Муниципальное общеобразовательное учреждение
лицей № 1 имени академика Б.Н. Петрова
РАССМОТРЕНО на заседании кафедры математики, информатики и физики зав. кафедрой _________Тютюнник Т.Е. пр. №___ от _________________ СОГЛАСОВАНО Зам. директора ______ Лимонько Р.И. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ лицея № 1 им. академика Б.Н.Петрова _____________ Моисеенков Г.А. «___» ____________ 2015 |
| |
Программа учебного предмета
по выбору
по математике
«Реальная математика»
для учащихся 9 класса
(17 часов)
Составила учитель: Котикова Т.А..
Смоленск, 2015
Содержание курса согласовано с государственными стандартами общего среднего образования и примерными программами по математике. Курс помогает вспомнить и систематизировать знания, полученные в среднем звене, а также существенно углубить знания по некоторым вопросам.
Данный курс позволяет овладеть эффективными ( не всегда стандартными) методами решения наиболее «проблемных» уравнений и неравенств алгебры. Предлагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных формул до достаточно трудных примеров. Задача курса - углубленное повторение и расширение знаний по предмету.
Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ можно выделить следующие составляющие:
-информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
-предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
-психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
Курс по выбору «Реальная математика» предназначен для учащихся предпрофильного обучения и рассчитан на 17 часов (1 час в неделю). Программа данного факультативного курса имеет ряд особенностей. Она предусматривает:
использование теоретического материала в электронной форме, который соответствует кодификатору элементов содержания контрольно-измерительных материалов ГИА, что позволяет самостоятельно изучить материалы в случае пропуска занятий;
применение тестовых материалов и заданий, составленных по контрольно-измерительным материалам ГИА по математике 2005-2014 г.г. и позволяющих проводить контроль и самоконтроль знаний по всем блокам содержания ГИА.
дифференцированный подход к выпускникам при подготовке к ОГЭ с учетом уровня их обучаемости.
Цели курса:
обобщение, систематизация, расширение и углубление математических знаний, необходимых для применения в практической деятельности,;
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценного функционирования в обществе;
формирование представления о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики;
углубленное повторение курса алгебры для успешного прохождения ОГЭ;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации, умений по выполнению типовых заданий, применяемых в контрольно-измерительных материалах ОГЭ
Задачи курса:
повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам школьного курса математики с помощью различных цифровых образовательных ресурсов;
совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности;
формирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности;
развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования.
Курс «Реальная математика» ориентирован на формирование базовой математической компетентности и способствует созданию положительной мотивации обучения. В программе учтены следующие принципы подготовки к ОГЭ:
первый принцип – тренировочный. На консультациях учащимся предлагаются тренировочные тесты, выполняя которые они могут оценить степень подготовленности к экзаменам;
второй принцип – индивидуальный. На консультациях ученик может не только выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение;
третий принцип – временной. Все тренировочные тесты следует проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя - за какое время сколько заданий они успевают решить;
Четвертый принцип – контролирующий. Максимализация нагрузки по содержанию и по времени для всех учащихся одинакова. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.
Следуя этим принципам, у учеников формируются навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.
Методы и формы обучения определяются требованиями профилизации обучения, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные приоритеты методики изучения факультативного курса:
обучение через опыт и сотрудничество;
учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
интерактивность (работа в малых группах, тренинги);
личностно-деятельностный и субъект–субъективный подход (большее внимание к личности учащегося, а не целям учителя, равноправное их взаимодействие).
Ведущие методы:
словесный (лекция, объяснение алгоритмов решения заданий, беседа, дискуссия);
наглядный (демонстрация натуральных объектов, презентаций уроков, таблиц, схем в цифровом формате);
частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи);
практический.
Формы обучения:
коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.);
групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в парах и т.п.);
индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование и др).
Основные средства обучения:
теоретические материалы в электронном и печатном формате;
видеофильмы, таблицы, схемы, математические модели в электронном формате;
различные варианты контрольно-измерительных материалов ГИА по математике;
Формы контроля:
текущий контроль (оценка активности при обсуждении проблемных вопросов, результатов выполнения домашних заданий);
итоговый контроль (оценка результатов выполнения различных вариантов КИМов)
Организация на занятиях несколько отличается от урочной: ученику необходимо давать время на размышление, учить рассуждать. В курсе заложена возможность дифференцированного обучения.
Основная функция учителя в данном курсе состоит в «сопровождении» учащегося в его познавательной деятельности, коррекции ранее полученных учащимися ЗУН.
В процессе обучения учащиеся приобретают умения и навыки:
преобразования целых и дробных выражений;
решения рациональных и иррациональных уравнений, неравенств и систем;
решения задач на сложные проценты;
решения уравнений и неравенств с модулями;
исследования функции;
построения графиков;
выполнять вычисления;
сопоставлять, проводить сравнения и аналогии;
проводить обобщение, классификацию, систематизацию объектов;
переносить знание в новую ситуацию.
Перечисленные умения и навыки формируются на основе знаний о:
Ожидаемые результаты
На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов:
Основные формы организации учебных занятий: лекция, практическая работа, исследование, творческие и тестовые задания в сочетании индивидуальной и групповой форм учебной деятельности. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся разной степени подготовки.
Учебно-тематический план.
№ | Наименование тем курса | Всего часов | Дата проведения |
9А | 9Б | 9В |
1 | Диаграммы | 2 | | | |
2 | Графики | 2 | | | |
3 | Решение задач с табличными данными | 2 | | | |
4 | Решение задач на проценты | 4 | | | |
5 | Задачи на симметрию | 1 | | | |
6 | Задачи на время с геометрическим содержанием | 1 | | | |
7 | Геометрические задачи на подобие | 2 | | | |
8 | Вероятность | 2 | | | |
9 | Итоговое занятие | 1 | | | |
итого | 17 | | | |
Содержание курса
1. Диаграммы
2. Графики
3. Решение задач с табличными данными
4. Решение задач на проценты
5. Задачи на симметрию
6. Задачи на время с геометрическим содержанием
7. Геометрические задачи на подобие
8. Вероятность
Список литературы:
Алгебра: сб. заданий для подгот. к гос. итоговой аттестации в 9 кл. /[Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др.].- 5-е изд. — М. : Просвещение, 2013. — 239 с. : ил. — (Государственная итоговая аттестация).
Алгебра: сб. заданий для подгот. к гос. итоговой аттестации в 9 кл. /[Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др.]. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2012. — 240 с. : ил. — (Государственная итоговая аттестация).
Кузнецова Л. В., Суворова С. Б., Бунимович Е. А., Колесникова Т. В., Рослова Л. О. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Алгебра. 2013/ ФИПИ. — М.: Интеллект-Центр, 2010. – 128 с.
ГИА-2013: Экзамен в новой форме : Алгебра 9-й кл. : Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. Л.В. Кузнецова, СБ. Суворова Е.А. Бунимович и др. — М.: ACT: Астрель, 2013. — 61,[3) с. -(Федеральный институт педагогических измерений).
И. В. Ященко, А. В. Семенов, П. И. Захаров Подготовка к экзамену по математике ГИА 9 (новая форма). - Методические рекомендации. - М., МЦНМО, 2013. - 240 с.
Алгебра. 9-й класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации-2010: учебно-методическое пособие / Под ред. Ф. Ф. Лысенко. —Ростов-на-Дону: Легион-М., 2013. — 240 с. (Итоговая аттестация)
Колесникова Т.В., Минаева С.С. Типовые тестовые задания 9 класс. М.: «Экзамен», 2013.
Алгебра. Решебник. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации-2013. Под ред. Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. —Ростов-на-Дону: Легион-М., 2009. — 256 с. (Итоговая аттестация)-
Глазков, Ю.А. ГИА. Алгебра. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Тематические тестовые задания / Ю.А. Глазков, М.Я. Гаиашвили. — М.: Издательство «Экзамен», 2013. —126, [2] с. (Серия «ГИА. 9 класс. Тематические тестовые задания»).
Минаева, С.С., Колесникова Т.В. ГИА 2013. Математика. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания / Минаева С.С., Колесникова Т.В. — М.: Издательство «Экзамен», 2013. — 62. [2] с. (Серия «ГИА. 9 кл. Типовые тестовые задания»).
Электронные ресурсы
http://www1.ege.edu.ru
http://www.uchportal.ru/load/246
http://talia.ucoz.com/index/testy/0-70
http://mathematics.ru/courses/algebra/design/index.htm
http://www.mathgia.ru:8080/or/gia12/Main.html?view=TrainArchive
http://karmanform.ucoz.ru/index/podgotovka_k_gia/0-28
http://www.gia9.ru/index.php
http://shpargalkaege.ru/TRENAG.shtml
http://www.mathtest.ru/index.html
http://www.moeobrazovanie.ru/online_test/matematika/
http://www.ctege.info/content/view/1340/74/
http://madam-fonova.ucoz.ru/publ/testy_dlja_podgotovki_k_gia_po_matematike_9_klass/30
http://ege2012-online.ru/ege2012/?page=42&v=597701823
http://giaonline.ru/algebra/
http://gia-online.ru/tests/3
http://le-savchen.ucoz.ru/publ/5-1-0-13
http://uztest.ru/exam?idexam=1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
рабочей группы по анализу программы учебного предмета по выбору для учащихся 9 класса по математике «Реальная математика»
на 2015-2016 учебный год
Рабочая группа в составе:
1. Лимонько Р.И.
2. Котиковой Т.А.
3. Тютюнник Т.Е.
ознакомилась и проанализировала программу учебного предмета по выбору для учащихся 9 класса по математике «Реальная математика» на 2015-2016 учебный год.
Данная программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта и примерных программ. Программа составлена с использованием программы элективного курса, опубликованного: Математика, №14, 2007, содержит пояснительную записку, цели и задачи курса, содержание курса, тематическое планирование, рассчитана на 17 учебных часов. Структура и содержание курса основаны на соблюдении принципов системности, дифференциации, междисциплинарной интеграции, вариативности подачи материала, занимательности.
Рабочая группа постановила:
программа учебного предмета по выбору соответствует требованиям, предъявляемым к программам направленным на углубление знаний по математике, и может быть рекомендована для осуществления учебно-воспитательного процесса в лицее № 1 им. академикам Б.Н.Петрова.
___________ Лимонько Р.И.
___________ Котикова Т.А.
___________ Тютюнник Т.Е.