СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 1 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа

учебного предмета «Окружающий мир»

естествознание

начального общего образования

                                                                                                                       1Б класса

разработана на основе авторской программы  «Окружающий мир» А.А. Плешакова.

Срок реализации: 1 год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 1 класса»

14


Комитет по образованию Администрации Топчихинского района

МКОУ Топчихинская средняя общеобразовательная школа №2

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Заместитель директора по УР МКОУ ТСШ №2 Директор МКОУ ТСШ №2

____________ ______________ ____________

Протокол Приказ № ___ от ________г.

Рабочая программа

учебного предмета «Окружающий мир»

естествознание

начального общего образования

1Б класса

разработана на основе авторской программы «Окружающий мир» А.А. Плешакова.

Срок реализации: 1 год.

Разработчик: Кочукова Валентина Александровна,

учитель начальных классов

Топчиха

2017



Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «окружающий мир» в 1 классе разработана в соответствии с:
1)ФГОС ООО (утвержд. Приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897)
2)ООП ООО МКОУ Топчихинской СОШ №2 в части учебного плана, программы развития УУД и раздела «Система оценки достижения планируемых образовательных результатов»
(утвержд. приказом директора № … от 30.08.2016)

3)Годовым календарным графиком МКОУТопчихинской СОШ №2 (утвержд. приказом директора № … от 30.08.2016)

4)Положением о рабочей программе учебных предметов, курсов, направленных на достижение образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ООО (утвержд. приказом директора № 34/1 от 27.05.2016)

5)Федеральным перечнем учебников (утвержд. приказом Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 г. № 253).

И на основе других материалов:

1)ФГОС НОО (утвержд. Приказом Минобрнауки РФ от 06 октября 2009 г. №373)
2)ООП НОО МКОУ Топчихинской СОШ №2 в части учебного плана, программы развития УУД и раздела «Система оценки достижения планируемых образовательных результатов» (утвержд. приказом директора №50/3 от 02.09.2014г)

3)Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.2. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 231с.

4) Авторской программы «Окружающий мир» 1 класс А. А. Плешаков. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4классы. - М.: Просвещение, 2011г.

Место учебного предмета в учебном плане.

На изучение окружающего мира в 1 классе выделяется 66 часов (2 часа в неделю, 33 учебные недели).



Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.



Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Изменения, внесенные учителем в авторскую программу:

Содержание программы соответствуют авторской программе «Окружающий мир» А.А. Плешакова. Внесены изменения в формулировку некоторых тем: добавлено слово «Экскурсия», чтобы показать практическую направленность изучения данной темы.


Формы, методы и средства оценки образовательных результатов обучающихся:

текущий контроль, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся (в соответствии с действующими в ОУ Положениями, системой оценки достижения планируемых результатов основной общеобразовательной программы основного общего образования).


№ п/п

Формы контроля, практические работы, экскурсии, проекты.

1четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Всего за год

1

Проверочная тестовая работа


1

2

1

4

2

Проекты

1

1

1

1

4

3

Экскурсии

2

1



4


Используемые технологии, формы и методы работы:

Методологической основой для реализации ФГОС является системно - деятельностный подход.

Технологии: личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные.

Методы обучения: наглядный, словесный, объяснительно-иллюстративный, создание проблемной ситуации, проектный.

Формы работы: индивидуальная, коллективная, работа в парах, группах, творческого поиска, экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий.

Средства обучения: учебник, компьютер, презентации к уроку, учебные фильмы, разные виды термометров, компас, географические карты, часы, секундомер, лупа, микроскоп, муляжи овощей, коллекции полезных ископаемых, коллекции семян растений, гербарий культурных и дикорастущих растений, комнатные растения.

Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды проводится по схеме, представленной в учебнике. В виду того, что в школе нет данного оборудования, проведение практической работы считаю нецелесообразным.





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п/п

Дата

Наименование раздела программы, темы урока

Кол-во часов

По плану

По факту

Введение (1ч)

1

05.09


Задавайте вопросы!

1

Раздел «Что и кто?» (20ч)

2

07.09


Что такое Родина?

1

3

12.09


Что мы знаем о народах России?

1

4

14.09


Что мы знаем о Москве?

1

5

19.09


Проект «Моя малая Родина»

Экскурсия в краеведческий музей.

1

6

21.09


Что у нас над головой?

1

7

26.09


«Что у нас под ногами?» Экскурсия.


8

28.09


Что общего у разных растений?

1

9

03.10


Что растет на подоконнике?

1

10

05.10


«Что растет на клумбе?» Экскурсия.

1

11

10.10


Что это за листья?

1

12

12.10


Что такое хвоинки?

1

13

17.10


Кто такие насекомые?

1

14

19.10


Кто такие рыбы?

1

15

24.10


Кто такие птицы?

1

16

26.10


Кто такие звери?

1

17

07.11


Что окружает нас дома?

1

18

09.11


Что умеет компьютер?

1

19

14.11


Что вокруг нас может быть опасным?

1

20

16.11


На что похожа наша планета?

1

21

21.11


Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»

Презентация проекта «Моя малая Родина».

1

Как, откуда и куда?» (12ч)

22

23.11


Как живет моя семья? Проект «Моя семья».

1

23

28.11


Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

1

24

30.11


Откуда в наш дом приходит электричество?

1

25

05.12


«Как путешествует письмо?» Экскурсия.

1

26

07.12


Куда текут реки?

1

27

12.12


Откуда берутся снег и лед?

1

28

14.12


Как живут растения?

1

29

19.12


«Как живут животные?».

1

30

21.12


Как зимой помочь птицам?

1

31

26.12


Откуда берется и куда девается мусор?

1

32

28.12


Откуда в снежках грязь? Проверим себя и оценим свои знания по разделу «Как, откуда и куда?».

1

33

11.01


Презентация проекта «Моя семья».

1

«Где и когда?» (11 ч)

34

16.01


Когда учиться интересно?

1

35

18.01


Проект «Мой класс и моя школа»

1

36

23.01


Когда придет суббота?

1

37

25.01


Когда наступит лето?

1

38

30.01


Где живут белые медведи?

1

39

01.02


Где живут слоны?

1

40

06.02


Где зимуют птицы?

1

41

08.02


Когда появилась одежда?

1

42

13.02


Когда изобрели велосипед?

1

43

15.02


Когда мы станем взрослыми?

1

44

27.02


Проверим себя и оценим свои знания по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа».

1

«Почему и зачем?» (22 ч)

45

01.03


Почему солнце светит днем, а звезды ночью?

1

46

06.03


Почему луна бывает разной?

1

47

13.03


Почему идет дождь и дует ветер?

1

48

15.03


Почему звенит звонок?

1

49

20.03


Почему радуга разноцветная?

1

50

22.03


Почему мы любим кошек и собак?

1

51

03.04


Проект «Мои домашние питомцы».

1

52

05.04


Почему мы не будем рвать цветы, и ловить бабочек?

1

53

10.04


Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

1

54

12.04


Зачем мы спим ночью?

1

55

17.04


Почему нужно есть много овощей и фруктов?

1

56

19.04


Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

1

57

24.04


Зачем нам телефон и телевизор?

1

58

26.04


Зачем нужны автомобили?

1

59

03.05


Зачем нужны поезда?

1

60

08.05


Зачем строят корабли?

1

61

10.05


Зачем строят самолеты?

1

62

15.05


Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

1

63

17.05


Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?

1

64

22.05


Зачем люди осваивают космос?

1

65

24.05


Почему мы часто слышим слово «экология»?

1

66

25.05


Проверим себя и оценим свои знания по разделу «Почему и зачем?». Презентация проекта «Мои домашние питомцы».

1




















ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Личностные результаты

Будут сформированы:

  • положительное отношение к школе и учебной деятельности;

  • представление о новой социальной роли ученика, правила школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира — быть готовым к уроку, бережно относиться к учебнику и рабочей тетради); 

  • представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, принадлежности к определённому этносу*;

  • умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;

  • ценностные представления о своей семье  и своей малой родине;

  • представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины, образ Москвы — как духовной ценности разных народов)*;

  • представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе, животным*;

  • первоначальное представление о бережном отношении к окружающему миру;

  • представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов  России*;

  • этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий*;

  • этические чувства на основе знакомства с культурой народов России*;

  • представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему;

  • потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке (для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей), правилами работы в паре, группе, со взрослыми;

  • правила работы в группе,  доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.

* Развитие указанных личностных результатов будет продолжено и на последующих ступенях обучения школьников в образовательных учреждениях.

Метапредметные результаты.

Познавательные УУД:

Обучающиеся научатся:

 понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);

 находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;

 понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;

 понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий, предложенных учителем;

 анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;

 проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;

 устанавливать причинно-следственные связи;

 строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

 проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;

 располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».


Регулятивные УУД:

Обучающиеся научатся:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);

  • выделять из темы урока известные знания и умения;

  • планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);

  • планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);

  • сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;

  • осуществлять контроль, коррекцию и  оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;

  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.


Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

 включаться в диалог с учителем и сверстниками;

 формулировать ответы на вопросы;

 слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

 договариваться и приходить к общему решению;

 излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

 интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;

 признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

 употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

 понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;

 строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); 

 готовить небольшие сообщения с помощью взрослых по теме проекта.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);

  • различать флаг и герб России;

  • узнавать некоторые достопримечательности столицы;

  • называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;

  • проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;

  • проводить опыты с водой, снегом и льдом;

  • различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);

  • различать овощи и фрукты;

  • определять с помощью атласа-определителя  растения и животных;

  • описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);

  • сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;

  • сравнивать реку и море;

  • использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;

  • находить на глобусе холодные и жаркие районы;

  • различать животных холодных и жарких районов;

  • изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;

  • различать прошлое, настоящее и будущее;

  • называть дни недели и времена года в правильной последовательности;

  • соотносить времена года и месяцы;

  • находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;

  • объяснять причины возникновения дождя и ветра;

  • перечислять цвета радуги в правильной последовательности;

  • ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;

  • мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;

  • раздельно собирать мусор в быту;

  • соблюдать правила поведения в природе;

  • правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;

  • подбирать одежду для разных случаев;

  • правильно обращаться с электричеством и электроприборами;

  • правильно переходить улицу;

  • соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;

  • различать виды транспорта;

  • соблюдать правила безопасности в транспорте.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


Основная учебная литература:

1. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник для 1 класса начальной школы. В двух частях. Части 1 ,2. - М.: Просвещение, 2013.

2.Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 1 класс. В двух частях. Части 1,2. - М.: Просвещение, 2013.


Дополнительная учебная литература:

  1. Плешаков А. А. Окружающий мир. Тесты: 1 класс. - М.: Просвещение, 2011.

2. Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения);

3. Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.);

4. Энциклопедии «Я познаю мир» Серии: «Растения», «Животные». – М.: «АСТ», 2000.

Материально- техническое обеспечение образовательного процесса:


Оборудование и приборы:

    1. Термометры для измерения температуры воздуха и воды.

    2. Термометр медицинский.

    3. Компас.

    4. Часы песочные.

    5. Карты: физическая РФ, полушарий, политическая карта мира.

    6. Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций.

    7. Муляжи овощей.

    8. Коллекция полезных ископаемых.

    9. Коллекция семян растений.

    10. Гербарии культурных и дикорастущих растений.

    11. Комнатные растения.

    12. Плакат «Дикие и домашние животные»

    13. Глобус

    14. Географические настенные карты для начальной школы.

Технические средства обучения:

1. Персональный компьютер с принтером.

2. Ксерокс.

3. Мультимедийный проектор.

4. Экспозиционный экран.

5. Сканер

6. Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир» А.А. Плешакова. 1 класс. Диск CD-ROM.2011.

7. DVD – диски к урокам. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.

8. Презентации к урокам.

Интернет ресурсы: сайты «Просвещение», «1 сентября».
















Лист внесения изменений

№ пп

№ урока


Дата проведения по плану

Дата фактического проведения

Причина (приказ № … от ...)