14
Комитет по образованию Администрации Топчихинского района
МКОУ Топчихинская средняя общеобразовательная школа №2
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель директора по УР МКОУ ТСШ №2 Директор МКОУ ТСШ №2
____________ ______________ ____________
Протокол Приказ № ___ от ________г.
Рабочая программа
учебного предмета «Окружающий мир»
естествознание
начального общего образования
1Б класса
разработана на основе авторской программы «Окружающий мир» А.А. Плешакова.
Срок реализации: 1 год.
Разработчик: Кочукова Валентина Александровна,
учитель начальных классов
Топчиха
2017
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «окружающий мир» в 1 классе разработана в соответствии с:
1)ФГОС ООО (утвержд. Приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897)
2)ООП ООО МКОУ Топчихинской СОШ №2 в части учебного плана, программы развития УУД и раздела «Система оценки достижения планируемых образовательных результатов»
(утвержд. приказом директора № … от 30.08.2016)
3)Годовым календарным графиком МКОУТопчихинской СОШ №2 (утвержд. приказом директора № … от 30.08.2016)
4)Положением о рабочей программе учебных предметов, курсов, направленных на достижение образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ООО (утвержд. приказом директора № 34/1 от 27.05.2016)
5)Федеральным перечнем учебников (утвержд. приказом Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 г. № 253).
И на основе других материалов:
1)ФГОС НОО (утвержд. Приказом Минобрнауки РФ от 06 октября 2009 г. №373)
2)ООП НОО МКОУ Топчихинской СОШ №2 в части учебного плана, программы развития УУД и раздела «Система оценки достижения планируемых образовательных результатов» (утвержд. приказом директора №50/3 от 02.09.2014г)
3)Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.2. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 231с.
4) Авторской программы «Окружающий мир» 1 класс А. А. Плешаков. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4классы. - М.: Просвещение, 2011г.
Место учебного предмета в учебном плане.
На изучение окружающего мира в 1 классе выделяется 66 часов (2 часа в неделю, 33 учебные недели).
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Изменения, внесенные учителем в авторскую программу:
Содержание программы соответствуют авторской программе «Окружающий мир» А.А. Плешакова. Внесены изменения в формулировку некоторых тем: добавлено слово «Экскурсия», чтобы показать практическую направленность изучения данной темы.
Формы, методы и средства оценки образовательных результатов обучающихся:
текущий контроль, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся (в соответствии с действующими в ОУ Положениями, системой оценки достижения планируемых результатов основной общеобразовательной программы основного общего образования).
№ п/п | Формы контроля, практические работы, экскурсии, проекты. | 1четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Всего за год |
1 | Проверочная тестовая работа | | 1 | 2 | 1 | 4 |
2 | Проекты | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
3 | Экскурсии | 2 | 1 | | | 4 |
Используемые технологии, формы и методы работы:
Методологической основой для реализации ФГОС является системно - деятельностный подход.
Технологии: личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные.
Методы обучения: наглядный, словесный, объяснительно-иллюстративный, создание проблемной ситуации, проектный.
Формы работы: индивидуальная, коллективная, работа в парах, группах, творческого поиска, экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий.
Средства обучения: учебник, компьютер, презентации к уроку, учебные фильмы, разные виды термометров, компас, географические карты, часы, секундомер, лупа, микроскоп, муляжи овощей, коллекции полезных ископаемых, коллекции семян растений, гербарий культурных и дикорастущих растений, комнатные растения.
Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды проводится по схеме, представленной в учебнике. В виду того, что в школе нет данного оборудования, проведение практической работы считаю нецелесообразным.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Наименование раздела программы, темы урока | Кол-во часов |
По плану | По факту |
Введение (1ч) |
1 | 05.09 | | Задавайте вопросы! | 1 |
Раздел «Что и кто?» (20ч) |
2 | 07.09 | | Что такое Родина? | 1 |
3 | 12.09 | | Что мы знаем о народах России? | 1 |
4 | 14.09 | | Что мы знаем о Москве? | 1 |
5 | 19.09 | | Проект «Моя малая Родина» Экскурсия в краеведческий музей. | 1 |
6 | 21.09 | | Что у нас над головой? | 1 |
7 | 26.09 | | «Что у нас под ногами?» Экскурсия. | |
8 | 28.09 | | Что общего у разных растений? | 1 |
9 | 03.10 | | Что растет на подоконнике? | 1 |
10 | 05.10 | | «Что растет на клумбе?» Экскурсия. | 1 |
11 | 10.10 | | Что это за листья? | 1 |
12 | 12.10 | | Что такое хвоинки? | 1 |
13 | 17.10 | | Кто такие насекомые? | 1 |
14 | 19.10 | | Кто такие рыбы? | 1 |
15 | 24.10 | | Кто такие птицы? | 1 |
16 | 26.10 | | Кто такие звери? | 1 |
17 | 07.11 | | Что окружает нас дома? | 1 |
18 | 09.11 | | Что умеет компьютер? | 1 |
19 | 14.11 | | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 |
20 | 16.11 | | На что похожа наша планета? | 1 |
21 | 21.11 | | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая Родина». | 1 |
Как, откуда и куда?» (12ч) |
22 | 23.11 | | Как живет моя семья? Проект «Моя семья». | 1 |
23 | 28.11 | | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 1 |
24 | 30.11 | | Откуда в наш дом приходит электричество? | 1 |
25 | 05.12 | | «Как путешествует письмо?» Экскурсия. | 1 |
26 | 07.12 | | Куда текут реки? | 1 |
27 | 12.12 | | Откуда берутся снег и лед? | 1 |
28 | 14.12 | | Как живут растения? | 1 |
29 | 19.12 | | «Как живут животные?». | 1 |
30 | 21.12 | | Как зимой помочь птицам? | 1 |
31 | 26.12 | | Откуда берется и куда девается мусор? | 1 |
32 | 28.12 | | Откуда в снежках грязь? Проверим себя и оценим свои знания по разделу «Как, откуда и куда?». | 1 |
33 | 11.01 | | Презентация проекта «Моя семья». | 1 |
«Где и когда?» (11 ч) |
34 | 16.01 | | Когда учиться интересно? | 1 |
35 | 18.01 | | Проект «Мой класс и моя школа» | 1 |
36 | 23.01 | | Когда придет суббота? | 1 |
37 | 25.01 | | Когда наступит лето? | 1 |
38 | 30.01 | | Где живут белые медведи? | 1 |
39 | 01.02 | | Где живут слоны? | 1 |
40 | 06.02 | | Где зимуют птицы? | 1 |
41 | 08.02 | | Когда появилась одежда? | 1 |
42 | 13.02 | | Когда изобрели велосипед? | 1 |
43 | 15.02 | | Когда мы станем взрослыми? | 1 |
44 | 27.02 | | Проверим себя и оценим свои знания по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа». | 1 |
«Почему и зачем?» (22 ч) |
45 | 01.03 | | Почему солнце светит днем, а звезды ночью? | 1 |
46 | 06.03 | | Почему луна бывает разной? | 1 |
47 | 13.03 | | Почему идет дождь и дует ветер? | 1 |
48 | 15.03 | | Почему звенит звонок? | 1 |
49 | 20.03 | | Почему радуга разноцветная? | 1 |
50 | 22.03 | | Почему мы любим кошек и собак? | 1 |
51 | 03.04 | | Проект «Мои домашние питомцы». | 1 |
52 | 05.04 | | Почему мы не будем рвать цветы, и ловить бабочек? | 1 |
53 | 10.04 | | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1 |
54 | 12.04 | | Зачем мы спим ночью? | 1 |
55 | 17.04 | | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 |
56 | 19.04 | | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 1 |
57 | 24.04 | | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 |
58 | 26.04 | | Зачем нужны автомобили? | 1 |
59 | 03.05 | | Зачем нужны поезда? | 1 |
60 | 08.05 | | Зачем строят корабли? | 1 |
61 | 10.05 | | Зачем строят самолеты? | 1 |
62 | 15.05 | | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1 |
63 | 17.05 | | Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? | 1 |
64 | 22.05 | | Зачем люди осваивают космос? | 1 |
65 | 24.05 | | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 1 |
66 | 25.05 | | Проверим себя и оценим свои знания по разделу «Почему и зачем?». Презентация проекта «Мои домашние питомцы». | 1 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Личностные результаты
Будут сформированы:
положительное отношение к школе и учебной деятельности;
представление о новой социальной роли ученика, правила школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира — быть готовым к уроку, бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);
представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, принадлежности к определённому этносу*;
умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины, образ Москвы — как духовной ценности разных народов)*;
представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе, животным*;
первоначальное представление о бережном отношении к окружающему миру;
представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов России*;
этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий*;
этические чувства на основе знакомства с культурой народов России*;
представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему;
потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке (для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей), правилами работы в паре, группе, со взрослыми;
правила работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.
* Развитие указанных личностных результатов будет продолжено и на последующих ступенях обучения школьников в образовательных учреждениях.
Метапредметные результаты.
Познавательные УУД:
Обучающиеся научатся:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий, предложенных учителем;
анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научатся:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные знания и умения;
планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
включаться в диалог с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения с помощью взрослых по теме проекта.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);
различать флаг и герб России;
узнавать некоторые достопримечательности столицы;
называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
проводить опыты с водой, снегом и льдом;
различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);
различать овощи и фрукты;
определять с помощью атласа-определителя растения и животных;
описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);
сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;
сравнивать реку и море;
использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
находить на глобусе холодные и жаркие районы;
различать животных холодных и жарких районов;
изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;
различать прошлое, настоящее и будущее;
называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
соотносить времена года и месяцы;
находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
объяснять причины возникновения дождя и ветра;
перечислять цвета радуги в правильной последовательности;
ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;
мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;
раздельно собирать мусор в быту;
соблюдать правила поведения в природе;
правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;
подбирать одежду для разных случаев;
правильно обращаться с электричеством и электроприборами;
правильно переходить улицу;
соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;
различать виды транспорта;
соблюдать правила безопасности в транспорте.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Основная учебная литература:
1. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник для 1 класса начальной школы. В двух частях. Части 1 ,2. - М.: Просвещение, 2013.
2.Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 1 класс. В двух частях. Части 1,2. - М.: Просвещение, 2013.
Дополнительная учебная литература:
Плешаков А. А. Окружающий мир. Тесты: 1 класс. - М.: Просвещение, 2011.
2. Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения);
3. Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.);
4. Энциклопедии «Я познаю мир» Серии: «Растения», «Животные». – М.: «АСТ», 2000.
Материально- техническое обеспечение образовательного процесса:
Оборудование и приборы:
Термометры для измерения температуры воздуха и воды.
Термометр медицинский.
Компас.
Часы песочные.
Карты: физическая РФ, полушарий, политическая карта мира.
Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций.
Муляжи овощей.
Коллекция полезных ископаемых.
Коллекция семян растений.
Гербарии культурных и дикорастущих растений.
Комнатные растения.
Плакат «Дикие и домашние животные»
Глобус
Географические настенные карты для начальной школы.
Технические средства обучения:
1. Персональный компьютер с принтером.
2. Ксерокс.
3. Мультимедийный проектор.
4. Экспозиционный экран.
5. Сканер
6. Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир» А.А. Плешакова. 1 класс. Диск CD-ROM.2011.
7. DVD – диски к урокам. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.
8. Презентации к урокам.
Интернет ресурсы: сайты «Просвещение», «1 сентября».
Лист внесения изменений
№ пп | № урока | Дата проведения по плану | Дата фактического проведения | Причина (приказ № … от ...) |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |