, просмотрах и т.д.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков,
Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Оценка | Критерии оценивания выступления |
5 («отлично») | технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения |
4 («хорошо») | отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном) |
3 («удовлетворительно») | исполнение с большим количеством недочетов, а именно: неграмотно и невыразительно выполненное движение, слабая техническая подготовка, неумение анализировать свое исполнение, незнание методики исполнения изученных движений и т.д. |
2 («неудовлетворительно») | комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия регулярных аудиторных занятий, а также интереса к ним, невыполнение программных требований |
«зачет» (без отметки) | отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. |
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
В процессе работы педагог руководствуется принципами дифференцированного подхода к личности каждого обучающегося и гармоничного вхождения каждого ребенка в коллектив, а также максимальным развитием его творческих возможностей и эмоциональной раскрепощенности. Для достижения цели образовательной программы необходимо опираться на следующие основные принципы дидактики:
Систематичность и регулярность занятий
Постепенность развития профессиональных данных учащихся, а также увеличение физической нагрузки и технической сложности (от простого к сложному)
Последовательность в овладении материалом
Целенаправленность учебного процесса.
Преподаватель может увеличить или уменьшить объем материала в зависимости от качества и состава класса, а также по своему выбору знакомить учащихся с танцами, не указанными в программе.
VI. Список рекомендуемой методической литературы
Еремина – Соленикова Е.В. Старинные бальные танцы. – СПб: Планета музыки, 2010
Васильева – Рождественская М.В. Историко-бытовой танец. – М.: Искусство, 1963
Воронина И. Историко-бытовой танец. – М.: Искусство, 1980
Графиня Екатерина Ивановна Головкина и ее время (1701 – 1791). История очерк по архивным документам. / М.Д. Хмыров. – СПб., 1867
Ивановский Н.П. Бальный танец XVI-XIX веков. – М.-Л.: Искусство, 1948
Ивановский Н.П. Бальный танец XVI-XIX веков.
Иванова В. Историко-бытовой танец. Методическая разработка для преподавателей культурно-просветительных училищ, хореографических школ и школ искусств. – М.,1988
Кветная О.В. Историко-бытовой танец в репертуаре хореографических коллективов. – М.: ЗНУИ, 1981
Нарская Т.Б. Историко-бытовой танец. – Челябинск: ЧГАКИ, 2001
Новерр Ж.Ж. Письма о танце. – М.-Л.: Academia, 1927
Поляк Е.В. Историко-бытовой танец XVI-XIX веков. / Сборник нот. – Челябинск: ЧГИИК, 1998
Пуртова Т.В. Учите детей танцевать. – М, 2003
Стриганов В., Уральская В. Современный бальный танец. – М.: Просвещение, 1978
Шульгина А.Н. Методика преподавания историко-бытового танца. – М.: ГИТИС, 1984