Рассмотрено на Согласовано Утверждено приказом
на заседании ШМО Зам. директора по УВР директора МБОУ «Сергачской СОШ №5» Протокол №1 ___________/Федорина Н.А/ № 323 – о от «31» августа 2015 г. от «28» августа 2015 г. от « » августа 2015 г.
Рабочая программа учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
_МБОУ "Сергачская СОШ №5"_
наименование 0У
____Голичникова Вера Анатольевна, первая___
ФИО, категория
по_физической культуре 9 класс________
предмет, класс и т.п.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №1 от
« 31» августа 2015 г.
2015 -2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений Физическая культура. Основная школа, 5 -11 классы. М. Просвещение 2008г., под общей редакцией А.П. Матвеева. Программа составлена в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федеральным законом от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», приказами Минобразования России и Минобрнауки России, утверждающим ГОС . Данная учебная программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физической культуры в 9 классах с учетом межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
Программа рассчитана на 102 часов в год, 3 часа в неделю.
Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры — главная цель развития отечественной системы школьного образования. Как следствие, каждая образовательная область Базисного учебного плана ориентируется на достижение этой главной цели.
Цель:
формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
В основной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей обучающихся в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Образовательный процесс в области физической культуры в основной школе строится так, чтобы были решены следующие задачи:
укреплять здоровье, развивать основные физические качества и повышать функциональные возможности организма;
формировать культуру движений, обогащать двигательный опыт физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
осваивать знания о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни; обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
воспитывать положительные качества личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Распределение учебного материала выполнено с учетом климатических условий, количество часов по плаванию распределено на освоение раздела «Спортивные игры», т.к. в школе отсутствует, бассейн.
В начале и в конце учебного года в рабочую программу добавлены тесты по «Президентским состязаниям» для определения уровня физической подготовленности каждого обучающегося и всего класса.
Ориентируясь на решение задач образования обучающихся в области физической культуры, настоящая программа в своём предметном содержании направлена на: реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями обучающихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивная пришкольная площадка, бассейн, лыжная база), региональными климатическими условиями.
Соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности.
Расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения обучающихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов.
Усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования обучающимися освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Общая характеристика предмета « Физическая культура»
Структура и содержание учебного предмета задаются в программе в конструкции двигательной (физкультурной) деятельности с выделением соответствующих учебных разделов: «Знания о физической культуре» (информационный компонент), «Способы физкультурной деятельности» (операциональный компонент) и «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент).
Содержание раздела «Знания о физической культуре» отработано в соответствии с основными направлениями развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности); знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности); знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).
Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» содержит представления о структурной организации предметной деятельности, содержание которой отражается в соответствующих способах организации, исполнения и контроля.
Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие обучающихся, их всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья. Данный раздел включает жизненно важные навыки и умения, подвижные игры и двигательные действия из видов спорта, а также общеразвивающие упражнения с различной функциональной направленностью.
При сохранении определенной традиционности в изложении практического материала школьных программ по видам спорта в настоящей программе жизненно важные навыки и умения распределяются по соответствующим тематическим разделам программы: «Гимнастика с основами акробатики», «Легкая атлетика», «Спортивные игры», «Лыжные гонки», «Плавание».
Формы организации образовательного процесса в основной школе характеризуются разнообразными уроками физической культуры, физкультурно-оздоровительными мероприятиями в течение учебного дня и самостоятельными занятиями физическими упражнениями.
Для более качественного освоения предметного содержания настоящей программы рекомендуется подразделять уроки на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью.
На уроках с образовательно-познавательной направленностью обучающихся знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с использованием ранее изученного материала. При освоении знаний и способов деятельности целесообразно использовать учебники по физической культуре, особенно те их разделы, которые касаются особенностей выполнения самостоятельных заданий или самостоятельного закрепления разучиваемых физических упражнений.
Уроки с образовательно-познавательной направленностью характеризуются следующими особенностями:
— небольшой продолжительностью подготовительной части урока (до 5—6 мин), в которую можно включать как ранее разученные тематические комплексы упражнений (например, на гибкость, координацию, осанку), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активизации процессов внимания, памяти и мышления. Главное, чтобы используемые упражнения не характеризовались значительными физическими нагрузками, приводящими к утомлению, не вызывали ярко выраженного эмоционального напряжения;
— необходимостью выделять в основной части урока образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент основной части урока включает в себя теоретические знания и способы физкультурной деятельности. В зависимости от объема учебного материала его продолжительность может составлять от 3–4 до 10–12 мин. В свою очередь, в двигательный компонент входит обучение двигательным действиям и развитие физических качеств. Его продолжительность будет зависеть от того, сколько времени потребуется на решение задач, запланированных в образовательном компоненте. При разработке содержания двигательного компонента необходимо включить в него обязательную разминку, которая по своему характеру должна соотноситься с поставленными педагогическими задачами;
— зависимостью продолжительности заключительной части урока от суммарной величины физической нагрузки, выполненной обучающимися в его основной части, но не более 6—7 мин.
Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, лыжных гонок. На этих уроках обучающиеся также осваивают новые знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, название упражнений или описание техники их выполнения и т. п.). Отличительными особенностями в построении и планировании этих уроков являются:
— планирование задач обучения в логике поэтапного формирования двигательного навыка: этап начального обучения; этап углубленного разучивания и закрепления; этап совершенствования;
— планирование физических упражнений в соответствии с задачами обучения, а динамики нагрузки — с закономерностями постепенного развития утомления, возникающего в процессе их выполнения. В начало основной части урока в зависимости от задач обучения могут включаться упражнения на развитие гибкости, координации и быстроты, не связанные со значительными энерготратами и не приводящие к интенсивному и относительно глубокому утомлению. Затем постепенно добавляются упражнения на развитие силы и выносливости, характеризующиеся значительными энерготратами и определенными стадиями относительно глубокого утомления организма.
В подготовительной части урока, продолжительность которой может достигать 8–10 мин, проводится обязательная разминка. Она включает в себя бег, прыжки, комплексы общеразвивающих упражнений на гибкость и координацию. Разрабатывая содержание подготовительной части урока, необходимо обеспечить постепенное повышение нагрузки на организм обучающихся, что достигается за счет включения в работу все большего количества мышечных групп, увеличения темпа и амплитуды выполнения упражнений. В связи с этим при проведении разминки необходимо контролировать функциональное состояние обучающихся. Контроль можно осуществлять как по внешним признакам (изменение цвета кожи, обильное потоотделение и т. д.), так и по внутренним ощущениям (появление усталости или боли в мышцах, головокружение и подташнивание). Кроме того, можно выборочно замерять частоту сердечных сокращений.
В основной части урока (продолжительностью до 30 мин) учитель решает базовые педагогические задачи. При обучении двигательным действиям рекомендуется использовать подводящие упражнения, опираться на имеющийся у обучающихся двигательный опыт. В то же время во избежание травматизма при развитии физических качеств не допускается использование плохо освоенных обучающимися упражнений или их выполнение в не подготовленном для этого зале или на площадке. Здесь, как и в подготовительной части урока, необходимо контролировать функциональное состояние обучающихся.
В заключительной части урока (продолжительностью до 3 мин) целесообразно давать специальные упражнения на дыхание, подвижные игры на внимание и мышление, упражнения на координацию.
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью преимущественно используются для развития физических качеств и решения соответствующих задач в рамках относительно жесткой регламентации динамики физической нагрузки от начала урока до окончания его основной части. Помимо целенаправленного развития физических качеств, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью необходимо формировать у обучающихся представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Также на этих уроках обучают способам регулирования физической нагрузки и способам контроля над ее величиной (в начальной школе по показателям частоты сердечных сокращений). Отличительными особенностями этих уроков являются:
— обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки за счет определенной последовательности в планировании физических упражнений, имеющих разные характеристики по энерготратам;
— сохранение определенного постоянства конструкции включения физических упражнений от начала урока до окончания его основной части: на развитие быстроты — силы — выносливости;
— более продолжительная по сравнению с другими типами уроков физической культуры заключительная часть. Она должна быть достаточной, чтобы обеспечить восстановление организма после выполнения обучающимися значительных физических нагрузок.
В целом каждый из типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности включает обучающихся в выполнение самостоятельных заданий. Приобретаемые таким образом знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях. При этом, развивая самостоятельность, необходимо ориентировать обучающихся на использование учебного материала, не только освоенного ими на уроках физической культуры или на уроках по другим учебным предметам, но и изложенного в учебниках по физической культуре. Путем повышения самостоятельности и познавательной активности обучающихся достигается усиление направленности педагогического процесса на формирование интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями, приучение к систематической работе со своим телом и здоровьем.
Развитию самостоятельности в среднем школьном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные обучающимися на уроках физической культуры.
Распределение учебных часов и разделов программного материала
по физической культуре в 9 классе
Распределение программы | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | всего |
Основы знаний о физической культуре | 2 | 1 | 2 | 1 | 6 |
Легкая атлетика | 12 | | | 18 | 30 |
Гимнастика с основами акробатики | | 16 | | | 16 |
Баскетбол ( спортивные игры) | 13 | 4 | | | 17 |
Лыжная подготовка | | | 14 | | |
Волейбол (спортивные игры) | | | 13 | 6 | 19 |
Всего | 27 | 21 | 29 | 25 | 102 |
Содержание программы учебного предмета «Физическая культура»
Раздел «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как «История физической культуры и ее развитие в современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и «Физическая культура человека». Эти темы включают сведения об истории древних и современных Олимпийских игр, основных направлениях развития физической культуры в современном обществе, о формах организации активного отдыха и укрепления здоровья средствами физической культуры. Кроме этого, здесь раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки, особенности организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, даются правила контроля и требования техники безопасности.
Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» содержит задания, которые ориентированы на активное включение обучающихся в самостоятельные формы занятий физической культурой. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и включает в себя темы «Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой» и «Оценка эффективности занятий физической культурой». Основным содержанием этих тем является перечень необходимых и достаточных для самостоятельной деятельности практических навыков и умений.
Раздел «Физическое совершенствование», наиболее значительный по объему учебного материала, ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья обучающихся. Этот раздел включает в себя несколько тем: «Физкультурно-оздоровительная деятельность», «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью», «Спортивно–оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью (за счет часов второй темы раздела III), «Упражнения культурно – этнической направленности».
9 класс
Знания о физической культуре
Физическая культура и спорт в современном обществе. Основные направления развития физической культуры в обществе (физкультурно-оздоровительное, спортивное и прикладное ориентированное), их цели и формы организации.
Базовые понятия физической культуры. Всестороннее и гармоничное физическое развитие и его связь с занятиями физической культурой и спортом. Адаптивная физическая культура как система оздоровительных занятий физическими упражнениями по укреплению и сохранению здоровья, коррекции осанки и фигуры, профилактике утомления. Спортивная подготовка как система регулярных тренировочных занятий для повышения спортивного результата.
Физическая культура человека. Правила проведения самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения, их структура и содержание, место в системе регулярных занятий физическими упражнениями. Правила планирования тренировочных занятий по спортивному совершенствованию, их структура и содержание, место в системе регулярных занятий физическими упражнениями. Правила и гигиенические требования к проведению восстановительных процедур: дыхательная гимнастика во время и после занятий физическими упражениями; простейшие приемы восстановительного массажа (поглаживание, растирание, разминание) на отдельных участках тела, принятие ванн и душа.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение занятий физической культурой; Соблюдение требований безопасности и гигиенических правил при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для проведения занятий спортивной подготовкой. Составление плана самостоятельных занятий спортивной подготовкой с учетом индивидуальных показаний здоровья и физического развития, двигательной (технической) и физической подготовленности (совместно с учителем).
Последовательное выполнение всех частей занятий спортивной подготовкой с соответствующим содержанием (согласно плану занятий). Проведение восстановительных процедур во время занятий и после их окончания.
Оценка эффективности занятий физической культурой. Ведение дневника самонаблюдения: регистрация по учебным четвертям динамики показателей физического развития и физической подготовленности; еженедельное обновление комплексов утренней зарядки и физкультминуток, содержания домашних занятий по развитию физических качеств и освоению двигательных действий (с графическим изображением).
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Индивидуальные комплексы упражнений для формирования правильной осанки с учетом индивидуальных особенностей физического развития. Комплексы дыхательной гимнастики. Индивидуальные комплексы упражнений на регулирование массы тела и коррекцию телосложения с учетом индивидуальных особенностей физического развития. Индивидуальные комплексы адаптивной физической культуры, подбираемые в соответствии с медицинскими показаниями (при нарушениях опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, кровообращения и зрения — близорукость).
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Гимнастика с основами акробатики. Стойка на голове и руках толчком одной и махом другой из упора присев (юноши). Акробатическая комбинация: из стойки «старт пловца» с наскока два темповых кувырка вперед (второй со скрещиванием ног), поворот кругом, кувырок на зад, перекат назад в стойку на лопатках, перекат в упор присев, в темпе прыжок вверх с поворотом на 360° (юноши). Длинные кувырки вперед с разбега (упражнение выполняется слитно по 3—4 кувырка). Стойка на голове и руках силой из упора присев (юноши). Вольные упражнения: динамического характера (повороты на одной и двух ногах, повороты головы, ходьба на носках высоким шагом) и статического характера (стойки на двух и одной ноге с изменением положений рук, головы, туловища); произвольная комбинация, составленная из освоенных стилизованных общеразвивающих упражнений (девушки).
Легкая атлетика. Совершенствование техники в беговых (спринтерский, эстафетный и кроссовый бег), прыжковых упражнениях.
Прикладные упражнения, туристическая ходьба; прыжки через препятствия, многоскоки, спрыгивание и запрыгивание с грузом на плечах, на точность приземления и сохранение равновесия; подъемы и спуски шагом и бегом с грузом на плечах. Передвижение туристической ходьбой. Марш-бросок с туристической экипировкой (мальчики — до 5 км, девочки — до 3 км).
Упражнения общей физической подготовки.
Лыжные гонки. Совершенствование техники освоенных лыжных ходов, перехода с одного хода на другой. Прохождение учебных дистанций с чередованием лыжных ходов (протяженность дистанций регулируется учителем или обучающимися).
Упражнения общей физической подготовки.
Спортивные игры.
Баскетбол. Технико-тактические действия в защите и нападении. Игра в баскетбол по правилам.
Упражнения общей физической подготовки. Ведение мяча с обводкой пассивного и активного соперника. Отработка тактических игровых комбинаций. Игра в баскетбол по правилам.
Волейбол. Тактические действия: взаимодействие игроков в защите при приеме мяча; отработка тактических игровых комбинаций. Игра в волейбол по правилам. Технико-тактические действия в защите и нападении. Упражнения общей физической подготовки.
Футбол. Приземление летящего мяча. Отбор мяча у соперника (толчком плеча в плечо, выбиванием, наложением стопы на мяч). Технико-фактические действия при организации защиты, при контратаке соперника. Отработка тактических игровых комбинаций.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета "Физическая культура” 9 класс, обучающиеся должны:
Знать и иметь представления:
- роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни организации активного отдыха и профилактике вредных привычек;
- основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;
- Требования безопасности на занятиях физической культурой;
- Способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности;
2. Уметь:
- Планировать и проводить индивидуальные занятия физическими упражнениями различной целевой направленности;
- Преодолевать полосы препятствий с использованием разнообразных способов передвижения;
- Выполнять приемы самообороны, страховки и самостраховки;
- Выполнять комплексы упражнений общей и специальной физической подготовки;
- Выполнять соревновательные упражнения и технико-тактические действия в избранном виде спорта;
- Осуществлять судейство в избранном виде спорта;
- Проводить физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, фрагменты уроков физической культуры (в роли помощника учителя);
- Выполнять простейшие приемы самомассажа;
- Оказывать первую медицинскую помощь при травмах.
3.Демонстрировать уровень физической подготовленности:
Физические качества | Физические упражнения | Мальчики | Девочки |
Быстрота | Бег 60 м с низкого старта, с | 9,2 | 10,2 |
Прыжки через скакалку в максимальном темпе, с | 20 | 10 |
Сила | Подтягивание из виса, кол-во раз | 8 | — |
Прыжок в длину с места, см | 180 | 165 |
Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, кол-во раз | 30 | 24 |
Выносливость (выбирается любое из упражнений) | Кроссовый бег на 2 км, мин Передвижение на лыжах 2 км, мин | 14.30 16.30 | 17.20 21.00 |
Бег на 2000 м, мин | 10.30 | — |
Бег на 1000 м, мин | — | 5.40 |
Координация движений | Последовательное выполнение кувырков, кол-во раз | 5 | 3 |
Челночный бег 3 × 10 м, с | 8,2 | 8,8 |
Критерии и нормы оценки обучающихся
Успеваемость по предмету «Физическая культура» определяется качеством усвоения знаний теоретического раздела программы, двигательных умений и навыков, уровнем физической подготовленности, а также уровнем развития двигательных способностей обучающихся.
Критериями оценки качества усвоения знаний теоретического раздела являются полнота, точность и осознанность полученных знаний, что выражается в объеме, логичности, аргументированности устных и письменных ответов обучающихся, отсутствии или наличии ошибок, их характере и количестве. В соответствии с этим:
оценка «5» ставится обучающемуся за полномасштабное, безошибочное, логичное и аргументированное изложение;
оценка «4»— за достаточно полное, преимущественно логичное и аргументированное изложение при наличии 1-2 мелких неточностей или незначительных ошибок, способность ответить на вопросы, требующие понимания изученного материала;
оценка «3» — за недостаточно логичное и аргументированное изложение лишь основного учебного материала с помощью наводящих вопросов учителя, при наличии 3-4 мелких неточностей или незначительных ошибок, либо 1-2 существенных ошибок;
оценка «2» — отсутствие в ответе достаточного знания и понимания изучаемого материала, наличие 1-2 грубых или 3 и более существенных ошибок, неспособность ответить на наводящие вопросы учителя.
Критерием оценки качества усвоения обучающимися двигательных умений и навыков является их правильность и прочность что выражается в отсутствии или наличии ошибок в технике выполнения упражнения, их характере и количестве; в легкости и уверенности выполнения упражнения. В связи с этим,
оценка «5» ставится, если упражнение выполнено точно, свободно и уверенно, обучающийся полностью овладел техникой изученных двигательных действий;
оценка «4» - упражнение выполнено преимущественно точного и уверенно, но допущены 1-2 незначительные ошибки в основе и деталях техники;
оценка « 3» - упражнение выполнено в основном точно, но недостаточно свободно и уверенно, с 3-4 незначительными ошибками или с 1-2 значительными ошибками в основе техники;
оценка « 2» - упражнение выполнено неточно, допущена грубая ошибка или 3 и более значительных ошибок в основе техники двигательных действии.
Освоение техники некоторых упражнений программы, особенно циклического характера, предусматривает также соответствующий уровень физической подготовленности обучающихся. Критерием оценки уровня физической подготовленности обучающихся в изучаемых действиях является достигнутая ими функциональная готовность к выполнению контрольных упражнений (тестов), предусмотренных программой, что выражается в достижении ими определенных количественных показателей. В программе указаны «Ориентировочные количественные показатели физической подготовленности». Исходя из этих ориентиров, учитель сам устанавливает для класса и для каждого обучающегося количественные показатели и оценивает обучающихся по фактору улучшения этих показателей по окончании процесса обучения, учитывая индивидуальные особенности каждого из них.
Критерием оценки уровня развития двигательных способностей также является достигнутая функциональная готовность обучающихся к выполнению контрольных упражнений (тестов), в качестве которых выступают специальные тесты развития двигательных способностей, предусмотренные программой. Основанием для положительной оценки является факт улучшения контрольных показателей к концу учебного года. Для этого с помощью представленных в программе тестов учитель выявляет уровень развития обучающихся в начале учебного года, а затем сравнивает их с полученными результатами в конце года и в зависимости от того, насколько улучшились результаты, оценивает обучающихся. Можно устраивать и промежуточные проверки, чтобы своевременно внести соответствующие коррективы.
Календарно – тематический план. Физическая культура 9 класс
№ | Тема урока | Кол- во часов | Домашнее задание | Дата проведения | Коррек тировка |
| 1 четверть | 27 | | | |
| Знания о физической культуре | 1 | | | |
1 | Туристические походы как форма активного отдыха | 1 | Стр.38 | | |
| Легкая атлетика | 12 | | | |
2 | Инструктаж по ТБ на уроках физкультуры. Низкий старт. Бег 60 м. | 1 | Стр.102 | | |
3 | Прыжки в длину с места | 1 | Стр.103 | | |
4 | Прыжки в высоту с разбега способом «перешагиванием» | 1 | Стр.104 | | |
5 | Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги» | 1 | Стр.105 | | |
6 | Метание мяча в даль, цель | 1 | Стр.106 | | |
7 | Бег 100 м | 1 | Стр.107 | | |
8 | Метание мяча в даль | 1 | Стр.108 | | |
9 | Бег 500 м. Метание мяча в даль | 1 | Стр.109 | | |
10 | Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги» | 1 | Стр.110 | | |
11 | Метание мяча в даль | 1 | Стр.111 | | |
12 | Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги» | 1 | Отжимание 15, 25 раз | | |
13 | Бег 1000 м,2000 м | 1 | Отжимание 15, 25 раз | | |
| Знания о физической культуре | | | | |
14 | Здоровье и здоровый образ жизни | 1 | Стр.44 | | |
| Спортивные игры. Баскетбол. | 13 | | | |
15 | Т/Б на уроках по баскетболу. Бросок одной и двумя руками в прыжке. | 1 | Стр.119 | | |
16 | Бросок одной и двумя руками в прыжке. | 1 | Стр.120 | | |
17 | Бросок одной и двумя руками в прыжке. | 1 | Стр.121 | | |
18 | Остановка прыжком. Игра. | 1 | Стр.122 | | |
19 | Остановка прыжком. Игра. | 1 | Стр.123 | | |
20 | Штрафной бросок. Игра | 1 | Стр.124 | | |
21 | Штрафной бросок. Игра | 1 | Стр.125 | | |
22 | Перехват мяча. Игра. | 1 | Стр.126 | | |
23 | Технико-тактические действия в нападении (быстрое нападение) и защите (перехват мяча, борьба за мяч) | 1 | Стр.127 | | |
24 | Технико-тактические действия в нападении (быстрое нападение) и защите (перехват мяча, борьба за мяч) | 1 | Стр.128 | | |
25 | Технико-тактические действия в нападении (быстрое нападение) и защите (перехват мяча, борьба за мяч) | 1 | Стр.129 | | |
26 | Технико-тактические действия в нападении (быстрое нападение) и защите (перехват мяча, борьба за мяч) | 1 | Стр.130 | | |
27 | Отработка тактических игровых комбинаций. Игра. | 1 | Упр. с мячом | | |
| 2 четверть | 21 | | | |
| Спортивные игры. Баскетбол. | 4 | | | |
28 | Перехват мяча. Игра. | 1 | Упр. с мячом | | |
29 | Технико-тактические действия в нападении (быстрое нападение) и защите (перехват мяча, борьба за мяч) | 1 | Упр. с мячом | | |
30 | Отработка тактических игровых комбинаций. Игра. | 1 | Упр. с мячом | | |
31 | Отработка тактических игровых комбинаций. Игра. | 1 | Упр. с мячом | | |
| Знания о физической культуре | 1 | | | |
32 | Правила поведения банных процедур. | 1 | Стр.50 | | |
| Гимнастика с основами акробатики | 16 | | | |
33 | Т/б во время занятий гимнастикой. Акробатические упражнения. | 1 | Стр.80 | | |
34 | Акробатическая комбинация. | 1 | Стр.81 | | |
35 | Акробатическая комбинация. | 1 | Стр.82 | | |
36 | Акробатическая комбинация. | 1 | Стр.83 | | |
37 | Упражнения на перекладине и бревне. | 1 | Стр.84 | | |
38 | Упражнения на перекладине и бревне. | 1 | Стр.85 | | |
39 | Упражнения на перекладине и бревне. | 1 | Стр.86 | | |
40 | Упражнения на бревне и брусьях. | 1 | Стр.87 | | |
41 | Упражнения на бревне и брусьях. | 1 | Стр.88 | | |
42 | Упражнения на бревне и брусьях. | 1 | Стр.89 | | |
43 | Опорный прыжок через козла. | 1 | Стр.90 | | |
44 | Опорный прыжок через козла. | 1 | Стр.91 | | |
45 | Опорный прыжок через козла. | 1 | Стр.92 | | |
46 | Лазанье по канату. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки | 1 | Стр.93 | | |
47 | Лазанье по канату. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки | 1 | Стр.94 | | |
48 | Лазанье по канату. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки | 1 | Стр.95 | | |
| 3 четверть | 29 | | | |
| Знания о физической культуре | 1 | | | |
49 | Оказание доврачебной помощи во время занятий физическими упражнениями и активного отдыха | 1 | Стр.54 | | |
| Лыжная подготовка | 14 | | | |
50 | Т/б на уроках лыжной подготовки. | | Стр.112 | | |
51 | Бесшажный ход. Передвижение по пересеченной местности 2 км | | Стр.112 | | |
52 | Бесшажный ход. Передвижение по пересеченной местности 2 км | | Стр.113 | | |
53 | Бесшажный ход. Передвижение по пересеченной местности 2 км | | Стр.114 | | |
54 | Имитация одновременного бесшажного хода | | Стр.115 | | |
55 | Способы преодоления подъемов и спусков с гор | | Стр.116 | | |
56 | Контрольное тестирование | | Стр.117 | | |
57 | Имитация одновременного одношажного хода | | Стр.118 | | |
58 | Имитация лыжных ходов преодоление дистанции 2 км | | Стр.119 | | |
59 | Контрольное тестирование | | Повторить лыжные ходы | | |
60 | Имитация лыжных ходов преодоление дистанции 2 км | | Повторить лыжные ходы | | |
61 | Имитация лыжных ходов преодоление дистанции 2 км | | Повторить лыжные ходы | | |
62 | Контрольное тестирование | | Повторить лыжные ходы | | |
63 | Прохождение соревновательной дистанции | | Повторить лыжные ходы | | |
| Знания о физической культуре | 1 | | | |
64 | Физические упражнения для самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой | 1 | Стр.61 | | |
| Спортивные игры. Волейбол | 13 | | | |
65 | Т/б на уроках по волейболу. | 1 | Стр.130 | | |
66 | Техника приема и передач мяча. Игра | 1 | Стр.131 | | |
67 | Техника приема и передач мяча. Игра | 1 | Стр.132 | | |
68 | Техника приема и передач мяча. Игра | 1 | Стр.133 | | |
69 | Нападающий удар мяча. Игра | 1 | Стр.134 | | |
70 | Нападающий удар мяча. Игра | 1 | Стр.135 | | |
71 | Верхняя прямая подача мяча. Игра | 1 | Стр.136 | | |
72 | Верхняя прямая подача мяча. Игра | 1 | Стр.137 | | |
73 | Взаимодействия игроков передней линии в нападении. Игра | 1 | Стр.138 | | |
74 | Взаимодействия игроков передней линии в нападении. Игра | 1 | Стр.139 | | |
75 | Взаимодействия игроков задней линии при приеме мяча. Игра | 1 | Стр.140 | | |
76 | Взаимодействия игроков задней линии при приеме мяча. Игра | 1 | Стр.141 | | |
77 | Взаимодействия игроков передней и задней линии в нападении при приеме мяча. Игра | 1 | Стр.141 | | |
| 4 четверть | 25 | | | |
| Спортивные игры. Волейбол | 6 | | | |
78 | Взаимодействия игроков передней линии в нападении. Игра | 1 | Упр. с мячом | | |
79 | Взаимодействия игроков задней линии при приеме мяча. Игра | 1 | Упр. с мячом | | |
80 | Взаимодействия игроков задней линии при приеме мяча. Игра | 1 | Упр. с мячом | | |
81 | Взаимодействия игроков передней и задней линии в нападении при приеме мяча. Игра | 1 | Упр. с мячом | | |
82 | Отработка тактических игровых комбинаций | 1 | Упр. с мячом | | |
83 | Отработка тактических игровых комбинаций | 1 | Упр. с мячом | | |
| Знания о физической культуре | 1 | | | |
84 | Измерение функциональных резервов организма | 1 | Стр.68 | | |
| Легкая атлетика | 18 | | | |
85 | Инструктаж по ТБ на уроках физкультуры. Низкий старт. Бег 60 м. | 1 | Стр.102 | | |
86 | Прыжки в длину с места | 1 | Стр.103 | | |
87 | Прыжки в высоту с разбега способом «перешагиванием» | 1 | Стр.104 | | |
88 | Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги» | 1 | Стр.105 | | |
89 | Метание мяча в даль, цель | 1 | Стр.106 | | |
90 | Бег 100 м | 1 | Стр.107 | | |
91 | Метание мяча в даль | 1 | Стр.108 | | |
92 | Бег 500 м. Метание мяча в даль | 1 | Стр.109 | | |
93 | Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги» | 1 | Стр.110 | | |
94 | Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги» | 1 | Стр.111 | | |
95 | Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги» | 1 | Отжимание 15, 25 раз | | |
96 | Бег 1000 м,2000 м | 1 | Отжимание 15, 25 раз | | |
97 | Совершенствование техники бега, прыжков, метания. | 1 | Подтягивание | | |
99 | Совершенствование техники бега, прыжков, метания. | 1 | Подтягивание | | |
100 | Совершенствование техники бега, прыжков, метания. | 1 | Подтягивание | | |
101 | Наблюдение за режимами нагрузки по ЧСС и самочувствия | 1 | Подтягивание | | |
102 | Эстафеты с мячом | 1 | | | |
Учебно – методическое обеспечение.
Данная программа обеспечена учебниками для образовательных учреждений автора А.М. Матвеева:
- Физическая культура. 8 – 9 классы. Москва «Просвещение» 2011г.
Спортивное оборудование и его применение.
№ | Спортивное оборудование | Кол - во | Применение по разделам программы |
1. | Гимнастическая стенка | 13 шт. | «Гимнастика» |
2. | Гимнастическая скамейка | 3 шт. | « Гимнастика» |
3. | Гимнастические палки | 30 шт. | « Гимнастика» |
4. | Обручи | 25 шт. | « Гимнастика», « Подвижные игры» |
5. | Гимнастические маты | 4 шт. | « Гимнастика», « Подвижные игры», « Легкая атлетика» |
6. | Канат | 1 шт. | « Гимнастика», « Подвижные игры» |
7. | Баскетбольные мячи | 10 шт. | « Подвижные игры» « Баскетбол» |
8. | Волейбольные мячи | 10 шт. | « Подвижные игры» «Волейбол» |
9. | Волейбольная сетка | 1 шт. | « Подвижные игры» « Волейбол" |
10. | Флажки | 10 шт. | « Подвижные игры», « Легкая атлетика» |
11. | Эстафетная палочка | 4 шт. | « Легкая атлетика», « Подвижные игры» |
12. | Секундомер | 1шт. | « Легкая атлетика», «Подвижные игры», « Гимнастика» |
13. | Мячи для метания | 3 шт. | « Гимнастика», « Подвижные игры» |
14. | Гимнастические скакалки | 30 шт. | « Гимнастика», «Подвижные игры», « Легкая атлетика» |
15. | Лыжи | 28 шт. | « Лыжная подготовка» |
16. | Ботинки лыжные | 28 пар. | « Лыжная подготовка» |
17. | Палки лыжные | 28 шт. | « Лыжная подготовка» |
17. | Кегли в наборе | 3 шт. | «Подвижные игры» |
18. | Коврик туристический | 25 шт. | « Гимнастика», « Подвижные игры» |
19. | Конус для разметки полей | 8 шт. | « Подвижные игры», « Легкая атлетика» |
20. | Мяч ф/б ( резина) | 25 шт. | « Гимнастика», « Подвижные игры» |
21. | Набор бадминтона | 5 шт. | « Подвижные игры» |
22. | Скакалки | 30 шт. | « Гимнастика», « Подвижные игры» |
23. | Сетка для бадминтона | 1 шт. | « Подвижные игры» |
24. | Сетка теннисная | 1 шт. | « Подвижные игры» |
25. | Шарик н/т | 140 шт. | « Подвижные игры» |
26. | Шахматы | 5 шт. | « Настольные игры» |
27. | Мяч футбольный | 3 шт. | « Подвижные игры» |
28. | Ракетки теннисные | 3 шт. | « Подвижные игры» |
29. | Сетка волейбольная без троса | 1 шт. | « Подвижные игры» |
30. | Форма баскетбольная | 10 шт. | «Баскетбол» |
31. | Форма футбольная | 10 шт. | «Футбол» |
32. | Кольцо б/б №7 | 2 шт. | « Подвижные игры» |
33. | Кольцо б/б | 2 шт. | « Подвижные игры» |
34. | Мишень для метания | 1 шт. | «Подвижные игры», « Легкая атлетика» |
35. | Стойки для прыжков в высоту | 2 шт. | «Подвижные игры», « Легкая атлетика» |
36. | Планка металлическая | 1 шт. | «Подвижные игры», « Легкая атлетика» |
37. | Бревно гимнастическое высокое | 1 шт. | « Гимнастика» |
38. | Стенка гимнастическая | 10 шт. | « Гимнастика» |
39. | Козел гимнастический | 1 шт. | « Гимнастика» |
40. | Конь гимнастический | 1 шт. | « Гимнастика» |
41. | Перекладина гимнастическая | 1 шт. | « Гимнастика» |
42. | Брусья гимнастические параллельные | 1 шт. | « Гимнастика» |
43. | Канат для лазанья с механизмом крепления | 1 шт. | « Гимнастика» |
44. | Мост гимнастический подкидной. | 1 шт. | « Гимнастика» |
45. | Скамейка гимнастическая жесткая | 4 шт. | « Гимнастика» |
46. | Стойка для штанги | 1 шт. | « Гимнастика» |
47. | Штанга тренировочная | 1 шт. | « Гимнастика» |
Контрольно – измерительные материалы
В начале и в конце учебного года обучающиеся проходят тестирование по «Президентским состязаниям», по тестам определяется уровень физической подготовленности каждого обучающегося и всего класса.
возраст | Бег 30 м | Отжимание в упоре лежа | Прыжки в длину с места | Поднимание туловища | Наклон туловища | Бег 1000 м |
14 лет | 5,6 | 5,8 | 28 | 14 | 196 | 173 | 20 | 19 | 10 | 12 | 410 | 450 |
15 лет | 4,8 | 5,2 | 32 | 15 | 206 | 177 | 21 | 20 | 10 | 13 | 400 | 420 |
Список литературы
Программа общеобразовательных учреждений доктора педагогических наук А.П. Матвеева «Физическая культура. Основная школа. Средняя школа: базовый и профильный уровни» 5–11 классы». М. «Просвещение», 2008 -143с.
А.П. Матвеев. Физическая культура. 8-9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва, «Просвещение», 2011г.
Киселев П.А.; Киселева С.Б. Настольная книга учителя физической культуры: подготовка школьников к олимпиадам (всероссийским, региональным, городским, районным, школьным). – М.: Издательство «Глобус», 2009.-340с.
Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. Пособие для учителя. М.: ООО « Фирма « Издательство АСТ», 1998.-272с.
Календарно-тематическое планирование по трех часовой программе 5-11 классы. Автор составитель В.И. Виненко. Учитель, 2006.-254 с.
В.И. Ковалько. Поурочные разработки по физкультуре. Методические рекомендации. Практические материалы. 5 – 9 классы. ВАКО Москва 2005.