Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Студеновская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа учебного предмета «Письмо и развитие речи» предназначена для обучающегося 5 класса с умеренной умственной отсталостью. Нормативно-правовым основанием для разработки являются следующие документы:
Рабочая программа по письму и развитию речи для обучающегося 5 класса с умеренной умственной отсталостью включают в себя:
Учебный предмет «Письмо и развитие речи» занимает ведущее место в 5 классе умственно отсталых школьников, поскольку направлен на формирование элементарных знаний, прежде всего необходимых для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, воспитании интереса к родному языку. Приобретению ряда грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Способствует умственному и речевому развитию.
Детям с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью даются элементарные сведения по грамматике, необходимые для приобретения практических навыков устной и письменной речи. В коррекционной школе обучение письму носит элементарно-практический характер и направлено на разрешение следующих основных коррекционно-развивающих задач:
-Уточнение знаний учащихся о предложении и их систематизация.
-Развитие умения отделять паузой в устной речи одно предложение от другого.
-Оформлять предложение на письме.
-Развитие и коррекция умения сравнивать слова по звучанию, соотносить звучание слова со смыслом.
-Развитие умения распознавать имена собственные и писать их с заглавной буквы.
-Выработка навыков каллиграфического письма.
-Развитие речевой фантазии и сообразительности и быстроты мышления.
-Вырабатывать навык деления слов на слоги, научить выделять закрытый слог.
-Формирование умения обозначать мягкость согласных звуков на конце слов мягким знаком.
-Развитие умения сопоставлять слова по смыслу, произношению, написанию корня.
-Развитие целостности восприятия, концентрирование внимания.
-Формирование умения классифицировать слова по признакам.
-Развитие слухового и зрительного внимания.
-Формирование умения работать по образцу.
-Развитие у учащихся мыслительных операций анализа и синтеза.
-Формирование умения находить и проверять орфограммы.
-Развитие орфографической зоркости.
-Выработка навыков каллиграфического письма.
-Коррекция речи и произношения.
-Развитие умения исправлять ошибки, подбирать слова на правило.
-Обогащение словарного запаса.
Развитие умения различать гласные и согласные, гласные ударные и безударные.
Обучение «Письму» коррекционной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения письму. На данном этапе осуществляется изучение языка на понятийном уровне, доступном детям. Специфика «Письма» заключается в его тесной взаимосвязи с чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
Дети овладевают письмом, учатся правильно списывать буквы и слова с рукописного и печатного текста, писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, и короткие предложения из подобных слов, писать большую букву в начале предложения. Дети знакомятся с правилами переноса слов. У детей формируется умение обозначать на письме мягкость согласных гласными буквами и ь.
На уроках «Письма» необходимо стремится к разнообразию видов деятельности с учётом психофизиологических особенностей умственно отсталых детей. Для этого используется занимательный материал, включаются в урок игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного учебного задания на другое. Учитывая разный уровень психологической, функциональной готовности детей, интеллекта к школьному обучению. Особое значение приобретает индивидуализация и дифференцированный подход в проведении занятий по формированию умений и навыков письма.
Учебный предмет «Письмо и развитие речи» изучается в объеме 5 часов в неделю, 170 часов в год.
Звуки и буквы. Соотношение звука и буквы, различение звуков и букв. Буквы, сходные по начертанию, их различение.
Наша речь. Слово, слог как часть слова, предложение, текст.
Слова, отличающиеся одним звуком, последовательностью и количеством звуков в слове. Слова со стечением согласных. Составление предложений из двух-трех слов.
Звуки гласные и согласные, их различение.
Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах. Постановка знака ударения. Согласные звонкие и глухие, артикулярно сходные ( р — л), свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными. Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я.
Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.
Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ.
называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (стол — столы; рама — рамы);
различение основных частей хорошо знакомых предметов (стул — спинка, сиденье, ножки);
сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства (стакан — кружка, кушетка — диван).
Умение различать слова по их отношению к родовым категориям (игрушка, одежда, обувь и др.).
Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.
группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подает, кто как передвигается);
умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.
Знакомство с предлогом как отдельным словом (в, из, на, у, с). Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится (под руководством учителя).
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря учебника.
выделение предложения из текста.
Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.
Расположение двух-трех коротких предложений в последовательном порядке (по картинкам или после устного разбора с учителем).
Составление подписей к серии из двух-трех сюжетных картинок.
Совершенствование техники письма.
Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слова.
Выполнение с помощью учителя письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.
Списывание рукописного и печатного текстов по слогам. Проверка слов путем орфографического проговаривания.
Письмо под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из слов, написание которых не расходится с произношением; списывание слов со вставкой пропущенных букв.
Списывание предложений с дополнением пропущенных слов по картинкам.
Выписывание слов, начинающихся с определенной буквы, определенного слога и т. д.
Составление под руководством учителя из букв разрезной азбуки слов — подписей под предметными рисунками и их запись; составление и запись предложений из трех-четырех данных вразбивку слов.
Запись коротких предложений, составленных с помощью учителя в связи с чтением, работой по картинкам и с календарем природы.
Повторение пройденного за год. Составление простых распространенных предложений по вопросам учителя на основе демонстрируемого действия, по предметным и сюжетным картинкам, на предложенную тему. Правильное употребление форм знакомых слов при ответах на вопросы и составление предложений. Использование предлогов у, к, с и.
Составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении
Определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме
Анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, списывать по слогам с рукописного и печатного текста
Писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа
составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.
№ урока | Тема учебного занятия (урока) | Планируемые результаты (знать, уметь, понимать) | Дата план | Дата факт |
1 | Повторение пройденных букв и звуков А.У. | развитие навыка оформления на письме | | |
2 | Повторение пройденных букв и звуков А.У. | развитие навыка оформления на письме | | |
3 | Повторение пройденных букв и звуков О,М. | развитие навыка оформления на письме | | |
4 | Повторение пройденных букв и звуков О,М. | развитие навыка оформления на письме | | |
5 | Повторение пройденных букв Х, С. | развитие навыка оформления на письме | | |
6 | Повторение пройденных букв Х, С. | развитие навыка оформления на письме | | |
7 | Повторение пройденных букв Х, С. | развитие навыка оформления на письме | | |
8 | Повторение пройденных букв Щ,Л. | развитие навыка оформления на письме | | |
9 | Повторение пройденных букв Щ,Л. | развитие навыка оформления на письме | | |
10 | Повторение пройденных букв Щ,Л. | развитие навыка оформления на письме | | |
11 | Повторение пройденных звуков и букв Н,Р. | развитие навыка оформления на письме | | |
12 | Повторение пройденных звуков и букв Н,Р. | развитие навыка оформления на письме | | |
13 | Повторение пройденных звуков и букв К,П. | развитие навыка оформления на письме | | |
14 | Повторение пройденных звуков и букв К,П. | развитие навыка оформления на письме | | |
15 | Повторение пройденных звуков и букв Т,И. | развитие навыка оформления на письме | | |
16 | Повторение пройденных звуков и букв Т,И. | развитие навыка оформления на письме | | |
17 | Повторение пройденных звуков и букв З,В. | развитие навыка оформления на письме | | |
18 | Повторение пройденных звуков и букв З,В. | развитие навыка оформления на письме | | |
19 | Повторение пройденных звуков и букв Ж,Б. | развитие навыка оформления на письме | | |
20 | Повторение пройденных звуков и букв Ж,Б. | развитие навыка оформления на письме | | |
21 | Повторение пройденного звука и буквы Г. | развитие навыка оформления на письме | | |
22 | Повторение пройденного звука и буквы Г. | развитие навыка оформления на письме | | |
23 | Закрепление навыков чтения слогов с изученными буквами. Письмо слогов. | Развитие навыка выборочного списывания, навыка списывания с печатного текста | | |
24 | Закрепление навыков чтения слогов с изученными буквами. Письмо слогов. | Развитие навыка выборочного списывания, навыка списывания с печатного текста | | |
25 | Закрепление навыков чтения слогов с изученными буквами. Письмо слогов. | Развитие навыка выборочного списывания, навыка списывания с печатного текста | | |
26 | Закрепление навыков чтения слогов с изученными буквами. Письмо слогов. | Развитие навыка выборочного списывания, навыка списывания с печатного текста | | |
27 | Чтение слов с изученными буквами, письмо слов с этими же буквами. | Развитие навыка выборочного списывания, навыка списывания с печатного текста | | |
28 | Чтение слов с изученными буквами, письмо слов с этими же буквами. | Развитие навыка выборочного списывания, навыка списывания с печатного текста | | |
29 | Чтение слов с изученными буквами, письмо слов с этими же буквами. | Развитие навыка выборочного списывания, навыка списывания с печатного текста | | |
30 | Чтение слов с изученными буквами, письмо слов с этими же буквами. | Развитие навыка выборочного списывания, навыка списывания с печатного текста | | |
31 | Звук и буква Д д. | развитие навыка оформления на письме | | |
32 | Звук и буква Д д. | развитие навыка оформления на письме | | |
33 | Звук и буква Д д. | развитие навыка оформления на письме | | |
34 | Письмо строчной «д» и слогов | развитие навыка оформления на письме | | |
35 | Письмо строчной «д» и слогов | развитие навыка оформления на письме | | |
36 | Письмо элементов с заглавной буквой Д | развитие навыка оформления на письме | | |
37 | Звук и буква Й й. | развитие навыка оформления на письме | | |
38 | Звук и буква Й й. | развитие навыка оформления на письме | | |
39 | Звук и буква Й й. | развитие навыка оформления на письме | | |
40 | Письмо элементов строчной буквы «й» | развитие навыка оформления на письме | | |
41 | Письмо элементов строчной буквы «й» | развитие навыка оформления на письме | | |
42 | Звук и буква Ь ь. | развитие навыка оформления на письме | | |
43 | Звук и буква Ь ь. | развитие навыка оформления на письме | | |
44 | Письмо слов и предложений с буквой «ь» | развитие навыка оформления на письме | | |
45 | Письмо слов и предложений с буквой «ь» | Развитие навыка выборочного списывания, навыка списывания с печатного текста | | |
46 | Письмо слов с ь в середине слова | Развитие навыка выборочного списывания, навыка списывания с печатного текста | | |
47 | Звук и буква Ее. | развитие навыка оформления на письме | | |
48 | Звук и буква Ее. | развитие навыка оформления на письме | | |
49 | Звук и буква Ее. | Развитие навыка выборочного списывания, навыка списывания с печатного текста | | |
50 | Письмо строчной буквы «е» | Развитие навыка выборочного списывания, навыка списывания с печатного текста | | |
51 | Письмо слов с буквой «е» | развитие навыка оформления на письме | | |
52 | Звук и буква Я я. | развитие навыка оформления на письме | | |
53 | Звук и буква Я я. | Развитие навыка выборочного списывания, навыка списывания с печатного текста | | |
54 | Письмо заглавной буквы Я | Развитие навыка выборочного списывания, навыка списывания с печатного текста | | |
55 | Письмо заглавной буквы Я | развитие навыка оформления на письме | | |
56 | Письмо строчной буквы я | развитие навыка оформления на письме | | |
57 | Звук и буква Ю ю. | развитие навыка оформления на письме | | |
58 | Звук и буква Ю ю. | развитие навыка оформления на письме | | |
59 | Письмо слов с буквой ю | Развитие навыка выборочного списывания, навыка списывания с печатного текста | | |
60 | Письмо заглавной буквы Ю | Развитие навыка выборочного списывания, навыка списывания с печатного текста | | |
61 | Письмо строчной буквы ю и слогов | развитие навыка оформления на письме | | |
62 | Звук и буква Ё ё. | развитие навыка оформления на письме | | |
63 | Письмо строчной буквы «ё» и обратных слогов | Развитие навыка выборочного списывания, навыка списывания с печатного текста | | |
64 | Письмо строчной буквы «ё» и прямых слогов | Развитие навыка выборочного списывания, навыка списывания с печатного текста | | |
65 | Письмо слов с буквой ё | развитие навыка оформления на письме | | |
66 | Письмо заглавной буквы Ё и предложений | развитие навыка оформления на письме | | |
67 | Звук и буква Ц ц. | Развитие навыка выборочного списывания, навыка списывания с печатного текста | | |
68 | Звук и буква Ц ц. | Развитие навыка выборочного списывания, навыка списывания с печатного текста | | |
69 | Письмо слов с буквой ц | развитие навыка оформления на письме | | |
70 | Письмо слов с буквой ц | развитие навыка оформления на письме | | |
71 | Письмо слов с буквой ц | Развитие навыка выборочного списывания, навыка списывания с печатного текста | | |
72 | Звук и буква Щ щ. | Развитие навыка выборочного списывания, навыка списывания с печатного текста | | |
73 | Звук и буква Щ щ. | развитие навыка оформления на письме | | |
74 | Письмо слов с буквой Щ | развитие навыка оформления на письме | | |
75 | Письмо элементов и буквы Щ | Развитие навыка выборочного списывания, навыка списывания с печатного текста | | |
76 | Письмо элементов и буквы Щ | Развитие навыка выборочного списывания, навыка списывания с печатного текста | | |
77 | Звук и буква Ф ф. | развитие навыка оформления на письме | | |
78 | Звук и буква Ф ф. | развитие навыка оформления на письме | | |
79 | Письмо элементов с буквой Ф | Развитие навыка выборочного списывания, навыка списывания с печатного текста | | |
80 | Письмо элементов с буквой Ф | Развитие навыка выборочного списывания, навыка списывания с печатного текста | | |
81 | Письмо слов с буквой Ф | развитие навыка оформления на письме | | |
82 | Звук и буква Э э. | развитие навыка оформления на письме | | |
83 | Звук и буква Э э. | развитие навыка оформления на письме | | |
84 | Письмо элементов и буквы Э | развитие навыка оформления на письме | | |
85 | Письмо элементов и буквы Э | развитие навыка оформления на письме | | |
86 | Письмо элементов и буквы Э | развитие навыка оформления на письме | | |
87 | Звук и буква Ъ ъ. | развитие навыка оформления на письме | | |
88 | Звук и буква Ъ ъ. | развитие навыка оформления на письме | | |
89 | Письмо слов и предложений с буквой Ъ | развитие навыка оформления на письме | | |
90 | Письмо слов и предложений с буквой Ъ | развитие навыка оформления на письме | | |
91 | Письмо слов и предложений с буквой Ъ | развитие навыка оформления на письме | | |
92 | Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными. | развитие навыка оформления на письме | | |
93 | Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными. | развитие навыка оформления на письме | | |
94 | Письмо слов с буквой ч | развитие навыка оформления на письме | | |
95 | Письмо элементов и буквы ч | развитие навыка оформления на письме | | |
96 | Письмо слогов и буквы ч | развитие навыка оформления на письме | | |
97 | Образование и чтение слогов со стечением согласных в начале слова. | развитие навыка оформления на письме | | |
98 | Образование и чтение слогов со стечением согласных в начале слова. | развитие навыка оформления на письме | | |
99 | Образование и чтение слогов со стечением согласных в начале слова. | развитие навыка оформления на письме | | |
100 | Образование и чтение слогов со стечением согласных в начале слова. | развитие навыка оформления на письме | | |
101 | Выделение звуков в начале слова. | развитие навыка оформления на письме | | |
102 | Выделение звуков в начале слова. | развитие навыка оформления на письме | | |
103 | Выделение звуков в начале слова. | развитие навыка оформления на письме | | |
104 | Выделение звука в середине слова. | развитие навыка оформления на письме | | |
105 | Выделение звука в середине слова. | развитие навыка оформления на письме | | |
106 | Выделение звука в середине слова. | развитие навыка оформления на письме | | |
107 | Выделение звука в середине слова. | развитие навыка оформления на письме | | |
108 | Выделение звуков в конце слова. | развитие навыка оформления на письме | | |
109 | Выделение звуков в конце слова. | развитие навыка оформления на письме | | |
110 | Выделение звуков в конце слова. | развитие навыка оформления на письме | | |
111 | Составление и письмо слов из усвоенных слоговых структур. | Развитие речи, построение ответа на вопросы, расширение кругозора | | |
112 | Составление и письмо слов из усвоенных слоговых структур. | Развитие речи, построение ответа на вопросы, расширение кругозора | | |
113 | Составление и письмо слов из усвоенных слоговых структур. | Развитие речи, построение ответа на вопросы, расширение кругозора | | |
114 | Составление и письмо слов из усвоенных слоговых структур. | Развитие речи, построение ответа на вопросы, расширение кругозора | | |
115 | Чтение и письмо слов по выбору учителя. | Развитие речи, построение ответа на вопросы, расширение кругозора | | |
116 | Чтение и письмо слов по выбору учителя. | Развитие речи, построение ответа на вопросы, расширение кругозора | | |
117 | Чтение и письмо слов по выбору учителя. | Развитие речи, построение ответа на вопросы, расширение кругозора | | |
118 | Чтение и письмо слов по выбору учителя. | Развитие речи, построение ответа на вопросы, расширение кругозора | | |
119 | Послоговое чтение предложений и их письмо. | Развитие речи, построение ответа на вопросы, расширение кругозора | | |
120 | Послоговое чтение предложений и их письмо. | Развитие речи, построение ответа на вопросы, расширение кругозора | | |
121 | Послоговое чтение предложений и их письмо. | Развитие речи, построение ответа на вопросы, расширение кругозора | | |
122 | Дополнение в предложение недостающего слова. | Развитие речи, построение ответа на вопросы, расширение кругозора | | |
123 | Дополнение в предложение недостающего слова. | Развитие речи, построение ответа на вопросы, расширение кругозора | | |
124 | Дополнение в предложение недостающего слова. | Развитие речи, построение ответа на вопросы, расширение кругозора | | |
125 | Чтение слов с классной доски и их письмо. | развитие навыка оформления на письме | | |
126 | Чтение слов с классной доски и их письмо. | развитие навыка оформления на письме | | |
127 | Чтение слов с классной доски и их письмо. | развитие навыка оформления на письме | | |
128 | Чтение слов с классной доски и их письмо. | развитие навыка оформления на письме | | |
129 | Чтение слов с классной доски и их письмо. | развитие навыка оформления на письме | | |
130 | Списывание с печатных карточек. | развитие навыка оформления на письме | | |
131 | Списывание с печатных карточек. | развитие навыка оформления на письме | | |
132 | Списывание с печатных карточек. | развитие навыка оформления на письме | | |
133 | Списывание с печатных карточек. | развитие навыка оформления на письме | | |
134 | Списывание с печатных карточек. | развитие навыка оформления на письме | | |
135 | Списывание с печатных карточек. | развитие навыка оформления на письме | | |
136 | Составление из кассы слогов подписей из 2 | развитие навыка оформления на письме | | |
137 | Составление из кассы слогов подписей из 2 | развитие навыка оформления на письме | | |
138 | Составление из кассы слогов подписей из 2 | развитие навыка оформления на письме | | |
139 | Составление из кассы слогов подписей из 2 | развитие навыка оформления на письме | | |
140 | Составление из кассы слогов подписей из 2 | развитие навыка оформления на письме | | |
141 | Работа с деформированными словами. | развитие навыка оформления на письме | | |
142 | Работа с деформированными словами. | развитие навыка оформления на письме | | |
143 | Работа с деформированными словами. | развитие навыка оформления на письме | | |
144 | Работа с деформированными словами. | развитие навыка оформления на письме | | |
145 | Работа с деформированными словами. | развитие навыка оформления на письме | | |
146 | Большая буква в начале предложения. | развитие навыка оформления на письме | | |
147 | Большая буква в начале предложения. | развитие навыка оформления на письме | | |
148 | Большая буква в начале предложения. | развитие навыка оформления на письме | | |
149 | Большая буква в начале предложения. | развитие навыка оформления на письме | | |
150 | Большая буква в начале предложения. | развитие навыка оформления на письме | | |
151 | Написание слуховых диктантов со звуком | развитие навыка оформления на письме | | |
152 | Написание слуховых диктантов со звуком | развитие навыка оформления на письме | | |
153 | Написание слуховых диктантов со звуком | развитие навыка оформления на письме | | |
154 | Написание слуховых диктантов со звуком | развитие навыка оформления на письме | | |
155 | Письмо слов со словами жи - ши | развитие навыка оформления на письме | | |
156 | Письмо слов со словами ча – ща | развитие навыка оформления на письме | | |
157 | Письмо слов со словами чу – щу | развитие навыка оформления на письме | | |
158 | Выделение согласных букв в словах | развитие навыка оформления на письме | | |
159 | Выделение согласных букв в словах | развитие навыка оформления на письме | | |
160 | Выделение согласных букв в словах | развитие навыка оформления на письме | | |
161 | Выделение гласных букв и звуков | развитие навыка оформления на письме | | |
162 | Выделение гласных букв и звуков | развитие навыка оформления на письме | | |
163 | Выделение гласных букв и звуков | развитие навыка оформления на письме | | |
164 | Выделение гласных букв и звуков | развитие навыка оформления на письме | | |
165 | Выделение гласных букв и звуков | развитие навыка оформления на письме | | |
166 | Обобщение изученного | развитие навыка оформления на письме | | |
167 | Обобщение изученного | развитие навыка оформления на письме | | |
168 | Обобщение изученного | развитие навыка оформления на письме | | |
169 | Повторение пройденного | развитие навыка оформления на письме | | |
170 | Повторение пройденного | развитие навыка оформления на письме | | |