СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета ОВПб.03 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа общеобразовательной учебного предмета «Естествознание» предна­значена для изучения естествознания в ОБПОУ Курский Электромеханический техникум, реализующего образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования, при подготовке квалифициро­ванных рабочих, служащих, специалистов среднего звена.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета ОВПб.03 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»

Комитет образования и науки Курской области

Областное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Курский электромеханический техникум»


УТВЕРЖДАЮ

Директор техникума

___________ В.А. Некрасов

«_____» ____________ 2015г.









Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ОВПб.03 Естествознание

для профессий:

09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации

09.01.01 «Наладчик аппаратного и программного обеспечения»




















2015г.


Организация-разработчик: областное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение «Курский электромеханический техникум»


Разработчик: Л.Н. Заикина, преподаватель

первой квалификационной

категории

(подпись)

Рабочая программа учебного предмета ОВПб.03 Естествознание

Рассмотрена и одобрена на заседании предметной (цикловой) комиссии преподавателей профессионального цикла по направлению подготовки «Химические технологии»


Протокол № 11 от «9» июня 2015 г.


Председатель ПЦК_____ А.Н. Белкина


Рассмотрена и одобрена на заседании методического совета

Протокол № 11 от 10 июня 2015 г.



Председатель методического совета ___________________ Г.Н. Галахова

Заместитель директора ___________________ А.В. Ляхов

Заведующий отделением ___________________ И.В. Моршнева

Методист ___________________ Г.В. Буровникова


СОДЕРЖАНИЕ




Пояснительная записка …………………………………
4
Общая характеристика учебного предмета «естествознание»…………………………………………..


5

Место учебного предмета в учебном плане…………..

6

Результаты освоения учебного предмета…………….

7


Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов


9


Структура и содержание учебного предмета…………


10


Тематическое планирование…………………………….


11


Тематический план и содержание учебного предмета ОВПб.03 Естествознание…………………………………



12


Характеристика основных видов учебной деятельности студентов…………………………………………………..



26

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебного предмета «Естествознание»…………………………………………




31


Рекомендуемая литература…………………………………




32


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа общеобразовательной учебного предмета «Естествознание» предна­значена для изучения естествознания в ОБПОУ Курский Электромеханический техникум, реализующего образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования, при подготовке квалифициро­ванных рабочих, служащих, специалистов среднего звена.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебного предмета «Естествознание», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом тре­бований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Содержание программы «Естествознание» направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о современной естественно-научной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественно-научного и профессионально значимого содержания; развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественнонаучной информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания законной природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни;

  • применение естественнонаучных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих; программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»

Естествознание — наука о явлениях и законах природы. Современное естествознание включает множество естественнонаучных отраслей, из которых наиболее важными являются физика, химия и биология. Оно охватывает широкий спектр во­просов о разнообразных свойствах объектов природы, которые можно рассматривать как единое целое.

Естественнонаучные знания, основанные на них, технологии формируют новый образ жизни. Высокообразованный человек не может дистанцироваться от фундамен­тальных знаний об окружающем мире, не рискуя оказаться беспомощным в профес­сиональной деятельности. Любое перспективное направление деятельности человека прямо или косвенно связано с новой материальной базой и новыми технологиями, и знание их естественнонаучной сущности — закон успеха.

Естествознание — неотъемлемая составляющая культуры: определяя мировоз­зрение человека, оно проникает и в гуманитарную сферу, и в общественную жизнь. Рациональный естественнонаучный метод, сформировавшийся в рамках естествен­ных наук, образует естественнонаучную картину мира, некое образно-философское обобщение научных знаний.

Естествознание как наука о явлениях и законах природы включает одну из важнейших отраслей — химию.

Химия — наука о веществах, их составе, строении, свойствах, процессах пре­вращения, использовании законов химии в практической деятельности людей, в создании новых материалов.

Биология — составная часть естествознания. Это наука о живой природе. Она изучает растительный, животный мир и человека, используя как собственные методы, так и методы других наук, в частности физики, химии и математики: наблюдения, эксперименты, исследования с помощью светового и электронного микроскопа, об­работку статистических данных методами математической статистики и др. Биология выявляет закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях, в том числе об­мен веществ, рост, размножение, наследственность, изменчивость, эволюцию и др.

Экология — изучает все аспекты взаимоотношений живых организмов и среды, в которой они обитают, а также последствия взаимодействия систем «общество» и «природа», условия недопущения либо нейтрализации этих последствий.

Экология на основе изучения законов взаимодействия человеческого общества и природы предлагает пути восстановления нарушенного природного баланса. Владение экологическими знаниями является одним из необходимых условий реализации специалиста в любой будущей профессиональной деятельности.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образователь­ную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучается интегрированная учебная дисциплина «Естествознание», включающая два раздела, обладающие относительной самостоя­тельностью и целостностью — «Химия», «Биология», «Экология» — что не нарушает привычную логику естественнонаучного образования студентов.

При освоении профессий СПО и специальностей СПО технического профиля профессионального образования естествознание изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования с учетом специфики осваиваемой профессии или специальности.

Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

При изучении учебного материала по химии и биологии целесообразно акценти­ровать внимание обучающихся на жизненно важных объектах природы и организме человека. Это гидросфера, атмосфера и биосфера, которые рассматриваются с точки зрения химических составов и свойств, их значения для жизнедеятельности людей, содержание, освещающее роль важнейших химических элементов в организме человека, вопросы охраны здоровья, профилактики заболеваний и вредных привычек, последствий изменения среды обитания человека для человеческой цивилизации.

Заметное место в содержании учебного предмета занимает учебный материал, не только формирующий естественнонаучную картину мира у студентов, но и раскры­вающий практическое значение естественнонаучных знаний во всех сферах жизни современного общества, в том числе в гуманитарной сфере.

В целом учебная дисциплина «Естествознание», в содержании которой ведущим компонентом являются научные знания и научные методы познания, позволяет сфор­мировать у обучающихся целостную естественнонаучную картину мира, пробудить у них эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, готовность к выбору действий определенной направленности, умение критически оценивать свои и чужие действия и поступки.

Интегрированное содержание учебного предмета позволяет преподавателям химии и биологии совместно организовать изучение естествознания, используя имеющиеся частные методики преподавания предмета.

Изучение общеобразовательной учебного предмета «Естествознание» заверша­ется подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежу­точной аттестации студентов в процессе освоения основной ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Дисциплина изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).

В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебного предмета «Естествознание» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для про­фессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.



РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Освоение содержания учебного предмета «Естествознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

  • устойчивый интерес к истории и достижениям в области естественных наук, чувство гордости за российские естественные науки;

  • готовность к продолжению образования, повышению квалификации в из­бранной профессиональной деятельности с использованием знаний в области
    естественных наук;

  • объективное осознание значимости компетенций в области естественных наук для человека и общества, умение использовать технологические достижения
    в области физики, химии, биологии для повышения собственного интеллек­туального развития в выбранной профессиональной деятельности;

  • умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;

  • готовность самостоятельно добывать новые для себя естественнонаучные знания с использованием для этого доступных источников информации;

  • умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

  • умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области естествознания;

  • метапредметных:

  • овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира;

  • применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимен­та) для изучения различных сторон естественно-научной картины мира, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

  • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для их достижения на практике;

  • умение использовать различные источники для получения естественнонаучной информации и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;

  • предметных:

  • сформированность представлений о целостной современной естественнонаучной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи человека, природы и общества, пространственно-временных масштабах Вселенной;

  • владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;

  • сформированность умения применять естественнонаучные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;

  • сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественнонаучных наблюдений, опытов, исследований и оценки достоверности полученных результатов;

  • владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественнонаучным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;

  • сформированность умений понимать значимость естественнонаучного знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей.

  • ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ (ДОКЛАДОВ), ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

  • Материя, формы ее движения и существования.

  • Первый русский академик М.В. Ломоносов.

  • Искусство и процесс познания.

  • Цветомузыка.

  • Научно-технический прогресс и проблемы экологии.

  • Биотехнология и генная инженерия — технологии XXI века.

  • Нанотехнология как приоритетное направление развития науки и производства в Российской Федерации.

  • Охрана окружающей среды от химического загрязнения.

  • Растворы вокруг нас.

  • Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях.

  • История возникновения и развития органической химии.

  • Углеводы и их роль в живой природе.

  • Жиры как продукт питания и химическое сырье.

  • Нехватка продовольствия как глобальная проблема человечества и пути ее решения.

  • Средства гигиены на основе кислородсодержащих органических соединений.

  • Синтетические моющие средства: достоинства и недостатки.

  • Дефицит белка в пищевых продуктах и его преодоление в рамках глобальной продовольственной программы.

  • В. И. Вернадский и его учение о биосфере.

  • История и развитие знаний о клетке.

  • Окружающая человека среда и ее компоненты: различные взгляды на одну проблему.

  • Популяция как единица биологической эволюции.

  • Популяция как экологическая единица.

  • Современные взгляды на биологическую эволюцию.

  • Современные взгляды на происхождение человека: столкновение мнений.

  • Современные методы исследования клетки.

  • Среды обитания организмов: причины разнообразия.

  • Возможности управления водными ресурсами в рамках концепции • устойчивого развития.

  • Возможности управления лесными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.

  • Возможности управления почвенными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.

  • Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы: способы решения проблемы исчерпаемости.

  • Земельный фонд и его динамика под влиянием антропогенных факторов.

  • История и развитие концепции устойчивого развития.

  • Окружающая человека среда и ее компоненты: различные взгляды на одну проблему.

  • Основные экологические приоритеты современного мира.

  • Особо неблагоприятные в экологическом отношении территории России: возможные способы решения проблем.

  • Особо охраняемые природные территории и их значение в охране природы.

  • • Популяция как экологическая единица.

  • • Причины возникновения экологических проблем в городе.

  • • Причины возникновения экологических проблем в сельской местности.

  • • Проблемы водных ресурсов и способы их решения (на примере России).

  • • Проблемы почвенной эрозии и способы ее решения в России.

  • • Проблемы устойчивости лесных экосистем в России.

  • • Система контроля за экологической безопасностью в России.

  • • Современные требования к экологической безопасности продуктов питания.

  • • Среда обитания и среды жизни: сходство и различия.

  • • Структура экологической системы.

  • • Структура экономики в рамках концепции устойчивого развития.

  • • Твердые бытовые отходы и способы решения проблемы их утилизации.

  • • Энергетические ресурсы и проблема их исчерпаемости.

  • СТРУКТУРА и содержание учебного предмета

  • Объем учебного предмета и виды учебной работы

    • Виды учебной работы

    • Объем часов

    • Максимальная учебная нагрузка (всего)

    • 299

    • Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

    • 239

    • в том числе:

    • практические работы

    • 104

    • контрольные работы

    • 3

    • Самостоятельная работа обучающегося (всего)

    • 60

    • Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

  • 2.2. Тематический план и содержание учебного предмета ОВПб.03 Естествознание

    • Наименование разделов и тем

    • Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

    • Объем часов

    • Уровень освоения

    • 1

    • 2

    • 3

    • 4

    • Химия

    • 94

    • Раздел 1.

    • Общая и неорганическая химия

    • 46

    • Тема 1.1.

    • Основные понятия и законы химии

    • Содержание учебного материала:

    • 2

    • Основные законы и понятия химии.

    • 2

    • Практическое занятие

    1. Решение задач и упражнений на основные законы химии

    • 2

    • 3

    • Самостоятельная работа обучающихся:

    • 1

    • Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной химической литературой).

    • Тема 1.2.

    • Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома

    • Содержание учебного материала:

    • 2

    • Строение атома и периодический закон.

    • 2

    • Практическое занятие

    1. Составление электронных формул атомов элементов и графических схем.

    • 2

    • 3

    • Самостоятельная работа обучающихся:

    • 1

    • Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной химической литературой).

    • Тема 1.3.

    • Строение вещества

    • Содержание учебного материала:

    • 4

    • Химическая связь. Ионная, ковалентная, металлическая, химическая связь. Агрегатные состояния вещества. Водородная химическая связь. Чистые вещества и смеси. Дисперсные системы.

    • 2

    • Практическое занятие

    1. Определение видов химической связи

    • 2

    • 3

    • Самостоятельная работа обучающихся:

    • 2

    • Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной химической литературой).

    • Тема 1.4.

    • Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация

    • Содержание учебного материала:

    • 2

    • Растворы. Растворение. Теория электролитической диссоциации. Жесткость воды. Способы устранения жесткости.

    • Практические занятия:

    1. Составление схем электролитической диссоциации.

    2. Решение расчетных задач на нахождение массовой доли растворенного вещества.

    • 4

    • 3

    • Самостоятельная работа обучающихся:

    • 1

    • Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной химической литературой).

    • Тема 1.5.

    • Классификация неорганических соединений и их свойства

    • Содержание учебного материала:

    • 2

    • Основные классы неорганических соединений.

    • Кислоты, основания, соли в свете теории электролитической диссоциации.

    • Гидролиз солей.

    • Оксиды.

    • 4

    • Практические занятия:

    • 4

    • 3

    1. Составление уравнений реакций обмена в водных растворах электролитов.

    2. Определение рН раствора солей.

    • Самостоятельная работа обучающихся:

    • 2

    • Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной химической литературой).

    • Тема 1.6.

    • Химические реакции

    • Содержание учебного материала:

    • 4

    • 2

    • Понятие о химической реакции. Скорость химической реакции. Химическое равновесие и условия его смещения. Понятие о водородном показателе. Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз.

    • Практические занятия:

    • 4

    • 3

    1. Изучение зависимости скорости химической реакции от различных факторов.

    2. Составление уравнений ОВР методом электронного баланса.

    • Самостоятельная работа обучающихся:

    • 2

    • Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной химической литературой).

    • Подготовка к контрольной работе.

    • Тема 1.7.

    • Металлы и неметаллы.

    • Содержание учебного материала:

    • 6

    • Металлы и неметаллы, положение в таблице, свойства. Коррозия металлов. Способы защиты от коррозии. Общие способы получения металлов. Производство серной кислоты. Силикатная промышленность.

    • Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ.

    • Контрольная работа №1 по Разделу 1. Общая и неорганическая химия

    • 2

    • Практические занятия:

    1. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.

    2. Получение, собирание и распознавание газов.

    • 4

    • 3

    • Самостоятельная работа обучающихся:

    • 3

    • Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной химической литературой).

    • Подготовка сообщений по теме: «Металлы и неметаллы».

    • Подготовка к контрольной работе с использованием методических рекомендаций преподавателя.

    • Раздел 2.

    • Органическая химия

    • 48

    • Тема 2.1.

    • Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений

    • Содержание учебного материала:

    • 2

    • Техника безопасности.

    • Предмет органической химии. Теория строения органических веществ, классификация органических соединений и химических реакций.

    • 2

    • Практические занятия:

    1. Изготовление моделей молекул гомологов и изомеров органических соединений.

    2. Выполнение упражнений на составление структурных формул углеводородов.

    • 4

    • 3

    • Самостоятельная работа обучающихся:

    • 2

    • Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной химической литературой).

    • Тема 2.2.

    • Углеводороды и их природные источники

    • Содержание учебного материала:

    • 10

    • Понятие об алканах. Строение, номенклатура, изомерия, свойства парафинов.

    • Понятие об алкенах. Строение, номенклатура, изомерия, свойства углеводородов с двойной связью.

    • Понятие о диенах. Строение, номенклатура, изомерия, свойства углеводородов с двумя двойными связями. Каучуки.

    • Алкины. Особенности углеводородов с тройной связью.

    • Бензол. Особенности ароматических углеводородов.

    • Природные источники углеводородов.

    • 2

    • Практическое занятие:

    • 1. Выполнение упражнений на знание номенклатуры и изомерии углеводородов.

    • 2. Решение расчетных задач на вывод формул органических веществ.

    • 3.Анализ свойств непредельных углеводородов.

    • 6

    • 3

    • Самостоятельная работа обучающихся:

    • 4

    • Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной химической литературой).

    • Решение расчетных задач.

    • Тема 2.3.

    • Кислородсодержащие органические соединения

    • Содержание учебного материала:

    • 6

    • Спирты. Особенности классов. Фенол.

    • Особенности органических веществ с карбонильной группой.

    • Особенности органических веществ с карбоксильной группой.

    • Мыла, сложные эфиры, жиры как производные карбоновых кислот.

    • Понятие об углеводах, классификация, отдельные представители.

    • 2

    • Практические занятия

    • 1. Составление структурных формул и выполнение упражнений на номенклатуру спиртов.

    • 2. Исследование и анализ химических свойств спиртов и фенолов.

    • 3 Исследование и анализ химических свойств уксусной кислоты: взаимодействие с индикаторами, металлами (Mg), с основаниями (Cu(OH)2 и основными оксидами (CuO).

    • 4. Получение мыла и изучение его свойств.

    • 8

    • 3

    • Самостоятельная работа обучающихся:

    • 3

    • Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной химической литературой).

    • Тема 2.4.

    • Азотсодержащие органические соединения

    • Содержание учебного материала:

    • 2

    • Амины. Аминокислоты. Белки. Понятие о природных биополимерах.

    • 2

    • Практические занятия:

    • 2

    • 3

    • 1. Исследование и анализ свойств белков. Обратимая и необратимая денатурация белков.

    • Самостоятельная работа обучающихся:

    • 2

    • Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной химической литературой).

    • Подготовка сообщений на тему: «Азотсодержащие органические соединения».

    • Тема 2.5.

    • Пластмассы и волокна

    • Содержание учебного материала:

    • 2

    • Искусственные полимеры. Волокна.

    • 2

    • Практические занятия:

    • 2

    • 1. Распознавание пластмасс и химических волокон.

    • Самостоятельная работа обучающихся:

    • Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной химической литературой).

    • 1

    • Тема 1.6.

    • Химия и жизнь

    • Содержание учебного материала:

    • 4

    • Химия и организм человека. Химические элементы в организме человека. Органические и неорганические вещества. Основные жизненно необходимые соединения: белки, углеводы, жиры, витамины. Углеводы — главный источник энергии организма. Роль жиров в организме. Холестерин и его роль в здоровье человека.

    • Минеральные вещества в продуктах питания, пищевые добавки. Сбалансированное питание.

    • Химия в быту. Вода. Качество воды. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии

    • Контрольная работа №2 по Разделу 2. Органическая химия.

    • 2

    • 3

    • Самостоятельная работа обучающихся:

    • 1

    • Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной химической литературой).

    • Подготовка к контрольной работе с использованием методических рекомендаций преподавателя.

    • Биология

    • 94

    • Биология — совокупность наук о живой природе. Методы научного познания в биологии

    • Содержание учебного материала:

    • 2

    • 2

    • Основные свойства живой природы

    • Уровни организации живого

    • Раздел 1.

    • Клетка

    • 22

    • Тема 1.1.

    • Химическая организация клетки

    • Содержание учебного материала:

    • 4

    • 2

    • Химические элементы и неорганические вещества, входящие в состав клеток

    • Органические вещества клетки: углеводы

    • Органические вещества клетки: липиды

    • Органические вещества клетки: белки, состав и структура

    • Свойства и функции белков

    • Органические вещества клетки: ДНК, строение и функции

    • Органические вещества клетки: РНК, строение и функции. АТФ

    • Практические занятия:

    1. Анализ химического состава клетки, определение функций неорганических и органических веществ, входящих в ее состав.

    • 2

    • 3

    • Самостоятельная работа обучающихся:

    • 2

    • Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной литературой).

    • Подготовка к лабораторной работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторной работы, подготовка к ее защите.

    • Тема 1.2

    • Строение и функции клетки

    • Содержание учебного материала:

    • 4

    • 2

    • Клеточная теория. Методы цитологии

    • Строение клеток эукариот.

    • Синтетический аппарат клетки

    • Внутриклеточное переваривание. Включения цитоплазмы

    • Ген и генетический код

    • Строение клетки: ядерный аппарат

    • Прокариоты – доядерные организмы

    • Вирусы – неклеточная форма жизни

    • Практические занятия:

    • 4

    • 3

    1. Исследование цитологических методов изучения клетки. Анализ основных положений клеточной теории.

    2. Анализ особенностей строения растительной и животной клетки.

    • Тема 1.3

    • Обмен веществ и превращение энергии в клетке

    • Содержание учебного материала:

    • 4

    • 2

    • Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен

    • Фотосинтез. Хемосинтез.

    • Биосинтез белков

    • Тема 1.4.

    • Деление клетки

    • Содержание учебного материала:

    • 2

    • 2

    • Клеточный цикл и его периоды

    • Мейоз

    • Практические занятия:

    1. Проведение сравнительного анализа способов деления клетки.

    • 2

    • 3

    • Самостоятельная работа обучающихся:

    • 5

    • Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной литературой).

    • Подготовка к лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторных работ, подготовка к их защите.

    • Подготовка сообщений к теме «Цитология – наука о клетке»

    • Раздел 2

    • Организм

    • 34

    • Тема 2.1.

    • Размножение и индивидуальное развитие организма.

    • Содержание учебного материала:

    • 8

    • 2

    • Организм как биологическая система

    • Размножение организмов

    • Гаметогенез и оплодотворение

    • Индивидуальное развитие организмов – онтогенез

    • Организм и среда.

    • Практическое занятие

    • 1. Определение роли внутренних и внешних факторов в изменении нормального хода онтогенеза.

    • 2

    • 3

    • Самостоятельная работа обучающихся:

    • 3

    • Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной литературой).

    • Тема 2.2.

    • Закономерности наследственности

    • Содержание учебного материала:

    • 8

    • 2

    • Генетика как наука

    • Основные генетические понятия

    • Закономерности наследования при моногибридном скрещивании

    • Цитологические основы закона расщепления. Гипотеза чистоты гамет

    • Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования

    • Доминирование. Анализирующее скрещивание

    • Сцепленное наследование

    • Хромосомная теория наследственности

    • Генетика пола.

    • Наследование, сцепленное с полом

    • Взаимодействие аллельных генов

    • Типы взаимодействия неаллельных генов

    • Практические занятия:

    • 4

    • 3

    • Решение элементарных генетических задач на моногибридное скрещивание

    • Решение элементарных генетических задач на дигибридное и анализирующее скрещивание.

    • Самостоятельная работа обучающихся:

    • 2

    • Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной литературой).

    • Решение генетических задач

    • Тема 2.3.

    • Закономерности изменчивости

    • Содержание учебного материала:

    • 2

    • 2

    • Модификационная изменчивость

    • Наследственная генетическая изменчивость. Комбинативная изменчивость

    • Мутационная изменчивость. Виды мутаций

    • Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости

    • Практическое занятие:

    • 1. Построение вариационного ряда и вариационной кривой

    • 2

    • 3

    • Самостоятельная работа обучающихся:

    • 1

    • Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной литературой).

    • Тема 2.4.

    • Генетика человека

    • Содержание учебного материала:

    • 4

    • 2

    • Генетика человека как наука

    • Методы генетики человека

    • Наследственные болезни человека

    • Заболевания, связанные с наследственной предрасположенностью. Медико-генетическое консультирование

    • Самостоятельная работа обучающихся:

    • 1

    • Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной литературой).

    • Тема 2.5.

    • Генетика и селекция

    • Содержание учебного материала:

    • 2

    • 2

    • Основы селекции как науки

    • Методы селекции растений

    • Методы селекции животных

    • Селекция микроорганизмов

    • Биотехнология как наука

    • Практическое занятие:

    1. Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в био­технологии.

    • 2

    • 3

    • Самостоятельная работа обучающихся:

    • 1

    • Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной литературой).

    • Подготовка к лабораторной работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторной работы, подготовка к ее защите. Подготовка рефератов на темы: «Биография и труды Н.И. Вавилова», «Биография и труды И.В. Мичурина», «Биография и труды Г.Д. Карпеченко», «Селекция растений», «Селекция микроорганизмов».

    • Раздел 3

    • Вид

    • 28

    • Тема 3.1.

    • Представления о возникновении жизни на Земле

    • Содержание учебного материала:

    • 2

    • 2

    • Становление и развитие представлений о происхождении жизни

    • Основные гипотезы возникновения жизни на Земле

    • Современные научные представления о возникновении жизни на Земле

    • Практические занятия:

    • 2

    • 3

    • Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле.

    • Самостоятельная работа обучающихся:

    • 1

    • Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной литературой).

    • Подготовка рефератов на темы: «Биография и труды К. Линнея», «Биография и труды Ж.Б. Ламарка», «Биография и труды Ж. Кювье», «Философские представления об эволюции».

    • Тема 3.2.

    • Эволюция органического мира

    • Содержание учебного материала:

    • 2

    • 2

    • История развития эволюционных идей

    • Предпосылки возникновения эволюционного учения Ч. Дарвина

    • Основные положения учения Ч. Дарвина

    • Тема 3.3.

    • Синтетическая теория эволюции

    • Содержание учебного материала:

    • 4

    • 2

    • Развитие классического дарвинизма, его кризис

    • Формирование СТЭ

    • Вид, его критерии. Популяция как структурная единица вида и эволюции.

    • Движущие силы эволюции

    • Естественный отбор – направляющий фактор эволюции

    • Формы естественного отбора

    • Адаптации

    • Практические занятия

    • 4

    • 3

    1. Описание особей вида по морфологическому критерию.

    2. Определение различных форм приспособленности организмов к среде обитания.

    • Самостоятельная работа обучающихся:

    • 1

    • Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной литературой). Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы, подготовка к ее защите.

    • Тема 3.4.

    • Микроэволюция и макроэволюция

    • Содержание учебного материала:

    • 4

    • 2

    • Видообразование как результат микроэволюции

    • Формы видообразования

    • Макроэволюция как процесс формирования надвидовых таксонов

    • Основные направления эволюции

    • Пути достижения биологического прогресса

    • Доказательства макроэволюции

    • Основные закономерности эволюции

    • Практические занятия:

    1. Определение механизмов репродуктивной изоляции в природе.

    2. Анализ главных направлений и основных закономерностей эволюции.

    • 4

    • 3

    • Самостоятельная работа обучающихся:

    • 2

    • Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной литературой).

    • Тема 3.5.

    • Происхождение человека – антропогенез

    • Содержание учебного материала:

    • 2

    • 2

    • Антропогенез с точки зрения эволюции

    • Место человека в системе органического мира

    • Этапы антропогенеза

    • Движущие силы антропогенеза

    • Особенности и единство современных рас человека

    • Практические занятия:

    • 4

    • 3

    1. Анализ и оценка различных гипотез возникновения человека.

    2. Составление геохронологической шкалы.

    • Самостоятельная работа обучающихся:

    • 1

    • Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной литературой).

    • Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы, подготовка к ее защите.

    • Тема 3.6. Человек и природа

    • Содержание учебного материала:

    • 2

    • 2

    • Современный экологический кризис

    • Пути преодоления современного экологического кризиса

    • Контрольная работа №3 по разделам биологии

    • 3

    • Самостоятельная работа обучающихся:

    • 1

    • Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной литературой).

    • Подготовка к контрольной работе с использованием методических рекомендаций преподавателя.

    • Раздел 4.

    • Экосистемы

    • 8

    • Тема 4.1.

    • Биогеоценозы

    • Содержание учебного материала:

    • 2

    • 2

    • Биогеоценоз, его состав и структура

    • Функционирование биогеоценозов

    • Развитие биогеоценозов

    • Антропогенные системы

    • Охрана биогеоценозов как путь сохранения биоразнообразия

    • Самостоятельная работа обучающихся:

    • 1

    • Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной литературой).

    • Тема 4.2.

    • Учение о биосфере

    • Содержание учебного материала:

    • 2

    • 2

    • Биосфера как глобальная экосистема

    • Биосферные функции живого вещества

    • Гомеостаз биосферы

    • Практические занятия:

    1. Составление схематических рисунков на тему: «Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере»

    • 2

    • 3

    • Самостоятельная работа обучающихся:

    • 1

    • Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной литературой).

    • Экология

    • 50

    • Введение

    • Введение в экологию

    • Предмет экологии как науки. Ее разделы. Экология как теоретическая основа деятельности человека в природе. Роль экологии в жизни современного общества.

    • 2

    • 2

    • Раздел 1.

    • Общая экология.

    • 24

    • Тема 1.1.

    • Организм и среда.

    • Содержание учебного материала:

    • 2

    • 2

    • Возможности размножения организмов и их ограничения средой

    • Общие законы зависимости организмов от факторов среды

    • Основные пути приспособления организмов к среде

    • Основные среды жизни

    • Пути воздействия организмов на среду обитания

    • Приспособительные формы организмов

    • Приспособительные ритмы жизни

    • Практические занятия:

    1. Изучение законов зависимости организмов от факторов среды

    2. Сравнение сред обитания и адаптации к ним живых организмов

    • 4

    • 3

    • Самостоятельная работа обучающихся:

    • 1

    • Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной литературой).

    • Тема 1.2.

    • Сообщества и популяция.

    • Содержание учебного материала:

    • 4

    • 2

    • Типы взаимодействия организмов

    • Законы и следствия пищевых отношений

    • Законы конкурентных отношений в природе

    • Популяции

    • Демографическая структура популяций

    • Рост численности и плотности популяций

    • Численность популяций и ее регуляция в природе

    • Практические занятия:

    1. Определение типов взаимодействия организмов.

    2. Решение задач по определению численности и плотности отдельных популяций

    3. Изучение межвидовой конкуренции

    • 6

    • 3

    • Самостоятельная работа обучающихся:

    • 2

    • Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной литературой).

    • Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы, подготовка к ее защите.

    • Подготовка сообщений к теме.

    • Тема 1.3.

    • Экосистемы

    • Содержание учебного материала:

    • 4

    • 2

    • Законы организации экосистем

    • Законы биологической продуктивности

    • Агроценозы и агроэкосистемы

    • Саморазвитие экосистем – сукцессии

    • Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяции, биоценозов и экосистем. Биологическое разнообразие Курской области и проблемы устойчивости экосистем.

    • Биосфера как глобальная экосистема

    • Экология как научная основа природопользования. Охраняемые территории Курской области и их влияние на здоровье населения и биоразнообразие.

    • Практические занятия:

    1. Изучение видового разнообразия и цепей питания в экосистемах

    2. Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистем

    • 4

    • 3

    • Самостоятельная работа обучающихся:

    • 2

    • Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной литературой).

    • Раздел 2.

    • Социальная экология.

    • 14

    • Тема 2.1.

    • Экологические связи человека.

    • Содержание учебного материала:

    • 4

    • 2

    • Человек как биосоциальный вид

    • Особенности пищевых связей человека

    • Использование орудий и энергии

    • История развития экологических связей человечества

    • Практические занятия:

    1. Выявление пищевых связей человека

    2. Составление шкалы исторического развития экологических связей человека

    • 4

    • 3

    • Самостоятельная работа обучающихся:

    • 1

    • Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной литературой).

    • Тема 2.2.

    • Экологическая демография

    • Содержание учебного материала:

    • 4

    • 2

    • Социально-экологические особенности демографии человечества

    • Рост численности человечества

    • Социально-географические особенности демографии человечества

    • Демографические перспективы

    • Практическое занятие:

    1. Выявление экологических проблем связанных с ростом численности населения Земли

    • 2

    • 3

    • Самостоятельная работа обучающихся:

    • 1

    • Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной литературой).

    • Подготовка сообщений.

    • Раздел 3.

    • Экологические основы охраны природы.

    • 10

    • Тема 3.1.

    • Экологические проблемы и их решения.

    • Содержание учебного материала:

    • 4

    • 2

    • Современные проблемы охраны природы

    • Современное состояние и охрана атмосферы

    • Рациональное использование и охрана водных ресурсов

    • Использование и охрана недр

    • Почвенные ресурсы, их использование и охрана

    • Современное состояние и охрана растительности

    • Рациональное использование и охрана животных

    • От экологических кризисов и катастроф к устойчивому развитию

    • Экология и здоровье

    • Практические занятия:

    1. Расчётная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта

    2. Определение загрязнения воды.

    3. Экологическая характеристика места жительства, жилища и образа жизни

    • 6

    • 3

    • Самостоятельная работа обучающихся:

    • 3

    • Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной литературой).

    • Зачетное занятие

    • 1

    • Максимальная учебная нагрузка

    • Обязательная аудиторная учебная нагрузка

    • Самостоятельная работа обучающегося

    • 299

    • 239

    • 60

  • ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

    • Содержание обучения

    • Характеристика основных видов деятельности студентов

    • (на уровне учебных действий)

    • Химия

    • Введение

    • Раскрытие вклада химической картины мира в единую естественнонаучную картину мира. Характеристика химии как производительной силы общества

    • Важнейшие химические понятия

    • Умение дать определение и оперировать следующими химическими понятиями: «вещество», «химический элемент», «атом», «молеку­ла», «относительные атомная и молекулярная массы», «ион», «ал­лотропия», «изотопы», «химическая связь», «электроотрицатель­ность», «валентность», «степень окисления», «моль», «молярная масса», «молярный объем газообразных веществ», «вещества моле­кулярного и немолекулярного строения», «растворы», «электролит и неэлектролит», «электролитическая диссоциация», «окислитель и восстановитель», «окисление и восстановление», «скорость хими­ческой реакции», «химическое равновесие», «углеродный скелет», «функциональная группа», «изомерия»

    • Основные законы химии

    • Формулирование законов сохранения массы веществ и постоянства состава веществ. Установление причинно-следственной связи между содержанием этих законов и написанием химических фор­мул и уравнений. Раскрытие физического смысла символики Периодической табли­цы химических элементов Д. И. Менделеева (номеров элемента, периода, группы) и установление причинно-следственной связи между строением атома и закономерностями изменения свойств элементов и образованных ими веществ в периодах и группах. Характеристика элементов малых периодов по их положению в Периодической системе Д. И. Менделеева.

    • Основные теории химии

    • Установление зависимости свойств химических веществ от строения атомов образующих их химических элементов. Характеристика важнейших типов химических связей и относи­тельности этой типологии. Объяснение зависимости свойств веществ от их состава и строения кристаллических решеток. Формулирование основных положений теории электролитиче­ской диссоциации и характеристика в свете этой теории свойств основных классов неорганических соединений. Формулирование основных положений теории химического строе­ния органических соединений и характеристика в свете этой тео­рии свойств важнейших представителей основных классов органических соединений.

    • Важнейшие вещества и материалы

    • Характеристика строения атомов и кристаллов и на этой основе — общих физических и химических свойств металлов и неметаллов. Характеристика состава, строения, свойств, получения и приме­нение важнейших неметаллов. Характеристика состава, строения и общих свойств важнейших классов неорганических соединений. Описание состава и свойств важнейших представителей органи­ческих соединений: метанола и этанола, сложных эфиров, жиров, мыл, карбоновых кислот (уксусной кислоты), моносахаридов (глюкозы), дисахаридов (сахарозы), полисахаридов (крахмала и целлюлозы), аминокислот, белков, искусственных и синтетиче­ских полимеров.

    • Химический язык и символика

    • Использование в учебной и профессиональной деятельности химических терминов и символики. Называние изученных веществ по тривиальной или международ­ной номенклатуре и отражение состава этих соединений с помо­щью химических формул. Отражение химических процессов с помощью уравнений химиче­ских реакций

    • Химические реакции

    • Объяснение сущности химических процессов. Классификация химических реакций по различным признакам

    • Химический эксперимент

    • Выполнение химического эксперимента в полном соответствии с правилами техники безопасности. Наблюдение, фиксирование и описание результатов проведенного эксперимента

    • Химическая информация

    • Проведение самостоятельного поиска химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); ис­пользование компьютерных технологий для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах

    • Содержание обучения

    • Характеристика основных видов деятельности студентов

    • (на уровне учебных действий)

    • Профильное и профессионально значимое содержание

    • Объяснение химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве. Соблюдение правил экологически грамотного поведения в окру­жающей среде. Оценка влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы. Соблюдение правил безопасного обращения с горючими и токсич­ными веществами, лабораторным оборудованием. Критическая оценка достоверности химической информации, поступающей из разных источников

    • Биология

    • Биология – совокупность наук о живой природе. Методы научного познания в биологии.

    • Знакомство с объектами изучения биологии. Выявление роли биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира и практической деятельности людей.

    • Клетка

    • Знакомство с клеточной теорией строения организмов. Получение представления о роли органических и неорганических веществ в клетке. Знание строения клеток по результатам работы со световым микроскопом. Умение описывать микропрепараты клеток растений. Умение сравнивать строение клеток растений и животных по готовым микропрепаратам

    • Организм

    • Знание основных способов размножения организмов, стадий онто­генеза на примере человека. Знание причин, вызывающих нарушения в развитии организмов. Умение пользоваться генетической терминологией и символикой, решать простейшие генетические задачи. Знание особенностей наследственной и ненаследственной измен­чивости и их биологической роли в эволюции живого

    • Вид

    • Умение анализировать и оценивать различные гипотезы проис­хождения жизни на Земле. Умение проводить описание особей одного вида по морфологиче­скому критерию. Развитие способностей ясно и точно излагать свои мысли, логиче­ски обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализиро­вать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение. Умение доказывать родство человека и млекопитающих, общность и равенство человеческих рас

    • Экосистемы

    • Знание основных экологических факторов и их влияния на орга­низмы. Знание отличительных признаков искусственных сообществ — агроэкосистем. Получение представления о схеме экосистемы на примере биосферы. Демонстрация умения постановки целей деятельности, планиро­вание собственной деятельности для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, орга­низации самоконтроля и оценки полученных результатов. Обучение соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охране

    • Экология

    • Общая экология.

    • Знакомство с объектом изучения экологии. Определение роли

    • экологии в формировании современной картины мира

    • и в практической деятельности людей.

    • Демонстрация значения экологии при освоении профессий

    • и специальностей среднего профессионального образования. Умение выявлять общие закономерности действия факторов

    • среды на организм. Получение представлений о популяции,

    • экосистеме, биосфере

    • Социальная экология.

    • Знакомство с предметом изучения социальной экологии. Умение выделять основные черты среды, окружающей человека. Овладение знаниями об особенностях среды обитания человека

    • и ее основных компонентов. Умение формировать собственную

    • позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия

    • «комфорт среды обитания человека», получаемым из разных

    • источников, включая рекламу

    • Знание основных экологических требований к компонентам

    • окружающей человека среды

    • Экологические основы охраны природы.

    • Знание основных положений концепции устойчивого развития и причин ее возникновения.

    • Умение формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «устойчивое развитие»

    • Знание основных способов решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие».

    • Умение различать экономическую, социальную, культурную и экологическую устойчивость. Умение вычислять индекс человеческого развития по отношению к окружающей среде Знание истории охраны природы в России и основных типов организаций, способствующих охране природы.

    • Умение определять состояние экологической ситуации окружающей местности и предлагать возможные пути снижения антропогенного воздействия на природу

    • Умение пользоваться основными методами научного познания: описанием, измерением, наблюдением — для оценки состояния окружающей среды и ее потребности в охране

  • УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»

Для реализации учебного предмета имеется кабинет «Химические дисциплины. Биология».


Оборудование учебного кабинета:

  • Посадочные места по количеству обучающихся

  • Рабочее место преподавателя

  • Методические рекомендации по выполнению практических работ

  • Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы

  • Микроскопы

  • Таблицы по химии и биологии

  • Вытяжной шкаф


Технические средства обучения:

  • Персональный компьютерAcer с лицензионным программным обеспечением MSOffice (OpenOffice), включающий MSWord, MSExcel, MSPowerPoint и мультимедиапроектор NEC.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для студентов

  1. Беляев Д. К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. — М., 2014.

  2. Беляев Д. К., Дымшиц Г.М., Бородин П.М. и др. Биология (базовый уровень). 11 класс. — М., 2014.

  3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. об­разования. — М., 2014.

  4. Габриелян О.С. Химия. Практикум: учеб. пособие. — М., 2014.

  5. Габриелян О.С. и др. Химия. Тесты, задачи и упражнения: учеб. пособие. — М., 2014.

  6. Габриелян О.С. Химия. Пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие. — М., 2014.

  7. Ю.М. Ерохин. Химия. (учебник). – М.: Академия, 2012.

  8. Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О. Биология: учебник для студ. учрежде­ний сред. проф. образования / под ред. В.М. Константинова. — М., 2014.

  9. О.Е. Саенко. Химия для колледжей: учебник-Изд.2-е – ростов н/Д: Феникс,2012. – 282с. – (СПО).

  10. С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров. «Общая биология»: - учебник для студентов средних специальных учебных заведений, М., «Высшая школа», 2011.

  11. Н.Д. Андреева «Биология» 10-11 класс (ФГОС), М., Мнемозина, 2013г.

12. Чернова Н. М., Галушин В. М., Константинов В. М. Экология (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.



Для преподавателей

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего об­разования».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении из­менений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"».

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия: книга для преподавателя: учеб.-метод. пособие. — М., 2014.

Биология: в 2 т. / под ред. Н.В. Ярыгина. — М., 2007, 2010.

Биология. Руководство к практическим занятиям / под ред. В.В. Маркиной. — М., 2010.


Интернет ресурсы:

  1. Сайт о химии http://www.xumuk.ru/

  2. «Мир химии» - информационный сайт о химии http://chemistry.narod.ru/

  3. Сайт «Алхимик» http://www.alhimik.ru/

  4. Электронный журнал «Химия и химики» http://chemistry-chemists.com/

  5. Химия - NeoChemistry - мы знаем о химии всё http://neochemistry.ru/
  6. Сайт «Вся биология» http://sbio.info/

  7. Сайт учителя биологии http://tana.ucoz.ru/

  8. Интернет-ресурсы на уроках биологии http://festival.1september.ru/

  9. Биология http://biology.ru/

  10. Биологический портал http://www.bioports.ru/

  11. www.interneturok.ru («Видеоуроки по предметам школьной программы»).

  12. www.chemistry-chemists.com/index.html (электронный журнал «Химики и химия»).

  13. www.pvg.mk.ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).

  14. www.hemi.wallst.ru («Химия. Образовательный сайт для школьников»)

  15. www. alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).

  16. www.chem.msu.su (Электронная библиотека по химии).

  17. www.hvsh.ru (журнал «Химия в школе»). www.hij.ru (журнал «Химия и жизнь»).

  18. www.biology.asvu.ru (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).

  19. www.window.edu.ru/window (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).

  20. www. ecologysite. ru (Каталог экологических сайтов).


  1. www. ecoculture. ru (Сайт экологического просвещения).


  1. www. ecocommunity. ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России).



5