Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Козловская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» на заседании МО учителей русского языка и литературы Протокол №_____от «____»_____________20___г Руководитель МО ____________Манькова Т.Н. | «Согласовано» Зам. директора по УВР _________ Мерзликина Г.В «_____»____________20____г | «Утверждаю» Приказ №_____ от «_____» __________20__г Директор школы ____________Щербатых А.И. |
Рабочая программа учебного предмета
«Литература»
для 7 класса
Составил: учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Ряховская М. Б.
.
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе:
- Содержания образовательного стандарта основного общего образования и Требований к результатам общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, с учетом преемственности с Примерными программами для начального общего образования;
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
- Примерной программы основного общего образования по русскому языку;
- Программы общеобразовательных учреждений (авторы-составители: Г. И. Беленький, Э.Э. Кац, Э. А. Красновский, М. А. Снежневская, О. М. Хренова) и учебника-хрестоматии для общеобразовательных учреждений «Литература 7 класс» в 2-х ч. под ред. Г. И. Беленького.15-е изд. , – М.: Мнемозина, 2014г.
- Основной образовательной программы основного общего образования на 2013 – 2018 г. МКОУ Козловской СОШ
- Учебного плана МКОУ Козловская СОШ на 2016 – 2017 учебный год.
УМК по литературе для 5-9 классов под редакцией члена-корреспондента РАО профессора Г. И. Беленького, выдержавший многолетнюю проверку школьной практикой, модернизирован с учётом требований ФГОС и рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Учебники ориентированы на достижение учащимися реальных результатов в литературном образовании, эмоционально-ценностной творческой деятельности, общекультурном развитии; создают основу для изучения литературы в старшей школе.
Отличительной особенностью УМК является сочетание литературоведческого и психолого-педагогического, «человековедческого» подходов к школьному изучению литературы: чтение и освоение художественных произведений органически связывается с работой по формированию духовно-нравственного мира школьников. Учитывается эстетическая ценность, обучающий и развивающий потенциал, возрастная доступность и актуальность художественных текстов.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
формирование духовно-развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским самосознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной соцреализации и самореализации личности;
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Для достижения указанных целей должны быть реализованы следующие задачи обучения:
1. Формировать знания по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы.
2. Развивать навыки овладения способами устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного); свободного владения монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений.
3. Развивать навыки построения развёрнутого ответа на вопрос, создания рассказа о литературном герое и его характеристики.
4. Развивать навыки грамотного и свободного владения литературной речью.
5. Воспитывать эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость при восприятии художественных произведений.
Общая характеристика учебного предмета
Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
В 5, 6 и 7 классах особым образом сочетаются жанровый, проблемно-тематический и хронологический принципы структурирования учебников. Это позволяет одновременно решать задачи литературного развития подростков и ставить их в ситуации нравственного выбора, приобщать на доступном уровне к бытийным проблемам, направлять на путь осознанного саморазвития. Этот подход делает предмет значимым не только для тех, кто собирается заниматься им углублённо, но для всех школьников. Он определил основные принципы предъявления учебного материала (текстов, вопросов, заданий):
последовательность работы с учебным материалом подчинена логике реальной читательской практики и включает этапы: ценностно-ориентационный (мотивационный) – чтение-восприятие текста – его первоначальное самостоятельное осмысление – углубление понимания прочитанного в ходе анализа, диалогического общения интерпретационного сообщества (учителя, учащихся класса) – претворение прочитанного в духовной сфере личности (итоговые творческие работы, проектные задания);
развёрнутые вступительные статьи не только вызывают интерес к писателю или поэту, но и способствуют накоплению в памяти ярких историко-литературных фактов, содержат необходимый лексический, историко-бытовой комментарий, создают психологическую установку на восприятие произведения;
от класса к классу нарастает объём чтения, психологическая сложность и неоднозначность поднятых в произведениях проблем, расширяется представление о жанровом многообразии литературы, читательский кругозор;
не от теории литературы к тексту, а, наоборот, оправданное овладение теоретико-литературными понятиями как инструментами анализа текста в ходе его постижения; 8 класс заканчивается кратким теоретико-литературным курсом, где изученные понятия через систему заданий повторяются и систематизируются: произведение литературы как художественное единство (тема, идея, сюжет, конфликт, композиция), основные средства эпического изображения (повествование, описание, речь героев; пейзаж, портрет, интерьер, авторские характеристики, монолог, диалог) и др.;
избирательность анализа; репродуктивные задания рассматриваются как необходимая часть для выполнения заданий творческих; предлагаются разноуровневые по сложности задания, включая проектные; приоритет работе над выразительным чтением, исполнительскому анализу художественного текста как наиболее соответствующим его природе;
учебник заключает в себе фундаментальное ядро содержания образования и одновременно является ступенькой в большой мир литературы:
а) сочетание в нём развёрнутого, обучающего анализа текста и самостоятельного, свёрнутого;
б) принцип трёх кругов чтения: переход от произведений для изучения к произведениям для чтения и бесед и, наконец, к произведениям для самостоятельного чтения по свободному выбору; чтение рассматривается как управляемое творчество: произведение содержит в себе «указания», «зацепки», направляющие читателя в сторону определённых выводов, и ожидает от читателя соучастия, созидания; для воспитания таких читателей в учебниках предусмотрена система заданий и специальных статей, развивающих воображение (воссоздающее и творческое); эмоциональную отзывчивость; наблюдательность, внимание к деталям; «цепкую» память; языковое чутьё, чувство слова; литературоведческую компетентность; способность конструировать смысл произведения;
в развитии устной и письменной речи соблюдается преемственность: постепенно усложняются задания в рубрике «Попробуй сочинить»;
литература изучается в содружестве с другими искусствами, главным образом живописью, графикой (иллюстративный материал задействован в заданиях).
В 7 классе в центре внимания — сюжет литературного произведения, анализ образа события в эпических, драматических и лирических произведениях. В программе этого класса большое место отводится произведениям с напряженным сюжетом, неожиданными сюжетными ходами, что соответствует возрастным особенностям учащихся, в частности их интересу к реальной основе произведения, классике фантастической и детективной литературы.
Главной задачей изучения литературы в 7 классе является расширение читательского кругозора учащихся, ознакомление учащихся с наиболее значительными произведениями для их возраста, подведение учащихся к определенному уровню начитанности, развитие их читательской самостоятельности. Особенное внимание уделяется на актуализацию патриотических чувств школьников.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
В разделах предмета даются перечень произведений художественной литературы и краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.
Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом разделе программы.
Описание Места учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 7 классе —2 учебных часа в неделю, всего 70 уроков в год.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета
В Примерной программе для основной школы, составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта определены требования к результатам освоения образовательной программы по литературе.
Личностными результатами при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание тем учебного предмета
Введение
Художественное время и художественное пространство в литературе. Роды и виды (жанры) литературы.
Цель: познакомить учащихся с понятиями: художественное время и художественное пространство в литературе, роды и виды литературы; сформировать умения определять род и жанр конкретного произведения, работать с книгой.
«Минувшее проходит предо мною…»
М. Ю. Лермонтов. Историческая тема в творчестве поэта.
Для чтения и изучения
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Основные факты жизни и творчества М.Ю. Лермонтова. Духовный мир, мысли и чувства героя, замысел автора. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и пафоса поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным (честь против бесчестия, человеческого достоинства против произвола и деспотизма). Сила и цельность характера Кирибеевича. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Ивана Грозного. Нравственная проблематика поэмы. Поэма Лермонтова и устное народное творчество. Композиция поэмы, ее язык, ритмика.
А.К. Толстой.
Для чтения и бесед
«Василий Шибанов». Личность писателя, его творчество, история создания произведения. Содержание баллады.
Н.В. Гоголь. Интерес писателя к прошлому Родины. Гоголь в Запорожской Сечи.
Для чтения и изучения
«Тарас Бульба». Патриотический пафос повести. Боевое товарищество Запорожской Сечи, ее нравы и обычаи. Любовь к Родине как источник формирования необыкновенных характеров. Черты характера Тараса Бульбы, обусловленные его героическим и жестоким временем. Остап и Андрий. Трагедия Тараса Бульбы. Взволнованность, эмоциональность, приподнятость повествования, гиперболизация, картины степи, выражение в них чувства писателя. Повесть Гоголя и устное народное творчество. Понятие о литературном характере. Сочинение по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
Для самостоятельного чтения
Н. В. Гоголь. «Миргород»
А. С. Пушкин. Жизнь и творческий путь великого поэта. Прошлое Родины, тема Петра I в творчестве поэта.
Для чтения и изучения
«Полтава». История создания поэмы. Историческое значение Полтавской битвы. Трагические судьбы ее героев. Картины Полтавской битвы. Композиция поэмы. Лиризм. Совершенство языка и стиха. Поэма как жанр. Метафора. Сочинение по поэме Пушкина.
Для самостоятельного чтения
А. С. Пушкин. «Жених», «Пир Петра Великого», «Арап Петра Великого», «Вурдалак»
Н. С. Лесков. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения
«Человек на часах» - «отчасти придворный, отчасти исторический анекдот». Роль происшествия в раскрытии характеров и жизненной позиции персонажей. Постников – лесковский герой-праведник. Его доброта, бескорыстие, способность сострадать, совестливость как выражение лучших черт русского народного характера. Карьеризм, чинопочитание, предельный эгоизм, лицемерие и жестокость высокопоставленных лиц. Проблема чувства и долга. Разговорный характер повествования.
Для самостоятельного чтения
Н. С. Лесков. «Левша», «Тупейный художник»
Цель: расширить представление учащихся об авторах, писавших о прошлом нашей Родины, об их произведениях; выработать умение отбирать материал для сравнительной характеристики героев, оценивать их поступки, определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать произведение; соблюдать нормы литературного языка.
3. «Художник – голос своей эпохи»
И. С. Тургенев. Факты биографии писателя, связанные с «Записками охотника».
Для чтения и изучения
«Бирюк». Роль конфликта в раскрытии характеров персонажей. Сложность и противоречивость натуры Бирюка, обстоятельства жизни, повлиявшие на его характер. Значение художественных деталей, роль рассказчика в повествовании.
Для чтения и бесед
«Стихотворения в прозе»: «Русский язык», «Два богача», «Щи», «Как хороши, как свежи были розы…», «Памяти Ю.П. Вревской».
Для самостоятельного чтения
И. С. Тургенев. «Записки охотника»
Н. А. Некрасов. Картины народной жизни в творчестве поэта.
Для чтения и изучения
«Железная дорога». Факты жизни и творчества поэта. Историческая основа стихотворения. Своеобразие композиции стихотворения: сочетание картин действительности и элементов фантастики, диалог-спор.
Для чтения и бесед
«Орина, мать солдатская», «Мороз, Красный нос» (отрывки).
Для самостоятельного чтения
Н. А. Некрасов. «Русские женщины», «Калистрат», «С работы», «Дедушка»
М. Е. Салтыков-Щедрин. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения
«Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил». Противопоставление невежества и паразитизма генералов трудолюбию, находчивости и сметливости мужика.
Для чтения и бесед
«Дикий помещик». Особенности история создания, смысл названия
Для самостоятельного чтения
М. Е. Салтыков-Щедрин. «Коняга»
А. П. Чехов. Умение Чехова видеть в обыденном смешное и грустное.
Для чтения и изучения
«Хамелеон». Осмеяние самодурства и угодничества в рассказе. Понятие психологического портрета и сюжета. Жанр юмористического рассказа.
Для чтения и бесед
«На мельнице».
«Тоска». Роль художественной детали в рассказе. Сочинение по рассказам А. Чехова.
Для самостоятельного чтения
А.П. Чехов. «Репетитор», «Злоумышленник», «Гриша», «Предложение» (шутка в одном действии), «Юбилей» (пьеса-шутка)
Цель: дать представление об авторах-классиках, писавших о своем времени, и их произведениях; выработать умение давать оценку действиям героев, оценивать их поступки, характеризовать поэтику и стиль; выразительно читать произведение.
4. Запечатленные мгновения
Для чтения и бесед
Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Как неожиданно и ярко…»; А.А. Фет. «Мотылек мальчику», «Сосны», «Осенняя роза; Я.П. Полонский. «Дорога», «Зимний путь».
Цель: познакомить учащихся с понятием: художественное время в лирике; выработать умение определять жанр лирического произведения, анализировать стихотворения, находить изобразительно-выразительные средства, характеризовать поэтику и стиль; выразительно читать стихотворения; соблюдать нормы литературного языка.
5. Человек и движение времени
Л. Н. Толстой – автор повестей о становлении характера человека
Для чтения и бесед
«Детство» (главы из повести). Формирование характера, взглядов, чувств Николеньки Иртеньева. Чувство сострадания – важнейшее нравственное качество человека в понимании писателя. Повествование от лица героя-рассказчика.
«Отрочество» (главы из повести). Нравственный рост Николеньки Иртеньева. Мысль Толстого о самосовершенствовании и самовоспитании как основе становления личности. Особенности построения повести (рассказ от лица героя; изображение событий отрочества и оценка их взрослым рассказчиком). Сочинение по повестям Л. Толстого.
Ф. М. Достоевский. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед
«Мальчики» (главы из романа «Братья Карамазовы» в издании для детей). Сострадание, милосердие, деятельная любовь к ближнему как добрые начала в человеке. Обостренное восприятие писателем страданий, особенно ребенка (Илюшечка Снегирев). Коля Красоткин – рождающаяся сильная, незаурядная личность. Осуждение в нем самомнения и самолюбования. Сочинение по прочитанным страницам романа Достоевского.
Для самостоятельного чтения
Г. Н. Троепольский. «Белый Бим Черное ухо»
Максим Горький. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед
«Детство». Автобиографическая основа повести. Активная ненависть писателя к «свинцовым мерзостям жизни». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» в изображении Горького. Влияние бабушки, Цыганка, Хорошего Дела на Алешу, на формирование его характера, отношение к дюдям. Мастерство писателя в воображении быта и человеческих характеров. Вера писателя в творческие силы народа. Сочинение по повести М. Горького «Детство»
Для самостоятельного чтения
В. А. Солоухин. «Закон набата», «Моченые яблоки»; Л. Пантелеев, Г. Г. Белых. «Республика Шкид».
Цель: познакомить учащихся с произведениями о становления личности человека, о смысле жизни; дать представление, какую роль в этом играют детские годы, авторов; выработать умение давать характеристику литературному герою, объяснять поступки героев, их характеры, взаимоотношение друг с другом; выразительно читать произведение; соблюдать нормы литературного языка.
6. Содружество искусств
Для чтения и бесед
С. Шевырев. «Звуки»; К. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками», «Исаак Левитан» (в сокращении); стихи русских поэтов об искусстве: А. Блок. «Я никогда не понимал…»; К. Бальмонт. «Грусть»; К. Фофанов. «Художник», «Уснули и травы и волны…»
Цель: расширить представление о своеобразии музыки и живописи в сравнении с художественной литературой, о том, как запечатлевается время и пространство в этих видах искусства. Познакомить с личностью и творчеством К.Г. Паустовского, раскрыть многогранность его таланта, закрепить и развить умения определять жанр произведения, анализировать стихотворения, находить изобразительно-выразительные средства, характеризовать поэтику и стиль; выразительно читать; соблюдать нормы литературного языка.
7. Перекличка эпох
Ж.Б. Мольер. Сведения о жизни комедиографа.
Для чтения и бесед
«Мещанин во дворянстве». Обзор содержания комедии
Для самостоятельного чтения
К. Гольдони. «Слуга двух хозяев»
И.А. Крылов. Крылов-драматург.
Для чтения и бесед
«Урок дочкам». Обзор содержания комедии. Сходство и различия проблематики комедий Мольера и Крылова. Комедия как литературный жанр.
Цель: дать представление о пути Мольера к театру и литературе, о судьбе великого драматурга, особенностях драматического произведения эпохи классицизма;
выработать умение определять род и жанр литературного произведения (драматургия, комедия); отбирать материал для сравнительной характеристики героев, оценивать их поступки, выразительно читать драматическое произведение; соблюдать нормы литературного языка.
8. Фантастика. Тема будущего
Для чтения и бесед
В.А. Рождественский. «Над книгой».
А. Де Сент-Экзюпери. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед
«Маленький принц» (избранные страницы).
Иносказательный смысл сказочных историй. Истинные и мнимые ценности жизни. «Взрослость» и «детскость» как критерии человечности. Смысл афоризмов в сказке: «Зорко одно лишь солнце», «ты всегда в ответе за тех, кого приручил».
Р. Бредбери.
Для чтения и бесед
«Каникулы», «Земляничное окошко»
Для самостоятельного чтения
В. А. Каверин. «Два капитана»
Цель: познакомить учащихся с жизнью и творческой деятельностью писателей – фантастов, понятием фантастического рассказа-предупреждения; понятием афоризма и его значением в произведении автора. закрепить навыки давать характеристику литературному герою, видеть иносказательный смысл сказочных историй.
9. Повторение
Цель: повторение содержания и проблематики изученных произведений.
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
№ п/п | Название темы | К-во часов | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
| Введение | 1 | Перефразировать мысль; владеть монологической и диалогической речью. Самостоятельно делать выводы, создавать свои худож. образы |
1 | Худ. время и худ. пространство в лит-ре. Роды и виды (жанры) лит. | 1 |
| «Минувшее проходит предо мною…» | 22 | Определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать произведение; соблюдать нормы литературного языка. Составлять письменную рецензию на любой эпизод «Песни…» Выявлять способы и средства раскрытия образа главного героя произведения. Анализировать язык поэмы, связь с устным народным творчеством. Выделять жанровые признаки баллады, давать характеристику особенностям сюжета, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. Сопоставлять прочитанное произведение с увиденным на картине. Составлять план учебной статьи, выделять главное. Делать выводы, создавать свои художественные образы. Владеть различными видами пересказа. Участвовать в диалоге по прочитанному произведению. Подбирать цитаты, составлять словарь для характеристики персонажа. Отбирать материал для сравнительной характеристики героев, оценивать их поступки. Подбирать эпиграфы для сочинения по повести, формулировать возможные темы сочинения, определять, какова основная художественная идея повести. Выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное сочинение Воспринимать и анализировать поэтический текст. Самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия в прозе. Выразительно читать отрывки из поэмы, находить нужные строфы, аргументируя ответ. Находить при анализе текста изобразительно-выразительные средства. |
2 | Лермонтов. «Песня про купца Калашникова» | 1 |
3 | Картины быта ХIV в., их значение для понимания характеров поэмы | 1 |
4 | Сила и цельность характера Калашникова. Поэма и УНТ | 1 |
5 | А.К.Толстой «Василий Шибанов» | 1 |
6 | Н. В. Гоголь. Интерес писателя к прошлому Родины. «Тарас Бульба». | 1 |
7 | Боевое товарищество Запорожской Сечи, ее нравы и обычаи | 1 |
8 | Черты характера Т. Бульбы, обусловленные его героическим и жестоким временем | 1 |
9 | Остап и Андрий | 1 |
10 | Трагедия Тараса Бульбы | 1 |
11 | Понятие о литературном характере | 1 |
12-13 | Сочинение по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» | 2 |
14 | Н. В. Гоголь «Миргород» | 1 |
15 | А. С. Пушкин. Тема ПетраI в творчестве поэта. «Полтава» | 1 |
16 | Поэма как жанр. Исторический и личный конфликт в поэме | 1 |
17 | Картины Полтавской битвы Пётр I и Карл 12 | 1 |
18 | Сочинение по поэме Пушкина | 1 |
19 | А.С. Пушкин «Жених», «Пир Петра Великого» и др. | 1 |
20 | Н.С. Лесков. Жизнь и творчество писателя. «Человек на часах» | 1 |
21 | Роль происшествия в раскрытии характеров | 1 |
22 | Постников – лесковский герой-праведник | 1 |
23 | Н. С. Лесков «Левша», «Тупейный художник» | 1 |
| «Художник – голос своей эпохи» | 13 | Сопоставлять прочитанное произведение с увиденным на картине. Составлять план учебной статьи, выделять главное, владеть различными видами пересказа. Отбирать материал для сравнительной характеристики героев, оценивать их поступки. Производить анализ текста, определять жанровое своеобразие. Выразительно читать отрывки из поэмы, находить нужные строфы, аргументируя ответ. Воспринимать и анализировать поэтический текст. Анализировать произведения, находить и определять роль литературных приемов и средств, используемых автором для выражения чувств. Владеть монологической и диалогической речью. Самостоятельно раскрывать сатирический пафос в повести. Выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах народного характера. Совершенствовать навыки анализа текста. Давать оценку действиям героев. Характеризовать поэтику и стиль. Составлять рабочие материалы к обсуждаемым темам; анализировать приемы построения образа и способы художественной обрисовки образа. Владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания в связи с подготовкой к сочинению. |
24 | И. Тургенев. Факты биогр. писат., связанные с «Записками охотника» | 1 |
25 | «Бирюк». Роль конфликта в раскр. хар-ов персонажей. | 1 |
26 | И. Тургенев. Стихотворен. в прозе | 1 |
27 | Вн. чт. «Записки охотника» | 1 |
28 | Н. Некрасов. Картины народной жизни в творчестве поэта | 1 |
29 | «Железная дорога» Гнетущие картины подневольного труда | 1 |
30 | Н. Некрасов «Орина, мать солдатская», «Мороз, Красн. Нос», «Русские женщины», «Калистрат» | 1 |
31 | С-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик…» | 1 |
32 | М. Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». «Коняга» | 1 |
33 | А. Чехов. «Хамелеон». Осмеяние самодурства и угодничества в рас. | 1 |
34 | А. Чехов. «На мельнице», «Тоска» | 1 |
35 | Сочинение по рассказам А. Чехова | 1 |
36 | Внеклассное чтение. Чехов «Репетитор» «Злоумышленник», «Гриша» | 1 |
| Запечатленные мгновения | 2 | Выразительно читать и анализировать стихотворения, находить изобразительно-выразительные средства. |
37 | Ф. И. Тютчев, А. А.Фет, Я. П. Полонский. Лирика | 1 |
38 | Защита проекта по лирике поэтов середины XIX в. | 1 |
| Человек и движение времени | 17 | Владение монологической и диалогической речью. Анализировать произведения, находить и определять роль литературных приемов и средств, используемых автором для выражения чувств. Самостоятельно делать выводы о роли внутреннего монолога в раскрытии характера. Давать оценку действиям героев. Характеризовать поэтику и стиль. Владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания. Находить при анализе текста изобразительно-выразительные средства. Писать сочинение на основе и по мотивам литературного произведения, в том числе в форме стилизации. Владеть навыком создания собственного текста и его редактирования. Пересказывать части сюжета, выделять события, которые произвели на душу ребенка особо тяжкие впечатления. С помощью цитат раскрыть понятие «свинцовым мерзостям жизни». Видеть авторскую позицию по отношению к героям, давать характеристику литературному герою, объяснять поступки героев, их характеры, взаимоотношение друг с другом. Владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. Работать над сочинением по конкретной теме, выбранной самостоятельно, формулировать идею, подбирать цитатный материал, аргументировать собственную точку зрения, редактировать написанное сочинение. Свободно работать с текстом изученного произведения. |
39 | Л. Толстой - автор повестей о становлении хар-ра чел.. «Детство» | 1 |
40 | Формирование характера, взглядов и чувств Николеньки Иртеньева | 1 |
41 | «Отрочество». Нравственный рост героя | 1 |
42 | Особенности построения повести Рассказ от лица героя | 1 |
43 | Сочинение по повестям Л. Толстого | 1 |
44 | Достоевский. «Мальчики». Сострадание, милосердие, любовь к ближ. как добрые начала в челов. | 1 |
45 | Коля Красоткин– незаурядная личность | 1 |
46 | Сочинение по прочитанным страницам романа Достоевского | 1 |
47 | Г. Троепольский. «Белый Бим Черное ухо» | 1 |
48 | М. Горький. «Детство». Автобиографическая основа повести | 1 |
49 | Активная ненависть писателя к «свинцовым мерзостям жизни» | 1 |
50 | Влияние бабушки, Цыганка, Хорошего Дела на Алешу | 1 |
51 | «Яркое, здоровое, творческое в рус. жизни» в изображ. Горького | 1 |
52 | Мастерство писателя в изображении быта и человеческ. характеров | 1 |
53 | Соч. по пов. М. Горького «Детство» | 1 |
54 | В. Солоухин «Закон набата», «Моченые яблоки» | 1 |
55 | В. Каверин «Два капитана» | 1 |
| Содружество искусств | 3 | Давать оценку действиям герое и прочитанному. Характеризовать поэтику и стиль. Характеризовать роль выразительных средств. |
56 | С. Шевырёв «Звуки» | 1 |
57 | К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». «И. Левитан» | 1 |
58 | Стихи русск. поэтов об искусстве | 1 |
| Перекличка эпох | 11 | Комментировать и анализировать художественный текст. Приемы создания автором приемов комических ситуации, их роль в пьесе, составлять характеристику персонажей. Владение монологической и диалогической речью. Выделять отличительные особенности комедий Мольера от произведений Крылова. Владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. Приводить примеры афоризмов по тексту сказки. Объяснять смысл названия рассказа, фольклорные традиции, роль авторских ремарок и приемов фантастики. |
59 | Ж. Мольер. «Мещанин во дворянстве». Обзор содержания комедии | 1 |
60 | Журден и его наставники. Фиаско господина Журдена | 1 |
61 | И. А. Крылов «Урок дочкам» | 1 |
62 | Сходства и различия проблематики комедий Мольера и Крылова | 1 |
63 | Защита пр. по р. «Перекличка эпох» | 1 |
64 | К. Гольдони «Слуга двух хозяев» | 1 |
65 | А. Экзюпери. Сведения о жизни писателя. «Маленький принц» | 1 |
66 | Истинные и мнимые ценности жизни. Смысл афоризмов в сказке | 1 |
67 | «Взрослость» и «детскость» как критерии человечности | 1 |
68 | Р. Бредбери. «Каникулы», «Земляничное окошко» | 1 |
69 | А. Н. Толстой «Аэлита» | 1 |
| Повторение | 1 | Правильно использовать в речи литературоведческие термины, определять авторов, героев произведений |
70 | Итоговый урок. Рекомендации для летнего чтения | 1 |
учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим: книга для самостоятельной работы уч-ся по литературе. 7 кл. – М.: Мнемозина, 2008.
Бельская Л.Л. Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2005.
Грубер Е.И. Этимологический словарь русского языка. – Москва: Локид-Пресс, 2007.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011.
Программа по литературе для 5-11 кл. под ред. Беленького Г. И. Авторы-составители: Г. И. Беленький, Э. Э. Кац, Э. А. Красновский, М. А. Снежневская, О. М. Хренова.
Снежневская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 7 кл. "Литература. Начальный курс". – М.: Мнемозина, 2008.
Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений «Литература 7 класс» в 2-х ч. под ред. Г. И. Беленького.15-е изд. , – М.: Мнемозина, 2014г.
Диск «Полный мультимедийный курс по литературе для 7 класса, 40 интерактивных уроков».
Диск « Тесты по литературе. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».
Диск « Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 7 класс.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ учебного ПРЕДМЕТА
1. Введение
2. «Минувшее проходит предо мною…»
Ученик научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки.
Ученик получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
«Художник – голос своей эпохи»
Ученик научится:
• cоставлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа.
производить анализ текста, определять жанровое своеобразие;
• отбирать материал для сравнительной характеристики героев;
• воспринимать и анализировать поэтический текст;
• владеть монологической и диалогической речью;
• выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках;
• владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания в связи с подготовкой к сочинению.
Ученик получит возможность научиться:
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств.
4. Запечатленные мгновения
Ученик научится:
• анализировать стихотворения;
• находить изобразительно-выразительные средства;
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах.
Ученик получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художеств. текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию.
5. Человек и движение времени
Ученик научится:
• анализировать произведения, находить и определять роль литературных приемов и средств, используемых автором для выражения чувств;
• самостоятельно делать выводы о роли внутреннего монолога в раскрытии характера;
• характеризовать поэтику и стиль;
• находить при анализе текста изобразительно-выразительные средства;
• видеть авторскую позицию по отношению к героям, давать характеристику литературному герою.
Ученик получит возможность научиться:
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств.
6.Содружество искусств
Ученик научится:
• давать оценку действиям героев;
• характеризовать поэтику и стиль;
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки.
Ученик получит возможность научиться:
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств.
7.Перекличка эпох
Ученик научится:
• выделять отличительные особенности комедий Мольера от произведений Крылова;
• анализировать художественный текст;
• составлять характеристику персонажей;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах.
Ученик получит возможность научиться:
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их.
8.Фантастика. Тема будущего
Ученик научится:
• совершенствовать навыки анализа текста, объяснять смысл названия рассказа, фольклорные традиции, роль авторских ремарок и приемов фантастики;
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному.
Ученик получит возможность научиться:
сопоставлять произведения русск. и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).