Филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Бейская средняя общеобразовательная школа-интернат»
«Новониколаевская основная общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ:
директор МБОУ Бейской ОШИ
_________ Т.А. Грудинина
Приказ № ___
от «__» августа 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Русский язык
7 класс
Разработчик: учитель русского языка
первой квалификационной категории
Падалко Татьяна Викторовна
Обсуждена и согласована на методическом объединении учителей
Протокол № от __ августа 2017 г.
Принята на Методическом совете школы
Протокол № от __ августа 2017 г.
д. Новониколаевка, 2017 г
Планируемые результаты освоения курса «Русский язык»
Личностные результаты освоения курса | Метапредметные результаты освоения курса | Предметные результаты освоения курса |
Учащиеся должныиметь представления о: конструировании монологического высказывания; ведении диалога; инсценировании художественного произведения; соотношении жизненных наблюдений с читательскими впечатлениями; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств. | Учащиеся должны знать: виды речевой деятельности; словесные средства устного и письменного общения. | Учащиеся должны знать: нормы построения текста; как найти значения непонятных слов и словосочетаний по словарю; различные виды анализа слов; как найти грамматические и речевые ошибки, исправлять их; как аргументировать свой ответ; как создать тексты различных жанров; как рассказать историю по аналогии с прочитанной; приемы работы с книгой; как сопоставлять описания. |
Учащиеся должны уметь: осмысленно воспринимать слово и уместно употреблять его в речи; строить общение в соответствии с общепринятыми правилами речевого поведения; правильно пользоваться формулами речевого этикета; | Учащиеся должны уметь: отвечать на вопросы словами текста, устно составлять предложения на заданную тему; определять цели предстоящей учебной деятельности; извлекать информацию из различных источников. | Учащиеся должны уметь: выразительно читать художественное произведение; определять главную мысль произведения; выделять нужные фрагменты текста; сравнивать персонажей произведения; рассказывать о прочитанном; сравнивать речевые высказывания; осуществлять речевой самоконтроль; объяснять переносное значение слов; определять особенности жанра. |
| Учащиеся должны владеть: всеми видами речевой деятельности; выдерживанием пауз с опорой на знаки препинания; изменением силы голоса и интонации; разными видами чтения; способностью к преобразованию, сохранению и передачи информации. | Учащиеся должны владеть: пересказом фрагментов текста; умением учить наизусть стихотворения; различными видами диалога и монолога; умением объяснять смысл названия произведения. |
Могут быть сформированы: чувство понимания и любви к родному языку, потребность сохранения чистоты русского языка как явления национальной культуры | Могут научиться: планировать собственную читательскую деятельность применять приобретенные знания, умения, навыки в повседневной жизни | Получат возможность научиться: создавать творческий пересказ; создавать текстовые иллюстрации к произведениям; осознавать эстетическую функцию родного языка основам научных знаний о родном языке; понимать взаимосвязь его уровней и единиц. |
СОДЕРЖАНИЕ
Русский язык как развивающееся явление 8 ч
Повторение пройденного в 5 и 6 классах синтаксис, пунктуация, лексика, фрезеология, фонетика.
Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.
Морфология. Орфография. Культура речи
Причастие – 27 ч
I. Повторение сведений о глаголе, полученных в 5 и 6 классах.
Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
П. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, принесены), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
III. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.
Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура. Контрольный диктант по теме» причастие»
Деепричастие – 9 ч
I. Повторение сведений о глаголе, полученных в 5 и 6 классах.
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и теме нида и их образование.
Не с деепричастиями
И. Умение правильно составлять предложение с деепричастным оборотом Контрольный диктант по теме деепричастие
III. Рассказ по картине.
Наречие- 23 ч
I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни-в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е.
Буквы о и с после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.
II. Умение правильно ставить ударение в наречиях.
Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
III. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий. Контрольный диктант по теме» наречие
Категория состояния- 3 ч
I. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
II. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ- 2 ч
Предлог – 8 ч
I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
П. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.
Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
III. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
СОЮЗ -15 ч
I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
П. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Частица- 16 ч
I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие, отрицательные и модальные частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
П. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
III. Рассказ по данному сюжету. Контрольный диктант по теме союз, предлог, частица
Междометие. Звукоподражательные слова – 5 ч
I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.
Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
П. Умение выразительно читать предложения с междометиями.
Повторение и систематизация пройденного в 7 классе -19 ч
Изложение. Контрольный диктант годовой, лингвистическая игра.
Календарно-тематическое планирование 7 класс
№ урока | Дата проведения План | факт | Тема урока | примечание |
1 | | | Русский язык как развивающее явление | |
| | | Повторение изученного в 6 классе- 8 часов | |
2 | | | Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. | |
3 | | | Лексика и фразеология. | |
4 | | | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. | |
5 | | | Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. | |
6 | | | Морфология и орфография. | |
7 | | | Морфология и орфография. | |
8 | | | Текст. Стили литературного языка. | |
9 | | | Контрольная работа по теме «Повторение изученного материала в 5-6 классах»На берегу красивого озера» | |
| | | Причастие-27 часов(к.р + 4 РР) | |
10 | | | Причастие как часть речи. | |
11 | | | Публицистический стиль. устно | |
12 | | | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | |
13 14 | | | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. | |
15 | | | Описание внешности человека. Портрет в литературном произведении. | |
16 | | | Действительные и страдательные причастия. | |
17 | | | Краткие и полные страдательные причастия. | |
18 | | | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | |
19 | | | Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | |
20 | | | Действительные причастия прошедшего времени. | |
21 | | | РР изложение с изменением формы действующего лица упр 116 | |
22 | | | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | |
23 | | | Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. |
24 | | | Страдательные причастия прошедшего времени. | |
25 | | | Страдательные причастия прошедшего времени. | |
26 | | | Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях прошедшего времени. | |
27 | | | Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. | |
28 | | | Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных проект «Народные промыслы» | |
29 | | | Выборочное изложение.»Судьба человека» | |
30 | | | Морфологический разбор причастия. | |
31 | | | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | |
32 | | | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | |
33 | | | Буквы О и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | |
34 | | | РР. Сочинение – описание внешности человека. | |
35 | | | Повторение изученного материала о причастии. | |
36 | | | Контрольная работа по теме « причастие.Путешествие по Арлю» | |
| | | Деепричастие- 9 часов (к.р+1 РР) | |
37 | | | Понятие о деепричастии. | |
38 | | | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | |
39 | | | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | |
40 | | | Раздельное написание НЕ с деепричастиями. | |
41 | | | Деепричастия несовершенного вида. | |
42 | | | Деепричастия совершенного вида. | |
43 | | | РР Сочинение – рассказ по картине С Григорьева «Вратарь» | |
44 | | | Повторение изученного о деепричастии. Морфологический разбор деепричастия. | |
45 | | | Контрольный диктант по теме «Деепричастие»«Опера Глинки» | |
| | | Наречие- 23 часа (3 РР+ 1 к.р) | |
46 | | | Наречие как часть речи. | |
47 | | | Разряды наречий | |
48 | | | Степени сравнения наречий. | |
49 | | | Морфологический разбор наречия. | |
50 | | | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О и –Е. | |
51 | | | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О и –Е. | |
52 | | | Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. | |
53 | | | Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. | |
54-55 | | | Н и НН в наречиях на –О и –Е. | |
56 | | | РР Описание действий. Написание сочинения «как я делаю…» | |
57 | | | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. | |
58 | | | Буквы О и А на конце наречий | |
59 | | | РР подробное изложение с элементами сочинения «Вот это и плохо» упр 272 | |
60 | | | Дефис между частями слова в наречиях. | |
61 | | | Дефис между частями слова в наречиях. | |
62-63 | | | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. | |
64 | | | РР Описание животного по картине Широкова «Друзья» | |
65 | | | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | |
66 | | | Повторение изученного о наречии. | |
67 | | | Контрольная работа по теме « Наречие» На берегу речки | |
68 | | | Учебно-научная речь. Отзыв. | |
| | | Категория состояния-3 часа (1 РР) | |
69 | | | Категория состояния как часть речи. | |
70 | | | Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор слов категории состояния. | |
71 | | | РР написание сочинения на лингвистическую тему о категории состояния | |
| | | Самостоятельные и служебные части речи.2 часа(1 РР) | |
| | | | |
72 | | | Самостоятельные и служебные части речи. РК работа с текстом | |
73 | | | РР сжатое изложение по К. Паустовскому «Обыкновенная земля» | |
| | | Предлог- 8 часов (1 РР) | |
74 | | | Предлог как часть речи | |
75 | | | Употребление предлогов. | |
76 | | | Непроизводные и производные предлоги. | |
77 | | | Непроизводные и производные предлоги. | |
78 | | | Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлогов. | |
79 | | | РР рассказ- репортаж на основе увиденного «Спортивная школа» | |
80 | | | Слитное и раздельное написание предлогов. | |
81 | | | Слитное и раздельное написание предлогов. | |
| | | Союз- 15 часов (1РР+ 1 к.р) | |
82 83 | | | Союз как часть речи. Простые и составные союзы. | |
84 | | | Союзы сочинительные и подчинительные. | |
85 | | | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. | |
86 | | | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. | |
87 | | | Проверочная работа по теме «Пунктуация в простом и сложном предложении» | |
88 | | | Сочинение «Я сижу на берегу…» ( по упр. 376) | |
89 | | | Сочинительные союзы. | |
90 | | | Подчинительные союзы. | |
91 | | | Подчинительные союзы. | |
92 | | | Морфологический разбор союза | |
93 | | | Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ. | |
94 | | | Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ. | |
95 | | | Повторение сведений о предлогах и союзах. | |
96 | | | Контрольный диктант по теме и» предлог. Союз» «В Антарктиде» | |
| | | Частица- 16 часов (2 РР+ 1к.р) | |
97 | | | Частица как часть речи. | |
98 | | | Разряды частиц. Формообразующие частицы. | |
99 | | | Смысловые частицы. | |
100 | | | Смысловые частицы. | |
101 102 | | | Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы. | |
103 | | | РР сочинение-рассказ по картине Юона «Конец зимы» | |
104 | | | Отрицательные частицы НЕ и НИ. | |
105 | | | Отрицательные частицы НЕ и НИ. | |
106 | | | Различение частицы и приставки НЕ-. | |
107 | | | Различение частицы и приставки НЕ-. | |
108 | | | РР сочинение рассказ по данному сюжету «хороший поступок» | |
109-110 | | | Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ – НИ. | |
111 | | | Повторение изученного материала о частицах, предлогах союзах. | |
112 | | | Контрольный диктант по теме « Частица» « Слепой пес» | |
| | | Междометие- 5 часа (2 РР) | |
113114 | | | Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. | |
115116 | | | РР. Обучение написания аудиоизложения. РР. аудио изложение «игрушки» | |
117 | | | Тест по теме «Служебные части речи» | |
| | | Повторение- 19 часов (2 РР+ 1 к. р) | |
118 | | | Разделы науки о русском языке. | |
119 | | | Текст. Стили речи. |
120 | | | Фонетика и графика. | |
121 | | | Лексика и фразеология. | |
122 123 | | | Морфемика. Словообразование. | |
124 125 | | | Морфология | |
126 127 | | | Орфография. | |
128 129 | | | Синтаксис. синтаксис | |
130 131 | | | Пунктуация. пунктуация | |
132 | | | Промежуточная аттестация в формате ЕГЭ. | |
133 134 | | | РР Написание аудиоизложения о добре | |
135 | | | Годовой контрольный диктант «Озеро» | |
136 | | | Лингвистическая игра своя игра | |
12