СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета (литература 8 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для 8 класса содержит: планируемые предметные результаты освоения  учебного предмета «литература», содержание, тематическое планирование

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета (литература 8 класс)»


Филиал

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Бейская средняя общеобразовательная школа-интернат»

«Новониколаевская основная общеобразовательная школа»




УТВЕРЖДАЮ:

директор МБОУ Бейской ОШИ

_________ Т.А. Грудинина

Приказ № ___

от «__» августа 2017 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


литература

8 класс















Разработчик: учитель русского языка

первой квалификационной категории

Падалко Татьяна Викторовна





Обсуждена и согласована на методическом объединении учителей

Протокол № от __ августа 2017 г.

Принята на Методическом совете школы

Протокол № от __ августа 2017 г.







д. Новониколаевка, 2017 г.


Планируемые результаты освоения курса «литература»


Изучение литературы создает базу для личностных результатов учебной деятельности ученика, которые обусловлены предметными и метапредметными результатами.

Предметные результаты:

— адекватное восприятие художественных произведений в объеме программы;

— знание изученных текстов;

— овладение специальными приемами анализа содержания литературного произведения исторической тематики (использование исторических материалов, привлечение внимания к историческому словарю, понимание особой роли исторического комментария и др.).

Метапредметные результаты:

— расширение круга приемов составления разных типов плана;

— обогащение способов организации материала пересказов;

— расширение круга справочных материалов, интернет-ресурсов и навыка работы с ними;

— умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы.

Личностные результаты:

— знание наизусть художественных текстов в рамках программы;

— умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;

— умение создавать творческие работы исторической тематики.

Осознанно продолжать формирование собственного круга чтения, включая произведения на исторические темы.



Содержание

Восьмой класс (68 часов) Литература и время. Автор и время 1 ч

История в произведениях искусства слова

Литературный процесс как часть исторического про­цесса, Время на страницах исторических произведений.

Жанровое разнообразие произведений исторической те­матики. Исторические роман—повесть—рассказ, исто­рические пьесы, поэмы, песни, исторические мотивы в лирике. Роль авторской позиции в произведениях исто­рической тематики.

Сказка X. К. Андерсена «Калоши счастья» как эпи­граф к изучению исторической тематики, как разверну­тая притча о характере связи времен между собой. Ге­рой сказки и его путешествие в средние века. Четкость и убедительность выводов автора.

Теория. Эпиграф.

История в устном народном творчестве

Жанры исторической тематики в фольклоре. Причи­на их сохранности в памяти народной. Сюжеты и герои исторических произведений фольклора. Былины как свидетельство былых событий. Связь песен с обрядами.

Теория. Народные обряды.

Историческая народная песня

Историческая народная песня. Ее герои и сюжеты. «Правеж». Петр Великий и Иван Грозный в песнях. Песни о Петре Великом: «Солдаты готовятся встретить шведского короля», «Петр Первый на корабле», «Петра Первого узнают в шведском городе». Художественные особенности исторических песен. Историческая народ­ная песня и ее исполнители. Слово и музыка в народ­ной песне.

Теория. Историческая народная песня.

Народная драма 2 ч

Героико-романтическая народная драма «Как француз Москву брал». Русская народная драма как значитель­ное явление национальной культуры. От обряда к пьесе. Народная драма как органическая часть праздничного народного быта. Постановка пьес на народных сценах. География распространения народной драмы.

Особенности народной драмы: сочетание и чередова­ние трагических сцен с комическими. Драматический конфликт в «исторической» народной пьесе. Герои пьесы: Наполеон и Потемкин. Соединение героев разных эпох в одном произведении. Сюжет. Патриотический пафос народной пьесы.

Теория. Народная драма.

История на страницах произведений древнерусской литературы

Историческая тема в произведениях древнерусской литературы. Особенности отражения исторического прошлого в литературе средних веков.

Литература Эпохи Возрождения-1 ч Сервантес «Дон Кихот»

Теория. Древнерусская литература. 4 ч

Русская летопись как литературный жанр

«Начальная летопись». «Повесть временных лет».

Русская летопись как жанр исторического повествова­ния. Отражение событий нашей истории в летописях XI—XVII веков. Рассказ о смерти Олега в «Начальной летописи». «Повесть временных лет* как первый обще­русский летописный свод. Источники повести — более ранние цводы и записи. Образ Олега в летописи. Рас­сказ о смерти Олега. Теория. Летопись.

«Повесть о разорении Рязани Батыем». Воинская «Повесть о разорении Рязани Батыем» (первая полови­на XIV века). События и герои на страницах повести. Евпатий Коловрат как подлинный народный герой. Связь повести с народно-поэтическим творчеством. Теория. Воинская повесть.

Жития святых как исторические повествования. Жи­тия первых русских святых на страницах летописи. По­пулярность жанра жития в древнерусской литературе. Особенности изображения биографии героя в жанре жития. Роль нравственного поучения на страницах жи­тия. «Сказание о житии Александра Невского» как ге­роя русской истории. «Преподобный Сергий Радонежский» Б. Зайцева. Становление характера подвижника. Художественные особенности жанра жития. Теория. Житие.

История на страницах произведений XVIII века 2 ч

Жанры исторических произведений: эпические и драматические произведения. Историческая драма и исторический герой. Я. Б. Княжнин и его пьесы на сце­не русского театра. Отражение и оценка событий рус­ской истории в научном и художественном творчестве Н. М. Карамзина. Покорение Новгорода Иваном III в «Истории государства Российского». Повесть «Марфа Посадница». Образы-антиподы Иван III и Марфа Борецкая. Художественный смысл финала повести и ис­торическая реальность. Позиция автора. Теория. Историческая драма.

Историческое прошлое в литературе XIX века

Постоянный интерес читателя и писателя к истори­ческим событиям и героям. Тема истории в произведе­ниях классики. Массовая литература на темы истории. Патриотическое звучание произведений исторической тематики. Яркость выражения авторской позиции в про­изведениях на исторические темы.

Литература Просвещения 1 ч . Мольер «Мещанин во дворянстве»

Былины и их герои в произведениях XIX века(30ч)

А. К. Толстой «Илья Муромец». «Правда». «Курган»; С. Д. Дрожжин. «Песня Микулы Селяниновича» и др.

(по выбору учителя и учеников).

Анализ одной-двух баллад по выбору. Идейное и ху­дожественное своеобразие произведений. Народный идеал и авторская позиция в каждом из произведений. Баллада как форма преобразования текста древней бы­лины.

Былинные мотивы в разных видах художественного творчества. Герои и события в русской поэзии. Обращение А. К. Толстого к стихотворному переложению сю­жетов русских былин, его восхищение цельными геро­ическими характерами былинных богатырей. Поэтиче­ская сила и обаяние стихотворений поэта. Устное народное творчество как источник поэзии Л. Д. Дрожжина. Былинные образы в творчестве поэта. Искрен­ность и задушевность его стихотворений.

Теория. Былина и баллада.

Исторические басни И. А. Крылова и Отечественная война 1812 года. Исторические события и жанр басни. Патриотические басни Крылова в годы Отечественной войны 1812 года. «Волк на псарне». Кутузов и Наполеон в аллегорическом произведении. Мораль басни и ее роль в реальных событиях 1812 года.

Теория. Басня на историческую тему.

Генри Лонгфелло. «Песнь о Гайавате» (перевод И. А. Бунина). Поэтичность индейских легенд и преда­ний в поэме Лонгфелло Сюжет и герои поэмы. Образ народного героя Гайаваты. Художественные особеннос­ти изображения друзей Гайаваты. Близость героев по­эмы к миру природы. Образность и красота поэтиче­ского языка «Песни о Гайавате». Совершенство пере­вода песни-поэмы И. А. Буниным.

Теория. Песнь как жанр.

Вальтер Скотт. «Айвенго» (фрагменты). Вальтер Скотт как родоначальник исторического романа. Типы исто­рических романов: роман-хроника, роман-жизнеописа­ние, биографический роман, авантюрно-исторический роман. Изображение героев и изображение эпохи. Кон­цепция истории и человека в романе. Романтический историзм и осмысление законов развития человечества. Герой романтического исторического романа и сюжет. Айвенго и леди Ровена. Ричард Львиное Сердце и Ро­бин Гуд как исторические герои и как персонажи рома­на. Пушкин о Вальтер Скотте.

Теория, Исторический роман.

Александр Сергеевич Пушкин. «Песнь о вещем Оле­ге». «Полтава» (фрагмент). «Медный всадник». «Капи­танская дочка». Богатство исторической тематики в творчестве Пушкина. Сюжеты русской летописи в его лирике. «Песнь о вещем Олеге». Тема судьбы, рока в сюжете баллады «Песнь о вещем Олеге». Сюжет «Пес­ни...» и сюжет летописного эпизода. Герой и его судьба: тема рока. Поэтическое совершенство произведения и его музыкальное воплощение.

Поэма «Полтава» (фрагмент). Описание Полтавской битвы и ее главного героя. Образ Петра в поэме — образ вдохновителя победы. «Медный . всадник». Проблема власти. Идея государственности, цена мощи и славы страны и судьба отдельного человека. Медный всадник и Евгений. Изображение величия Санкт-Петербурга. Композиция поэмы. Совершенство чеканных строк по­эмы, звукопись.

Болдинская осень 1833 года. Работа над «Историей Пугачева» и повестью «Капитанская дочка*. Пугачев в историческом труде и в художественном произведении: художественное мастерство Пушкина в произведениях двух различных жанров, созданных на одном матери­але. «Капитанская дочка». Сюжет исторической повес­ти и его важнейшие события. Герои исторические и ге­рои вымышленные. Гринев и Пугачев. Гринев и Швабрин. Гринев и Маша. Становление характера Гринева. Утверждение нравственных идеалов и высокой требо­вательности к себе у героя «Капитанской дочки*. Исто­рические события и исторические герои на страницах повести. Пугачев как вождь народного восстания и как человек. Взгляд Пушкина на «бунт бессмысленный и беспощадный». Острота постановки проблемы. Порт­рет и пейзаж на страницах исторической прозы. Роль эпиграфов в повести. Название и идейный смысл про­изведений («История Пугачева» и «Капитанская доч­ка»).

Теория. Историческая проза. Эпиграф.

Историческая повесть и исторический труд

Жанры произведений на темы истории, их общность и различие. Их популярность. Причина популярности.

Судьба исторических жанров в современной русской

литературе.

Теория. Историческая повесть и исторический труд. Сюжет и фабула. Автор в историческом произве­дении.

Михаил Юрьевич Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Ка­лашникова». Быт и нравы XVI века в поэме. Историче­ский сюжет и герои песни. Трагическое столкновение героев. Царь Иван Грозный, слуга — опричник Кирибеевич и купец Калашников. Нравственные проблемы песни. Благородство и стойкость Калашникова и пози­ция опричника Кирибеевича. Неправый суд Ивана Грозного. Связь поэмы с устным народным творчест­вом. Романтическое изображение природы как фона событий. «Песня...» как лироэпическое произведение. Отчетливость нравственной оценки событий автором. Теория. Историческая поэма. Николай Васильевич Гоголь. «Тарас Бульба». Исто­рическая основа и народно-поэтические истоки повес­ти. XVI век Южной Руси в повести Гоголя. Гоголь — мастер батальных сцен и героических характеров. Сти­хийная мощь жизни народа и природы на страницах повести. Запорожская Сечь как прославление боевого товарищества, ее нравы и обычаи. Образы Тараса и его сыновей. Тарас Бульба как народный героический ха­рактер. Мастерство Гоголя в изображении природы. Патриотический пафос произведения. Роль лирических отступлений в повествовании.

Теория. Историческая повесть.

Быт и нравы в исторических произведениях.

Интерьер и его место в воссоздании эпохи.

Пейзаж в историческом повествовании

Сюжет и интерьер. Познавательная и художествен­ная роль интерьера. Интерьер как одно из важных сла­гаемых исторической действительности на страницах художественного произведения. Роль и место интерьера в эпосе и в других родах литературы. Интерьер в живо­писи.

Теория. Место интерьера в композиции произве­дения.

Александр Дюма. «Три мушкетера». Авантюрно-ис­торические романы Александра Дюма-отца. Что дает им право называться историческими и основание для того, чтобы считаться авантюрными романами? Транс­формация исторических событий и исторических геро­ев. Мир вымышленных героев на фоне исторических обстоятельств. Увлекательность сюжетов и яркость ха­рактеров. Особенности отношения героев к жизни. Ко­декс чести и правила поведения героев его романов. Причина популярности произведений А. Дюма. Яр­кость авторской позиции.

Теория. Авантюрно-исторический роман. Алексей Константинович Толстой. «Василий Шиба­нов». «Князь Серебряный». «Русская история от Госто-мысла до Тимашева». Баллада «Василий Шибанов». Подлинные исторические лица — царь Иван Грозный и князь Курбский. Василий Шибанов как нравственный

идеал автора.

«Князь Серебряный». Эпоха и ее воспроизведение на страницах романа. Исторические лица — царь Иван IV Грозный, Малюта Скуратов и др. Вымышленные герои и их роль на страницах исторического повествования. Народная песня на страницах романа. Сюжет и его главные герои. Романтический взгляд на родную исто­рию. Патриотический пафос повествования. Высокие нравственные идеалы автора и убедительность его пози­ции. Художественные особенности повествования. От­звуки фольклорных произведений в романе. Археоло­гическая точность в воспроизведении быта эпохи.

Сатира «История государства Российского от Госто-мысла до Тимашева». Сатирическое изображение царей и их свершений, а также крупных чиновников. История создания произведения и его посмертная публикация. Козьма Прутков. Теория. Стихотворная сатира. Лев Николаевич Толстой. «После бала». «Посмерт­ные записки старца Федора Кузмича». Рассказ «После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. Беспощадная критическая сила рассказа, его гуманистиче­ский пафос. Герои и их судьбы. Контраст как основа композиции рассказа. Иван Васильевич как герой-рас­сказчик, контраст в раскрытии его душевного состоя­ния и оценка им увиденного и услышанного. Роль слу­чая в жизни и судьбе человека.' Образ «грациозной и величественной» Вареньки. Полковник на балу и после бала. Сцена истязания беглого солдата, значение красоч­ных и звуковых образов в ее создании. Время и про­странство и рассказе. Художественное мастерство писа­теля. Предельная простота и ясность композиции про­изведения.

«Посмертные записки старца Федора Кузмича» как раздумье Льва Толстого о судьбе человека. Тема «ухода героя» из мира лжи, обмана и насилия в «Посмертных записках...». Поиски героем путей преодоления зла и преступности жизни и проблема нравственного самосо­вершенствования. Отражение в произведении нравст­венных исканий писателя. Жанровые особенности «Пос­мертных записок...».

Тематическая и сюжетная перекличка рассказа «После бала» и «Посмертных записок...».

Теория. Контраст как прием композиции.

Историческое прошлое в лирике XIX века (15 ч)

«Минувшее меня объемлет живо...»: В. А. Жуков­ский. «Воспоминание». «Песня»; А. С. Пушкин. «Вос­поминание». «Стансы»; Д. В. Давыдов. «Бородинское поле»; И. И. Козлов. «Вечерний звон*; Ф Н. Глинка «Москва»; А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севасто­поле».

Обращение лирических поэтов к теме прошлого. Масштаб осмысления былого в лирике: отражение как значительных исторических событий, так и сокровен­ных воспоминаний, воскрешающих личный опыт поэта. Яркая индивидуальность поэтов в художественной оценке минувшего.

Историческое прошлое в литературе XX века Былины и их герои в произведениях XX века

И. А. Бунин. «На распутье». «Святогор». «Святогор и Илья»; К. Д. Бальмонт. «Живая вода»; Е. М. Винокуров. «Богатырь». Трансформация образа былинного героя в произведениях XX века.

Живая стихия русского фольклора в стихотворениях И. А. Бунина. Проникновенное отражение в его поэзии былинных образов. Мастерство и совершенство языка, разнообразие и богатство ритмики стихотворений поэта. Былинные мотивы в творчестве К. Д. Бальмонта. Сти­хотворения «Живая вода» как обращение к «родным богатырям». Чистота и прозрачность ритма, «перезвоны благозвучий» стихотворений.

Юрий Николаевич Тынянов. «Восковая персона». «Подпоручик Киже». Исторические романы и повести Тынянова. «Восковая персона» как повесть о судьбе Петра Великого и его наследия. Герои и сюжет повести.

«Подпоручик Киже» — осуждение нелепостей воин­ской службы при казарменном автоматизме армии при Павле I.

Язык и стиль, помогающий писателю воссоздать картины русской истории.

Теория. Язык и стиль исторического повествова­ния.

Стефан Цвейг. «Невозвратимое мгновенье» (Ватер­лоо, 18 июня 1815 года). Исторические миниатюры «Звездные часы человечества». Мастерство батальных сцен в исторической миниатюре. Образ Наполеона и отношение к нему автора.

Теория. Историческая миниатюра.

К. Паустовский «телеграмма»

А. Платонов «Юшка»

Теория. Циклы исторических романов (тетрало­гия, трилогия).

Борис Львович Васильев. «Утоли мои печали». Изобра­жение ходынской трагедии. Понимание автором и его * героями причин этой трагедии. Различные пути разви­тия России в представлении героев романа. Обыденная жизнь людей на фоне трагических страниц родной ис­тории как расширение палитры исторической прозы. Исторические лица, изображенные в произведении (им­ператор Николай II, великий князь Сергей Александ­рович, Иван Каляев, Василий Иванович Немирович-Данченко).

Главная героиня Наденька Олексина, ее искания. За­висимость судьбы Наденьки от происходящих событий. Смысл заглавии романа.

Тема Великой Отечественной войны

в исторических произведениях

Леонид Максимович Леонов. «Золотая карета». Тема Великой Отечественной войны и ее отголосков в собы­тиях послевоенных. Судьбы героев и их идеалы. Роман­тический настрой автора при создании образов героев и истолкования их отношения к судьбе человека. Драма­тический сюжет и драматические судьбы.

Теория. Символика названия произведения.

История на страницах поэзии XX века

Традиционное внимание поэтов к родной истории и ее роковым минутам. В. Я. Брюсов. «Тени прошлого». «Век за веком»; 3. Н. Гиппиус. «14 декабря»; Н. С. Гуми­лев. «Старина». «Прапамять»; М. А. Кузмин. «Летний сад»; М. И. Цветаева. «Домики старой Москвы». «Гене­ралам двенадцатого года»; Г. В. Иванов. «Есть в лито­графиях старинных мастеров...»; Д. Б. Кедрин. «Зодчие» и др.

Тема прошлого как одна из главных тем лирики поэтов XX столетия. Многогранность осмысления бы­лого поэтами серебряного века и современными поэта­ми. Лирические раздумья об исторических событиях, о свершениях и ошибках человечества, о произведениях искусства как свидетелях минувшего.

Итоги

Беседа по итогам чтения произведений историче­ской тематики в течение года. Обзор богатства жанров произведений. Сила эмоционального воздействия на круг чтения читателей любого возраста.

Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул.

РК Хакасские песни

РК М.Коков Радостная встреча

РК Лирика поэтов земли Хакасской.

РК Сороковые, роковые.



Календарно-тематическое планирование 8 класс



урока

Дата проведения

Тема урока

примечание


план

факт



1



Литература и время





Фольклор 2 ч


2



Фольклор. Народная историческая песня. «Правеж», «Петр 1».


3



РК Хакасские песни. Народный театр. «Как Француз Москву брал»





Литература эпохи возрождения 1 ч


4



М де Сервантес Сааведра отрывки «Дон Кихот»





Древнерусская литература4 ч


5



Древнерусская литература. Летопись «Повесть временных лет»


6



Воинская повесть «Повесть о разорении Рязани Батыем»


7



Житие. «Сказание о Житии А. Невского»


8



Б.К.Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский»





Литература эпохи просвещения 1 ч


9



Ж. Мольер «Мещанин во дворянстве»





Литература 18 века 1 ч


10



Литература 18 века.События истории 18 в. Д. И. Фонвизин «Недоросль»


11

12



ВТМ О. Генри.«Обращение Джимми Валентайна»

РР «Может ли цель оправдывать средства ее достижения»





Литература 19 в. 31 ч


13

14



Литература 19 в. Былины и их герои в поэзии 19 в.

А.Толстой. «Илья Муромец»,»Правда»


15

16



Жизнь и творчество В. Скотта. В.Скотт. Айвенго.

Г.У. Лонгфелло. Песнь о Гайавате-.история .


17



А.Крылов. Волк на псарне.


18



А.С.Пушкин. Интерес к истории.Песнь о вещем Олеге.


19



А.С.Пушкин «Полтава»


20



А.С.Пушкин «Борис Годунов»


21



А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Историческая основа повести


22



Две семьи-два уклада


23



РР Гринев и Швабрин (сравнительная характеристика)


24



Образ Пугачева


25



Образ Маши Мироновой


26



«Чудные обстоятельства соединили нас неразрывно»


27



РР Сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»


28



тестирование №1 РР А.С.Пушкин в музыке.


29



ВН. Чтение А. Платонов «Юшка»


30



Слово о поэте. М.Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича-история создания


31



32



М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…»

проверочный тест №2

РК М.Коков Радостная встреча


33



Н.В.Гоголь.Творчество. Пролог к повести « Тарас Бульба»


34



Остап и Андрий в бурсе. Степь как образ Родины в повести.


35



кино урок Запорожская Сечь.


36



Кино-урок Битва под Дубно. Героические смерти героев.

РР Мои любимые страницы повести. – домашнее сочинение.


37

38



ВТМ Р.Шекли. Абсолютное оружие

ВТМ Р.Шекли. Абсолютное оружие


39



Мотивы былого в лирике поэтов 19 века. Жуковский, Давыдов, Глинка, Козлов.


40



А.К. Толстой. Василий Шибанов Обзорное чтение.


41



А. Дюма. Три мушкетера. Обзор содержания романа


42

43




А.К.Толстой. Творчество «Князь серебряный» Обзор содержания

А.К.Толстой Князь серебряный. Эпоха Ивана Грозного.


44



РР вымысел и реальность в художественном произведении

Портрет исторического героя.


45

46



Л.Н.Толстой . После бала.

Прием контраста. Герои рассказа.ТЕСТ№3


47

48



ВТМ Брэдбери. Улыбка.

ВТМ Стихи Бунина


49



РК Лирика поэтов земли Хакасской





Литература 20 в. 16 ч


50

51



Литература 20 в. Мотивы былого в лирике поэтов 19 в. Бунин,БальмонтВинокуров. Былины.


52

53

54



Вн Чтение Носов «Живое пламя»»

«Восковая персона»-особенности образа Петра

«Восковая персона»-особенности образа Петра


55



Вн. Чтение К Паустовский «телеграмма»


56



С.Цвейг. и его рассказы (по выбору).


57

58



Б.Л.Васильев. Утоли мои печали. Обзор глав

РК Катаев «Звездная ночь»


59

60



РР Великая Отечественная война. Стихи о войне

Кино-урок(по выбору)о Великой Отечественной войне


61



РК. Сороковые, роковые


62



Л.М. Леонов.Творчество. Золотая карета


63

64



. ВТМ. Ф. Искандер. Возмездие

РР. В чем состояла цель?


65



Мотивы былого в лирике поэтов 20 века. стихи


66



Повторение. Литература 18-20века. Игра «Поле чудес»


67



Итоговое годовое тестирование по литературным понятиям литературы 8 класса


68



РК Выставка книг. Выход в библиотеку.




24