СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета по выбору "Реальная математика"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс помогает вспомнить и систематизировать знания, полученные в среднем звене, а также существенно углубить знания по некоторым вопросам.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета по выбору "Реальная математика"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

лицей № 1 имени академика Б.Н. Петрова

РАССМОТРЕНО

на заседании кафедры математики, информатики и физики

зав. кафедрой _________Тютюнник Т.Е.

пр. №___ от _________________



СОГЛАСОВАНО

Зам. директора ______ Лимонько Р.И.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ лицея № 1

им. академика Б.Н.Петрова


_____________ Моисеенков Г.А.


«___» ____________ 2015







Программа учебного предмета

по выбору

по математике

«Реальная математика»

для учащихся 9 класса

(17 часов)







Составила учитель: Котикова Т.А..





Смоленск, 2015

Содержание курса согласовано с государственными стандартами общего среднего образования и примерными программами по математике. Курс помогает вспомнить и систематизировать знания, полученные в среднем звене, а также существенно углубить знания по некоторым вопросам.

Данный курс позволяет овладеть эффективными ( не всегда стандартными) методами решения наиболее «проблемных» уравнений и неравенств алгебры. Предлагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных формул до достаточно трудных примеров. Задача курса - углубленное повторение и расширение знаний по предмету.

Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ можно выделить следующие составляющие:

-информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);

-предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);

-психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

Курс по выбору «Реальная математика» предназначен для учащихся предпрофильного обучения и рассчитан на 17 часов (1 час в неделю). Программа данного факультативного курса имеет ряд особенностей. Она предусматривает:

  • использование теоретического материала в электронной форме, который соответствует кодификатору элементов содержания контрольно-измерительных материалов ГИА, что позволяет самостоятельно изучить материалы в случае пропуска занятий;

  • применение тестовых материалов и заданий, составленных по контрольно-измерительным материалам ГИА по математике 2005-2014 г.г. и позволяющих проводить контроль и самоконтроль знаний по всем блокам содержания ГИА.

  • дифференцированный подход к выпускникам при подготовке к ОГЭ с учетом уровня их обучаемости.

Цели курса:

  • обобщение, систематизация, расширение и углубление математических знаний, необходимых для применения в практической деятельности,;

  • интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценного функционирования в обществе;

  • формирование представления о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики;

  • углубленное повторение курса алгебры для успешного прохождения ОГЭ;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации, умений по выполнению типовых заданий, применяемых в контрольно-измерительных материалах ОГЭ

Задачи курса:

  • повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам школьного курса математики с помощью различных цифровых образовательных ресурсов;

  • совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности;

  • формирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности;

  • развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования.

Курс «Реальная математика» ориентирован на формирование базовой математической компетентности и способствует созданию положительной мотивации обучения. В программе учтены следующие принципы подготовки к ОГЭ:

  • первый принцип – тренировочный. На консультациях учащимся предлагаются тренировочные тесты, выполняя которые они могут оценить степень подготовленности к экзаменам;

  • второй принцип – индивидуальный. На консультациях ученик может не только выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение;

  • третий принцип – временной. Все тренировочные тесты следует проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя - за какое время сколько заданий они успевают решить;

  • Четвертый принцип – контролирующий. Максимализация нагрузки по содержанию и по времени для всех учащихся одинакова. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.

Следуя этим принципам, у учеников формируются навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.

Методы и формы обучения определяются требованиями профилизации обучения, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные приоритеты методики изучения факультативного курса:

  • обучение через опыт и сотрудничество;

  • учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;

  • интерактивность (работа в малых группах, тренинги);

  • личностно-деятельностный и субъект–субъективный подход (большее внимание к личности учащегося, а не целям учителя, равноправное их взаимодействие).

Ведущие методы:

  • словесный (лекция, объяснение алгоритмов решения заданий, беседа, дискуссия);

  • наглядный (демонстрация натуральных объектов, презентаций уроков, таблиц, схем в цифровом формате);

  • частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи);

  • практический.

Формы обучения:

  • коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.);

  • групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в парах и т.п.);

  • индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование и др).

Основные средства обучения:

  • теоретические материалы в электронном и печатном формате;

  • видеофильмы, таблицы, схемы, математические модели в электронном формате;

  • различные варианты контрольно-измерительных материалов ГИА по математике;

Формы контроля:

  • текущий контроль (оценка активности при обсуждении проблемных вопросов, результатов выполнения домашних заданий);

  • итоговый контроль (оценка результатов выполнения различных вариантов КИМов)

Организация на занятиях несколько отличается от урочной: ученику необходимо давать время на размышление, учить рассуждать. В курсе заложена возможность дифференцированного обучения.

Основная функция учителя в данном курсе состоит в «сопровождении» учащегося в его познавательной деятельности, коррекции ранее полученных учащимися ЗУН.

В процессе обучения учащиеся приобретают умения и навыки:

    • преобразования целых и дробных выражений;

    • решения рациональных и иррациональных уравнений, неравенств и  систем;

    • решения задач на сложные проценты;

    • решения уравнений и неравенств с модулями;

    • исследования функции;

    • построения графиков;

    • выполнять вычисления;

    • сопоставлять, проводить сравнения и аналогии;

    • проводить обобщение, классификацию, систематизацию объектов;

    • переносить знание в новую ситуацию.

Перечисленные умения и навыки формируются на основе знаний о:

    • преобразовании целых и дробных выражений;

    • решении уравнений, неравенств и систем;

    • функциях и их свойствах;

Ожидаемые результаты

На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов:

  • Овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий ОГЭ;

  • Усвоят основные приемы мыслительного поиска.

  • Выработают умения:

  • самоконтроль времени выполнения заданий;

  • оценка объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;

  • прикидка границ результатов;

  • прием «спирального движения» (по тесту).

Основные формы организации учебных занятий: лекция, практическая работа, исследование, творческие и тестовые задания в сочетании индивидуальной и групповой форм учебной деятельности. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся разной степени подготовки.

Учебно-тематический план.

Наименование тем курса

Всего часов

Дата проведения

1

Диаграммы

2




2

Графики

2




3

Решение задач с табличными данными

2




4

Решение задач на проценты

4




5

Задачи на симметрию

1




6

Задачи на время с геометрическим содержанием

1




7

Геометрические задачи на подобие

2




8

Вероятность

2




9

Итоговое занятие

1




итого

17






Содержание курса

1. Диаграммы



2. Графики



3. Решение задач с табличными данными


4. Решение задач на проценты


5. Задачи на симметрию


6. Задачи на время с геометрическим содержанием


7. Геометрические задачи на подобие


8. Вероятность








Список  литературы:

  1. Алгебра: сб. заданий для подгот. к гос. итоговой аттестации в 9 кл. /[Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др.].- 5-е изд. — М. : Просвещение, 2013. — 239 с. : ил. — (Государственная итоговая аттестация).

  2. Алгебра: сб. заданий для подгот. к гос. итоговой аттестации в 9 кл. /[Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др.]. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2012. — 240 с. : ил. — (Государственная итоговая аттестация).

  3. Кузнецова Л. В., Суворова С. Б., Бунимович Е. А., Колесникова Т. В., Рослова Л. О. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Алгебра. 2013/ ФИПИ. — М.: Интеллект-Центр, 2010. – 128 с.

  4. ГИА-2013: Экзамен в новой форме : Алгебра 9-й кл. : Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. Л.В. Кузнецова, СБ. Суворова Е.А. Бунимович и др. — М.: ACT: Астрель, 2013. — 61,[3) с. -(Федеральный институт педагогических измерений).

  5. И. В. Ященко, А. В. Семенов, П. И. Захаров Подготовка к экзамену по математике ГИА 9 (новая форма). - Методические рекомендации. - М., МЦНМО, 2013. - 240 с.

  6. Алгебра. 9-й класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации-2010: учебно-методическое пособие / Под ред. Ф. Ф. Лысенко. —Ростов-на-Дону: Легион-М., 2013. — 240 с. (Итоговая аттестация)

  7. Колесникова Т.В., Минаева С.С. Типовые тестовые задания  9 класс. М.: «Экзамен», 2013.

  8. Алгебра. Решебник. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации-2013. Под ред. Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. —Ростов-на-Дону: Легион-М., 2009. — 256 с. (Итоговая аттестация)-

  9. Глазков, Ю.А. ГИА. Алгебра. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Тематические тестовые задания / Ю.А. Глазков, М.Я. Гаиашвили. — М.: Издательство «Экзамен», 2013. —126, [2] с. (Серия «ГИА. 9 класс. Тематические тестовые задания»).

  10. Минаева, С.С., Колесникова Т.В. ГИА 2013. Математика. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания / Минаева С.С., Колесникова Т.В. — М.: Издательство «Экзамен», 2013. — 62. [2] с. (Серия «ГИА. 9 кл. Типовые тестовые задания»).

Электронные ресурсы

http://www1.ege.edu.ru

http://www.uchportal.ru/load/246

http://talia.ucoz.com/index/testy/0-70

http://mathematics.ru/courses/algebra/design/index.htm

http://www.mathgia.ru:8080/or/gia12/Main.html?view=TrainArchive

http://karmanform.ucoz.ru/index/podgotovka_k_gia/0-28

http://www.gia9.ru/index.php

http://shpargalkaege.ru/TRENAG.shtml

http://www.mathtest.ru/index.html

http://www.moeobrazovanie.ru/online_test/matematika/

http://www.ctege.info/content/view/1340/74/

http://madam-fonova.ucoz.ru/publ/testy_dlja_podgotovki_k_gia_po_matematike_9_klass/30

http://ege2012-online.ru/ege2012/?page=42&v=597701823

http://giaonline.ru/algebra/

http://gia-online.ru/tests/3

http://le-savchen.ucoz.ru/publ/5-1-0-13

http://uztest.ru/exam?idexam=1





















ЗАКЛЮЧЕНИЕ
рабочей группы по анализу программы учебного предмета по выбору для учащихся 9 класса по математике «Реальная математика»

на 2015-2016 учебный год

Рабочая группа в составе:

1. Лимонько Р.И.

2. Котиковой Т.А.

3. Тютюнник Т.Е.

ознакомилась и проанализировала программу учебного предмета по выбору для учащихся 9 класса по математике «Реальная математика» на 2015-2016 учебный год.

Данная программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта и примерных программ. Программа составлена с использованием программы элективного курса, опубликованного: Математика, №14, 2007, содержит пояснительную записку, цели и задачи курса, содержание курса, тематическое планирование, рассчитана на 17 учебных часов. Структура и содержание курса основаны на соблюдении принципов системности, дифференциации, междисциплинарной интеграции, вариативности подачи материала, занимательности.

Рабочая группа постановила:

программа учебного предмета по выбору соответствует требованиям, предъявляемым к программам направленным на углубление знаний по математике, и может быть рекомендована для осуществления учебно-воспитательного процесса в лицее № 1 им. академикам Б.Н.Петрова.

___________ Лимонько Р.И.

___________ Котикова Т.А.

___________ Тютюнник Т.Е.