СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа по химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений является логическим продолжением авторского курса для основной школы. Поэтому она разработана с опорой на курс химии 8-9 классов.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новохоперского муниципального района
Воронежской области
« Ярковская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано» Заместитель директора по УВР __________В.В.Лисицына « 28 » августа 2015г.
| «Утверждаю» Директор_______________Н.Ю.Хромова Приказ № 32/1 от « 31 » августа 2015г.
|
Принята на заседании Управляющего совета Протокол № 6 от « 28 » августа 2015г.
Обсуждена на заседании методического объединения Протокол № 1 от« 26 » августа 2015г. |
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Химия»
10 класс.
Профильный уровень.
Составитель:
учитель химии и биологии Пономарева Инна Петровна
с. Ярки
2015 год
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
- Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2011/2012 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ от 24.12.2010 № 2080.;
- Материалы для рабочей программы разработаны на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010).
Данная программа реализована в учебниках: Габриелян О. С., Маскаев Ф. Н., Пономарев С. Ю., Теренин В. И. Химия. 10 кл. Профильный уровень. — М.: Дрофа, 2010 г.; Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия. 11 кл. Профильный уровень. — М.: Дрофа, 2010 г.
Программа по химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений является логическим продолжением авторского курса для основной школы. Поэтому она разработана с опорой на курс химии 8-9 классов. Курс четко делится на две части соответственно годам обучения: органическую (10 класс) и общую химию (11 класс). Органическая химия рассматривается в 10 классе и строится с учетом знаний, полученных учащимися в основной школе.
Полученные в первых темах теоретические знания учащихся затем закрепляются и развиваются на богатом фактическом материале химии классов органических соединений, которые рассматриваются в порядке усложнения от более простых (углеводородов) до наиболее сложных (биополимеров). Такое построение курса позволяет усилить дедуктивный подход к изучению органической химии.
Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Это определило цель обучения химии:
• освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях органической химии;
• овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств органических веществ, оценки роли органической химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли органической химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые
определяют задачи обучения:
- формирование знаний основ органической химии - важнейших фактов, понятий, законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера;
- развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, соблюдать правила техники безопасности при работе с веществами в химической лаборатории и в повседневной жизни;
- развитие интереса к органической химии как возможной области будущей практической деятельности;
- развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности;
- формирование экологического мышления, убежденности в необходимости охраны окружающей среды.
Настоящая рабочая программа учитывает направленность класса, в котором будет осуществляться учебный процесс, и органична по отношению к психолого-педагогическим особенностям возраста. Учащиеся 10 класса химико-биологического профиля обладают достаточными знаниями и навыками, для изучения курса органической химии, мотивированы к самообразованию, готовы проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем.
Согласно действующему в школе учебному плану и с учетом направленности класса, рабочая программа предусматривает следующие варианты организации процесса обучения:
в 10 классе химико-биологического профиля предполагается обучение в объеме 105 час. Федеральный компонент – 1 час, школьный компонент – 2 час, всего – 3 часа в неделю.
По учебному плану МКОУ «Ярковская СОШ» – 3 час.
Плановые контрольные работы – 7 часа.
Практические работы - 10 часов
С учетом уровневой специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже. Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе естественнонаучного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса химии.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о химии будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления химических фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, проектной деятельности и т.д.
Для химического образования приоритетным можно считать развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. В плане это является основой для целеполагания.
На ступени основной школы задачи учебных занятий (в схеме - планируемый результат) определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.
При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными химическими знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии, публичной презентации.
Большую значимость на этой ступени образования сохраняет информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации, отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута. Предполагается уверенное использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.
2. Содержание учебного предмета.
Введение.
Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук и в жизни общества. Краткий очерк истории развития органической химии.
Предпосылки создания теории строения: теория радикалов и теория типов, работы А. Кекуле, Э. Франкланда и А. М. Бутлерова, съезд врачей и естествоиспытателей в г. Шпейере. Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова. Химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия на примере н-бутана и изобутана.
Электронное облако и орбиталь, их формы: s и р. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода в нормальном и возбужденном состояниях. Ковалентная химическая связь и ее разновидности: s u p. Водородная связь. Сравнение обменного и донорно-акцепторного механизмов образования ковалентной связи.
Первое валентное состояние — sp3-гибридизация — на примере молекулы метана и других алканов. Второе валентное состояние — sр2-гибридизация — на примере молекулы этилена. Третье валентное состояние — sp-гибридизация — на примере молекулы-ацетилена. Геометрия молекул рассмотренных веществ и характеристика видов ковалентной связи в них. Модель Гиллеспи для объяснения взаимного отталкивания гибридных орбиталей и их расположения в пространстве с минимумом энергии.
Строение и классификация органических соединений. Классификация органических соединений по строению «углеродного скелета»: ациклические (алканы, алкены, алкины, алкадиены), карбоциклические (циклоалканы и арены) и гетероциклические. Классификация органических соединений по функциональным группам: спирты, фенолы, простые эфиры, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры.
Номенклатура тривиальная, рациональная и ИЮПАК. Рациональная номенклатура как предшественник номенклатуры ИЮПАК. Принципы образования названий органических соединений по ИЮПАК: замещения, родоначальной структуры, старшинства характеристических групп (алфавитный порядок).
Структурная изомерия и ее виды: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи и функциональной группы), межклассовая изомерия. Пространственная изомерия и ее виды: геометрическая и оптическая. Биологическое значение оптической изомерии. Отражение особенностей строения молекул геометрических и оптических изомеров в их названиях.
Реакции органических соединений.
Понятие о реакциях замещения. Галогенирование алканов и аренов, щелочной гидролиз га- логеналканов.
Понятие о реакциях присоединения. Гидрирование, гидрогалогенирование, галогенирование.
Реакции полимеризации и поликонденсации.Понятие о реакциях отщепления (элиминирования). дегидрирование алканов. Дегидратация спиртов. дегидрохлорирование на примере галогеналканов. Понятие о крекинге алканов и деполимеризации полимеров.Реакции изомеризации. Гомолитический и гетеролитический разрыв ковалентной химической связи; образование ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму. Понятие о нуклеофиле и электрофилеКлассификация реакций по типу реагирующих частиц (нуклеофильные и электрофильные) и принципу изменения состава молекулы. Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ. Индуктивный и мезомерный эффекты. Правило Марковникова.
Углеводороды.
Понятие об углеводородах.
Природные источники углеводородов. Нефть и ее промышленная переработка. Фракционная перегонка, термический и каталитический крекинг. Природный газ, его состав и практическое использование. Каменный уголь. Коксование каменного угля. Происхождение природных источников углеводородов. Риформинг, алкилирование и ароматизация нефтепродуктов. Экологические аспекты добычи, переработки и использования полезных ископаемых.
Алканы. Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекулы метана и других алканов. Изомерия алканов. Физические свойства алканов. Алканы в природе. Промышленные способы получения: крекинг алканов, фракционная перегонка нефти. Лабораторные способы получения алканов: синтез Вюрца, декарбоксилирование солей карбоновых кислот, гидролиз карбида алюминия. Реакции замещения. Горение алканов в различных условиях. Термическое разложение алканов. Изомеризация алканов. Применение алканов. Механизм реакции радикального замещения, его стадии. Практическое использование знаний о механизме (свободно-радикальном) реакций в правилах техники безопасности в быту и на производстве.
Алкены. Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена и других алкенов. Изомерия алкенов: структурная и пространственная. Номенклатура и физические свойства алкенов. Получение этиленовых углеводородов из алканов, галогеналканов и спиртов. Поляризация π-связи в молекулах алкенов на примере пропена. Понятие об индуктивном (+I) эффекте на примере молекулы пропена. Реакции присоединения (галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация, гидрирование). Реакции окисления и полимеризации алкенов. Применение алкенов на основе их свойств. Механизм реакции электрофильного присоединения к алкенам. Окисление алкенов в «мягких» и «жестких» условиях.
Алкины. Гомологический ряд алкинов. Общая формула. Строение молекулы ацетилена и других алкинов. Изомерия алкинов. Номенклатура ацетиленовых углеводородов. Получение алкинов: метановый и карбидный способы. Физические свойства алкинов. Реакции присоединения: галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация (реакция Кучерова), гидрирование. Тримеризация ацетилена в бензол. Применение алкинов. Окисление алкинов. Особые свойства терминальных алкинов.
Алкадиены. Общая формула алкадиенов. Строение молекул. Изомерия и номенклатура алкадиенов. Физические свойства. Взаимное расположение π-связей в молекулах алкадиенов: кумулированное, сопряженное, изолированное. Особенности строения сопряженных алкадиенов, их получение. Аналогия в химических свойствах алкенов и алкадиенов. Полимеризация алкадиенов. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Работы С.В. Лебедева. Особенности реакций присоединения к алкадиенам с сопряженными π-связями.
Циклоалканы. Понятие о циклоалканах и их свойствах. Гомологический ряд и общая формула циклоалканов. Напряжение цикла в С3Н6, С4Н8 и С5Н10, конформации С6Н12. Изомерия циклоалканов (по «углеродному скелету», цис-, транс-, межклассовая). Химические свойства циклоалканов: горение, разложение, радикальное замещение, изомеризация. Особые свойства циклопропана, циклобутана.
Арены. Бензол как представитель аренов. Строение молекулы бензола. Сопряжение π-связей. Изомерия и номенклатура аренов, их получение. Гомологи бензола. Влияние боковой цепи на электронную плотность сопряженного π-облака в молекулах гомологов бензола на примере толуола. Химические свойства бензола. Реакции замещения с участием бензола: галогенирование, нитрование и алкилирование. Применение бензола и его гомологов. Радикальное хлорирование бензола. Механизм и условия проведения реакции радикального хлорирования бензола. Каталитическое гидрирование бензола. Механизм реакций электрофильного замещения: галогенирования и нитрования бензола и его гомологов. Сравнение реакционной способности бензола и толуола в реакциях замещения. Ориентирующее действие группы атомов СН3— в реакциях замещения с участием толуола. Ориентанты I и II рода в реакциях замещения с участием аренов. Реакции боковых цепей алкилбензолов.
Кислородсодержащие органические вещества.
Спирты и фенолы
Спирты. Состав и классификация спиртов. Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, «углеродного скелета»). Физические свойства спиртов, их получение. Межмолекулярная водородная связь. Особенности электронного строения молекул спиртов. Химические свойства спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксильных групп: образование алкоголятов, взаимодействие с галогеноводородами, межмолекулярная и внутримолекулярная дегидратация, этерификация, окисление и дегидрирование спиртов. Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Важнейшие представители спиртов. Физиологическое действие метанола и этанола. Алкоголизм, его последствия. Профилактика алкоголизма.
Фенолы. Фенол, его физические свойства и получение. Химические свойства фенола как функция его строения. Кислотные свойства. Взаимное влияние атомов и групп в молекулах органических веществ на примере фенола. Поликонденсация фенола с формальдегидом. Качественная реакция на фенол. Применение фенола. Классификация фенолов. Сравнение кислотных свойств веществ, содержащих гидроксильную группу: воды, одно- и многоатомных спиртов, фенола. Электрофильное замещение в бензольном кольце. Применение производных фенола.
Альдегиды. Кетоны
Строение молекул альдегидов и кетонов, их изомерия и номенклатура. Особенности строения карбонильной группы. Физические свойства формальдегида и его гомологов. Отдельные представители альдегидов и кетонов. Химические свойства альдегидов, обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы атомов (гидрирование, окисление аммиачными растворами оксида серебра и гидроксида меди (II)). Качественные реакции на альдегиды. Реакция поликонденсации формальдегида с фенолом. Особенности строения и химических свойств кетонов. Нуклеофильное присоединение к карбонильным соединениям. Присоединение циановодорода и гидросульфита натрия. Взаимное влияние атомов в молекулах. Галогенирование альдегидов и кетонов по ионному механизму на свету. Качественная реакция на метилкетоны.
Карбоновые кислоты, сложные эфиры и жиры
Карбоновые кислоты. Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Физические свойства карбоновых кислот и их зависимость от строения молекул. Карбоновые кислоты в природе. Биологическая роль карбоновых кислот. Общие свойства неорганических и органических кислот (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями). Влияние углеводородного радикала на силу карбоновой кислоты. Реакция этерификации, условия ее проведения. Химические свойства непредельных карбоновых кислот, обусловленные наличием π-связи в молекуле. Реакции электрофильного замещения с участием бензойной кислоты.
Сложные эфиры. Строение сложных эфиров. Изомерия сложных эфиров («углеродного скелета» и межклассовая). Номенклатура сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации, гидролиз сложных эфиров. Равновесие реакции этерификации — гидролиза; факторы, влияющие на него. Решение расчетных задач на определение выхода продукта реакции (в %) от теоретически возможного, установление формулы и строения вещества по продуктам его сгорания (или гидролиза).
Жиры. Жиры — сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение жиров. Номенклатура и классификация жиров. Масла. Жиры в природе. Биологические функции жиров. Свойства жиров. Омыление жиров, получение мыла. Объяснение моющих свойств мыла. Гидрирование жидких жиров. Маргарин. Понятие о CMC. Объяснение моющих свойств мыла и CMC (в сравнении).
Углеводы
Моно-, ди- и полисахариды. Представители каждой группы.
Биологическая роль углеводов. Их значение в жизни человека и общества.
Моносахариды. Глюкоза, ее физические свойства. Строение молекулы. Равновесия в растворе глюкозы. Зависимость химических свойств глюкозы от строения молекулы. Взаимодействие с гидроксидом меди (II) при комнатной температуре и нагревании, этерификация, реакция «серебряного зеркала», гидрирование. Реакции брожения глюкозы: спиртового, молочнокислого. Глюкоза в природе. Биологическая роль глюкозы. Применение глюкозы на основе ее свойств. Фруктоза как изомер глюкозы. Сравнение строения молекул и химических свойств глюкозы и фруктозы. Фруктоза в природе и ее биологическая роль.
Дисахариды. Строение дисахаридов. Восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды. Сахароза, лактоза, мальтоза, их строение и биологическая роль. Гидролиз дисахаридов. Промышленное получение сахарозы из природного сырья.
Полисахариды. Крахмал и целлюлоза (сравнительная характеристика: строение, свойства, биологическая роль). Физические свойства полисахаридов. Химические свойства полисахаридов. Гидролиз полисахаридов. Качественная реакция на крахмал. Полисахариды в природе, их биологическая роль. Применение полисахаридов. Понятие об искусственных волокнах. Взаимодействие целлюлозы с неорганическими и карбоновыми кислотами — образование сложных эфиров.
Экспериментальные задачи. 1. Распознавание растворов глюкозы и глицерина. 2. Определение наличия крахмала в меде, хлебе, маргарине.
Азотсодержащие органические соединения
Амины. Состав и строение аминов. Классификация, изомерия и номенклатура аминов. Алифатические амины. Анилин. Получение аминов: алкилирование аммиака, восстановление нитросоединений (реакция Зинина). Физические свойства аминов. Химические свойства аминов: взаимодействие с водой и кислотами. Гомологический ряд ароматических аминов. Алкилирование и ацилирование аминов. Взаимное влияние атомов в молекулах на примере аммиака, алифатических и ароматических аминов. Применение аминов.
Аминокислоты и белки. Состав и строение молекул аминокислот. Изомерия аминокислот. Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот и ее причины. Взаимодействие аминокислот с основаниями. Взаимодействие аминокислот с кислотами, образование сложных эфиров. Образование внутримолекулярных солей (биполярного иона). Реакция поликонденсации аминокислот. Синтетические волокна (капрон, энант и др.). Биологическая роль аминокислот. Применение аминокислот.
Белки как природные биополимеры. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды. Белки. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные (цветные) реакции. Биологические функции белков. Значение белков. Четвертичная структура белков как агрегация белковых и небелковых молекул. Глобальная проблема белкового голодания и пути ее решения.
Нуклеиновые кислоты. Общий план строения нуклеотидов. Понятие о пиримидиновых и пуриновых основаниях. Первичная, вторичная и третичная структуры молекулы ДНК. Биологическая роль ДНК и РНК. Генная инженерия и биотехнология. Трансгенные формы животных и растений.
Биологически активные вещества
Витамины. Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение. Нормы потребления витаминов. Водорастворимые (на примере витамина С) и жирорастворимые (на примере витаминов А и Р) витамины. Понятие об авитаминозах, гипер- и гиповитаминозах. Профилактика авитаминозов. Отдельные представители водорастворимых витаминов (С, РР, группы В) и жирорастворимых витаминов (А, Р, Е). Их биологическая роль.
Ферменты. Понятие о ферментах как о биологических катализаторах белковой природы. Значение в биологии и применение в промышленности. Классификация ферментов. Особенности строения и свойств ферментов: селективность и эффективность. Зависимость активности фермента от температуры и рН среды. Особенности строения и свойств в сравнении с неорганическими катализаторами.
Гормоны. Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов. Классификация гормонов: стероиды, производные аминокислот, полипептидные и белковые гормоны. Отдельные представители гормонов: эстрадиол, тестостерон, инсулин, адреналин.
Лекарства. Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. Группы лекарств: сульфамиды (стрептоцид), антибиотики (пенициллин), аспирин. Безопасные способы применения, лекарственные формы. Краткие исторические сведения о возникновении и развитии химиотерапии. Механизм действия некоторых лекарственных препаратов, строение молекул, прогнозирование свойств на основе анализа химического строения.
Антибиотики, их классификация по строению, типу и спектру действия. дисбактериоз. Наркотики, наркомания и ее профилактика.
Практикум
1. Обнаружение углерода, водорода и хлора в органических веществах 2. Получение этилена и изучение его свойств 3. Получение и химические свойства алкинов и диенов 4. Спирты. Растворимость спиртов в воде. 5. Гидроксильные и карбонильные производные углеводородов 6. Карбоновые кислоты: общие свойства 7. Получение карбоновых кислот. Особые свойства карбоновых кислот 8. Углеводы. 9. Амины, аминокислоты. 10. Белки. 11. Идентификация органических соединений. 12. Действие ферментов на различные вещества. 13. Аналих лекарственных средств.
Планирование составлено на основании Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень), автор О.С.Габриелян, Москва, «Дрофа», 2010 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
3. Учебно-тематический план.
№№ п\п | Наименование темы | Всего, Час. | Из них | |
Практ. работы. | Контр. работы | |||
1 | Введение | 7 | - | 1 |
2 | Строение органических соединений | 9 | - | - |
3 | Реакции органических соединений | 6 | - | 1 |
4 | Углеводороды | 32 | 2 | 2 |
5 | Кислородсодержащие соединения | 26 | 4 | 1 |
6 | Углеводы | 7 | 1 | - |
7 | Азотсодержащие соединения | 9 | 3 | - |
8 | Биологически активные соединения | 9 | 2 | 1 |
| Итого | 105 | 11 | 6 |
4. Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
важнейшие химические понятия: вещество, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет. функциональная группа, изомерия, гомология:
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства
состава, периодический закон,
основные теории химии: химической связи, строения органических соединении.
важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы,
уметь:
называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре,
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, принадлежность веществ к различны классам органических соединений,
характеризовать: общие химические свойства органических соединении; строение и химические свойства изученных органических соединении,
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения,
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ,
6. проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернет); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
7. объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве:
8. определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий:
9. экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на
организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами,
лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации,
поступающей из разных источников.
Предусмотрено овладение следующими компетенциями:
учебно-познавательной,
коммуникативной,
информационной,
рефлексивной,
личностного саморазвития,
смыслопоисковой,
профессионально-трудового выбора.
5. Перечень учебно-методического обеспечения.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 10-11 классы. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004
Для информационной компьютерной поддержки учебного процесса предлагается использование компьютерных программ и Интернет:
Электронный справочник «Кирилла и Мефодия».
- «Образовательная коллекция. Химия для всех - XXI: Решение задач. Самоучитель»;
- «Закономерности протекания химических реакций»;
6. Список литературы
для учителя:
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Химия.10кл. Профильный уровень» авторов О. С. Габриеляна, Ф. Н. Маскаева, С. Ю. Пономарева, В. И. Теренина (Москва.: Дрофа, 2005.), а также дополнительных пособий:
1. О.С Габриелян. «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных
учреждений». М.: Дрофа, 2005.
2. Т.С.Назарова, А.А.Грабецкий, В.Н.Лаврова Химический эксперимент в школе. –М.:
Просвещение,1987.
3. Я.Л. Гольдфарб, Ю.В.Ходаков, Ю.Б. Додонов «Химия. Задачник 8 – 11 классы». – М.:
Дрофа,2001 М.Ю.
4. М.Ю.Горковенко. Химия. 8 класс: Поурочные разработки к учебникам. – М.: ВАКО, 2007.
5. В.Г.Денисова. Химия. 10 класс: поурочные планы по учебнику О.С.Габриеляна и др.-
Волгоград: Учитель,2008.
6. Н.Н.Гара, М.В.Зуева.Контрольные и проверочные по химии. 10 – 11 кл.: Метод. Пособие.
– М.: Дрофа,2000
7. О.С Габриелян. Задачи по химии и способы их решения 10 – 11 кл. – М.:Дрофа,2006 8. УМК Рябов М.А., Сборник заданий и упражнений по химии: 10 кл. к учебнику
О.С.Габриеляна - М.: «Экзамен»,2008
9. УМК Н.С.Павлов. Дидактические карточки-задания по химии: 10 кл. к учебнику
О.С.Габриеляна - М.: «Экзамен»,2006
10. УМК А.А.Дроздов. Поурочное планирование по химии. 10 кл. к учебнику
О.С.Габриеляна. – М.:Дрофа,2006
для учащихся
1.Габриелян О. С., Маскаев Ф. Н., Пономарев С. Ю., Теренин В. И. Учебник. Химия. 10 кл.
Профильный уровень. — М.: Дрофа, 2010 г.
2. Энциклопедический словарь юного химика. (Сост. В.А.Крицман, В.В.Станцо.)-
М.:Педагогика , 1982.
3. Я.Л. Гольдфарб, Ю.В.Ходаков, Ю.Б. Додонов «Химия. Задачник 8 – 11 классы». – М.:
Дрофа,2001
4. Ю.Д.Третьяков.Справочные материалы. Химия. Учебное пособие для учащихся. –М.:
Просвещение,1984
Календарно-тематическое планирование (105 часов)
№ п/п | Содержание учебного материала | Требования к уровню подготовки учащихся. | Вид контроля | Количество часов | Дата | |
План | Факт | |||||
Тема 1. Введение. (7 часов) | ||||||
1. | Введение. Общие сведения об органических веществах. | Знать: определение органических в-в, основные признаки в-в, примеры. Уметь: определять орг. в-ва среди предложенных. | Устный: текущий | 1 |
|
|
2 | Предпосылки создания теории строения органических веществ. Теория строения органических веществ А.М.Бутлерова. | Знать: основные положения теории строения орг. в-в. Понятия изомеры, гомологи. Уметь: записывать формулы изомеров, гомологов к предложенным в-вам. | Опрос – упр 1,5 | 1 |
|
|
3 | Электронное строение атома углерода. Ковалентная химическая связь. | Знать: понятие атомные орбитали, виды электронных облаков, их форму. Уметь: записывать электронные и электронно-графические формулы атомов элементов, определять тип связи. | Опрос-упр1,3, | 1 |
|
|
4 | Обменный и донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи. | Знать: определение понятия гибридизация, виды гибридных орбиталей, форму молекул с различным типом гибридизации. Уметь: определять тип гибридизации орбиталей по формуле вещества. |
| 1 |
|
|
5 | Валентные состояния атома углерода. | Знать: определение понятия гибридизация, виды гибридных орбиталей, форму молекул с различным типом гибридизации. Уметь: определять тип гибридизации орбиталей по формуле вещества | Экспресс-опрос | 1 |
|
|
6 | Вид гибридизации и форма молекул. | Знать: классы изученных веществ, номенклатуру, виды изомерии, основные свойства. Уметь: определять класс предложенного вещества, называть вещества, записывать изомеры, уравнения реакций, характеризующих основные свойства веществ. | Самостоятельная работа | 1 |
|
|
7 | Входная контрольная работа |
| Контр.работа с заданиями |
|
|
|
Тема 2. Строение органических соединений. (9 часов) | ||||||
8. | Классификация органических соединений. | Знать: признаки классификации по строению скелета. Уметь: давать классификационную характеристику вещества, исходя из его строения. |
| 1 |
|
|
9. | Классификация органических соединений | Знать: основные функциональные группы орган. соединений, их названия. Уметь: определять класс вещества по функциональной группе. | Сам.работа с таблицей. | 1 |
|
|
10. | Номенклатура органических веществ. | Знать: виды номенклатур, принципы составления названия веществ по каждой номенклатуре. Уметь: называть вещества по различным видам номенклатур. | Экспресс-опрос | 1 |
|
|
11. | Номенклатура органических веществ. | Знать: виды номенклатур, принципы составления названия веществ по каждой номенклатуре. Уметь: называть вещества по различным видам номенклатур. | Работа по карточкам | 1 |
|
|
12. | Виды изомерии органических веществ. | Знать: понятие изомерия, типы и виды изомерии. Уметь: записывать формулы изомеров к предложенным веществам, находить формулы изомеров среди предложенных веществ, называть вещества-изомеры. | Карточки с заданиями | 1 |
|
|
13. | Пространственная изомерия. Статическая и динамическая изомерия. | Знать: понятие изомерия, типы и виды изомерии. Уметь: записывать формулы изомеров к предложенным веществам, находить формулы изомеров среди предложенных веществ, называть вещества-изомеры. | Экспресс-опрос | 1 |
|
|
14. | Изомерия и номенклатура органических веществ. | Знать: понятие изомерия, типы и виды изомерии. Уметь: записывать формулы изомеров к предложенным веществам, находить формулы изомеров среди предложенных веществ, называть вещества-изомеры. | Самостоятельная работа по вариантам (карточки) | 1 |
|
|
15. | Решение задач на вывод формул органических веществ | Знать: алгоритм решения задач данного типа. Уметь: производить расчеты по формулам. | Карточки с заданиями | 1 |
|
|
16. | Решение задач на вывод формул органических веществ | Знать: алгоритм решения задач данного типа. Уметь: решать задачи, на вывод формулы вещества, исходя из имеющихся по условию данных. | Творческая ра бота в группах по заданиям | 1 |
|
|
Тема 3. Реакции органических соединений (6часов) | ||||||
17. | Типы химических реакций в органической химии | Знать: основные типы химических реакций в орган. Химии, их признаки, механизм реакций; понятия ион и радикал. Уметь: определять тип реакции, исходя из уравнения, записывать уравнения различных типов реакций для конкретных веществ. | Карточки с заданиями | 1 |
|
|
18. | Классификация реакций в органической химии | Знать: основные типы химических реакций в органической химии. Уметь: определять тип реакции, записывать уравнения различных типов реакций. | Самостоятельная работа | 1 |
|
|
19. | Электронные эффекты в молекулах. Способы разрыва химической связи. | Знать: понятия электрофил, нуклеофил, ион, радикал. Уметь: определять тип разрыва связи в молекуле. | Самостоятельная работа | 1 |
|
|
20. | Электронные эффекты в молекулах. Способы разрыва химической связи. | Знать: понятия индуктивный и мезомерный эффект. Уметь: показывать смещение электронной плотности в молекулах, определять характер взаимного влияния атомов в молекулах.
|
| 1 |
|
|
21. | Поготовка к контрольной работе. | Знать: теоретические основы изученного материала. Уметь: применять полученные знания при решении заданий. | Карточки для выполнения упражнений | 1 |
|
|
22. | Контрольная работа № 2 по теме: Строение и классификация орга нических соединений, химиичес кие реакции в органической химии | Знать: теоретические основы изученного материала. Уметь: применять полученные знания при решении заданий. | Контрольная работа с заданиями | 1 |
|
|
Тема 3. Углеводороды. ( 32 час) | ||||||
23 | Природные источники углеводородов. | Знать: природные источники УВ и способы их переработки; использовать приобретенные знания для понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических, сырьевых. | Работа с коллекцией | 1 |
|
|
24 | Природные источники углеводородов. | Знать: природные источники УВ и способы их переработки; использовать приобретенные знания для понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических,сырьевых. | Конференция | 1 |
|
|
25 | Алканы: состав, строение, изомерия, номенклатура. | Знать: состав алканов, номенклатуру, гомологический ряд, гомологи, структурную изомерию. Уметь: Определять формулы алканов среди предложенных формул в-в, записывать формулы гомологов и изомеров к предложенным в-вам, называть вещества. |
| 1 |
|
|
26 | Алканы: состав, строение, изомерия, номенклатура. | Знать: состав алканов, номенклатуру, гомологический ряд, гомологи, структурную изомерию. Уметь: Определять формулы алканов среди предложенных формул в-в, записывать формулы гомологов и изомеров к предложенным в-вам, называть вещества. | Упражнения разного уровня | 1 |
|
|
27 | Алканы: получение, свойства, применение. | Знать: строение и свойства алканов Уметь: характеризовать свойства алканов при помощи уравнений реакций, объяснять зависимость химической активности алканов от их строения. |
| 1 |
|
|
28. | Алканы: получение, свойства, применение. | Знать: строение и свойства алканов Уметь: характеризовать свойства алканов при помощи уравнений реакций, объяснять зависимость химической активности алканов от их строения. | Упражнения разного уровня | 1 |
|
|
29 | Решение задач и упражнений по теме «Алканы» | Знать: теоретические основы изученного раздела. Уметь: применять полученные знания при решении заданий по теме. | Карточки с заданиями | 1 |
|
|
30 | Практическая работа № 1 «Обнаружение углерода, водорода и хлора в органических веществах» | Знать: правила ТБ при проведении эксперимента. Уметь: выполнять исследования согласно инструктивной карте, применяя полученные ранее навыки. |
| 1 |
|
|
31 | Алкены: состав, строение, изомерия, номенклатура. | Знать: состав алкенов, гомологический ряд, виды изомерии, номенклатуру. Уметь: определять алкены, называть, записывать гомологи и изомеры. |
| 1 |
|
|
32 | Алкены: получение, свойства, применение алкенов. | Знать: основные химические свойства алкенов. Уметь: характеризовать строение и свойства веществ, записывать уравнения соответствующих реакций. Основные промышленные и лабораторные способы получения алкенов. Уметь: записывать уравнения соответствующих реакций. | Упражнения разного уровня | 1 |
|
|
33 | Алкены: получение, свойства, применение алкенов. | Знать: основные химические свойства алкенов. Уметь: характеризовать строение и свойства веществ, записывать уравнения соответствующих реакций. Основные промышленные и лабораторные способы получения алкенов. Уметь: записывать уравнения соответствующих реакций. | Упражнения разного уровня | 1 |
|
|
34 | Решение задач и упражнений по теме «Алкены» | Знать: состав, особенности строения, химические свойства, способы получения. Уметь: записывать уравнения реакций характеризующих свойства и способы получения алкенов. | Карточки с заданиями | 1 |
|
|
35 | Практическая работа № 2 «Получение этилена и изучение его свойств» | Знать: правила ТБ при проведении эксперимента. Уметь: выполнять исследования согласно инструктивной карте, применяя полученные ранее навыки. |
| 1 |
|
|
36 | Алкины: состав, строение, изомерия, номеклатура. | Знать: состав, гомологический ряд, номенклатуру, изомерию, физич. свойства алкинов. Уметь: определять алкины среди предложенных в-в, записывать гомологи и изомеры, называть их. |
| 1 |
|
|
37 | Алкины: получение, свойства, применение. | Знать: химические свойства алкинов, основные области применения. Уметь: составлять уравнения реакций, характеризующих св-ва алкинов, способы их получения, объяснять зависимость свойств алкинов от их строения. | Выполнение упражнений | 1 |
|
|
38 | Алкины: получение, свойства, применение. | Знать: химические свойства алкинов, основные области применения. Уметь: составлять уравнения реакций, характеризующих св-ва алкинов, способы их получения, объяснять зависимость свойств алкинов от их строения. | Карточки с заданиями | 1 |
|
|
39 | Алкадиены: состав, строение, изомерия, номеклатура. | Знать: понятие, состав, номенклатуру, изомерию диенов. виды полимеров, строение, состав, способы их получения, применение. Уметь: называть УВ, записывать гомологи и изомеры. характеризовать полимер исходя из его состава и строения. | Выполнение упражнений | 1 |
|
|
40 | Алкадиены: получение, свойства, применение. Каучук и резина. | Знать: характерные химические свойства алкадиенов, состав и строение каучука, его свойства. Уметь: записывать уравнения соответствующих реакций. | Выполнение упражнений | 1 |
|
|
41 | Алкадиены: получение, свойства, применение. Каучук и резина. | Знать: характерные химические свойства алкадиенов, состав и строение каучука, его свойства. Уметь: записывать уравнения соответствующих реакций. | Фронтальный опрос | 1 |
|
|
42 | Решение задач на вывод формулы органических веществ по продуктам их сгорания | Знать: алгоритм решения задач данного типа. Уметь: производить расчеты | Карточки с заданиями | 1 |
|
|
43 | Практическая работа №3 «Получение и химические свойства алкинов и диенов» | Знать: правила ТБ при проведении эксперимента. Уметь: выполнять исследования согласно инструктивной карте, применяя полученные ранее навыки. |
| 1 |
|
|
44 | Итоговая (1 полугодие) контрольная работа |
| Контр.работа с заданиями | 1 |
|
|
45 | Циклоалканы. | Уметь: называть циклоалканы по международной номенклатуре, объяснять зависимость реакционной способности циклоалканов от строения их молекул. | Карточки с заданиями | 1 |
|
|
46 | Циклоалканы. | Уметь: называть циклоалканы по международной номенклатуре, объяснять зависимость реакционной способности циклоалканов от строения их молекул. | Выполнение упражнений | 1 |
|
|
47 | Ароматические углеводороды: состав, строение. | Знать: состав аренов, общую формулу класса, гомологический ряд, строение, физич. свойства. Уметь: определять арены среди предложенных веществ, записывать гомологи, называть их. | Выполнение упражнений | 1 |
|
|
48 | Изомерия и номенклатура гомологов бензола. Способы получения. | Знать: гомологический ряд бензола, виды изомерии в классе аренов, лабораторные и промышленные способы получения. Уметь: записывать формулы изомеров, называть их, записывать уравнения реакций, характеризующих способы получения аренов. | Карточки с заданиями | 1 |
|
|
49 | Химические свойства бензола и его гомологов. | Знать: свойства аренов. Уметь: определять характер взаимного влияния атомов в молекулах, объяснять зависимость свойств от строения, записывать уравнения соответствующих реакций. | Выполнение упражнений | 1 |
|
|
50 | Химические свойства бензола и его гомологов. | Знать: свойства аренов. Уметь: определять характер взаимного влияния атомов в молекулах, объяснять зависимость свойств от строения, записывать уравнения соответствующих реакций. | Фронтальный опрос | 1 |
|
|
51 | Решение задач и упражнений по теме «Арены» | Знать: состав, строение, изомерию, номенклатуру, химические свойства аренов. Уметь: называть вещества, записывать гомологи и изомеры, характеризовать химические свойства, записывать уравнения соответствующих реакций. | Карточки с заданиями | 1 |
|
|
52 | Генетическая связь углеводородов. | Знать: свойства, способы получения УВ, механизмы перехода из одного класса УВ в другой, химические свойства каждого класса. Уметь: записывать уравнения реакций перехода из одного класса УВ в другой. | Карточки с заданиями | 1 |
|
|
53 | Обобщение сведений об углеводородах. Подготовка к контрольной работе. | Знать: классы углеводородов, общие формулы классов углеводородов, основные химические св-ва каждого класса, получение, применение. Уметь: записывать формулы гомологов, называть в-ва, записывать уравнения реакций иллюстрирующих генетическую связь между классами углеводородов. | Карточки для выполнения упражнений | 1 |
|
|
54 | Контрольная работа № 3 по теме «Углеводороды». | Знать: классы углеводородов, основные химические св-ва каждого класса, получение, применение. Уметь: записывать формулы гомологов, изомеров называть в-ва, записывать уравнения реакций иллюстрирующих генетическую связь между классами углеводородов. Решать расчётные задачи на установление молекулярной и структурной формул |
| 1 |
|
|
Тема 4. Кислородсодержащие органические вещества. (26 часов) | ||||||
55 | Спирты: состав, строение, классификация, изомерия, номеклатура.. | Знать: характерные признаки спиртов, номенклатуру, особенности строения. Уметь: определять вещества данного класса, называть их, классифицировать. | Карточки с заданиями | 1 |
|
|
56 | Свойства, получение, применение предельных одноатомных спиртов. | Знать: знать наиболее значимые спирты. промышленные и лабораторные способы получения спиртов.Уметь: характеризовать свойства спиртов, объяснять зависимость свойств от строения, записывать уравнения соответствующих реакций, применять полученные знания в жизни. | Экспресс-опрос | 1 |
|
|
57 | Свойства, получение, применение предельных одноатомных спиртов. | Знать: знать наиболее значимые спирты. промышленные и лабораторные способы получения спиртов.Уметь: характеризовать свойства спиртов, объяснять зависимость свойств от строения, записывать уравнения соответствующих реакций, применять полученные знания в жизни. | Самостоятельная работа с упражнениями | 1 |
|
|
58 | Практическая работа № 4 Спирты. Растворимость спиртов в воде. | Знать: классификацию, виды изомерии, особенности строения, номенклатуру. Уметь: называть спирты, записывать гомологи и изомеры | Проверочная работа | 1 |
|
|
59 | Многоатомные спирты. | Знать: важнейшие представители данного класса, их применение. Уметь: характеризовать химические свойства, способы получения. | Карточки с заданиями | 1 |
|
|
60 | Фенолы. | Знать: вещества данного класса, особенности строения, виды изомерии и номенклатуру. Уметь: характеризовать строение и взаимное влияние атомов в молекуле. | Опрос | 1 |
|
|
61 | Фенол. | Знать: характерные химические свойства фенола, способы получения, области применения. Уметь: характеризовать строение и свойства, показывать на примерах взаимное влияние атомов в молекуле. | Опрос | 1 |
|
|
62 | Альдегиды и кетоны: строение, изомерия, номенклатура. | Знать: классификацию, номенклатуру веществ, особенности строения. Уметь: называть вещества, объяснять особенности строения молекул. | Построение структурных формул | 1 |
|
|
63 | Альдегиды и кетоны: строение, изомерия, номенклатура. | Знать: классификацию, номенклатуру веществ, особенности строения. Уметь: называть вещества, объяснять особенности строения молекул. | Построение структурных формул | 1 |
|
|
64 | Карбонильные соединения: свойства, получение, применение. | Знать: общие и специфические свойства альдегидов и кетонов, качественные реакции на альдегидную группу. вещества, широко используемые в хозяйственной деятельности, способы их получения. Уметь: характеризовать свойства альдегидов и кетонов при помощи соответствующих уравнений реакций. | Опрос | 1 |
|
|
65 | Карбонильные соединения: свойства, получение, применение. | Знать: общие и специфические свойства альдегидов и кетонов, качественные реакции на альдегидную группу. вещества, широко используемые в хозяйственной деятельности, способы их получения. Уметь: характеризовать свойства альдегидов и кетонов при помощи соответствующих уравнений реакций. | Самостоятельная работа | 1 |
|
|
66 | Семинар «Карбонильные соединения» | Знать: алгоритмы решения задач ранее изученных типов, качественные реакции на каждый изученный класс веществ. Уметь: производить соответствующие расчеты, химический эксперимент по определению веществ. | Проверочная работа | 1 |
|
|
67 | Практическая работа № 5 «Гидроксильные и карбонильные производные углеводородов» | Знать: Правила Т.Б. при проведении эксперимента. Уметь: проводить эксперимент согласно инструктивной карте. |
| 1 |
|
|
68 | Карбоновые кислоты: классификация, номенклатура, изомерия. | Знать: строение, номенклатуру, изомерию карбоновых кислот. Уметь: объяснять взаимное влияние атомов в молекуле. | Построение структурных формул | 1 |
|
|
69 | Одноосновные кислоты: физические и химические свойства, получение. | Знать: состав, строение, изомерию, номенклатуру, физические свойства одноосновных карбоновых кислот. химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот. общие и специфические способы получения кислот, важнейших представителей класса кислот. Уметь: составлять формулы гомологов и изомеров, называть вещества. характеризовать свойства, получение и применение важнейших карбоновых кислот. |
| 1 |
|
|
70 | Одноосновные кислоты: физические и химические свойства, получение. | Знать: состав, строение, изомерию, номенклатуру, физические свойства одноосновных карбоновых кислот. химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот. общие и специфические способы получения кислот, важнейших представителей класса кислот. Уметь: составлять формулы гомологов и изомеров, называть вещества. характеризовать свойства, получение и применение важнейших карбоновых кислот. | Опрос | 1 |
|
|
71 | Представители карбоновых кислот и их применение. | Знать: общие и специфические способы получения кислот, важнейших представителей класса кислот. Уметь: характеризовать свойства, получение и применение важнейших карбоновых кислот. | Карточки для выполнения упражнений | 1 |
|
|
72 | Семинар «Карбоновые кислоты» | Знать: алгоритмы решения задач ранее изученных типов, качественные реакции на каждый изученный класс веществ. Уметь: производить соответствующие расчеты, химический эксперимент по определению веществ. | Решение задач и упражнений | 1 |
|
|
73 | Практическая работа №6 «Карбоновые кислоты: общие свойства» | Знать: Правила Т.Б. при проведении эксперимента. Уметь: проводить эксперимент согласно инструктивной карте. |
| 1 |
|
|
74 | Практическая работа №7 «Получение карбоновых кислот. Особые свойства карбоновых кислот» | Знать: Правила Т.Б. при проведении эксперимента. Уметь: проводить эксперимент согласно инструктивной карте. |
| 1 |
|
|
75 | Сложные эфиры. | Знать: состав, строение,номенклатуру,свойства сложных эфиров. Уметь: работать с различными источниками информации. | Решение упражнений | 1 |
|
|
76 | Сложные эфиры. | Знать: состав, строение,номенклатуру,свойства сложных эфиров. Уметь: работать с различными источниками информации. |
| 1 |
|
|
77 | Жиры. | Знать: состав, строение, номенклатуру, свойства жиров Уметь: работать с различными источниками информации. | Решение упражнений | 1 |
|
|
78 | Семинар: сложные эфиры и жиры. | Знать: алгоритмы решения задач ранее изученных типов, качественные реакции на каждый изученный класс веществ. Уметь: производить соответствующие расчеты, химический эксперимент по определению веществ. | Решение задач и упражнений | 1 |
|
|
79 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Кислородсодержащие органические вещества». | Знать: химические свойства и способы получения каждого класса веществ. Уметь: показать генетичес-кую связь между различны-ми классами органических соединений при помощи уравнений реакций. | Карточки с заданиями | 1 |
|
|
80 | Контрольная работа № 4 «Кислородсодержащие органические вещества». | Знать: состав, строение, изомерию, номенклатуру, химические свойства изученных классов веществ. Уметь: определять класс веществ, называть вещества, характеризовать строение и свойства, способы получе-ния. Показывать взаимосвязь веществ. |
| 1 |
|
|
Тема 5. Углеводы. (7 часов) | ||||||
81 | Понятие об углеводах. Моносахариды. | Знать: состав и классификацию углеводов. Уметь: называть вещества. |
| 1 |
|
|
82 | Понятие об углеводах. Моносахариды. | Знать: состав и классификацию углеводов. Уметь: называть вещества. | Решение упражнений | 1 |
|
|
83 | Фруктоза. Рибоза. Дезоксирибоза. | Знать: строение, изомерию, свойства глюкозы и фруктозы, рибозы и дезоксирибозы. Уметь: характеризовать свойства исходя из строения. | Опрос | 1 |
|
|
84 | Сахароза. | Знать: строение, изомерию, свойства сахарозы. Уметь: характеризовать свойства исходя из строения. | Решение упражнений | 1 |
|
|
85 | Полисахариды. | Знать: состав и строение крахмала и целлюлозы. Уметь: характеризовать свойства исходя из строения. | Решение упражнений | 1 |
|
|
86 | Обобщение сведений об углеводах. | Знать: классификацию углеводов, особенности строения каждого вида, свойства. Уметь: характеризовать свойства каждого вида вещества. | Карточки с заданиями | 1 |
|
|
87 | Практическая работа №8 «Углеводы» | Знать: правила ТБ при проведении эксперимента. Уметь: выполнять исследования согласно инструктивной карте, применяя полученные ранее навыки. |
| 1 |
|
|
Тема 6. Азотсодержащие органические вещества.(9 часов) | ||||||
88 | Амины. | Знать: определение класса, состав, номенклатуру, виды изомерии. Уметь: записывать гомологические ряды предельных и ароматических аминов, называть вещества. | Карточки с заданиями | 1 |
|
|
89 | Семинар «Амины» | Знать: общие и специфические свойства аминов различных видов. Уметь: характеризовать свойства аминов исходя из их строения, показывать зависимость свойств веществ от их строения. | Решение задач и упражнений | 1 |
|
|
90 | Аминокислоты. | Знать: номенклатуру, изомерию, свойства. Уметь: называть вещества, составлять формулы изомеров, гомологов, характеризовать свойства с помощью уравнений реакций, объяснять зависимость свойств от строения молекул. | Карточки с заданиями | 1 |
|
|
91 | Белки. | Знать: состав белковой молекулы, механизм синтеза, структуры, свойства белков, качественные реакции на отдельные функциональные группы в составе белковой молекулы. Уметь: работать с различными источниками информации, осуществлять цветные реакции на белок. | Опрос | 1 |
|
|
92 | Белки. | Знать: состав белковой молекулы, механизм синтеза, структуры, свойства белков, качественные реакции на отдельные функциональные группы в составе белковой молекулы. Уметь: работать с различными источниками информации, осуществлять цветные реакции на белок. | Карточки с заданиями | 1 |
|
|
93 | Практическая работа № 9 «Амины. Аминокислоты». | Знать: правила Т.Б. при проведении эксперимента. Уметь: проводить эксперимент согласно инструктивной карте. |
| 1 |
|
|
94 | Практическая работа № 10 «Белки» | Знать: правила Т.Б. при проведении эксперимента. Уметь: проводить эксперимент согласно инструктивной карте. |
| 1 |
|
|
95 | Нуклеиновые кислоты. | Знать: строение и свойства нуклеиновых кислот. Уметь: характеризовать зависимость свойств и строения, работать с источниками информации, обрабатывать ее, передавать различными способами. | Опрос | 1 |
|
|
96 | Практическая работа № 11 « Идентификация органических веществ» | Знать: правила Т.Б. при проведении эксперимента. Уметь: проводить эксперимент по распознава-нию органических веществ. |
| 1 |
|
|
Тема 7. Биологически активные соединения.(9 часов) | ||||||
97 | Витамины. | Знать: соотношение витаминов с функциями веществ; классификацию витаминов; применение витаминных препаратов; роль витаминов группы А,В,С,D Уметь: характеризовать свойства витаминов | Решение упражнений | 1 |
|
|
98 | Ферменты. | Знать: химическую природу ферментов; классификацию ферментов; Уметь: отличать действие ферментов от действий неорганических катализаторов. | Решение упражнений | 1 |
|
|
99 | Практическая работа №12. Действие ферментов на различные вещества. | Знать: правила Т.Б. при проведении эксперимента. Уметь: проводить эксперимент согласно инструктивной карте. |
| 1 |
|
|
100 | Гормоны. | Знать: свойства гормонов; их строение и номенклатуру; Уметь: классифицировать гормоны. | Решение упражнений | 1 |
|
|
101 | Гормоны. | Знать: свойства гормонов; их строение и номенклатуру; Уметь: классифицировать гормоны. | Опрос | 1 |
|
|
102 | Лекарства. | Знать: «исторический путь» лекарственных средств; становление лекарственной медицины; строение и свойства лекарственных средств Уметь: называть вещества, составлять формулы, гомологов, характеризовать свойства с помощью уравнений реакций, объяснять зависимость свойств от строения молекул. | Решение упражнений | 1 |
|
|
103 | Лекарства. | Знать: «исторический путь» лекарственных средств; становление лекарственной медицины; строение и свойства лекарственных средств Уметь: называть вещества, составлять формулы, гомологов, характеризовать свойства с помощью уравнений реакций, объяснять зависимость свойств от строения молекул. | Опрос | 1 |
|
|
104 | Практическая работа №13. Анализ лекарственных препаратов. | Знать: правила Т.Б. при проведении эксперимента. Уметь: проводить эксперимент согласно инструктивной карте. |
| 1 |
|
|
105 | Итоговая контрольная работа |
|
| 1 |
|
|
11