ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
гимназия №1404 «ГАММА»
107014 г. Москва, ул. Большая Оленья, д.3, тел.: 268-46-86
Утверждаю Согласовано Рассмотрено
Директор ГБОУ гимназии №1404 «Гамма» Зам. директора по УВР на заседании кафедры
___________________ ____________________
Раюшкина Н.А. __________________
«29» августа 2014 г. «28» августа 2014 г. «27» августа 2014 г.
Рабочая программа
учебного предмета «Литература (повышенный уровень)»
Дипломная программа Международного бакалавриата
10 - 11 класс
Составитель рабочей программы:
учитель литературы Куренкова Н.В.
Москва, 2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
к рабочей программе по литературе
в 10-11 классе программы Международного Бакалавриата
Учебная программа включает в себя самые лучшие литературные произведения русской и мировой литературы. При разработке программы учитываются интересы, культурные и литературные предпочтения учащихся. В образовательном процессе большое внимание уделяется независимой работе учащихся, развитию их аналитических и творческих способностей.
Литературу можно изучать на повышенном уровне.
Цели программы по литературе IB DP
-познакомить учеников с текстами различных эпох, стилей и жанров;
- научить занимать разные позиции: читательскую и аналитическую;
- развивать навыки устной и письменной коммуникации; освоить различные стили устной и письменной речи и обучить их использованию в различных ситуациях;
- расширить представление о мире через изучение произведений других культур;
- познакомить с подходами к изучению литературы, дающими возможность осознать наличие взаимосвязей между различными произведениями;
- научить оценивать формальные, стилистические и эстетические качества текстов;
- содействовать тому, чтобы интерес к литературе сохранился на протяжении всей жизни;
- привить студентам понимание основных литературоведческих понятий и приемов;
- развивать у учащихся способность к независимому и доказательном читательскому суждению.
Целью реализации рабочей программы является формирование ключевых
компетенций учащихся для успешного самоопределения и выбора
профессиональной деятельности.
Структура предметного курса:
Программа состоит из 4 блоков.
Часть 1. Мировая литература
Три произведения: каждое произведения выбирается из Списка мировой литературы.
Все произведения должны быть написаны различными авторами.
В первом блоке соотносятся между собой произведения мировой литературы, которые в оригинале написаны не на родном языке учеников.
Часть 2. Подробное изучение
Три произведения: все произведения написаны различными авторами.
Все произведения относятся к разным жанрам. Второй блок предполагает углубленное, детальное изучение произведений разных родов и жанров литературы, и именно на этом делается акцент. Глубокое изучение каждого произведения – это, с одной стороны, серьезный литературоведческий анализ, с другой - знакомство с различными интерпретациями, различными взглядами критиков и исследователей на произведение, что должно помочь ученику сформировать свой собственный взгляд и - шире – позволяет сформировать навыки критического мышления и умение мыслить самостоятельно, не шаблонами и стереотипами.
Особенно важно в этом блоке формирование навыков устной речи, т.к. по этому блоку будет проводиться устная часть экзамена. Задача учителя – создать ситуации, в которых ученик сможет высказываться, причем делать это нужно в разных формах : дискуссии, провокационные высказывания, трансляции точки зрения героев, презентация собственных исследований и т.д.
Все произведения выбираются из Списка основной литературы по родному языку ученика.
Часть 3. Четыре произведения: все произведения ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОДНОГО ЖАНРА.
Все произведения должны быть написаны разными авторами.
Задача, которая стоит здесь перед преподавателем – подробно изучить жанровые особенности произведения.
Часть 4. Возможности.
Все произведения выбираются свободно. Каждое произведение должно представлять высокую художественную ценность.
Программа строится в соответствии с заявленными целями:
познакомить учеников с литературой разных эпох, жанров, стилей;
расширить представление о мире через изучение произведений других культур;
познакомить с подходами к изучению литературы, дающими возможность осознать наличие взаимосвязей между различными произведениями.
Студенты углубленного уровня изучают в течение двух лет 13 произведений. Все произведения должны быть из списка PLT.
За 10 класс учащиеся должны пройти 216 часов.
За 11 класс 138 часов.
Цели оценивания предметов группы Language A: курс литературы
1. Знание и понимание
Демонстрировать знание и понимание определенных литературных произведений (жанра и периода, к которым они принадлежат, а также соотношения содержания и эпохи)
Демонстрировать понимание форм, выражающих культурные ценности в литературе.
Демонстрировать понимание контекста, в котором написано и в рамках которого
воспринимается литературное произведение
Аргументировать суждения необходимыми примерами
2. Анализ, синтез и оценивание
Демонстрировать способность анализировать язык, структуру, технику и стиль и
оценивать их воздействие на читателя.
Демонстрировать способность проводить самостоятельный литературный
критический разбор как знакомых, так и незнакомых литературных текстов.
Демонстрировать способность глубоко исследовать и обсуждать воздействие
литературных приемов и связей между стилем и значением (только на Повышенном уровне)
3. Выбор и использование соответствующих языковых навыков и навыков проведения презентаций
Демонстрировать способность четко и без запинки выражать идеи как в письменной, так и в устной форме, эффективно выбирая стиль, тон, темп, силу и высоту голоса, интонацию, лексику, грамматические явления, синтаксическую структуру в соответствии с контекстом и аудиторией.
Демонстрировать владение релевантной терминологией и понятиями
Демонстрировать способность приводить хорошо выстроенные устные и письменные аргументы
Демонстрировать способность писать последовательный комментарий к
литературному произведению или его фрагменту (только для Повышенного уровня)
Итоговое оценивание
ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ (HIGHER LEVEL)
Внутреннее оценивание
Письменная работа Paper 1: Литературный комментарий (Literary commentary)
Письменная работа состоит из двух отрывков по выбору учащихся: предлагается
проанализировать поэтический или прозаический текст
Учащиеся выбирают один отрывок и пишут литературный комментарий.
Письменная работа Paper 2: Эссе
Письменная работа состоит из трех вопросов по каждому литературному жанру.
В ответ на один вопрос учащиеся пишут эссе, основывающееся, по крайней мере, на двух
произведениях, изученных в Части 3.
Сочинение (Written assignment)
Учащиеся предоставляют высказывание-размышление и литературное эссе по одному из произведений, изученных в части 1.
Высказывание-размышление должно быть по объему 300–400 слов.
Эссе должно быть по объему 1200-1500 слов.
Внутреннее оценивание
Этот компонент оценивается в школе учителем и окончательное оценивание проводится в конце курса внешним модератором из Организации Международного бакалавриата.
Индивидуальный устный комментарий и обсуждение (Individual oral commentary)
Формальный устный комментарий по поэтическому произведению, изученному в части 2 с
последующими вопросами (10 минут), затем - дискуссия, в ходе которой обсуждается одно
из произведений, изученных в части 2 (10 минут).
Индивидуальная устная презентация (Individual oral presentation)
Презентация основывается на произведениях, изученных в части 4. Оценивается в школе учителем и окончательное оценивание проводится внешним модератором в задании внутреннего оценивания части 2.
Планируемые результаты и
особенности оценивания Language A1: Literature. High Level.
Компонент оценивания | Весомость |
Внешнее оценивание Раздел 1. Литературный комментарий (2 часа) Раздел 2: Эссе (2 часа) Письменное задание Студенты предоставляют проанализированное утверждение и литературное эссе по одному изученному произведению в части 1. (25 баллов). Анализирующее утверждение должно быть 300-400 слов. Эссе должно быть объемом 1200-1500 слов. | 70% 20% 25% |
Внутренне оценивание Индивидуальный устный комментарий и дискуссия (20 минут) Индивидуальная устная презентация (10-15 минут) | 15% 15% |
Критерии внешнего оценивания.
Раздел 1. Литературный комментарий
Критерий А | Понимание и интерпретация | 5 баллов |
Критерий В | Оценивание выбора автора | 5 баллов |
Критерий С | Организация | 5 баллов |
Критерий D | Язык | 5 баллов |
| Общее | 20 баллов |
Раздел 2: Эссе
Критерий А | Знание и понимание | 5 баллов |
Критерий В | Ответ на вопрос | 5 баллов |
Критерий С | Оценивание литературных обозначений жанра | 5 баллов |
Критерий D | Организация | 5 баллов |
Критерий Е | Язык | 5 баллов |
| Общее | 25 баллов |
Письменное задание
Критерий А | Выполнение требований рефлексивного утверждения | 3 балла |
Критерий В | Знание и понимание | 6 баллов |
Критерий С | Оценивание выбора автора | 6 баллов |
Критерий D | Организация | 5 баллов |
Критерий Е | Язык | 5 баллов |
| Общее | 25 баллов |
Программа курса (10 – 11 класс)
10 класс
№ | Название раздела | Количество часов |
Часть 4. Возможности | Гоголь Н.В. «Мертвые души» Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание» Зюскинд П. «Парфюмер» | 75 часов |
Часть 1. Литература в переводе | Абэ К. «Женщина в песках» Остин Дж. «Гордость и предубеждение» Флобер Г. «Мадам Бовари» | 75 часов |
Часть 2. Детальное изучение | Толстой Л.Н. «Война и мир» | 60 часов |
Повторение 2 часа |
11 класс
№ | Название раздела | Количество часов |
Часть 2. Детальное изучение | А.С.Грибоедов «Горе от ума» А.А. Блок «Двенадцать | 58 часов |
Часть 3. Литературные жанры | А.М. Горький «На дне» А.П. Чехов «Вишневый сад» М.А. Булгаков «Дни Турбинных» А.В. Вампилов «Утиная охота» | 80 часов |
Список произведений для изучения
И.А. Гончаров «Обломов»+ художественный фильм «Один день из жизни Обломова » реж. Н. Михалков
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» + фильм «Преступление и наказание» реж. Дм. Светозаров
И.С. Тургенев «Отцы и дети» + фильм «Отцы и дети» реж. В. Никифоров
Абэ Кобо «Женщина в песках»
Шарлота Бронте «Джен Эйр»
Гюстав Флобер «Госпожа Бовари»
Л.Н.Толстой «Война и мир»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
А.А.Блок «Двенадцать»
А.М. Горький «На дне»
А.П. Чехов «Вишневый сад»
М.А. Булгаков «Дни Турбиных»
А.В. Вампилов «Утиная охота»